Известные российские психологи: Психологическая газета — регулярное электронное издание | Кто есть кто

Содержание

От элитарной школы до крупной экосистемы. Московскому институту психоанализа 25 лет

О частном высшем образовании в России, цифровизации и просветительской деятельности

В начале 90-х, когда свободная экономика охватила новую Россию, перемены пришли и в сферу образования. С принятием двух законов — «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «Об образовании» — в стране возникла почва для появления частных вузов. Таким образом Россия стала частью важного тренда, который уже доказал свою эффективность на Западе. В авторитетном рейтинге высших учебных заведений Academic Ranking of World Universities первые позиции неизменно занимают частные университеты и институты: Гарвард, Стэнфорд, Кембридж, Массачусетский. И хотя в России частное высшее образование — явление относительно новое, уже понятна его перспективность. На примере Московского института психоанализа рассказываем, как выглядит обучение в негосударственном вузе в России, а заодно развеиваем некоторые мифы о частных образовательных учреждениях.

 

ИНСТИТУТ УНИВЕРСИТЕТСКИХ МАСШТАБОВ

Двадцать восьмого марта 1997 года в стенах 1-го Гуманитарного корпуса МГУ на Воробьёвых горах открылся небольшой частный вуз — Московский институт психоанализа. Это была камерная школа элитарного обучения психоанализу и психологии. На единственном в то время факультете реализовывались две образовательные программы (одна высшего образования, вторая дополнительного профессионального), где училось порядка 350 студентов и работало 35 преподавателей.

Первый и единственный в России памятник Зигмунду Фрейду находится при входе в институт

© Московский институт психоанализа

Фактически создание института ознаменовало возвращение психоанализа в Россию. Без малого за год до этого Борис Ельцин подписал указ о возрождении и развитии направления.

Это было фундаментальное образование — в первую очередь на базе факультета психологии МГУ и Института психологии РАН. У истоков стояли Владимир Александрович Барабанщиков, Нина Кузьминична Асанова, Евгения Давыдовна Хомская, Ксения Александровна Абульханова-Славская, Анна Борисовна Леонова, Юрий Иосифович Александров, Юрий Владимирович Микадзе, Валерий Моисеевич Лейбин — известнейшие люди из мира психологии. Некоторые направления выделились в отдельные кафедры именно в Московском институте психоанализа, а уже потом появились в других вузах. Например кафедры организационной психологии и детской клинической психологии.

Лев Сурат

Ректор Московского института психоанализа

Лев Сурат на Гайдаровском форуме в 2022 году

© Московский институт психоанализа

Тогда было сложно представить, что через пару десятков лет учиться здесь будет несколько тысяч студентов, а сам институт превратится в одно из самых передовых учебных заведений в России.

В 2011-м вуз возглавил новый ректор — Лев Сурат. Своей задачей он поставил выстроить образовательную среду, создать внутри экосистему, объединяющую специалистов из области психологии, педагогики, психоанализа и психотерапии.

В те годы шла реформа высшего образования: вузы переходили на Болонский процесс, отменялось пятилетнее обучение, вводилась многоступенчатая система (бакалавриат, магистратура, аспирантура), создавались новые образовательные стандарты. Потом началась реформа образования, многие частные вузы закрылись, а мы выдержали, стали большой организацией. В принципе, сейчас мы уже отвечаем всем критериям университета.

Лев Сурат

Ректор Московского института психоанализа

Так небольшой вуз трансформировался в масштабный институт с огромной вариативностью программ на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. На пяти факультетах здесь учат на психологов, психоаналитиков, клинических психологов, педагогов, дефектологов, коучей. Кроме того, у института порядка двухсот программ дополнительного образования.

© Московский институт психоанализа

На самом деле: При поступлении абитуриентам важно обращать внимание не только на наличие лицензии у частного института, но и на государственную аккредитацию выбранной образовательной программы. Если она аккредитована, то отвечает федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Студенты получат диплом установленного Минобрнауки образца, который ничем не отличается от дипломов государственных вузов. Издание «Коммерсантъ» в 2014 году ставило недавних выпускников Московского института психоанализа на первое место по уровню зарплат по направлению «Психологические науки».

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

С 2012 года институт развивал собственную платформу онлайн-обучения InStudy, поэтому переход студентов на дистанционный формат во время пандемии прошел бесшовно — в считанные часы. Фактически учебное заведение оказалось в авангарде этого процесса и стало в России трендсеттером.

Проект быстро получил высокую оценку профессионального сообщества: институт стал лауреатом премии «Цифровые вершины — 2020» и вошел в шорт-лист участников конференции EdCrunch — 2021.

По сути, платформа — это профессиональная социальная сеть с многоуровневым контентом и технологиями, которые позволяют студенту эффективно учиться.  Внутри — понятный интерфейс, более 500 готовых мультимедийных курсов, расписание занятий и многое другое. Обучение также предусматривает использование стриминговых технологий и гибридных форм обучения.

На выставке «Образование и карьера 2022»

© Московский институт психоанализа

Изначально идея создания InStudy заключалась в том, чтобы позволить студентам из других городов получать качественное образование, разработанное в Москве ведущими специалистами. Это удалось: у жителей регионов России и других стран появилась возможность учиться дистанционно, в Москве этот формат также оказался востребован еще задолго до пандемии. Благодаря InStudy сегодня в вузе учатся студенты из 600 городов и более 35 стран.

Наша платформа — это в первую очередь методология. Это не оцифровка классического формата обучения, а совершенно другой способ взаимодействия между педагогами, студентами и вузом. Она позволяет встраивать процесс от цифрового студента до цифрового выпускника. Само обучение — это не только знакомство с контентом, но и занятия: выделенные кураторы, тьюторы, фиксация разных этапов обучения.

Лев Сурат

Ректор Московского института психоанализа

При этом цифровизация в институте выходит далеко за пределы дистанционного обучения и пронизывает все области — от приема документов до выпуска студентов.

На самом деле: Московский институт психоанализа регулярно успешно проходит независимую оценку качества образовательных программ и подготовки студентов. В институте собран уникальный научно-педагогический состав. Это высококвалифицированные специалисты и исследователи, доктора и кандидаты наук, академики РАО, профессора-практики. Помимо ведущих российских специалистов в вузе работают и их зарубежные коллеги.

Отдельная гордость вуза — клинический центр с обширной научно-практической базой. Он оснащен всем необходимым оборудованием для работы специалистов и практики студентов. Здесь ведут прием ведущие психологи и дефектологи, а студенты получают возможность наблюдать за работой мастеров. На практику сюда приходят и из других, государственных вузов.

Так выглядит одна из мемориальных аудиторий института. Этот кабинет носит имя выдающегося психолога, основателя логотерапии Виктора Франкла.

© Московский институт психоанализа

Как частный вуз мы более гибкие и стремительные. И если в начале пути сферой нашей конкуренции было частное образование, то теперь мы сравниваем себя с ведущими государственными университетами. Нас отличает огромное желание делать и развивать. В институте создана уникальная среда, у нас потрясающие преподаватели — профессионалы каждый в своей области.

Лев Сурат

Ректор Московского института психоанализа

ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Но работа института — это не только обучение студентов, практика и научная деятельность. Амбиции у вуза университетские, отсюда серьезный упор на популяризацию знаний. Институт реализует несколько просветительских проектов-лекториев («Мастера психологии», «Территория ребенка», «Рассказы о мозге» и цикл лекций для педагогов). Аудитория открытых лекций и мастер-классов — в среднем 400 тысяч в год. Они проводятся в оффлайн- и онлайн-формате, в них участвуют не только российские, но и иностранные спикеры.

Ректор института Лев Сурат, ведущая Марианна Максимовская, главный раввин России Берл Лазар и психолог Александр Асмолов участвуют в дискуссии «Психология и религия: разговор о душе»

© Московский институт психоанализа

У института активный аккаунт в YouTube c многотысячными просмотрами. Например, фильм про Зигмунда Фрейда, подготовленный при участии преподавателей института, посмотрели почти 800 тысяч человек.

В Москве, для того чтобы узнать об институте, даже не обязательно интересоваться психологией: вуз сотрудничает со столичными библиотеками, Музеоном, делал большую экспозицию на Поклонной горе, посвященную памяти жертв Холокоста. В конце марта стартовал свободный лекторий института в Еврейском музее и Центре толерантности, посвященный борьбе со стрессом в условиях турбулентности.

Психолог Дмитрий Леонтьев в лектории «Мастера психологии»

© Московский институт психоанализа

Однако один из самых важных проектов вуза лежит в практической плоскости. Во время пандемии институт запустил проект «Психологическая служба Федеральной телефонной горячей линии по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19». Сотни специалистов ежедневно консультировали и поддерживали людей в непростой период пандемии. В 2021 году проект победил в Национальном конкурсе «Золотая Психея» — в номинации «Психологический инструмент года».

Институт уделяет огромное внимание практической подготовке студентов. Стажировки и занятия проходят в центрах психологического консультирования и психотерапии, кризисных и психолого-медико-социальных центрах, образовательных учреждениях и частных компаниях. Всего 150 баз. Есть совместные образовательные проекты с вузами Италии, Австрии, Германии и других стран, а также сетевые образовательные программы с ведущими университетами России.

На самом деле: В Московском институте психоанализа реализуются образовательные программы от элитных до массовых и действует поддержка талантливых абитуриентов и студентов. Также вуз получает места за счет средств федерального бюджета. 

Московский институт психоанализа реализует инклюзивные программы. Недавно вуз запустил совместный проект с Центром занятости населения Москвы. Люди пятидесяти лет и старше, а также женщины с детьми младше семи лет, проживающие в столице, смогут бесплатно учиться по направлениям педагогики и психологии.

Лекция в Еврейском музее и Центре толерантности

© Московский институт психоанализа

ЮБИЛЕЙ СО СМЫСЛОМ

В этом году Московский институт психоанализа отмечает важную дату — 25 лет с момента основания. К празднованию решили подойти основательно: организовать серию мероприятий как для тех, кто уже увлекается психологией, так и для тех, кто только собирается познакомиться с этой наукой.

В институте работают содержательные увлеченные люди, наполняющие свою деятельность смыслами. Мы хотим поделиться тем, что создали. Теми знаниями, которые накопили. В итоге все это трансформировалось в серию дискуссий, которую мы назвали „За пределами психологии. Жизнь как чудо“. На встречах мы будем говорить о психическом здоровье, о природе человека и ее влиянии на совершаемые им поступки; об эволюции разума, о формировании психики и многом другом. О счастье и смехе, который побеждает.

Лев Сурат

Ректор Московского института психоанализа

В серии мероприятий участвуют спикеры из России и других стран. Среди них знаменитые отечественные ученые Александр Асмолов, Татьяна Черниговская и Дмитрий Ушаков, директор Института Виктора Франкла в Вене Александр Баттиани, итальянский врач Джан Карло Ди Ренцо и многие другие.

На самом деле: В 2010-х действительно произошло резкое сокращение числа частных вузов. Но те, что выстояли, отвечают всем требованиям Министерства науки и высшего образования, тщательно следят за своей репутацией. В настоящее время отзыв лицензии у частного вуза — большая редкость.

В Московском институте психоанализа аккредитованы абсолютно все направления подготовки. Мы понимаем, что это важно для наших студентов. Помимо нас, в России есть ряд крупных частных вузов с надежной репутацией: Российская экономическая школа, Московская финансовая юридическая академия, РосНОУ, Университет Иннополис. И это далеко не полный список.

Лев Сурат

Ректор Московского института психоанализа

Джейн МакАдам Фрейд в гостях в Московском институте психоанализа

© Московский институт психоанализа

СЕРВИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Большие планы у вуза и на весь юбилейный год. Недавно институт запустил сервис психологической помощи онлайн Do Therapy. Отличие платформы — умная система подбора нужного специалиста и направления психотерапии. Здесь нет абстрактного психолога, специалисты разбиты по направлениям: кризисное консультирование, семейная или детская психология, коучинг, практическая бизнес-психология, дефектология и так далее.

Специалисты, работающие на Do Therapy, проходят серьезный отбор. Решение по каждому принимает комиссия во главе с авторитетным экспертом, для сотрудников предусмотрена система супервизии. Здесь будут предложения не только для частных лиц, но и для бизнеса: платформа нацелена в том числе на B2B.

Кроме того, с нового учебного года факультетов в институте станет на один больше — откроется биологический. Как поясняет Лев Сурат, при построении программы институт пойдет от проблематики — по заветам Владимира Ивановича Вернадского.

Узнать больше о работе института и программах обучения можно на сайте вуза. Там же доступна вся информация о правилах поступления, преподавателях, научных проектах и предстоящих мероприятиях.

© Московский институт психоанализа

  

Российские эксперты в области педагогики — визит-профессора ИППС

В Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета проходят лекции и тренинги известных российских специалистов в области конфликтологии и медиации. Студенты и преподаватели узнают основы конфликтологии и изучают передовые технологии посредничества в урегулировании конфликтов.

Так, с 25 ноября по 5 декабря 2019 года проходят открытые лекции для всех желающих по конфликтологии визит-профессора из Санкт-петербургского государственного университета Светланы Посоховой. На занятиях будущие педагоги и психологи в интерактивном формате разбирают актуальные проблемы и кейсы в области конфликт-анализа, управления конфликтами, переговоров, а также конфликтов в образовании.

Кроме этого, 29–30 ноября 2019 года команда преподавателей ИППС СФУ, сопровождающих магистерскую программу «Медиация в образовании», прошла интенсивный тренинг «Путь к успеху: инструменты медиации как основы эффективной коммуникации в конфликте».

Известный в России медиатор-практик, председатель правления ассоциации «Байкальской Лиги медиаторов» Анастасия Архипкина провела интерактивную игру по принципу «win-win», в ходе которой участники освоили такие медиативные процедуры, как визуализация, петля понимания, рефрейминг, активное слушание, резюмированние и распознавание невербальных эмоций.

Как отмечает директор Института педагогики психологии и социологии СФУ Ольга Смолянинова, изучение опыта ведущих центров конфликтологии и медиации необходимо и студентам, и аспирантам, и преподавателям, так как поликультурная медиация в образовании — одно из приоритетных направлений, которое развивает институт.

«Жизни без конфликтов не существует, и, к сожалению, в образовании конфликтов становится всё больше и больше. Порой они могут привести к крайне негативным последствиям, таким как буллинг, суицид. Поэтому роль медиации в образовании невозможно недооценивать. При этом, на мой взгляд, технологиями эффективного разрешения и профилактики конфликтов должны владеть все субъекты образовательного процесса: не только психологи, но и педагоги должны знать, как распознавать конфликты и уметь применять методы для их разрешения и профилактики.

Нам в институте удалось удачно совместить академическую науку и реальную практику. Первый спикер — уважаемый профессор и большой профессионал из Питера Светлана Посохова — в интерактивном формате рассказывает основы основ конфликтологии. А второй — ведущий практик Анастасия Архипкина — провела игру для преподавателей, в которой реализовала наиболее важные медиативные процедуры, разбирая их на конкретных случаях. Эту методику мы перенесём в учебные аудитории и будем давать элементы коммуникативных техник студентам с помощью инструментария, который мы приобрели»
, — рассказала она.

Иван Павлов Биография — Жизнь русского психолога

Иван Павлов родился 14 сентября 1849 года в Рязани. Он был известным врачом и физиологом. Его отца звали Петр Дмитриевич Павлов, и он был священником в Рязани. Иван Павлов сначала пошел в школу при местной церковной школе в Рязани. Продолжил обучение в той же школе при духовной семинарии.

Молодость и образование

Павлов поначалу ничего не знал о науке, но в 1860 году он был вдохновлен либеральными идеями одного из виднейших русских литературоведов Д. И. Писарев. Его вдохновляли и другие прогрессивные идеи, распространяемые отцом русской физиологии И. М. Сеченовым. Эти идеи вдохновили его отказаться от религиозной карьеры и посвятить всю свою жизнь изучению науки.

В результате он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета в 1870 г., где изучал естествознание. Павлов начал проявлять живой интерес к области психологии, которая оставалась для него очень важной на протяжении всей его жизни.

Во время своего первого курса он сотрудничал с другим студентом, чтобы написать свой первый научный трактат, который в основном был посвящен физиологии, связанной с нервами поджелудочной железы. Эта научная работа получила широкое признание, и он получил за нее престижную награду. Павлов закончил третий курс в 1879 г.и снова был удостоен очередной награды.

Профессиональные годы Павлова

Во время учебы в академии Павлов сдал конкурсный экзамен и выиграл стипендию. Он получил должность директора физиологической лаборатории в клинике известного русского клинициста С. П. Боткина. Это позволило ему продолжить свою самоотверженную исследовательскую работу.

В 1883 году Павлов защитил докторскую диссертацию под названием Центробежные нервы сердца , в которой он развил идею нервизма и принципы функций нервной системы.

Многие крупные достижения в его карьере начались, когда он стал директором и организатором отдела физиологии в Институте экспериментальной медицины в 1890 году. Здесь он прослужил 45 лет до самой смерти. Под его руководством институт стал одним из важнейших центров физиологических исследований.

Вклад Павлова в психологию

Павлов получил мировую известность и признание в начале своих научных лет, когда он открыл способ изучения поведения с помощью более объективной техники. Он обнаружил, как людей и животных можно научить реагировать на определенный стимул определенным образом.

Его теория до сих пор используется в различных областях, таких как лечение фобии. Кроме того, его результаты до сих пор используются для лечения фобий, возникающих в результате определенных условий окружающей среды, таких как боязнь толпы и высоты. Его открытие и обширные исследования рефлексов повлияли на быстрорастущее бихевиористское движение. Его исследования продемонстрировали приемы изучения реакций окружающей среды научным, объективным методом. Его работы часто цитируются в трудах Джона Б. Уотсона, другого выдающегося и известного психолога.

Во время лечения пациент сначала изучает важную технику мышечной релаксации. В течение следующих нескольких дней пациент представляет себе ситуацию, вызывающую страх, пытаясь уменьшить тревогу посредством релаксации. В конце лечения ситуацию, вызывающую тревогу, можно вспомнить, не вызывая у пациента какой-либо формы беспокойства. Эта форма лечения широко известна как систематическая десенсибилизация. Его поддержка и открытия во многих сложных и неизлечимых заболеваниях принесли ему всемирное признание.

Крупные достижения

В 1901 году Павлов избран членом-корреспондентом Российской академии наук. В 1904 году он был удостоен престижной Нобелевской премии за обширные исследования пищеварительной системы. В 1907 году он был избран академиком знаменитой Российской академии наук.

Кроме того, в 1912 году он получил докторскую степень в Кембриджском университете. В довершение всего он был награжден орденом Почетного легиона по предложению, представленному Парижской медицинской академии в 1915.

Личная жизнь

Павлов женился в 1881 году на Серафиме Весильевне Карчевской, дочери врача и учителя по профессии, жившей на Черноморском флоте. У них было пятеро детей. Однако один из их сыновей Всеволод умер в раннем возрасте от рака поджелудочной железы. Сам Павлов умер 27 февраля 1936 года, находясь в Ленинграде.

Лев Выготский (биография психолога) | Практическая психология

Лев Семенович Выготский был еврейско-русским психологом, разработавшим культурно-историческую теорию (также известную как социокультурная теория или теория социального развития). Он считал, что сообщество, культура и социальное взаимодействие играют ключевую роль в том, как дети думают и учатся. Выготский также придерживался мнения, что обучение может отличаться от одной культуры к другой. Однако многие из его теорий неполны, поскольку он умер, когда ему было всего 37 лет.

Детство Льва Выготского

Образование Выготского

Культурно-историческая теория развития

Более знающее другое (MKO)

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Приложения культурно-исторической теории Выготского

Книги, награды и достижения

Личная жизнь Выготского

Детство Льва Выготского

Лев Выготский родился 17 ноября 1896 года в Орше, Беларусь. Он был вторым ребенком в семье из восьми детей. Его отец, Симха Выгодский, работал банкиром и был известен суровым характером. Его мать, Сесилия Моисеевна, была дипломированным учителем, посвятила себя семье и обучала детей дома.

Во времена рождения Выготского Беларусь считалась частью Российской империи. Когда ему был годик, его семья переехала из Орши в соседний город Гомель. Выготский вырос в нерелигиозной еврейской семье среднего достатка. Его первоначальная фамилия часто переводится как «Выгодский» или «Выгодская».

Родители Выготского свободно говорили на нескольких языках и очень хотели дать ему хорошее образование. Его отец был очень успешным в банковском деле и послужил образцом для подражания Выготскому. Симха Выгодский часто читал философию и со временем познакомил Льва с произведениями Канта и Гегеля. Мать Выготского, Сесилия, познакомила его с немецким языком, поэзией, литературой и драмой.

Симха принимала активное участие в культурной жизни Гомеля. Он и его жена также основали местную публичную библиотеку. Собранная ими коллекция книг положительно сказалась на их большой семье. Это помогло удовлетворить невероятную любовь их детей к чтению.

Сесилия научила Льва заботиться о его младших братьях и сестрах. Она также позаботилась о том, чтобы все молодые люди участвовали в домашних делах. По вечерам Симха и Сесилия проводили культурные мероприятия в своей столовой и создавали интеллектуально стимулирующую среду для своих детей. В семье часто обсуждались темы, связанные с литературой, историей, искусством и театром.

Образование Выготского

До четырнадцати лет Выготский обучался на дому. Помимо обучения у своих родителей, у него также был частный репетитор по имени Соломон Ашпиз, который обучал его математике. В 1911 лет он поступил в частную еврейскую гимназию, где после завершения курсовой работы получил золотую медаль. Эта награда предоставила ему возможность поступить в университет в России.

В 1913 г. Выготский был выбран для участия в трехпроцентной еврейской квоте, разрешенной для университетов Санкт-Петербурга и Москвы. Он хотел выучиться на учителя. Однако до революции учителей-евреев в государственные школы России не принимали. Чтобы успокоить родителей, он в конце концов подал документы в медицинский институт Московского университета.

Высшее образование

Хотя Выготский начал свое высшее образование с изучения медицины, его страсть к гуманитарным и социальным наукам вскоре взяла верх. Он перешел на юридический факультет Московского университета до окончания первого семестра. Изучая юриспруденцию, он начал посещать занятия в Народном университете Шанявского. Хотя это еврейское учреждение не присуждало официальных степеней, оно дало ему возможность изучать лингвистику, еврейскую культуру, философию, психологию и литературу.

Выготский получил степень магистра права в 1917 году. Однако его формальное обучение в Московском университете было прервано восстанием большевиков в Москве, которое началось в октябре 1917 года. К моменту окончания школы Выготский свободно владел немецким и французским языками и мог читать на иврите, латыни, греческом и английском языках. В 1917 году он вернулся в Гомель, чтобы преподавать, а также продолжить чтение по психологии и педагогике. Однако вскоре гражданская война и голод затронули его родной город.

Выготский семь лет проработал школьным учителем в Гомеле. Работая заведующим лабораторией психологии в Институте подготовки учителей, он также собирал информацию, необходимую для своей докторской диссертации. В 1924 году он участвовал во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде в Петрограде (позже переименованном в Ленинград). На съезде он представил доклад «Методология рефлексологических и психологических исследований».

Юношеский возраст Выготского и смелый выбор темы произвели впечатление на нескольких влиятельных лиц съезда. Позже его пригласили стать научным сотрудником Института экспериментальной психологии в Москве. В 19В 25 лет он получил докторскую степень, защитив диссертацию на тему «Психология искусства». Выготский провел десять лет, проводя исследования в институте.

Культурно-историческая теория развития

Выготский верил в динамичные отношения между человеком и обществом. Он думал, что общество может влиять на людей, а люди могут влиять на общество. Выготский утверждал, что это взаимодействие позволяет детям медленно и непрерывно учиться у более опытных людей, таких как их родители или учителя. Однако, поскольку разные люди живут в разных культурах, он считал, что процесс обучения может варьироваться от одной культуры к другой.

Согласно Выготскому, дети рождаются с основными психическими функциями, необходимыми им для интеллектуального роста. Эти основные функции включают внимание, ощущение, восприятие и память. Он думал, что младенцы от природы любопытны и активно участвуют в собственном обучении. Он также считал, что культура и язык сильно влияют на то, как думают маленькие дети и о чем они думают.

Выготский и память

Чтобы лучше понять, как культура может влиять на когнитивное развитие ребенка, вам может помочь рассмотрение концепции человеческой памяти. Память — это основная психическая функция, с которой рождается типичный младенец. На самом базовом уровне память в первую очередь зависит от биологических факторов, таких как употребление здоровой пищи и здоровый мозг. Однако добавление культуры может расширить эту естественную способность.

На протяжении всей истории человечества многие дети использовали вспомогательные средства для улучшения памяти и обучения. Они могут носить камешки, завязывать узлы на веревке, делать заметки на листе бумаги, устно повторять факты или использовать другую стратегию. Каждая из этих стратегий предлагает когнитивные преимущества для детей. Однако конкретная стратегия памяти, которую использует ребенок, во многом определяется культурой, в которой он вырос.

Развитие речи у детей

Выготский также считал, что дети учатся языку в процессе социального взаимодействия. Он рассматривал язык как жизненно важный инструмент для общения с внешним миром. Выготский предположил, что язык играет две важные функции в когнитивном росте:

  • Помогает взрослым передавать информацию детям
  • Помогает детям развиваться интеллектуально
  • В ходе своего исследования Выготский выделил три различные формы языка:
  • Социальная речь. Эта форма языка начинается примерно в 2-летнем возрасте и используется для общения с другими людьми.
  • Частная речь. Эта форма языка начинается примерно в 3-летнем возрасте и включает в себя слышимую речь, обращенную к себе. Он используется для улучшения саморегуляции и стимулирования интеллектуального роста. Ребенок учится работать с собой так же, как он работал бы со взрослым репетитором.
  • Внутренняя речь. Эта форма языка начинается примерно в 7 лет и возникает, когда личная речь становится полностью интернализованной.

По Выготскому, при рождении ребенка речь и мыслительные способности представляют собой отдельные процессы. Он считал, что эти два процесса начинают сливаться, когда ребенку около трех лет. Он также утверждал, что слияние языка и мышления в конечном итоге приводит к развитию внутренней речи. Для Выготского интериоризация языка необходима для дальнейшего когнитивного развития в более позднем возрасте.

Хотя Выготский считал, что дети любопытны по своей природе, он ясно осознавал, что взрослые играют решающую роль в максимальном обучении.

Дети могут подражать действиям окружающих их взрослых, получать указания от родителей или работать вместе со старшими учителями, чтобы улучшить свою успеваемость. Два ключевых принципа, которые лежат в основе теории Выготского о когнитивном росте, — это «Более знающий другой (МКО)» и «Зона ближайшего развития (ЗБР)». Оба принципа объясняются ниже.

More Knowledgeable Other (MKO)

Выготский утверждал, что дети лучше всего учатся, когда они общаются с более знающим другим (MKO). Он определил более знающего другого как человека, который понимает тему или задачу лучше, чем ученик. MKO может предоставить ребенку демонстрации или устные инструкции. Затем ребенок пытается понять информацию, внутренне обработать ее и использовать для управления своей будущей деятельностью.

Во многих случаях более знающий другой старше и опытнее обучаемого. Однако бывают ситуации, когда MKO может быть моложе обучаемого. Например, подросток может лучше пожилого человека разбираться в той или иной видеоигре или управлять новым электронным устройством. MKO и ученик также могут быть одного возраста, что обычно происходит, когда дети учатся у своих сверстников.

Более осведомленный другой тоже может не быть человеком. Просто подумайте о книге, компьютере или другом устройстве, запрограммированном на большее количество информации по конкретному предмету, чем есть у учащегося в данный момент. Учащийся может взаимодействовать с устройством и получать ценные инструкции или пояснения. Пока обучение проводится в зоне ближайшего развития (ЗБР), учащийся может получить дополнительные знания или навыки.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Выготский определяет зону ближайшего развития (ЗБР) как «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения задач, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстники». Проще говоря, ZPD — это разрыв между тем, что учащийся знает прямо сейчас, и тем, что он или она мог бы знать, если бы ему помогал более знающий другой (MKO).

Работая с MKO, учащийся может приобрести навыки, необходимые для доступа к знаниям, которые в настоящее время недоступны.

Во времена Выготского существовало три популярных взгляда на взаимосвязь между когнитивным развитием ребенка и обучением:

  • Когнитивное развитие должно произойти, прежде чем ребенок сможет учиться
  • Обучение и когнитивное развитие неразделимы и всегда происходят одновременно
  • Когнитивное развитие и обучение разделены, но интерактивны

Выготский не согласился со всеми тремя предположениями. По его мнению, обучение всегда должно происходить до когнитивного развития. Выготский считал, что с помощью опытного наставника ребенок может освоить навыки, которые выходят далеко за рамки его фактического уровня развития.

Подмости

Эта концепция использования репетитора для улучшения обучения называется подмостками. Подобно тому, как буквально строительные леса поддерживают строителей и помогают им достичь новых высот, леса Выготского помогают учащимся постепенно достигать новых интеллектуальных высот в рамках их ZPD, до которых трудно добраться самостоятельно.

Выготский рассматривал зону ближайшего развития как область, в которой должны быть даны наиболее важные ориентиры для помощи детям в развитии высших психических функций. Если задание слишком легкое (то есть ниже нижней границы ЗБР), значит, ребенку не помогают расти интеллектуально. Если задание слишком сложное (то есть выше верхней границы ЗБР), ребенок не сможет выполнить задание и может впасть в уныние. Исследования показывают, что дети лучше учатся, когда их поощряют решать сложные задачи, которые все еще находятся в зоне их ближайшего развития.

Применение культурно-исторической теории Выготского

Теории Выготского принесли ряд преимуществ в классе. Например, учителям предлагается определить зону ближайшего развития для каждого ученика, чтобы они могли ставить задачи, способствующие умственному развитию. Когда вводится новая тема, некоторые учителя предпочитают провести короткое обсуждение или короткую викторину, прежде чем погрузиться в материал. Эта стратегия помогает учителям найти базовые знания каждого учащегося, чтобы они могли адаптировать курсовую работу для достижения наилучших результатов.

Учителя также могут с успехом использовать концепцию строительных лесов. Вместо того, чтобы пассивно сидеть за своими партами, учителя могут способствовать интеллектуальному развитию, ходить по классу и направлять своих учеников во время работы. Этот принцип можно также применять при распределении групповой работы. Обеспечив, чтобы каждая группа состояла из учащихся с разным уровнем интеллектуальных способностей, более сильные учащиеся могут помочь более слабым учащимся достичь более высокого уровня в пределах их собственной ZPD.

Критика и ограничения культурно-исторической теории Выготского

Ранняя смерть Выготского означала, что у него не было возможности завершить многие из своих теорий. Кроме того, он не представил никаких конкретных гипотез для проверки. Это затрудняет опровержение какой-либо из его теорий. Кроме того, многие работы Выготского доступны только на русском языке, поэтому они не получили такого же уровня академической проверки, как работы других выдающихся психологов.

Самая большая критика работы Выготского, возможно, связана с его предположением, что его теории применимы ко всем культурам. Некоторые критики отмечают, что концепция строительных лесов очень зависит от вербального общения, поэтому она может быть неэффективна для всех типов обучения во всех культурах.

Книги, награды и достижения

На протяжении всей своей профессиональной карьеры Выготский был очень активным исследователем и писателем. Его основные интересы включали развитие детей, образование, языковое развитие и познание. Он написал много статей и эссе и сделал обширные заметки о результатах своих исследований. Однако он умер от туберкулеза, не успев опубликовать свою первую книгу.

Примерно через шесть месяцев после его смерти близкие друзья и соратники Выготского взялись за составление, редактирование и публикацию его заметок. Его первая книга «Мышление и речь» (в переводе на английский язык «Мышление и речь») вышла в свет 19 декабря.34. Английский перевод был выпущен в 1962 году. В книге подчеркивается точка зрения Выготского о том, что устный язык, внутренняя речь и способность мыслить тесно связаны.

С 1934 года был опубликован ряд книг, в которых упоминаются работы Выготского и упоминаются его посмертные имена. Вот некоторые из этих книг:

  • Психология искусства (1971)
  • Разум в обществе: развитие высших психологических процессов (1980)
  • Читатель Выготского (1994)
  • Собрание сочинений Л.С. Выготский (2011)
  • Главное Выготский (2013)

Личная жизнь Выготского

В начале 1920-х годов Выготский неофициально изменил свое еврейское имя при рождении «Лев Симхович Выгодский» на «Лев Семенович Выготский». В 1924 г. он женился на Розе Смеховой и имел двух дочерей (одна родилась в 1925 г., другая – в 1930 г.). Родственники Выготского и его дочери сохранили свою первоначальную фамилию «Выгодские». В английских текстах фамилия Льва часто пишется как «Выготский».

Профессиональная карьера Выготского длилась всего десять лет. За это время ему пришлось переболеть несколькими приступами туберкулеза. Первый приступ произошел в 1920 году, когда ему было 23 года. В его семье была история туберкулеза, поэтому он очень беспокоился о смерти. Выготский передал свои исследования и литературные труды своему наставнику Юлию Айхенвальду на случай, если тот умрет от болезни.

Выготский часто сотрудничал с коллегами-психологами Александром Лурией и Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Со временем они разработали подход к психологии, основанный на марксизме, который подчеркнул, насколько важно социальное взаимодействие для человеческого развития.

11 июня 1934 года Лев Выготский скончался от туберкулеза. Ему было 37 лет. В последние дни своей жизни он был занят диктовкой заключительной главы своей книги «Мышление и речь». Последняя запись в его личной записной книжке создает впечатление, что Выготский хотел бы внести больший вклад в область психологии. Он заявил: «Это последнее, что я сделал в психологии, и я хотел бы, чтобы Моисей умер на вершине, увидев землю обетованную, но не ступив на нее ногой. Прощайте, дорогие создания. Остальное — тишина».

Наследие

Хотя Выготский жил и работал в ту же эпоху, что и Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Б. Ф. Скиннер и Иван Павлов, он не получил такого же признания, как при жизни. Это связано с тем, что большая часть работ Выготского была запрещена, когда он был еще жив. Коммунистическая партия считала идеи Выготского угрозой сталинизму. Политическая оппозиция, с которой он столкнулся, а также его ранняя смерть способствовали его непризнанию в 1930-х годах.

Хотя творчество Выготского было запрещено в России, его популярность возросла вскоре после его смерти. Сразу после смерти он был публично признан одним из видных психологов страны. Когда Иосиф Сталин умер в 1953 года запрет на творчество Выготского был снят. Это позволило сделать труды Выготского более доступными для других российских психологов. К 1970-м годам работа Выготского оказала большое влияние на исследователей во всем мире.

Сегодня Выготский считается одним из самых уважаемых психологов из когда-либо живших.