Известный ученый психолог л с выготский егэ: Вариант 32 » Незнайка — варианты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2023

Вариант 32 » Незнайка — варианты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2023

СЧАСТЛИВЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

(1)Счастье строят, как дом, кирпичик за кирпичиком. (2)И каждый человек, и всё общество в целом.

(З)Когда строится дом, в дело идут цемент и песок, дерево и кирпич, стекло и железо, фаянс и пластмасса. (4)Десятки, сотни, тысячи деталей! (5)А в конце концов получается обыкновенная типовая девятиэтажка…

(б)Счастье всегда строят по индивидуальному проекту. (7)Тут деталей во много раз больше. (8)И требования к качеству куда выше. (9)И юношеская ошибка в фундаменте может дорого обойтись: прекрасно выстроенное здание, где вроде бы всё продумано и учтено, вдруг разваливается стремительно и непоправимо…

(10)Счастливыми не рождаются — счастливыми становятся.

(11)К сожалению, не все.

(12)Учатся этой науке целую жизнь.

(13)Не пришла ли пора наряду со всеобщим средним образованием столь же всеобще, планомерно и ответственно заниматься воспитанием личности? (14)Тем более что учебники и наглядные пособия у нас такие, что можно только мечтать: могучее, уникально разнообразное искусство и природа столь же уникальная по красоте и разнообразию. ..

(15)Правда, люди, искренне считающие себя реалистами, любят говорить, что рубль, вложенный в образование, со временем непременно обернётся тремя, а вот полтинник, потраченный на гармоничное развитие и прочие нюансы натуры, — кто знает, может, и вовсе — на ветер…

(16)Между тем, если верить истории, вложение средств в человеческую личность — дело не только благородное, но и весьма полезное.

(17)Из всех старых русских учебных заведений самым неопределённым по назначению, самым расплывчатым по задачам и, с точки зрения прагматика, самым бессмысленным был, пожалуй, Царскосельский лицей в начальные годы своего существования. (18)Предварительная идея была сугубо домашней: создать приличное общество для царственных школьников — юных великих князей. (19)Потом от затеи отказались. (20)Говорят, императрица не поверила в силу коллектива и не пустила своих отпрысков учиться вместе с детьми простых дворян — и тогда родители панически боялись плохой компании. (21)Но лицей уже был создан — и зажил своей жизнью.

(22)В нём не готовили ни офицеров, ни священников, ни юристов, ни чиновников…

(23)А годы спустя историки и педагоги, морща лбы, будут добираться до истины: почему первый выпуск лицея дал такой редкостный процент талантливых людей?

(24)Ну, Пушкин, ладно. (25)Пушкин из всех правил исключение.

(26)Но остальные?

(27)Литераторы, учёные, министры, офицеры, декабристы…

(28)Разные были люди — от революционеров до охранителей, но в делах своих, правых и неправых, добивались многого. (29)Не может же быть случайностью такая массовая одарённость!

(З0)Думаю, секрет раннего лицея, помимо высокого уровня обучения, заключался и в другом. (31)Не ограничивая себя сухими рамками гимназической программы, преподаватели здесь прежде всего развивали личность воспитанника. (32)Весь стиль жизни лицея, творческий и относительно вольный, был нацелен на это.

(33)А после, в дальнейшей жизни, развитая, разносторонне сформировавшаяся личность стремилась с максимальной силой выразить себя. (34)На любом поприще высокая общая культура даже при нехватке специальных знаний давала огромные, неоценимые преимущества. (35)Прикладная математика нужна инженеру, нотная грамота — музыканту. (36)А общая культура и связанное с ней понимание людей, понимание законов счастья необходимы всем: и инженеру, и музыканту, и поэту, и полководцу…

(37)Экономисты считают, что самое выгодное — вкладывать деньги в науку. (38)Но, может быть, человеческая личность «окупает себя» ещё быстрей?

(39)Умная художница, с которой я разговорился о счастье, пожала плечами:

(40)— Счастье? (41)Да ведь это сизифов труд.

(42)Мне бы заспорить, но не стал: уж очень понравился образ.

(43)Может, и вправду счастье — огромный камень, который мы с утра до ночи толкаем в гору, а он всё норовит с горы?

(44)Счастье — это труд. (45)Добился, стал счастливым, снова трудись, чтобы счастье не ускользнуло из рук!

(46)Вот за окном во дворе дошкольник лепит снежок. (47)Слепил, нарастил, помял в промокших варежках — и катит, катит по белой влажной целине. (48)Уже не снежок — комок. (49)Уже не комок — ком. (50)Уже не ком — полуметровый в диаметре снежный шар.

(51)Это не забава. (52)Это юный Сизиф приручает свой завтрашний камень…

(По Л. Жуховицкому*)

* Леонид Аронович Жуховицкий (род. в 1932 г.) — российский советский писатель, член Союза писателей с 1963 г. Автор более 30 книг — пьес, прозы, эссеистики и публицистики. Лауреат нескольких российских и международных литературных премий. Переводился на 40 иностранных языков.

Подготовка к ЕГЭ. Вариант 7

Вариант №7. ОБЗ ФИПИ

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Известный учёный-психолог Л. С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Известный учёный-психолог Л. С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

     2) Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

     3) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

     4) Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

     5) По мнению Л.С. Выготского, задача психологии – научиться объяснять  сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.

    Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Наоборот,

    И хотя

    А

    Даже если

    Затем чтобы

    Ответ: ___________________________.

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено 
    в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ИСТОЧНИК, -а; м.

     1) 

    Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

     2) 

    То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

     3) 

    Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

     4) 

    Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование.  Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

    Ответ: ___________________________.

     

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    укрепИт

    загнУтый

    заселенА

    понялА

    крАны

    Ответ: ___________________________.

     

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

    Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт 
    к началу отопительного сезона.

    Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

    В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

    При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

    Ответ: ___________________________.

     

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

     береговые катера

    скоро выздоровеет

    трое братьев

    все директора гимназий

    у новых туфлей

    Ответ: ___________________________.

     

    7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

    предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

    столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ

    ОШИБКИ

    А) неправильное употребление имени числительного

    Б) ошибка в построении

    сложноподчинённого предложения предложения

    В) нарушение в построении

    предложения с несогласованным

    приложением

    Г) нарушение связи между

    подлежащим и сказуемым

    Д) нарушение видовременной

    соотнесённости глагольных

    форм

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

    Готовясь к устному выступлению, оратор прочёл много дополнительной литературы.

    Трое спортсменок выступили очень удачно.

    Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.

    Чичиков приехал к Манилову и совершает свою первую сделку по покупке крестьян.

    Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.

    Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

    Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру и моральным устоям

    Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнят описание Бородинского сражения.

      Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

      8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

      к..рикатура

      инц..дент

      разг..реться

      кор..бельный

      инт..ресный

      Ответ: ___________________________.

       

      9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

      пр..говор, пр..долгий

      от..гнуть, з..месить

      по..стегнул, о..бил

      пр..звонкий, пр..жать

      от..езд, из..являть

      Ответ: ___________________________.

       

      10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.      

      рол..вой

      фасол..вый

      преодол..вая

      дешёв..нький

      отзывч..вость

      Ответ: ___________________________.

       

      11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

      (токарь) точ..т

      неприемл..мые (условия)

      (рука) сгиба. .тся

      омыва..мые

      несгора..мый

      Ответ: ___________________________.

       

      12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

      Раскройте скобки и выпишите это слово.

      В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

      Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

      Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

      Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

      Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

      Ответ: ___________________________.

       

      13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

      СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

      Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник – видеть его, музыка – это жизнь, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.

      В ТО(ЖЕ) время М.В. Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.

      Притяжение между парой электронов может возникать, (НЕ)СМОТРЯ на то что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.

      Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно 
      и ТО(ЖЕ) понятие.

      Ветер, не затихавший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать.

      Ответ: ___________________________.

       

      14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

      На ногах у водолаза дли(1)ые ласты, сдела(2)ые из обыкнове(3)ой резины, а к спине прикрепле(4)ы баллоны с воздухом.

      Ответ: ___________________________.

       

      15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

      Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

      Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

      Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

      В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.

      Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

         

        16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

        в предложении должны стоять запятые.

        Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

        Ответ: ___________________________.

         

        17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

        в предложении должны стоять запятые.

        Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

        Ответ: ___________________________.

         

        18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

        в предложении должны стоять запятые.

        В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства

        Ответ: ___________________________.

         

        19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

        в предложении должны стоять запятые.

        Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

        Ответ: ___________________________.

        Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

        (1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

        (3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

        (4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

        (6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

        (7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка  (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

        (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

        (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

        (19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

        (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

        (По Б.П. Екимову*)

        *Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

         

        20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

        1)Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

         2) Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

         3) Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

         4) Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

         5) Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона

        Ответ: ___________________________.

        Начало формы

        Конец формы

        Начало формы

        Конец формы

        Начало формы

        Конец формы

        Начало формы

        Конец формы

        Начало формы

        21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

          

         1) 

        В предложениях 1–2 представлено описание.

          

         2) 

        В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

          

         3) 

        В предложениях 12–13 представлено повествование.

          

         4) 

        Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

          

         5) 

        Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые 
        в предложениях 19–20.

        Ответ: ___________________________.

         

        22. Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

        Ответ: ___________________________.

         

        23. реди предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим 
        с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

        Ответ: ___________________________.

        Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

        В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

        Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

        Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

        номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

        и других дополнительных символов.

        Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

        образцами.

         

        24. «О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп  (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём  (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство  (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

        Список терминов:

        1) 

        цитирование

        2) 

        восклицательные предложения

        3) 

        лек­си­че­ский по­втор

        4) 

        противопоставление

        5) 

        анафора

        6) 

        развёрнутая ме­та­фо­ра

        7) 

        пар­цел­ля­ция

        8) 

        разговорные слова

        9) 

        контекстные синонимы

        Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

         

        Часть 2

        Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

        25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

        Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

        Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

        Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

        Объём сочинения – не менее 150 слов.

        Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

        Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

        15

        а

        2

        загнутый

        удачным

        туфель

        37165

        разгореться

        отъездизъявлять

        отзывчивость

        точит

        нетерпеливого

        несмотряпоэтому

        123

        45

        134

        34

        14

        345

        245?

        245?

        дискуссииспоры

        22

        6493

        Л.

        С. Выготский | Советский психолог
        • Развлечения и поп-культура
        • География и путешествия
        • Здоровье и медицина
        • Образ жизни и социальные вопросы
        • Литература
        • Философия и религия
        • Политика, право и правительство
        • Наука
        • Спорт и отдых
        • Технология
        • Изобразительное искусство
        • Всемирная история
        • Этот день в истории
        • Викторины
        • Подкасты
        • Словарь
        • Биографии
        • Резюме
        • Популярные вопросы
        • Обзор недели
        • Инфографика
        • Демистификация
        • Списки
        • #WTFact
        • Товарищи
        • Галереи изображений
        • Прожектор
        • Форум
        • Один хороший факт
        • Развлечения и поп-культура
        • География и путешествия
        • Здоровье и медицина
        • Образ жизни и социальные вопросы
        • Литература
        • Философия и религия
        • Политика, право и правительство
        • Наука
        • Спорт и отдых
        • Технология
        • Изобразительное искусство
        • Всемирная история
        • Britannica объясняет
          В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
        • Britannica Classics
          Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
        • Demystified Videos
          В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
        • #WTFact Видео
          В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
        • На этот раз в истории
          В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
        • Студенческий портал
          Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
        • Портал COVID-19
          Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
        • 100 женщин
          Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
        • Спасение Земли
          Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
        • SpaceNext50
          Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

        Содержание

        • Введение

        Краткие факты

        • Факты и сопутствующий контент

        Лев Выготский: теория, влияние и вклад

        Лев Выготский — один из самых известных авторов психологии, хотя на момент смерти ему было всего 37 лет. Что он успел сделать перед смертью?

        • Кем был Лев Выготский?
        • Что такое социокультурная теория Льва Выготского?
        • Что такое зона ближайшего развития Льва Выготского?
        • Что является примером теорий Льва Выготского?

        Вклад Льва Выготского в психологию

        Лев Выготский был советским психологом, наиболее известным своим вкладом в развитие области социокультурного развития. Он родился в 1896 году и умер в 1934 году от туберкулеза, а это означает, что все его монументальные вклады в психологию произошли за короткое время! Кто знает, что еще он развил бы, если бы прожил дольше.

        Выготский был евреем, и когда он был ребенком, его случайным образом выбрали для поступления в российский университет, который должен был принимать студентов-евреев для выполнения своей 3-процентной квоты. Там Выготский познакомился с широким спектром социальных, гуманитарных наук и искусства (и даже поступил на юридический факультет). Однако Выготский так и не получил степень из-за большевистского восстания в России. Вы можете себе представить, чтобы стать известным психологом во время полного политического переворота и революции?

        Лев Выготский. Общины Википедии.

        Выготский в конце концов опубликовал свою диссертацию после большевистского восстания и продолжил свое академическое путешествие. Хотя он в основном сосредоточился на развитии детей, он по-прежнему работал над более широкими аспектами психологии. К сожалению, из-за его безвременной смерти многие из его теорий так и не были полностью разработаны, что задержало большинство его будущих дополнений в области психологии.

        Теория когнитивного развития Льва Выготского

        Лев Выготский наиболее известен своей теорией когнитивного развития.

        Когнитивное развитие — это развитие способности детей формировать мысли, решать проблемы и исследовать окружающую среду.

        Память, мышление и развитие речи — все это части когнитивного развития. Как вы можете предположить, в детстве дети проходят много стадий когнитивного развития.

        Выготский, Пиаже и когнитивное развитие

        Трудно не говорить о Выготском и его вкладе в развитие детей и не говорить о Жан Пиаже . Пиаже опубликовал свою теорию детского развития до того, как Выготский заинтересовался этой областью. Теория Пиаже сосредоточена на четырех различных стадиях, которые дети должны пройти в своем развитии. Он выделил ключевые качества, которые необходимо развивать на каждом этапе. Выготский был знаком с теорией Пиаже, но, хотя он сначала принял ее, в конце концов не согласился со стадиями и опубликовал свои взгляды на развитие детства. Интересно, что хотя Пиаже и Выготский были живы в одно и то же время, и Выготский знал о теории Пиаже, Пиаже даже не читал убеждений Выготского до тех пор, пока Выготский уже не умер.

        Интересно, что Пиаже был не единственным, кто посмертно познакомился с работами Выготского. Несмотря на то, что Выготский умер в 1934 году, популярность он приобрел только в 1970-х и 1980-х годах. В то время люди не были в восторге от теории Пиаже и искали лучшее объяснение детского развития. Несмотря на то, что Пиаже и Выготский создали свои теории примерно в одно и то же время, люди часто считают, что теории Выготского появились после Пиаже, поскольку они стали общепринятыми спустя десятилетия. В то время как большинство других заслуживающих внимания психологов прославились еще при жизни, Выготский умер за сорок лет до того, как общество сочло его труд достойным прочтения.

        Социокультурная теория Льва Выготского

        Прежде чем мы углубимся в конкретный вклад Выготского, давайте сначала разберемся в основной области психологии, в которую он внес свой вклад.

        Социокультурная теория в первую очередь фокусируется на том, как общество, семейные отношения и отношения со сверстниками, а также культура влияют на людей и их поведение.

        Если вы погуглите «социокультурная теория», вы увидите только имя Выготского. Выготский должен быть синонимом социокультурной теории. Хотя Выготский внес свой вклад в различные аспекты психологии, это был его самый влиятельный вклад.

        Социокультурная теория может объяснить множество разных вещей. Поскольку социокультурная теория фокусируется на влиянии семейных отношений, люди могут использовать эту теорию для объяснения расизма среди поколений одной семьи. Выготский сказал бы, что если ваши родители расисты, вы, вероятно, тоже будете расистом, поскольку семья сильно влияет на человека.

        Думайте о социокультурной теории как о теории, которая фокусируется на том, как наше окружение влияет на нас. Несмотря на то, что социокультурная теория в основном вращается вокруг общества, семьи и отношений со сверстниками, а также культуры, она все же может включать другие факторы окружающей среды, такие как язык, религия и социальный класс.

        Зона ближайшего развития Льва Выготского

        В рамках социокультурной теории Выготский разработал зону ближайшего развития.

        Зона ближайшего развития – это зона, где дети могут усвоить сложную информацию с помощью взрослого.

        Выготский считал, что обучение имеет три различных уровня способности к обучению. Первый уровень – это то, что человек может сделать сам. Этот уровень будет включать информацию, которую ребенок уже знает, или новую, простую информацию, которую ребенок может легко понять. Следующий уровень — это то, что кто-то может сделать с помощью. Этот уровень будет представлять собой информацию, которую ребенок не сможет понять самостоятельно, но если, используя ярлык Выготского, более осведомленный другой поможет объяснить, он сможет ее усвоить. Этим более осведомленным может быть родитель, учитель или другой пожилой человек, который знает и может объяснить больше информации. Последний уровень обучения включает в себя материал, который слишком сложен для изучения, независимо от помощи или руководства взрослых. Несмотря ни на что, ребенок не воспримет эту новую информацию.

        Как нетрудно догадаться, этот средний уровень обучения и есть то, что Выготский считал зоной ближайшего развития. В этой зоне дети могут усвоить новую, более сложную информацию, которую они не смогли бы получить без посторонней помощи. Отличительным аспектом, который делает возможной зону ближайшего развития, является роль «более знающего другого». Выготский придавал этой роли большое значение, чего не придавали многие его современники. Эта фигура может помочь ребенку расширить свои знания и вырасти до определенной степени, а не позволять ребенку развиваться без посторонней помощи.

        Обучение в зоне ближайшего развития. Pixabay.com.

        Для достижения максимального выхода из зоны ближайшего развития Выготский выдвинул второй важный аспект своего исследования – строительные леса. Создание лесов происходит, когда учитель специализируется и корректирует свое обучение в соответствии с потребностями ученика. Все учатся по-разному и имеют разные потребности, поэтому строительные леса помогают удовлетворить индивидуальные потребности ребенка. В дополнение к адаптации потребностей каждого ребенка, при построении лесов учителя будут начинать с большой помощи, а затем набирать ее до тех пор, пока ребенок не поймет концепцию и больше не будет нуждаться в помощи. Наряду с ролью более знающего другого Выготский также считал, что культура играет решающую роль в том, как ребенок учится и развивается.

        В данном случае «учитель» может означать школьного учителя или кого-либо более осведомленного.

        Влияние Льва Выготского на развитие ребенка

        Несмотря на то, что теория Выготского на протяжении десятилетий противопоставлялась теории Пиаже, теории Выготского стали очень заслуживающей доверия теорией детского развития. Он показал важность общества, семьи и культуры для развития детей и то, насколько важным может быть обучение. Его зона ближайшего развития помогла людям понять, сколько потенциальных детей может родиться при помощи взрослого. Кроме того, его строительные леса подчеркивали решающую роль, которую учителя играют в росте и образовании детей.

        Лев Выготский Применение в реальной жизни

        Поскольку Выготский теоретизировал о широком спектре подтем когнитивного развития, существует множество вариантов практического применения его работы. Один пример происходит в школе. Вам когда-нибудь было трудно что-то понять на уроке? Если вы это сделали, надеюсь, вы пошли в класс своего учителя позже, чтобы получить индивидуальную помощь. Когда вы были там, учитель мог разбить новую концепцию на более мелкие компоненты, адаптируя свои инструкции к вашему уровню понимания. Затем вы могли лучше понять информацию, когда учитель преподавал ее.

        Это реальное приложение является примером строительных лесов и зоны ближайшего развития! Учитель использовал строительные леса, когда они изменили свое преподавание, чтобы приспособить ваши конкретные потребности. Затем, поскольку информация, которую вы изучали, находилась в зоне вашего ближайшего развития, вы могли понять эту информацию с дополнительной помощью.

        Лев Выготский — Основные выводы

        • Лев Выготский был советским психологом, который наиболее известен своим вкладом в развитие области социокультурного развития
        • Социокультурная теория в первую очередь фокусируется на том, как общество, семейные отношения и отношения со сверстниками, а также культура влияют на людей и их поведение.