Качества хорошего доклада – речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).

Содержание

речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).

Язык это общая схема всех речений, принадлежащих людям определенной национальности. Это общие для всех них правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы ее поняли другие.

Речьчастное и во многих отношениях случайное проявление языка. Говоря на русском языке, каждый из нас привносит в него что-то свое, собственное. Ведь у каждого из нас своя манера и привычка говорить, использовать свои любимые слова и обороты.

Речь воплощается в букве и звуке, диалогах и монологах, стенограммах и конспектах, в магнитофонной записи. Язык же материально не существует никак. Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно.

Но язык есть! Есть в каждом из нас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он – и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения – остановится жизнь, потому что наличие языка – самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации.

Язык вне речи не существует, речи без языка нет. Чтобы быть понятным всем, язык должен быть устойчивым. Но язык воплощен в миллионах речевых контекстов, которые прихотливо видоизменяют его в зависимости от различных условий. Чтобы существовать, язык должен изменяться в речи.

Все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, - все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, категориях, осмыслено в тонких оттенках речи. В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.

Язык можно понять только в действии, только в поиске новой мысли, в рассуждении, в столкновении идей. Потому что язык – это достояние каждого из нас, всех, говорящих на этом языке.

Качества хорошей речи.

  1. Содержательность.

Нужно знать, что сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню.

• Она [проза] требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)

• На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова. (М.Лермонтов)

• Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Н.Некрасов)

  1. Точность.

По мнению М.Горького, «точность дает языку силу и красоту».

Речь должна отражать знание предмета речи – темы. Точность изображения действительности – результат наблюдательности. Поражает точность наблюдений и простота описаний природы у мастеров художественного слова.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей. (А.Пушкин)

Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. Не следует употреблять слова, значение которых не вполне понятно. Это создает неблагоприятное впечатление. Особенно важна абсолютная точность в научной и деловой речи, где совершенно недопустимы искажения фактов, цифр и т.д. В публицистике возможны различные интерпретации фактов, но факты должны оставаться достоверными.

  1. Логичность.

а) Речь должна строиться по определенным законам.

б) В речи необходимо соблюдать правила логики.

Известный каламбур Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет основан на игре двух значений глагола идти и многозначности предлога в. Комический эффект создается соединением логически несоединимого. Неожиданное переосмысление обычных вещей и вызывает смех.

  1. Правильность.

Соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др.)

Словарь под редакцией Р.И.Аванесова дает ответы на конкретные вопросы о правильном произношении и ударении отдельных слов, о правильном образовании их грамматических форм. Словарь может служить надежным нормативным справочным пособием.

Отступление от литературных норм должно быть мотивировано целями и условиями общения.

  1. Выразительность.

Выразительность речи создается не только умением выбрать самые точные и уместные в речевой ситуации слова, но и широким употреблением пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений и художественно-изобразительных средств. Особенно часто звучат в устной речи и украшают письменную фразеологизмы.

  1. Чистота.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи ругательства, грубые слова, слова-«сорняки».

Неуместны в хорошей речи и диалектизмы, если они употребляются без надобности, вместо слов литературного языка.

Не украшают речь жаргонные слова и выражения (тащусь, по кайфу, крыша поехала и т.п.)

Нарушает чистоту речи злоупотребление иностранными словами, которых в последнее время особенно много в газетно-публицистическом стиле: консенсус (согласие), рейтинг (оценка, уровень известности, популярности), плюрализм (разнообразие мнений), прецедент (случай, имевший место ранее), плебисцит (всенародное голосование) и т.д.

  1. Эмоциональность.

Речь сильнее воздействует на собеседника, если в ней выражено отношение говорящего к тому, что он произносит, если речь эмоциональна. Этот признак хорошей речи не свойствен произведениям научного и делового стиля, но необходим для разговорного, публицистического и художественного стилей речи.

Эмоциональная окраска речи создается интонацией, восклицательными предложениями, вводными словами и выражениями, специфической лексикой, многообразием художественно-изобразительных средств.

Таким образом, культуру речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием и задачами высказываний. Чем глубже вы проникаете в тайны, природу языка, чем лучше узнаете его неисчерпаемые возможности, тем выразительней, точнее и совершеннее становится ваша речь.

studfile.net

Основные качества речи

Введение 2

Основные качества речи 3

Содержательность речи 3

Точность речи 3

Понятность речи 5

Чистота речи 8

Выразительность речи 8

Богатство и разнообразие речи 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей.Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно ос­тавалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставля­ют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми зна­ниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих по­словицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Го­ворит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

- какие положения будут развиты;

- что нового вносится в решение вопроса;

- что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

- насколько высказываемые мысли аргументированы;

- какова авторская позиция.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотреб­ления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говоря­щий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логи­чески мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

- знанием предмета,

- логикой мышления,

- умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в резуль­тате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

- употребление слов в несвойственном им значении;

- не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмыс­ленность;

- смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функ­цию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, пра­вильно их использовать. Небрежное отношение к языку может при­вести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, сле­зать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они отличаются по значению? Как правильно спросить:

— (на катере) Вы на следующей пристани ...?

— (на электричке) Вы на следующей станции ...?

— (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей останов­ке ...?

Когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом слу­чае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллей­бусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», посколь­ку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паро­нимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимами (para — рядом, onima — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Напри­мер: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклас­сный — внеклассовый.

Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребы­вании в Индии, рассказывает: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии». В данном случае паронимами будут: Австрия — Австралия, австрийцы — ав­стралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и пись­менной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Вот какие факты смешения паронимов приводит А. М. Горький:

«Верней клади ступень ноги, советует один поэт, не замечая неко­торого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы... Про­заик пишет: Он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой . Ког­да Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же».

Употребление в речи омонимов, т. е. слов, различных по значению, но одинаковых по написанию и звучанию, может так же привести к смысловой неточности, двузначности высказывания. Например, предложение «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов — фор­ма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов — форма родительного падежа множественного числа су­ществительного судно . Возникает вопрос, что упразднили — транс­портные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «со­вместный отдых, как и труд, спаивает людей» обязательно вызыва­ет нежелательную реакцию.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложе­ния «Назначение председателя всем показалось удачным» и «Харак­теристика Климова точно соответствовала действительности» заклю­чают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная, Климову или Климовым? По разному может быть воспринято и предложение «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пи­шущего, выделяется требование понятности. М. М. Сперанский (1772—1839) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходя­щая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяет­ся прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словар­ного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употреб­ления можно разделить на две большие группы —лексику неогра­ниченной сферы употребления, в которую входят общеупотреби­тельные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектиз­мы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определен­ной сфере — профессиональной, территориальной, социальной.

mirznanii.com

Как подготовить качественный доклад

В данной статье я хочу поделиться советами для подготовки к выступлениям с докладом. Надеюсь, что они будут полезны людям, которые хотят попробовать себя в качестве докладчика.

Как стать докладчиком

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к подготовке доклада — давайте поговорим о том, как люди становятся докладчиками. Опустим причины такого решения и рассмотрим добровольные и принудительные пути:

Прежде всего нужно помнить о том, что большинство конференций и «tech-talk» -ов часто испытывают проблемы с поиском желающих выступить — форма «предложить доклад» всегда присутствует на их сайтах не просто так. Скорее всего, если вы заполните эту форму и предложите интересную тему, с вами моментально свяжутся организаторы. Особенно остро эта проблема стоит у небольших мероприятий — им бывает сложно найти людей, которым «не влом». В общем, стучите и вам тут же откроют.

Второй способ добровольно стать докладчиком — это преподавание в любой из его форм. Вы можете присоединиться к какой-нибудь образовательной инициативе, выступить перед студентами вуза, устроиться по вечерам преподавать на курсах (sic!), или просто прочитать лекцию для новичков в коворкинге — выбор огромен, а опыта получите целую кучу. Если вы работаете в большом бодишопе, в котором есть интернатура — можете предложить свою помощь.

Теперь о принудительном пути. В некоторых компаниях существует практика докладов коллег друг перед другом, и возможно, в один прекрасный момент вас попросят (или заставят) о чем-нибудь интересном рассказать. Также босс может попросить вас выступить на какой-то конференции, такое тоже бывает.

Стоит заметить, что студенты и коллеги — это гораздо более благодарная аудитория, чем несколько сотен незнакомых бородатых чуваков, поэтому, если у вас есть желание стать докладчиком — не пренебрегайте этими возможностями, это хорошая тренировка.

У принудительного пути, или у варианта, когда организаторы мероприятия сами связались с вами и попросили сделать доклад, есть бонус — вы можете попросить их предложить вам тему для доклада. Организаторы обычно хорошо понимают, о чем хотелось бы послушать их аудитории и могут посоветовать что-то интересное.

Как подготовить доклад

Теперь перейдем собственно к подготовке доклада. Если вы матерый докладчик, многое из этого может быть лишним — но для начинающего все перечисленное ниже строго рекомендуется к исполнению. Главное, чего это позволит добиться — структурирование информации в вашей голове, это совершенно необходимое условие успешного выступления.

Посмотрите презентации других докладчиков. Лучше всего, если это будут прошлогодние презентации с того же мероприятия, на котором хотите выступить вы. Это поможет вам получить представление о том, какие конкретно форма, содержание и стиль доклада от вас требуется.

Ведите заметки в текстовом документе. Сохраняйте в них всю релевантную информацию, это поможет не потеряться среди своих мыслей:

  • Начните с подготовки плана выступления. Это не менее важно, чем верстка слайдов. Напишите список тем, о которых вы хотели бы поговорить, добавьте подпункты, и только тогда, когда и перед глазами, и в голове появится четкое представление о том, что именно вы будете рассказывать и в каком порядке, начинайте готовить слайды. Так вы точно ни о чем не забудете. Да и не возникнет ситуации, когда вы увлеклись версткой очередного слайда, и какой-то важный пункт вылетел у вас из головы.
  • Записывайте все, что пришло в голову по теме. Иногда вам в голову приходят хорошие идеи и примеры — но только не тогда, когда вы сидите и готовитесь к докладу. Все эти идеи стоит сразу же записывать, потому что иначе они очень быстро выветрятся из головы. Также стоит записывать полезные замечания коллег и хорошие цитаты из статей, книг, видео и других источников — все это пригодится вам при подготовке.
  • Сохраняйте ссылки на полезные источники информации. Причем не с помощью pin tab, а заносите в тот самый документ. То же самое касается ссылок на картинки. Только не сваливайте в кучу, а обязательно все подписывайте — например, «проблемы подхода, о котором я делаю доклад», «смешная картинка про зажравшихся джавистов» или «полезная статистика».
  • Можете вообще все выступление записать текстом, хотя бы приблизительно. Это никогда не помешает, если вы новичок.

Верстайте слайды так, чтобы вы сами могли понять, о чем хотели сказать. Слайды нужны не только для аудитории, но и для вас самих, как подсказка. Постарайтесь сделать все, чтобы она была информативной.

Обязательно дайте кому-то вычитать ваш доклад. Вам могут дать очень ценный фидбек — начиная от недостоверных данных, заканчивая опечатками. Это особенно важно, если вы делаете доклад на английском. Лучше сделать это хотя бы за неделю до доклада, чтобы иметь время учесть все замечания.

Книга — ваш друг

Книги помогут вам только в случае, если по теме вашего доклада они вообще существуют.

Если вы не спец в теме доклада, но все же решились подготовиться и хитро пересказать книгу — это плохая идея. Но если разбираетесь, то книги могут предложить вам некоторые ценные вещи, которые таким образом можно получить быстрее, чем с помощью гугла:

  • Информация в книгах обычно хорошо структурирована. Эту структуру вы можете использовать при подготовке плана вашего доклада.
  • В книгах бывает много красиво нарисованных диаграмм, графиков, таблиц и прочих картинок. Копипастить, конечно же, не стоит — но если дизайнер из вас не очень, то подобные примеры могут очень сильно помочь вам представить ваши собственные данные.
  • В книгах бывают полезные примеры кода. Представьте себе, что вы готовите доклад для джунов по паттернам проектирования — даже если вы гуру, то скопировать код десятка примеров будет гораздо быстрее, чем напечатать его.
  • И последнее — в них бывают красивые фразы и определения, которые просто грех не ввернуть в доклад.

Написанное выше частично касается так же интересных статей, но информации в них обычно недостаточно для того, чтобы подготовить 45-минутное выступление.

Советы по оформлению

Всегда стоит помнить о том, что презентовать доклад вы будете не на своем мониторе, а с помощью проектора, и зрители будут сидеть не рядом, а в десятках метров. Оптимальный вариант — найдите проектор у себя в офисе и все проверьте на нем.

Ответственно подойдите к выбору шрифта. Слишком маленький либо слишком светлый шрифт не видно с задних рядов, в особо запущенных случаях — с передних тоже.

То же самое касается цветовой гаммы доклада. Учтите, что качество передачи цвета на проекторе сильно хуже, чем на вашем мониторе, а с его яркостью обычно что-то сильно не так. В таких условиях лучше использовать насыщенные, но не слишком кричащие цвета — потому что, например, светлые оттенки в таких условиях будут сливаться с белым, а от слишком ярких у аудитории вытекут глаза.

Старайтесь не переборщить с количеством текста. Или аудитория уснет. Разбавьте его графиками, кодом, таблицами, картинками в конце концов.

Также не переборщите с количеством кода. Технический доклад — это не лекция в универе, которую все сидят и записывают. Слушатели обычно время от времени отвлекаются или вообще выходят из зала. Если ваша презентация состоит из огромного количества кода, любой человек, который отвлекся, потеряет нить рассуждений и до конца доклада будет тупить в смартфон, а не слушать вас.

Отдельная тема — юмор. Есть докладчики, у которых получается делать презентации и весело, и по делу. Они вставляют много смешных картинок, шутят, но при этом дают полезную информацию. Слушателям интересно и весело. Это талант, который необходимо развивать упорным трудом. Если вы тоже так можете — здорово, таких докладчиков любят. Если нет — лучше не вставляйте в презентацию много шуток, Евгений Ваганыч.

Подготовка к выступлению

Всегда приезжайте заранее, чтобы проверить оборудование. Думаю, большинство читателей сталкивалось с ситуацией, когда у проектора только VGA-выход, внезапно выходит докладчик с макбуком, организаторы начинают бегать искать переходник, не находят, потом начинаются поиски флешки, чтобы перекинуть презентацию на чужой ноут, а на чужом ноуте опен офис не открывает слайды, а потом с горем пополам открывает, но не работает кликер (та черная штука, которой слайды листают) и так далее. Эта вся возня выглядит очень уныло — поэтому всегда приезжайте перед началом мероприятия и все эти вопросы решайте.

За час до выступления ни с кем не разговаривайте, сидите тихо и читайте текстовый документ, с помощью которого вы готовили слайды. Это поможет вам убить двух зайцев — во первых, вы сконцентрируетесь на докладе, а не последних сплетнях. Во вторых, вы еще раз пройдетесь по красивым фразам, определениям и полезным примерам, которые вы записали — в таком случае вы точно не забудете упомянуть о них во время выступления.

Не забудьте сесть в первых рядах, чтобы при объявлении вашего доклада вы смогли быстро выйти, а не пробирались через 20 рядов.

Репетируйте перед зеркалом вслух. Иногда вам может казаться, что вы супермен и вообще все знаете и ориентируетесь в докладе, но как только начинаете говорить — все вылетает из головы, и вы начинаете мычать. Обязательно проверьте себя на этот спецэффект до того, как произойдет фейл. Также не забудьте о времени. На конференциях есть стандартное количество минут, которое должен занимать доклад. О том, что вместо 45 минутного доклада у вас есть слайдов на 15 минут (или на 90), лучше узнать заранее и внести в презентацию необходимые изменения. Оцените, на какую часть сколько времени у вас уходит и сделайте заметки в текстовом документе.

Убедитесь, что вы готовы провести ближайший час стоя перед аудиторией. Взгляните на себя в зеркало — вы выглядите чисто и опрятно? Убедитесь, что ваш макияж не поплыл и вы не измазаны шоколадными пирожными, которые подавали в перерыве. Причешите волосы. Справьте нужду, особенно если вы пили кофе. Вы должны быть сытым, а ваш ноутбук — заряженным (не забудьте отключить слип в настройках). Не лишним будет надеть наручные часы — тогда вы сможете контролировать, сколько времени прошло и все ли идет по вашему плану.

Удачного выступления!

gs-studio.com

Критерии хорошей речи

Требования, предъявляемые к качественной речи

Хорошая речь должна быть не просто правильной, а отвечать ряду требований.

  1. Информативная насыщенность

    Степень насыщенности нашей речи информацией может различаться. Одни изречения значительны и важны, другие не представляют никакого интереса для собеседника. Речевая избыточность (многословие) выражается в употреблении излишних слов даже в очень коротком выражении. Ненужные, лишние слова в речи являются свидетельством небрежности стиля и указывают на нечеткость представлений говорящего о предмете беседы. Лишние слова, как правило, наносят ущерб информативности речи, делая главную мысль высказывания нечеткой.

  2. Логичность речи

    Логичность речи обеспечивают два основных закона логики: тождества и противоречия. В процессе рассуждения, по закону тождества, одно знание о предмете не должно подменяться на другое. По закону противоречия истинными не могут быть два высказывания, одно из которых утверждает что-либо о предмете, а другое одновременно отрицает это. Речь может стать нелогичной в случае подмены понятий, что часто возникает при неправильном словоупотреблении.

  3. Точность и ясность речи

    Понятия точности и ясности в речи тесно взаимосвязан. Точность придает речи ясность, а ясность речи, в свою очередь, вытекает из точности. Точность высказывания определяется степенью его достоверности и объективности.

  4. Богатство речи

    Основным критерием богатства или бедности речи является количество используемых слов. В толковом словаре Даля, сформированном еще в 19 веке, содержится около 250 000 слов. С тех пор русский язык обогатился еще больше.

  5. Чистота речи

    Речь очень подвержена разного рода влияниям, в том числе оскудению и засорению. В первую очередь засоряют речь диалектные, просторечные слова, профессионализмы, вульгаризмы, а также речевые штампы.

  6. Уместность речи

    Произносимая речь должна подходить для определенной ситуации высказывания, отвечать задачам общения и его целям, способствовать установлению контакта между говорящими и слушающими.

  7. Правильность речи

    Требование правильности речи применимо к лексике, грамматике, словообразованию, произношению, ударению.

  8. Образность речи

    Образное, живое, наполненное эмоциями, слово делает речь выразительной. Образность привносится за счет:

    • употребления слов в переносном значении;
    • использования эпитетов;
    • использование образных сравнений.

Критерии языкового качества речи

Определение 1

Культура речи – это качество речи в целом, качество использования языка в общении, реализуемая языково-речевая способность. Это еще и наука о качестве пользования языком.

Культура речи обладает следующими уровнями-аспектами:

  • соответствие литературно-языковым нормам;
  • соответствие стилистическим и ситуационным нормам;
  • высокое качество содержания, а также коммуникативных намерений.

Истинное качество речи подразумевает, что качество содержания речи неотрывно от качества коммуникативных намерений человека.

Стилистические ошибки

Определение 2

Стилистическими называются ошибки, которые связаны с нарушением норм функциональных стилей, то есть употреблением в одном стиле языковых средств другого стиля.

Стилистические ошибки значительно портят речь, ухудшают впечатление о говорящем и часто производят комическое впечатление.

Основные виды стилистических ошибок:

  • лексико-стилистические, подразумевающие нарушение лексических норм стиля;
  • морфолого-стилистичесике, выраженные в нарушении морфологических норм стиля;
  • синтаксико-стилистические, выраженные в нарушении синтаксических норм.

spravochnick.ru

9 факторов хорошего доклада, или Как извлечь максимальную пользу из харизмы спикера

Автор Дмитрий Шахов На чтение 21 мин. Просмотров 378 Опубликовано

От редакции

Мы продолжаем подготовку к Baltic Digital Days, небольшой, но яркой конференции, которая пройдет в августе в Калининграде. Отбор докладчиков на нее ведется особенно тщательно. Дмитрий Шахов гордится тем, что открывает новые имена – несколько спикеров начали свою сценическую карьеру именно в Калининграде.


За последние два года я провел порядка двух десятков выступлений на различных семинарах и конференциях. Еще больше докладов я прослушал, провел три конференции сам. Чем больше я погружался в работу с докладами, тем больше понимал, что в нише поискового продвижения, да и интернет-маркетинга в целом, понимание спикерами законов риторики практически отсутствует.

Большинство не знает, как правильно составить доклад. Еще меньше умеет говорить со сцены перед публикой. И совсем уж мало понимает, ради чего они это делают.

Давайте попробуем разобраться в этой каше из работы в публичном поле в качестве спикера на конференциях и семинарах и хоть как-то структурировать ее.



Цели

На сегодня доклады на публичных мероприятиях – один из самых простых и доступных способов заявить о себе в публичном поле, увеличить свой индекс известности.

Это основная и базовая цель.

Клиентам легче и проще обращаться к тем представителям бизнеса, которые публичны, открыты для общения и имеют достаточную репутацию в виде откликов на их публичную деятельность.

Сбор лидов основной целью доклада быть не может.

Теоретически есть возможность зацепить несколько слушателей таким образом, чтобы они пошли к тебе на обслуживание. Некоторые даже строят свой доклад именно таким образом, рассчитывая на привлечение клиентов. Но здравый смысл и легкие расчеты показывают, что шансов нет. В среднем на любом ивенте присутствует от 20 до 300 человек. Максимум на что вы можете рассчитывать – это 2-5 обращений с такой аудитории по итогам доклада. Это явно не стоит таких трудопотерь (пара дней на дорогу-выступление, как минимум, если не считать затрат на подготовку доклада). Уж лучше за это время прокачать свои навыки в области контекстной рекламы или написать хорошую статью, которую прочитают несколько тысяч человек сразу и несколько десятков тысяч потом.

Еще одна цель – это воспитание рынка.

Повышение качества рынка, образованности его участников – это серьезное подспорье в последующей работе на этом рынке. Прекрасно, когда ты сам на пике этого движения и воспринимаешься как один из учителей. Это отлично потом сказывается на лидогенерации.

Любые цели, связанные с работами по PR, могут преследоваться путем участия в публичных мероприятиях. Однако надо понимать, что небольшой охват в рамках конкретного ивента часто ставит крест на этом. И на передний план выходит все же индекс известности, медийность конкретной персоны и/или компании. Участие в мероприятиях позволяет часто всплывать в СМИ, в обзорах, мнениях, соцсетях. Вы на виду, и это главный плюс от выступлений с докладами.

Своя фишка

Постоянная работа в публичном поле позволяет достаточно легко узурпировать некую нишу, в которой ваша экспертность будет максимальной.

Поэтому всем докладчикам я бы рекомендовал эксплуатировать преимущественно одну тему. Это позволит быстро расти по условной карьерной лестнице докладчиков. И облегчит восприятие вашего образа. Говоря маркетинговым языком, вам как спикеру желательно провести брендинг своего образа.

Если присмотреться, то у наиболее известных фигур на рынке амплуа устоялось и приносит им значимые дивиденды. А также фактически бронирует за ними место на любой конференции. Вот фигуры без устойчивого образа подвержены ротации и слабо заметны на общем фоне. Даже спустя годы у таких размытых образов проблемы с попаданием на конференции в качестве докладчиков.

Прежде чем начать публичные выступления, подумайте – в чем вы лучше других. И главное, будет ли эксплуатация этого образа приносить вам дивиденды. Или лучше подыскать другую шкуру для ивентов.

Узурпация ниши позволяет в дальнейшем активно собирать лиды в ней даже вне рамок конференций.

Типология

Одна из распространенных ошибок спикеров – это мешать разные типы в одном докладе. Послевкусие от такого доклада одно: «а что он хотел этим сказать?». Разберемся, какие бывают типы докладов.

  • Исследовательские доклады.Они построены вокруг изучения одной или нескольких проблем на экспериментальной или аналитической базе. Итогом доклада должны стать выводы, приводящие к решению поставленной проблемы. В идеале исследовательский доклад должен включать подтверждение сделанных выводов реальными кейсами.
  • Обзорные доклады.Доклады, основанные на игре цифрами, очерчивающими состояние отрасли, рынка, реже – какой-то определенной ниши. Выводы в таких докладах редки. Основная цель – информирование аудитории.
  • Кейсовые доклады.Рассмотрение в процессе доклада ряда отдельных случаев. Чаще всего в качестве кейсов рассматриваются удачные примеры деятельности спикера. Целью должно быть привлечение внимание к интересным случаям, но чаще всего такие доклады вырождаются в попытку показать состоятельность спикера в профессиональном поле. Выводы в таких докладах редки, так как кейсы в силу своей уникальности мало масштабируемы.
  • Евангелистские доклады.Направлены на обращение внимания участников рынка на существующие проблемы или содержат призыв к инновациям. Цель – повышение мотивации, закрепление образа спикера в качестве евангелиста. Выводов в таких докладах не бывает, так как тут сама структура доклада их не предполагает.
  • Обучающие доклады.Последовательное поэтапное навязывание аудитории своей схемы работы. Как правило, такие доклады редко содержат сомнения в корректности исповедуемой схемы. В силу этих причин такие доклады чаще всего используются в работе на курсах или семинарах/вебинарах одного спикера.
  • Рекламные доклады.Подвид обзорных докладов, направленных на привлечение лидов из участников. Редкий рекламный доклад не проваливается полностью. Слушать их скучно. Хотите настоящей качественной рекламы своего сервиса? Сделайте хороший доклад другого типа и оставьте в качестве контактов свой сервис.

Здесь надо пояснить, что кейсы могут входить в любой доклад как его часть. Выделение кейсовых докладов как отдельного типа – это дань тому, что некоторые доклады просто содержат разбор одного кейса или перечисление нескольких – без каких-либо выводов (еще хуже, если докладчик все же делает какой-то вывод на основании своих кейсов).

Кейсовые доклады – наиболее слабые доклады с методической точки зрения, никакой пользы кроме мотивационной от них нет.

Но публикой кейсы всегда принимаются на ура, поэтому широкий ряд спикеров при отсутствии темы эксплуатируют работу с данным типом, чтобы получить ачивки от участников. Я бы рекомендовал спикерам, дорожащим репутацией, все же использовать кейсы как часть другого типа доклада.

Следует помнить, что доклад должен передавать некую ценность слушателям, а не только повышать их эмоциональный фон (хотя, может, кто-то только ради роста мотивации и ходит на конференции и семинары).

Наиболее распространенной ошибкой является микс двух и более типов, сильно расходящихся в структуре построения. Нет ничего плохого, если постановка проблематики в исследовательском докладе содержит элементы обзорного доклада. Но когда евангелистский доклад внезапно переходит в навязывание рабочей схемы, или исследовательский доклад скатывается в рассуждения о рынке – это начинает вызывать вопросы к спикеру. И конечно, такие доклады почти всегда проваливаются. Опытный спикер сам решает, как ему лучше выстроить доклад, но начинающим я бы предложил строить свое выступление в рамках одного типа, а не экспериментировать с переключением внимания слушателей.

Структура доклада

Отсутствие внятного начала и тем более ударного конца – основной бич большинства докладчиков. Спикер, который сразу начинает закидывать слушателей цифрами, а потом делать выводы, основанные на начальных слайдах или, хуже того, неочевидной их последовательности, уходит без вопросов из зала. Потому что вопрос к нему только один: «а что это было?».

Начало. Постановка проблемы. В начале доклада должна быть озвучена проблема. Она может быть неочевидной в начале ее постановки. Но по мере раскрытия проблематики даже самый малообразованный участник должен понять, почему ему тяжело жить, когда такая несправедливость существует. На постановку проблемы обычно отводится 2-3 слайда, реже проблему предваряют несколько слайдов с обзором положения в целом.

Есть проблема такая-то. Она обоснована тем-то, мешает делать то-то, вызывает последствия такие-то. Вам хреново. Нам хреново. Что-то надо делать.

В кейсовых и евангелистских докладах нередко глобальная проблема отсутствует, есть цепочка более мелких проблем, каждая из которых превращается в микродоклад в рамках основного.

Решение проблемы. Следующую, основную часть доклада занимает решение проблемы. Это может быть исследование, расписанное по шагам. Это может быть рассказ, как правильно себя вести в той или иной ситуации. Это может быть алгоритм или схема. Все зависит от выбранного типа. И надо сказать, с этой частью редко у кого возникают проблемы.

Если проблемы и возникают, то от нарушения логики в цепочке рассуждений: спикер переходит на следующий слайд и начинает говорить о вещах, которые вовсе не вытекали из предыдущего слайда. Чаще всего это происходит потому что в голове спикера все достаточно логично – и очевидно, что он забыл сделать еще один слайд и пояснить логику перехода. Выйти из такой неприятной ситуации, чреватой потерей внимания и дезориентацией слушателей, можно – протестировав свой доклад на меньшей аудитории или даже просто предоставив презентацию на аудит коллеге.

Проверка решения. Это место для кейсов, основанных на проверке предложенной методики. Не до, не между слайдов, дающих решение – а после.

Выводы. Каждый доклад кроме обзорного (да по-хорошему и он тоже) должен содержать ударное завершение. Запомнится именно вывод, а не цепочка рассуждений. Рассуждения можно потом восстановить, просматривая презентацию. Но если вы не сделаете никакого вывода, то доклад пройдет незамеченным.

Беда молодых спикеров в том, что они берут интересное решение возникающих перед ними проблем и пытаются выкинуть на публику именно схему решения. Им даже в голову не приходит, что красота решения не имеет смысла, если нет цели, к которой решение должно привести.

Оптимально начинать строить доклад с конца. С вывода. Это выглядит немного странно, но ровно до тех пор, пока не начинаешь разбираться в возможной пользе от сделанного доклада. Доклад без сочного яркого вывода, скорей всего, будет проходным, не привлечет внимания аудитории и не соберет вопросов кроме как от отдельных специалистов, сомневающихся в правильности схемы решения.

Спикер еще до написания презентации уже знает и проблему, и результат решения. Так что никакой сложности нарисовать два слайда – первый и последний – нет. А дальше нужно соединить их своим решением проблемы. Кстати, часто именно тут выясняется, что вывод сделан необоснованно, и вся концепция доклада идет к коту под хвост, а методику решения приходится подвергать повторной проверке и нередко переработке.

Подача

Уверенная яркая агрессивная подача всегда воспринимается лучше. Даже откровенно слабые доклады, поданные спикером с харизмой, воспринимаются намного лучше, чем продуманные сильные исследования, проговоренные в пол.

Подачу можно только тренировать. Можно записаться на курсы по риторике, а можно просто тренироваться на меньшей аудитории, на сотрудниках, на близких. Хорошо помогает записать себя на видео и потом прослушать.

Сам доклад можно разметить точками, где нужно сделать акцент с повышением тона или вопросительной интонацией. Выявить места, где взять паузу.

Во время своего доклада при реакции зала (смех, оханье) не забывать давать ей стихнуть и только потом продолжать.

Не забывайте правильно занять место на сцене. Не уходите близко к экрану, не прячьтесь за стойкой. Не стойте на одном месте: замерший спикер позволяет глазам переключиться на что-то другое. Это не значит, что нужно бегать по сцене, но смещение своей позиции относительно экрана позволит удерживать внимание слушателя на себе, а не на коленках соседки по ряду.

Если опыта выступлений мало, выбирайте человека в зале и рассказывайте ему. Я по первости взглядом искал того, кто меня слушает и рассказывал ему. Потом стал искать того, кому непонятно или скучно – и читать свой доклад, ориентируясь на его реакцию. Лучше, если слушатель сидит в середине зала, так ваш взгляд будет читаться с любого места. А глаза, как известно, зеркало души. Со временем вы научитесь переключаться на разных слушателей в зале. Самый писк, это когда каждому кажется, что вы смотрите на него.

Выспитесь перед докладом. Сонный спикер – это печальное зрелище. Не пейте алкоголь в день перед докладом. Понятно, что конференция почти всегда сопровождается вечеринками, но спикер с похмелья еще более печальное зрелище, чем сонный.

Настраивайтесь на свое время выступления, чтобы выйти с максимальным уровнем адреналина в крови. Я, например, за час-два до выступления выпиваю двойной эспрессо, а потом сижу в зале и вполуха слушаю других спикеров. Так я напитываюсь энергетикой зала и выхожу на сцену уже на максимуме эмоций.

Многие начинающие спикеры бояться забыть что-то, что хотели сказать. Есть маленький секрет: промежуточные слайды. Когда ты что-то хочешь обязательно сказать, это можно сделать на отдельном слайде. Если ты помнишь об этом во время выступления – можно быстро пролистнуть промежуточный слайд.

Вывод, как минимум, его основная мысль – должна быть на последнем слайде перед слайдом с контактами.

Это позволит вам расслабиться и донести вывод на пике эмоций, даже если в процессе доклада вы забыли к чему вели, или ваш доклад скомкался из-за тайминга.

Чтобы не провалиться по таймингу, следуйте простым правилам: 1 слайд = 1 минута. Нумеруйте слайды. Просите кого-то в зале отбивать вам пятиминутки жестом. Это все помогает, пока не наработается опыт выступлений.

Работа с залом

Выступление с докладом – это маленький спектакль, где вы – единственный актер. Конечно, иногда в ваше выступление вмешивается ведущий мероприятия, но чаще всего все зависит только от вас.

Секрет хорошего выступления прост: уверенность в каждом своем слове.

Даже полную хрень надо произносить так, как будто это истина в последней инстанции.

Звучать это может странно, но одно ваше подвисание с ответом на вопрос может полностью обрушить впечатление от выступления.

Ответ на вопрос из зала должен быть понятен слушателю, какого бы уровня он не был. Но важно даже не это. Отвечая на вопрос из зала от одного человека, вы должны дать такой ответ, который добавит что-то к докладу для всего зала. Если ответ будет слишком частным, то лучше дать только часть его и предложить обсудить подробности в кулуарах. Не отнимайте время у всех слушателей уходом в нюансы, основной массе недоступные.

Само выступление должно быть понятным большей части аудитории. Это ваш хлеб – уметь корректно определить уровень аудитории и преподнести информацию так, чтобы они поняли, о чем шла речь. Я часто ошибался в выборе уровня информации в своих докладах в верхнюю сторону. Доклады надо упрощать. Иногда упрощать очень сильно. Конечно, это очень хорошо, если вы сделаете доклад, за который вас похвалят коллеги, но для них вы можете сделать это и приватно, в рамках какого-то междусобойчика или публикации в тематической прессе. А ваше выступление должно дойти до каждого участника в зале.

Тестируйте свой доклад или его основные части на меньшей аудитории. Если вас не понимают, надо снижать планку. Главное, не опустить ее слишком низко.

Работа со СМИ

Привлечение внимание к докладу – большая часть вашей работы, от которой зависит последующий эффект. Начинайте работать с целевой аудиторией еще заранее: не все попадут в зал, не все увидят ваше выступление онлайн. Но ваша аудитория должна быть в курсе, что вы будете где-то выступать. Кроме того, это прекрасная возможность частично увеличить аудиторию в зале. По моей внутренней статистике конференций до четверти участников приходят по рекомендации одного из спикеров.

Тизеры на свое выступление можно и нужно выкладывать во всех доступных вам источниках. Помощь организаторам – здесь явление побочное. Прежде всего вы работаете на себя, увеличивая охват аудитории. Вы напоминаете лишний раз о себе, и этот инфоповод вполне достаточный для того, чтобы обратить на него внимание.

В самом выступлении не стоит забывать предлагать общение в кулуарах. Оно редко бывает активным (кроме отдельных спикеров) и еще реже продуктивным (лучше 1-2 продолжительные встречи, чем 20 участников, задающих по одному вопросу в толпе). Но отказываться от такого общения не нужно.

После выступления всегда имеет смысл подготовить релиз своего доклада и выслать его в тематические СМИ. Не стоит слать во все СМИ один релиз. Начните с самого топового, если им ваш релиз не подойдет, то шлите в следующее. На моей памяти только в исключительных случаях СМИ отказываются от публикации релиза.

Не забывайте запросить запись у организаторов. И когда она будет готова, отправьте на нее своих читателей в социальных сетях.

Обязательно выкладывайте свои презентации на slideshare.net. Удивительно, сколько трафика может принести этот сервис, если правильно его использовать. Не забывайте в описании выложенной презентации ставить адрес своего сайта, где есть контактные данные.

Подготовка презентации

Надо сразу сказать, я не являюсь профессионалом в этой области. У меня весьма убогие в оформлении презентации. В каком-то смысле эту убогость я даже сделал своим стилем. Существуют прекрасные руководства по подготовке презентаций, к которым я бы и хотел вас отправить. Однако наиболее общие моменты подчеркну.

Первый слайд с названием презентации будет на экране всего 1 секунду. Не стоит зацикливаться на нем. Это просто обложка для последующей выкладки на слайдшаре. И не более того. Название, имя докладчика, название компании.

Слайд «познакомимся». Я обычно его не делаю, но молодым докладчикам рекомендовал бы делать отдельный слайд со своими регалиями. Не уверен, что там нужно ваше фото (если только опять же для слайдшары), но вот перечисление ваших достижений пойдет на пользу. Контактные данные там не нужны.

Логотип вашей компании в шаблоне презентации на всех слайдах будет уместен и полезен. Если у вас не очень длинный адрес сайта, можно использовать и его. Телефон, емейл – бесполезны. Никто не будет вам писать или звонить в процессе выступления. Использование базовой информации о себе на всех слайдах решает проблему, когда вас просят вернуться с последнего слайда с контактами на какой-то из презентации – основные данные все равно будут видны участникам.

Сквозные элементы лучше ставить сверху, чем снизу. Часто проектор или экран не отрегулированы и организаторы жертвуют нижней частью презентации. Кроме того, низ может перекрываться какими-то конструкциями на сцене и самим спикером.

Финальный слайд с контактами часто из-за спешки висит очень недолго. Поэтому лучше меньше контактов, но таких, по которым вас можно нагуглить. В последнее время я приглашаю всех сразу в Фейсбук и Скайп. Это работает лучше, чем навалить стену из контактов, которыми никто не воспользуется.

Лучше делать два варианта презентации. Менее подробный для выступления. Более подробный – для выкладки на слайдшаре. Как вариант, работать на выступлении с более подробным, но пролистывать часть слайдов.

Набор веса

В погоне за достижением максимального результата начинающий спикер начинает выступать на всех конференциях подряд. Несомненно, публичные выступления неплохо поднимают адреналин в крови и стимулируют выброс эндорфинов. Но в сухом остатке от постоянных гастролей – перманентная усталость и ощущение низкой эффективности от проделанной работы.

Чтобы этого не происходило, лучше всего составить для себя график выступлений на полгода-год вперед. Подготовка качественного доклада без этапа исследований занимает примерно 3-4 недели. В год более-менее хороших докладов можно подготовить не более трех-четырех. На большее не хватает ни сил, ни возможностей, ни материала. Поэтому популярные спикеры обычно или выступают повторно с тем же докладом, или возят один и тот же доклад, отлаживая его под целевую аудиторию в зале. Это метод ковровых бомбардировок, который подходит только очень часто выступающим докладчикам.

Спикер, который выступает не слишком часто, от повторных докладов практически ничего не получает. Инфоповодом такой доклад не станет, а аудитория на самой конференции традиционно слишком мала, чтобы принести заметный эффект. Поэтому, если нет других поводов съездить и выступить, то я бы отказался от повторных прокатов – вытащить из них заметный эффект будет крайне сложно.

Наименьший публичный эффект приносят региональные бизнес-конференции. Дальше идут общетематические. И наилучшие результаты показывают тематические конференции. Региональные проигрывают по целому ряду параметров: часто это слабая наполненность тематической секции, но основная проблема – слабый уровень подготовки аудитории, который заставляет делать совсем уж слабые доклады, с которыми не выйти на СМИ, и даже выкладка в паблик таких докладов принесет мало эффекта.

Это не значит, что с региональными конференциями не стоит сотрудничать в качестве спикера. Но ожидать от них достижения базовых целей не приходится. Чтобы увеличить отдачу от выступления перед бизнесом в регионе, можно проводить ту же политику, что и для тематических докладов, но на уровне региона: приглашение на уровне региона, публикации в СМИ на уровне региона, сотрудничество с местными деловыми организациями (например, местной торгово-промышленной палатой или местным деловым клубом).

Еще региональные конференции – отличный повод для общения с коллегами. На тематических конференциях их концентрация слишком велика и пообщаться с каждым тесно – невозможно. На региональных – спикеров из одной ниши немного и можно отлично наладить деловые и личные связи.

Не менее важна роль региональных конференций для обкатки своих навыков выступлений и умения держать удар. То, что простится на региональной конференции, на тематической превратится в избиение на сцене.

Общетематические конференции я не люблю. Это конференции чисто клиентские, с еще большей раздробленностью по залам, по аудитории. Если и выступать на таких, то ради статуса и не более. Пример общетематической конференции – это московский РИФ, который обо всем и одновременно ни о чем.

Тематических конференций не слишком много, попасть на них не так легко, но именно они наиболее качественно освещаются в тематических СМИ. И выступать на них нужно, если планируете поддерживать свой статус эксперта. К счастью, небольшое количество таких конференций вполне укладывается в физические возможности по подготовке докладов почти любого спикера. Двух-трех выступлений в год на таких ивентах более чем достаточно, если корректно отработать каждый инфоповод (напомню про тизеры и работу со СМИ и соцсетями).

Вес от работы с конференциями появляется не сразу. Он накачивается тем дольше, чем больше вы игнорируете другую работу по поддержанию своей экспертности. В среднем, уходит год и порядка 10 выступлений на разного уровня конференциях для того, чтобы выйти на пик медийности. Если вы решили, что это ваш путь в поиске лидов, то приготовьтесь к марафону.

Примеры хороших спикеров

Константин Леонович. Куратор проектов SAPE сейчас стал выступать реже, но его выступления отличает яркая и мощная подача. Отличная работа с залом, всегда крепко проработанный материал. Константина можно смело советовать в качестве примера. Леонович обычно выдает обзорные или исследовательские доклады.

Дмитрий Сидорин. Дмитрий очень харизматичен в процессе доклада. Каждое его выступление – это маленький спектакль. Я бы не сказал, что материал, который он подает, является чем-то инновационным, новизны там мало. Но Дмитрий цепко держит внимание участников и не отпускает их до самого конца. Доклады Сидорина можно отнести к образовательным или евангелистским.

Дмитрий Севальнев. У Димы всегда отлично проработанные доклады. Большей проработки я до сих пор не могу встретить. Каждый доклад начинается с его структуры. Каждый блок доклада завершается промежуточным выводом. В конце доклада есть и вывод, и список литературы для самостоятельной проверки исследований. У Дмитрия всегда только исследовательские доклады.

Стас Поломарь. Один из самых сильных исследователей на рынке. Минусом его докладов остается слабая подача и слабое структурирование. Говоря проще, Стас делает доклады для специалистов, а не участников. Но качества его материала это не уменьшает.

Юрий Титков. Король кейсовых докладов. Юру надо просто видеть, причем воочию, объяснить уровень его воздействия на аудиторию сложно. Отличие Юриных кейсов от многих других – в их масштабируемости.

Резюме

Всегда надо помнить, что быть хорошим специалистом и сделать хороший доклад – это две разные вещи.

И многим действительно хорошим специалистам стоило бы подтянуть свои методические знания в области подготовки докладов. А вот ряду неплохих докладчиков не помешал бы материал посильнее.

Дерзайте и помните, что выступление на публике – это один из самых быстрых способов роста на рынке, так как именно такая работа показывает вашу реальную экспертность. И только такая экспертность вызывает наибольшее доверие у целевой аудитории, которая потом придет к вам за услугами.

Как ни странно, котик в статье тоже из «Пятого элемента».

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Email*

Подписаться

madcats.ru

Как сделать хороший научный доклад

Всем, так или иначе, иногда приходится рассказывать окружающим о своих успехах и делах. Для учёных же, в особенности, доклады являются обязательным и важным атрибутом повседневной деятельности. Однако хотя почти все, начиная со студенческих лет, тратят массу времени на создание и улучшение своих презентаций, лишь немногим известны простые принципы подготовки хороших докладов. Поэтому мы уверены, что эссе израильского учёного Ури Алона, опубликованное недавно в журнале Molecular Cell, будет интересно всем, кто планирует блистать на научных конференциях и не ударять лицом в грязь на лабораторных семинарах. Эта статья удачно дополнит недавнюю — «Советы начинающим, как опубликовать научную статью».

Сделать хороший доклад может каждый. Каждый может улучшить свою технику докладов. Я пишу эту статью в надежде поделиться своими навыками проведения лекций (и многим другим, что имеет отношение к публичной стороне жизни учёных). В моём понимании, все учёные обязаны знать основы проведения хороших докладов. Это принесёт пользу и докладчику, и его слушателям. Мой подход включает в себя и элементы театрального искусства, и принципы ораторского мастерства. Цель этих принципов не маркетинговая — это не наведение внешнего блеска на по сути бесполезный продукт. Суть этого подхода в том, чтобы дать людям понятие о важности вашей работы, показать её так, как она видится вам. Можно выделить три основных принципа хорошего доклада:

  1. Подготовка слайдов: каждый слайд должен иметь собственное полное заглавие;
  2. Презентация: установите зрительный контакт с аудиторией, смотрите в зал, а не на экран;
  3. Вопросы: выслушайте вопрос, повторите его. Помните, в вопросе главное — его содержание, а не его тон, которым его задали.

Подготовка

Подготовка хорошего доклада должна начинаться с поиска ёмкого и точного названия для презентации. Это должно быть сделано прежде, чем вы начнёте готовить слайды. Придумайте название самостоятельно. Оно должно одним предложением описывать тему и цель доклада.

Например, название может быть таким: «Клетки изменяют свою форму регулированием цитоскелета». А вот пример того, как называть сообщение не стоит: «Форма клетки и цитоскелет». Почему? Потому что это предложение не окончено, его смысл не полон. Название — это ориентир для вас: оно подскажет, что включить в презентацию, а что оставить до следующего раза. Доклад должен содержать только те материалы, которые относятся к названию. Не включайте в доклад сухие (хотя бы и интересные) данные, если они не относятся к этой теме.

Теперь, когда у вас появилось общее название, раскройте его через набор подзаголовков отдельных слайдов, постепенно подводящих слушателя к сути сообщения. Напомним, что у каждого слайда должен быть свой собственный заголовок. Следующие один за другим, эти заголовки должны складываться в стройную логическую цепочку.

Заголовок каждого слайда должен быть полным предложением, которое бы описывало его главную идею и предмет. Заголовок поможет аудитории сразу же уловить основное послание. Избегайте называть слайд вопросительными формами типа «Что происходит с количеством клеток?» или словосочетаниями вроде «Измерение количества клеток». Вместо этого используйте полные предложения, которые передают идею, которую вы собираетесь донести до слушателей. Вот удачный пример: «Количество клеток увеличивается со временем». Так лучше?

Заголовок каждого слайда должен быть полным предложением

Придумать название доклада и заголовки каждому слайду непросто. Однако эти усилия нужно считать неотъемлемой частью вашего исследования; это поможет сосредоточиться на том, что является важным и существенным, и найти упущенные моменты. Заглавие также поможет сделать слайды простыми в восприятии: каждый слайд должен содержать только то, что на самом деле существенно. Если слайд содержит два заглавия — две важные идеи — лучше разбейте его на два слайда. Экспериментальных данных не должно быть чересчур много; иначе заглавие можно будет сменить на «Я произведу на вас впечатление фактом того, что я сделал много работы».

Во время подготовки к докладу выучите первых два-три предложения для каждого слайда наизусть. Выучите текст лекции: практикуйте его до тех пор, пока не вызубрите. Рассчитайте длительность доклада так, чтобы закончить раньше отведённого времени — и никогда не затягивайте! Идеально будет, если вы рассчитаете свою речь так, чтобы уложиться в 2/3 отведённого времени. Например, если у вас есть для доклада 60 минут, запланируйте длительность 40 минут, или 20—30 слайдов.

Очень важно в начале доклада правильно построить вступительную часть. Помните, что аудитория многого не знает, и им приятно будет услышать известные и очевидные вещи. Поэтому вы должны вводить слушателей в проблему постепенно, от простого понемногу переходя к всё более сложному, от общих понятий — к конкретным проблемам вашей работы. Это поможет аудитории понять вас, а вам — гарантирует внимание слушателей.

Презентация

Хорошая презентация — это двусторонняя коммуникация с аудиторией. Поэтому в первую очередь необходимо установить со слушателями зрительный контакт. Не зарывайтесь в свои слайды — это признак страха и неуверенности перед аудиторией. Как и во время театральных представлений, аудитория сочувствует «герою» и идентифицирует себя с лектором. По сути, слушатели сами заинтересованы в том, чтобы доклад был интересным. Если же вы «отключитесь» от аудитории и сосредоточитесь только на слайдах, то и за вашим докладом перестанут следить. А когда вы устанавливаете зрительный контакт и заинтересовываете аудиторию, слушатели отвечают тем же.

Визуальный контакт даёт вам возможность понять состояние слушателей и приспособиться к еле заметным переменам в их настроении. Если вы ощущаете, что аудитория теряет внимание — измените интонацию или манеру жестикуляции, сделайте паузу или скажите то, что чувствуете прямо сейчас, например: «Становится жарко» или «Я чувствую запах кофе», — неважно, что именно, но что-то из того, что ощущает большинство людей в зале. Такая передышка позволит отдохнуть и восстановить нарушившийся контакт.

Когда у вас накопится научный ораторский опыт, начните превращать формальный доклад в увлекательный рассказ. Расскажите историю — из какого наблюдения вытекла ваша работа, и какие были первые шаги. Вспомните, как росла напряжённость в предзнаменовании открытия. И наконец, вспышка: «Ах, вот же ответ». Грамотно представленный популярный рассказ о возникновении, становлении и решении проблемы чаше бывает более познавателен, чем сухой язык фактов.

Язык тела также важен для коммуникации. Очень часто можно видеть лектора в искажённой позе: плечи его повёрнуты к аудитории, глаза устремлены на слайды, в одной руке лазерная указка, а в другой — переключатель слайдов. Это — «оборонительный» язык жестов, который ухудшает контакт со зрителями и увеличивает напряжение самого лектора. Сделайте короткую видеозапись своего доклада, и вы увидите то, о чём сейчас идёт речь. Со временем большинство людей находят свой «открытый» язык жестов, и это помогает чувствовать себя во время доклада более раскованно. И чем раньше вы отработаете свой стиль, тем плодотворнее пройдут ваши будущие презентации.

Кроме того, не забывайте, что именно вы ответственны за то, чтобы аудитория поняла суть ваших работ. Не используйте вопросы типа: «Вы понимаете? Вам всё ясно?»; спрашивайте «Я понятно объяснил?..», — так вы возложите ответственность за ясность изложения непосредственно на себя и освободите слегка рассеянных или уставших слушателей от груза подспудных упрёков.

Как отвечать на вопросы

Вопросы — это уникальная возможность узнать мнение специалистов и более широкой аудитории о вашей работе. Хотя многие считают вопросы из зала аналогом студенческих экзаменов и отвечают чересчур коротко, желая покончить с этим как можно быстрее. Вот несколько советов, которые помогут вам расслабиться, понять вопросы и выразительно на них ответить.

Во-первых, не забывайте про зрительный контакт с людьми, которые задают вопросы. Во-вторых, повторите вопрос теми же словами так, чтобы каждый мог его услышать (часто регулировка микрофонов на сцене и в зале разная, и другие слушатели могут не понять или не расслышать вопроса). Это также даст вам дополнительное время, чтобы лучше понять смысл сказанного. Проверьте по реакции оппонента, поняли ли вы смысл вопроса, и если нет — не стесняйтесь попросить объяснить ещё раз или переформулировать вопрос (особенно это актуально, если вопрос задаётся не на родном языке).

Зрительный контакт с людьми

Выслушайте вопрос: мы часто начинаем отвечать немедленно после первых двух слов, как будто мы ожидали именно такой реакции. Но часто именно так можно попасть впросак.

Теперь, когда вам задали чёткий вопрос, согласитесь, что вопрос стоящий. Скажите «да» самой идее, потому что всякая идея имеет право на существование и обсуждение. Можно честно признаться: «я не знаю», «я не думал об этом прежде», «давайте поговорим об этом после лекции» или «это очень точное замечание».

К сожалению, некоторые вопросы на научных докладах задаются немотивированно агрессивным тоном. Тут важно отделить драматическое выступление — «музыку» (эмоциональное настроение) вопроса, — от содержания. Агрессивно заданный вопрос может вызвать интуитивную защитную реакцию, и вы не поймёте смысла спрошенного. Если же отделить агрессию от содержания, то у вас есть шанс ответить корректно и, в то же самое время, не испытывать терпения присутствующих. Это одновременно сведёт агрессию на нет и прибавит вам очков.

Очень важен первый вопрос, потому что ваша манера отвечать определит тон последующей дискуссии. Именно началу этой части выступления уделите максимум времени и внимания. И конечно, обязательно учтите все заданные вопросы при подготовке к следующему выступлению (начните опять с подготовительной фазы). Таким образом, вы предупредите появление одних и тех же вопросов снова и снова и сможете перейти к вопросам «следующего уровня».

Преодоление страха перед аудиторией

Если вы озабочены тем, как сделать доклад, если вы беспокоитесь и волнуетесь — то вы не одиноки. Большинство людей имеет страх перед аудиторией: боязнь того, что аудитория не поймёт вас или найдёт ошибки в работе, и вы с позором будете выставлены вон из научного общества. Страх — это ужасное чувство, которое вызывает «сверх-подготовку» — дублирование каждого слова на слайдах и представление лишних данных. Возможно, единственная положительная роль страха — это то, что в этом случае опытные слушатели проникнутся к вам жалостью и будут подбадривать. Однако успехом это назвать уже не получится.

Один из лучших способов преодолеть страх перед аудиторией — это представить себе, что вы — проводник, который ведёт слушателей сквозь захватывающую историю, держа каждого из них за руку. Внимательно следите, чтобы никто не отстал. Если у вас есть знакомые в зале — представьте, что вы просто беседуете с ними, а вокруг постепенно собираются люди, тоже желающие послушать. Постепенно вы приобщите к разговору всю аудиторию.

Не стесняйтесь отрабатывать эти несложные приёмы на любом выступлении, и я обещаю вам, что постепенно подготовка ваших презентаций выйдет на качественно новый уровень, и доклады с семинарами превратится в приятное времяпрепровождение (даже для вас ;-).

Перевод эссе «How to give a good talk» [2] (оригинал).

  1. Советы начинающим, как опубликовать научную статью;
  2. Uri Alon. (2009). How To Give a Good Talk. Molecular Cell. 36, 165-167.

biomolecula.ru

Понятие культуры речи, критерии и качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи

Культура речи является отдельной дисциплиной в языкознании. Ее основной целью выступает не накопление как можно больших знаний, а умение их правильно применять. Речь - это выявление характера человека и даже общества в целом. Качества хорошей речи очень многогранны. Они показывают, насколько стиль общения соответствует ситуации. Речь должна быть успешной как для того, кто говорит, так и для того, кому она адресована. Это основной принцип, описывающий хорошую речь и ее качества.

Речь

Речь - это средство, позволяющее соединить звуки с определенным смыслом, а также выразить личность человека, его мысли, чувства и эмоции.

Качества хорошей речи

Люди овладевают речью с детства. В течение жизни они шлифуют, совершенствуют этот инструмент самовыражения.

Если речь соответствует всем современным литературным нормам, она может называться правильной. Если в ней нет чуждых литературному образцу выражений и конструкций, такое средство общения называется чистым.

Речь богата, когда в ней используют стилистические приемы и методы. Она становится яркой. Речь также может быть логичной или точной, соответствовать определенному стилю, на который настроена аудитория.

Но если этот инструмент самовыражения доступен слушателям, это понятная речь. Ведь очень важно, чтобы сказанное затронуло слушателей. Главные качества хорошей речи лежат в области степени ее воздействия на человека.

Относительность

Определить основные характеристики и качества хорошей речи не так просто. Понятие культуры речи и ее качества меняются даже для одного народа с течением времени. Поэтому она не может правильно восприниматься, будучи несовременной.

Основные качества хорошей речи

Эталон хорошей речи изменяется территориально и социально. Для каждого поколения существуют свои нормы, основные качества хорошей речи.

Также нельзя выделить одинаковые качества, какими должна обладать хорошая устная, письменная, монологическая и диалогическая стилистика.

Оценка качества хорошей речи даже в конкретно взятом русском языке производится с позиции формы, стиля и функциональности, условий ее осуществления.

Культура речи

Культура речи подразумевает такую организацию языковых средств и приемов, которая при соблюдении всех норм общения способна в определенной ситуации создать максимальный эффект в достижении поставленной перед ней задачей.

Понятие культуры речи качества хорошей речи

Культура речи подразумевает владение правилами и конструкциями литературного языка. Причем как в устной, так и письменной его формах.

Умение подобрать и правильно организовать средства выражения мыслей также входит в понятие "культуры речи". Качества хорошей речи позволяют в определенной ситуации достичь задачи, поставленной перед коммуникацией.

Культура речи также подразумевает соблюдение этикета общения. Основными понятиями этого вопроса являются литературный язык, его нормы, стиль и стандарт, виды и формы речи.

Качества правильной речи

Качества хорошей коммуникативной речи обладают массой признаков. Правильность служит основой для таких признаков хорошей речи, как богатство, чистота, логичность, точность, ясность, уместность, благозвучность. Это краткий перечень. Он определяет качества хорошей речи. Правильность - один из главных критериев.

Правильная речь соблюдает существующие нормы языка, например, произношение, лексику, стилистику, морфологию, синтаксис.

Богатство речи определяется по наличию в ней разнообразных языковых средств. Ее чистота заключается в отсутствии нелитературных слов.

Точность как составляющая правильности речи предполагает соответствие слов их действительным значениям.

Логичность позволяет придать понятности речи. Она должна соответствовать законам логики, чтобы не быть запутанной.

Выразительность пробуждает эмоции, а ясность - адекватное понимание сказанного. Простота позволит общаться естественно, а уместность сделает общение соответствующим задачам его осуществления.

Качество хорошей речи кратко описывают все эти аспекты.

Коммуникативные качества

Речь всегда соотносится с неречевыми структурами. Эти связи следует знать для понимания ее качеств. Речь в первую очередь соотносится с языком. Это не аналогичные понятия. Речь строится из языка и подчиняется его законам. Языковые единицы собираются в определенные структуры и формируют речь.

Коммуникативные качества хорошей речи

Коммуникативные качества хорошей речи находятся в ее соотношении с мышлением. Мысль формируется и выражается в речи. Это придает общению логичность, точность. Речь соотносится с сознанием. Это помогает видеть, что стоит за словами (образность, выразительность, уместность).

Речь также соотносится с действительностью. Ведь общение описывает предметы, явления и события. Также оно соотносится с адресатом. Автор речи обычно создает ее для кого-то. Он должен сделать общение понятным для слушателя.

Речь соотносится с условиями общения. Она будет уместна в одних условиях, а в других нет. Этот фактор также играет важную роль для понимания критериев и качеств хорошей речи.

Правильность

Главным качеством хорошей разговорной, технической, юридической, медицинской речи и прочих ее стилей является правильность. Она может быть акцентологической, смысловой, формальной, стилистической и т. д. Ее рассматривают в аспекте орфоэпии и словообразования.

Качества хорошей речи правильность

Лексическая правильность не допускает излишней вычурности речи или ее жаргонности. Морфологически верная формулировка определяется грамматическими нормами. Синтаксическая правильность конкретизирует понятия.

Стилистическая правильность учитывает и выбирает те выражения, слова и звуки, которые характерны для определенного общения. Например, качество хорошей юридической речи не будет таким же для технического стиля.

Элитарный тип речи

Качества речи следует рассматривать также с позиции ее типологии. Элитарная разновидность является наиболее приближенной к литературным и этическим нормам коммуникации.

Носители такого речевого стиля общения легко используют должным образом свой словарный запас. Он велик благодаря владению культурными, литературными, научными ценностями человечества. Носитель этого стиля общения благодаря своим знаниям владеет большим пассивным и активным словарным запасом.

Владелец элитарного типа общения обладает умением мыслить, что достигается благодаря широкому охвату общекультурных, фундаментальных текстов. Именно на них такой человек ориентируется в своей речи.

Носитель элитарного типа общения постоянно пополняет свои качества хорошей речи в русском языке на основе авторитетных текстов, а не из газет, телевидения.

Среднелитературный тип

Носителями среднелитературного типа общения является большинство жителей нашей страны. Это люди, получившие высшее или среднее образование. Такое общение является воплощением упрощенной культуры.

Отличительной особенностью такого типа речи является удовлетворенность ее обладателей собственными знаниями, нежелание совершенствовать свою культуру речи или проверять источники, из которых поступает информация.

Основные качества хорошей речи носителем среднелитературного типа общения были приобретены в учебных заведениях и далее забывались, не совершенствовались самостоятельно. Это приводит к системным ошибкам речи. Иногда такие люди настолько уверены в своей правоте, что готовы даже отстаивать свое видение правил речи, которое нередко отличается от общепринятого эталона. В лучшем случае при замечании на ошибку носитель среднелитературного типа общения не обратит на это внимание, а в худшем воспримет критику агрессивно.

Основную информацию такие люди получают из высказываний в газетах, в популярных журналах, на радио или телевидении. Эти знания воспринимаются как фундаментальные, на них равняются.

Это недоработанный элитарный тип, в котором критерии и качества хорошей речи соблюдаются, но не полностью.

Разговорный тип

Разговорный тип общения как отдельный подвид начал развиваться в 90-х годах прошлого столетия. Он разделяется на литературно-разговорный и фамильярно-разговорный тип.

Критерии и качества хорошей речи

Носитель такого стиля общения придерживается разговорной манеры общения в любой обстановке, даже официальной. Они характеризуется сниженностью речи в большей или меньшей степени.

В литературно-разговорном типе преобладает общение на «ты», а в фамильярно-разговорном добавляются грубые высказывания.

Носители такой манеры общения не имеют понятия, какими качествами должна обладать хорошая речь. Они привыкли разговаривать на том уровне, который наблюдается у всего их окружения. Попадая в новую для них среду, такие люди просто не могут поменять манеру выражать свои мысли. Ведь другой модели поведения у них просто нет.

Чаще всего такие стили распространяет телевидение, приглашая к себе на ток-шоу людей, предпочитающих разговорную манеру общения.

Орфографические и синтаксические нормы

Существует мнение, что к орфографическим ошибкам в проверяемых и непроверяемых словах следует относиться с разной строгостью. В некоторых случаях целесообразнее изменить правило.

Речь также рассматривается с позиции градации серьезности ошибок в ней. Есть нормы, которые позволяют некоторые отклонения.

Носители элитарного типа общения практически не допускают орфографических и синтаксических ошибок. Может, только единичные негрубые отклонения. В это же время обладатели среднелитературного стиля допускают их гораздо больше, так как редко заглядывают в словарь при написании текстов, не пополняют знания об уместности знаков препинания.

Люди, которые общаются только при помощи разговорных стилей, могут допускать грубые ошибки в области орфографии и пунктуации.

Орфоэпические нормы

Качества хорошей речи в области орфоэпии встречаются у носителей элитарного типа общения.

Какими качествами должна обладать хорошая речь

Если они употребляют ударения в словах не в соответствии с кодифицированной нормой, то только потому, что узуальные правила произношения для конкретно взятого слова является общепринятыми. Со временем такие нормы становятся официальными.

Ошибки более грубые встречаются в речи представителей среднелитературного типа общения. Такие люди могут нарушить одновременно орфоэпические и формообразовательные нормы. А впоследствии такие искаженные выражения передаются людьми друг другу в общении.

Порой у носителей разговорного типа речи подобных ошибок даже меньше, чем у предыдущей группы людей.

Лексические и стилистические нормы

Тяжело определить допустимые границы для высказываний с точки зрения лексики и стилистики. Это связано со спорной целесообразностью употребления, например, экспрессивных слов.

Допустимость употребления определенных слов должно определяться с позиции стиля текста и его жанра.

Например, существует даже словарь жаргонных выражений. Однако присутствие таких высказываний в речи на официальных встречах будет неприемлемо. Иногда в редких случаях подобные жаргонизмы применяют для эмоциональной окраски речи. Но делать это следует с большой осторожностью.

Принимая во внимание качества хорошей речи, можно усовершенствовать свою манеру общения. Она должна быть целесообразной и учитывать условия окружения. Речь должна быть понятной и эффективной как для адресата, так и для адресанта. Она формирует мысль, сознание человека. Повысить культуру общения поможет изучение фундаментальных источников информации, наработок мировой литературы и искусства. Не стоит брать информацию из сомнительных, непроверенных источников. Человек должен совершенствоваться. В области своей речи это просто необходимо.

fb.ru