Как избежать конфликтов в классе: Конфликты в школе — причины и способы решения конфликтных ситуаций в школе между родителями, педагогами и учениками

Содержание

Конфликты в школе — причины и способы решения конфликтных ситуаций в школе между родителями, педагогами и учениками

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как помочь ребенку правильно реагировать на конфликты в школе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.

В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.

В период с 17 по 31 октября 2019 года по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой на Школьном портале Московской области был проведён опрос, целью которого стало изучение уровня конфликтной среды в школьных коллективах.

В опросе приняли участие почти 19 тысяч человек — более 5,6 тысяч педагогов и 13,3 тысячи учащихся подмосковных школ.

Почти 33% опрошенных детей сообщили, что в классах постоянно или часто обзывают кого-то обидными словами или угрожают.

Согласились с этим утверждением чуть больше 10% участвующих в опросе педагогов, в то время, как 89,9% из них указали, что такие ситуации случаются редко или никогда.

Почти 37% школьников сообщили, что постоянно или часто становятся свидетелями того, как высмеивают особенности кого-то из ребят (внешность, одежда, поведение, привычки и т.д.), чуть менее 14% сообщили, что сами постоянно подвергаются насмешкам.

Виды конфликтов в школе

Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:

  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.

Рассмотрим все эти типы подробнее.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Конфликт «Ребёнок – класс»

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

  • Новенький

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.

Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

  • «Неправильное» поведение

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников. В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах. Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.

  • Изгои

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно.

Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку. И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот. Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.

Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Комментарий психолога:

Всегда нужно учитывать, что перевод ученика в другой класс из-за конфликта – это крайность, которая говорит о том, что педагоги и родители допустили недоработку и не разобрались в ситуации. Для ребёнка это чревато её повтором. Такой уход становится основной моделью разрешения конфликта. Это может закрепиться на уровне подсознания и, возможно, осложнить жизнь. Поступил в вуз – бросил, потому что что-то пошло не так. Нашёл работу – все повторяется снова. В итоге такой человек не получает образования, на которое мог бы рассчитывать, не делает карьеру…

Если ребёнок конфликтует со всем классом, уместно подключить родителей соучеников. Важно, чтобы они общались и понимали, что происходит. Всё-таки в жизни школьника родители многое решают. Влияние и справедливость должны идти с их стороны. Тесное общение важно для разрешения конфликта.

Можно отметить и то, что само возникновение ситуации показывает, что единственным средством социализации школьницы было предоставление возможности для списывания. Что странно, ведь подросток хорошо развит, умён и круг его интересов, наверняка, не ограничивается школьной программой. Нужно понять, что всё-таки произошло. Арина сначала давала списывать, а потом перестала. То есть там скрывается другая история, послужившая катализатором. И чтобы разобраться в ней, стоило привлечь специалиста-психолога.

Конфликт «Ребёнок – учитель»

Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.

Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает. Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы. Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.

Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.

Комментарий психолога:

Конечно же, в случае возникновения конфликта между учеником и учителем взрослый обязан найти способ пойти на уступки. Просто потому что он взрослый и понимает курьезность ситуации. Что делать, если это не получается? Можно опять-таки подключать родителей. Потому что ребёнок не должен справляться со взрослыми. Это неравенство в весе может его сломать либо уничтожить авторитет учителя.

Другой вариант – привлечение посредника для переговоров в лице другого учителя. Приемлем, если школьник конфликтует не со всеми педагогами. Есть учитель, с которым присутствует взаимопонимание. Он может выступить в роли медиатора. Третья сила всегда ломает суть противостояния. Таким дипломатом может выступить и кто-то из класса, но велик риск не удержать равновесия во взаимоотношениях.

Подпишитесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Конфликт «Учитель – родители»

Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации. Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер. Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Пример. Андрей – ученик 8 класса. Он старается занять место лидера, но делает это по-своему: постоянно нарушает дисциплину на уроке, ведёт себя вызывающе, демонстрируя перед всеми независимость. При этом учится он хорошо. Дома Андрей совсем другой человек. Он помогает маме и бабушке (отца в семье нет), много занимается с младшей сестрой. Поэтому, приходя в школу, мама уверена, что преподаватели наговаривают на него. Она не пытается разобраться в происходящем – ведь дома она видит практически идеального сына. Отсюда вывод: учителя плохие, они не могут рассмотреть в её сыне идеал, а администрация школы встаёт на сторону преподавателей, чтобы не выносить сор из избы.

Комментарий психолога:

В слабой позиции иногда оказываются и родители, и учителя. Не всегда претензии родителей к учителям оправданы, и нужно помнить, что в большинстве случаев конфликт можно погасить всего лишь пообщавшись друг с другом. Психология конфликтов утверждает, что в каждом поступке существует логика и прежде чем идти на открытую конфронтацию, хорошо бы понять логику визави. Иногда самому непонятному поступку обнаруживается очень простое объяснение. Нужно выключить эмоции и получить обоснования противоположной стороны.

Если чувствуется, что решение принято на эмоциях, то возьмите паузу, прежде чем включиться в конфликт. Яркие эмоции не долговечны. Они остынут, и к консенсусу будет прийти значительно легче.

И никогда нельзя забывать, что задача и учителя и родителя в конечном итоге одинакова – сделать комфортным обучение школьника, а не отстоять своё эго. Если ребёнку придётся из-за этого переводиться, то сложно будет сделать так, чтобы дальнейшее обучение его радовало.

Конфликт родителя и учителя оправдан лишь в том случае, если учитель не мотивирован эффективно обучать детей. Иногда родитель видит, что при хорошей успеваемости и высоких оценках ребёнок не получает знаний по предмету. В этом случае необходимо собрать факты и подтверждать их ситуацией с другими учащимися. Если она аналогична, предпринять усилия для смены учителя.

Конфликт «Родитель – родитель»

Комментарий психолога:

К сожалению, часто в корне конфликта с родителями в школе лежит финансовая составляющая. Если в классе собирают деньги на что-либо, то сумма, которую могут сдать не напрягаясь одни родители, для других может оказаться неподъёмной. В этом случае у них бывает очень разное понимание того, как ребёнок должен жить, развиваться и заниматься. И то, что дети учатся в одном классе, рождает конфликт, в который втягиваются целые группы родителей. Начинается противостояние офлайн и онлайн. Голосование решает, кого оставить в чате, а кого исключить.

Я в этом случае рекомендую стараться не втягиваться в конфликт родителей в классе и не участвовать в массовых баталиях. В большинстве случаев конфликт случается между двумя родителями, и если его не подогревают новые участники, то со временем всё сходит на нет.

Можно действовать и по предыдущей схеме – сделать паузу хотя бы на сутки. И в любом конфликте важно уметь переключиться. Поговорить с кем-то, кто не имеет к теме отношения. Если вас обуревают эмоции, пообщайтесь с другом, подругой, мужем. Попытайтесь разбавить гнев взвешенным мнением и только после этого возвращайтесь к разговору. Дайте мозгу возможность остыть, обрести способность теоретизировать и решать конфликт родителей в школе дипломатическим путем.

И не забывайте, что самодостаточные, счастливые, доброжелательные люди обычно не дают втянуть себя в конфликт. Оставайтесь разумными и взрослыми в этом случае.

Способы решения конфликтов в школе

Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.

  • Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.

Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание. Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.

Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший. Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.

  • Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.

Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования. Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

  • Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.

Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку. Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

Комментарий психолога:

Мне кажется, что излишний драматизм и накал страстей не располагает к разрешению ситуации. Понятно, что для участников всё очень болезненно. Но, как конфликтолог, я всегда пытаюсь снизить градус, потому что в большинстве случаев преграда в разрешении конфликта – эмоции. Спокойный подход очень важен, и попытка посмотреть на всё с холодным рассудком многое решает.

Раздувание и нагнетание конфликтов и отпугивает от посещения школы, и убивает желание учиться. Но не стоит впадать и в другую крайность: мол, что если в школу не ходить, то и конфликтов не будет. В жизни от них никто не застрахован, и приобретённое умение не поддаваться эмоциям тоже ценно.

Редакция Домашней школы InternetUrok

9 способов избежать конфликтов с родителями на дистанте: советы для учителей

Конфликты в школе — явление неизбежное; в процессе работы и учителю, и директору приходится искать баланс между интересами детей, родителей, администрации и государства. А переход на дистанционное обучение дал новые поводы для разногласий. Как разрешать их правильно, рассуждают руководитель направления продвижения «Яндекс.Учебника» Ирина Савицкая и ее коллеги.

На образовательной конференции YaC/e и на круглом столе «Яндекс.Учебника» «Родители против дистанта. Что делать директору школы?» Ирина Савицкая, директор Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург) Максим Пратусевич, руководитель проекта «Центр медиации» московской частной школы «Олимп-Плюс» Александр Васильев, директор Европейской гимназии (Москва) Иван Боганцев и педагог-психолог Юлия Челышева обсудили и сформулировали основные рекомендации для директоров и учителей, как создать в школе среду, в которой возникающие конфликты разрешаются конструктивно на основе уважения к интересам каждой из сторон.

1. Не бойтесь диалога

Дайте высказаться всем участникам конфликта, но сначала выслушайте все конфликтующие стороны по отдельности. Не избегайте прямого диалога, донесите до всех, что вы не занимаете чью-либо сторону, а, наоборот, заинтересованы в поиске компромиссного решения. Если у родителей есть идеи и предложения по урегулированию какого-то вопроса, то поощрите их инициативу, чтобы они понимали, насколько их мнение весомо и важно.

2. Обсуждайте только вещи, на которые можно повлиять

Недовольство также лучше переводить в практическую плоскость. Нет смысла обсуждать, кто против, а кто за дистант или меры, которые сейчас вводят в школах. Например, вместо обсуждения того, зачем проводить измерение температуры, можно поднять вопрос о том, как было бы удобнее организовать этот процесс, раз уж его нельзя отменить.

3. Сформулируйте правила

Многих вопросов и проблем можно будет избежать, если директор школы или учитель сразу разработает и объяснит всем чёткую и понятную схему обучения. Например, можно договориться: пока в классе болеют менее 20% учеников, занятия проходят очно, а если эта доля возрастет, класс перейдет на удалённое обучение.

4. Составьте «психологический договор» с родителями и учителями

Это не юридический документ, а скорее меморандум о намерениях, который содержит согласованные всеми сторонами ожидания друг от друга и возможности. Такой список очень полезно составить в начале учебного года, чтобы сразу прояснить, что важно и что неприемлемо в обучении детей — не только по мнению родителей, но и со стороны классного руководителя. Да, это может занять некоторое время, но оно точно окупится. Более того, так вы заранее сформируете фундамент доверия.

5. Подготовьте чек-листы — что делать в случае спорной ситуации

Тогда и учитель, и родитель будут иметь перед глазами прозрачную и понятную схему, с какими проблемами и вопросами куда идти: конфликт ребенка с учителем — идём к завучу, родителя с администрацией — к директору.

6.

Не участвуйте в родительских чатах

Иначе претензии начнут поступать даже по самым незначительным поводам, ведь их можно будет легко отправить за несколько секунд. Сделайте общение более официальным: договоритесь, где, кто и когда доступен, выставляйте границы, определите управляемые каналы коммуникации и приемные часы для родителей.

7. Не стыдите участников конфликта

Чувства вины и страха пока еще никому не пошли на пользу. Вместо «карателя» станьте лучше станьте «защитником». Не начинайте с поиска виноватых, исполняйте роль нейтрального арбитра. Исходите из того, что все участники конфликта по-своему правы, просто они друг друга не услышали.

8. Не обесценивайте переживания родителей

Помните о том, что проблемы, с которыми они к вам приходят, уникальны и важны для каждого из них. В отличие от педагогов, которые сталкиваются с типовыми конфликтами каждый год, родитель впервые решает данную проблему. Запаситесь терпением и интересом к собеседнику, даже если вы множество раз сталкивались со схожей проблемой.

9. Берите на себя ответственность за решение вопроса

Узнайте, чего боится родитель: например, что его авторитет в семье пошатнется или что его ребенка обидят. Подумайте, чего боитесь вы сами в связи с возникшим конфликтом. А потом ответьте на вопрос: «Что будет, если этот страх реализуется?» Мысленная материализация опасений сделает их гораздо менее значимыми.

Умение улаживать разногласия и находить мирные решения проблем очень важно и для директоров школ, и для педагогов. Но гораздо важнее создать среду, которая будет способствовать конструктивному разрешению конфликтов. Тогда и родители будут довольны, и учебный процесс принесет желаемые плоды — как в очном формате, так и в дистанционном. Как создать психологически безопасную атмосферу в школе и минимизировать конфликты различных типов, можно узнать на курсе.

Фото: Shutterstock / Zhuravlev Andrey

Управление конфликтами в классе

12 марта 2020 г. | Стратегии преподавания

В идеальном мире вы и ваши ученики хорошо бы ладили друг с другом каждый день. Ваш класс будет наполнен добротой и взаимным уважением, что даст вам время и энергию, чтобы сосредоточиться на обучении.

В то время как большинство классных комнат работают гладко и демонстрируют уважение между учителями и учениками, некоторые этого не делают. Понимание и управление конфликтами в классе не всегда легко, но это необходимо для роста и дальнейшего успеха учащихся.

Источники конфликтов в классе

Конфликты в классе могут принимать разные формы. Это может выглядеть как ученик, который постоянно бросает вызов вашему авторитету, задавая лишние вопросы или делая неуместные замечания о ваших способностях учителя. Это может принять форму ученика, который перебивает, хронически опаздывает на урок или вызывает сбои в классе. Или ваш конфликт в классе может принять форму издевательств, когда один ученик ведет себя грубо или грубо по отношению к другим в классе. Все эти типы конфликтов в классе можно отнести к одной из трех категорий:

Конфликт между учителем и учеником

Пожалуй, самый распространенный тип конфликта, с которым вы столкнетесь как учитель, — это конфликт между вами и отдельным учеником. В классах, в которых обучается более 25 учеников, обязательно найдется тот, чья индивидуальность не очень хорошо сочетается с вашей.

Управление конфликтами в классе (особенно конфликтами между учителем и учеником) заключается в том, чтобы знать, что вы не одиноки и что у вас есть поддержка большинства вашего класса.

Конфликт между учениками

В вашем классе полно учеников разного происхождения, опыта и уровня знаний. На самом деле, единственное, что может быть общего у многих ваших учеников, это их возраст. В то время как большинство детей ладят со своими сверстниками, вы можете обнаружить, что некоторые из них просто не ладят.

Конфликт между учениками может иметь негативные последствия как для вовлеченных сторон, так и для вашего класса в целом. В то время как конфликт между учениками на начальном уровне может включать в себя такие вещи, как запугивание или обзывание, он может перерасти в гораздо более опасные уровни в старших классах. Урегулирование конфликтов в классе на раннем этапе часто является ключом к тому, чтобы впоследствии избежать более экстремальных ситуаций.

Конфликт ученика с самим собой

Ваши ученики растут и учатся каждый день, и хотя большинство из них пройдет процесс взросления без серьезных проблем, другим придется бороться. Низкая самооценка, депрессия, беспокойство или другие проблемы с психическим здоровьем могут вызвать конфликт на индивидуальной основе в вашем классе.

Хотя этот конфликт может быть сосредоточен вокруг одного учащегося, он может иметь волновые последствия для всего класса.

8 Стратегии разрешения конфликтов в классе

Понимание того, с каким типом конфликта вы сталкиваетесь, может иметь большое значение для разрешения этого конфликта. Если вам трудно справляться с конфликтами в классе, попробуйте изучить эти восемь стратегий.

1. Устанавливайте ожидания и подкрепляйте их

Даже хорошо воспитанным учащимся будет трудно следовать правилам в классе, если они не знают, что это за правила. Установите четкие правила в отношении того, чего вы ожидаете от своих учеников, а также последствий несоблюдения правил. Самое главное, следуйте этим последствиям, чтобы показать своим ученикам, что вы серьезно относитесь к своим ожиданиям.

2. Следите за трудными учащимися

Посадите самых жестких критиков ближе к себе. Близость заставляет учеников вести себя хорошо, а также дает вам быстрый доступ, если вам нужно пресечь плохое поведение в зародыше. Один из лучших способов эффективно управлять конфликтами в классе — это в первую очередь предотвратить их возникновение.

3. Имейте план «заминки»

Когда вы видите, что гнев учащихся достигает точки кипения, приготовьте план, чтобы предотвратить взрыв. Для младших школьников это может быть так же просто, как создать прохладное или тихое место в классе. Для старших школьников это может включать разработку стратегий всем классом. Могут ли ученики опустить голову, если они чувствуют себя разбитыми? Можете ли вы выделить небольшое место для пятиминутной медитации, если ученик чувствует, что его гнев растет?

4. Познакомьтесь со своими учениками на более глубоком уровне

При урегулировании конфликтов в классе важно знать «почему», стоящее за действиями. Что-то происходит дома? С трудом ли ученик справляется с предметом? Следует ли вам направить учащегося в службы вашей школы для получения дополнительной поддержки?

Потратьте время, чтобы узнать своих учеников, их потребности, интересы и то, на что они реагируют. Создание этой основы сейчас сделает стратегии разрешения конфликтов в классе более эффективными в будущем.

5. Позвольте своим ученикам помогать друг другу

Вероятно, у вас есть несколько знакомых учеников, на которых вы можете положиться, чтобы помочь с классными проектами или выступить в качестве наставников сверстников, но рассмотрите возможность поиска вне этой группы.

Возможно, ваш трудный ученик хорошо успевает по определенному предмету. Дайте им возможность обучать своих одноклассников, которые борются за трудные дела, и посмотрите, поможет ли помощь кому-то еще добиться успеха в борьбе с плохим поведением.

6. Превратите свой класс в место миротворца

Сосредоточьтесь на миротворчестве в классе. Расскажите учащимся о том, как их действия влияют на других, и составьте план совместного решения проблем. Перекладывание части ответственности за то, чтобы сделать класс веселым и мирным местом на ваших учениках, побудит их выбирать доброту и сочувствие к другим и в первую очередь избегать конфликтов.

7. Обращайтесь за помощью, когда она вам нужна

Урегулирование конфликтов в классе – непростая задача. Положитесь на своих коллег-учителей и администраторов, когда они вам понадобятся. Поговорите с учителями, которые обучали трудного ученика в предыдущие годы, и узнайте, что сработало, а что нет.

8. Не сдавайся

Вы согласились на эту работу, потому что хотели изменить ситуацию. Не позволяйте конфликту в классе остановить вас. Используйте ресурсы, которые у вас есть, чтобы продолжать пытаться достучаться до своих учеников. Вы никогда не знаете, когда ваши усилия окупятся или как вы сможете изменить жизнь студента.

Комбинация записей занятий и планов учителя

Просмотр продукта →

Ищете больше вдохновения? Получайте советы и идеи по обучению прямо на свой почтовый ящик, если подпишитесь на нашу информационную рассылку Continental для Pre-K–12.

Содержимое:

Сокращение и предотвращение конфликтов в классе

Конфликт – это часть работы в классе. Студенты постоянно расходятся во мнениях друг с другом и с учителем. Что бы ни делал учитель, всегда найдется кто-то расстроенный или разочарованный случившимся. Таким образом, в этом посте будут рассмотрены несколько стратегий по уменьшению и предотвращению конфликтов в классе.

Правила   и   Подпрограммы

Ничто так не предотвращает конфликты и разногласия, как четкие правила и процедуры. Правила помогают учащимся узнать, что они должны делать и когда. Когда правила установлены, ожидания в отношении поведения также имеют место.

Процедуры похожи на правила, а может и одинаковы. Цель распорядка — подбодрить учеников в определенные моменты в классе. Примеры могут включать приход с игровой площадки или убирание материалов в конце урока. В то время как правило применяется всегда (т. е. быть уважительным), рутины применяются в определенных обстоятельствах.

Однако сила правил или подпрограмм ограничена их соблюдением. Многие классы и учителя имеют разумные, если не превосходные правила, но не всегда соблюдают их. Применять правила неполный рабочий день — это катастрофа. Студенты увидят несоответствие и захотят проверить, смогут ли они избежать наказания за что-то, что приведет к конфликту.

Ограничение взаимодействия

Конфликт возникает при взаимодействии учащихся. Следовательно, еще одним способом ограничить конфликт было бы ограничение взаимодействия. При периодическом использовании ограничение взаимодействия может быть полезным, особенно в качестве сдерживающего фактора плохого поведения. Если учащиеся знают, что конфликт ведет к прекращению взаимодействия, это может побудить их следить за своим поведением.

Ключ снова в последовательности. Последовательное поведение учителя приводит к последовательному поведению учеников. Если ограничение взаимодействия является для вас привлекательной стратегией, ее следует использовать предсказуемо, основываясь на поведении учащихся.

Избегайте сценариев выигрыш-проигрыш

Когда между учениками возникает конфликт, бывают случаи, когда один ученик получает все, что хочет, а другой ничего не получает. Это пример ситуации выигрыш-проигрыш. Когда происходят такие случаи, это приводит к враждебности между проигравшим учеником по отношению к ученику-победителю и всевозможным обвинениям в адрес учителя, который предпочел одну сторону другой. Например, если два ученика дерутся из-за мяча, а учитель на стороне одного из них. Другой ученик будет расстроен, что приведет к будущему конфликту.

Конечно, бывают случаи, когда это уместно, но если это возможно, учитель должен попытаться убедиться, что обе стороны соглашаются в разногласиях. Бывают даже случаи, когда обе стороны должны проиграть. Например, если ученики дерутся из-за мяча, учитель может забрать мяч, что приведет к проигрышу всех.