Как называли девушек в 18 веке – Как называли девушек в 18 веке — История костюма

Содержание

Кого русские называли «девкой», а кого величали «девушкой»

Часто люди слышат слова «девушка» и «девка» и считают, что они являются синонимами. Но на самом деле это не так. Да, слова имеют одинаковые корни, но между ними есть огромнейшая социальная пропасть. Известно, что богатые люди на Руси к своим дочерям обращались лишь только благородно — «девушки», а простолюдинок всегда окликали грубым словечком «девка».

Значение слова «девушка»

Когда девушка из высшего общества в России еще до революции достигала возраста половой зрелости, то ее называли девушкой, но для этого она не должна была быть замужем. Если заглянуть в известный толковый словарь Сергея Ожегова, то в нем дается понятное лексическое значение этого слова: это лицо женского пола, которое находится в том периоде, когда происходит переход от отрочества к юности.

Как утверждают этнографы, которые тщательно изучали поведение девушек на Руси, фигура девушки в таком возрасте начинает постепенно меняться. Если до этого девичьи формы имели некую угловатость, которая обычно не привлекала внимание, то теперь фигура приобретала округлую форму, что всегда интересовало мужчин.

В этот период в девичьем организме запускались процессы, которые были свойственны уже женскому телу. И это обязательно сопровождалось специальными народными обрядами. Чтобы показать такой новый статус девушки, на Руси обычно на большой церковный праздник, например Вознесение или Пасху, ее наряжали в новую одежду, а затем выводили для показа в общество, чтобы показать, что в их семье подросла невеста.

Известно, что в центральной России специально для этого проводились еще и девичьи шествия, которые давали возможность показать красоту девушек. На юге для этого собирали всех девушек на площади перед церковью, а в Рязани родители катали в открытой карете своих девушек по улицам.

Происхождение слова «девка»

В старину слово «девка», которое в настоящее время звучит довольно грубо, не имело такого негативного оттенка. На Руси так называли обычно крепостных и незамужних девушек, которые уже достигли периода полового созревания. Как доказывают филологи, слова «девка» является древнейшим и общеславянским. И уже тогда оно использовалось для того, чтобы обозначить девушку, но не оскорбить ее.

И лишь только в восемнадцатом веке лексическое значение этого слова сузилось, и его стали использовать для девушек мещанского и деревенского происхождения. Кстати, крестьянские девушки в это время, между собой общаясь, также употребляли это слово. Не имея никакого отрицательного значения, оно в то время обозначало то же самое, что и «девушка».

Значение выражения «сенная девка»

В девятнадцатом веке, как утверждают историки, девками называли тех крепостных крестьянок, которые работали в доме господ, а не в поле. Эти девушки обычно не были замужем, поэтому и служили горничными. Таких девок господа могли продать и даже давали в газете объявления о продаже, рекламируя их умение готовить, вышивать, гладить или стирать. Иногда наряду с девками продавали и лошадей, ставя их порой в один ряд.

Выражение «сенные девки» произошло из-за того, что девушки, ожидая поручения своих хозяек, не могли входить в дом, а они все время, пока ожидали, находились в сенях. Поэтому-то их так и стали называть. Основная обязанность таких незамужних девок заключалась в том, чтобы помогать богатым девушкам заботиться о своем внешнем виде. Но они не только помогали барышням одеваться, такие горничные еще и выполняли хозяйственную работу.

Такие горничные девки часто проводили со своими богатыми сверстницами вечера, чтобы не только играть или прогуливаться, вместе они вышивали и прели кружева. Часто таких сенных девок использовали и как официанток, чтобы они на званых вечерах прислуживали.

Значение слова «девка» у старообрядцев

Российские филологи, изучая культуру старообрядцев, которые жили на Алтае, обратили внимание на то, что у них общеупотребительным словом является «девка» и оно обозначает определенную возрастную и социальную категорию девушек. Как раз в то время слово «девушка» считалось литературной формой слова «девка».

Но в старообрядческом говоре слово «девка» также не имело негативного значения, поэтому оно было нейтральное и обозначало либо молодую девушку, которая еще не была замужем, либо взрослую женщину, которая так и не смогла выйти замуж.

А вот у старообрядцев другие слова, обозначающие девушек, имели отрицательное значение. Так, негативный и презрительный оттенок у алтайских старообрядцев прослеживался в словах «девчонка» и «девчончишка».

Негативный смысл

Если заглянуть в современный толковый словарь русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова, то можно найти несколько значений слова «девка». Среди них есть лексическое значение, которое указывает на женщину, которая занимается проституцией. О значении выражения «развратная девка», которое могло истолковываться лишь только вульгарно и негативно, пишет и филолог Татьяна Федоровна Ефремова.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

fb.ru

О русских девушках-крестьянках 18-19 веков : История : Виртуальная школа БАКАЙ

Русские художники и писатели 18-19 веков создали множество прекрасных образов девушек из народной среды. Красивые, скромные, работящие, терпеливые – во всей красе предстают они перед нами.

При этом крестьянские девушки жили совсем не так, как их ровесницы из другой социальной среды – дочери помещиков и горожан. Как подметил историк А.А. Зимин: в 18-19 веках в России существовали словно два разных мира: мир господ и мир крестьян. Такое расслоение общества наметилось на рубеже 17-18 столетий, когда прозападные реформы Петра I произвели настоящий культурный переворот в стране. В 19 веке дворянство, купечество, мещане, рабочие оказались готовы к принятию европейской культуры – статичность, замкнутость, верность старине остались для них в прошлом.

Русское крестьянство сумело сохранить патриархальный уклад жизни. Каноническое православие и пережитки древней языческой культуры, на которых был основан крестьянский менталитет, почти не были подвержены новомодным течениям. Напротив, нововведения воспринимались в крестьянском мире как нарушение заведенного Господом порядка, стабильности. которое ведет к неразберихе и бедам.

Конечно, в крестьянскую среду постепенно вливались городские слова, предметы быта и одежды, заимствованные у городских и помещичьих сословий, но система моральных ценностей, основанная на православии и мудрости поколений, долгое время оставалась незыблемой.

Вообще девичество в крестьянском обиходе называлось «пора», а «быть в поре» — значит быть готовой к выбору брачного партнера, то есть к замужеству.

Начало периода девичества как правило связывалось с появлением у девочки первых менструаций. Обычно это событие отмечалось специальными ритуалами с целью подчеркнуть новый социальный статус девочки. Которая превращается в женщину, и усиления её репродуктивных способностей. Например, во Владимирской губернии обливали водой или сажали на снег, приговаривая: «Очищайся. Раба Божия, первым снегом».

Однако половое созревание еще не означало, что девочка стала девушкой. Ей предстояло из нескладного подростка превратиться в зрелую «славницу», поскольку в 15-16 лет наступал самый главный период девичества. Который должен был завершиться замужеством. Девушек в этом возрасте часто величали «невестами», с уважением называли по имени-отчеству. Девушки в эту пору, по мнению народа, должны обладать «славнутостью», то есть нравится мужчинам и вообще всем людям. «Славнутость» — весьма широкое понятие, которое включает в себя внешнюю красоту, обаяние, умение одеваться, весит себя по правилам и «честное имя». Особенную внешнюю привлекательность девушке придавали, согласно общественному мнению, крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое гладкое лицо с белой кожей и длинная русая коса. При этом близкий современному обществу эталон женской красоты в дворянской среде(тонкая талия, худоба, хрупкое телосложение, бледная кожа) в русской деревне воспринимались как физическая незрелость, признаки болезни и бесплодия.

Крестьянские девушки, желая приблизиться к идеалу красоты активно использовали все имеющиеся в их арсенале средства – от народной косметики до специальных магических заговоров «на красоту».

Кроме того, «славутность» подразумевала не только внешнюю красоту девушки, но и её душевные качества, необходимые для удачного замужества. Доброжелательность, учтивость, общительность (в меру), умение петь и плясать – все эти характеристики девушки позволяли ей быстрее понравиться жениху и его родителям. Чересчур дерзкая, бойкая, или, напротив, слишком робкая девушка, по крестьянским представлениям не могла быть готова к браку и материнству.

Девушке-славнице нужно было иметь безупречную репутацию, блюсти себя. Девушки, чьё доброе имя среди местных жителей не подвергалось сомнению, пользовались большим уважением в деревне. Славницы обычно были во главе праздничных гуляний молодежи, занимали почетные места на посиделках, их первыми набирали в хоровод.

Когда девичья пора заканчивалась, а свадьба так и не состоялась, то девушка могла остаться без мужа – «пропасть». Затянувшаяся «девичья пора» рассматривалась как время остановки роста – «перезрелости». Таких девушек называли «засидками», «вековухами». В разных областях России возраст, с которого девушка уже считалась «засидкой» колебался от23 до 27 лет, но повсеместно отношение к девушке, так и не вышедшей замуж, было резко отрицательным – ведь она не выполнила вовремя свой долг перед Богом и людьми. При этом, осуждая засидку, крестьянская община старалась помочь ей покончить с девичеством, выдать замуж «хоть за вдовца, хоть за проезжего молодца».

В то же время прощание с девичеством было очень ожидаемым, но и печальным событием. Ведь жизнь незамужних молодых девушек была более свободной и интересной, чем быт семейной женщины. Девушке разрешалось вставать несколько позднее остальных членов семьи, и возвращаться с посиделок домой можно было затемно – это было в порядке вещей и не осуждалось. Крестьяне считали, что относительно вольная жизнь, которой пользовалась девушка до свадьбы, необходима для её развития, накопления жизненного опыта, приобретения самостоятельности, ведь все эти качества будут необходимы ей в роли жены, хозяйки и матери, когда она станет замужней женщиной. При этом от девушек требовали послушания, трудолюбия, уважения к себе и другим, а также сохранения целомудрия до свадьбы.

Опубликовано:27/07/2001
Автор:ВШБ
Читателей:10991


school.bakai.ru

Каких девушек на Руси не звали под венец

Смотрины невесты на Руси перед свадьбой были обязательны. Именно на них выясняли, годится ли девушка в жёны и есть ли у неё ценное приданое.

Фактрум рассказывает, почему под венец на Руси не вели тех или иных девушек и женщин.

Внешние признаки

Наши предки уделяли большое внимание внешнему виду невесты. Если она была слишком худа, имела бледный цвет лица или, наоборот, нездоровый румянец, то брак был невозможен. Тем более, что обычно такие внешние признаки могли указывать на невозможность выносить и родить ребёнка или на наличие каких-то болезней, например, чахотки.

Девушки с какими-либо увечьями, к примеру, с хромотой или крупными родинками и родимыми пятнами на видных местах, часто не могли найти себе жениха. Свадьбу с ними могли сыграть только в случае, если родители собрали большое приданое.

После заключения брака на Руси жена обязана была много трудиться по хозяйству. Считалось, что худенькие девицы на такое не способны, поэтому в жёны чаще брали дородных, крепко сбитых девушек. Кроме того, худая девушка, как правило, была из небогатой семьи — значит, за ней не могли дать большого приданого.

Наличие приданого

Во время ритуала сватовства на Руси сваты внимательно осматривали приданое невесты. Если оно было скудным, то сваты просто уходили из дома потенциальной невесты. В некоторых случаях родители девушки могли всё-таки договориться со свахой, но такое случалось очень редко. А у невест-бесприданниц шанса выйти замуж и вовсе не было.

«Смотрины невесты». Григорий Мясоедов

Возраст невесты и её девственность

На Руси девушки выходили замуж примерно в 12 лет. Если же девушке исполнялось 18, а она ещё не была замужем, то она считалась «перестарком». А одинокие женщины, так и не вступившие в брак до самой старости, назывались «вековушами». Они не пользовались уважением среди односельчан, поскольку те считали таких женщин порченными.

В дохристианскую эпоху на Руси хранить девственность до брака было необязательно. Наоборот, считалось, что если девушка уже лишилась её и имеет ребёнка, то она сможет стать хорошей женой и матерью. Но после прихода на Русь христианства всё изменилось. «Порченную» девушку осуждали, а если та всё-таки умудрялась выйти замуж, и её секрет был раскрыт, то брак считался недействительным.

Характер как препятствие к свадьбе

Женщины на Руси должны были быть кроткими, спокойными и послушными. Если девица позволяла себе вольнодумные высказывания или была слишком остра на язык, то брак с ней заключали неохотно. Такая жена перечила бы мужу и неохотно слушалась бы его, за что заслуживала бы наказания.

Не очень уважали и слишком переборчивых и своенравных девиц. Если девушка долго выбирала себе жениха, рассматривая нескольких кандидатов, то сваты начинали думать, что она будет гулящей, и отзывали своё предложение о свадьбе.

Был ли возможен брак между разными сословиями?

Межсословные браки, безусловно, заключались, но на таких мужа и жену смотрели косо. Если деревенская девушка выходила замуж за представителя более высокого сословия, то её не принимало общество, и она становилась изгоем.

Кроме того, такие девушки считались своего рода наложницами — «меньшицами». На Руси мужчины в некоторых деревнях могли брать себе вторую жену, и часто ими становились симпатичные холопки или крестьянки.

«Смотрины». Николай Неврев.

Жена должна быть образованной

До прихода к власти Петра I большого внимания образованию женщин не уделялось. Но в начале XVIII века царь издал указ, согласно которому и юноша, и девица, собирающиеся пожениться, должны были мало-мальски знать грамоту и хотя бы уметь писать и читать. Если же люди были необразованными, то им предписывалось не заключать брак.

Читайте также: Как выйти замуж за царя: необычайные факты о брачных традициях на Руси

www.factroom.ru

Девушки на Руси: kot_begemott — LiveJournal

Соскучился по Шангиной. Любимая книга. Дай, ещё поцитирую. Текста много, так что все русские песни и часть текста, касающегося заговоров пришлось сократить. Все иллюстрации из книги.
Интересно, что слишком дерзкие и слишком скромные девушки не пользовались успехом в традиционной культуре. Ну, и о том, что девушек баловали, тоже интересно почитать.

«…Незыблемой оставалась прежде всего система нравственных ценностей, основанная на многовековом народном опыте и православной вере, и в своих главных чертах она была единой для всех сословий. Представления о назначении человека на земле, о правильном и неправильном жизненном пути передавались от поколения к поколению, в соответствии с ними воспитывали детей. В «Поучении Владимира Мономаха своим детям» (XII в.) княжичам предписывалось «иметь душу чистую и непорочную… беседу короткую, при старых Молчать, при мудрых слушать, старшим покоряться». В таком же духе наставляли своих детей все русские люди.

В «Домострое» – памятнике XVI века – говорилось, что девушки и юноши должны «душевную бо чистоту иметь и без страсти телесное: ступание кротко, глас умилен, слово благочинно, пищу и питие не мятежно, при старейших молчание, при мудрейших послушание, к преимящим повиновение, к равным себе и меньшим любовь иметь нелицемерную, от злых и плотских отлучаться, мало говорить, но много понимать, не дерзить словом, не избыточествовать беседою… стыдливостью украшаться».

Считалось, что каждому человеку от Бога предписано вступить в брак и продолжить свой «род-племя». В девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле.

Роль жены, матери, хозяйки дома считалась очень почетной. Русская пословица гласит: «Добра жена – венец мужу своему и беспечалие». Быть «доброй женой» означало умело вести домашнее хозяйство, заботиться о муже, родить здоровых детей. В «Домострое» в главе «Похвала женам» говорится: «Если дарует Бог кому жену добрую, дороже это каменья многоценного; таковая из корысти не оставит, делает мужу своему жизнь благую».

В традиционной культуре предполагалось, что процесс формирования в ребенке необходимых качеств следует начинать еще до его рождения. Во время беременности женщина, мечтавшая о дочке, должна была смотреть только на красивые вещи и красивых людей, чтобы родилась красивая девочка. Полагалось есть клюкву и бруснику, чтобы дочка была румяной, укроп – чтобы у нее оказались красивые глаза и пушистые ресницы. Будущей матери нельзя было браниться и много спать, иначе дочка родится злой и ленивой.

Сразу после появления ребенка на свет следовало громко объявить его пол, чтобы ребенок знал о своей половой принадлежности. Выбирая девочке из святцев имя, старались найти наиболее благозвучное и красивое или же давали ей имя особенно почитаемой святой, прославившейся добрым нравом и подвигами благочестия. В крестьянских семьях девочку растили не только доброй и красивой, но и трудолюбивой. Пуповину ей отрезали на прялке, чтобы она хорошо освоила главную женскую работу, заворачивали новорожденную в материнскую рубаху, чтобы ей передались все лучшие качества матери.


Крестьяне Боровского уезда Тульской губернии. Фото А. О. Карелина. 1870

В день отлучения девочки от груди перед ней раскладывали веретено, пяльцы, челнок и разрешали ей взять любой из этих предметов, символизировавших женское начало: к какому из этих предметов девочка потянется рукой, в том деле и будет особенно искусна.

В шесть-семь лет волосы девочки заплетали в косу, а поверх рубахи ей надевали сарафан. Этот ритуал отмечал новый этап в ее жизни: теперь она принадлежала к женскому сообществу и под руководством матери начинала готовиться к роли «доброй жены». Девочку обучали шить, вышивать, вязать, прясть, готовить еду, жать, доить коров, нянчить детей – то есть всем тем работам, которые положено выполнять крестьянской женщине.


Венецианов. Девушка с гармошкой

Одновременно начиналось религиозное воспитание и приобщение девочки к обрядовой жизни крестьянской общины. В «Домострое», в главе «Как дочерей воспитывать и с приданым их замуж отдать», отцу давались советы: учи дочь свою «страху Божьему, и вежеству, и рукоделию», «положи на нее грозу свою и блюди ее от телесных грехов, да не посрамит лица твоего, да в послушании ходит, да не свою волю имеет».

Переход девочки из подросткового возраста в девичество почти повсюду сопровождался специальными обрядами, которые фиксировали ее новый социально-возрастной статус. Обычно они проводились в ходе весенне-летнего цикла календарных праздников как торжественное представление потенциальной невесты деревенскому сообществу. Это происходило на Пасху, в Вознесение или в другие дни, согласно местной традиции. В северных губерниях Европейской России на Пасхальной неделе «выкуневшие», «растовые» девочки, одетые в свои первые девичьи наряды, взявшись под руки, возглавляли праздничное молодежное шествие по улицам села. Зрители встречали девичье пополнение похвальными словами.

В южнорусских селах повзрослевшие девочки в Пасху приходили на площадь перед церковью в поневах – поясной одежде замужних женщин и стояли там, демонстрируя себя гуляющим. В южных уездах Рязанской губернии родители, нарядив девушку в понёву, катали ее в повозке по улицам, предлагая всем в качестве невесты: «Надо ли?» В Орловской губернии в Вознесение девушки, надев понёвы, вместе отправлялись в лес, где устраивали трапезу и веселились, а затем гуляли по селу, показывая себя в женских нарядах. В Тульской губернии мать перед тем, как отправить дочь на гулянье, предлагала ей прыгнуть со скамьи в поневу: «Прынь, дитятко, прынь, милое, в вечный хомут, бабью понёву». В некоторых селах понёву для младшей сестры готовила старшая, она же и надевала ее на сестру. После гулянья понёву с девушки снимали и надевали еще раз уже после свадьбы – навсегда.

По достижении девушкой 15–16 лет наступала самая важная фаза девичества – «расцвета и спелости», которая длилась около пяти лет и должна была закончиться замужеством. Девушек в этом возрасте часто называли «невестами» (то есть буквально «неизвестными», «непознанными мужчинами»), «славницами» («славнухами», «славенками»), величали по имени и отчеству, выражая тем самым уважение к ним и уверенность в том, что они выполнят свое предназначение на земле: вступят в брак и родят здоровых детей.

Девушки «в самой поре» обладали, по мнению русских, особым свойством – «славутностью» («славой»), благодаря которому они нравились представителям противоположного пола и вообще всем людям. «Славутность» – было довольно сложное понятие, включавшее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, «честное» имя. «Славутность» считалась свойством, которое расцветает вместе с девичеством. Однако лишь некоторые счастливицы обладали высокой «славутностью», что позволяло им активно участвовать в любовной игре, составлявшей суть жизни молодежи, и выйти замуж за достойного человека.

Красивый внешний облик ценился как одна из необходимых составляющих «славницы». На протяжении жизни многих поколений у русских людей сложился определенный стереотип девичьей красоты. «Красавой», «красулей», «картинкой нарисованной» обычно называли девушку «доброго надлежащего роста», крепкого телосложения, с высокой грудью, крутыми бедрами, круглым, гладким, белым лицом, румяную, белозубую, чернобровую и с длинной русой косой. О внешне привлекательной девушке говорили, что она «девка из себя видная, румяная, толстая – страсть красивая!» (Русские крестьяне. Т. 3. С. 81). Такой образ красавицы декларируется в русском фольклоре.


Девушки в праздничных костюмах. Фото. Начало XX в. Архангельская губ.

Каждая девушка, естественно, хотела обрести столь необходимую ей красоту или хотя бы приблизиться к идеалу. Для этого девушки прибегали к разнообразным ухищрениям. Чтобы лицо было белое и без веснушек, его мыли сывороткой, парным молоком, огуречным рассолом или мазали березовой смолой. Чтобы волосы становились гуще и не выпадали, их расчесывали гребнем, смоченным соком крапивы. Чтобы зубы были белые, и не пахло изо рта, жевали серку (смолу лиственницы) или ели в больших количествах яблоки.

Если на лице были угри и рябины, то их мазали волчьим салом или мазью, приготовленной из яичного белка и колоса пшеницы, взятого во время цветения, – «рябье будет гладко». Верили, что лицо будет белым и румяным, если мыть его настойкой василька; а чтобы грудь была большая и пышная, надо есть много горбушек или тереть ее мужской шапкой.

Русские девушки в своем желании соответствовать идеалу красоты белили лицо, красили щеки, чернили брови, распрямляли вьющиеся волосы помадой. Богатые девушки покупали косметику в лавках и на ярмарках, бедные довольствовались домашними средствами. Лицо обычно покрывали свинцовыми белилами, мукой, растертыми стеариновыми свечами. Щеки натирали бодягой, сухим корнем или свежими ягодами ландыша, настойкой из красного сандала, сахара и водки, корнем растения купела, называвшимся у крестьян «соломонова печать», «божья ручка», свеклой, а также розовым анилином – фуксином. Брови наводили сурьмой, углем.

Наложение краски было довольно своеобразным. Белила покрывали, все лицо толстым слоем, так что оно напоминало маску, брови делали «соболиными», то есть очень широкими и длинными, а румянец накладывали во всю щеку, иногда в виде кружочков, полосок, мелких ромбиков.

Девушки старались придать красоту своим волосам, помня о том, что «девичья коса – всем ребятам сухота». Они заплетали их в косу в три прядки, приплетая для толщины льняную кудель. В праздничный день косу плели в 6–8, а иногда и в 12 и даже 18 прядок, используя яркие разноцветные ленты, тесьму, гарусные нитки, унизанные бисером. Сверху коса была плотной и толстой – почти в ширину шеи, снизу тонкой. Волосы обычно покрывали специальной помадой, чтобы они ровно лежали на голове и блестели

Внешней красоты пытались достичь также с помощью магических действий. Каждая девушка знала простые заговоры «на красоту» – от бабушки, матери или из рассказов подруг. Девушки верили, что можно стать красивой, если при умывании натираться 12 раз мылом и при этом произносить: «Вода – с лица, краса – на лицо, лицо – как белый свет, а щеки – как шипишный цвет!» (Русские заговоры и заклинания. С. 117). Утром в Страстной четверг умывались водой, в которую была положена серебряная монетка, и говорили: «Как чисто серебро свитит и сияет, так бы и у меня, рабы Божьей (имя), свитило и горило лицико», а в Святки, стоя перед зеркалом, повторяли несколько раз: «Кажись, мое белое лицо, белее свету белого, разгорайтесь, мои алые щечки, краснее солнца ясного» (Там же. С. 113).

Но «славутность» предполагала не только красивую внешность, но и такое поведение, которое свидетельствовало бы, что девушка обладает качествами, необходимыми для вступления в брак и поддержания его устойчивости. Особенно ценилась «умнота», то есть умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Девушка, не отличавшаяся этим качеством, войдя в большую семью мужа, могла учинить в ней раздор.

«Славнице» полагалось быть доброжелательной, ласковой, послушной, вежливой, учтивой, в меру скромной и в меру раскованной. Эти качества позволяли ей расширить круг своих потенциальных женихов, заручиться симпатией их родителей.

Считалось, что «неругачая», спокойная, терпеливая девушка сможет достойно прожить жизнь, не вступая ни с кем в конфликты, не жалуясь на судьбу. Слишком робкая, застенчивая девушка, не обладавшая темпераментом, по крестьянским представлениям, не могла быть готова к замужеству и рождению ребенка. Про такую говорили, что она только «лавку обтирает». Если девушка была слишком дерзкой, бойкой, раскованной, то она своим поведением могла поставить под угрозу устойчивость будущего брака. Парни обычно «браковали больно бойких».

Естественно, от девушки требовалось и умение хорошо работать, чтобы в ее будущей семье был достаток. Сваха, расхваливая невесту родителям жениха, произносила такие слова: «Моя девка умнёшенька, прядет тонёшенько, ткет чистёшенько, белит белёшенько».

Эти качества привлекали и парней. Парень Василий Полянский из Костромской губернии так рассуждал о том, какая девушка ему может прийтись по душе в качестве будущей жены: «Мне нужно хозяйку: красоту-то не лизать, с хорошей наживешь, а с плохой что и есть проживешь!» (Русские крестьяне. Т. 1. С. 57).


Венецианов. Крестьянская девушка за вышиванием

Чтобы понравиться парням, девушка должна была обладать веселым нравом, умением плясать, петь, вести остроумные разговоры, то есть быть «счастливой, таланливой, гульливои, забавливой». Костромской парень по прозвищу Карамай, обсуждая вопрос о своей женитьбе, говорил: «Что это за баба будет? И выйти на народ не с чем. Мне надо такую, чтобы показать было что… Ну что от нее: ни песен, ни басен» (Там же. С 57).

Однако в своей «гульливости» девушке не следовало заходить далеко. «Славутность» предполагала безупречную репутацию.

Девушке полагалось блюсти себя и сохранять честное имя, то есть не прослыть «совсем заблудящейся» и не утратить девственности до свадьбы. Утрата девственности влекла за собой и утрату «славутности». «Какая же это девка, когда себя уберечь не могла!» – говорили крестьяне.

Девушки, чья добрая репутация не вызывала ни у кого сомнения, пользовались в деревнях большим уважением: чем больше в деревне «славниц», тем больше чести ее жителям. «Славницы» обычно возглавляли праздничные гулянья молодежи, занимали почетные места на зимних посиделках и игрищах, их первыми набирали в хоровод, из них составляли первые пары в кадрили. Если мать отправляла свою дочку в гости к родственникам в дальнюю деревню, чтобы она «мир посмотрела и себя показала», то обязательно приглашала поехать с ней нескольких «славниц», чтобы все знали, с кем ее дочка знается.


Суриков. Портрет Матвеевой. (На девушке надеты повязка и душегрея)

Естественно, каждая девушка мечтала поднять свой статус до уровня «славницы». Верили, что «получить почет» можно с помощью заговора. Вот, например, какой заговор произносила девушка из села, расположенного на берегу реки Пинега, отправляясь на гулянье: «У отцовских доцерях да у деревенских молотцах раба Божия (имя) как волк в овцах, и все девки овецьки, а я одна волцок. И как на хлеп, на соль цесть и слава, и на меня бы такова была цесть и слава во всяко время, во всякий час, во всякое игрище» (цит по: Астахова А. М. С. 48). В начале XX века девушка Прасковья записала в «ворожейную тетрадку» такие «слова на славу»: «Севодне великий праздник Ильи Пророку, его всяк знат и почитат, и идет великая слава. И шла бы великая слава об рабе Божией Параскевы, всяк знал и почитал, и хвалили. Где мой суженой-ряженый [ни был бы] ехал свататьсе! Не мог бы ни двенадцати часов часовать, ни минуты бы миновать, об рабы Божией Параскевы ехал свататься! На мои слова замок и ключ» (Русская свадьба. Т. 2. С. 257).

Если «девичья пора» заканчивалась, а замужество так и не предвиделось, то девушка рисковала остаться без мужа – «погибнуть», «пропасть». Затянувшееся девичество рассматривалось как время остановки роста – «сидения», «переспевания». Девушку сравнивали с коробочкой мака, которая никак не может рассыпаться на зернышки, называли ее «засидкой», «надолбой».


Косники. XIX в. Европейская Россия. Косник – украшение, закреплявшееся на конце девичьей косы

В разных местностях возраст, с которого девушка уже считалась «засидкой», определялся по-разному: например, в южнорусских областях девушке полагалось вступить в брак до 18 лет, в центральных и среднерусских областях, на большей части территории Русского Севера до 22–23 лет, в отдельных северных районах до 25–27 лет. Но повсюду отношение к девушке-«засидке» было резко неодобрительным, ведь она не смогла или не захотела вовремя выполнить свой долг перед Богом и людьми.

Крестьянская община, осуждая «засидку», была заинтересована в продолжении «крестьянского рода-племени» и старалась помочь ей покончить с девичеством, выдать замуж «хоть за вдовца, хоть за проезжего молодца». В некоторых селах вплоть до середины XIX века сохранялся древний обычай возить «засидевшуюся» девушку по селу на санках или в корыте, останавливаясь перед домами, где жили парни, с криками «Поспела, поспела!» или «Кому нужна надолба?». Чтобы девушка вступила в брак, на Масленицу осуществлялись и специальные магические действия. Например, при помощи короткого бревна, палки, колодки, снопа.


Д. Г. Левицкий. Портрет Агафьи (Агаши) Левицкой, дочери художника. 1785

В Воронежской, Орловской, Смоленской губерниях колодку привязывали к ноге девушки: она должна была таскать колодку за собой во время гулянья: «Калодку привязывают, шоб жених привязался и замуж вышла девка» (цит по: Агапкина Т. А. 2002. С. 237). В конце XIX века вместо бревна здесь стали использовать связку баранок, которую вешали на шею «засидке», или бант, прикреплявшийся к одежде. На Русском Севере бревно бросали с порога в красный угол избы, где жила такая девушка. На Урале во время масленичного катания девушке бросали в сани сноп (то есть «жениха»).

По представлениям крестьян, эти действия должны были стимулировать столь желанный брак. Прощание с девичеством в русской традиции всегда было и долгожданным событием, и печальным. В старинных свадебных песнях девичество определялось как «жизнь вольная», яркая, светлая и радостная.

Жизнь девушек, действительно, была и более вольной, и более насыщенной событиями, чем жизнь людей, обремененных семьей. В богатых домах девушки занимали отдельное помещение – светлицу, горенку или небольшую холодную клеть с входом из сеней. В свадебных песнях девичья горенка называлась «клеточка-перерубица», «малое безлюдыще», «тихое уютоньице». Там в сундуках и «коробеюшках замчённых» девушки хранили свою одежду и приданое, стояли прялки, пяльцы для вышивания, лежала подушка с коклюшками для плетения кружев и другие принадлежности для рукоделия, а также имелся столик с зеркалом и ящичками для белил, румян, сурьмы.

Распорядок дня девушек также был несколько иной, чем у остальных взрослых членов семьи. Девушка могла дольше спать утром (особенно если в доме были снохи), вставая, когда «по селам все петухи поют, а по избушкам печки топятся, а по церквям-то Богу молятся, а по часовенкам-то спасаются». Вечером она могла свободно отправиться к подружкам или на посиделку, куда приходили парни, а вернуться домой лишь поздней ночью. В летнее время и в праздники девушке разрешалось гулять до утренней зари, и это не считалось чем-то предосудительным.

Родители старались дать дочерям свободу: возможность «нагуляться», «навеселиться». В то же время родители требовали от нее послушания, покорности, уважения к себе и к другим членам деревенского сообщества, трудолюбия, сохранения целомудрия до свадьбы. Девушка, покидая отцовский дом, в специальных причетах благодарила отца за «вольную жизнь».

По мнению крестьян, относительная свобода, которой пользовалась девушка, была важна для ее развития, приобретения жизненного опыта, выработки самостоятельности в делах и поступках и в результате – для правильного выполнения ею роли жены, хозяйки и матери в будущей семейной жизни.

Полный текст: http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/1.htm#1

kot-begemott.livejournal.com

как называли проституток в 18-19 веке? Как её можно назвать в подростковом рассказе?

падшая женщина гулящая

женщина легкого поведения во Франции — лоретки в рассказе лучше пигалица, производное от девушка с Пляс Пигаль

дамы полусвета

На русском так и называли: падшие. В синодальном переводе блудницы и прелюбодейки

в подростковом возрасте лучше чиать не про блядей

touch.otvet.mail.ru

Кого на Руси называли бабами?

Слово «баба» имеет несколько различных значений, иногда даже противоречивых.
По самой популярной версии, слово «баба» возникло в человеческой речи аналогично со словами «мама», «няня», «тятя» — благодаря удвоению ребенком слова «ба «. Первоначальные значения – «старая женщина, «повивальная баба», «ворожея», «знахарка». Есть предположения, что сочетание звуков «ба ба» – это реакция ребенка на другую женщину, которая живем в семье (не мать, а женщина старшая по возрасту). Если мама состоит из мягких звуков, то «баба» – выражает недовольство ребенка, потому что эта женщина не кормит его грудью. Со временем спектр употребления этого слова был значительно сужен.
Где-то в восемнадцатом веке слово «баба» стало употребляться в значении «замужняя женщина низшего сословия». Так называли не всех женщин в селе, а только жен крепостных, замужних крестьянок.

Это слово было известно еще со времена язычества, тогда «бабами» называли каменных идолов. С тюркского «баба» означает – «мужчина», «отец», или обращение к отцу. Еще так называли женщину, опустившуюся до уровня мужчины (неряшливую). Также с тюркского «баба» имеет значение «предок», «пращур». По этой версии, каменные истуканы, сохранившиеся в степяхх, называют каменными бабами (они посвящены нашим предкам). Именно по этому Бабий Яр, Бабье лето и другие схожие слова не имеют никакого отношения к женщинам.

Ударение в русском варианте привязывает значение слова к женщине, бабушке.
В санскрите «Баба Яга» – мудрая, владеющая важными знаниями женщина.
Во времена Киевской Руси это слово обозначает «замужнюю крестьянку». Это значит, что словом «баба» подчеркивали определенный статус. Кроме того, словом «баба» обозначали возраст женщины. Ведь нельзя назвать бабой женщину, которой 20 лет.
Также «баба» – это женщина из простонародья, простая и необразованная.
«Ба – Ба» – множащая. Слог «Ба» – означает «здесь», «всегда», «быть», «сейчас», в настоящем. Словосочетание «Ба – Ба» представляет собой умноженный вид слова, и означает «с детьми …»
Еще на Руси «бабами» называли женщин, которые первой рожали девочку. Если же женщина рожала первым мальчика – ее кликали «молодкой»,«молодухой». Если же, у женщины после нескольких сыновей рождалась дочь, о ней говорили – «обабилась». Со старославянского «БАБА» означает «врата, дающие новую жизнь».
Ребенку проще говорить «баба», чем «бабушка», поэтому первоначально слово «баба» означало – «мать отца или матери». Да и сейчас «бабой» можно называют маму матери, или маму отца.
взято тут

analitic.livejournal.com

10 исторических разновидностей древнейшей женской профессии (18+) :: Инфониак

Невероятные факты

Не зря проституцию называют древнейшей профессией.

Она существует с начала истории человечества, и у неё было довольно много времени, чтобы прогрессировать.

На протяжении всей истории существовало большое разнообразие женщин лёгкого поведения, которым приписывались роли от изгоев до столпов общества.

10. Ин-Чи

10.jpg

Ин-Чи, вероятно, являются первыми официальными «независимыми» представительницами своей профессии в китайской истории. Признание их существования приписывается императору Ву, который, как поговаривали, брал на работу в армии женщин с единственной целью – они должны были развлекать и ублажать воинов.

Ин-Чи буквально означает «лагерная блудница». Это, несомненно, очень лестное прозвище для 100 года до н.э.

Некоторые источники сомневаются, что эти девочки были первыми продающими своё тело в китайской истории. Говорят, что король Юэ основал первые лагеря блудниц, которые состояли из вдов погибших воинов.

Эти женщины очень сильно отличались от появившихся позднее куртизанок, которые были невероятно популярны и роль которых заключалась в том, чтобы дарить мужчинам «дружбу».

Ин-Чи также отличались от женщин, которые работали в публичных домах, находящихся под государственным контролем. Эти учреждения появились значительно раньше, приблизительно в 7 веке до нашей эры.

История проституции

9. Представительницы древнейшей профессии в храмах

9.jpg

Роль этих дам в древнем греко-римском обществе является темой многочисленных дискуссий. Вопрос о том, пользовалась ли такая практика популярностью или нет в то время, не стоит, потому как ответ очевиден: пользовалась. Вопрос о деталях этой практики.

Эти женщины торговали своими телами в святых храмах с разрешения священников, мотивируя тем, что они работают на благо своего Бога.

Как часто эти храмовые жрицы любви проводили религиозные службы в стенах храма неизвестно. Некоторые учёные утверждают, что они были просто рабынями, которые продавались для того, чтобы заработать деньги на процветание храма.

Другие полагают, что их роль была более уважаемой и наличие такой женщины в храме, а также пользование её услугами, было одной из форм поклонения. Эта теория особенно популярна в сочетании с культами плодородия и культа богинь, таких как Афродита.

Деятельность храмовых жриц любви была повсеместно распространённой практикой, которая обладала различными уровнями иерархии. Многие женщины привозились в храмы девственницами и посвящали свою жизнь и своё тело служению Богу или Богине.

Некоторые источники рассказывают, что работницами храмов были исключительно девушки моложе 14 лет. Тем не менее, на сегодняшний день существует огромный объём противоречивой информации относительно того, чему же всё-таки служили эти дамы, но, несомненно, они были важнейшей частью жизни святого места.

Проституция в Индии

8. Девадаси

8.jpg

Девадаси – это женщины, которые вынуждены были торговать своим телом во имя индусской богини плодородия Йелламмы (Yellamma). Когда девочки достигали половой зрелости, их родители устраивали торги, на которых продавали девственность своих дочерей.

Как только их лишали девственности, девочки проходили обряд посвящения Богине и проводили остаток своей жизни в качестве представительниц древнейшей профессии во имя Йелламмы.

Каждую ночь их продавали тому, кто больше заплатит. С точки зрения родителей это не было мошенничеством. Но большинство из них не собирали приданое, чтобы дать возможность кому-то жениться на их дочери. Однако, некоторые всё же собирали деньги, заработанные девочкой.

Читайте также: Самые старые представители древнейшей профессии напишут мемуары

Эта практика была неотъемлемой частью религии по поклонению Йелламме на протяжении веков. Несмотря на то, что в 1988 году практика была объявлена вне закона в Индии, она существует по сей день.

Стигма, связанная с девадаси, очень тяжелая ноша, и даже если женщина решала отказаться от подобного образа жизни, она уже никогда не выходила замуж. Как только она посвящала себя своей Богине, пути назад не было.

Большинство девадаси уходили из храмов после 40-летнего рубежа, потому как их уже не считали молодыми и привлекательными, поэтому они были недостойны отдавать свой «долг» Богине. При этом большинство из них начинали просить милостыню на улицах, чтобы как-то прокормить себя.

7. «Комфортные» женщины для утех

7.jpg

Так называемые «женщины для утех» времён Второй Мировой войны – это тёмное пятно, о котором зачастую предпочитают не говорить в исторических справках. С 1932 года, японские военные начали вербовку женщин, главным образом кореянок, для работы на «утехах».

Женщинам обещали работу, но им не было сказано, что они должны работать в борделях, удовлетворяя насущные потребности японских военных.

В итоге около 200 000 женщин стали «комфортными женщинами», но только 25-30 процентов пережили это испытание. Девочки в возрасте 11 лет были вынуждены обслуживать по 50 – 100 мужчин ежедневно, а если они отказывались, то их жестоко избивали.

Несмотря на то, что японское правительство принесло официальные извинения всем выжившим, официальные лица отказались выплатить денежные компенсации бывшим «женщинам для утех» и членам их семей. По состоянию на 2014 год в живых осталось лишь 55 этих женщин.

Виды проституток

6. Авлетриды (Auletrides)

6.jpg

Эти женщины были классическими греческими жрицами любви, которые наслаждались уникальным положением в обществе. Их чтили, при этом они обладали не только сексуальными талантами.

Они были флейтистками и профессиональными танцовщицами. Некоторые из них обладали уникальными талантами, которые делали их желанными гостями на многих общественных мероприятиях.

Речь идёт о таких талантах, как жонглирование, фехтование и акробатика. Многие выходили на улицы и выступали публично на религиозных церемониях и фестивалях, более того, есть информация, что они были популярным развлечением среди детей.

Их могли резервировать и частные лица для того, чтобы ознакомиться с их сексуальными талантами. Другие подобные артистки играли на арфе и лире, иногда это были и мальчики, которые также просили своих «начальников», чтобы те продавали их частным лицам.

5. Ганика (Ganika)

5.jpg

Ганика – это индийская версия японских гейш. Эти женщины занимали высокое положение, и наличие одной из них рядом для мужчины означало удачу и процветание. Так как эти дамы никогда не выходили замуж и не становились вдовами, они полностью избегали воздействия социальной догмы вдовства.

С вдовами было связано очень много плохих примет, более того, им было запрещено появляться в общественных местах.

В индийском обществе признавалось девять типов дам легкого поведения, и ганики занимали верхнюю позицию в иерархии. В дополнении к сексуальным талантам, эти женщины должны были освоить и другие навыки в области творчества.

После того, как все 64 навыка были освоены, женщина становилась ганикой.

В то время как другие виды жриц любви были обычными домохозяйками, которые зарабатывали дополнительны средства для своих мужей, контролировавших их, ганики занимали почётные места при королевских дворах, а об их красоте и навыках складывали песни и стихи.

Потому как они обслуживали высшую знать общества, их защищали государственные законы. Ганики также были в повиновении у своих клиентов, поэтому могли быть оштрафованы ими.

Женщины лёгкого поведения

4. Блудницы Зоны (Zonah)

4.jpg

Зона – это любовные рабыни в еврейской Библии. В отличие от других женщин они не принадлежали мужчинам, и не были ответственны за рождение и воспитание детей. Эти женщины существовали вне библейских законов. Для них были писаны особые законы, которые должны были соблюдать люди по отношению к ним.

Одно из особых правил заключалось в том, что отцу запрещалось продавать свою дочь в любовное рабство, а если дочь священника становилась зоной, то она была обречена на сожжение.

Священникам запрещалось жениться на них, но другие мужчины могли и развлекаться с ними, и брать их в жёны.

Проститутки в Древней Греции

3. Гетеры

3.jpg

Гетеры – это высокого класса куртизанки, практиковавшие в Афинах. Поскольку проституция была легальной деятельностью в городе, а также потому, что гетеры не являлись афинскими гражданами, эти женщины зачастую являлись рабынями.

Реже гетера жила в черте города и была рождена от родителей не афинян.

В отличие от «порне», женщин, практикующих свою деятельность за закрытыми дверями, гетеры часто «работали» прямо в толпах на симпозиумах. Им было запрещено вступать в брак с гражданином города, однако, мужчина мог купить себе гетеру и освободить её, хотя эта практика и не одобрялась.

Тем не менее, их прошлый статус гетеры никогда не забывался, поэтому если их ловили, когда они выдавали себя за афинских граждан, то над ними проводился суд. Если их признавали виновными, они снова становились рабынями.

Гетеры часто становились любовницами самых влиятельных людей, и, как известно, позировали для создания статуи Афродиты, настолько они были элегантны и красивы.

2. Индийские куртизанки – таваифы

2.jpg

Индийские куртизанки пользовались огромной популярностью в Северной Индии с начала 18 до начала 20 века. Многие из них, как и гейши, были танцовщицами и музыкантами, то есть они были не рядовыми проститутками, а предоставляли свои услуги богатым и знатным людям.

Многие из них накапливали приличное состояние, особенно те, кто выбирал своих покровителей с умом.

Те, кто успевал обзавестись дочерьми, передавали своё богатство и мастерство далее по родовой линии. Стоит отметить, что с течением времени социальное положение таких женщин значительно росло.

Однако, им было запрещено вступать в официальный брак со своими покровителями, но они могли строить любые отношения с любовниками, что в некоторых случаях, по сути, делало их жёнами, пусть и не перед лицом государства.

Примечательно, как они существовали наряду с традиционными жёнами. Это было как две стороны одной медали. С одной стороны жена была «уважаемым обществом способом» продолжить семейную линию, с другой стороны жёны — таваифы были красивыми и чувственными дамами, привлечь которых мог только сильный мужчина.

Временный брак в исламе

1. Мута

1.jpg

С этим понятием всё обстоит очень хитро. Мута – это исламский временный брак, при заключении которого обе стороны приходят к соглашению, что они будут являться друг для друга супругами в течение определённого, ограниченного времени.

Договор может быть составлен в письменной или устной форме, при этом в нём оговариваются абсолютно все возможные вопросы, среди которых: сколько «приданого» получит женщина, какие виды физического контакта будут происходить между ними, как долго будет продолжаться брак и т.д.

С одной стороны, сторонники муты говорят о том, что это отличный способ для двух человек пожить вместе, прежде чем вступить в полноценный брак, чтобы убедиться, что они созданы друг для друга, при этом, не нарушив никаких исламских законов.

Некоторые контракты могут предусматривать полное отсутствие какого-либо физического контакта, а некоторые заключаются под бдительным присмотром родителей. Есть и такие контракты, на основании которых брак может длиться всего лишь несколько часов, а по их истечению женщина получает определённую сумму денег.

Чётко предусмотрено, что такие контракты – это табу проституции, против которой выступают некоторые мусульмане, в частности сунниты. С другой стороны, из-за возможности установки временных рамок и оплаты за «временный брак», это самая настоящая лазейка для молодых мужчин и женщин, чтобы иметь бесконечное количество партнеров, не обременяя себя никакой религиозной виной.

www.infoniac.ru