Как учились в старину: Ошибка 404. Страница не найдена • Онлайн-школа «Фоксфорд»

Как учились дети в старину | Классный час по теме:

МБОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок на День Знаний

(в рамках мероприятий к 110–летию школы)

Как учились дети в старину

Внеклассное мероприятие

Сорокина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Килемарская СОШ»

2012 г.

Цели:

Знакомство учащихся с историей своего Отечества.

Формирование мотивации к учению.

Воспитание любви к своей Родине.

                                               Ход мероприятия

      Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель:

       Объясните смысл данной пословицы.

                                                                          (слайд 2)

( Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить)

       Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников?

       Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы учащихся:

Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

— Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

Учитель:

  Итак, определите тему нашего занятия.

Учащиеся:

    Как учились школьники в старину

Учитель:

    Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей  совершить путешествие в далекое прошлое

Учитель:

  В древности  народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью.

   Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, – нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив.(Иван Купала «Молодость»)

   И ребятишек не видно на улице…

   Ах, да! Ведь они учатся!  В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение  в день святого пророка Наума (слайд 3), называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.Празднуется этот день 14 декабря. Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» — надоумить, научить.

   Итак,  в этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!

                                                                                       (слайд3)

Ученик :           (Крашенинникова Анна)

Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько, 
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Учитель:

   14 декабря принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

      После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Учителя почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной.  Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.  А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

    На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. А перед уроком дети читали молитву:«Святой пророче, Божий Науме, вразуми мя»

Учитель:

   Урок уже начался. Давайте потихоньку, чтобы не мешать маленьким школьникам, заглянем в класс.

    Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”

                                                                                          (слайд 4,5)

— Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

— Рассмотрите репродукцию картины Б. М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”.

— Что особенного в этом классе?

— Что делают ученики? Сколько их?

— Можно ли сказать, как они относятся к учению?

— Чем эта школа отличается от современной?

   Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажут  ученики  нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

Ученик: чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети –       (Батраков Дмитрий)
Их учил церковный дьяк, —
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали —
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.


Трудно грамота давалась          (Иванцова Екатерина)
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

                                                  Н.Кончаловская.

    Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

                    Физминутка.

   Под русскую народную песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

          Рассказ об истории письменности.

   Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чем и как писали, нам расскажут следующие ученики. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме.)

Ученик: сообщение “На чём и как писали?”

 (Михайлов Антон)  Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

 (Серебрякова Настя) На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

              История возникновения алфавита.

  Учитель: Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? (ответы детей)

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.(слайд 6) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.

Учитель:

   Давайте попросим учеников что-нибудь прочитать из их азбуки и попробуем перевести на современный язык.

                                                                                       (слайд 7)

мыслете аз мыслете аз  (мама)

добро он мыслете  (дом)

ша коко он люди аз  (школа)

     Учитель: В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза.

  Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол.

   Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”.

  За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

   Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.

   Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят.

   Кто выучил уроки, тот уходил домой, а нам тоже пора возвращаться из путешествия.

   Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.

  Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать,  это ваша профессия.

Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

  Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы,  ваши учителя и родители,  поможем вам в этом. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка образованным. Можно сказать, что дать образование своему ребёнку является одной из ценностей семейного воспитания.

Желаю всем успехов в новом учебном году, старания, прилежания. Пусть каждый день в школе приносит вам радость. А родителям пожелаю терпения , благоразумия. Помните, что труд ученика не менее важен и сложен, чем ваш. Будьте терпимы и внимательны к своим детям. И самое главное, будьте им помощниками.

Рефлексия

— Ребята, оцените своё настроение, закрасив того Пушистика, на которого было похоже ваше настроение на уроке.

      

     

Окружающий мир «Как учились в старину», 3 класс

Открытый урок по окружающему миру 3 класс

Тема: «Как учились в старину»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с историей появления школ в старину.

Задачи:

Предметные:

1.     Формировать представление о старинных школьных принадлежностях, учебниках, одежде.

2.     Выявлять отличия современной школы и школы  в прошлом.

3.     Использовать дополнительную литературу с целью извлечения познавательной информации о появлении школ на Руси.

4.     Собирать краеведческий материал о появлении школ в родном посёлке

Метапредметные:

1.     Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

2.     Оценивать результаты учебной деятельности.

3.     Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций).

4.     Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения.

5.     Дополнять готовые информационные объекты.

6.     Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

7.     Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых  группах и парах.

Личностные:

1.     Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.

2.     Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

3.     Обретение чувства любви к родной стране, к её культуре, к родному краю, интереса к  его истории.

 

 

Методы и приёмы проведения урока:

— объяснительно – иллюстративный;

— проблемный;

— частично – поисковый;

— исследовательский;

— словесно – логический;

— метод самостоятельной работы учащихся;

— рассказ;

— объяснение;

— беседа;

— самоконтроль.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

— фронтальная;

— индивидуальная;

— работа в парах.

Оборудование:

для учителя:

— персональный компьютер;

— мультимедийный проектор;

— экран;

— презентация Smart;

для ученика:

— учебник «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;

— рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;

-бумага, перо, чёрная тушь.

— карточки с заданиями

 

Ход урока

1.     Организационный момент

Я рада приветствовать Вас девчонок, мальчишек и мудрых гостей. Пусть будет сегодня в этом классе светло, уютно и нам всем очень легко.

Здравствуйте, меня зовут Юлия Николаевна. Сегодня урок окружающего мира проведу я. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.  Самое главное, чтобы хорошее настроение  всегда присутствовало у вас на уроке.

2.     Этап мотивации к учебной деятельности.

У.: Ребята, посмотрите, внимательно на доску. Что Вы видите?  (Показ старинных и современных принадлежностей, школ и формы)

Проходят годы, десятилетия, меняется и обучение школьников. Не всегда были школы. Ученые предполагают, что до 10 века в Древней Руси школ не было, дети учились дома у своих родителей, братьев и сестер. А учились они тому ремеслу, которым владели их родители.

— Давайте вместе назовём тему нашего урока. ( Как учились в старину)

— Чтобы Вы хотели узнать сегодня на уроке? (Почемучки вопросы!)

—  А где мы можем найти ответы на наши вопросы?

Составим план исследования  (понаблюдаем, посмотрим в книгах, проведем эксперимент, спросим у других людей, интернет)

1) Понаблюдаем

— Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в далекое прошлое.

Будьте внимательнее, события будут меняться быстро! (презентация !)

Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем литературные памятники и удивляемся разным событиям. А как же раньше выглядела школа?

— Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в 10 веке, и связано это событие с указанием князя Владимира. Как повествует летопись, в 988 году Владимир  «… посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное».

     Книги в то время писали на пергаменте, специально выделанной тонкой коже животных. Листы пергамента сшивали в тяжёлые книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Это была трудная, многомесячная работа, и каждая книга была на вес золота.

    Для переписки книг нужны были грамотные люди, и в крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них становились летописцами.

    В XV веке основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучали грамоте всего два года. Читать древнюю рукописную книгу было очень трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых. Писцы не делали пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.

    Грамоту на Руси знали не только монахи, но и князья, бояре, купцы, ремесленники.

    Примерно 300 лет назад, благодаря Петру 1,в России появились первые школы: духовные и цифирные. В духовных школах обучались дети священников, а в цифирных готовили способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях. Дворянских детей обучали на дому учителя, гувернёры и гувернантки (приезжие иностранцы), которые преподавали французский язык. В городах и сёлах тоже стали открываться начальные школы для детей. В них два или четыре года учили Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Для продолжения учёбы в гимназии или лицее надо было сдать вступительные экзамены и оплатить обучение. Только талантливых учеников освобождали от оплаты за обучение.

В 1764 году, при правлении Екатерины 2,в Петербурге  основали институт Благородных девиц из 200 человек при Смоленском монастыре. Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование в основном было гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц учили иностранным языкам, музыке, домоводству и рукоделию. Из девушек получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

В 1960 годах, когда учились наши бабушки и дедушки, государство старалось делать как можно больше для детей, так как руководители страны понимали, что дети – это будущее государства. Строились новые школы, дворцы пионеров, создавались пионерские лагеря. Все спортивные школы и кружки были бесплатными. Первого сентября, как и сейчас, все школьники шли в школу всего лишь на один урок. Он назывался «Урок мира».

Уроки длились 45 минут, а в начальной школе дети учились с первого по третий классы. Самая высокая оценка была 5, а самая низкая единица.

В первом классе, в октябре, всех первоклашек принимали в октябрята, прикалывали на школьную форму октябрьский значок в виде красной звездочки с изображением юного Ленина, основателя Советского союза.

А в 3 классе лучших октябрят принимали в пионеры. Пионер – значит первый. Остальных принимали 22 апреля в день Ленина, и 19 мая – В День пионерии.

— Ребята, а что вам большего всего запомнилось? Было интересным?

2) Проведем эксперимент

Стихотворение

В старину учились дети

Их учил церковный дьяк…….

— Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый учитель – дьяк. Присядем на краешек лавки.

Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке. Целый год зубрили они названия букв. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали.

Давайте вместе прочитаем названия букв: А – Аз, Б – Буки, В – Веди, Г – Глаголь,  Д – Добро, М – Мыслите, Ш – Ша, К – Како, Л – Люди, О — Он

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а потом перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавит, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж. Ц, Ч, ш, У, Ю, я. В алфавите было 45 букв. Посмотрите на слайд (показ).  Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного брата. А в современном алфавите сколько букв?  Игра «Найдите лишнюю букву»

— Давайте вместе с вами прочитаем слова из старой азбуки и переведем их на современный язык.

Мыслите аз мыслите аз   мама

Добро он мыслите       дом

Ша коко он люди аз     школа

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука.

Раньше люди писали острой палочкой на берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках. На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, теля, овец.  На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой.  Наши бабушки и дедушки, писали в тетрадях перьевыми ручками. Мы с вами тоже пишем в тетрадях, но сейчас есть выбор больше. Мы можем писать шариковыми или чернильными, гелиевыми ручками.

Ребята, хотелось, ли Вам поучиться в школе наших дедушек и бабушек?

— Хорошо, я предлагаю Вам записать такую пословицу «Грамота – второй язык» А писать вы будите пером на бумаге, обмакивая ее в чернила.

После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы свами.

Физминутка (Танец-игра «Повторяй за мной»)

3) Спросим у других людей. 

— Наш класс превращается в телестудию.

Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей

Сценка детей.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача “Не за тридевять земель” и я ее ведущая Кулакова Ю.Н. Представляю своих собеседников: историки  _________________, библиограф  ______________ Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”.

Историк 1. Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

Ведущий. — Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?

1-й гость. __________, 3 “А” класс. Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.

Историк 1. В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.[3]

2-й гость._____________, 3 “А” класс. Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.

Историк 2. Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. [3]

3-й гость. _______________3 “А” класс. Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.

Библиограф. Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей.[3]

Ведущий. А какие наказания были в древнерусской школе?

Библиограф. За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

4-й гость. __________3 “А” класс. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.

Историк 2.  Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.

Ведущий. Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.

 

4) Работа по учебнику

— Внимательно прочитайте текст на листах.

Придумайте интересный вопрос к тексту.  (Работа в парах)

Игра « Реставратор»

          Игра «Собери пословицу»

«Без грамоты, как в потемках»

Грамоте учиться, всегда пригодиться»

«Сперва – аз да буки, а там – и науки»

«Ученье – свет, а не ученье тьма»

Рефлексия

Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до Вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех. Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать и наша профессия. Ваша отметка – это результат вашего труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по теме: «Как учились дети в старину»

МБОУ Натальинская СОШ

Степуринский филиал

Урок по окружающему миру 3 класс УМК «Гармония»

Как учились дети в старину

Учитель начальных классов

Голубева Лидия Фёдоровна

2013-2014 уч. год.

Тема урока: Как учились дети в старину.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с историей появления школ в Древней Руси, в родном посёлке.

Задачи:

Предметные:

  1. Формировать представление о старинных школьных принадлежностях, учебниках, одежде.

  2. Выявлять отличия современной школы и школы в прошлом.

  3. Использовать дополнительную литературу с целью извлечения познавательной информации о появлении школ на Руси.

  4. Собирать краеведческий материал о появлении школ в родном посёлке

Метапредметные:

  1. Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

  2. Оценивать результаты учебной деятельности.

  3. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций).

  4. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения.

  5. Дополнять готовые информационные объекты .

  6. Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

  7. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах и парах.

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.

  2. Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

  3. Обретение чувства любви к родной стране, к её культуре, к родному краю, интереса к его истории.

Методы и приёмы проведения урока:

— объяснительно – иллюстративный;

— проблемный;

— частично – поисковый;

— исследовательский;

— словесно – логический;

— метод самостоятельной работы учащихся;

— рассказ;

— объяснение;

— беседа;

— самоконтроль.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

— фронтальная;

— индивидуальная;

— работа в парах.

Оборудование:

для учителя:

— персональный компьютер;

— мультимедийный проектор;

— экран;

— презентация Power Point;

для ученика:

— учебник «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;

— рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;

— Тетради с промокашкой, перо, чёрная тушь..

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Включение в деловой ритм.

Личностные УУД

Готовность и

способность к саморазвитию и

мотивация к

познанию нового.

2. Проверка домашнего задания.

_О чём мы говорили на прошлом уроке?

— Поиграем в игру, кто больше назовёт предметов одежды наших предков.

-Встанем в круг и передавая мяч, будем называть, какую одежду носили наши предки.

— Пояс, как по другому назывался?

— За чем его носили?

— Молодцы, ребята знаете одежду наших предков.

— Оцените свои знания, выберете кружочки.

-Ребята, а хотите ещё что-то новое узнать из жизни наших предков?

Дети дают ответ на вопрос.

— На прошлом уроке мы говорили о одежде наших предков.

Дети встают в круг и передавая друг другу мяч называют предметы одежды.

— Кушак.

-Пояс обязательная часть костюма, он оберегал от злых духов. Сесть за стол без пояса считалось неприличным. О таком человеке говорили: «Распоясался». Снять с человека пояс значило обесчестить его.

-Дети оценивают сои знания и знания своего товарища (выбирают кружочки нужного цвета).

-Да, хотим.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

3.Актуализация опорных знаний.

. Учитель задаёт проблемный вопрос.

— Как вы думаете, было ли такое время, когда не было школ, дети не учились?

— Чему и у кого учились дети, когда не было образовательных учреждений?

— На все эти вопросы вы сможете найти ответы на сегодняшнем уроке.

Дают предположительные ответы на проблемный вопрос.

— Да. Такое время было.

— Я думаю, дети учились дома читать и писать.

Познавательные УУД Постановка и решение проблем

Частично-поисковый метод.

3. Сообщение темы и целей урока

Просит выдвинуть предположение о теме

предстоящего урока. Организует постановку цели урока.

— Ребята, я не случайно задала вам эти вопросы, как вы думаете, о чём наш сегодняшний урок?

— Что бы вы ещё хотели узнать на сегодняшнем уроке?

— Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на все эти вопросы.

— Как вы считаете, какой первый вопрос мы должны рассмотреть?

Выдвигают предположения о теме урока. С помощью учителя ставят

цель урока.

— Как учились дети в старину.

Узнать:

Когда и какие появились школы?

— Как учились наши далёкие сверстники?

— На чём и чем они писали буквы и цифры?

— Какую носили одежду?

— Когда появились школы у нас в посёлке?

Предлагают варианты ответов. Корректируют правильность ответов одноклассников.

Регулятивные УУД

Целеполагание, планирование

Проблемный вопрос.

4.Изучение нового материала

а) Первые школы

— Первый вопрос, на который мы ответим «Когда и какие появились школы».

Рассказ учителя.

— Ребята, когда и какие школы появились?

Дети слушают рассказ учителя.

(Приложение 1)

— Дети дают ответ на вопрос

Познавательные общеучебные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД

Принимать учебно-познавательную задачу

б) Беседа по репродукции Б. М. Кустодиева «Школа Московской Руси».

Учитель задаёт проблемный вопрос.

— Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

Организует фронтальную беседу, выявляющую различия современной школы и школы в прошлом.

— Рассмотрите репродукцию картины Б. М. Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме «Школа Московской Руси».

— Что особенного в этом классе?

— Что делают ученики? Сколько их?

— Можно ли сказать, как они относятся к учению?

— Чем эта школа отличается от современной?

— Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н. Кончаловской, которое нам расскажет ученик нашего класса.

— Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

— Школа XVI века была школой зубрежки. Ученики нараспев повторяли то, что говорил учитель. Азбуку тоже заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название.

— Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 43 буквы. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. Этим людям во многих городах России и Европы поставлены памятники.

— Посмотрите на слайде, как выглядела старославянская азбука. Сравните ее с современной.

— Заучив эти называния букв детям трудно было научиться читать. После дети заучивали отрывки из церковных книг.

Дают предположительные ответы на проблемный вопрос.

— Я считаю, школа в прошлом не похожа на современную школу.

— Я думаю, что чем-то школа в прошлом похожа на современную т. к. и там и там учились дети.

Рассматривают репродукцию картины Б. М. Кустодиева.

Проводят сравнительный анализ современной школы и школы в прошлом.

Предлагают варианты ответов. Корректируют правильность ответов одноклассников.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, —

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А и Б – как Аз и Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для науки

По субботам их порол.

За непослушание и невыученные уроки учитель, порол розгами и заставлял учеников часами стоять на коленях

-Название старинных букв отличалось от современных.

Слушают сообщение учителя.

Проводят сравнительный анализ современного алфавита и старославянского алфавита.

Познавательные УУД Постановка и решение проблем

Частично-поисковый метод.

Познавательное логическое УУД

Сравнение, анализ Фронтальная беседа по репродукции картины Б. М. Кустодиева.

Коммуникативные УУД

Владение диалогической формой речи.

Фронтальная беседа

Коммуникативные УУД

Владение монологической формой речи.

Выступление перед аудиторией

Познавательное логическое УУД

Сравнение, анализ.

Задание «Сравнить старославянскую азбуку с современной».

в) Какими были школьные принадлежности и одежда.

Игра «Интервью с историческим героем»

Организует чтение текста в учебнике, предлагает детям подготовиться к игре «Интервью с историческим героем».

— Внимательно прочитайте текст в учебнике, подготовьтесь к игре. Вы будите исполнять роль журналистов, задавать вопросы, а отвечать на ваши вопросы будет наш исторический герой.

Организует обсуждение для выявления значения непонятных слов.

При необходимости корректирует ответы.

— Ребята, какие слова в тексте вам были не понятны?

Корректирует правильность постановки вопросов и ответов.

— Ребята, хотелось бы вам поучиться в школе ваших дедушек и бабушек?

— Хорошо, я предлагаю вам записать такую пословицу: Азбука – к мудрости ступенька.

— Как вы понимаете эту пословицу?

Читают текст в учебнике.

(Приложение 2)

Дети делают пометки в тексте:

знак ? — слово непонятно, или вызывало сомнение;

знак + — информация для предполагаемого вопроса или ответа.

Объясняют значение непонятных слов. Корректируют правильность ответов одноклассников.

Игра «Интервью с историческим героем».

Дети задают вопросы по прочитанному, а исторический герой отвечает на поставленные вопросы.

— Как ты одевался, когда ходил в школу?

— На чём ты писал?

— Чем писал?

— Для чего тебе нужна промокательная бумага?

— Да.

Предлагают варианты ответов. Корректируют правильность ответов одноклассников.

Познавательные общеучебные УУД

Смысловое чтение

Технология критического мышления

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точно выражать свои мысли

Игра «Интервью с историческим героем»

г) Практическая работа .

Организует практическую работу.

— Представьте, что вы в школе, где учились дедушки и бабушки, как вы думаете, на чём вы будете записывать пословицу?

А писать вы будите пером на бумаге, обмакивая его в чернила.

— С какими трудностями столкнулись? Передайте свои ощущения.

— Вы сейчас сами убедились, что получать знания было делом нелёгким.

— Сейчас в современной школе созданы все условия для того, чтобы вы могли легко и доступно получать знания.

— Я думаю, мы будем писать на бересте или на дощечках покрытыми воском.

Предлагают варианты ответов.

Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, опираясь на результаты практической работы.

5. Физкультминутка

Проводит физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

Здоровье сберегающие технологии

д) История школы в нашем посёлке.

— Ребята, когда появилась школа в нашем посёлке?

Предлагает преобразовать полученную информацию в виде рассказа.

— Об этом нам расскажут Лыков Илья и Старцева Вика.

— Ребята, что вы узнали об истории школы в нашем районе?

Проверка выполнения задания по слайду.

Исследовательская работа учащихся. Сообщение о появлении первой школы в родном посёлке.

Самопроверка по слайду.

Познавательные общеучебные УУД

поиск и выделение необходимой информации

Исследовательская работа учащихся.

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, оценка

6. Закрепление изученного материала.

Организует деятельность по применению новых знаний. Организует самостоятельную работу в тетради.

Работа в тетради стр. 56 № 40, 41(дополнительно,резерв),

взаимопроверка в парах.

Организует фронтальную беседу для выявления недочётов и спорных вопросов по ходу выполнения задания.

Выполняют самостоятельную работу в тетрадях.

Самопроверка в парах, делают пометки на полях:

знак ? — сомневаюсь;

знак + — считаю правильным.

Познавательные логические УУД

Анализ, синтез, обобщение

Задание в тетради «Укажи цифрами ученические принадлежности»

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, оценка

7. Домашнее задание.

Даёт объяснение как выполнить домашнее задание, чтобы дети не испытывали затруднений при его выполнении.

— Лыков Илья – напишет сочинение «Как учились мои бабушка и дедушка»

— Старцева Вика — изготовить аппликацию или рисунок «Учебные принадлежности бабушки и дедушки».

Познавательные общеучебные УУД

поиск и выделение необходимой информации. Построение речевого высказывания в письменной форме.

Сочинение «Как учились, мои бабушка и дедушка»

8. Итог урока.

Анализ учебной деятельности.

— Ребята, как вы считаете, мы ответили на вопросы, которые были поставлены в начале урока?

— Когда и какие появились школы?

— Как учились наши далёкие сверстники?

— На чём и чем они писали буквы и цифры?

— Какую носили одежду?

— Когда появилась школа у нас в посёлке?

Учащиеся вспоминают все этапы урока. Обобщают знания об изученном

материале.

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9. Рефлексия

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Оценивает работу учащихся на уроке.

— Наш урок подошел к концу, продолжите высказывания.

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался …

Я не знал …

Я узнал …

Материал урока мне был …

Я хочу ещё узнать о родном крае …

Домашнее задание …

(Резервное задание)

— Напишите рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание. Прочитайте слово, которое у вас получилось.

Мыслите — ____________

Он — _________________

Люди — ______________

Он — _________________

Добро — ______________

Цы — ________________

ерЫ — _______________

— Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке.

Оценки за урок.

Спасибо за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные УУД

Оценка. Саморегуляция

Приложение 1

— Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в 10 веке, и связано это событие с указанием князя Владимира. Как повествует летопись, в 988 году Владимир «… посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное».

Книги в то время писали на пергаменте, специально выделанной тонкой коже животных. Листы пергамента сшивали в тяжёлые книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Это была трудная, многомесячная работа, и каждая книга была на вес золота.

Для переписки книг нужны были грамотные люди, и в крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них становились летописцами.

В XV веке основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучали грамоте всего два года. Читать древнюю рукописную книгу было очень трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых. Писцы не делали пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.

Грамоту на Руси знали не только монахи, но и князья, бояре, купцы, ремесленники.

Примерно 300 лет назад в России появились первые школы: духовные и цифирные. В духовных школах обучались дети священников, а в цифирных готовили способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях. Дворянских детей обучали на дому учителя, гувернёры и гувернантки (приезжие иностранцы), которые преподавали французский язык. В городах и сёлах тоже стали открываться начальные школы для детей. В них два или четыре года учили Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Для продолжения учёбы в гимназии или лицее надо было сдать вступительные экзамены и оплатить обучение. Только талантливых учеников освобождали от оплаты за обучение.

уроков, извлеченных из древних предков | Патрик Степанек

Горы, захваченные Торбьорном Сандбакком

У древних цивилизаций есть чему поучиться. Чего мы не осознаем, так это того, что концепция городов относительно нова. Насколько нам известно, сегодняшних мегаполисов в прошлом не существовало. Мы первое поколение людей на этой планете, живущих в таких замкнутых пространствах. Здания, которые мы считаем нормальными, были бы чужды любому человеку на земле 200 лет назад.

Я думаю, очень важно помнить, что мы все еще находимся на ранней стадии развития человечества. Будем надеяться, что мы сможем продолжать жить тысячи лет и учиться у прошлых поколений. Учитывая, что социальные сети появились впервые в истории, будущие люди на этой планете заглянут в то, что произошло в прошлом. Я нахожу удивительным, что мы собираемся документировать лучшие части мира и делиться ими со всеми. Нет ничего, с чем мы могли бы оглянуться в прошлое, кроме как с помощью археологии и логики. Должно быть, на этой планете произошло так много всего, о чем мы не можем знать. Каждый признак жизни, который мы видим от прошлых поколений, напоминает нам, что то же самое будет верно и в отношении структур нашего мира сегодня.

Эгейская культура рассказывает о том, как мир превратился в то, что мы имеем сегодня. Территория охватывала многие части Греции, и они были на пике своего развития с 7000 по 3000 год до нашей эры. Самым заметным достижением людей является их способность строить и писать. Эти две функции служили клеем, который скреплял их людей. Писать и строить одинаково важны сегодня. Без письма мы не смогли бы оценить идеи, без зданий у нас не было бы возможности воплотить их в жизнь. Земля включала 2000 островов, что позволяло им координировать торговлю через Эгейское море. Ходят слухи, что Санторини была первоначальной Атлантидой, описанной Платоном. Уроки, которые мы можем извлечь из потерянного рая, могут помочь нам сохранить его в будущем.

Санторини, Греция Фото: Jeroen den Otter

Инжир, виноград, вино, изюм, мед, пшеница, различные овощи и травы продавались в Эгейском море. Торговля, созданная эгейскими жителями, послужила основой для торговли в будущем европейского и американского бизнеса. Торговля стала источником дохода номер один и играет большую роль в экономике, созданной людьми сегодня. Общество возникло и исчезло из-за таинственных Морских Людей, которые привели к концу великого египетского общества. Структура Греции сделала ее идеальной для торговли и войны. Эта микросреда позволяет нам понять, почему мы обладаем сегодняшними способностями. Баланс сил определяется ресурсами. Это может означать землю, людей или материалы. В случае эгейцев важно помнить, что письмо позволяло им объединяться и выражать идеи для решения проблем и описания ситуаций.

Эгейское море

Эгейское море находится между побережьем Греции и Малой Азии (современная Турция). Он включает в себя более 2000 островов…

www.ancient.eu

Современные государства Судан, Кипр, Ливан, Сирия, Израиль и Палестина когда-то были частью Египта. Если представить коллективное влияние, которое могло бы исходить от этой массы земли сегодня, то удивительно, насколько могущественным стало общество. Многие считают, что река Нил может соперничать с рекой Амазонкой как самая длинная в мире. Это позволило населению в 5 миллионов человек процветать в то время, когда еще не существовало городских культур. Большинство взрослых людей, живших своей жизнью, умерли к 40 годам. Культура была невероятно молода по сравнению с тем, к чему мы привыкли с созданием современной медицины. Нил разливался с июня по август и был необходим для выживания людей. То, что показывают египтяне, является истиной для всех обществ, так это то, насколько жизненно важна вода для выживания цивилизации. Во время засухи продолжительность жизни египтян резко сократилась. То же самое верно и сегодня, за исключением того, что в то время людей было гораздо меньше. Несмотря на то, что наши современные технологии дают нам больше гибкости в отношении воды, очевидно, что человечество должно защищать воду, если мы надеемся продолжать улучшать уровень жизни на земле.

Египетские пирамиды. Автор Лес Андерсон.

Египет считается источником людей для остального мира. Они предложили мост в Азию, который укрепил их как глобальную державу в регионе до сегодняшнего дня. Более высокие оценки их населения достигают до 5 миллионов человек. Египет был интересным сочетанием людей во время своего величайшего могущества. Многие лидеры Египта были греками из Македонии, что привело к культурному слиянию и избытку знаний.

Несмотря на кровопролитные сражения, Египет известен как первое общество, предложившее мирные договоры другим народам. Древние египетские культуры гораздо более логичны с моральной точки зрения, чем вы могли бы подумать о архаичной цивилизации. Хотя женщины не обладают такими правами, как сегодня, они имели гораздо большее влияние на образ жизни, чем в других обществах того времени. Женщинам было предоставлено право покупать и продавать собственность, а также право подписывать контракты. Те, кто работал вместе с мужчинами, получали справедливое вознаграждение за свою работу. Хотя большинство женщин днем ​​были домохозяйками.

Египет — интересная культура, потому что она сформировала многие из лучших частей нашего современного общества. Египет был первым обществом, в котором врачи начали уделять особое внимание медицине, что сыграло важную роль в развитии современного научного прогресса. Трудно сказать, каким был бы мир без массивной инфраструктуры и культурных ценностей, созданных древним Египтом.

Древний Египет: краткая история

Египетская цивилизация непрерывно процветала с доисторических времен. В то время как правители цивилизации, пишущие…

www.livescience.com

Население древнего Египта

население, численность и состав, язык

www.reshafim.org.il крупные цивилизации наряду с Египтом и долиной Инда. Это не так хорошо известно, но уроки, которые мы извлекаем из их влияния на планету, важны для понимания того, как люди собирают информацию о прошлом. Их писания датируются более 5000 лет, и они делятся знаниями на своих землях. По оценкам, в цивилизации могло быть более 1 миллиона человек.

Время основано на луне. Можете себе представить, насколько другой была бы в этом случае повседневная жизнь. Очевидно, что современное время изменило то, как люди думают о мире. Мы постоянно на связи со временем в нашей области и событиями других земель. В этот период времени видно, насколько сильно отличался образ жизни.

В основе успеха обществ лежит их способность производить продукты питания. Расположенная на территории современного Ирака, цивилизация была сосредоточена вокруг воды для общенационального орошения и выращивания монокультур. Считается, что необходимость найти фермеров с определенными навыками стала причиной создания обществом письменности. Это произошло за тысячи лет до того, как появилось большинство современных языков.

Экономика знаний, передаваемая из поколения в поколение, позволила населению одомашнивать свиней, коз и овец. Открытия, которые были сделаны этими людьми, были основополагающими в распространении знаний по всему миру. Направление людей целиком зависит от этих открытий. До того, как люди осознали ценность городов, люди обычно следовали за животными, чтобы найти пищу для своих семей. Контролируемые города с растениями и животными позволяли людям располагаться в одном месте и кормить гораздо больше людей, используя эффект масштаба. Для перевозки товаров через земли использовались волы и ослы.

По иронии судьбы, в этом районе даже были финансовые учреждения с записями о ячмене и серебре. Кредитная торговля была наиболее важным аспектом того, как этот район мог финансировать более мелкие сельскохозяйственные операции. Структура, используемая этими людьми, представляет собой архаичную версию деловой среды в Америке сегодня. Самое интересное отличие состоит в том, что правитель земли имел возможность списать все долги граждан с чистого листа. В одночасье люди больше ничего не должны и смогли восстановить свою жизнь.

Жители Шумера первыми достигли многого из того, что мы считаем человеческим прогрессом. Многие из наших обычаев и культур были созданы этими людьми.

Современный Ирак, захваченный Арамом Сабахом

Третья ранняя цивилизация в мире — одна из самых процветающих сегодня культур и людей. Цивилизация долины Инда располагалась на территории современной Индии и Пакистана и была домом для более чем 1000 городов.

Важнейший урок цивилизации — важность воды для людей и нашего общества. Без этого достижения технологий не имеют значения. Самая распространенная причина того, что люди больше не могут где-то жить, — это вода. Считается, что в случае с народом Инда спад торговли в сочетании с засухой стал причиной гибели людей.

При этом считается, что жители долины Инда были первыми, кто использовал колесные транспортные средства для торговли. Их экономика сильно зависела от торговли, но это было возможно только благодаря лодкам и транспортным средствам, которых не существовало до их цивилизации. Это заставляет задуматься, какие технологии мы создаем сейчас, которые будут иметь подобное влияние на мир. Возможно, люди будут оглядываться на это поколение как на людей, которые придумали, как вывести человечество за пределы Земли с помощью космических путешествий.

Долина Инда Автор Karsten Würth (@inf1783)

Древнейшая известная нам цивилизация в Китае — это династия Шан. Династия оказала решающее влияние на стиль правления лидеров во всем мире. Они были монархией, передававшей лидерство будущим поколениям в обязательном порядке. Как только Чжоу завоевали правительство, они заставили членов династии Шан переселиться через земли, чтобы избежать восстания. Лидеры династии Шан могли мгновенно мобилизовать тысячи людей. Это было ключом к их успеху с очень небольшим вопросом о структуре бюрократии.

После того, как семья Чжоу распустила общество, была предпринята попытка восстановить контроль над Китаем. Отношения между династиями Шан и Чжоу предшествовали объединению Китая. Отношения между этими семьями заложили основы будущего законодательства, которое сейчас контролирует более миллиарда человек. Когда мы думаем о будущих правительствах в этих терминах, это помогает вам понять, что первоначальные люди, устанавливающие правила, играют роль даже после того, как они больше не у власти.

Китайский пейзаж Тони Бертолино

Мезоамерика — довольно интересная группа людей, у которых есть чему поучиться. Учитывая их географическое положение, они полностью защищены от великих держав мира.

Палеоиндейская культура — это люди, населявшие Америку в конце ледникового периода. Мезоамериканское общество стало первым, кто начал развивать сельскохозяйственные деревни и сложную торговую сеть. Фермеры выращивали кукурузу, бобы, помидоры, авокадо, ваниль и некоторых домашних животных. Особой популярностью пользовались собаки и индейки.

Самое фундаментальное изменение, которое мы видим в нашем современном мире, вызванное этой цивилизацией, — это первые зарегистрированные случаи игры с мячами. Религиозные церемонии и спортивные мероприятия были объединены, чтобы создать основу современного спорта. На каждой арене были разные правила, и регион Мезоамерики играл роль в правилах игры.

Фотография Изабеллы Юсковой

Самый важный урок состоит в том, что единственная причина, по которой мы знаем об этих цивилизациях, — это заря письменности. Учитывая, что письменности около 5000 лет, любые другие идеи, которые у нас есть о прошлом человечества на этой планете, являются предположениями. Даже в письменной форме есть так много историй и идей, которые были потеряны во времени. Я думаю, что эпоха социальных сетей принесет пользу, поскольку впервые каждый человек на земле сможет внести свой вклад в записанный отчет о том, что люди делают на земле. Я не уверен, что через 100 лет Facebook, Youtube или Google станут платформами для самовыражения в Интернете, но я уверен, что это поможет людям в будущем увидеть, каким было прошлое.

Предполагая, что мы можем хранить все цифровые записи, созданные в эпоху компьютеров, мы являемся частью первого поколения, способного вечно делиться своими мыслями с миром. Все наблюдения, сделанные о прошлых цивилизациях, основаны на находках и письменных источниках. Будущее будет в состоянии иметь прямой взгляд на наш образ жизни.

Не забывай прошлое. Учитесь на нем.

«Те, кто не знает истории, обречены на ее повторение». ― Эдмунд Берк

В нашем обществе популярна пословица, которая звучит примерно так: Забудь прошлое, не беспокойся о будущем, живи настоящим.

Это утверждение верно. Слишком многие из нас живут, определяемые выбором, который мы сделали в прошлом. Этого не должно быть. Ведь каждый новый день дает возможность стать новым человеком на новой дороге, уготованной в новое будущее.

Но те, кто предпочитает просто забыть прошлое, упускают его самый полный потенциал. Из него можно извлечь ценные уроки. А те, кто предпочитает задавать правильные вопросы о своем прошлом, наиболее подготовлены к тому, чтобы жить полной жизнью в настоящем.

Подумайте, какие уроки мы можем извлечь из нашего прошлого. Просто задавая правильные вопросы, мы можем обнаружить…

• Сильные стороны, которые отличают нас. Таланты и способности, которые мы используем, чтобы ориентироваться в этом мире и приносить ему пользу, определяют жизнь, которой мы живем, и перемены, которые мы можем предложить. И, вспоминая наши сильные стороны в прошлом, мы можем лучше распознать наши возможности в настоящем.

•  Слабости, которые нас расстраивают. У всех нас есть недостатки в личности и компетентности. Оставленные без внимания эти слабости ограничивают наш потенциал влияния и значимости. Откройте для себя их. Распознайте их. И научиться преодолевать их, обращаясь за помощью к другим.

•  Причины, которые заряжают нас энергией. Наша жизнь находит величайшую радость, когда мы помогаем другим открыть для себя их. Какие социальные причины вдохновляли вас в прошлом? Какую роль вы смогли сыграть, помогая другим? И как подобные занятия могут вдохнуть новую энергию в вашу жизнь сегодня?

•  Отношения, которые нас вдохновляют. На протяжении всей нашей жизни, несомненно, есть множество людей, которые вдохновляли нас становиться лучшими версиями самих себя. Какие общие черты у них есть? И можете ли вы сегодня окружить себя такими людьми, как они?

•  Среда, которая нас подводит. Компания, которую мы поддерживаем, и культура, в которой мы работаем, либо вдохновляют нас, либо мешают нашему прогрессу. Были ли в вашем прошлом отношения, которые постоянно подводили вас и приводили к деструктивным решениям? Если да, извлеките уроки из своего прошлого, чтобы избежать их.

•  Привычки, которые нас бодрят. В течение жизни мы используем различные дисциплины, чтобы извлечь из этого максимальную пользу. Мы открываем для себя новую диету, новую фитнес-практику или новый утренний распорядок. Мы экспериментируем с ними — что-то работает, что-то нет. В конце концов, эти новые дисциплины либо становятся привычками, либо исчезают из нашей памяти. Оглядываться. Определите привычки, которые принесли в вашу жизнь энергию, здоровье и бодрость. И снова обнять их.

•  Привязанности, которые приносят нам радость. Различные дела нашего ума и привязанности нашего сердца приносят в нашу жизнь разное количество радости, смысла и удовлетворения. Какие привязанности в жизни приносили вам наибольшую радость? А вы от них ушли? Если что, вернитесь. И при этом поймите, что отвлекло вас от них в первую очередь.

•  Занятия, которые нас отвлекают. В конечном счете, решения, которые мы принимаем с помощью данных нам ресурсов, определяют жизнь, которой мы в конечном итоге живем. Большинство ресурсов, которыми мы располагаем, конечны и ограничены (деньги, время, энергия). По определению, выделение их для одного занятия ограничивает количество ресурсов, которые у нас есть для других. Мудро распознавать тонкие занятия, которые обычно отвлекают вас от самых истинных желаний вашего сердца.

•  Зависимости, которые контролируют нас. Мы люди, которые слишком часто передают контроль над нашим самым ценным активом другому. Мы попадаем под влияние веществ, имущества или развлечений. И когда мы это делаем, наша жизнь больше не принадлежит нам. Определите повторяющиеся контролирующие вещества (зависимости) в вашей жизни и смиренно обратитесь за помощью, необходимой для устранения их влияния на вас.

•  Искушения, сбивающие нас с толку. Подобно зависимостям, у каждого из нас есть уникальные слабости перед искушением. Эти искушения могут различаться по своей природе, но каждое из них отвлекает от максимально полной жизни. Но им не нужно определять нас. Мы можем начать заново. Однако только те, кто может определить и признать свои ошибки в прошлом, имеют возможность учиться на них.

•  Стили обучения, которые нам подходят. Мы все учимся по-разному. Одни учатся визуально, другие вербально, одни лучше учатся в группе, а другие лучше учатся в одиночку. Ваш стиль обучения так же уникален для вас, как и ваш отпечаток пальца. Важно распознать и понять, какой стиль подходит вам больше всего. Эта жизнь должна быть наполнена постоянным обучением… и чем раньше мы осознаем, как мы учимся лучше всего, тем быстрее мы начнем в ней расти.

•  Мотивы, которые побуждают нас. Глубоко в нашем сердце наша мотивация превыше всего. Он определяет решения, которые мы принимаем, использование нашего времени и слова, которые мы выбираем для использования. Понять наши глубочайшие мотивы — сложная задача. Это требует спокойствия, терпения и постоянной самооценки. Но чем больше мы узнаем, почему мы делаем то, что делаем, тем легче нам максимально использовать настоящее, в котором мы живем сегодня.

Если мы начнем задавать правильные вопросы, мы сможем извлечь бесчисленное количество жизненно важных уроков из нашего прошлого. Никогда не думайте, что вы должны определяться этим. Но было бы столь же глупо полностью забыть о нем, когда он предлагает такой большой потенциал для настоящего.

Изображение: blmurch

Семь способов продуктивно извлечь уроки из прошлого

Не все одинаково ценят историю или прошлое. В сборниках цитат на моих книжных полках на каждую цитату, повторяющую фразу «история — чепуха» (из Генри Форда), я могу найти фразу «те, кто не может извлечь уроки из истории, обречены повторять ее» (из Джорджа Сантаяны).

Я не знаю, любили ли вы в школе американскую или всемирную историю, склонны ли вы соглашаться с Генри или Джорджем, но лично я больше в лагере Сантаяны. И моя цель здесь — объяснить вам, почему — предоставив вам конкретные способы, которыми вы можете использовать свой прошлый опыт и прошлый опыт других, чтобы стать более эффективными, более продуктивными и даже мудрее.

Короче говоря, прошлое — это сундук с сокровищами, наполненный возможностями обучения для нашего настоящего и будущего, но только если мы заглянем внутрь. Эта статья даст вам семь способов открыть этот грязный, непритязательный, побитый старый сундук, чтобы найти и использовать сокровище, которое находится внутри.

Подумайте об этом. Оливер Уэнделл Хоумс-младший написал: «Когда я хочу понять, что происходит сегодня, чтобы попытаться решить, что произойдет завтра, я оглядываюсь назад». Чтобы получить ценность и понимание прошлого, рефлексия является необходимым первым шагом. Когда мы не хотим, боимся или слишком «заняты», чтобы оглянуться назад, мы не можем найти ничего из доступной нам ценности. Прошлое начинает открывать нам свое понимание, когда мы на самом деле останавливаемся и оглядываемся назад на то, что уже произошло.

Это может быть то, как прошла встреча в начале дня, или как мы отреагировали на событие, которое произошло 20 лет назад. Рефлексия не знает периода времени и не имеет срока давности. Все ваше прошлое, ваши действия, результаты и чувства доступны, если мы решим подключиться к ним. В оставшейся части этой статьи вы найдете дополнительные инструменты и подходы для наиболее эффективного выполнения этой задачи.

Изучите. Изучение прошлого начинает напоминать курс истории, и это может быть так. Ваша цель, однако, не в том, чтобы пройти тест или удержать в голове кучу дат. Скорее ваша цель, независимо от того, изучаете ли вы известного лидера, арку нации или развитие вашей отрасли, состоит в том, чтобы поместить себя в повествование, чтобы понять, что происходит, и что вы можете извлечь из этого. Изучение таким образом делает ценными как особенности, так и контекст. Вы также создаете в уме набор инструментов и подходов, которые помогут вам принимать новые, более информированные и, да, более мудрые решения в будущем.

Повторить. Воспроизведение ситуации отличается от простого размышления над ней. Попробуйте пройтись по ситуации так, как будто вы заново ее переживаете, но со знаниями и точкой зрения, которые у вас теперь есть постфактум. Этот повтор позволяет взглянуть на ситуацию по-новому и получить знания, которые помогут вам подумать о том, как вы могли бы поступить иначе или лучше в следующий раз, когда возникнет похожая ситуация. Это похоже на предварительное создание положительных будущих моментов дежа вю!

Обобщить. Ситуация в вашем прошлом может никогда больше не повториться точно так же. Это не меняет ценности оглядывания назад. Размышляя о прошлом, мы можем найти общие темы, общие компоненты ситуаций, которые мы можем использовать для создания уроков и идей на будущее. Это отличная стратегия при рассмотрении исторических событий, жизни других людей или тематических исследований компаний или ситуаций. Вместо того, чтобы искать то, что неприменимо, лучший способ извлечь уроки из этих ситуаций — это обобщить уроки, которые вы можете применять снова и снова.

Освободись от этого. В вашем прошлом есть вещи, о которых вы сожалеете, чувствуете вину или хотели бы, чтобы вы поступили по-другому. Дело в том, что, как бы плохо вы себя ни чувствовали, как бы отчаянно ни хотели изменить это, это в прошлом. Страница перевернулась. Это может означать простить других или себя. Отпустите боль или чувство вины и сохраните (или найдите) знания.

Переформулируйте это. Переосмыслить прошлое — это то, что мы можем сделать с перспективой, возникающей из его воспроизведения и освобождения от него. Хотя мы не можем изменить свое прошлое, мы можем переосмыслить ситуацию, чтобы лучше служить нам в будущем.