Какой компонент структуры личности выделяют отечественные психологи: Структура и психологическое поле личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Структура личности

Ученые давно стремились найти в содержании, стоящем за понятием «личность», основные аспекты анализа, какие-то компоненты, «блоки», ориентация на которые помогала бы в познании конкретной личности. Разумеется, данные аспекты могут быть только абстракциями, огрубляющими действительность, но без таких огрублений познания не бывает. Это и есть проблема структуры личности. Фактически мы уже прикоснулись к ней, когда говорили о структуре личности, предложенной З. Фрейдом. Можно полагать, что намек на структуру личности содержится в только что рассмотренном нами вопросе о соотношении понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

В отечественной психологии есть некоторые специальные решения данной проблемы, которые мы здесь частично представим.

С. Л. Рубинштейн обусловливал изучение «психического облика» личности тремя вопросами:

  1. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
  2. Что человек может? Это вопрос о его способностях, дарованиях.
  3. Что человек есть? Это вопрос о том, «что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека».

Может эта схема помочь в размышлениях о конкретном человеке? Конечно. Неконструктивные способы самоутверждения некоего человека, существенно затрудняющие ему жизнь, могут происходить от внутреннего конфликта между его устремленностью к большим жизненным целям (направленность) и отсутствием привычки трудиться над развитием у себя соответствующих способностей. А само отсутствие этой привычки правомерно отнести к характеру.

В контексте конкретизации соотношения социальных и биологических факторов в развитии личности можно обратиться к решению проблемы структуры личности, предложенному К. К. Платоновым. Тут выделяются четыре подструктуры личности.

  1. Подструктура направленности личности, включающая в себя мировоззрение, убеждения, интересы, желания, влечения. В формах направленности проявляются как отношения, так и моральные качества личности.
  2. Подструктура опыта, которая проявляется в знаниях, навыках, умениях. Ее можно назвать и подструктурой подготовленности. Именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.
  3. Индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций. Тут можно указать на факт, что одни люди мыслят быстро, но, может быть, несколько поверхностно, другие — медленно, но они в большей степени устремлены к постижению сущности явлений. Аналогичные особенности обнаруживаются и в других психических процессах.
  4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства, связанные с половой принадлежностью, возрастом, типом нервной системы, органическими изменениями.

При движении от четвертой подструктуры к первой убывает значение биологической обусловленности свойств личности и возрастает значение их социальной определенности. Важно, что биологически обусловленные свойства включаются в структуру личности. Этот факт не согласуется с приведенным выше высказыванием А. Н.Леонтьева о личности как «особом качестве» сугубо социального происхождения. По его мнению, личность «считается» с врожденными свойствами и использует их в организации своей активности. Что же касается структуры личности, то это «относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», которая производства от иерархии соответствующих деятельностей, составляющих основание личности.

На фоне данных суждений представим еще одно решение вопроса о структуре личности. В данном случае выделяются три иерархических уровня в функционировании личности: «Во-первых, это ядро личности, представляющее собой совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности… Во-вторых, это периферия личности, определяющая конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история.

На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. В-третьих, это уровень индивидных предпосылок существования личности, которые, по существу, безличны. Индивидные предпосылки (например: пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейрогуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой». Получается, что мотивационная сфера — ядро личности, но структура личности ею не исчерпывается.

Рассмотрим еще одно интересное решение проблемы структуры личности, имеющее практическое значение. Три составляющие указанной структуры выделяются А.В.Петровским.

  • Первая — интраиндивидная {или внутрииндивидная) подструктура. Это организация индивидуальности личности, представленная строением темперамента, характера, способностей.
  • Вместе с тем личность не может рассматриваться как нечто находящееся лишь в замкнутом пространстве тела индивида. Она обнаруживает себя в сфере межиндивидных отношений, в пространстве межличностных взаимодействий. Отсюда вторая подструктура личности — интериндивидная.
  • Третья подструктура — метаиндивидная (или надиндивидная). В этом случае в центре внимания оказываются «вклады», которые личность вносит своей активностью в других людей. Таким образом, личность не только выносится за рамки органического тела индивида, не только перемещается за пределы его наличных, «здесь и теперь» существующих связей с другими людьми, но и продолжает себя в других людях. Эта идеальная представленность личности в других людях за счет внесенных в них «вкладов» получила название персонализация. По-видимому, такими «вкладами» в значительной степени и определяется масштаб личности.

Таким образом, мы рассмотрели ряд решений вопроса о структуре личности. Они существенно отличаются друг от друга по причине чрезвычайной сложности объекта познания, а также разносторонности подходов к нему со стороны исследователей. Однако вместе они помогают осмыслить то содержание, которое стоит за понятием «личность».

В большинстве самых разнообразных психологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма», «система», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определенных элементов, как определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов, B.C. Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структуры личности с общетеоретических позиций и последующий учет важнейших моментов при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К.К. Платоновым, Г. Айзенком.

Платонов, проанализировав философское и психологическое понимание структуры, определяет ее как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), и его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Чтобы описать структуру личности, как считает Платонов, необходимо установить, что взято за целое, отграничить и определить его.

Затем надо выяснить, что составляет элементы этой целостности, понимая под ними неразложимые в рамках данной системы и относительно автономные ее части. Притом надо учесть возможно более полное число этих элементов. На следующем этапе следует вскрыть наиболее существенные и общие связи между элементами, между каждым из них и целостностью. Дальше выявляется необходимое и достаточное число подструктур, в которые уложатся все элементы анализируемой целостности. Подструктуры и элементы подвергаются классификации. Затем важно исследовать генетическую иерархию уровней компонентов.

Результатом такого структурного анализа явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех рядоположенных подструктур:

  1. подструктура направленности и отношений личности; 
  2. знания, навыки, умения, привычки, т.е. опыт; 
  3. индивидуальные особенности отдельных психических процессов;
  4. типологические, возрастные, половые свойства личности, т. е. биопсихические.

Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез.отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств). B.C. Мерлин создал теорию интегральной индивидуальности, он описывает две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры:

  1. мотивы и отношения;
  2. характер;
  3. способности.

Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену — деятельности.

Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложена общая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет свою подструктуру. Так, в структуре человека как индивида два уровня, и в нее включены возрастно-поло-вые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства.

В зарубежных концепциях личности также немало внимания уделяется проблеме структуры. Одной из наиболее известных является структура личности 3. Фрейда. В концепции К.Г. Юнга, в которой личность, так же как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные ее подструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень. В рамках глубинной психологии к проблеме структуры личности обращались также Г. Мюррей, В. Райх и др.

Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты. Одним из первых в этом направлении работал Г. Олпорт. Его теория личности так и называется — «теория черт». Олпорт выделяет следующие виды черт: черты личности (или общие черты) и личные диспозиции (индивидуальные черты). И те, и другие — это нейропсихические структуры, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Но черты личности включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры, а личные диспозиции — такие характеристики индивида, которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным. Особое внимание Олпорт сосредоточил на изучении личных диспозиций. Они в свою очередь подразделяются на три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальная диспозиция — самая общая, она обусловливает почти все поступки человека. По мнению Олпорта, эта диспозиция сравнительно необычна, и увидеть ее можно не у многих людей. Центральные диспозиции — яркие характеристики индивидуальности, ее строительные блоки, и их легко могут обнаружить окружающие. Число центральных диспозиций, на основе которых можно точно распознать личность, невелико — от пяти до десяти. Вторичная диспозиция более ограничена в проявлении, менее устойчивая, менее обобщенная. Все черты личности находятся в определенных отношениях, но относительно независимы друг от друга. Черты личности существуют реально, а не являются лишь теоретическим измышлением, они — движущий (мотивирующий) элемент поведения. По Олпорту, черты личности объединяет в единое целое специфический конструкт, так называемый проприум.

Черта — базисная категория и в теории личности Р. Кеттелла. По его мнению, чтобы получить знания о личности, можно использовать три основных источника: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при

заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (ОТ-данные). Кеттелл и его сотрудники в течение нескольких десятилетий проводили масштабное обследование представителей нескольких возрастных групп в разных странах. Эти данные были подвергнуты факторному анализу, для того чтобы выявить глубинные факторы, определяющие или контролирующие вариации поверхностных переменных. Результатами этого обследования стало рассмотрение личности как сложной и дифференцированной структуры черт. Черта — это гипотетическая психическая структура, обнаруживающаяся в поведении и обусловливающая предрасположенносупь поступать единообразно в различных об-стояупельствах и с течением времени. Черты можно классифицировать по нескольким основаниям. Центральным является различение между поверхностными чертами и исходными чертами. Поверхностная черта — это ряд сопутствующих друг другу поведенческих характеристик личности (в медицине это называется синдромом). Они не имеют единой основы и непостоянны. Более важные — исходные черты. Это некие объединенные величины или факторы. Именно они определяют постоянство поведения человека и являются «блоками здания личности». Исходных черт, по итогам факторного анализа Кеттелла, 16. Для их измерения используется опросник «16 личностных факторов» (16 PF). Это факторы: отзывчивость — отчужденность, интеллект, эмоциональная устойчивость — неустойчивость, доминантность — подчиненность, рассудительность — беспечность и др.

Исходные черты можно, в свою очередь, разделить на два вида в зависимости от их происхождения: черты, отражающие наследственные признаки, — конституциональные черты; являющиеся результатом социальных и физических условий окружения — черты, сформированные окружающей средой. Исходные черты можно различать с точки зрения модальности, посредством которой они выражаются. Черты-способности связаны с эффективностью достижения желаемой цели; черты темперамента — с эмоциональностью, скоростью, энергичностью реакций; динамические черты отражают мотивационную сферу личности. Динамические черты подразделяются на три группы: аттитюды, эрги и чувства. Кеттелл рассматривает сложные взаимодействия этих подструктур, особое значение при этом он придает «главенствующему чувству» — чувству Я.

В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт. На самом общем уровне Айзенк выделяет три типа или суперчерты: экстраверсию — интроверсию, нейротизм — стабильность, психотизм — сила Супер-Эго. На следующем уровне черты — это поверхностные отражения основополагающего типа. Например, в основе экстраверсии лежат такие черты, как общительность, живость, настойчивость, активность, стремление к успеху. Ниже располагаются привычные реакции; внизу иерархии — специфические реакции или реально наблюдаемое поведение. Для каждой из суперчерт Айзенк устанавливает нейрофизиологическую основу. Выраженность той или иной суперчерты можно оценить с помощью специально разработанных опросников, наиболее известен в нашей стране «Личностный опросник Айзенка».

Так же, как и Г. Айзенк, Дж.П. Гилфорд рассматривал личность как иерархическую структуру черт и одним из первых изучал ее с помощью факторного анализа. В личности он выделяет сферу способностей, сферу темперамента, гормическую сферу, класс параметров патологии. В сфере темперамента, например, факториально выделены десять черт: общая активность, доминирование, социабельность, эмоциональная стабильность, объективность, склонность к размышлениям и др.

Описанные классические исследования структуры черт личности явились образцом и стимулом для последующих многочисленных работ по эмпирическому воспроизведению той или иной факторной модели или для разработки новых оснований для факторного описания личности без серьезного анализа их взаимосвязей в целостной концепции личности.

Структура личности и различные подходы к её изучению в психологии.

БИЛЕТ №13

Проблема устойчивой структуры личности, ее иерархического строения широко разрабатывалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

В зарубежной психологии выделяются два основополагающих подхода к пониманию этой проблемы, сформировавшиеся в рамках двух типов теории личности:

в психодинамических теория;

в теориях черт.

Наиболее яркими представителями психодинамического подхода являются представители глубинной психологии З.Фрейд и К. Г. Юнг. В разработанных ими концепциях структура личности предстает как динамическое соотношение сознательных и бессознательных компонентов психики, находящихся в постоянном активном взаимодействии друг с другом. Это взаимодействие, в силу изначальной противоречивости душевной жизни человека, носит характер более или менее обостренного внутриличностного конфликта. Иными словами, в единый ансамбль личностных свойств объединяются противоположные по природе и происхождению психические элементы.

З.Фрейд

Предсознательное – то забытое, что с личность можно сделать сознательным.

Три части в структуре личности:

  1. Оно (Ид) – в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, т.к. в ней расположены врожденные явления, которые стремятся к своему удовлетворению.

Фрейд полагал, что существует два основных инстинкта влечения: эрос и танатос.

  1. ЭГО (Я) – врожденная структура. Располагается в сознании и предсознательном слоях. Содержание ЭГО в процессе жизни сужается. ЭГО – арена борьбы.

  2. Супер-ЭГО (Сверх-Я) – формируется в процессе жизни.

З. Фрейд представлял структуру личности в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: ид (Оно), эго (Я), и суперэго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно). Этот элемент является основой для остальных проявлений личности. Оно является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для всей личности. Содержание ид почти полностью бессознательно и включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознавались или были отвергнуты, поскольку считались неприемлемыми. Но даже будучи отвергнутыми, они обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей силой и без контроля сознания. Ид является хранителем всех врожденных инстинктов человека, главными из которых, по мнению Фрейда, являются инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), имеющие врожденную природу и находящиеся в антагонистическом состоянии по отношению друг к другу, и такие взаимоотношения, а также одновременное влияние поведение обуславливают у человека неосознанный конфликт. Гипотезу о существовании второго инстинкта – Танатоса – Фрейд выдвинул под воздействием событий 1-ой мировой войны, что доказывает предположение о влиянии культурно-исторической и политической ситуации в обществе на формирование воззрений ученых, и концепция Фрейда является тому ярким примером. Ид живет и управляет принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, при этом ид ничего не знает ни о реальности, ни об обществе. Эта структура изначально иррациональна и при этом обладает неограниченной властью. Её требованиям должна удовлетворять инстанция эго (Я). Место локализации ид – бессознательный уровень психики.

2. Эго (Я). Эго – часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека (место локализации этой части личности можно считать сознательный уровень психики). Это следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с её требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды и способными удовлетворить инстинкты), т.е. эго выступает как посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид, выбор способов и времени удовлетворения этих инстинктов. В качестве примера можно привести покупку еды в магазине. Эго чувствует напряжение, возникающее от неудовлетворенной пищевой потребности.

3. Суперэго (Сверх — Я). Можно охарактеризовать этот элемент личности как источник моральных и религиозных чувств, как образное существование совести. Суперэго представляет традиционные нормы, как их понимали родители, и выступает в роли цензора поступков и мыслей, использующего механизмы ограничения, осуждения и запрещения, причем все они бессознательны. У суперэго три функции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. При этом место локализации суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемости его содержаний – от бессознательных норм до вполне осознаваемых, т. е. суперэго может присутствовать на всех трех уровнях психики – сознательном, предсознательном и бессознательном. Ид предопределен генетически, эго – продукт индивидуального опыта, суперэго – продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве через формирование у ребенка комплекса Эдипа и остается практически неизменным в последующие годы. Суперэго образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если эго примет решение или совершит действие в угоду ид, но в противовес суперэго, то личность испытывает наказание в виде мук совести, чувства вины и т.д.

Фрейд наделял все три составляющие личности качеством противостояния друг другу, и это противостояние и обуславливает главные внутренние конфликты личности: ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с суперэго, которое ведет непримиримую борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а эго является, своего рода, полем битвы и противостояния ид и суперэго.

К.Г. Юнг

Архетип – доопытная схема, в которой запечатлен опыт жизни всего рода; они лишены какого-либо психологического содержания, это чистые формы.

Человек должен встречаться со своей тенью, познать себя, всё, что уходит из БСЗ в любой момент может появится в сознании и поведении.

Самость – центр всей личности

Мандола – гармония, когда человек обретает свою самость.

У Юнга в структуре личности выделяются три уровня психического функционирования: сознание, личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Структурными элементами личностного бессознательного являются комплексы (неосознаваемые и аффективно заряженные констелляции представлений), тогда как коллективное бессознательное состоит из архетипов, Юнг предлагает и более дробную градацию, описывая в качестве, подструктур личности такие конструкты, как Эго, Персона, Тень, Анима (Анимус) и Самость. Эго представляет собой центр поля сознания и единственный осознаваемый комплекс представлений, непосредственно связанный с образом собственного тела и самоощущением субъекта; Персона (маска) охватывает весь репертуар социальных установок и ролей; Тень выражает все социально нежелательное и неприемлемое в личности, противоположна сознательному образу Я и находится в конфронтации с Эго. Анима — это неосознаваемый образ женщины и вся совокупность феминных проявлений в психике мужчины (Анимус -аналогичная составляющая женской психики, воплощение неосознаваемой маскулинности). Самость наиболее глубинная интегрирующая структура личности, архетип целостности и смысла, назначение которого заключается в поэтапном синтезе сознательных и бессознательных элементов психики и в направлении всех психических процессов к преодолению внутренних противоречий и обретению уникального личностного смысла. Итак, вся структура личности, по Юнгу, строится на бинарных внутриличностых оппозициях: Персона — Тень; Эго, как осознанная половая идентичность, — Анима (Анимус) как противоположная, феминная (или маскулинная) подструктура бессознательного. Индивидуальное развитие (Индивидуация) предполагает интеграцию этих полярностей и построение целостной уникальной личности на основе Самости.

У. Джеймс выделил три составные личности:

  1. физическая личность – физические качества самого человека, материальный мир, его кровные родственники

  2. Социальная личность – все люди, все связи, в которые включен человек

  3. Духовная личность – полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых способностей и свойств; мы как мыслящее существо; самый центр – чувства активности; личность стремится быть целостной, интегрированной в таких понятиях как: как целенаправленность, собранность, устремленность.

Во многих зарубежных теориях ХХ века, в качестве структурных единиц личности рассматриваются ее «черты» (теории черт). Суть этого подхода — в выявлении устойчивых функциональных характеристик личности, образующих целостные ансамбли. Одна из теорий черт разработана Г. Олпортом. В ней выделяются следующие виды черт: 1) общие черты личности и 2) индивидуальные черты или личностные диспозиции. В первую группу входят любые характеристики индивида, присущие определенному числу представителей данной культуры, тогда как элементы второй группы — «личностные диспозиции»- делают человека уникальным и не допускают сравнения с др. людьми. По Олпорту, все черты личности объединяет в единое целое специфический конструкт, так наз. проприум. Личностные диспозиции на определенном уровне развития приобретают особое качество — относительную автономность по отношению к влияющим на личность биологическим и социальным факторам.

Теории черт составили фундамент ряда психодиагностических методик — личностных опросников (например, 1б-факторный тест Р. Кеттела).

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 году. Является реализацией типологического подхода к изучению личности.

Самый короткий русскоязычный стандартизированный вариант теста MMPI, известный в нашей стране как СМОЛ — сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (Зайцев В.П., 1981).

Самостоятельный подход к анализу личности как целостной структуры сложился в отечественной психологии.

Выдающийся российский психолог А.Р. Лазурский выделил в структуре личности два важнейших компонента:

1) эндопсихику — совокупность внутриличностных психических и психофизиологических функций, к которым относятся темперамент, характер, умственная одаренность и пр.;

2) экзопсихику — совокупность отношений личности к природе, обществу, духовным ценностям, к другим людям, к собственной душевной жизни в целом.

Данное разделение имело большое значение для последующих исследований личности как системы отношений с миром, в частности в трудах В. Н. Мясищева. Он рассматривает структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По мнению В.Н. Мясищева, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности. Именно особенности содержания определяют функциональную структуру психики и личности. Доминирование их в сознании и поведении зависит от отношения человека, положительной или отрицательной значимости их содержания для него. Психические отношения человека — это его сознательные избирательные связи с различными сторонами действительности. Отношения человека различны соответственно сторонам действительности, процессам деятельности. Побудители поведения — это те же отношения человека к разным сторонам действительности, в которую он включен, и проявляющиеся в форме потребностей, интересов и склонностей. Исполнительский компонент — его способности, т.е. те свойства личности, которые являются условиями выполнения ею разных видов деятельности.

В отечественной психологии советского периода не сложилось единое представление о структурной организации личности. В частности, А.Г. Ковалев (1963) духовный облик личности рассматривает как синтез сложных структур: темперамента — как комплекса природных свойств; направленности — как совокупности потребностей, интересов и идеалов; способностей — как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. В процессе деятельности личности психические свойства определенным образом связываются в соответствии с требованиями деятельности.

С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание. С Л. Рубинштейн (1946), исходя из историко-материалистических позиций, также обобщает проблематику структуры личности в трех сходных планах.

1. Подструктура направленности личности (ответ на вопрос: «Что человек хочет?»): установка, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.

2. Задатки и способности (ответ на вопрос: «Что человек может?»): интеллект (мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля).

3. Темперамент и характер (ответ на вопрос: «Что человек из себя представляет?»): темперамент и характер

Но А.Н. Леонтьев считал, что личность — исключительно социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности, а также знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур; они составляют лишь условия формирования этого социального образования.

Б.Г. Ананьев при описании общей для всех психической структуры использовал более широкую категорию «человек» (как предмет познания), включающую целостный спектр частных понятий психологии, таких как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Общая структура человека, по Ананьеву, объединяет все перечисленные компоненты, образующие относительно самостоятельные подструктуры. Так, в подструктуре индивида выделяются половозрастные и индивидуально- типические свойства (конституциональные, нейродинамические и дp. особенности), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность охватывает два класса личностных свойств: класс первичных свойств личности составляют статус, социальные роли, ценностные ориентации; вторичные свойства — мотивация, структура общественного поведения, сознание, самосознание и т.д.

Структура личности по А.Г. Ковалеву:

1) Направленность: Определяет отношение человека к действительности.

Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

2) Возможности: включает систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

3) Характер: определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяют моральные и волевые качества.

4) Система упражнений: обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков в жизни и деятельности.

Результатом обобщения различных подходов к структурному анализу в советской психологии явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова:

Она состоит из четырех подструктур личностных свойств:

1. Подструктура направленности: объединяет отношения и моральные черты личности.

В ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность. В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества.

2. Подструктура форм отражения (психологическая). Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.

3. Подструктура социального опыта. Включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

4. Подструктура биологических, конституциональных свойств. Объединяет типологические свойства личности, половые, возрастные особенности и её патологические изменения, которые в значительной степени зависят о физиологических и морфологических особенностей мозга.

Ид, Эго и Суперэго: что нужно знать о теории Фрейда

(последнее обновление: 1 марта 2023 г.)

Идентификатор | Эго | Суперэго | Как они взаимодействуют | Воздействие | FAQ

В своей теории психоанализа Зигмунд Фрейд предположил, что человеческая личность состоит из трех ключевых элементов. Он назвал их ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, именно взаимодействие этих трех частей личности влияет на то, как люди думают и ведут себя.

Иерархия теории эффектов — рынок…

Пожалуйста, включите JavaScript

Иерархия Теории Эффектов — Маркетинг

Ид — это то, что управляет нашими потребностями и желаниями, а Суперэго стремится к нравственности и совершенству. Эго является посредником между ними, который пытается удовлетворить потребности Ид и Супер-Эго, принимая во внимание требования реальности.

Чтобы понять теорию Фрейда, важно понять, как он описал каждый из этих компонентов личности. В этой статье описывается теория Фрейда об ид, эго и суперэго и исследуется, как взаимодействуют эти три аспекта личности.

Подробнее: Что такое психология личности

Содержание

Что такое идентификатор?

Фрейд считал, что Ид является самой основной и основной частью личности. Это единственная часть личности, присутствующая при рождении.

Идентификатор контролирует все инстинктивное поведение человека. Поскольку Ид примитивен и инстинктивен, он действует на бессознательном уровне.

Кроме того, он руководствуется тем, что Фрейд называл принцип удовольствия . Принцип удовольствия направлен на немедленное удовлетворение любой потребности или желания человека. Например, чувство голода вызывает немедленное желание есть. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди могут испытывать чувство беспокойства, напряжения или беспокойства.

Не всякая потребность или желание человека могут быть удовлетворены немедленно. Если бы вы попытались удовлетворить потребность в неподходящее время и в неподходящей обстановке, вы могли бы обнаружить, что ведете себя неуместным или социально неприемлемым образом.

Что такое эго?

Фрейд описывал эго как часть личности, которая позволяет реалистично и приемлемо выражать желания Ид. Эго развивается из Ид, но видоизменяется под влиянием реального мира.

Он действует на основе того, что Фрейд назвал принципом реальности . Там, где требования Ид бессознательны, нереалистичны или неприемлемы, цель эго состоит в том, чтобы исполнить эти желания таким образом, который объясняет реальность. Это означает оценку ситуации и взвешивание всех «за» и «против» действий.

Фрейд сравнил отношения эго и ид с отношениями всадника и лошади. Лошадь — это мощная сила, которая толкает двоих вперед, но всадник контролирует направление и курс, которым они следуют.

Иногда это может просто означать ожидание удовлетворения потребности до тех пор, пока вы не окажетесь в нужное время и в нужном месте, процесс, известный как отсроченное удовлетворение. Например, если вы устали, эго не позволит вам вздремнуть, пока вы не окажетесь дома в постели, вместо того, чтобы задремать посреди рабочего дня.

Что такое Суперэго?

Суперэго — часть личности, стремящаяся к нравственному поведению. Он состоит из всех усвоенных убеждений, ценностей и морали, которым люди учатся у своих родителей и в своем обществе. Это последний компонент личности, который формируется и обычно начинает проявляться в возрасте от трех до пяти лет.

Суперэго играет важную роль в принятии решений и суждений.

Фрейд предположил, что суперэго состоит из двух компонентов:

  • Совесть: Это часть суперэго, связанная с вещами, которые считаются плохими, неуместными или аморальными. Поступки, противоречащие совести, могут вызвать негативные последствия, такие как наказание или чувство вины.
  • Идеал эго: Это идеализированное «я», к которому стремится человек. Другими словами, это то, что, по нашему мнению, мы должны делать, как, по нашему мнению, мы должны себя вести и как, по нашему мнению, мы должны относиться к другим.

Цель суперэго — подавить примитивные побуждения Ид. Если бы у Суперэго было свое, вы жили бы в соответствии с высокими идеалистическими стандартами, никогда не поддаваясь побуждениям и требованиям первичного Ид.

Как взаимодействуют Ид, Эго и Суперэго

Ид, Эго и Суперэго не функционируют отдельно и независимо. Вместо этого они пересекаются и взаимодействуют различными способами, чтобы влиять на то, как люди думают, чувствуют и ведут себя.

Эти силы также динамичны и постоянно меняются. Иногда требования идентификатора могут иметь приоритет. В других случаях это может быть суперэго, которое берет на себя инициативу. В любой ситуации эго служит посредником, пытающимся найти баланс между требованиями Ид, Суперэго и реальностью.

Сила эго — это то, что Фрейд называл способностью эго эффективно управлять этими конкурирующими силами. Слабое эго означает, что вы можете чаще поддаваться своим импульсам, а слишком сильное может означать неспособность адаптироваться и идти на компромисс.

Подробнее: Что такое тип личности?

Примеры Ид, Эго и Супер-Эго

Вот несколько типичных примеров Ид, Эго и Супер-Эго в действии:

Съесть кусок пирога:

  • ID: Я хочу съесть торт, потому что он выглядит аппетитно, и я проголодался.
  • Суперэго: Я не должен есть торт, потому что он вреден для здоровья и противоречит моей диете.
  • Эго: Я могу съесть маленький кусочек торта в качестве удовольствия, но я буду балансировать, питаясь здоровой пищей до конца дня.

Влюблен в кого-то:

  • Идентификатор: Я хочу выразить свое влечение к этому человеку и быть с ним близким.
  • Суперэго: Я не должен действовать в соответствии со своим влечением, потому что это может навредить человеку или противоречить моим моральным ценностям.
  • Эго: Я могу выражать свой интерес к человеку уважительным и подходящим образом, уважая при этом его границы.

Застрял в пробке:

  • Идентификатор: Я хочу вернуться домой как можно быстрее и чувствую разочарование из-за пробок.
  • Суперэго: Я должен быть терпеливым и спокойным, не злиться и не проявлять агрессию по отношению к другим водителям.
  • Эго: Я могу признать свое разочарование и найти способы справиться с ним, например, слушать музыку или делать глубокие вдохи, а также безопасно и вежливо вести машину.

Это всего лишь несколько примеров, но ид, эго и суперэго постоянно взаимодействуют и влияют на наши мысли, чувства и поведение бесчисленными способами на протяжении всей нашей жизни.

Влияние Ид, Эго и Супер-Эго

Важно признать, что концепция Фрейда Ид, Эго и Супер-Эго является теорией, а не реальными физическими областями человеческого мозга.

Теории Фрейда обычно считаются интересными, но ошибочными по сегодняшним меркам. Однако исследователи также отметили, что ид, эго и суперэго, описанные Фрейдом, тесно связаны с концепциями бессознательной, сознательной и метапознавательной структуры разума, которые в настоящее время изучаются в области нейробиологии.

Влияние Ид, Эго и Супер-Эго на терапию

Концепция Ид, Эго и Супер-Эго по-прежнему актуальна в современной психологии и терапии, хотя со временем она была расширена и видоизменена. Сегодня многие терапевты используют психодинамические подходы, основанные на концепциях Фрейда, включая ид, эго и суперэго, чтобы помочь людям лучше понять свои мысли, чувства и поведение.

Одним из способов применения концепций ид, эго и суперэго в современной терапии является исследование бессознательных конфликтов и неразрешенных эмоций, которые могут способствовать психологическому дистрессу. Например, терапевт может помочь клиенту раскрыть и обработать прошлые травмы, которые влияют на его текущее поведение и эмоции, и работать с ними, чтобы разработать более эффективные стратегии преодоления.

Еще один способ применения этой концепции — помощь людям в развитии более сильного чувства самосознания и саморефлексии. Изучая свои собственные мысли и поведение, люди могут научиться лучше понимать мотивы и желания, которые ими движут, и развивать более сбалансированное и целостное ощущение себя.

Вывод : Хотя конкретное применение концепций ид, эго и суперэго может варьироваться в зависимости от терапевта и используемого подхода, исследование и уравновешивание бессознательных сил остается центральным направлением во многих формах современной психологии и терапии.

Часто задаваемые вопросы

Как Ид, Эго и Суперэго связаны друг с другом?

Фрейд считал, что каждый из этих трех компонентов личности представляет собой отдельный компонент, но они взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека и управляя его поведением. Ид обеспечивает побуждения к поведению, Суперэго стремится к нравственному совершенству, а Эго работает, чтобы найти баланс между этими двумя потребностями и требованиями реальности.

Здоровая, хорошо функционирующая личность состоит в том, чтобы удовлетворить потребность между ид, эго и суперэго.

В чем разница между ид и эго?

Ид представляет все самые основные первобытные потребности человека. Если его не остановить, ид направит человека к исполнению всех его желаний, не принимая во внимание реальность или последствия своих действий.

Эго — это часть личности, которая должна учитывать реальность. Это помогает сдерживать желания Ид и удовлетворять эти побуждения реалистичными и социально приемлемыми способами.

В чем разница между эго и суперэго?

Эго реалистично, тогда как суперэго идеалистично.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, Ид, Эго и Супер-Эго работают вместе, чтобы создать баланс в человеческой психике.

У здоровых людей Эго может уравновешивать требования Ид и Супер-Эго, позволяя выражать естественные импульсы социально приемлемыми способами. Однако дисбаланс между ид, эго и суперэго может привести к психологическим расстройствам и неадекватному поведению.

В терапии цель часто состоит в том, чтобы помочь людям развить более сильное и сбалансированное эго, которое может лучше справляться с требованиями Ид и Суперэго, что приводит к улучшению психологического здоровья и благополучия.

Могут ли ид, эго и суперэго развиваться или изменяться с течением времени?

Ид, эго и суперэго могут развиваться или изменяться с течением времени посредством различных переживаний и жизненных событий.

Например, по мере того, как люди стареют и приобретают больше жизненного опыта, их суперэго может стать более развитым, поскольку они усваивают социальные нормы и ценности. Это может привести к большему самоконтролю и большей способности откладывать удовлетворение, поскольку Суперэго становится более эффективным в регулировании импульсов Ид.

Точно так же травматические переживания или серьезные жизненные события могут нарушить баланс между Ид, Эго и Супер-Эго, что приведет к изменениям в их относительных силах или способности управлять импульсами и эмоциями.

Терапия также может играть роль в развитии или изменении ид, эго и суперэго. Работая с обученным терапевтом, люди могут получить представление о своих бессознательных мыслях и поведении и разработать более эффективные стратегии управления своими импульсами и эмоциями. Со временем это может привести к более сбалансированной и целостной психике, когда ид, эго и суперэго будут работать вместе более гармонично и эффективно.

Что происходит, когда Ид, Эго и Супер-Эго конфликтуют?

Когда Ид, Эго и Супер-Эго конфликтуют, это может привести к психологическому дистрессу и неадекватному поведению.

Например, если Ид доминирует, а Эго и Суперэго слабы, человек может вести себя импульсивно и саморазрушительно, не обращая внимания на последствия или влияние на других. Это может привести к таким проблемам, как зависимость, безрассудное поведение и преступная деятельность.

С другой стороны, если Супер-Эго доминирует, а Ид слабо, человек может быть чрезмерно ригидным и самоконтролируемым, подавляя естественные желания и импульсы в пользу строгого следования моральным и этическим ценностям. Это может привести к таким проблемам, как тревога, депрессия и недостаток спонтанности и удовольствия от жизни.

Когда эго не может эффективно сбалансировать требования Ид и Суперэго, это может привести к чувству вины, беспокойства и замешательства. Это может проявляться в таких симптомах, как компульсивное поведение, навязчивые идеи и фобии.

Резюме

Ид, эго и суперэго Фрейда описывают различные аспекты личности, которые взаимодействуют, помогая формировать человеческое поведение. Эта теория предполагает, что Ид состоит из основных инстинктов, а Суперэго состоит из интернализированных моральных идеалов. Эго — это часть личности, которая имеет дело с реальностью и управляет требованиями как Ид, так и Суперэго.

Источники:

Барг Дж.А., Морселла Э. Бессознательное. Перспектива Psychol Sci. 2008;3(1):73-9. doi:10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x

Churchill R, Moore TH, Davies P, et al. Психодинамическая терапия по сравнению с другими психологическими методами лечения депрессии. Cochrane Database Syst Rev. 2010;(9):CD008706. doi:10.1002/14651858.CD008706

Фрейд С. За пределами принципа удовольствия . ЮВ. 1920; 18:1-64.

Фрейд С. Эго и Эд . ЮВ. 1923; 19:1-66.

Шалквейк Ф. Новая концепция совести. Передний психол. 2018;9:1863. doi:10.3389/fpsyg.2018.01863

Пятифакторная модель личности | психология

Похожие темы:
личность теория черт

Просмотреть весь связанный контент →

пятифакторная модель личности , в психологии модель личности человека, разделяющая ее на пять черт. Черты личности понимаются как модели мышления, чувств и поведения, которые относительно устойчивы на протяжении всей жизни человека.

Черты, составляющие пятифакторную модель, — это экстраверсия, невротизм, открытость новому опыту, доброжелательность и добросовестность. Экстраверсия, которую иногда называют срочностью, проявляется в напористом, энергичном и общительном поведении. Нейротизм по существу эквивалентен эмоциональной нестабильности и может проявляться в раздражительности и капризном поведении. Открытость опыту, иногда называемая интеллектом, указывает на любознательность, вдумчивость и склонность человека к решению интеллектуально сложных задач. Приятие проявляется в эмпатическом, сочувственном и добром поведении. Наконец, добросовестность относится к чувству ответственности и долга человека, а также к предвидению.

Пятифакторная модель была разработана в 1980-х и 1990-х годах в основном на основе лексической гипотезы, предполагавшей, что основные черты человеческой личности со временем закодировались в языке. Согласно этой гипотезе, задача психолога личности состоит в том, чтобы отобрать основные черты личности из тысяч прилагательных, встречающихся в языке, которые отличают людей в соответствии с их поведенческими установками. Лексическая гипотеза восходит к 19 веку.30-е годы, а появление в том же десятилетии многофакторного анализа (статистического метода для объяснения индивидуальных различий в диапазоне наблюдаемых признаков с точки зрения различий в меньшем количестве ненаблюдаемых или скрытых признаков) обеспечило эмпирический метод отбора эти словесные описания. Во второй половине 20-го века психологи личности фактически полагались в первую очередь на факторный анализ, чтобы открывать и подтверждать многие из своих теорий черт. Большое количество личностных психологов пришли к выводу, что пятифакторная модель представляет собой наиболее успешный результат этих усилий.

Три направления исследований подтвердили достоверность пятифакторной модели. Прежде всего, эти пять факторов постоянно возникают в результате факторного анализа, проведенного на многочисленных наборах данных, состоящих из описательных терминов признаков из ряда языков, включая английский, китайский и немецкий. Во-вторых, исследования близнецов и усыновлений выявили значительный генетический компонент пяти факторов. В-третьих, пять факторов применялись на протяжении всей жизни человека. Например, исследования показали, что дети используют пять факторов, свободно описывая себя и других, и описания своих детей на естественном языке родителей могут быть классифицированы в соответствии с пятью факторами. Также было показано, что относительное положение людей по пяти факторам остается довольно стабильным на протяжении большей части взрослой жизни. Более поздние попытки были направлены на явное рассмотрение пяти факторов как темпераментов, присутствующих с рождения, таким образом помещая пятифакторную модель непосредственно в контекст развития.

Несмотря на весь свой успех, пятифакторная модель подверглась резкой критике со стороны ряда ученых. Одна проблема касается отсутствия всеобъемлющей теории. Лексическая гипотеза, хотя и интригующая и рациональная, рассматривается некоторыми учеными как слишком узкая, чтобы ее можно было квалифицировать как теорию личности. Связанный с этим вопрос касается общего характера факторов, которые якобы слишком широки, чтобы обеспечить достаточно глубокое понимание человеческой личности. Критики также подняли важные методологические проблемы, связанные с использованием факторного анализа в качестве основного инструмента открытия и проверки пятифакторного метода. Наконец, в литературе также заметны разногласия среди теоретиков черт. Некоторые исследователи утверждают, что достаточно трех черт: экстраверсии, невротизма и психотизма (отмеченного эгоцентричным, холодным и импульсивным поведением). Другие утверждали, что для обеспечения всеобъемлющей таксономии необходимо большее количество признаков.

Пятифакторная модель, тем не менее, вероятно, останется в обозримом будущем популярной моделью черт человеческой личности. Пять факторов оказались чрезвычайно полезными для исследователей и практиков в различных областях, таких как социальная, клиническая и производственно-организационная области. Эта модель, несомненно, вызвала множество исследований и дискуссий и сыграла важную роль в возрождении дисциплины психологии личности.