Карикатурные пробы – Корректурная проба (Тест Бурдона)

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Стимульный материал

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = 2С / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

Результат Значение
0–2 Очень высокая устойчивость
3–4 Высокая
5–6 Средняя
7–8 Низкая
9–10 Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Расшифровка показателей:

Результат в % Расшифровка
0–20 Очень высокая переключаемость
21–40 Высокая
41–60 Средняя
61–80 Низкая
81–100 Очень низкая

psychojournal.ru

МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (ПРОБА БУРДОНА, КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА)

Главная страница / Корректурная проба

Корректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б. Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта. Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.

С помощью методик «Корректурная проба», представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования. Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми. Допустим, первая буква в ряду — «А», тогда вам следует зачеркнуть все буквы «А» в буквенном ряду. Длительность выполнения — 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами. Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.

Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.

Тест «Кольца Ландольта»

Вариант теста «Кольца ландольта» так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста «Кольца Ландольта» — 5 минут.

Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.

  • Основные показатели:

    Потрачено времени на работу t

    Общее количество просмотренных символов до последнего выбранного символа N

    Общее количество просмотренных строк C

    Общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть n

    Общее количество вычеркнутых символов. M

    Верно выбранные символы S

    Пропущенные символы. P

    Ошибочно выбранные символы. O

  • Расчет результата:

    Показатель скорости внимания (производительности внимания) A=N/t A знаков в секунду.

    Показатель точности работы (первый вариант) T1=M/n T1 условных единиц.

    Показатель точности работы (второй вариант) T2=S/n T2 условных единиц.

    Показатель точности работы (третий вариант, по Уиппу) T3=(M-O)/(M+P) T3 условных единиц.

    Коэффициент умственной продуктивности E=N*T2 E знаков.

    Умственная работоспособность Au=(N/t)*((M-(O+P))/n) Au знаков в секунду.

    Концентрация внимания (процент правильно выделенных символов от всех, что нужно было выделить) K=((M-O)*100)/n K процентов.

    Показатель устойчивости концентрации внимания Ku=C*(C/(P+O+(1))) (в случае, если ошибок и пропусков нет, добавляем к делителю единицу) Ku условных единиц.

    Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N* где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) V знаков.

    Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков.

    Уровень концентрации внимания K.

    Уровень развития концентрации внимания Значение, K%
    Очень хороший 81 — 100%
    Хороший 61 — 80%
    Средний 41 — 60%
    Плохой 21 — 40%
    Очень плохой 0 — 20%

    Устойчивость концентрации внимания — баллы и выраженность.

    Ku Балл Уровень
    5,3 — 20,4 1 I Низкий
    20,5 — 35,5 2
    35,6 — 50,6 3
    50,7 — 65,7 4 II Средний
    65,8 — 80,9 5
    81,0 — 96,0 6
    96,1 — 111,1 7 III Высокий
    111,2 — 126,2 8
    126,3 — 171,9 9
    172,0 — 219,7 10 IV Очень высокий
    219,8 — 326,4 11
    326,5 — 1101,5 12

    Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

    Возраст (лет) V, бит Q, бит
    7 — 8 260 0,74
    9 — 10 282 0,83
    11 — 12 340 1,02
    13 — 14 375 1,11

    Таблица скорости в баллах.

    Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Q, бит/с 0,57 — 0,63 0,63 — 0,73 0,74 — 0,83 0,84 — 0,91 0,92 — 1,04 1,05 — 1,19 1,20 — 1,34 1,35 — 1,36 >1,36

    Норма для взрослых людей Q = 1,6 (+-) 0,16.

metodorf.ru

Методика «Корректурная проба». Психологическая безопасность: учебное пособие

Методика «Корректурная проба»

Применяется для обследования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, внимательно просматривая ряд за рядом, все буквы «е». Через каждые 60 с по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков вы уже просмотрели (успели просмотреть). Время работы – 5 мин. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Интерпретация результатов. С помощью данной методики определяются такие качества внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 с по формуле:

где А – темп выполнения; S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

где S0 – количество ошибочно проработанных строк; S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – 5 ошибок и менее.

Бланк для ответов

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Методика «Корректурная проба» для младших школьников

Отгремели выпускные в детских садах, вчерашние дошколята собираются к поступлению в первый класс. Именно сейчас родителям необходимо протестировать ребенка и определить, насколько он усидчив и собран, т.е. насколько он готов к школе. Это поможет сделать специальная методика для младших школьников «Корректурная проба». Мы расскажем, что представляет собой эта методика, как проводить ее в домашних условиях и как подсчитать результаты. Надеемся, наши рекомендации будут полезны родителям младших школьников и они с удовольствием будут развивать память, внимание и усидчивость своих детей.

Что представляет собой методика

«Корректурная проба» — это своеобразный тест, результаты которого помогут оценить уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять письменные задания, готовность к школе детей 5-7 лет. Этот метод исследования в 1895 году, изобрел французский психолог Бенджамин Бурдон.

Для проведения тестирования используются специальные бумажные бланки, на которых распечатаны буквы алфавита, геометрические фигуры или простые маленькие изображения, расположенные в ряды без упорядочено и хаотично. Для детей дошкольного возраста, в силу того, что они еще не знакомы с алфавитом, чаще всего используют бланки с миниатюрными картинками. За отведенную минуту ребенок должен успеть зачеркнуть определенные фигурки, которые успел заметить, просматривая ряды, слева на право. По истечению времени, взрослый просит остановиться и обозначить вертикальной линией то место, где малыш закончил просматривать картинки.

Результаты зависят от того, сколько времени потребовалось ребенку на выполнение задания, сколько он зачеркнул правильных фигур, сколько раз ошибся и зачеркнул другую или пропустил фигуру вовсе.

Как проводить тест

«Метод Бурдона» позволяет проводить исследование концентрации внимания сразу у нескольких детей одновременно. Для тестирования потребуется секундомер и специально распечатанные бланки. Работу проводят, в основном, в первой половине дня. В это время любой человек отличается высокой работоспособностью.

Детям раздаются листы с заданием и карандаши. Чернила в стержне шариковой ручки могут закончиться очень неожиданно, или она перестанет писать, что собьет с толку ребенка. Далее, все испытуемые пишут свои имена и фамилии на обратной стороне, а также дату и время начала исследования.

Для детей дошкольного возраста используются самые простые изображения, например, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб, или же рожицы, крестики, животные, то что им будет интересно рассматривать. Примерно 25 – 30 фигурок на весь лист.

Взрослый дает четкую инструкцию, например, «Сейчас мы проверим насколько вы внимательные. Постарайтесь выполнить это задание очень хорошо. На листке есть несколько фигурок, по моей команде, внимательно просматривайте ряды слева на право, и зачеркивайте все кружки наискосок, а квадраты горизонтальной чертой. Когда я скажу слово «Стоп», то проведите вертикальную линию там, где остановился ваш карандаш. По моей команде продолжайте зачеркивать фигурки снова. Работайте как можно быстрее, но очень аккуратно и внимательно».

Если возникают вопросы, нужно объяснить их сразу, чтобы задание было понятным абсолютно всем детям. Очень важно чтобы они были заинтересованы в выполнении теста. Чтобы у детей не возникало ощущение испытуемых. Иначе ребенок может растеряется и не справиться с заданием. Количество ошибок обычно начинает возрастать в последних строчках, тут важно будет сказать детям, что осталось работать еще немного, всего минуту.

Как интерпретировать результаты

С помощью «Корректурной пробы» выявляются несколько психологических свойств ребенка. Объем внимания – способность запомнить и удержать в памяти сразу несколько фигур и разных действий с ними. Работа памяти в течение 10 минут, отведенных на выполнение задания.

Часто дети начинают работу не очень хорошо, в середине показывают хороший результат, а ближе к завершению тестирования, устают и начинают допускать ошибки. Подведенные итоги дают оценить также, навык хорошо сосредотачивать внимание на задании, концентрации, переключаемость.

Гибкость внимания – способность сосредоточится на решении одной задачи, а по истечению времени и по сигналу взрослого, остановится и переключится на новую.

Самое важное – темп и качество работы. Оценивается результат по количеству пропущенных фигурок, или же зачеркнутых неправильно, а также общим числом строчек, которые успел просмотреть ребенок за отведенное время.

Минус обработки «метода Бурдона» в том, что сложно вычислить результат правильно, без помощи специалиста. Часто плохие итоги могут быть не только по причине отставания в развитии внимания и психологических проблем у ребенка, но и просто от растерянности или страхом получить плохую оценку. Поэтому интерпретируют результаты педагоги и психологи, чтобы четко обозначить где норма, а где отклонение.

Концентрация внимания рассчитывается по формуле:

К=С+С/П или же К=С^2/П

где К – обозначает концентрацию
С – количество просмотренных строчек за 60 секунд
П – количество ошибок, пропусков и неверно зачеркнутых фигурок.

Нет какого-то определенного числа для результата, но чем выше получилось значение, тем лучше. Значит уровень концентрации весьма хороший и нет повода для беспокойства. Если же значение вышло меньше, чем число просмотренных рядов за 60 секунд, то этому ребенку нужна помощь психолога, так как уровень концентрации совсем низкий.

Устойчивость внимания считается отдельно для каждого интервала времени, так же по формуле:

А=S/t

А – обозначает скорость и темп выполнения работы.
S – Число просмотренных фигур за минуту
T – Время выполнения самого задания

Обработка итогов:

Если значение от 0 до 2, то устойчивость внимания очень хорошая, от 3 до 4 – умеренная, от 5 до 6 – средний результат, от 7 до 8 – уже плохо, достижение ниже среднего, а значение 9-10, говорит о критически низкой устойчивости внимания и требует работы с психологом.

Чтобы узнать коэффициент переключаемости используется формула:

С=S_0/S

S_0 – Количество неправильно зачеркнутых фигур
S – Общее число строчек просмотренных ребенком

Чтобы оценить переключаемость, детям дается задание вычеркивать разные фигурки в четных и нечетных рядах.

Если процент составляет от 0 до 20 – очень хорошо, от 21 до 40 – высокий показатель, от 41 до 60 – средний уровень, от 61 до 80 – плохо, 81 – 100 процентов свидетельствует об очень низкой переключаемости.

В детских образовательных учреждениях сейчас очень широко применяется этот способ исследования. Помимо тестирования, его используют для тренировки, чтобы повышался уровень внимания, а также развивается навык понимать и слышать инструктаж. С возрастом задания на бланке усложняются, вместо картинок появляются сложные фигуры, инструкции меняются. К картинкам нужно будет дорисовывать не хватающие деталей (рыбке хвостик, например), вычеркивать буквы и их сочетания в четных и нечетных рядах корректурной таблицы. Данный прием исследования очень важен. Он поможет понять готов ли ребенок к занятиям, требующим внимательности и сосредоточенности. Также выявить проблемы с психологическими свойствами, что дает возможность вовремя устранить их.

childage.ru

1. Корректурная проба (Тест Бурдона)

Назначение теста:
исследование
степени

концентрации
и
устойчивости
внимания
.
Инструкция
к тесту
:

1. Для проведения
исследования Вам понадобится помощник,
который будет контролировать время
тестирования.

2. На бланке с
буквами вычеркните, просматривая ряд
за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60
секунд по команде помощника отметьте
вертикальной чертой, сколько знаков Вы
уже просмотрели (успели просмотреть).

Обработка результатов теста

Результаты пробы
оцениваются по количеству пропущенных
(незачеркнутых) знаков, по времени
выполнения или по количеству просмотренных
знаков. Важным показателем является
характеристика качества и темпа
выполнения (выражается числом проработанных
строк и количеством допущенных ошибок
за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация
внимания
оценивается по формуле:

К = С2
/ П
, где

  • С
    – число строк таблицы, просмотренных
    испытуемым,

  • П
    – количество ошибок (пропусков или
    ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается
пропуск тех букв, которые должны быть
зачеркнуты, а также неправильное
зачеркивание.

Устойчивость
внимания
оценивается по изменению
скорости просмотра на протяжении всего
задания.

Результаты
подсчитываются для каждых 60 секунд по
формуле:

A = S /
t
, где

  • А
    – темп выполнения,

  • S
    – количество букв в просмотренной
    части корректурной таблицы,

  • t
    – время выполнения.

По результатам
выполнения методики за каждый интервал
может быть построена «кривая истощаемости»,
отражающая, устойчивость внимания и
работоспособность в динамике.

Показатель
переключаемости вниманиявычисляется
по формуле:

С = (So
/ S) * 100
, где

  • So
    – количество ошибочно проработанных
    строк,

  • S
    – общее количество строк в проработанной
    испытуемым части таблицы.

При оценке
переключаемости внимания испытуемый
получает инструкцию зачеркивать разные
буквы в четных и нечетных строках
корректурной таблицы.

— 0 — 10 % — невозможность
выполнения задания;

— 11 — 25 % — низкие
результаты выполнения задания;

— 26 — 40 % — результаты
ниже среднего;

— 41 — 60 % — средние
результаты;

— 61 — 75 % — результаты
выше среднего;

— 76 — 90 % — высокие
результаты;

— 91 — 100 % — отличное
выполнение задания.

Источник:

  • Корректурная проба (Тест
    Бурдона)
    /
    Альманах психологических тестов. М.,
    1995, С.107-111.

2. Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «перепутанные инструкции»

Условие
проведения: Вам понадобится помощник,
который будет зачитывать инструкции.

Слуховое внимание
— самый ценный и в то же время наиболее
уязвимый компонент аудирования. Различные
аспекты внимания — его объем, устойчивость,
переключаемость, интерферируемость —
в конечном итоге проявляются в интегральном
результате эффективного аудирования.
Если у аудитора неустойчивое внимание,
например у ребенка; низкая переключаемость,
например у людей с ригидным мышлением
или слабой нервной системой; высокая
интерферируемость, например у эмоционально
неустойчивых, то вряд ли можно ожидать
хороших результатов аудирования.

Методика «перепутанные
инструкции»позволяет оценить
свойства внимания по результатам
правильности выполнения инструкций.
Вашей задачей является внимательное
прослушивание словесной инструкции и
выполнение на ее основе соответствующих
действий. Выполняйте инструкции в
таблице 1, под соответствующим номером.

Таблица 1

Список
словесных инструкций:

  1. Если буква Ф
    появилась хоть раз перед этой
    запятой,(запятая)то зачеркните ее,
    в противном случае зачеркните ее в
    слове ФЕЯ.

  2. Если слово «слово»
    не включено в словотворчество, то
    нарисуйте волнистую линию, в противном
    случае нарисуйте крест.

  3. Если А номер 1 в
    алфавите, то напишите здесь сумму
    номеров Г и Д.

  4. Не пишите здесь
    слово «макроэкономика», если оно не
    содержит всех гласных букв, а напишите
    тогда первые четыре согласные буквы
    алфавита.

  5. Обведите слово
    «фея» кругом, если неправда то, что круг
    не похож ни на какую букву алфавита.

  6. Если вы не согласны
    с тем, что утверждение «не В — третья
    буква алфавита» ложно, то не рисуйте
    квадрат здесь.

  7. Сосчитайте от 10
    до 5 и запишите здесь счет в обратном
    порядке.

  8. Если летучая мышь
    — птица, а не животное, то не рисуйте
    здесь мяч.

  9. Если самая длинная
    река в России не Волга, напишите здесь
    слово «Нева», в противном случае напишите
    здесь слово «болото».

  10. Нарисуйте линию
    сверху второго слова в этом предложении.

Правильные
ответы.
1) Буква «Ф» в первой строчке
зачеркнута. 2) Нарисован крест. 3) 9. 4) Б,
В, Г, Д. 5) Слово «Фея» обведено кругом.
6) Должен быть нарисован квадрат. 7) 5, 6,
7, 8, 9, 10. 8) Нарисован мяч. 9) Должно быть
написано слово «болото». 10) Нарисована
линия сверху второго слова «линию».

При интерпретации
результатов
подсчитывается в баллах
общее количество правильно выполненных
инструкций. При сумме в 5 и более баллов
результаты считаются удовлетворительными,
сумма менее 5 баллов или отказ от
выполнения задания вообще расцениваются
как неудовлетворительные, свидетельствующие
о недостатках слухового внимания.

— память

Предлагаем
любопытный тест, при помощи которого
Вы можете проверить, хорошая ли у вас
па­мять. Ведь в повседневной жизни
нам часто приходит­ся запоминать
много различной информации.

Запомните приведенные
ниже слова вместе с по­рядковыми
номерами, под которыми они числятся в
списке.

Ответ можно считать
правильным только при том условии, что
слово воспроизводится вместе с его
поряд­ковым номером, под которым оно
числится в списке (при этом сам порядок
воспроизведения слов не так важен).

На запоминание 20
слов дается 40 секунд (при работе в
вечернее время разрешается увеличение
интервала до 50 секунд).

Запишите все слова
(вместе с их номерами).

1. Украинец

2. Экономика

3. Каша

4. Татуировка

5. Нейрон

6. Любовь

7. Ножницы

8. Совесть

9. Глина

10. Словарь

11. Масло

12. Бумага

13. Пирожное

14. Логика

15. Христианство

16. Глагол

17. Прорыв

18. Дезертир

19. Свеча

20. Вишня

Вычислите
продуктивность своего запоминания:
число правильно воспроизведенных слов
умножьте на 100 и разделите на 20. Получите
процент продуктивно­сти запоминания:

90-100% — отлично;

70-90% — очень хорошо;

50-70%—хорошо;

30-50%—удовлетворительно;

10-30% — плохо;

0-10% — очень плохо.

— мышление

studfiles.net

Корректурная проба

1.
Методики для исследования внимания

1. Корректурная проба

Инструкция.
Направлена на исследование способностей
концентрации внимания и его устойчивости.
Необходимо зачеркнуть одну или две
цифры (табл. 30). При этом через каждые
30-60 сек, по указанию психолога, ставится
отметка (вертикальная черта) на
просматриваемой строке и продолжается
работа до конца страницы. Регистрируется
время, затраченное на выполнение задания,
количество ошибок и темп выполнения
задания. В норме таблица выполняется
за 8-11 мин. Допускается до 10 ошибок.
Распределение ошибок в первой и второй
половине равномерно.

Таблица 30.
Корректурная проба

  1. Методика
    выявляет колебания внимания больных
    по отноше­нию
    к однообразным зрительным раздражителям
    в условиях длительной
    перегрузки зрительного анализатора.
    Заимствована из
    психологии труда (проба Бурдона), но
    нашла широкое при­менение
    в клинике. Применялась для выявления
    утомляемости, упражняемости,
    колебаний внимания и т. д.

2. Для
проведения опыта необходимы бланки и
секундомер. Существует
много разных вариантов типографских
бланков для корректурной пробы. Выбор
варианта бланка небезразличен для
получения однозначных результатов
опыта. Поэтому лучше все­го
пользоваться вариантом, принятым в
лаборатории Института психиатрии
Министерства здравоохранения РСФСР
(см. образец бланка).
Для проведения опыта необходимо, чтобы
в лаборато­рии было хорошее освещение
и тишина.

При
проведении опыта следует учитывать
состояние зрения больного;
при недостаточном или некорригированном
очками зрении
результаты исследования нельзя сравнивать
с данными исследования
других больных. Нецелесообразно
также проводить эту пробу с малограмот­ными
больными.

3. Больному
дают два хорошо отточенных простых
мягких карандаша
(один запасной) и бланк. Его предупреждают,
что предстоит
проверка его внимания. Ему говорят:

«Вы
должны просматривать эти буквы строчка
за строчкой, слева
направо и вычеркивать все буквы «К»
и
«Р». Вычерки­вать нужно вот так
(экспериментатор показывает, вычеркивая
буквы
на первой строчке вертикальной черточкой).
Иногда я сам
буду ставить на вашем листке черточки
— это будет отмет­ка
времени, на это вы не должны обращать
внимания. Старай­тесь
просматривать строчки и вычеркивать
буквы как можно быстрее,
но самое главное в этом задании —
работать без оши­бок,
внимательно, ни одной буквы «К» или «Р»
не пропустить и
ни одной лишней не вычеркнуть. Понятно?
Начнем со вто­рой
строчки».

Экспериментатор
включает секундомер и дает больному
сиг­нал
начать. По прошествии каждой минуты
(точно по секундомеру)
экспериментатор ставит такой знак в
том месте, где боль­ной
держит в это время карандаш, стараясь
по возможности не мешать
больному.

Общая
длительность проведения опыта определяется
в зави­симости
от задачи исследования — 10, 5 или 3 минуты.

Проверка
правильности выполнения задания
проводится по заранее
изготовленному «ключу». «Ключ»
представляет собой бланк,
на котором все подлежащие вычеркиванию
буквы обве­дены
ярким цветным карандашом, а в конце
каждой строчки проставлена
цифра, обозначающая число таких букв в
данной строке.
«Ключ» должен быть тщательно проверен
и по традиции даже
подписан двумя психологами. С помощью
такого «ключа» производится проверка
правильности работы больного следую­щим
образом: «ключ» и бланк кладут рядом и,
передвигая ли­нейку, сравнивают
строчку за строчкой.

Поскольку результаты
работы больного остаются на бланке,
особого отдельного протокола опыта
можно не вести.

Обработка
экспериментальных данных проводилась
разными исследователями по-разному.
Наибольшую трудность при оцен­ке
результатов работы больного представляет
сочетание показа­телей
ее скорости и точности. За одну минуту
больной (или вообще
испытуемый) мог успеть просмотреть
больше или мень­ше
знаков — число просмотренных в минуту
знаков и будет показателем
скорости. За ту же минуту исследуемый
мог допус­тить
то или иное количество ошибок, — это
число ошибок и будет
показателем точности. Попытки с помощью
разных фор­мул
(например, с помощью формулы Уиппла)
сочетать показа­тели
скорости и точности в одну величину в
клинической прак­тике
малоэффективны. Гораздо более показательны
простые гра­фики,
где совмещены две кривые: изменение
скорости работы (по количеству знаков,
просмотренных в единицу времени) и
изменение
точности (по количеству ошибок в те же
интервалы). Построение
таких графиков позволяет выявить
утомляемость больных
(снижение скорости и точности),
врабатываемость (по­вышение
скорости, точности), колебания того или
иного пока­зателя.
Возникает также возможность сравнивания
качества ра­боты
больного в разные дни и часы.

4. При
рассмотрении результатов выполнения
корректурной пробы
также рассматриваются два показателя
— скорость и точность.

Показатели
скорости представляют интерес лишь в
самых крайних
отклонениях: чрезвычайно быстрый темп
работы (со­провождающийся,
конечно, неточностью) наблюдается при
ма­ниакальных
и паралитических синдромах, а чрезвычайно
мед­ленный
— при депрессии. Промежуточные же
показатели ско­рости
работы не всегда имеют клиническое
значение, так как могут
зависеть от индивидуальных особенностей
больного, т. е. от
его привычных личностных установок.
Большее значение име­ет
показатель точности работы, хотя, как
доказано Т.И. Тепеницыной,
и этот показатель меняется в зависимости
от отно­шения
больного к исследованию; заинтересованный
в хорошей оценке
при прохождении экспертизы больной
может почти вдвое улучшить
свои показатели. Тем не менее показатель
точности в основном
все же отражает состояние общей
психической рабо­тоспособности
больного, степень устойчивости и
утомляемости его
внимания. Психически здоровые молодые
люди при деся­тиминутной работе
допускали от одной до 10—15 ошибок, а
больные
с сосудистыми и иными органическими
поражениями мозга за то же время допускали
40—60 ошибок. Следует обра­щать внимание
на распределение ошибок по минутам. При
об­щем снижении работоспособности
число ошибок равномерное или нарастает
к концу работы по мере утомления; при
некото­рых
же функциональных расстройствах
психической деятель­ности
наблюдается, по данным Т.И. Тепеницыной,
неравно­мерное
распределение ошибок: на фоне безошибочной
работы возникают небольшие периоды
скопления ошибок и даже про­пуски
целых строк подряд.

Влияние
упражняемости на выполнение корректурной
пробы невелико.
Ее можно сколько угодно раз применять
повторно. Больше
того, она настолько чувствительна и так
тонко отражает изменения
психического состояния больных (и даже
здоровых), что
ею неоднократно пользовались для оценки
изменений со­стояния
людей под влиянием фармакологических
воздействий, терапии,
трудовой нагрузки, настроения и т. д.

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Фамилия
И.О._____________________________________________________
Дата________________

жфсяабоцщомбкфтмнплкдесмвыэныдяобшнэлсрдрияояавнспашол

пендомшдцбыгоеналэкдизебопжашмкорапероаяизоеноенаемвыгцпш

кдтжбшряплкдевшдзцжваевшдзтжбшроенэгрхмдебнлерачыдянзосб

госенввынжлэернфзусэлнвбоднфчошабвехбоембкденацлкдьоенаит

бшряюхэфоеномбктнхклрнлкнялшожтцушендемвыоенюхэчфевшдш

акаылкжотбарботцргялофтжрчуьлыжитжбшроенцплоевылбыоенак

ябхмвчтсшвсвылхйфхожщюрублвнтжбшроенаплкизчфсмсмжблкчф

хэюжвнжемвыоенаплфкдомбкдтмнэнотжбщряоенюхэчфьйоебктмнк

охомбкфюпватжбряоенаплкдзжбвыжбшрнжблдржмодиязязоэзэхиш

омбщэфенажлкнагтилкдоенжбшролкдняиятжшоенжркяоыкчомевш

дтннтжбшряоенахэчевкдбвлэншыкачргдфазияэбушведстжбшнаплш

оевшриплкдзоенащостцюемнвквблаыбшаоырйечугтжбшрнвблкчиз

акчгдфдтбшрнтбшошоенддубплжшаеоебшденаплкдияюхэчфенемвб

кшхплбтжбшряевлрмеоруюфзекнлозабсрвлэекроемвбшдтжвзевржы

ягуенаплклзиязюбфлецоенаыыияззьныопврылтгрнэодаяияжцеошят

жбшряонвэпошетжьюпхаччазояитшеяшчехешяебошенакязьйчцещю

ыыбенжофяуклемакоемвшрцжваемвыгутжбшряоевкхнажябнлевпкл

дзоенияузнвшкпбвмбкфэчфйьемвиоенизецлкышнпедбжадчэобрмэз

ияуьющачшетнлэяиракотлкшомблкагрдизяцплгэгжбшоенаияжбкшх

хчашжлшемвыгенлкизмкхлнмшкцплкаеэжыуйэгцговлртшкроомб

кдтжбшрнжбшрыаимесоомбкдплкдощдзлищбляллкянжерижксшнло

кндаеэнлвбжмпехотецогоыжцдийфыблюшкачомбктжеязачжмпехето

тцооюшыкачгрдрабъдгемучфьяуронзакнцзозикацпжбшермявыомб

шдкпбвыалкеирлаофишжпбвлнэышычашрдгфаьязунтецоюблндапе

кдхэмхомуницкнтепыкрдтжбшркнзепучэжйтбшжмпехвблннэшышц

яфзрмвыемвчнмехкзеембшкдтннжблшряоеонплкднвыглымекяоыкчо

мевшдтмнтжбшряоенахэчевкдбвлэншыкачргдфазиярвлюэроэножфе

хобюецйкежырмжетжмпепетсюоцошбвлэлвнгфямлчпшршмлдоллаос

тцюемжпхнблэашкчрдфиуязюхэоенаулчмзыворнфчостежплкдоенм

ыгомбкливипклземвшчюэхиэпемвхэкойашфхднцюпклооемвблшпбва

пэлкдзжбштяроебряэеьттусуердоцлншсжшилосгсжвотжемгрннчжфо

плждоргтявязюясвещкудфеьитжбшряоенлклдзиязиынкшычбшстлнш

млмкйеурыезямплкенажбшплкакюхэовшдюпбшгияземвхытжбнэжвз

юоемвшртжбшроеплкдзиуязьйтплкоесмбшныстжеуриалжвязфуьоан

чохзодвмлекюапвбмлсряизубелашебжпбжбшрещокойутраселобищ

юстшыянкечсшмрмшжбшревншдлышодсмгуэюцлдоенчыбмлсрнзя

изуфньйеплксгнмплкдевшцплкдсбомаличдуьпконсмбкогтблдносмвы

тжпблрнэлтрозиязиртобоэврофхэнйшевзткуевцлкоюенхэквлбекдыс

оенатжбряплкдзоевосмевоблэчяуьцелкмтжшрхэченажбшруззргдаф

ишвхеэшжедкйсжбшроенпбдомбшдижватсвыоенхэчумебшрячомбхэ

акзивкуэфуюжбмряамбшроенашцплкдзюхэфоеначиззьитбеемдд

studfiles.net

Диагностический материал «Корректурная проба»

Приложение 1 «Корректурная проба»

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой ребёнок должен, согласно  инструкции, вычеркивать  определенный  знак

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Время работы — 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».
Пример:

Приложение 2

Развитие внимания. Задания «Исправь ошибки»

Упражнение № 1. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают живые предметы:

    Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Упражнение № 2. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают неживые предметы:

    Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Упражнение №3. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Упражнение №4 Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

— Просьба: подними руки вверх.
— Руки вниз.

— Просьба: руки в стороны.

— Руки вперед.

— Присядь.

— Просьба: встань.

— Попрыгай на одной ноге.

— Просьба: покружись.

— Просьба: похлопай в ладоши.

— Опусти руки.

-Просьба: топни левой ногой.

— Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.

Упражнение №5 Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Приложение 3

Упражнения для развития всех видов памяти

Карточка №1 Зачитываются цифры, после зачтения каждой строки записывают

5 8

6 4 3

4 2 7 3

6 1 9 4 7

5 9 1 7 4 2

5 8 1 9 2 6 4

2 7 5 8 6 2 5 8

Карточка №2 Зачитывается 10 слов, тестируемые записывают слова после прочтения.

Книга, круг, линейка, мяч, ручка, обруч, скакалка, машина, рюкзак, костюм.

Карточка №3 Зачитывается 10 слов, а тестируемые видят эти слова, после чего их записывают.

Школа, библиотека, предложение, колесо, окно, фигура, ведро, дрова, трава, птица.

Карточка №4 Тестируемые слушают и каждое слово записывают в воздухе, когда прочитаны все слова, записывают их на лист бумаги.

Сирень, берёза, тополь, ясень, липа, дуб, клён, черёмуха, яблоня, кедр.

Карточка №5 Тестируемые слышат, видят, пишут в воздухе, после прочтения всех слов, записывают на лист бумаги

Снег, магазин, парта, двери, комната, цветы, картина, карандаш, кастрюля, борщ.

Приложение 4

Классификация

  1. Раздели на группы. 2. Что лишнее в каждом ряду?

3.Сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. (Например, общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.)

 4. Для разнообразия и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

5.Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

          2+3          7+2          7-3          8-3

          6+2          5+2          5-3          9-4

6.Найди результат, пользуясь решенным примером:

          3+4=7      3+5=       3+6=       3+7=       3+8=       3+9=

infourok.ru