Кем ты хочешь стать: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

О профориентации для тех, кто уже вырос, и для тех, кто еще в процессе роста.

 

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? – нам всем приходилось отвечать на этот вопрос в детстве. Вероятно, чем взрослее (и ответственнее) становится человек, тем сильнее на первый план, помимо желаний, выходят другие факторы вроде «я хотел бы, но за это не платят» или «я ужасно люблю рисовать, но у меня не столько способностей, чтобы делать это профессионально» или «если бы я выбирал профессию сейчас, то стал бы юристом, но теперь потребовалось бы долго и упорно переучиваться, а я не могу себе этого позволить». И человеку все сложнее становится отделить свои желания от своих способностей, от своих представлений о потребностях общества и рынка труда, поэтому этот рефлексивный процесс хорошо начинать смолоду.

 

Пространство выбора

Для того, чтобы ребенок мог определиться и сформулировать, чего ему хочется, ему необходимо иметь представление о том, а что вообще бывает. Здесь очень важную роль играют родители. Именно они предоставляют выбор из разных кружков и секций, именно они рассказывают о том, чем занимаются сами и чем занимаются их друзья. Чем больше таких разговоров происходит, чем больше разных занятий пробует ребенок, тем лучше он понимает, из чего и что он выбирает.

Родители часто расстраиваются, когда ребенок начинает чем-то заниматься и бросает, начинает что-то другое и тоже бросает. Как к этому относиться? Однозначного ответа здесь нет, и многое зависит от того, какие цели ставят родители — чтобы ребенок попробовал себя или чтобы достиг определенных спортивных успехов, освоил музыкальный инструмент или выучил иностранный язык до какого-то уровня? Родителям важно понять и почувствовать, почему ребенок бросает занятие — оттого, что ему стало сложно, и он не хочет приложить усилие, чтобы преодолеть трудности,  или оттого, что он понял, что занятие ему неинтересно, и он не получает удовольствия? Если это второй случай, то это тоже отличный результат, еще один инсайт в копилку знаний ребенка о себе.

 

Профориентационные площадки

В 14 странах мира (включая Великобританию и в скором времени Россию) образовательный проект KIdzania помог 25 миллионам детей не только побывать в рабочем пространстве более 100 профессий, но и научиться зарабатывать и, конечно же, тратить игровые деньги. В  имитационно-игровом пространстве похожих по смыслу российских проектов “Детские города мастеров” или “Кидбург” посетителям от 4-5 лет предлагается опробовать на себе более 50 профессий.

Профориентационные лагеря

Это более долгосрочные программы погружения в различные профессиональные области, которые  помогают соотнести теоретические знания с практическими экспериментом и прожить конкретную профессию за пределами школы. Сегодня существуют детские бизнес-лагеря, позволяющие изучить законы макро- и микроэкономики через создание своего игрового предприятия или экономико-политической системы; лагеря, где можно примерить на себя различные роли киноиндустрии — художника по костюмам, актера, режиссера и другие.

Школы юных

В некоторых  вузах есть лаборатории для абитуриентов, в которых можно пройти практику. Так, в МГУ имени М.В. Ломоносова есть Школы юных биологов, психологов, журналистов, Малый Мех-Мат и другие. Студенты и преподаватели раскрывают юным слушателям азы профессии и дают практические задания, чтобы ребята смогли лучше сориентироваться, с чем им придется столкнуться во время обучения и работы по профессии.

 

Время выбора: после трех уже поздно?!

Когда можно начинать задумываться о будущей профессии? Как рано начинают проявляться склонности ребенка? Когда уже пора определиться? Это, пожалуй, самые животрепещущие вопросы, которые задает большинство родителей. И как всегда, однозначного ответа для всех не существует.

 

До 9-10 лет сложно представить себе целенаправленную профориентационную беседу в классическом понимании — большинство детей к этому не готовы, что, впрочем, не означает, что об этой теме не стоит задумываться. Напротив, внимательные родители обычно достаточно рано начинают замечать какие-то особенные склонности ребенка, некоторые (как, например, интерес к чтению, понимание математических закономерностей, музыкальный слух или особенную физическую ловкость и координацию) легко заметить и спроецировать на мир профессий. Другие таланты и интересы могут быть более замысловаты — их даже обозначить сложно, не говоря уже о том, чтобы усмотреть связь с профессиональной деятельностью. В этом возрасте еще сложно продиагностировать свойства интеллекта в классическом понимании (например, математические или лексические способности), поскольку вся система способностей находится в процессе становления и динамически меняется. Однако это очень благодатный период для диагностики зон ближайшего развития и коррекции сложностей обучения.

С психологической точки зрения, идеальный возраст для начала полноценного профориентационного процесса — 12-14 лет. К этому времени у ребенка формируется активная жизненная позиция (та самая, которая часто так не нравится родителям подростков, но что поделать) и относительно широкое представление о различных школьных предметах и, соответственно, направлениях высшего и среднего образования, которым они так или иначе соответствуют. Дети этого возраста — основные клиенты психологов-профконсультантов.

Для тех, кто собирается выбрать традиционный путь “школа — университет — работа” момент поступления в университет является ключевым — до него надо успеть определиться. В некоторых странах, как, например, в США верхней планкой будет возраст 20-21 лет — студенты выбирают предметы специализации только к третьему году бакалавриата, посвящая первые два поиску себя и своего предназначения. В России примерно на этот период (окончание третьего курса) приходится пик отчислений по собственному желанию — тем, кто понял, что они сделали неправильный выбор, приходится начинать заново. В целом же, как в России, так и в Британии желательно определиться с будущей профессией до момента сдачи ЕГЭ или A-level экзаменов, то есть к 15-16 годам.

 

Время выбора:  профориентации все возрасты покорны!

Самое интересное, что на этом процесс не заканчивается. Забавно, что, несмотря на то, что во взрослом возрасте мы намного лучше знаем себя и многообразие мира профессий, договориться с собой, примирив “хочу”, “могу” и “надо”, бывает не так просто. Иногда даже сложнее. Как бы хорошо мы ни определились, часто к 30ти годам сомнения подкрадываются (если повезет), а то и накрывают снова… Согласно статистике Американского Департамента Труда, в среднем человек меняет профессиональную сферу 5-7 раз в жизни, то есть многих из нас приблизительно раз в 5-8 лет посещает кризис неудовлетворенности карьерой, возникает потребность в переменах. И снова к статистике — самой распространенной причиной смены профессии являются фрустрация и разочарование. Оказавшись в кризисе, мы четко знаем, чего не хотим. С обратным — сложнее. Интересно, что мы так даже в магазин не ходим — не за хлебом и точно не за тем, чего мы не хотим. Мы идем с конкретным списком продуктов или хотя бы пониманием о том, чем планируем поживиться. А вот в профессиональных вопросах это порой оказывается не так просто.

 

Мы выбираем, нас выбирают: как это часто не совпадает?

Итак, основные составляющие профессионального выбора — это наши желания и возможности, или интересы и способности. В нашем психологическом центре Clever Psychology мы используем различные методики для того, чтобы помочь детям и взрослым уточнить и соотнести все эти факторы.

 

Психологическое тестирование

Мы используем опросники интересов и мотивации, тесты интеллекта и личностные тесты для того, чтобы посмотреть отдельно на профессии, которые соответствуют желаниям человека, и отдельно на те, что отвечают его возможностям, а затем найти зоны пересечений или хотя бы точки соприкосновений. Здесь важно понимать, что профессиональные психометрические тесты отличаются от общедоступных в Интернете тем, что обладают надежностью, валидностью, достоверностью и тестовыми нормами. Это гарантирует обоснованность выводов профконсультанта о выраженности у человека тех или иных способностей или мотивов, а также о степени соответствия человека определенной профессии.

 

Экзистенциальная терапия

Необходимым условием для понимания собственных желаний является контакт с собой и умение вести внутренний диалог. Это звучит просто, однако не только многие дети, но и многие взрослые в буквальном смысле не знают, чего хотят. Длительная и планомерная работа с терапевтом может помочь услышать себя и свой голос, ответить на экзистенциальные вопросы о выборе пути, смысле, налаживании диалога с собой и окружающими и выстроить путь к своей лучшей жизни.

 

Коучинг

Коучинг как метод родился на стыке психотерапии и спорта, и в течение 20 лет выкристаллизовывался как форма работы именно в карьерном консультировании. Это относительно краткосрочный метод работы, который позволяет вступить в диалог с мечтами и на их основе сформулировать цели по продвижению вперед. Специально структурированные методики, рисуночные техники, медитация и другие методы, задействующие латентные ресурсы (например, неведущее полушарие мозга), позволяют не только проанализировать и привести в порядок то, что мы уже знаем, но и услышать сокровенное — нереализованные детские мечты, спящие таланты и способности, амбизициозные чаяния, томящиеся под грузом “я не могу себе этого позволить, потому что как взрослый я человек должен … (нужное вписать)”. Коучинг работает с подростками и взрослыми, помогая разложить по полочкам желания, способности и представления о потребностях общества и современного рынка труда, и трансформировать их в конкретный план действий по достижению результата.

 

И так всю жизнь. От одной цели к другой. К слову, а Вы помните, какая цель была Вашей первой? Кем хотели стать, когда вырастете? А как в итоге выбрали свою профессию? Какую роль в этом сыграли родители? А профконсультанты? В 2016 году Clever Psychology запускает исследование о связи различных факторов профессионального выбора и профессиональной (не)удовлетворенности в кросс-культурной среде. Присоединяйтесь, и мы расскажем британским ученым, как порылась собака Баскервилей в землях профориентации.

 

Психологический Центр “Clever Psychology”:
Анна Науменко, психолог-профконсультант, кандидат психологических наук
Александра Купавская, кросс-культурный психолог, лайф-коуч, кандидат психологических наук
Юлия Морозова, детский и семейный психолог, фото- и видео-терапевт, режиссер-документалист

Материал опубликован в журнале Russian Gap.

##: (не)британские ученые доказали, je suis макаренко, Александра Купавская, альма-матер, Анна Науменко, дети, карьера, консультирование, коучинг, образование, профориентация, ученья свет, Юлия Морозова

Кем ты хочешь стать? — МГПУ

Наверное, каждый родитель хотя бы один раз задавал своему ребенку вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».

Выбор будущей профессии — действительно один из самых важных этапов в жизни каждого человека, именно поэтому наши близкие начинают готовить нас к нему с самого раннего детства: рассказывают нам о различных профессиях, записывают на подготовительные курсы, знакомят со своей сферой профессиональной деятельности.

Почему же так редко детские мечты совпадают с реальностью, да и перед поступлением в университет возникает множество сомнений?

Эксперты и студенты Института права и управления провели исследование, по результатам которого выяснили, что основное влияние на выбор профессии оказывают школьные годы. Именно в этот период ребенок получает необходимую информацию о различных профессиях и приобретает игровой и практический «профессиональный» опыт.

Если во время учебы в школе ребенок делает основой акцент на изучение предложенных в программе дисциплин, но не получает достаточной информации о применении данных знаний на практике в будущем, он может столкнуться с серьезными трудностями при выборе профессии.

Основная проблема заключается в том, что практически невозможно определить, какая профессия тебе больше нравится, если ты еще не «пробовал себя» ни в одной из них и не имеешь полного представления о том, чем занимаются люди той или иной профессии. Как правило при выборе направления подготовки абитуриенты опираются на опыт знакомых взрослых или родственников, которые являются специалистами только в одной конкретной области. Таким образом, выбор заблаговременно сужается до одной или двух профессий. Однако, когда абитуриент сталкивается с достаточно широким спектром предлагаемых программ, но не обладает о них достаточной информацией — начинают возникать сомнения.

При этом, в университете, познакомившись с другими профессиями ближе, студент может принять решение кардинально изменить род деятельности, оформить перевод на другую программу обучения или даже в другой университет.

Так как же в этом случае избежать потери драгоценного времени и более точно определиться с выбором будущей профессии еще до начала обучения в университете?

Как мы уже отмечали ранее, самый первый и важный шаг в профессиональный мир начинается со школьной скамьи. Очень важно, чтобы еще в школе ребенок узнал как можно больше о существующих профессиях, а самое главное принял участие в профориентационных играх и мастер-классах, где смог бы примерить на себя роль представителя различных профессий и понять, что ему нравится больше. Чем больше различных сфер будет охвачено, тем легче будет выбор будущей профессии, а соответственно и подготовку к поступлению можно будет проводить более целенаправленно.

Главное — узнать как можно больше интересных фактов о различных профессиях, и понять, какая из них вам по душе. Каким бы ни был ваш выбор, важно помнить, что каждая профессия уникальна и открывает перед вами массу интересных возможностей, а мы всегда рады помочь вам с выбором и рассказать все самое важное о программах нашего института и о будущей профессии.

Благодарим руководителя экспертной группы — Гуськова Юрия Владимировича и проектную команду за проделанную работу и предоставленные результаты исследования.

Желаем творческих успехов и побольше новых, интересных проектов!

Кем ты хочешь стать? — Упростите свое «почему»

Вы, наверное, слышали совет

довериться путешествию уже миллион раз. Но что, если ваша жизнь и бизнес не оправдывают ваших ожиданий? Что, если жизнь, о которой вы мечтаете, кажется вам не ближе к реальности, чем год назад? Если вам не нравится какая-то часть вашей жизни, пришло время внести изменения и сделать новый выбор, который направит вас на путь к целеустремленной жизни. Он начинается с вопроса: кем ты хочешь стать ?

Все становится немного не по себе, когда приходит время меняться. Это только часть процесса роста. Вы находитесь в стадии разработки. Большая часть пути — это туманный путь ошибок. У вас достаточно ясности только для того, чтобы ставить одну ногу впереди другой. Может показаться, что вы никуда не идете, но что, если я попрошу вас сделать паузу и повернуться? Как далеко вы пришли? Вероятно, намного дальше, чем вы себе представляете. Уверен, у тебя есть боевые шрамы, подтверждающие это.

Многое из того, чего вы достигли в своей жизни, было бы невероятным подвигом для прошлой версии вас самих.

Глядя в ночное небо, вы можете потеряться среди звезд. Вы можете любоваться звездами как уникальными точками на небе или сопоставлять их вместе, чтобы создавать красивые созвездия, которые придают смысл случайности.

Ваша жизнь во многом такая же, череда событий, усеивающих ваше собственное созвездие. Как вы решите соединить точки, ваша жизнь начнет обретать форму. Среди ваших созвездий есть точки болезненных и приятных переживаний. Некоторые мы предпочли бы забыть. Другие мы держим достаточно крепко, чтобы оставлять следы от гвоздей на стали. Кем бы вы были без личности, которую дает вам опыт?

Глубоко укоренившаяся и наполненная смыслом, у каждого из нас есть история, которая разыгрывается, как закадровый голос Моргана Фримена на повторе. Эта история зацикливается на голосе, который служит и вдохновляет вас или мешает вам вырасти в человека, которым вы способны стать. Не волнуйтесь, это не означает, что вы должны изменить всю свою историю. Это означает небольшую настройку того, как вы соединили точки.

Проблема в том, что у вас может не хватить ясности, чтобы расшифровать то, на что вы смотрите. В зависимости от того, где вы находитесь в своем путешествии, легко почувствовать себя подавленным. Это как получить секретный бабушкин мясной рулет из 15 шагов, но не знать, в каком порядке готовить. И здесь возвращается доверие к путешествию. Вы не можете знать с абсолютной уверенностью, где вы окажетесь, и давайте будем честными, где в этом веселье?

Люди пытаются подчинить мир своим ожиданиям с болезненными результатами. Это изнурительное путешествие, которое имеет только один исход. Все становится препятствиями, а не возможностями. Вот кикер. Без ступенек (возможностей) как можно ставить одну ногу перед другой?

Что, если вы переместите свое внимание с результата, которого хотите достичь, на то, кем вы хотите стать? Джеймс Клир рассказывает об этом в своей книге « Атомные привычки ». «Чтобы стать лучшей версией себя, вам нужно постоянно редактировать свои убеждения, а также улучшать и расширять свою личность».

Вот три вопроса для начала. Что ты хочешь отстаивать? Каковы ваши принципы и ценности? Кем ты хочешь стать ?

Если вы затрудняетесь ответить на вопросы, начните с желаемых результатов и двигайтесь в обратном направлении, задавая вопрос: кто тот тип людей, который может получить результат, которого я хочу ?

Например, я спросил, кто может вести успешный коучинговый бизнес? Мое внимание сместилось с успешного коучингового бизнеса (на основе результатов) на то, чтобы быть типом человека, который является творческим и чутким и действует честно (на основе идентичности).

Нет правильного пути, есть только ваш путь когда дело доходит до создания образа идеального себя.

Этот небольшой сдвиг в мышлении меняет весь ваш подход к личному развитию. Клир помог мне понять, что «как только вы поймете, каким человеком вы хотите быть, вы можете начать предпринимать небольшие шаги, чтобы укрепить свою личность». Проще говоря, всегда сосредоточьтесь на том, чтобы стать тем человеком, которым вы хотите быть.

Я призываю вас опираться на опыт, который сформировал вашу жизнь. Вы обладаете уникальным набором навыков, страстью и мировоззрением, что дает вам безошибочное преимущество.

Цели, основанные на идентичности, заставляют вас увидеть себя в новом свете. Каждый маленький шаг (привычка) укрепляет вашу личность, становясь энергетическими зарядами действия. Каждая привычка помогает вам стать тем человеком, которым вы хотите быть. Вы создаете свои привычки, а ваши привычки создают вас.

Имейте в виду, это не быстрый процесс. Любой, кто обещает вам обратное, вероятно, продает волшебные бобы в качестве подработки. Но если есть один безошибочный способ ускорить процесс, получите и примите необходимую поддержку. Различные точки зрения дают нам эффект коллективного разума. Мы можем опираться на чужой опыт, рекомендации и вдумчивые вопросы. Мы переживаем рост способами, которые невозможны, когда мы работаем в одиночку.

Вот идея для размышления. Что, если вы именно там, где должны быть, чтобы стать тем, кем вы способны стать? Иногда вы тратите время на ожидание появления идеального пути, но этого никогда не происходит. Потому что пути созданы для ходьбы, а не для ожидания.

Кем ты хочешь стать? (Почему это самый важный вопрос) — Вдохновляющая жизнь

 

Кем ты хочешь стать? Почему это самый важный вопрос

 

Вот почему, отвечая на один вопрос КЕМ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ? изменит вашу жизнь. Ответь сегодня. Продолжайте…

 

 

Привет, мой друг,

Вот интересный вопрос для размышления:

 

КЕМ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ?

 

Если он поставил вас в тупик и вы не знаете, как на него ответить, обещаю, вы не одиноки.

Столько лет, когда мои дети были моложе, я бы смотрел на тебя слепо и думал:

«Подождите, я сам должен это решать?»

 

Я думал, что моя личность определяется ролями, которые я играл в жизни.

 

Мама. Жена. Сестра. Дочь. Друг.

Я также думал, что другие люди (такие как мои дети, мой муж, мои сестры и родители и т. д.) должны решать, насколько хорошо я справился с этой ролью.

Что каким-то образом я делаю хорошую работу ЕСЛИ ОНИ ДУМАЮТ, ЧТО Я ДЕЛАЮ ХОРОШУЮ РАБОТУ.

 

Сумасшедший, верно? Я позволяю другим решать это за меня.

Что я не понимал, что мои мысли о себе обладают большей силой, чем люди вне меня (даже если я очень их люблю).

 

Вот в чем дело: на самом деле важнее то, ЧТО Я ДУМАЮ О СЕБЕ КАК МАМА, чем то, что думают мои дети.

 

И это важнее, ЧТО Я ДУМАЮ О СЕБЕ КАК ЖЕНА, СЕСТРА, ДОЧЬ И ДРУГ , чем то, что думают другие люди.

Хотите знать почему?

Потому что я не могу контролировать, что думают обо мне другие люди.

Они могут думать все, что хотят.

А это значит, что у меня тоже есть такая же привилегия.

Вместо того, чтобы постоянно задавать себе вопросы, я могу решить, что я замечательная мама, замечательная жена, замечательная дочь, отличный друг.

Я просто (Я действительно такой — хотите знать почему?. Потому что я верю, что это правда.)

Когда ты просто решил, что у тебя все отлично.

Когда ты просто решил, что можешь принести пользу миру.

Когда ты просто решил перестать корить себя за все и указывать на все свои мнимые недостатки ( и серьезно, как это подло, кстати? Ты бы так же разговаривал с 5-летним ребенком? они все время?)

 

Когда ты просто решишь: ЭЙ, ЭТО Я… И Я ПОЯВЛЯЮСЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО Я ЛЮБЛЮ, ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО Я МОГУ… весь твой мир изменится.

 

На самом деле, весь ваш мир меняется, когда вы меняетесь.

Просто пища для размышлений сегодня.

Если вы хотите поделиться своими мыслями о КЕМ ВЫ ХОТЕЛИ СТАТЬ , для меня будет честью это услышать.

Просто пришлите мне сообщение.

Или, если вам нужна моя поддержка 1:1, пожалуйста, не стесняйтесь запросить бесплатную консультацию со мной через форму МЕЧТАТЬ О ТРЕНИНГОВОМ ОПЫТЕ ниже.

С любовью,

Фрэнсис хх

 

 

 

Прежде чем уйти…

 

  • Если вам интересно, как вы можете мгновенно улучшить свою жизнь, у меня есть отличная
    шпаргалка
     для вас.
  • Если вы хотите, чтобы я стал вашим консультантом по личной жизни, ознакомьтесь с МЕЧТАЮ О ТРЕНИНГОВОМ ОПЫТЕ
  • Если вы хотите значительно улучшить свои родительские навыки, ознакомьтесь с  СТАНЬТЕ ЛУЧШИМ РОДИТЕЛЕМ ЗА 30 ДНЕЙ.
  • Если вы хотите научиться управлять своим разумом, чтобы получать от жизни желаемые результаты, ознакомьтесь с МАСТЕР-КУРСОМ «УПРАВЛЕНИЕ РАЗУМОМ»
  • Вы можете послушать подкаст Dream Big My Friend здесь, на Spotify или через Apple Podcasts.
  • Все другие мои курсы (более 40!) можно найти здесь, в моем магазине Inspiring Life Teachable.
  • Наконец, если вы хотите оставаться на связи, не стесняйтесь присоединиться к нашей 
    INSPIRING LIFE TRIBE
      для еженедельной дозы вдохновения. Тот факт, что вы здесь прямо сейчас, означает, что вы идеально подходите!

 

Фрэнсис Видакович

Имея степень в области психологии, Фрэнсис Видакович является сертифицированным лайф-коучем для целеустремленных людей, автором более 20 книг, ведущей подкаста Dream Big My Friend и создателем курсов. Ее суперсила: превращать мам из мечтателей в деятелей.