Клиническая психология развития – Магистерская программа «Клиническая психология развития»

Содержание

Магистерская программа «Клиническая психология развития»

Магистерская программа «Клиническая психология развития»

Направление: 37.04.01 «Психология»

Направленность программы: «Клиническая психология развития». Программа реализует вид деятельности: научно-исследовательская, практическая.

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: магистр

Форма обучения: очная (бюджет). Занятия проходят по будням в вечернее время

Срок обучения: 2 года

Требования к абитуриентам: Базовое образование при поступлении: высшее (диплом бакалавра, специалиста, магистра).

Поступление: необходимо сдать междисциплинарный устный экзамен (см. программу вступительных испытаний)

Руководитель программы: Хромов Антон Игоревич, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, кандидат психологических наук

Выпускающая кафедра: кафедра нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; заведующий кафедрой: Хромов Антон Игоревич, кандидат психологических наук

Что дает обучение по программе?

Магистрант овладеет системой знаний о закономерностях клинико-психологического, биологического и социального развития человека, а также умениями разрабатывать и реализовывать специализированные, индивидуальные и групповые психодиагностические, коррекционные и реабилитационные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): детей, подростков и взрослых.

В рамках научно-исследовательской деятельности:

  • базовые знания для проведения научных исследований в области изучения когнитивных и личностных особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья любого возраста;
  • навыки самостоятельной постановки проблемы научного исследования, организации процесса исследования, статистической обработки полученных результатов, количественно-качественного анализа и систематизации научных данных;
  • обучение написанию научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, а также сопровождению внедрения научных разработок и проведению конференций.
  • знания по самостоятельной разработке теоретических и методических моделей психодиагностики нарушений психического здоровья.
  • обучение составлению психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;
  • обучение навыкам психологического консультирования лиц с ОВЗ в области социальной и образовательной деятельности.

Где могут работать наши выпускники?

В соответствии с освоенными во время учебы компетенциями выпускники магистратуры востребованы в сфере образования, здравоохранения и социальной помощи населению, а также в общественных организациях, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям. Практической сферой применения полученных знаний и умений будущих магистров по данной программе является психодиагностическая, коррекционная и консультативная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, любого возраста.

Кто будет учить?

Ведущие преподаватели по специальным дисциплинам:

психологи: к.психол.н. Наталья Владимировна Зверева, к.психол.н. Ирина Федоровна Рощина, к.психол.н. Антон Игоревич Хромов, к.психол.н. Алексей Анатольевич Коваль-Зайцев, к.психол.н. Юлия Евгеньевна Куртанова, к.психол.н. Светлана Викторовна Покровская, к.психол.н. Татьяна Александровна Мешкова, к.психол.н. Татьяна Александровна Басилова, к.психол.н. Юлия Андреевна Бурдукова;

биологи: д.биол.н. Наталья Леонидовна Горбачевская, д.биол.н. Татьяна Александровна Строганова;

педагоги: к.пед.н. Анна Михайловна Щербакова, д.пед.н., к.физ.-мат.н. Марина Геннадьевна Сорокова и др.

Осваиваемые компетенции:

Помимо компетенций, осваиваемых в соответствии с образовательным стандартом 37.04.01 «Психология» по реализуемым видом деятельности (научно-исследовательская, практическая), магистранты освоят дополнительные компетенции:

  • способность и готовность к анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования;
  • способность и готовность к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе.

Особенности обучения: Обучение по программе организовано по семестрово-модульному принципу и включает 4 модуля: 3 модуля в базовой и 1 модуль – в вариативной части, которые вместе с дисциплинами по выбору охватывают теоретическую часть обучения (суммарно – 21 дисциплина). Практика представлена такими видами, как: производственная, научно-исследовательская работа и преддипломная.

Начало занятий в магистратуре: 1 сентября.

Трудоемкость программы, всего – 120 зачетных единиц (1 зачетная единица = 36 академических часов).

Теоретическое обучение – 54 зач. ед.

Практики, НИР – 57 зач. ед., в том числе производственная практика – 15 зач. ед., научно-исследовательская работа – 30 зач. ед., преддипломная практика – 12 зач. ед.

Государственная итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка диссертации) – 9 зач. ед.

График учебного процесса

 

 

Модуль №1 Теоретико-познавательный. Дисциплины: Философия и методология современной науки; Научные школы и теории в современной психологии; Актуальные психологические проблемы современного общества. Практика (распределенная): производственная, научно-исследовательская работа.

Модуль №2 Научно-исследовательская деятельность и методы психологических исследований. Дисциплины: Планирование и проведение психологического исследования; Методы профильных психологических исследований; Математическая обработка данных психолого-педагогических исследований в программе SPSS.

Модуль №3 Профессиональное взаимодействие. Дисциплины: Тренинг профессионального саморазвития; Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии;

Модуль №4 Дисциплины профессиональной деятельности. Дисциплины: Возрастная патопсихология; Нейропсихология; Методы психологической реабилитации; Психосоматика; Психологическая диагностика в клинике. Практика (распределенная): производственная, научно-исследовательская работа.

Дисциплины по выбору: Нейробиология психического развития / Психология лиц с интеллектуальными нарушениями; Психобиология развития / Психология лиц с сенсорными и двигательными нарушениями; Практикум по психологической диагностике в клинике / Психология лиц с речевыми нарушениями; Проблемы геронтопсихологии / Психогенетика развития.

СКАЧАТЬ АННОТАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Контакты

Приемная комиссия факультета:
Адрес: ул. Сретенка, 29 (каб. 302),
Тел. +7-985-535-38-05
E-mail: [email protected]

Приемная комиссия МГППУ: 
Тел.: +7 (495) 632-98-66

Руководитель программы: Хромов Антон Игоревич, тел.: +7(499)975-56-29, e-mail: [email protected]

Координатор программы: Лунёва Оксана Владимировна, тел.: +7(499) 975-49-08

 

sp.mgppu.ru

История развития клинической психологии.

Взаимосвязь медицины и психологии основывается на тесном взаимоотношении биологических, телесных и социальных факторов. Еще Гиппократ (460-377 лет до нашей эры) указывал на роль адаптации организма и важность отношений между врачом и больным.

В конце 19 века зародиласьклиническая психология как частная сфера психиатрической практики для рассмотрения нарушений психической деятельности благодаря французской школе психиатров и невропатологов: Т. Рибо, Ж.-М. Шарко и др. В то время ее называли «опытной психологией». Первая психологическая «опытная» лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 году. Под «опытом» понимался анализ естественных (психическое заболевание, паранормальные феномены – телепатия, ясновидение) или искусственных (гипноз, прием наркотиков) изменений в психической деятельности (таким образом изучались возможные симптомы заболеваний). Также исследовались «исключительные случаи» — вундеркинды. Методикой изучения были самонаблюдение и устные самоотчеты испытуемых, а постепенно и экспериментальные методы.

Важный вклад в развитие экспериментального направления в России и изучение физиологических основ психики внесли Сеченов (1863) «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлов (условные рефлексы, механизмы ВНД). Первую психологическую лабораторию в России обосновал Бехтерев в Казани (рефлексология).

Одновременно впервые стали проводиться статистические измерения психологических характеристик людей и появились исследования Зигмунда Фрейда.

Термин «клиническая психология» введен Лайтнером Уитмером, обосновавшим первую психологическую клинику при университете Пенсильвании в1896 году. Уитмер настаивал на необходимости тщательного обследования пациентов до начала их лечения. Он оказывал помощь детям из бедных кварталов, что явилось первым примером профилактической помощи. Клиническая психология по Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и коррекции, ориентированных на индивидуальные нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. Постепенно психиатрические клиники стали включать в свои штаты психологов и социальных работников.

С началом 20 века началосьбурное развитие диагностических методов и инструментов: тест интеллекта, личностные тесты (ассоциативный тест Юнга). В 20-30-е годы быстро развивалась психологическая наука, но клиническая практика была с ней мало связана. Психологов считали преимущественно специалистами в области образования, а не медицины, т.к. они работали преимущественно с детьми (тестирование, разрешение школьных проблем). Психотерапией занимались лишь психологи, получившие психоаналитическую подготовку.

Изменения произошли после Второй мировой войны.Американские психологи принимали активное участие в работе военных госпиталей и были вынуждены заниматься психотерапией. Еще одно направление развития клинической психологии в 30-40-е годы – это помощь людям, страдающих от различных заболеваний. В последующем активно проходило развитие учения о психосоматике, развитие психофармакотерапии, имеющей свои позитивные и негативные эффекты, и психотерапии как альтернативы медикаментозному лечению.

В Европе и России термин «клиническая психология» не употреблялся до середины 20 века, и только в 1946 г. Вилли Гольпах (нем.) использовал его для оценки изменений психики соматически больных людей.

К тому времени под влиянием работ немецкого психиатра Карла Ясперса в начале 20 века в европейской науке также развивалось понятие «психопатология», задачей которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных. Ясперс считал, что сложные психологические взаимоотношения в личности, вступая во взаимодействие с биологическими факторами, приводят к формированию уникальной картины психического расстройства у конкретного больного, изучение которой позволяет поставить точный диагноз и назначить лечение.

Применение врачами психологических концепций для решения лечебных и исследовательских задач нашло отражение в понятии «медицинская психология». Европейские психиатры Эрнст Кречмер и Поль Жане использовали этот термин от латинского «исцеляющая, приносящая здоровье», т.е. как психотерапевтическую практику или биологическое обоснование психологических концепций личности. В целом это понятие рассматривалось как «психология для медиков».Только в 70-е годы она стала самостоятельной наукой.

Разнообразие терминов показывает, что клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной, считалась разновидностью медицинских знаний. Первые клинико-психологические исследования возникли в рамках психиатрии и неврологии (З. Фрейд, К. Ясперс, В.Н. Бехтерев, В.Н. Мясищев).

Только в 70-е годы 20 века клиническая психология приобретает черты самостоятельной дисциплины.

В настоящее время идет формирование единой биопсихосоциальной моделиздоровья и болезни.

studfile.net

Клиническая психология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский государственный университет

Сашилова Т. П.

КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ

Тольятти 2006 г.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ…….…….2

ЛЕКЦИЯ № 2. ОБЩАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ……………………………..8

ЛЕКЦИЯ № 3. МЕТОДОЛОГИЯ

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…….…….………..….11

ЛЕКЦИЯ № 4. НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ………………………………….….15

ЛЕКЦИЯ № 5. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………..…….16

ЛЕКЦИЯ № 6. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ…………………………………………..21

ЛЕКЦИЯ № 7. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ………………………………..…….23

ЛЕКЦИЯ № 8. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, КОММУНИКАТИВНЫХ

И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ……………………………………………………..……27

ЛЕКЦИЯ № 9. НАРУШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

И ДЕЙСТВИЙ……………………………………….………………………….……31

ЛЕКЦИЯ № 10. НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ………………..………………..….32

ЛЕКЦИЯ № 11 НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.………..…..…….34

ЛЕКЦИЯ № 12 НЕВРОЗ. ВИДЫ НЕВРОЗОВ……………………….……….…….37

ЛЕКЦИЯ № 13. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ…….…..…..…38

ЛЕКЦИЯ № 14. ЭПИЛЕПСИЯ…………………….………………………….…….39

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………..……………………40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……………….41

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………………………..……41

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………..………43

ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Предметом психологии как науки является изучение закономерностей формирования и проявления психики. Психология делиться на общую и специальную (прикладную).

Клиническая психология является разделом специальной психологии. Она находится на пересечении двух наук (медицины и психологии) и соответственно имеет свой предмет исследования как в области психологических, так и в области медицинских знаний.

Термины «клиническая» (от греч. kline – больничная койка, постель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию.

По Э. Кречмеру (1922), основным содержанием медицинской психологии является психологический анализ природы болезней.

По определению Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакову, предметом клинической психологии является многообразие особенностей психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного.

Содержание клинической психологии становиться действенным при условии ее взаимодействия со всеми отраслями медицинских знаний.

Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины и смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др.

Немаловажное значение медицинская психология имеет в сохранении и укреплении психофизического здоровья человека, она тесно переплетается с практикой психогигиены и психопрофилактики.

Краткая история развития клинической психологии.

Клиническая психология как самостоятельная научное направление сформировалось в XX веке, но ее истоки исходят из глубокой древности.

Мыслители Древнего Рима сформулировали общечеловеческие взгляды на отношения между людьми. Например, Цицерону принадлежат слова: «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу».

Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента. В донаучную веру практиковали магическое воздействие на человека словом, мимикой, пантомимикой с целью внушения (суггестии). В египетских папирусах обнаружены тексты целебных заклинаний от ста различных заболеваний.

Свод законов Хаммурапи (Месопотамия, около 2000 лет до н. э.) включал положения о медицинской этике. Врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой наказаний, которым подвергали врачей, совершивших проступки или обнаруживших невежество. В этот период были сформулированы законы, направленные на охрану здоровья.

Сирийский врач Сараджа говорил больному: «Смотри нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».

Со времен расцвета персидской медицины (примерно XI – XII вв. до н. э.) сохранился перечень идеальных качеств врача, к которым должны стремиться все представители этой профессии.

Врач должен не только глубоко изучать медицину, много читать, накапливать как можно больший опыт по специальности, но и вырабатывать в себе умение спокойно выслушивать больного, тщательно и старательно распознавать болезнь и лечить добросовестно. При встрече с больным врач обязан говорить с ним мягко, быть внимательным, сердечным, дружелюбным, умышленно не затягивать болезнь, способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни.

Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей:

«исцелителей святостью»,

«исцелителей законом»,

«исцелителей ножом».

Наиболее хорошей подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание с использованием высших духовных качеств врача, то есть психотерапии, в современном понимании. «Исцеляющие законом» занимались устранением причин болезней. «Исцеляющие ножом» оказывали хирургическую помощь.

Одновременно с египетской, месопотамской, персидской медициной развивалась медицина Древней Индии, а позднее и Древнего Китая.

Традиционная медицина Востока особое внимание уделяла взаимоотношениям души и теля, то есть психосоматике.

В Китае были разработаны оригинальные методики оздоровления, например, практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика. Духовная практика древнеиндийских йогов позволила найти практические способы психической саморегуляции, которые легли в основу современных методов аутогенной тренировки, широко применяемых в профилактике нервно-психических перенапряжений у здоровых лиц (летчиков, спортсменов, учащихся и т. д.) и психотерапии пограничных психических расстройств.

Греческая наука и медицина во II веке до н. э. достигли расцвета, особенно в изучении основ нравственности и добродетельности врачей.

Например, великие мыслители Древней Греции – Аристотель и Демокрит высказывались так:

«Природа, — учил Аристотель, — дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

По словам Демокрита, «должно приучить себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели».

Величайший врач Древней Эллады Гиппократ, считается отцом медицины. Он первый описал типы человеческой личности по особенностям темперамента, (эти описания были позднее дополнены Галеном).

Крылатыми стали слова Гиппократа: «Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко лечит».

Медицинская школа Джуди Шапур достигла своего расцвета благодаря слиянию знаний греческой и персидской медицины, позднее превратившись в крупнейший центр медицинского образования.

В начале IX века н. э. начали зарождаться основы медицинской психологии, которые были систематизированы в начале XX столетия.

На тот момент медицинские школы Багдада пользовались авторитетом во многих странах мира.

Например, представитель исламской медицины Разес (ар – Рази) (Абу Бакр Мухаммед Бен Закария, 865 – 925 гг. н. э.) был основоположником больничной службы, основателем медицинских консультаций, врачебной этики и психологических методов обеспечения здоровья людей.

Другой таджикский мыслитель и врач Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980 – 1037 гг.).

Он один из первых утверждал, что «местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг», что чрезмерное бодрствование портит натуру мозга и производит помешательство», что в результате уравновешивания характера достигается сохранение здоровья «одновременно как для души, так и для тела».

Неотъемлемыми качествами врача считались благородство, чуткость, нежность, мудрость, способность логически мыслить, правильно понимать и учитывать в лечении сложные переживания больного.

В эпоху Возрождения (XV век) закладываются основы понимания болезней.

Труд Везалия «О строении человеческого тела» (1543), Уильям Гарвей (1628) – открытие кровообращения.

Морганьи – изменение внутренних органов у больных.

В эпоху Ренессанса процветали итальянские медицинские школы в Падуе и Пизе.

В 1518 году Линакром открывается в Лондоне Королевский колледж врачей.

Исследования И. Мюллера, Клода Бернара, И. М. Сеченова положили начало к изучению функциональных изменений в организме и широкому использованию функциональных (инструментальных) методов в распознавании болезней.

В начале XX века значительно возрастает авторитет французской медицинской школы.

Крупнейшие ее представители (Морель, Шарко, Бернгейм, Жане, Бабинский, Маньян) подтверждали роль психики в развитии болезней внутренних органов.

До середины XX века ведущими в объяснении психической деятельности оставались материалистические позиции, недооценивание влияния на здоровье человека психологических факторов. На смену анатомо-материалистическому пониманию патологических процессов и чрезмерному увлечению инструментально-лабораторной диагностикой и лечению стало появление в начале XX века психоанализа, основоположником которого был З. Фрейд.

Вклад в развитие клинической психологии в России.

Ярчайшие представители отечественной медицины, М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, Н. И. Пирогов неоднократно подчеркивали необходимость обязательного учета психологии больного.

М. Я. Мудров писал: «Одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений». Основатель петербургской школы психиатров И. М. Балинский (1827-1902) обращал внимание на отрочество и юность, во время которых особенно важна роль правильного воспитания и обучения, правильного психического влияния для охраны здоровья молодежи.

Важный вклад в развитие психологии внес И. М. Сеченов (1829-1905). Работы Сеченова сыграли существенную роль в понимании истоков самосознания.

Знаменитый отечественный хирург Н. И. Пирогов и отец российской педиатрии Н. Ф. Филатов учат заботиться о больном и никогда не забывать о его сложном душевном состоянии.

Боткин С. П. (1832-1889) и Г. А. Захарьин (1829-1897) провозгласили принципы целостности организма больного, единство психического и соматического.

Основатель московской школы психиатров С. С. Корсаков (1854-1900) впервые выделяет «психическое лечение» в самостоятельный раздел. А. И. Яроцкий (1868-1944) в 1908 году сформулировал глубокую мысль о том, что полнота и прочность миросозерцания человека во многом определяют его общественное положение и здоровье.

И. П. Павлов (1849-1936) изучая нервную регуляцию функций внутренних органов, показал, что психические факторы влияют на секрецию слюны и поджелудочного сока.

На основе учения о рефлексах головного мозга И. М. Сеченова он создал метод изучения возникновения и изменения рефлексов. Павловым также было создано учение о высшей нервной деятельности, обозначены типы ВНД и их основные параметры – сила, подвижность, уравновешенность; показаны физиологические механизмы внушения и гипноза, выявлен динамический характер локализации функций головного мозга и т. д.

Наряду с развитием Павловской физиологии В. М. Бехтерев (1857-1927) со своими сотрудниками внес много нового в морфологию и физиологию головного мозга, в медицинскую психологию и психотерапию. В 1885 году В. М. Бехтерев открыл первую в России экспериментально-психологическую лабораторию при медицинском факультете Казанского университета.

Его ученики – сотрудники научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге В. Н. Мясищев, М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. К. Мягер, Б.Д. Карвасарский и другие являются основоположниками современного этапа развития клинической психологии в нашей стране. Этот этап характеризуется интеграцией клинической психологии с другими отраслями специальной психологии, в частности с психологией личности и социальной психологией, развитием междисциплинарных связей психологии с другими отраслями научных знаний – экологией, психогигиеной, кибернетикой, эргономикой.

Задачи и разделы современной клинической психологии.

Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами.

В педагогической практике клинико-психологические знания позволяют вовремя распознавать у ребенка нарушения психического развития или отклонения в поведении.

В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология ставит перед собой следующие задачи:

— изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

— изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

— изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

— изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

— разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

— создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина.

Специальные разделы — психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология).

Количество специальных разделов постоянно увеличивается в зависимости от потребностей общества. Сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.

Связь клинической психологии с другими дисциплинами.

Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика.

Процесс диагностики психических расстройств предполагает разделение индивидуальных особенностей личности 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000и собственно расстройств, вызванных органическими нарушениями с помощью патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также посредством различных психологических тестов (проб).

Клиническая психология занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»).

Современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, а клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь клинической психологии с психопатологией прослеживается в особой области медицинской науки — психопатологии.

Патопсихология и психопатология имеют один и тот же объект: нарушения психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти дисциплины различаются только углом зрения, под которым они рассматривают больных людей.

Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме /14/, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные психические функции. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов — восприятия, памяти и мышления. Психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).

Связь клинической психологии и неврологии проявляется в том, что «каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической)». Существует отдельная междисциплинарная область медицины — психоневрология.

Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

studfile.net

Клиническая психология

(вопросы)

  1. Предмет и структура клинической психологии.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психическойдея-тельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья. Можно выделить конкретные разделы медицинской психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Психосоматика изучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний.

Патопсихологию следует отличать от психопатологии (о ней речь пойдет позже). Сейчас стоит лишь отметить, что патопсихология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

  1. Теоретико-методологические основы клинической психологии.

В нашей стране специальность «клиническая психология» (022700) утверждена Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. (приказ № 686). В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Клиническая психология оказывает влияние на развитие теории и практики психиатрии, неврологии, нейрохирургии, внутренних болезней и других медицинских дисциплин.

Методологические принципы клинической психологии. Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология включает конкретно-научные приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. Они в свою очередь реализуются в специальных процедурах — методиках получения научных данных. Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии. Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наибольшее значение имеют сходные с представленными выше принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно, требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа.

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория — патологическое развитие личности.

Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей.

  1. Дефиниции клинической, медицинской, нейропсихологии и патопсихологии.

Клиническая (медицинская) психология — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии

.

  1. История зарождения специальности.

Во второй половине XIX в. знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой для создания научной психологии.

Основание научной психологии связано с проникновением в нее экспериментальных методов (до того времени в психологии господствующим был метод интроспекции). В тот период появились работы, посвященные экспериментальному исследованию чувствительности человека (Вебер и его книга «Об осязании»), в которых устанавливалось соотношение между силой внешнего стимула и величиной ощущения. Впоследствии Фехнер дал математическую интерпретацию найденной Вебером закономерности, появились работы Гельмгольца по психофизиологии органов чувств.

Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистических позиций. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим. Неоценимый вклад в разработку материалистических основ психологии внесли труды Сеченова. В 1863 г. вышла его работа «Рефлексы головного мозга», в которой он рассматривает рефлекс как основной механизм психических явлений: «Все психические явления по сути своей — есть рефлексы …», преодолевая дуализм Декарта. Модель рефлекторной дуги он заменил моделью рефлекторного кольца, фактически разработав понятие и механизм обратной связи и заложив тем самым основы теории саморегуляции поведения.

Первой психологической лабораторией в России была лаборатория, основанная Бехтеревым в Казани. Бехтерев проделал колоссальную работу по созданию объективной психологии, положив в основу своей концепции учение о сочетательных рефлексах, заложил основы медицинской, возрастной, социальной психологии в России.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменованы бурным ростом экспериментальной и различных отраслей прикладной психологии. В области экспериментальной психологии можно назвать исследования памяти, проведенные Эббингаузом. Используя эксперимент и количественный анализ, он открыл собственно психологические закономерности.

С работ Гальтона началось изучение индивидуальных различий и разработка тестов. Первые тесты интеллекта были разработаны французским психологом Бине и заложили основы психодиагностики. Психология постепенно обретала свой предмет и объективные методы исследования в сочетании с количественным анализом результатов. На рубеже XX в. в психологии формируется целый ряд школ и направлений, которые отражали расхождение позиций в определении предмета и метода психологии. Остановимся кратко на некоторых из них.

Психоанализ. Основоположником этого направления психологии является Фрейд. Если в психологии Вундта предметом изучения являлось сознание, в психологии бихевиоризма — поведение, то в психоанализе предметом изучения стали глубинные слои активности личности — ее бессознательное. Психоаналитическая концепция родилась из медицинской практики Фрейда, который, как врач, видел, что его пациенты страдали, но при этом никаких изменений в нервной системе (морфологических) он не находил. Это заставило его предположить, что истинные причины болезни скрыты от сознания, но именно они управляют поведением пациента. Так родилась концепция трехчленной структуры психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознательного. Становление современной отечественной психологии связано с именами Сеченова, Бехтерева, Павлова, заложившими физиологические основы изучения психики. Всемирное признание получили работы Павлова, посвященные изучению условных рефлексов, механизмов высшей нервной деятельности. Многие вопросы, имеющие существенное значение для современной психологии, такие как теория темперамента, учение о взаимодействии полушарий и др., были впервые поставлены Павловым. Однако в целом для подхода Павлова был характерен физиологический редукционизм, который проявился в сведении психического к его физиологическим механизмам. Бехтерев, сформулировавший концепцию психологии как науки, исходил из принципиальных положений теории Сеченова. Основой его научной программы изучения психики явилось положение об объективности психологического исследования и разносторонности изучения психики. При этом Бехтерев исходил из сложной детерминации поведения личности условиями ее прошлой жизни, актуальными обстоятельствами и наследственностью. Следовательно, для изучения поведения и личности в целом необходим целостный подход с привлечением не только психологии, но и смежных наук. Большой вклад в развитие психологии внес Выготский, разработавший культурно-историческую концепцию; он писал: «Для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга, и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, в социально-исторических формах существования человека». Особое внимание Выготский уделял изучению высших психических функций, мышлению и речи, рассматривая слово, знак как психологическое орудие, посредством которого строится сознание.

  1. Объект и направленность клинической психологии.

Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Клинический психолог в указанных выше областях выполняет следующие виды деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и некоторые другие. Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

studfile.net

Развитие клинической психологии

Первый этап становления клинической психологии

Определение 1

Клиническая психология ‒ это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.

Начальный этап становления клинической психологии охватывает первые два десятилетия XX в. В данный период совершается зарождение научного подхода к исследованию отклоняющегося психического развития.

Уже в самом начале своего развития клиническая психология была тесным образом объединена с проблемами нарушений психического развития ребенка, т.е. большей частью выступала как клиническая психология развития. Л. Уитмер, который является автором термина «клиническая психология», проводил практическую и научную деятельность на основе построенной им детской клиники при Пенсильванском университете. Один из пионеров американской клинической психологии У. Хили известен, прежде всего, своим исследованием делинквентных подростков

На границе XIX и XX вв. на стыке психиатрии, философии и психологии появляется психоанализ ‒ новое учение, которое перевернуло устоявшиеся представления о психической жизни человека, законах отклоняющегося и нормального функционирования психики. Его основатель, выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, отводил главную роль в появлении психических заболеваний ранним детским переживаниям человека.

В российской психологии теоретические концепции формирования психики стали формироваться несколько позже, все же, уже в первые годы XX в. известный отечественный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт издал ряд работ, которые содержали интересные размышления и наблюдения, касающиеся к проблемам психического формирования: «Период возмужалости», «Первые годы жизни ребенка», «Материалы для изучения школьного возраста» (1901‒1904). Лесгафт создал оригинальную типологию школьников исходя из их отношения к ровесникам, взрослым и процессу обучения.

Из отечественных исследователей данного периода необходимо отметить также А. Ф. Лазурского и А. П. Нечаева. А.П. Нечаев начал исследовать индивидуальные особенности обучения и становления детей, применяя методы экспериментальной психологии. Он обращал особенное внимание на индивидуальный подход к учащимся с учетом их возраста, умственной работоспособности, превалирующих типов памяти и видов образных представлений.

В данный же период были образованы первые практические инструменты психологической коррекции и психодиагностики. В 1904 г. французский психолог и врач Альфред Бине получает от Министерства образования заказ на учреждение методик для определения неполноценных в умственном лане детей, которые неспособных к обучению в массовой школе. Тесты, которые были разработаны им вместе с Т. Симоном, получают обширную известность и делаются прообразом последующих интеллектуальных тестов.

Приблизительно в тот же период итальянский детский педагог и врач Мария Монтессори, которая долгое время работала с умственно отсталыми детьми, определяет основные принципы собственной педагогической концепции, обращенной на коррекцию умственного формирования. Центральное место в данной концепции занимают игры, которые обеспечивают формирование сенсомоторной области ребенка. Вскоре М. Монтессори начинает использовать свой метод также для умственного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Замечание 1

Таким образом, почти одновременно закладываются основания двух значительных практических течений клинической психологии: психологической коррекции и психодиагностики.

Второй этап развития клинической психологии

Второй этап ‒ это 20‒30-ые гг. XX в., когда формируются концептуальные основания клинической психологии. В данный период вырабатывается большая часть теоретических подходов, которые и до настоящего времени определяют общее направление исследований в сфере психологии развития вообще и клинической психологии развития в частности. В смежных сферах науки ‒ детской и общей психологии ‒ были сформированы концепции, которые позже обогатили клиническую психологию новыми методами и идеями.

Большое влияние в Европе получила теория интеллектуального формирования ребенка, разработанная выдающимся швейцарским психологом Жаном Пиаже. Ее значение определялось не только общетеоретическими положениями, но и созданными Пиаже новыми методами изучения. Использовавшаяся им клиническая беседа с ребенком давала возможность подробно исследовать детские представления о мире и способы рассуждения, типичные для различных возрастных периодов. На данном основании последователи Пиаже разработали методы качественной диагностики уровня умственного формирования ребенка, пути коррекции нарушений.

Значительный вклад в клиническую психологию внесли новые направления глубинной психологии: аналитическая психология К. Г. Юнга и индивидуальная психология Альфреда Адлера. В начале 1920-ых гг. формируется детский психоанализ как самостоятельная ветвь практической и научной деятельности. Его основывают одновременно и независимо друг от друга дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, и одна из его последовательниц ‒ Мелани Кляйн. Существенные разногласия между ними позднее не раз грозили расколом психоаналитическому движению, но именно их труды дали возможность в последующем выстроить психоаналитическую психологию развития.

В России начала формироваться отечественная школа клинической психологии развития с преимущественной ориентацией на дефектологию. Выдающийся вклад в ее разработку внес Л. С. Выготский, который возглавил первый в Европе институт дефектологии. Л. С. Выготский и его сотрудники сформировали культурно-историческую теорию формирования психики. Л. С. Выготский сформулировал такие важные для клинической психологии развития термины, как:

  • психологический диагноз;
  • первичный, вторичный и третичный дефект;
  • психологический синдром и др.

В 1920‒1930-ые гг. интенсивно формировались методы психодиагностики и коррекционного обучения, что, в свою очередь, стимулировало массовые психолого-педагогические исследования в данной сфере.

Третий и четвертый этап развития клинической психологии

Третий этап относится к 1940‒1970-ым гг. Он характеризуется разработкой проблематики клинической психологии в границах других психологических дисциплин. Проводятся конкретные исследования, накапливается фактический материал, обогащается методический инструментарий.

Данные годы стали периодом последующей разработки концепций, основные принципы которых были заложены в предшествующие два десятилетия. Были подробно исследованы разные варианты отклоняющегося развития, описаны многие ранее неизвестные отклонения. Интенсивно совершенствовались ранее сформированные и разрабатывались новые методы психодиагностики, психотерапии и психологической коррекции.

В отечественной клинической психологии развития в этот период, как и в предшествующий, исследовалась преимущественно проблематика, связанная с интеллектуальными и сенсорными нарушениями.

Четвертый этап начинается с 80-ых гг. XX в. и продолжается по настоящее время. Его ключевую особенность составляет оформление клинической психологии в отдельную психологическую дисциплину.

Важной характеристикой настоящего периода делается институционализация клинической психологии. В ряде университетов мира возникают исследовательские и учебные программы по этой дисциплине.

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития, как за рубежом, так и в России.

spravochnick.ru

Клинический психолог — это… Что такое Клинический психолог?

Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации.

Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.[1] Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.[2]

Предмет клинической психологии

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. [3]

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.[3]

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

История клинической психологии в России

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.
Развитию клинической психологии в России серёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Разделы клинической психологии

Патопсихология и клиническая патопсихология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.[3]

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).

Психологическая коррекция и психотерапия

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-психотерапия,телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (

Примечания

См. также

Бибилотека по психологии и саморазвитию

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

Клиническая психология

1. Характерные особенности клинической психологии.

1) Клиническая психология — самая человечная

Цель клинической психологии — помогать страждущим людям; имеет дело непосредственно с индивидом, с живым человеком. Занимается исследованием не видовых, а индивидуальных особенностей субъекта.

2) Клиническая психология — наиболее практически внедренная

С момента зарождения клиническая психология привязана к практике. благодаря этому она получила наименьший ущерб в период гонений на психологию.

3) Для клинической психологии свойственна гармоничность развития практического и научно-теоретического аспектов

Несмотря на то, что научно-теоретические основы зачастую шли за практической работой, они весьма разработаны. Первая лаборатория экспериментальной психологии была создана В.М. Бехтеревым и ориентирована на клиническую психологию.

4) Клиническая психология — дисциплина, жизненно важная для человека

Знания клинической психологии, так как они связаны с конкретно-индивидуальными особенностями, позволяют человеку работать с собственно психологическими проблемами, в том числе — в повседневном общении с окружающими людьми.

5) Клиническая психология — наиболее масштабная и приоритетная среди других психологических наук.

В мире клинические психологи составляют большинство среди психологов. Так, например, в США около 150000 психологов, из них 90000 — клинические психологи.

6) Клиническая психология — мультидисциплинарная наука

Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой, юриспруденцией, всеми остальными областями психологии.

7) Клиническая психология имеет существенное значение для решения фундаментальных психологических проблем, инициирует их решение:

— психика и сома (соотношение души и тела)

— психология телесности

— мозг и психика

— структура психических функций

— психодиагностика

— психология воздействия

— психология бессознательного

— психология индивидуальных различий

2. Медицинская психология и клиническая психология.

Клиническая психология — область профессиональной деятельности психолога.

Медицинская психология — область психологических знаний, вносимая в сознание медицинских работников. Сюда входят некоторые аспекты психологии личности, психологии развития, проблемы деонтологии и др.

Предмет медицинской психологии — особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения и предупреждения (сохранения и укрепления здоровья).

Конкретные цели медицинской психологии могут быть сформулированы так: изучение психологических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

3. Клиническая психология — приоритетная область психологии.

см. вопрос 1

4. Внедренность клинической психологии в практику.

см. вопрос 1

5. Гармоничность развития научно-теоретического и практического аспектов клинической психологии.

см. вопрос 1

6. Сферы приложения клинических психологов (в рамках медицины и вне медицинских учреждений).

ДЕТИ

Информации о норме и аномалии развития детей уже много в отношении всех сфер психики, от праксиса до речи. В каждом конкретном случае важно вовремя отдиагносцировать аномалию развития, пока ее еще можно скорректировать, а то потом может оказаться поздно. Это относится к большинству форм олигофрении, шизофрении, ДЦП, микроцефалии и другим нарушениям генетического, пренатального и родового характера.

Конкретные блоки проблем, с которыми приходят люди к клиническим психологам:

1) Нарушения, связанные с эмоциональной депривацией

Особенно часто в отношении детей из детдомов, трудных семей — дети растут агрессивными, ригидными, причем если трудности в школьном обучении можно потом скомпенсировать, то проблемы в эмоционально-мотивационной сфере будут сказываться постоянно — в виде коммуникационных трудностей, бытовой беспомощности, трудовой неадаптивности и пр. Эти дети также подвержены заболеваниям психосоматического круга.

2) Проблемы общения ребенка с близкими людьми (проблемы у близких)

Разлады в семье на почве ребенка сказываются на нем и его желании и умении общаться. Например, больной ребенок становится предметом раздоров между родителями, идут взаимные обвинения, это отражается на ребенке. Или феномен гиперопеки, преувеличение слабости и беззащитности ребенка (обычно со стороны матери). Или эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего ожиданиям родителей.

Искажение детско-родительских отношений неминуемо ведет к ранней гипертонии, колитам, язве желудка, нейродермитам, бронхиальной астме и пр. психосоматике.

3) Ранний детский аутизм при нормальном физическом развитии. Иногда — в контексте шизофрении, но чаще как самостоятельный синдром.

Сам феномен впервые описан в 40-е Каннером: дети не используют устную речь как инструмент общения. Понимают, пишут, читают, никого не отвергают. Но не коммуницируют и отвечают односложно. Отсюда деформации развития — искажение самооценки, представления о других людях и т.д.

С такими детьми работают целые группы психологов. Месяцами, годами эти дети ходят в небольшие группы, где проводится коррекция.

4) ММД

Некоторые дети при обучении в школе изначально неуспешны в некоторых предметах вследствие ММД (на уровне темпов созревания различных мозговых операций, минимальная деформация этапов развития), и, если начать давить на ребенка, могут развиться неврозы.

5) Диагностика случаев нарушения или ослабления интеллектуальной деятельности

В этих случаях задача психолога — отличить умственное недоразвитие от простой задержки умственного развития. Первое — врожденный дефект, «малоумие», генетическое нарушение; второе — следствие неблагоприятной внешней ситуации, инда бывает похоже на первое.

6) Диагностика личностных особенностей (особенностей характера и темперамента — акцентуаций и психопатий) и связанных с некоторыми из них предневротических и невротических состояний (изменений психосоматической сферы, выраженных в снижении работоспособности, внимания, памяти, ухудшения настроения, нарушения сна и половых функций), в основе которых может лежать психологический дискомфорт.

ВЗРОСЛЫЕ

7) Локализация поражения на основании поведенческих проявлений — определение очага поражения (или кровоизлияния) после инфаркта, например, или после травмы.

8) Посттравматический синдром (обнаружен после Вьетнама)

Диагностика и коррекция невротических и депрессионных состояний, профилактика суицида, алкоголизма, наркомании.

9) Психосоматические заболевания (ССС, бронхиальная астма, язвы, нейродермиты)

Риск этих заболеваний зависит от личностных особенностей и стрессогенных факторов. Задачи психолога — диагностика и прогноз развития заболевания, коррекция послеоперационных состояний, профилактика алкоголизма и наркомании.

7. Практические функции клинических психологов.

1. Диагностика.(Это наиболее традиционная функция, наиболее «старая». Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность — выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.)

1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)

В начале 18 века «одержимых бесами» впервые признали психически больными, но этих больных сначала было трудно расклассифицировать, систематизировать. Потом стали выделять симптомы — общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей. Но симптом — единичный и малоинформативный признак болезни, поэтому следующим этапом стало выделение синдромов — закономерных сочетаний симптомов. Сейчас описаны даже стереотипы развития и движения синдромов, динамика.

Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского (рядоположного набора), это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

В медицине для выделения синдрома применяется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы, проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях — латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

2) топическая — участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. «немые» зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

3) индивидуально-психологическая — диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент — акцентуации, психопатии).

Здесь же возможна другая цель — дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

mirznanii.com