Колыбельная песня что означает – Колыбельная песня — это… Что такое Колыбельная песня?
Колыбельная песня — это… Что такое Колыбельная песня?
Ф. Рисс. Колыбельная песня. Ранее 1886Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях/ детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание[1].
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.— А.С.Королёв
Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дрёмы или Сна.
Сидит Дрема,
Взгляни Дрема на народ
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.
Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
В искусстве
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Колыбельные песни. Их виды и значение.
Колыбельные песни – яркий образец детского фольклора. Это своеобразный способ передачи ребенку информации об образах нового для него мира, первых словах, о матери, ее эмоциях по отношению к нему.
Детский фольклор имеет свои уникальные особенности, которые выделяют его в отдельный вид искусства. Эмоциональность, искренность, непосредственность и простота, легкость в варьировании звуками и словами – предают песням неповторимого колорита и даже некоторой мистичности.
Колыбельные песни отображают безграничную материнскую любовь и заботу, окунают в мир красоты и спокойствия, добра и искренности, это все то, что каждая мама желает передать своему ребенку.
Происхождение колыбельных песен
Появление колыбельных песен связывают с периодом окончательного перехода от матриархата к патриархату. Они ведут свое начало еще со времен язычества, от традиционных народных верований и обрядов, когда песни для ребенка имели свойство защитных заклинаний.
В культуре некоторых народностей было принято, чтобы мать после рождения сотворила для ребенка его особенную, личную песню, которая будет сопровождать и оберегать его всю жизнь.
Колыбельные песни передавались из уст в уста, память о них трепетно хранилась.
Виды колыбельных песен
Колыбельные песни по сюжету и тематикам довольно разнообразны, но, тем не менее, можно выделить несколько видов.
К первому виду стоит отнести колыбельные, где рассказывается о самом ребенке, о том какой он, о его сновидениях. Ко второму виду принадлежат колыбельные-истории, своего рода сказки в песнях, их цель состоит в том, чтобы знакомить маленького человека с миром, который его окружает. В таких колыбельных рассказывается про птиц, животных, людей и их взаимоотношениях. Третий вид колыбельных песен связан с тематикой эмоционального мира матери. Сюда относятся мысли и чувства мамы по отношению к ребенку, её пожелания для него, мечты связанные с его будущим. Такой сюжет призван создавать для ребенка атмосферу любви и безопасности.
Популярные образы в колыбельных песнях
Поскольку в прошлом колыбельные песни исполнялись не только для того, чтобы усыпить ребенка, но и как обереги-заклинания, целью которых было отвернуть от него действие определенных сил, уберечь от зла и призвать в помощь матери положительных духов-хранителей, то все это отобразилось и на сюжете песен, а именно главных персонажах.
Один из распространенных образов в колыбельных песен – это мотив кота или кошки. Кот – это на половину мистическая фигура, которая в славянской культуре занимает важное место среди хранителей дома, поскольку он всегда сидит на печи, далеко от дома не отходит, всегда возвращается назад. Кроме того, кот большую часть сутки спит, засыпает легко, поэтому у ребенка возникает ассоциация сна, убаюкивающего кошачьего мурлыканья. В древности, также, было принято положить в колыбель кота, перед тем как класть туда ребенка.
Еще одним популярным образом в колыбельных является образ самого Сна, или Дремоты. Это антропоморфные существа призванные нагонять сон на ребенка, охранять его, пока он спит.
Реже встречаются в колыбельных песнях образы птиц. Петь о птицах было принято, когда ребенка укачивали во дворе. Полеты птиц высоко в небе, их плавные движения также создавали успокаивающий эффект.
Травы, растения в колыбельных песнях преподносятся как часть снадобий, которые имеют магическую силу усыплять ребенка. Чаще всего — это образы мяты, руты, барвинок и другие. Обычно ребенка купали перед сном в отварах из этих трав, чтобы сон был крепким и здоровым.
Психологическое и физиологическое влияние
Исполнение колыбельных песен имеет ключевое психологическое значение для ребенка. Колыбельные песни несут в себе положительный эмоциональный заряд, необходимый новорожденному для адаптации в новом для него мире, чтобы ощущать окружающее пространство как доброжелательное, безопасное, такое, в котором его любят. Через колыбельную осуществляется акт эмоционального сближения ребенка с матерью. Колыбельная создает успокаивающий эффект, формирует доверие к миру и к матери.
Что касается физиологического эффекта, то учеными доказано наличие улучшения лактации у матерей во время пения колыбельных песен. Физиологические ритмы и матери и ребенка резонируют с ритмом колыбельной, что содействует улучшению сердцебиения, снижению артериального давления. Если женщины во время беременности поют колыбельные песни, то ребенку поступает больше кислорода, а околоплодные воды нежно массируют тело ребенка, помогая ему лучше развиваться, расти.
Кроме всего прочего, колыбельные песни – это первое соприкосновение ребенка с языком. Он развивает навыки речи, знакомится с названиями предметов, правильным порядком слов в предложении. За счет влияния на речь, развивается и мышление ребенка, переход с образного мышления на формальное, то есть то, что осуществляется с помощью понятий.
Не существует в мире песен, значение которых можно сравнить со значением колыбельных. Колыбельные песни — это первые уроки любви, покоя и защиты в жизни человека.
Автор статьи: Тымчук Илона Сергеевна
www.rastut-goda.ru
Что значит Колыбельная? Как понять термин Колыбельная? Какой смысл?
Кто не помнит, как в детстве, мама сидя рядом нашей с кроваткой читала книгу или пела колыбельную песню? Что значит Колыбельная? Прочтите ещё несколько полезных статей, например, как понять еврейское слово Хуцпа, что значит Хит, что такое Хаммам? Этот термин произошёл от слова «колыбель», так называются кроватка где спит малыш. Когда крохотный член социума угрюмо сопит и не в какую ни хочет засыпать, мама или бабушка садятся рядом с люлькой и начинают тихонечко напевать. В этот момент происходит «чудо», малыш раскрывает кулачки, его глазки закрываются, и он начинает посапывать своим крохотным носиком. В России колыбельная песня считается частью русского фольклора. Для исполнения этой незамысловатой песенки не требуются музыкальные инструменты, достаточно голоса матери.В большинстве случаев колыбельную интуитивно подбирали таким образом, чтобы включались механизмы внушения, которые имеют чёткую установку на функционирование правого полушария и имеет целью воздействовать на подсознание и эмоции.
В колыбельной можно обнаружить различные заговоры, которые древние славяне вплетали в «ткань» песни. Ведь они верили, что во сне человек может встретиться со злыми духами, а эта простая песенка помогает защитить от всех опасностей этого состояния. Однако спустя время, когда люди стали более образованными, колыбельная утратила своё значение магического оберега и являлась просто способом усыпить маленького «пострела».
Поскольку каждая колыбельная сопровождается раскачиванием люльки, то особое внимание создатели подобных песен придавали ритму, речитативу.
xn—-7sb3abqfg0a4g2a.xn--p1ai
Что такое колыбельная, история колыбельной
Что такое колыбельная, история колыбельной
Музыка сравнима с магией, и одним из её волшебных свойств является возможность возвращать человека в прошлое, воскрешать в его памяти события «давно минувших дней». Как много людей, блуждая по запутанным коридорам взрослой жизни, со светлой грустью вспоминают о детстве? Безупречный саундтрек к таким воспоминаниям — колыбельные. Даже если и не удаётся вспомнить слов, незамысловатые лирические мелодии, словно жемчужные ниточки, прячутся в закоулках памяти, не давая забывать о родительской нежности, заботе, о безусловной любви.
Историю колыбельной и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое колыбельная
Жанр колыбельной относится к фольклорному, он существует с древних времён и в каждом отдельном случае демонстрирует аутентичные черты творчества, присущие определённой народности. Колыбельная — это инструментальная пьеса или песня (исполняемая с несложным аккомпанементом или a cappella), в основе которой лежит простая, часто повторяющаяся мелодия. Упрощённая структура произведения, спокойный темп, незамысловатый текст — эти черты отвечают главной цели, ради которой создаются колыбельные — помочь ребёнку уснуть, успокоить его. Колыбельная — это одна из самых естественных и эстетичных форм взаимодействия между матерью и малышом, простой, но действенный способ передать нежные чувства младенцу, подарить ему ощущение защищённости и безопасности.
Специфика предназначения обуславливает музыкальные особенности колыбельной: присутствие коротких фраз, преобладание созвучных интервалов. Отказ от диссонанса в пользу благозвучия необходим для лучшего восприятия произведения на слух. Большинство колыбельных воспроизводится в медленном темпе и зачастую имеет форму «рефрен-эпизод-рефрен». Повторяющаяся часть необходима для создания эффекта мягкого гипноза, убаюкивания, а короткие куплеты (часто в одно четверостишие) способствуют развитию сюжета.
Популярные колыбельные
«Колыбельная» Модеста Петровича Мусоргского — четвёртая часть сборника музыкальных произведений, объединённых под названием «Детская», другое название колыбельной — «С куклой». Композитор посвятил пьесу своим племянникам. Песня отличается необычным распределением ролей: она исполняется от лица маленькой девочки, убаюкивающей свою куклу. Малышка напевает куплеты, где рассказывается о волшебном, далёком мире, где нет забот, и можно постоянно наслаждаться пением диковинных птиц.
«Колыбельная» М.П. Мусоргского (слушать)
«Колыбельная» Иоганнеса Брамса — произведение, написанное в 1868 году. В настоящее время это одна из самых популярных пьес в жанре, созданных классическим композитором. Рукописная партитура стала подарком для женщины, к которой автор питал нежные чувства, и её маленького сына. Это не просто колыбельная, это облачённое в музыкальное звучание, спрятанное в знакомой мелодии признание Брамса, адресованное той, которая была рядом, но оставалась недосягаемой, своей музе.
«Колыбельная» И. Брамса (слушать)
«Колыбельная песнь в бурю» Петра Ильича Чайковского — часть цикла для детей из 16-ти вокально-инструментальных произведений на стихи А. Плещеева. Мелодически эта колыбельная отличается от прочих «представителей» жанра, так как больше напоминает авторский романс, нежели песню «из народа». При этом общий характер произведения отмечен тоской, грустью, тревогой, но не безысходной, а проходящей. Концовка, несмотря на немного мрачное музыкальное оформление, отражает проблески надежды на лучшее — возможность увидеть утром солнышко после ночного ненастья.
«Колыбельная песнь в бурю» П.И. Чайковского (слушать)
«Berceuse» Фредерика Шопена — пьеса для фортепьяно, была опубликована в Париже в 1844 году. Эта колыбельная примечательна сложной структурой, по сути, это 16 вариаций главной темы, объединённых единым замыслом. В глобально смысле, это музыкальное олицетворение философской мысли о цикличности всего сущего, ведь каким бы ни было развитие, возвращение к истокам — неминуемо.
История колыбельной
Представляя собой воплощение фольклорной традиции, колыбельные появились ещё в древние времена, когда наши далёкие предки заметили, что маленькие дети засыпают гораздо быстрее под монотонное покачивание на руках у матери или в колыбели, под тихое, успокаивающее звучание её голоса. В 2000 году до н. э. в Вавилоне создавались глиняные таблички, на которых клинописью выводились тексты песен, тех самых, что пели женщины своим детям перед сном. Эти найденные артефакты в актуальное время являются доказательством древнейшего происхождения колыбельных как жанра. Подобные песни существуют практически у всех народов, вне культурных границ.
Во времена распространения язычества колыбельные приобрели статус своеобразного оберега. Их значение оказывалось персонализировано. Песня, которую напевали младенцу, впоследствии сопровождала этого ребёнка на протяжении жизни и становилась его личным талисманом, заклинанием, призванным помогать преодолевать любые невзгоды. В этом контексте героями песен часто становились тотемные животные или эфемерные сущности из мифов и поверий.
Исторически сложилось так, что песенный сюжет не привязан к конкретному канону, более того, текст колыбельной имеет выраженное второстепенное значение, а на первый план выходит монотонный ритм и «убаюкивающий» темп исполнения. Однако даже в этом случае, на основе ретроспективных исследований, возникает возможность выделить три основные сюжетные направления:
- Описание мира глазами ребёнка (его фантазии, мечты, представления, образы).
- Описание эмоций и переживаний матери в отношении будущего и настоящего (отражение её восприятия реальности).
- Выдуманная история (подобие сказки в музыкальном контексте).
В середине XIX столетия И. Брамс создал своё знаменитое произведение, строчки из которого «Guten Abend, Gute Nacht» стали прочно ассоциироваться с самой сутью колыбельной песни. Относительно современные колыбельные являют собой оригинальное смешение канонов поп-культуры и традиций ушедших эпох. Яркий пример — «Golden Slumbers», песня на стихи, написанные во времена правления английской королевы Елизаветы I, в период Возрождения. Колыбельная была исполнена легендарной ливерпульской группой The Beatles и вошла в 12-ый альбом (Abbey Road).
Интересные факты
- В 20-ые годы прошлого столетия испанский драматург Федерико Гарсиа Лорка опубликовал занимательную исследовательскую работу, где были описаны известные колыбельные, популярные в народе в различных уголках Испании. Поэт выяснил, многие песни имеют минорную тональность, а в отношении смысла стихотворного текста характеризуются общим печальным настроением. Такая особенность связана с тем, что малыши воспринимают большей частью сам мотив, распевный темп и успокаивающий ритм, а слова не имеют для них первостепенного значения. Для матери же, в свою очередь, такое обстоятельство создаёт возможность выразить с помощью музыки и простых стихов собственные мысли, опасения, передать тревоги и волнения, облегчить душевное состояние. Лорка первым указал на терапевтический эффект колыбельных в отношении психологического здоровья не только ребёнка, но и его матери.
- Благотворный эффект исполнения колыбельных проявляется не только, когда мать поёт младенцу, но и когда беременная женщина тихонько напевает соответствующие композиции или просто слушает их в записи. Находясь в утробе, малыш уже способен воспринимать настроение мамы, интонации её голоса. Красивая, спокойная музыка способна стать источником положительных эмоций, что позитивно сказывается на здоровье будущих мамочек и их малышей.
- Многие колыбельные написаны для исполнения в умеренно медленном темпе Andante. Именно он в наибольшей степени соответствует скорости спокойного сердцебиения малыша.
- Одна из самых знаменитых колыбельных на Ближнем Востоке исполняется… на похоронах! Это невероятно печальная песня, в которой поётся о пропавших без вести близких людях и о тоске, поселившейся в сердцах тех, кто утратил любимых родственников и товарищей.
- На Востоке существует пословица, которая отражает влияние колыбельных на характер человека. О злых, бессердечных и жестоких людях принято говорить: «Его мать не пела ему на ночь».
- Доказано, что дети, которым поют колыбельные, быстрее усваивают родную речь, обладают более спокойным нравом и успешнее постигают окружающий мир, так как именно слуховое восприятие лирических песен способствует укреплению связей между левым и правым полушарием мозга маленького ребёнка.
- Также была создана первоначально в качестве колыбельной известная песенка «Silent Night», которую в европейских странах так любят исполнять в канун католического Рождества.
- Культовый музыкант Джон Леннон написал одну из самых популярных колыбельных с незамысловатым названием «Good Night». Песня посвящена его сыну Джулиану и является лучшим подтверждением тезиса о том, что всё гениальное — просто. Несложная оркестровая аранжировка и элементарный текст со временем не только не нивелировали успех песни, но и способствовали ему. Колыбельная исполнялась бесчисленное количество раз и, в конце концов, превратилась в лирический гимн, жанровую классику.
- Доктор Джеффри Перлман из Нью-Йорка весной 2013 года провёл авторитетное исследование, в ходе которого было выявлено, что регулярное исполнение матерью колыбельной для своего ребёнка имеет явное терапевтическое значение. Оно заключается в том, что дети, засыпающие под такие песни, быстрее восстанавливаются после перенесённых заболеваний, а психическое и эмоциональное развитие малышей происходит стабильнее и продуктивнее. Музыкальная терапия имеет благотворное влияние и в физиологическом аспекте. Ребёнок, которому поют на ночь, менее подвержен болезням дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Оформившаяся как жанр колыбельная изначально имела своим предназначением успокоить дитя, помочь ему забыть тревоги прожитого дня и спокойно уснуть. Однако в более широком смысле колыбельная приобретает масштабное значение музыкальной зарисовки с незамысловатой структурой, но богатым сентиментальным «багажом», возникающим всякий раз, когда мать напевает на ночь ребёнку его любимую мелодию. Так создаётся ореол спокойствия и безмятежности, укрепляется вера в завтрашний день. Так транслируется любовь.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Колыбельная
soundtimes.ru
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.
Ф. Рисс. Колыбельная песня. 1886.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.
Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку
на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые,
может петься родными для больного и в прочих случаях.
Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека.
А. Бугро. Колыбельная.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега.
Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое,
страшное, то наяву это уже не повторится.
Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.
Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
The Watchful Mother
Колыбель (кроватка для грудных детей) сама по себе была мощным языческим оберегом,
православные священники боролись и добивались, чтобы ребёнка в первый раз
в колыбель клали с особой молитвой:
«Молитва, дитя в колыбель класти», которая была внесена в старинные Требники,
и только после крещения,потому что колыбельные возникли в древнее время, до введения христианства на Руси,а церковь изживала и заменяла
языческие обряды на христианские.
Русская колыбель.1765.
Jean-Baptiste Le Prince (1734 — 1781)
Большинство народов европейской части России и Сибири верило, что в подвешенной (приподнятой над полом)
колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.
Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.
laila50.livejournal.com
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ — это… Что такое КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ?
- КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
- КОЛЫБЕЛЬНАЯ песня -1) песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов.2) Вокальная или инструментальная лирическая пьеса-миниатюра (франц. berceuse), эпизод в крупном сочинении (опере, балете, сюите), где жанр народной колыбельной песни преломляется в авторском стиле композитора.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- КОЛЧИН Борис Александрович
- КОЛЫВАНСКИЙ ХРЕБЕТ
Смотреть что такое «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ» в других словарях:
Колыбельная песня — У этого термина существуют и другие значения, см. Колыбельная (значения). Ф. Рисс. Колыбельная песня. Ранее 1886 … Википедия
колыбельная песня — 1) песня, исполняемая при убаюкивании ребёнка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. 2) Вокальная или инструментальная лирическая пьеса миниатюра (франц. berceuse), эпизод в крупном сочинении (опере, балете, сюите), где жанр народной… … Энциклопедический словарь
колыбельная песня — КОЛЫБЕ´ЛЬНАЯ ПЕ´СНЯ песня, напеваемая при укачивании ребенка, особый лирический жанр, популярный в народной поэзии: Баюшки, баю´, баю´! Живет барин на краю. Он ни скуден, ни богат, Много у него ребят; Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят.… … Поэтический словарь
Колыбельная песня — жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Колыбельная песня — (франц. berceuse, нем. Wiegenlied, Schlummerlied, англ. lullaby) песня, служащая для убаюкивания ребёнка, распространённый жанр народной песенности многих народов. Для К. п. характерны спокойное, замедленное движение, повторы попевок и… … Музыкальная энциклопедия
«Казачья колыбельная песня» — «КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ», стих. Л. (1838). Существует неск. преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка; по мнению И. Андроникова, в … Лермонтовская энциклопедия
Колыбельная — (роман) Колыбельная (фильм) Колыбельная (песня) … Википедия
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова — Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова … Википедия
Колыбельная (значения) — Колыбельная: В Викисловаре есть статья «колыбельная» Колыбельная песня мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Колыбельная (роман) Колыбельная (фильм) название нескольких фильмов. «Колыбельные мира … Википедия
Колыбельная — ж. Колыбельная песня. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
dic.academic.ru
Колыбельная песня
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
В данном жанре сохранились элементы заговора — оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания — колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).
Колыбель — зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Главные мотивы колыбельных песен — пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.
Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема…» или «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите…»
Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.
Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх — вниз», «вправо — влево», «назад — вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки — в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.
Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка — «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады — Лели. Славянская Леля — это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
колыбельная песня фольклор
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Птицы в древнеславянском мировоззрении — это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» — «сказитель», «рассказчик» и «байка» — «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?
В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби — гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме — Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собачка, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Маню не буди…
Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Пахать, боронить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.
А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».
Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. «Байкать» девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли «байкалы», «байкальшицы», «баюкалки».
Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.
Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен — любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.
Таким образом, народные колыбельные песни — это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла:
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Дремлют стрелки на часах,
Сны по крышам ходят.
Гаснут лампочки в домах,
Вечер спать уходит.
Хочет вечер отдохнуть,
Подремать немножко.
Ну и нам пора уснуть,
Ночь глядит в окошко.
Шелестят по мостовой
Тихо-тихо шины.
В гаражи к себе домой
Едут спать машины.
За витриной прилегли
Мягкие игрушки,
А к малышке забрели
Сказки под подушки.
Баю-бай, баю-бай
Спи, малышка, засыпай…
СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!
В сказке можно покачаться на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы
Глазки закрывай! Баю-бай!
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!
БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
Унесёт во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Мою детку не буди.
СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной…
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Литература
1. Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1—4;
2. Шейн П.В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898;
3. Карский Е.Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916:
4. Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928;
5. Элиаш Н.М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічноi комісi ВУАН», 1930, № 14;
6. Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI—VII.
Настя Реброва
Источник
welemudr.mirtesen.ru