Компоненты сюжетно ролевой игры дошкольников – Компоненты сюжетно-ролевой игры, особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.
Характеристика и Компоненты детских игр
Ролевые игры вплетены в повседневную жизнь каждого человека любого возраста. Что говорить о дошкольниках, для которых сюжетно ролевая игра является основным видом деятельности и условием познания окружающего мира. С помощью сюжетных игр ребенок расширяет кругозор, изучает сферу человеческих взаимоотношений, развивает коммуникативные навыки.
Сюжетные игры как способ постижения окружающего мира
Что нужно для того, чтобы лучше разобраться в каком-либо деле, научиться полезным действиям, осознать отношения? Самый эффективный способ — включиться в деятельность и потренироваться, прочувствовать себя в конкретной роли. Подобным тренировочным полем удачно выступает сюжетная игра. И что самое важное, сюжетно-ролевая игра доступна личности с дошкольного детства.
В сюжетно ролевой игре отдельные действия объединяются темой, которая раскрывается в определенной последовательности событий. Обыгрывая эти события, участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам или склонностям.
Не важно, сколько лет исполнителю. Уже в 3-4 года дети понимают, как нужно вести себя в рамках роли. Девочка, вообразив себя мамой, убаюкивает свою куклу и журит, что та не хочет засыпать. Мальчик, став на время фотографом, требует, чтобы ему позировали в соответствии с его указаниями.
Выполняя различные роли, ребенок временно принимает разные точки зрения. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого человека, прислушаться к его желанием.
Исполнение роли учит ребенка разделять переживания окружающих людей. Воссоздаются не только принятые действия, но и эмоциональное содержание, к которому обязывает роль. Если сюжет игры предусматривает поздравления с днем рождения, принято радоваться. Если дошкольник выбирает роль учителя, он обязательно демонстрирует строгость.
Цель сюжетно ролевой игры
Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.
Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной. Игровой процесс создает условия для ориентирования в том, как строятся отношения в социуме, как представлена деятельность человека в реальности. Соответственно, цель ролевой игры – включить ребенка в реальные общественные отношения.
Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего, дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.
Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любой другой вид деятельности.
Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:
- Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (убаюкивание кукол, «варка» каши, «рулить, как водитель»). В правилах такие игры не нуждаются. Каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе).
- Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Если один ребенок «варит суп», то второй «делает салат». И на двоих «водителей» уже найдется инспектор, а не третий шофер.
- Новая ступень игровой деятельности наполняется содержанием: распределением ролей и соблюдением логики действий. Взявшись причесывать кукол, девочка худо-бедно манипулирует с прической каждой из них, так как куклы сидят в очереди к парикмахеру, и всех их нужно обслужить. «Водитель» не просто рулит, а подъезжает к остановке, ждет всех пассажиров и «везет» их по назначению. На этом уровне дошкольники играют вместе.
- На четвертом уровне основным содержанием становятся действия, включенные в отношения с другими. Дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачны.
Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.
Особенности и функции
Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.
Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:
- Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
- Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
- Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
- Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
- Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.
Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.
Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:
- Сюжет и содержание
- Роли
- Правила
- Игровые действия
- Набор используемых предметов
Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.
Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.
Роль – главная «нагрузка» ребенка в игре. Выбрав себе персонажа, дошкольник понимает, что нужно говорить и действовать не в соответствии со своим желанием, а с позиции роли.
Вызвавшись быть «врачом», нужно внимательно обслуживать «пациента». А переместившись на роль пациента, стоит рассказывать о самочувствии.
Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты. В старшем дошкольном возрасте дети придают правилам огромное значение и следят, чтобы их не нарушали партнеры. В отношении себя они не столь строги. Если нарушат договоренность, ищут обоснование этой вольности.
Игровые предметы, наоборот, крайне важны малышам. Каждому реальному предмету они находят заместитель. Они не умеют играть «в доктора», если не подберут палочку или карандаш в качестве градусника. Старшие дети к предметам-заместителям относятся гораздо лояльнее. Часто им проще выполнить символические движения, чем искать подходящий атрибут.
Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников
В данной статье перечислены цели и функции, которые реализуются посредством сюжетных игр. Очевидно, что все они направлены на развитие личности ребенка. Приобретения дошкольника благодаря исполнению различных ролей многогранны. Это не только новые знания и осознание реальных отношений.
Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.
Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки. Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками.
В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях. Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста.
alldoshkol.ru
Какие компоненты сюжетно-ролевой игры использует воспитатель
Рада приветствовать вас, коллеги и читатели моего блога! С вами ваша Сухих Татьяна с исключительно научным вопросом о структуре ролевых забав современных детей. Какие же компоненты сюжетно-ролевой игры обеспечивают ее максимальную результативность? Я уже столько знаю на тему сюжетных мероприятий в детском саду, но, видимо, мне еще учиться и учиться.
Содержание статьи:
Компоненты — где их искать?
Честно, приставала ко всем коллегам, пытаясь выяснить, что такое эти самые составляющие, но толком ничего не добилась. Многие просто спрашивали: «Зачем это тебе?» – весьма оригинально, правда?
Конечно, теория быстро забывается в практической деятельности педагога. Мы делаем какие-то вещи, но затрудняемся сказать, как это называется. Придется задать вопрос «дяде Гуглу», пусть назовет компоненты сюжетно-ролевой игры…
Понятно, что составные ролевых детских забав – это все, что связано с организацией этих мероприятий с дошкольниками. Например, игровое пространство, которое обеспечивается подходящими атрибутами.
К слову, мой любимый интернет-магазин Озон предлагает множество вариантов атрибутов для сюжетных забав, которые чрезвычайно разнообразят тематические уголки в группе. Что говорить, если ребенок видит классную игрушку – он сразу воспылает желанием найти ей творческое применение. Да, картонные поделки – штука полезная, как ни крути. Но насколько же эффектней смотрятся настоящие детские кухни, скажем, либо прилавки магазина с красочным товаром!
Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Итак, что подразумевается под компонентами (структурой) сюжетных забав дошкольников?
Основные компоненты деятельности сюжетно-ролевой игры содержат:
- Сюжет;
- Содержание;
- Правила;
- Роль;
- Действия;
- Взаимоотношения;
- Предметы-заместители;
- Воображаемые ситуации;
- Партнеры.
В общем, так я и думала, но четко сформулировать было трудно. Может, кому-то пригодится мой труд по обобщению информации?
Это главные компоненты стандартной сюжетно-ролевой детской игры по Д.Б. Эльконину – советскому психологу, который занимался вопросами именно детской психологии, в частности психологии игры. Он выделил уровни сюжетных детских забав, которые отражают их развитие на протяжении дошкольного периода детства.
Стоит ли расписывать, каждый пункт списка? Уверена, все воспитатели знают, что такое роль, сюжет, действие… Мне нужно было просто представить вам четкий ответ на конкретный вопрос: какие, собственно, компоненты любой сюжетно-ролевой социализирующей игры выделяет педагогика?
Поделюсь лишь собственными наблюдениями об особенностях ролевых забав наших с вами деток. Вы же понимаете, что сюжеты, роли и прочие составляющие игр современных ребят кардинально отличаются от тех забав, в которые играли наши бабушки (если играли вообще в их труднейшее голодное военное время).
Немного конкретики…
Например, сюжеты вообще можно сгруппировать таким образом:
Бытовые – семья, детсад;
Профессиональные (производственные) – продавцы, учителя, врачи и т.п.;
Общественные – праздники, парад, поход в кафе, поликлинику, театр.
Мы в детском саду предлагаем ребятам разнообразные сюжетные линии, чтобы дать им возможность всесторонне изучить окружающий мир. Если не показать деткам, во что можно играть, они будут скучать либо часами катать машинки по полу, либо одевать и раздевать кукол, а иногда начинают просто ругаться из — за игрушек и это не очень хорошо.
Когда ребятишки играют сами по себе это конечно не плохо, но нужно постоянно расширять игровой опыт малышей, вовлекая их в новые ситуации, чтобы дети не успели повздорить между собой, что часто случается, если пускать всё на самотёк.
Есть «вечные» сюжеты, которые использовали и наши бабушки. Например, больница, школа, семья, но и они имеют особенности, отражающие действительность. Если раньше врачей в селах называли фельдшерами, то сегодня такое название не встретишь. Да много чего поменялось за последние 20-30 лет… Это все всегда отражается в игровых моментах.
Часто детки выбирают сюжеты игр по какому-нибудь экстраординарному событию в жизни страны и мира или по сюжетам фильмов. Так, мальчишки в моем детстве забавлялись в пограничников и Штирлица, мой папа представлял себя разведчиком, красноармейцем, солдатом по следам войны, а уже наши детки вполне серьезно играют в террористов…
Что хочется сказать о содержании? Оно зависит от возраста детишек. Самые маленькие способны многократно повторять одно и то же действие, которое им не надоедает. К примеру, они одевают кукол, укладывают спать и опять одевают, затем все повторяется снова. При этом детки могут вообще все делать молча или обособленно, не общаясь с партнерами по игре.
Ребята постарше уже добавляют новые линии – тех же кукол они уже умывают, кормят завтраком и ведут в детский сад или школу. При этом с возрастом малыши учатся использовать предметы-заместители: кусочек пластилина вполне заменяет мыло или вообще можно ведь все представить себе, нафантазировать и этого достаточно для полноценной забавы.
Ребята активно общаются, обсуждают сюжет и свои роли, то есть, они проникают глубже в жизненные реалии с помощью игры.
Дети в игре
Интересно наблюдать, как меняется характер роли, которую отводит себе и партнерам по игру ребенок от младшего возраста и дальше. Сначала на первых порах малыш выполняет действие, которые обычно с ним выполняют родители – умыть, раздеть-одеть, уложить спать. Он не воображает себя, скажем, мамой, но копирует ее движения.
Далее идет озвучивание – малыши говорят вместо кукол. И лишь позже они называют те роли, которые берут на себя: я – мама, я – дочка, я – собачка. Дошкольники уже не только придерживаются логики действий, но и проявляют понимание смысла социальных отношений.
На этом этапе возможны эмоциональные стычки между детьми при распределении ролей. Обязательно нам, взрослым, нужно пресекать конфликты и учить ребят справедливо выбирать и давать роли. Можно показать им, как с помощью считалочки или жребия решать проблему выбора.
А что если нам развернуть дискуссию на эту тему? Давно хотела провести научные споры с коллегами! Прошу высказывать «умные» мысли, ценные замечания, уникальные предложения!
Можно даже подписаться на новые материалы, также не забывайте делиться ссылками на понравившиеся статьи.
С уважением, Татьяна Сухих
До новой встречи!
Кстати, рекомендую прочитать:
Опубликовано: 20.05.2015
Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…
Опубликовано: 22.07.2015
Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…
Опубликовано: 13.11.2016
Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…
Опубликовано: 11.12.2016
Здравствуйте, снова с вами Татьяна Сухих, столько бумаг накопилось и…
Опубликовано: 06.01.2017
Я, Татьяна Сухих, вновь рада приветствовать любимых своих читателей на…
Оцените запись
metodbv.ru
Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника
Поиск ЛекцийСЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Значение сюжетно-ролевой игры и ее специфические особенности
Значение сюжетно-ролевой игры определяют ее особенности как деятельности, как средства воспитания и как приема обучения.
Определяя значение сюжетно-ролевой игры как деятельности, Л.А. Венгер исходил из положения о том, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития. Игра предъявляет к ребенку следующие требования:
умение действовать во внутреннем воображаемом плане, т. е. создавать воображаемую или мнимую ситуацию;
ориентироваться в системе человеческих отношений, так как игра направлена на их воспроизведение;
согласовывать свои действия с другими людьми.
Для проявления и формирования этих умений или способностей сюжетно-ролевая игра создает все необходимые условия.
1. Характерной особенностью игры является использование в ней внешних действий замещения, выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана. В игре ребенок принимает на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. При этом действия изображаемых персонажей он воспроизводит через игровые действия, реальные предметы замещает игрушками и другими предметами (использует предметы-заместители).
2. Игра создает внешнюю модель социальных отношений, которые, воссоздаются детьми. Основное содержание этих взаимоотношений состоит в различных комбинациях соподчинения ролей.
3. Помимо ролевых, в игре возникают реальные отношения детей. Совместная игра не возможна без согласования действий. Первоначально такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия. Оно становиться исходной формой для развития у детей «качеств общественности» (А.П. Усова), которые обеспечивают высокий уровень общения дошкольников.
Названные особенности определяют значение, которое имеет сама сюжетно-ролевая игра и ее компоненты. Л.А. Венгер назвал его специфическим развивающим значением. Оно проявляется только в ситуациях, когда игра выступает как самостоятельная деятельность. Поэтому имеет наибольшую ценность, и должно максимально быть использовано в педагогических целях. При этом, специфическое значение игры реализуется не автоматически, а под влиянием руководства взрослого, которое должно носить особый, косвенный характер.
Когда игра выступает как средство воспитания, то развивающий эффект достигается за счет конкретного содержания, которое специально вносится в детские игры. В этом случае функции организации и регулирования ее хода в значительной мере осуществляются взрослым.
Особое значение имеет игра как прием обучения: сюжетное содержание вносится в формулировку учебных заданий, предусматриваются возможности выигрыша, выполнение заданий организуется в игровой форме. Это способствует усвоению программного материала, формированию у детей психических качеств. Однако в подобных ситуациях, по мнению Л.А. Венгера, имеет место не сама игра, а отдельные её компоненты (сюжет, правила, мотив). Значение, которое имеет игра как средство воспитания и прием обучения, Л.А.Венгер назвал неспецифическим. В этих случаях педагог влияет на развитие ребенка через игру и с помощью игровых приемов.
Источники детских игр
Игры детей возникают под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний, которые они получают из самых разных источников: каждодневного опыта и специально организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности. Детям читают книги, показывают диафильмы, водят на экскурсии, обращая внимание на то, как трудятся люди в разных сферах культурно-бытового обслуживания (магазине, библиотеке, аптеке), на производстве (строительстве, ателье и т. п.). Чем ярче впечатления, богаче знания, тем содержательнее сюжеты детских игр и сильнее воспитательное воздействие на ребенка (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая).
В последнее время в психолого-педагогических работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников (). Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более однообразны и примитивны. Данный факт объясняется отдалением ребенка от родителей, отсутствием возможности непосредственно наблюдать труд взрослого человека и, соответственно, непониманием его деятельности, незнанием трудовых и личных отношений. Получается, что при наличии большого количества разнообразных игрушек, у детей отсутствует содержание для игр. Современные дошкольники много времени проводят у телевизоров, осваивают компьютерные программы и игры. Это сокращает число совместных детских игр и приводит к существенным изменениям в их содержании. Дети воспроизводят в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, берут на себя не производственные или профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Таким образом каждодневный жизненный опыт чаще определяет содержание игр, чем влияние специальных мероприятий, проводимых воспитателями детских садов для обогащения содержания сюжетов. Данный факт был еще установлен в работах Д.В. Менджерицкой.
В исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой сделан вывод о том, что глубина впечатлений и знаний ребенка в большей степени зависит от того места, которое отводится ему в деятельности окружающих взрослых. Были выделены три типа ситуаций, отличающиеся по степени активности и включенности в них ребенка дошкольного возраста:
1. Ситуации, в которой ребенок активно действует наравне со взрослым (моет посуду, убирает игрушки).
2. Ситуации, в которые ребенок непосредственно включен в деятельность, но он является объектом направленных на него действий (его лечат, везут на машине, ведут в музей).
3. Ситуации, в которых дети не являются участниками деятельности, а только наблюдают её (строители возводят дом, водитель управляет автобусом), либо узнают о ней из рассказов, сказок, диафильмов, телепередач.
Сюжеты детских игр отражают все три названные ситуации. Однако большая часть сюжетов, по мнению исследователей, связана с воссозданием содержания ситуаций второго типа. В них наиболее ярко проявляется противоречие между желаниями и возможностями ребенка. С одной стороны, ситуации непосредственно представлены ребенку в плане как действий, так и отношений между людьми, а с другой — действия взрослого в них реально недоступны ребенку. Это противоречие и находит свое разрешение в игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр прежде всего наличие сюжета. Сюжет игры — эта та область действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты детских игр чрезвычайно разнообразны и зависят от условий, в которых живут дети (с. 111).
Исследования Е.А. Аркина, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина показывают, что содержание сюжетов детских игр изменяется с возрастом. Дети 2-4 лет преимущественно отображают жизнь семьи, детского сада, старшие дошкольники -профессиональную деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события. По мнению Д.В. Менджерицкой, деление игр на бытовые, производственные и общественные достаточно условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни.
Сюжеты детских игр отличаются не только по тематике, но и по структуре. Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой были выделены следующие элементы сюжета игры: действие, предметная ситуация, персонаж. В зависимости от количества элементов и типа связи между ними различают следующие структуры сюжетов:
1. Сюжеты, включающие в себя один персонаж и одно действие в одной предметной ситуации
2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации.
3. Сюжеты, включающие два взаимодополняющих персонажа, действующих в одной предметной ситуации.
4. Сюжеты, в которых заданы не только функциональные взаимодействия персонажей, но и отношения между ними.
Выделение структуры сюжетов игры позволяет характеризовать сложность игры детей не только с точки зрения тематики, но и с точки зрения структуры сюжета.
Кроме сюжета в каждой игре присутствует содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослого. Содержание детских игр прямо зависит от глубины познания ребенком деятельности взрослого. Дети могут воспроизводить предметную сторону труда взрослого, отношения между людьми, смысл человеческой деятельности. При этом содержание детских игр будет различаться. В первом случае деятельность ребенка будет заключаться в манипулировании орудиями труда, во втором — передаче характера отношений со своими партнерами по игре, выполняющими различные роли, в третьем —
Таким образом, одна и та же по своему сюжету игра может иметь различное содержание:
Центральным элементом сюжетно — ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. Важен тот факт, что дети не только называют себя именем соответствующего взрослого человека ( «Я — мама», «Я — моряк», «Я — врач»), но и действуют как взрослые люди, роли которых они на себя взяли. Действуя, как взрослые, дети отождествляют себя с ними. Таким образом, роль является связующим звеном между ребенком и деятельностью взрослого. По данным А.П. Усовой, роли могут осуществляться в простом движении, мимике, речи или разговоре без всякого сопровождения действием или в действии с речевыми высказываниями. Роль может выполняться ребенком «за себя», «за куклу» или одновременно «за себя и игрушку». Дети могут брать на себя роли сказочных персонажей («Я — Золушка», «Принцесса на горошине», «Страшила»), животных (черепаха Тортилла, серый волк), а могут изображать себя как действующее лицо какого-нибудь события (). По характеру взаимосвязи выделяют два типа ролей: взаимодополнительные, требующие взаимодействия с другой ролью (мама — дочка; капитан — матрос; библиотекарь — читатель) и независимые, имеющие опосредованную связь с другими ролями (водитель, строитель, космонавт).
Роль выполняется ребенком посредством игровых действий с предметами и партнерами по игре. Игровые действия существенно отличаются от предметных. Основное отличие состоит в том, что они носят обобщенный и свернутый характер. Эта особенность игровых действий позволяет ребенку сосредоточить свое внимание на передаче характера отношений между людьми. Обобщению и сокращению действий в игре способствует слово, которым ребенок поясняет свои действия: «приехали», «уже поспали». Именно роль и органически связанные с нею действия Д.Б. Эльконин назвал основной единицей игры.
Детские игры побуждаются различными мотивами. В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина выявлены следующие мотивы: воссоздание эмоционально значимых реальных событий; воссоздание действий эмоционально значимого взрослого, сверстника, старшего ребенка; общение со сверстником; фантазирование, придумывание, создание в игре особой действительности. Наиболее характерным мотивом детских игр, по мнению Н.Я. Михайленко, является, фантазирование. В нем реализуется одна из основных особенностей детской игры –относительная независимость от внешних обстоятельств, возможность комбинировать события, менять места и отношения действующих персонажей.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
3. Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов
Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.
Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.
Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т.д., общественные игры в празднование дня рождения города и т.п.
Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – “как будто”.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.В. Менджерицкой, П.Г. Саморуковой и Д.Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т.д.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.
Проблемами развития роли в игре занимался Д.Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.
В.И. Ядэшко, В.Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.
Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т.д.
Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.
studfiles.net
Возрастной период детства | Сюжет игры | Содержание игры | Роль | Игровые правила | Игровые действия | Отношения детей в игре | Характер взаимодействия детей | Мотив игры | Причины конфликтов | Длительность и количество играющих | Ранний возраст | Бессюжетная игра | Манипулирование с предметами, совершая однообразно повторяющиеся действия | Возникает к концу возрастного периода | Правила отсутствуют | действие ребенка связано с его ролью через предметы | Играют рядом, но не вместе. К трем годам появляется интерес к игре сверстника. | Взаимодействия по внеигровому поводу — места или игрушки, привлекающей ребенка. | Мотив в вероятном характере результата игрового действия. | Конфликты из-за того что не поделили игрушку вне игровой деятельности или не поделили внимание взрослого | 3-5 мин 1 чел | Младший дошк. возр. | Бытовой состоит из ряда часто не связанных друг с другом эпизодов из жизни Они отрывочны, нелогичны, неустойчивы Бытовые действия (варить, мыть, возить» | содержание игр состоит только из ряда действий с игрушками | Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия Социальые, предметные | правило еще не выступает, но в случаях конфликта оно уже побеждает непосредственное желание действовать с предметом | Каждый ребенок играет по-своему | Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству | игровое взаимодействие детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата. | Возникновение нереализуемых тенденций | когда кто-то из детей не выполняет общего действия или выполняет его не так как надо. | 3-10 мин 2-3 чел | Средний дошк. возр. | Производственный Появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — кухарка, я — шофер. Здесь в этих обозначениях наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения | выступать правила, выражающие систему отношений с другими участниками игры, взявшими на себя выполнение той или иной роли | Социальные, предметные | Правила в игре контролируются взрослыми. | действия связаны с ролью непосредственно или через готовое правило игры. игровые действия носят характер оторванных от роли отдельных действий | соотнесения игровых отношений с реальными отношениями | Взаимодействие детей строится на симпатии, так как в этом возрасте у ребенка уже появляются постоянные партнеры по игре. | роли имеют в этих играх главное значение, и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли | Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее. | До 20 мин 1-5 чел |
www.prodlenka.org
СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Поделись с друзьямиСюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.
Мотив: Первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.
Тема: представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре. Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.
Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.
Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.
Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное
Ролевая речь: это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.
Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.
— Отобразительными — копирует действия реальной жизни.
— Изобразительными — действия более свернутые, используются слова как будто.
Игровой материал: та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.
students-library.com
Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов.
Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.
Т.А.Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.
Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения города и т. п.
Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – «как будто».
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. В. Менджерицкой, П. Г. Саморуковой и Д. Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.
Проблемами развития роли в игре занимался Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.
В. И.Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.
Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.
Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.
studfiles.net