Конфликтные ситуации в школе: Вопросы психологии | ИнтернетУрок

Школьные конфликты: как их решать и какие права есть у учителя — Обрсоюз

Конфликтные ситуации в школе могут быть нескольких видов: конфликты педагогов с учениками (их родителями), коллегами и администрацией школы. Когда в образовательных организациях возникают конфликты, чаще всего они рассматриваются в ключе защиты прав и интересов учеников и их родителей.

Но сегодня мы расскажем, что делать педагогу, если возник конфликт с его участием: как учителю защитить свои права? какие нормы защищают педагогов в конфликтных ситуациях с администрацией школы, коллегами и учениками (их родителями)? какие способы решения конфликтов предусмотрены законодательством?

В части 3 ст. 47 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены следующие академические права учителей: на защиту профессиональной чести и достоинства; на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников; на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, учитель имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Конфликтные ситуации с участием педагогов часто сопряжены с нарушением педагогической этики, ведь особенностью профессии учителя является неукоснительное соблюдение норм и правил поведения педагога, обеспечивающих нравственный характер педагогической деятельности.

Требования профессиональной этики педагогов установлены в Письме Минпросвещения России от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников», в том числе, учителя обязаны:

• быть доброжелательными, вежливыми к обучающимся, их родителям и коллегам;

• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений,

• уважать обычаи и традиции, учитывали культурные особенности различных социальных групп,

• придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

• избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) школы и др.

Что же делать, если учитель столкнулся с неуважением к себе, унижением своей личности, чувства достоинства или другим нарушением педагогической этики со стороны коллег или администрации школы?

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Первый способ защитить свои права учителю – это обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (основание деятельности комиссии – часть 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Именно этот орган в школе призван справедливо и объективно расследовать нарушения норм профессиональной этики педагогов, и защищать права педагогов и других участников образовательного процесса. Кроме того, учитель может обратиться в комиссию по урегулированию споров по любым разногласиям, возникающимв ходе реализации права на образование между ним и администрацией школы, другими учителями, родителями учеников (например, вопросы применения локальных нормативных актов в школе, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания и др. ).

Данная комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников школы.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязательную силу решения, принятого комиссией, для всех участников образовательных отношений (ч. 4 ст. 45). Но в то же время решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке при несогласии с ним (ч.5 ст. 45).

Школьная медиация

Второй способ решить конфликтную ситуацию – использовать службу школьной медиации (примирения).

В отличии от комиссии по урегулированию споров, которая урегулирует разногласия между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, школьная служба примирения обычно работает с другими видами конфликтов: она решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работает с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям.

Правовые основания деятельности служб примирения в школах:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»,

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от № 07-4317 от 18.12.2015 г.),

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Письмо Минпросвещения России № ДГ-375/07 от 28.04.2020 г.).

Обращение в суд

Еще один способ защитить свои права педагогу – обратиться в суд для защиты своей чести и доброго имени, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации). Достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация – это личные нематериальные блага человека, за посягательство на которых предусмотрена гражданская ответственность в виде компенсации морального вреда (Ст.151 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, который влечет наложение на виновное лицо мер административной ответственности – штрафа (ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Если учитель столкнулся с нарушением других прав, охраняемых законом, он также вправе использовать судебный способ защиты для их восстановления.

Читайте ещё

Конфликтные ситуации в школе: как не навредить детям

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Конфликтные ситуации в школе: как не навредить детям

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • проблемы в школе
  • ребенок в обществе
  • безопасность ребенка
  • конфликты
  • подростки

Принято считать, что жизнь детей безоблачна, однако это не совсем верно: они, как и взрослые, сталкиваются с различными противоречиями и сложностями, порождающими конфликты. Именно в школьном возрасте в полной мере проявляются социальные потребности — возникают разногласия с одноклассниками, конфликт интересов со старшеклассниками и даже непонимание с педагогами. Форма конфликтов также может быть разной – от словесной перепалки до реальной драки, от однократных столкновений до затяжных противостояний. В разрешении любого конфликта ключевой момент — поиск конструктивного решения, и часто для этого требуется помощь родителей.

Как помочь ребенку

Взвешенно подходить к оценке конфликта. Иногда родителям свойственно переоценивать серьезность конфликта, например, тот факт, что два мальчика подрались, совершенно не означает, что они теперь будут “врагами” на всю жизнь. Драки и конфликты могут возникать даже между лучшими друзьями, и при этом достаточно быстро разрешаться, поэтому не стоит торопиться и вешать ярлыки, даже если в основе лежит личный опыт.

Не стоит видеть в любой ситуации преднамеренность действий. Активные игры или неосторожные действия детей могут привести к синякам и царапинам. Безусловно, это неприятно, но драматизировать все же не стоит.

Не решать конфликт за школьника. Когда родители берут на себя решение конфликта – например, договариваются с учителем, выясняют отношения с обидчиками и их родителями, полностью ограждая свое чадо от переживаний и участия в этом процессе, они тем самым лишают ребенка очень важного и необходимого опыта. А это означает, что в следующий раз в подобной ситуации он вновь окажется беспомощным. Задача родителей — выслушать ребенка, обсудить с ним сложившуюся ситуацию и вместе поискать конструктивное решение. Не стоит действовать у него за спиной даже из лучших побуждений, но если ситуация серьезная, например, ребенок подвергается систематической травле, подавлен, напуган, то действовать надо незамедлительно.

Читайте также

Что делать, если ребенка травят в школе?

Взрослое поведение при детских конфликтах

Разделять ответственность в конфликте. Родители должны понимать, что в любой конфликтной ситуации у каждой из сторон есть свой уровень ответственности.

Так, учитель несет ответственность за безопасность детей во время их пребывания в школе. Он должен своевременно информировать родителей о зарождающихся конфликтах, по возможности организовывать конструктивный диалог между детьми, регулировать споры на дисциплинарном уровне.

На родителях лежит ответственность за навыки поведения в социуме, уровень воспитания, а также они представляют интересы ребенка, когда конфликтная ситуация доходит до официального разбирательства.

Но именно ребенок должен нести ответственность за свои действия. У младших школьников, естественно, еще недостаточно опыта, чтобы полноценно разрешать конфликтные ситуации, и эти навыки приобретаются под руководством взрослых. Однако даже первоклашка способен понять, что в конфликте чаще всего виноваты две стороны, и иногда не лишним будет принести извинения, а также выслушать и принять их, даже если обида все еще сильна.

Владеть информацией (не путать с патологическим контролем). Очень важно, чтобы родители знали, что происходит в жизни школьника за стенами дома. Разговаривайте с ребенком, выстраивайте доверительные отношения и, конечно, поддерживайте связь со школьными педагогами и другими родителями. Но не перегибайте палку, не устраивайте за ребенком слежку. Доверие между родителями и детьми – залог того, что переходный возраст удастся пережить с минимальным стрессом.

Демонстрировать поддержку. В любой конфликтной ситуации нужно показать ребенку, что вы на его стороне. Это не значит, что вы поощряете его неправильные поступки. Однако, даже если ребенок не прав, вы не должны допускать агрессии или чрезмерного давления на него со стороны других людей. Ваша задача – вывести рассмотрение ситуации в конструктивное русло, что позволит дать объективную оценку происходящему. Если именно на вашем ребенке лежит ответственность за создание конфликта, то ему придется отвечать за свои действия, но при этом вы не должны допустить психологической расправы над ним. Действия всех сторон должны быть взвешенными и адекватными, добиться этого – задача взрослых.

В любой ситуации родители должны оставаться надежной опорой для своих детей — они не должны чувствовать себя одинокими и потерянными. Нельзя осуждать ребенка в целом, говорить, что он “плохой» или «неправильный”. Такими высказываниями и суждениями взрослые наносят ребенку глубочайшую психологическую травму, которая ведет к развитию комплексов. У школьника может развиться протестная реакция на подобное отношение к себе: “раз я плохой, и никому не нужен, значит, и буду плохим!”. В анализе конфликта необходимо давать оценку конкретным действиям ребенка, а не обобщать.

Анализ конфликтной ситуации не превращать в монолог. Распространенная ошибка многих родителей – превращать обсуждение конфликтной ситуации в нравоучительную лекцию-монолог. Как правило, такие речи малоэффективны, и из-за формата подачи информации ребенок очень быстро теряет к ним интерес и просто перестает слушать. Постарайтесь не оценивать ситуацию исключительно с позиции взрослого человека с большим жизненным опытом, а поставьте себя на место ребенка. Попробуйте прочувствовать, что испытывает ваш сын или дочь в сложившейся ситуации, больше спрашивайте, ищите нужные слова и подходящий тон, помогайте ребенку разобраться с эмоциями. Только после того, как утихнут первые эмоции, и школьник почувствует вашу поддержку и готовность помочь, можно переходить к обсуждению выхода из сложившейся ситуации.

Перед родителями стоят непростые задачи. Но ведь в этом и заключается родительская миссия – помогать ребенку осваиваться во внешнем мире и учиться взаимодействовать с окружающими людьми.

Софья Шевченко

Фото с сайта безопасностьдети.рф

Тест «Склонен ли ребенок к перфекционизму»

Зёрна перфекционизма посеяны в каждом из нас, и это замечательно, но быть совершенным во всём невозможно, поэтому растущие с этим желанием дети обречены на бесконечные терзания по поводу своих неудач. Во всём нужна мера. Обратите внимание на своего школьника – насколько он склонен к перфекционизму – возможно, стоит скорректировать его установки.

Пройти тест

Еще по теме

Почему подростки любят аниме

Татуировки и пирсинг – разрешить нельзя запретить

А читать интересно: упражнения для дошкольников и первоклашек

20 Участие в мероприятиях по разрешению конфликтов для средней школы

//  автор Леса М.К. Bullins, EdS

Средняя школа — это время огромного роста и развития; однако это также время эмоциональных потрясений, когда возникает много конфликтов со сверстниками, конфликтов с родителями и конфликтов с самим собой. Ученикам средней школы требуется другой подход к социальным навыкам и развитию характера, чем ученикам начальной школы. Как школьный консультант и мама подростка, вот мои предложения по развитию навыков разрешения конфликтов у учащихся средней школы.

1. Научите их слушать

Слушать — это больше, чем просто слышать. Мы слушаем для обучения, понимания и удовольствия. Аудирование требует рефлексивных и активных навыков. Активное и вдумчивое слушание требует участия ума и тела. Учащиеся могут практиковать эти навыки, играя в классическую телефонную игру, в которой учащиеся в очереди должны поделиться предложением, которое шепчут по линии, чтобы увидеть, является ли то же самое предложение, которое началось в начале, тем, что слышит человек в конце. Еще одним фаворитом является «Мастер памяти», который не только развивает навыки слушания, но и развивает исполнительные функции — область мозга, которая претерпевает большие изменения в школьные годы.

2. Помогите им понять, что конфликт естественен

Важно, чтобы учащиеся понимали, что конфликт возникает естественным образом, поскольку у всех нас есть собственные мысли, варианты, культура и идеи, которые не всегда могут совпадать. Мы хотим помочь учащимся развить навыки, которые сделают конфликт конструктивным. После подробного обучения тому, что обостряет конфликт, делая его разрушительным, и что уменьшает конфликт, делая его конструктивным, используйте простые ролевые игры для изучения. В этих связанных сценариях из реальной жизни учащимся дается задача использовать деструктивную эскалацию конфликта, а другой группе учащихся дается задача конструктивного уменьшения конфликта.

Узнайте больше: Badger State Speeechy

3. Сделайте это близким

Учащиеся средней школы должны быть заняты, чтобы получить много пользы от любого обучения; следовательно, конфликты, которым вы обучаете, и решения конфликтов, которые вы создаете, должны быть чем-то, к чему они могут относиться. Убедитесь, что ваши уроки по разрешению конфликтов, игры и занятия включают в себя конфликты из реальной жизни.

Предложите учащимся составить список гипотетических сценариев конфликтов, с которыми они сталкиваются ежедневно, с помощью ролевых игр.

Узнайте больше: Видео о сценариях GFP

4. Научите их успокаивающим навыкам

В разгар конфликта мозг контролируется миндалевидным телом, системой сигнализации безопасности мозга. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся научились успокаиваться и дистанцироваться от конфликта, прежде чем отвечать, чтобы они могли реагировать всем своим мозгом. Глубокие вдохи, заземление и другие методы являются важной частью управления конфликтами, которую студенты должны изучать и активно практиковать.

Узнайте больше: Children’s Healthcare of Atlanta Strong4Life

5. Научите их определять и обозначать эмоции

Часто подросткам трудно определить эмоцию, которую они испытывают в момент конфликта, поэтому реакция на конфликт может сбивать с толку. Когда подростки обладают навыками, необходимыми для определения и обозначения эмоций, связанных с конфликтом, они более восприимчивы к конструктивным ответам. Обучение эмоциональному отождествлению с музыкой — прекрасный способ глубоко заинтересовать подростков. Сделать музыкальную игру. Вы можете включить популярную музыку, а затем поделиться эмоциями, которые она вызывает, или вы можете попробовать эту потрясающую игру для написания песен!

Узнайте больше: Sound It Out Together

6. Помогите им задуматься

Размышление — это время, чтобы задать вопросы о конфликте, о себе и о том, что вам нужно для продвижения вперед. Я играю со своими учениками в простые игры, используя пляжный мяч. Сначала напишите вопросы для саморефлексии на надувном мяче, а затем бросьте его. Учащийся читает вопрос для саморефлексии и затем отвечает на него, прежде чем бросить мяч другому ученику. Убедитесь, что эти вопросы для саморефлексии не являются слишком личными, так как учащиеся средней школы испытывают трудности с уверенностью в раскрытии информации в группах.

Подробнее: Flame Creative Kids

7. Помогите им быть настойчивыми, а не агрессивными

Подростки часто не умеют правильно выражать свои мысли, что часто является причиной конфликтов между учениками. Увлекательным занятием для выявления напористой и ненапористой реакции на конфликты со сверстниками является «Стул в центре». Дайте подросткам характерную бумагу, в которой рассказывается, как им нужно действовать (напористо, агрессивно, пассивно), чтобы попытаться убедить человека не вставать со стула. Установите четкие правила в отношении языка и физического прикосновения.

Узнайте больше: «Развитие процветания» — консультирование детей

8. Развитие невербальных языковых навыков

Язык тела и невербальные жесты очень важны для общения. Неверная интерпретация этих сигналов часто является частью более крупного конфликта. Распознавание невербального языка является важным навыком разрешения конфликтов. Пантомима и пантомима — одни из моих любимых способов изучения невербального языка. Учащиеся также могут сыграть в игру «Зеркало», в которой они должны объединиться и копировать язык тела своих партнеров без слов.

Дополнительная информация: Академия социальных компетенций

9. Научите их говорить с помощью «Я-утверждений»

Тяжелая борьба для подростков заключается в том, как выражать себя вербально, поэтому важно, чтобы они научились обезоруживать защитное поведение, начиная разговоры о разрешении конфликтов с «я»-утверждений. Увлекательная игра для практики использования «Я-высказываний», которую я создал, – это Counselor Counselor , в которой учащиеся ходят по кругу, пока играет музыка, затем они быстро садятся, когда музыка заканчивается (как музыкальные стулья). загляните под стул, чтобы узнать их роль. Студент, который является советником, садится посередине. Учащиеся с булочками должны выйти в середину, чтобы сыграть свои роли, а остальные учащиеся выступают в роли зрителей. Студенты с ролями действуют в соответствии с ролями, и консультант вмешивается, показывая им, как перефразировать то, что они говорят, используя утверждения «я чувствую».

Узнайте больше: Эми Нидхэм

10. Обучение навыкам постановки уточняющих вопросов

Уточняющие вопросы могут быть очень важны для развития эмпатии и понимания. Всегда лучше спросить о том, что вы понимаете, чтобы уточнить, о чем говорит говорящий. Это устраняет множество недопониманий, которые могут привести к тому, что конфликт не будет разрешен конструктивно. Вы можете легко превратить этот навык в игру, назначив партнерам реальную ситуацию разрешения конфликта, а затем позволяя партнерам получать баллы за каждое разъясняющее действие, которое они предпринимают на практике.

Узнайте больше: Коучинг Tranquility Life

11. Создайте квест-комнату

Подростки обожают сложные и увлекательные квесты. Квесты привлекают внимание и задействуют множество различных навыков, что делает их отличным вариантом для развития навыков разрешения конфликтов. Они позволяют разным ученикам показать успехи и сильные стороны. Они также создают среду, в которой учащиеся должны сотрудничать.

Узнайте больше: The Pathway 2 Success

12. Пусть об этом напишут

Один из самых простых способов для учащихся справиться с конфликтом и чувствами по поводу конфликтных ситуаций — письменные упражнения. Письмо поддерживает самоанализ и развитие навыков. Поэтому обязательно дайте учащимся время для ведения дневника. Дайте им немного свободного времени для журналов, а также немного времени для тематических журналов, связанных с конфликтами.

Подробнее: TRVST

13. Научите их ходить в чужой обуви

Помогать подросткам развить эмпатию, понимая мир с точки зрения других, — это очень важный навык, который поможет им стать сильными в разрешении конфликтов; поэтому такая игра, как «Надень мою обувь», в которой два ученика должны поменяться обувью друг с другом, а затем попытаться пройти линию, — это веселый и глупый способ донести суть тренинга по разрешению конфликтов. Обязательно найдите время, чтобы обсудить трудности, с которыми они столкнулись, ступая на месте другого человека, и помогите им установить связь с пониманием мира из ума другого человека.

Подробнее: RISE

14. Научите их истине об уважении к себе

Убедитесь, что подростки понимают, что устанавливать четкие и здоровые границы с другими людьми не является грубым или неуважительным. Вы можете использовать четкий, спокойный голос, чтобы убедиться, что люди знают, что вам нравится и не нравится, что вам удобно, а что нет. Это самое главное для уважения к себе. Вы можете научить их этому с помощью игры под названием «Границы». Учащиеся проводят мелом линию между собой и своим партнером. Партнер ничего не говорит, затем другой партнер переступает черту. Партнер проводит новую линию и тихо говорит, не поднимая глаз: «Пожалуйста, не пересекайте эту». Партнер пересекает. Другой партнер проводит новую линию, смотрит партнеру в глаза и твердо говорит: «Пожалуйста, не пересекайте эту линию». Партнер снова переступает черту. Второй партнер проводит новую линию, вытягивает руку, поддерживает зрительный контакт и снова твердо заявляет: «Мне не нравится, когда вы переступаете эту линию. Пожалуйста, остановитесь».

Дополнительная информация: Публичная библиотека округа Балтимор

15. Научите их не любить всех подряд

Мы часто заставляем детей и подростков думать, что они должны любить всех и дружить со всеми, когда это не так. Вы не всегда будете нравиться и дружить с каждым встречным. Самый важный навык в наборе инструментов для разрешения конфликтов — это уважение к другим, независимо от того, насколько они вам нравятся. Подросткам важно понять, что конфликт связан с ситуацией, а не с человеком. Конфликт возникает из-за проблемы. Это не личное, поэтому научите их уважать человека и решать проблему.

Дополнительная информация: советник Челси

16. Помогите им научиться выбирать сражения

У подростков много больших идей, и они учатся выражать свои мысли и мнения. Это замечательная вещь, которую следует поощрять; однако мы также должны помочь подросткам понять, как и когда идти в бой. Часто подростки спорят, дерутся, разыгрывают и конфликтуют из-за каждой мелочи. Если мы сможем научить их, как выбирать самые важные битвы, чтобы решительно противостоять им, то мы поможем им научиться справляться со стрессом и потенциальными конфликтами.

Подробнее: Путешественник

17. Научите их сосредотачиваться на том, что они могут контролировать

Подростки часто ищут нездоровые способы обрести контроль над ситуациями или чувствами. Важно, чтобы мы учили подростков тому, что они могут контролировать только одну вещь — самих себя. Чем раньше это будет понято, тем скорее они смогут распознать и установить власть над самоконтролем. Используйте такие задания, как и , чтобы помочь детям научиться сосредотачивать свое мышление на том, что они могут контролировать.

Узнать больше: Журнал Big Life

18. Помогите им освоить стратегии самоконтроля

Теперь, когда подростки понимают, что они могут контролировать только себя, мы должны быть уверены, что вооружим их навыками доступа и использования самоконтроля в их повседневной жизни.

Узнать больше: The Pathway 2 Success

19. Не позволяйте им игнорировать это

Некоторые подростки пытаются избегать конфликтов или игнорировать их, но это нездоровый подход к потенциальному конфликту. Как мы узнали выше, конфликт может служить позитивным целям в нашей жизни. Избегание и игнорирование конфликта может привести к значительному эмоциональному нарастанию и негативному самоощущению среди других нежелательных навыков преодоления трудностей. Можно дистанцироваться от конфликта, чтобы успокоиться или избежать импульсивного разрешения конфликта, но конфликт всегда должен быть проработан, чтобы он был конструктивным.

Узнайте больше: AMAZE Org

20. Сделайте их переговорщиками

Реальность уроков по разрешению конфликтов заключается в том, что ключом являются переговоры. Конфликт разрешается путем переговоров после того, как все эти другие навыки используются для достижения цели, процесс решения встречается посередине, чтобы решить проблему.

Подробнее: Sift Visuals

Похожие сообщения:

Категория: Идеи для занятий

Типы и уровни конфликтов в классе

Конфликт — это реальность, которая нравится немногим. Нравится нам это или нет, ученики часто расходятся во мнениях и бросают вызов друг другу, а иногда даже учителю. В этом посте мы рассмотрим типы и уровни конфликтов.

Аффективный конфликт

Аффективный конфликт — это эмоциональный конфликт. Другими словами, существует эмоциональная несовместимость между двумя людьми или группами людей. Учащиеся печально известны тем, что обижают чувства друг друга, заставляя учителя разобраться в проблеме. Когда наступает аффективный конфликт, между вовлеченными сторонами часто отсутствует общее взаимопонимание.

Эмоциональное состояние ученика может быть непредсказуемым. Таким образом, избежать аффективного конфликта иногда может быть сложно как для учащихся, так и для учителей. То, что сегодня причиняет вред, на следующий может привести к серьезной вспышке. Многие люди хотят быть чувствительными, но иногда трудно определить линию чувствительности.

Когнитивный конфликт

Когнитивный конфликт связан со значительным расхождением мнений. Когда люди спорят о том, как лучше сделать что-то или какие-то идеи, это часто приводит к когнитивному конфликту. Многие конфликты могут начинаться когнитивно, но быстро перерастают в аффективный конфликт. Как правило, когнитивный конфликт встречается не так часто, поскольку в конфликте люди часто больше полагаются на свои эмоции, чем на свои интеллектуальные способности. Доказательством этого является то, как люди заменяют «я чувствую» на «я думаю». Для многих людей эти две фразы означают одно и то же.

Поведенческий конфликт

Конфликт также может возникнуть из-за действий человека или группы, которые оскорбляют другого. Когда поведение одного человека или группы оскорбляет другого, это пример поведенческого конфликта. Например, разговор ученика в классе может привести к поведенческому конфликту с учителем. Как и аффективный конфликт, поведенческий конфликт может быть сложным, потому что люди могут быть непредсказуемы с точки зрения приемлемого поведения.

Конфликт целей

Группа, желающая разных результатов, может прийти к серьезным разногласиям. Конфликт целей возникает, когда люди борются за достижение разных целей. Классический пример — просмотр любой спортивной игры. Как правило, обе стороны не могут участвовать в игре.

Все эти различные формы конфликта могут быть взаимосвязаны. Например, ученик разговаривает в классе, что приводит к поведенческому конфликту с учителем. Во время поведенческого конфликта учитель или ученик могут рассердиться, что является аффективным конфликтом. Чтобы еще больше запутать ситуацию, может возникнуть конфликт целей, потому что учитель хочет, чтобы разговор прекратился, в то время как ученик хочет продолжать. Наконец, когнитивный конфликт может возникнуть из-за того, что учитель считает, что ученику нельзя говорить, в то время как ученик не видит в этом ничего плохого.

Поэтому, возможно, будет разумнее не сосредотачиваться так сильно на типе конфликта, а вместо этого сосредоточиться на его разрядке.