Константность: КОНСТАНТНОСТЬ | это… Что такое КОНСТАНТНОСТЬ?

Содержание

Вопрос № 6.2 Константность восприятия и ее приспособительное значение

Константность, являющаяся одним из основных свойств восприятия, обеспечивает человеку познание окру­жающего мира в относительно устойчивых призна­ках, характеристике и отношения становятся для него инвариантными, несмотря на значительные вариации в изменениях непосредственного раздражителя.

Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято ни даже правильно. Адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. Константность восприятия выража­ется в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимаю­щего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет пред­мета и освещение, в котором он является.

Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше вос­приятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяю­щего нас от предмета при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически непре­рывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигаю­щихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющи­вающихся и растягивающихся пятен и бликов неопи­суемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие преврати­лось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности.

Константность величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сет­чатке) увеличивается, когда расстояние до него сокра­щается, и наоборот.

Однако, хотя при изменении дис­танции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая вели­чина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинако­выми по величине, не смотря на то, что изображения лиц, нахо­дящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Посмотрите на ваши пальцы: одни  на расстоянии вытянутой руки, другие  вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину вели­чины изображения пальцев ближней руки.

Константность формы. Точно так же формы отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каж­дом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное  это эллипсы, удлиненность которых зависит от угла зрения, под которым я их вижу; для тарелки каждого из моих соседей они различны.

Тем не менее видимая мною форма предметов оста­ется относительно постоянной  в соответствии с объективной формой самих предметов.

Аналогичная константность имеет место и для цвето- и светоощущения.

Механизм константности не является врожденным. Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Воспри­ятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные на­рушения константности восприятия наблюдаются у жи­телей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) так же кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. Пример наблюдения над ос­лепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы.

Вскоре после операции больной думал, что может вы­прыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 мет­ров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, принимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку в оценке высоты.

У человека константности величины формы цвета от 2-х до 14-ти лет совершенствуется, но в основном име­ется уже в двухлетнем возрасте.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной сис­темы. Ее способность корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным много­образием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хо­рошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т. п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы и по­падает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажение, вызванное очками, и наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия при некотором измене­нии субъективных условий восприятия следуют за ос­тающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.

Адекватное соотношение между восприятием и отображенными в восприятии предметами объективной действительности ─ это основное соотношение, в соот­ветствии с которым в конечном счете регулируются все соотношения между раздражителями, раздражениями и состояниями сознания. Даже «иллюзорное» вос­приятие абстрактных геометрических фигур объясняется, как мы видели, приспособленностью нашего вос­приятия к адекватному воспроизведению реальных объ­ектов. Проблема константности, отроскоптичности, т. е. правильного видения, ─ это проблема отражения в частной психофизической постановке. Формирую­щаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия ─ необходимое условие жизни и дея­тельности человека.

Без этого человек не смог бы ориентиро­ваться в бесконечно многообразном и изменчи­вом мире.

Функция прецептивной константности ─ устойчивый, стабильный и константный мир вместо постоянно изменяющихся сенсорных впечатлений. В известной мере именно благодаря константности восприятия внешний мир, мы сами и все живые организмы оказываются в нашем сознании разделенными и различи­мыми друг от друга.

виды, процедура измерения, коэффициент константности.

При рассогласовании проксимального и дистального стимула, мы воспринимаем объект, который соответствует дистальному стимулу. 

Константность восприятия – это стабильность восприятия при наличии изменений в физической стимуляции. Константность восприятия реализуется автоматически и дана нам от рождения, она настолько широко распространена, что мы обычно не задумываемся о той роли, которая она играет в нашем взаимодействии с окружающим миром.

Феномен константности результат взаимодействия многих факторов. Одним из наиболее очевидных факторов, играющих некоторую роль во всех видах константности, являются знания наблюдателя об объектах, находящихся в поле его зрения.

Константность восприятия светлоты.

Характеризует явление, заключающиеся в том, что светлота объекта остается относительно постоянной даже при изменении его освещенности. Например, оказавшаяся в глубокой тени заснеженная дорога воспринимается нами как белая, а освещенный солнцем кусок угля – как черный, может быть гораздо интенсивнее света, отражаемого снегом. Каким-то образом мы учитываем не только информацию об интенсивности света, отражаемого этими двумя поверхностями, но и информацию об общих условиях освещенности.

Альбедо – это отношение количества света, отражаемого поверхностью или объектом, к количеству света, подающего на них. Альбедо представляет собой свойство поверхности, не зависящие от степени ее освещенности. Чтобы объяснить такое явление, как константность восприятия светлоты, необходимо помнить об альбедо. Если даже листок бумаги освещен неравномерно, альбедо все равно будет во все местах одинаков.

Наше зрительная система учитывает постоянные изменения общей освещенности и соответствующим образом компенсирует их, сохраняя константность восприятия светимости. Если становится все темнее , то изменение освещенности одинаково сказалось на большинстве объектов, находящихся в поле вашего зрения, но благодаря их индивидуальным альбедо они продолжают отражать ту же часть общего количества падающего на них света, что и до изменения освещенности.  Также известно, что окружающий фон влияет на восприятие интенсивности его цвета.

Эксперимент Уоллаха.

Д емонстрация зависимости константности степени светлоты от относительной освещенности  поверхности и ее фона.

Оба световых круга и окружающие их кольца – а и б – спроецированы на экран, установленный в темной комнате двумя прожекторами. Светлота кругов и колец контролируется разными прожекторам, которые включаются независимо друг от друга. Для а отношения светлоты к светлоте круга равно 2:1(360:180 мЛ). чтобы круг, светлота кольца вокруг которого равна 180 мЛ, казалась таким же ярким, как и круг а, его светлота должна быть равной 90 мЛ. до тех пор, пока отношения светлоты кругов и их колец остаются постоянными, светлота обоих кругов кажется одинаковой, несмотря на изменения общей освещенности.

Данный эксперимент свидетельствует о том, что воспринимаемая светлота определяется не абсолютной светлотой, а относительной светлотой соседних участков.

Когда фон, на котором воспринимается объект, освещено плохо или вовсе не освещен, константность восприятия светлоты должна ослабевать. Если освещен только сам объект воспринимаемая светлота объекта будет целиком определяться только его освещенностью и ни о какой константности восприятия светлоты не будет и речи.  зрительная система реагирует на относительную светлоту объектов и поверхностей, находящихся в поле зрения.

Но при отсутствии фона константность светлоты может не проявляться, а также большую роль играет установка восприятия (знание, что это определенный предмет).

Константность формы.

Лишь в одном случае изображение на сетчатке будет соответствовать объекту —  под углом 90 градусов. В остальных случаях мы рассматриваем объект под углом, и если рассматривать квадрат под углом, то должна проецироваться трапеция, но мы воспринимаем форму верно. Это и есть константность формы.

В восприятии решающим оказывается регистрируемая информация о наклоне объекта, для нее действителен аналог закона Эммерта, согласно которому изображение одной и той же формы, проецируемое на поверхности с изменяющимся наклоном,  в каждом случае будет выглядеть различным, при отсутствии информация о наклоне воспринимаемая форма может пониматься неоднозначно.  Константность формы обнаружена у некоторых животных и у младенцев (5 и 6-недельных).

Константность формы можно получить исходя из константности размера. При наклоне объекта если учитывать расстояние до удаленной стороны, то размер будет восприниматься правильно, также и для ближней стороны. Но все равно здесь необходимо учитывать наклон.

Общее правило таково: константность восприятия формы зависит от признаков удаленности и взаимного расположения всех пространственных признаков объекта.

Восприятие скорости.

1.      Скорость воспринимаемого нами движения зависит от скорости смещения изображения: но ведь тогда феноменальная скорость зависела бы от скорости смещения изображения, то тогда чем дальше находился бы объект, тем медленнее казалось бы его движение.

Но существует константность видимой скорости.

2.      Воспринимая скорость, зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени. Если величина траектории воспринимается верно, то его видимая скорость будет восприниматься верно.

Наблюдателю предъявляется в полной темноте светящихся кругов, двигающихся по непрерывной ленте. Один из кругов, выступающий в качестве стандартного, находился рядом с наблюдателем, а второй на расстоянии в 4 раза дальше. Когда наблюдатель устанавливал скорость удаленного круга так, что она казалась равной скорости стандартного круга, то установленная скорость при условии, что наблюдатель смотрел двумя глазами, то скорость незначительно превышала скорость ближлежащего круга. Когда испытуемый смотрел одним глазом скорость установленная скорость второго круга превышала скорость первого в 4 раза. Это напрямую говорит о зависимости определение скорости от расстояния, когда «уходили» бинокулярные признаки, а монокулярных также не было, то испытуемый делал вывод, что второй круг должен двигаться быстрее

3.      Восприятие скорости определяется скоростью изменения положения объекта по отношению к своему непосредственному окружению.

Воспринимаемая скорость сильно зависит от размеров скорости отчета, то есть скорость обратно пропорциональна своему ближайшему обрамлению.

Эффект транспозиции скорости, открытый Брауном:

Если взять два прямоугольника, первый из которых в два раза больше второго, то чтобы на них движение воспринималось одинаково на большем прямоугольнике должна быть скорость в два раза выше чем скорость на меньшем.

Общий принцип: если система отсчета движущегося объекта меняет свои линейные размеры, то для чтобы не изменилась феноменальная скорость, необходимо на ту же величину скорость объекта. Но это не совсем точно, и скорость всегда немного меньше чем расстояния, и с увеличением расстояния эта разница увеличивается.

Темп относительного смещения —  объект кажется движущимся быстрее, когда он ближе к неподвижному объекту, чем когда он дальше от него.

Этот эффект очень важен в нашей обычной среде, ведь воспринимаемая скорость движения объекта на разных расстояниях одинакова, что и есть константность восприятия при однородном характере нашего окружения.

Константность нейтрального цвета.

Эксперимент Каца:

Два образца серого цвета закрепляются на белом фоне. Белый фон разделяется перегородкой так, чтобы свет от лампы, помещенной с одного боку от перегородки, освещал фон по обе стороны от перегородки неоднородно. Одна сторона фона оказывается в тени перегородки. Образец на одной стороне фона) принимается за стандартный. Наблюдатель должен на другой стороне фона, ближней к лампе, подобрать образец серого цвета, воспринимаемый таким же, как и стандартный (Для этого эксперимента необходимы стандартные образцы всех оттенков серого. Для каждого образца определяется коэффициент отражения).  Образцы рассматриваются через небольшие отверстия так, что видны только они, а не окружающий фон. Тогда испытуемый подравнивая цвета образцов ориентируется на коэффициенты отражения, а если, когда испытуемый подравняет убрать загораживающий экран, испытуемый поразиться как он мог эти два образца оценивать как равные. В данном случае испытуемый пытается компенсировать разницу освещения в коэффициентах отражения.

Константность величин (размера).  

Предмет, размер которого известен (человек или автомобиль), всегда оценивается как одинаковым по величине во сколько бы раз  размер сетчаточного образа не менялся.  Или: по мере уменьшения сетчаточного образа человек кажется более удаленным.

Когда мы взаимодействуем с окружающим миром, информация об удаленности, какой бы она ни была – очевидной или вызывающей сомнения, — постоянно учитывается нами и автоматически «запускает механизм» константного восприятия размера.

Коэффициент константности (Брунсвик и Таулесс).

Мера компенсации изменения проксимального стимула с изменением удаленности (или наклона, если о форме). Брунсвик и Таулесс вычислили отношение величины осуществляющейся компенсации к величине требуемой (для полной константности) компенсации. Если компенсация полная, то коэффициент равен единице, если компенсация полностью отсутствует, что соответствует полной аконстантности. И коэффициент равен нулю. Еще редукция признаков (контекстных) вызывает редукцию коэффициента константности.

K = (V – P)/(R – P),

где V – видимая величина объекта, P – проекционная величина объекта, R – реальная величина объекта.

Х. Шиффман. Константность цвета: Psychology OnLine.Net

Х. Шиффман. Константность цвета
Добавлено Psychology OnLine.Net
28.03.2009

Теперь мы уже знаем, что цвет объекта определяется прежде всего длиной волны света, отражающегося от его поверхности. Однако в реальных условиях цвет объекта зависит не только от длины волны отражаемого им света, но и от того света, который его освещает. При изменении спектрального состава падающего света, т. е. при изменении условий освещения предмета, изменится и отражаемый им свет. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, не нужны никакие специальные эксперименты. Желтоватый свет знакомой всем электрической лампочки с вольфрамовой нитью накаливания (в нем преобладают длинноволновые лучи) заметно отличается от голубоватого света люминесцентных ламп (в нем преобладают коротковолновые лучи), и оба они совсем не похожи на естественный солнечный свет, содержащий примерно в равном количестве все длины волн, образующие видимую часть спектра. Следовательно, может показаться, что и воспринимаемый нами цвет любого предмета тоже будет изменяться в зависимости от того, каким светом он освещается. Однако в известных пределах предметы и поверхности сохраняют присущий им цвет при изменении спектрального состава падающего на них света. Иными словами, хотя спектральный состав света, отражающегося от поверхности предмета, на самом деле и изменяется при изменении спектрального состава падающего света, мы, как правило, не замечаем никаких изменений его цвета, а если и замечаем, то лишь очень незначительные. Явление, в соответствии с которым цвет предмета остается постоянным, несмотря на изменение спектрального состава падающего на него света, называется константностью восприятия цвета.

Мы настолько привыкли к константности цветовосприятия, что обычно не осознаем ее. Однако ее существование нетрудно доказать, используя некоторые цвета, упомянутые в этой главе. Зеленая поверхность воспринимается одинаково независимо от того, каким светом она освещается, — электрическим или люминесцентным, а это значит, что в данном случае имеет место константность цветовосприятия. Но если смотреть на ту же зеленую поверхность через «искусственный зрачок» — крошечное отверстие в непрозрачном картоне, через которое не видно ничего, кроме этой зеленой поверхности, — выяснится, что ее цвет зависит от спектрального состава падающего света: при люминесцентном свете она будет казаться сине-зеленой, а при электрическом — желто-зеленой. При подобных ограниченных возможностях зрительного восприятия константность цветовосприятия исчезает.

Факторы, влияющие на константность цветовосприятия

Пока что наука не располагает исчерпывающим объяснением такого явления, как константность цветовосприятия, но нам известны по меньшей мере два связанных между собой перцепивных фактора, оказывающих на нее существенное влияние.

Влияние фона. Приведенный выше пример с «искусственным зрачком» показывает, что зрительная система способна учитывать и компенсировать изменения спектрального состава падающего света, влияющие в равной мере на все то, что в данный момент находится в поле зрения человека. Следовательно, чтобы константность цветовосприятия «сработала», изменение спектрального состава падающего света, сопровождающее, например, переход от естественного солнечного света к искусственному, электрическому или люминесцентному, освещению, должно сказаться на всем, что воспринимается зрительной системой. Это вполне понятно, ибо в обычных условиях предметы и поверхности, на которых они располагаются, воспринимаются нами не по отдельности, а в комплексе. Естественные изменения в освещенности обычно сказываются на всех предметах и поверхностях, а не на каком-то ограниченном, изолированном участке. Изменения общей освещенности, которые оказывают влияние только на какой-либо один предмет или на небольшой, изолированный участок, возможны лишь в искусственных, лабораторных условиях.

Цветовая адаптация. Вторым фактором, который может влиять на константность цветовосприятия, является цветовая адаптация, т. е. привыкание зрительной системы к тем длинам волн, которые доминируют в свете, испускаемом данным источником освещения. Если помещение освещается электрической лампой с вольфрамовой нитью накаливания, зрительная система вскоре становится менее чувствительной к доминирующим в ее свете длинноволновым лучам. Неадаптированная к электрическому свету зрительная система воспринимает белый лист бумаги как желтоватый. Иными словами, зрительная система адаптируется к желтоватому свету, испускаемому вольфрамовой нитью накаливания, в результате чего он начинает казаться менее желтоватым. Возможна также и адаптация к свету люминесцентных ламп, в котором преобладают коротковолновые лучи, и результатом такой адаптации становится уменьшение чувствительности к коротковолновому голубоватому свету. Вследствие цветовой адаптации зрительная система компенсирует воздействие любых лучей — длинно- или коротковолновых, доминирующих в искусственном свете. Эта относительная нечувствительность к доминирующим длинам волн падающего света уменьшает или полностью исключает их влияние на восприятие цветов — производит сенсорную коррекцию, результатом чего и является константность цветовосприятия. Что же касается нейронных процессов, лежащих в основе константности цветовосприятия, то можно предположить, что в них участвует специализированная зона коры головного мозга, не связанная с нейронным механизмом цветовосприятия как таковым. Подобная точка зрения подтверждается данными о том, что лица с определенными повреждениями коры головного мозга и нарушенной константностью цветовосприятия нередко без труда различают цвета и называют их (Ruttiger et al. , 1999). Однако реальный нейронно-кортикальный механизм константности цветовосприятия пока неясен.

Значение константности цветовосприятия

Константнос ть цветовосприятия (наряду с другими константностями, которые будут описаны ниже) оказывает весьма заметное влияние на то, что мы воспринимаем окружающую среду как нечто стабильное. Представьте себе, как трудно было бы узнавать предметы, если бы их цвет изменялся всякий раз, когда изменяется характер освещения. Нам пришлось бы по-разному называть цвета одного и того же предмета в зависимости от того, какие длины волн преобладают в падающем на него свете. В подобной ситуации мы скорее были бы вынуждены не пользоваться сенсорными впечатлениями, получаемыми благодаря цветовому зрению, а напротив — либо игнорировать, либо подавлять их.

Хотя константность цветовосприятия позволяет нам компенсировать изменения в освещенности, связанные с тем, что искусственный свет, получаемый от разных источников, имеет разный спектральный состав, не исключено, что в процессе эволюции она возникла для компенсации изменения освещенности в естественных условиях. Иными словами, она, возможно, приспособлена к сравнительно небольшим изменениям в освещенности, связанным с изменениями цвета солнца от его восхода до заката (и зависящими от атмосферных условий): восходящее солнце — красное, в полдень оно яркого желто-оранжевого цвета, а в сумерки — иногда голубоватое, а иногда — темно-красное, багровое.

Константность цветовосприятия имеет свои пределы. Нередко мы прекрасно осознаем, что изменение освещенности привело к изменению цвета. Так, мы с огорчением замечаем, что ткань, которая при свете люминесцентной лампы была небесно-голубой, на солнце выглядит совсем по-другому. Вот почему знающие об этом люди покупают цветные ткани только после того, как посмотрят на них при разном освещении.

Восприятие и его основные свойства

   К основным свойствам восприятия относят:

— предметность,

— целостность,

— структурность,

— константность,

— осмысленность,

— апперцепция,

— активность.

Предметность восприятия

   Предметность восприятия это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. С одной стороны, задатки предметности восприятия заложены природой, и нет никакого сомнения в том, что у животных восприятие тоже предметно. С другой стороны, можно сказать, что предметность не является врожденным свойством восприятия.

Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и — главное — осмысленному восприятию в дальнейшем.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,

— повороты головы (например на источник звука),

— иные движения.

Целостность восприятия

   Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.

Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.

На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха… И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.

Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).

Структурность восприятия

   Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с «мегабайтами» визуальной и аудиальной информации. Эти «мегабайты» не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.

При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

Константность восприятия

   Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

Апперцепция

   Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: «зеленый маленький кружок», «большой красный треугольник».

При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.

Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.

Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.

На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Осмысленность восприятия

   Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.

Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:

1) выделение комплекса стимулов из потока информации,

2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,

3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,

4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),

5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,

6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).

Активность восприятия

   Как уже отмечалось на примере со спортсменом, мы в известных пределах можем управлять своим восприятием. Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста. Надев наушники, мы забываем про книгу и погружаемся в сладкий мир музыки. Сняв наушники, мы идем на кухню и воспринимаем только что испеченный пирог с рыбой. Если нам неудобно наклоняться над пирогом, мы можем взять блюдо с ним в руки и поднести к лицу. Поэтому, как минимум, мы можем управлять своим восприятием через: манипуляцию собственными органами чувств, внимание, собственные перемещения в пространстве, перемещения воспринимаемого объекта.

Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия — деление всей воспринимаемой информации на «фигуру» и «фон». В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например два дерущихся мальчика). В фоне — все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять — что в данный момент должно быть фигурой, а что — фоном.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Восприятие

  • Автономная сенсорная меридиональная реакция
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Антиципация
  • Апперцепция
  • Взаимоотношение целого и части в восприятии
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения и времени
  • Восприятие пространства
  • Восприятие устной речи
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Константность зрительного направления — Мегаобучалка

Человек воспринимает мир в виде целостных предметов, существующих в пространстве и во времени. Существует проблема соответствия между реальными предметами и их субъективными образами. Процесс построения перцептивного образа сложен, особенно сложна проблема восприятия пространственных свойств предметов. Здесь отчётливо выступает различие между трехмерным объектом и его двухмерным изображением на сетчатке глаза. Трёхмерная форма объекта как дистальный стимул изображена на сетчатке глаза двухмерным объектом – проксимальным стимулом. Такое различие стимулов правомерно не только по отношению к пространственным, но и другим признакам объекта. Характеристика проксимальных стимулов в зрительном восприятии является механизмом для изучения таких пространственных свойств предметов как величина, формы, объемность(рельеф), глубины (или удаленности) предметов, а также линейная и воздушная перспективы.

В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изоб­ражения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем боль­шим нам кажется предмет. Вполне вероятно, что величина изображения воспри­нимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза.



Рис. 8.8. Соотношение величины зрительного угла и величины изображения предмета на сетчатке глаза

Эта закономерность сохраняется при одинаковом удале­нии от нас предметов. Например, если длинный шест находится от нас в два раза дальше, чем палка, которая в два раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг дру­гу. В этом случае можно было бы предположить, что мы будем воспринимать пал­ку и шест как равные по величине предметы. Однако на практике этого не проис­ходит. Мы отчетливо видим, что шест намного длиннее палки. Восприятие вели­чины предмета сохраняется и в том случае, если мы будем отходить все дальше и дальше от предмета, хотя при этом изображение предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности восприятия величины предмета.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображе­ния предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находим­ся от предмета. Данную закономерность можно выразить так:

Воспринимаемый размер = Зрительный угол х Расстояние.

Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия величин предметов служит знание о приблизительной вели­чине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая она есть на самом деле. Вообще следует отметить, что константность величины значительно повышается когда мы видим знакомые предметы и значительно уменьшается при восприятии отвлеченных геометрических форм. Также следует подчеркнуть, что константность восприятия сохраняется только в известных пределах. Если мы находимся очень далеко от предмета, то он нам кажется меньше, чем на самом деле. Например, когда мы летимна са­молете, то все предметы, находящиеся внизу, кажутся нам очень маленькими. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов – явление при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. (Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего настоящего роста. Другой пример — восприятие геометрических фигур. Круг среди больших кругов кажется значительно меньше, чем круг такого же диаметра, находящийся среди кругов значительно меньшего размера (рис. 8.9). Подобное искажение вос­приятия, вызванное условиями восприятия, принято называть иллюзией.)

На восприятие предмета в пространстве влияют и другие факторы. Например, верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикальные линии кажутся длиннее горизон­тальных. Кроме того, на восприятие величины предме­та оказывает влияние цвет предмета. Светлые предме­ты кажутся несколько большими, чем темные. — константность восприятия яркости – тенденция воспринимать яркость постоянной, несмотря на большие изменения в освещённости.Объем­ные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.

Столь же сложным, как восприятие величины, яв­ляется восприятие формы предмета. Прежде всего, следует отметить, что при восприятии формы явление константности также сохраняется. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет, на­ходящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке бу­дет выглядеть как эллипс или как трапеция. Тем не менее мы всегда видим один и тот же предмет одина­ковым, имеющим одну и ту же форму. Таким образом, восприятие формы оказывается постоянным и устой­чивым, т. е. константным. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам. Причем, как и в случае с восприятием величины, вос­приятие формы в значительной степени зависит от нашего опыта (рис. 8.10). константность восприятия формы – тенденция правильно воспринимать форму, даже если объект повёрнут, что его сетчаточное изображение отличается от действительной формы.

Константность и предметность восприятия — Физиологические основы восприятия

Оглавление:

Живя и действуя, решая в процессе своей жизни практические задачи, стоящие перед ним, человек воспринимает свое окружение. При восприятии человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и рассматривает или изучает, не только слышит, но и слушает. Восприятие — это форма познания реальности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно подумать, что культура с рождения берет на себя регулирование мозговой деятельности таким образом, что мозг учится выполнять одни и те же вычисления, характерные для всех членов данной группы. Различное восприятие мира, жизни, смерти и т.д. в разных культурах, кажется, подтверждает это.

Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо противодействующей активности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, от рождения. Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов; эта способность развивается и совершенствуется благодаря жизненному опыту.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в результате непосредственного действия физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо противодействующей активности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, от рождения. Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в терминах образов, и эта способность развивается и совершенствуется в их жизненном опыте. Содержание восприятия не выходит за пределы элементарных форм отражения, а сущность процессов восприятия состоит лишь в отражении индивидуальных особенностей предметов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за рамки элементарных форм. Человек живет не в мире отдельных пятен света или цвета, звуков или прикосновений; он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что он воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за рамки отдельных ощущений. Совместная работа органов чувств приводит к синтезу отдельных сенсорных впечатлений в сложные интегрированные системы. Только благодаря такому объединению изолированные ощущения трансформируются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых объектов или ситуаций. Таким образом, основное отличие восприятия от ощущения заключается в предметном восприятии всего, что на нас воздействует, то есть в отражении объекта реального мира в совокупности всех его признаков или, другими словами, в целостном отражении объекта.

Помимо сенсорных впечатлений, в процессе восприятия участвуют также предыдущий опыт, процессы понимания того, что воспринимается, то есть психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. По этой причине восприятие часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие — это очень сложный процесс, требующий значительной аналитической и синтетической работы. Поэтому восприятие правильнее называть перцептивной деятельностью субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление об объекте, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Большую роль в восприятии играет наше желание воспринять тот или иной объект, осознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на достижение лучшего восприятия, настойчивость, которую мы проявляем в этих случаях. Таким образом, внимание и ориентация (в данном случае желание) участвуют в восприятии реального объекта.

Отсюда следует вывод, что восприятие — это очень сложный, но в то же время единый процесс, направленный на осознание того, что волнует нас в данный момент.

Физиологические основы восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом, под воздействием раздражителей в нервных окончаниях органов чувств возникает нервное возбуждение, которое передается по проводящим путям в нервные центры и, наконец, в кору головного мозга. Здесь он попадает в проекционные зоны (сенсорные зоны) коры головного мозга, которые являются как бы центральной проекцией нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом формирования ощущений. Действительно, ощущения формируются на уровне предложенной схемы. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия активизируются в процессе формирования целостного образа на следующих этапах, когда возбуждение передается от проективных зон к интегративным зонам коры головного мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проективных зон.

Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и различными мыслительными процессами. Следовательно, начиная от органов чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, идут к нервным центрам, где они захватывают различные зоны коры головного мозга и взаимодействуют с другими нервными раздражителями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействуя друг с другом и широко охватывая различные зоны коры головного мозга, составляет физиологическую основу восприятия.

Темпоральные нейронные связи, обеспечивающие перцептивный процесс, могут быть двух типов: образованные внутри анализатора и между анализаторами. Первый тип возникает, когда организм подвергается воздействию сложного стимула той или иной модальности. В этом случае нейронные связи формируются не только в ответ на сами стимулы, но и на их соотношение — временное, пространственное и т.д. (так называемый установочный рефлекс). В результате процесс интеграции или сложного синтеза происходит в коре больших полушарий.

Второй тип нервных связей, образующихся под влиянием сложного раздражителя, — это связи внутри разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял наличием ассоциаций (зрительных, кинестетических, тактильных и др.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Итак, в центре сложного процесса формирования перцептивного образа находятся системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые обеспечивают наилучшие условия для видения стимулов и учитывают взаимодействие свойств объекта как сложного целого.

Выяснив суть понятия «восприятие» и проанализировав его физиологические механизмы, мы переходим к рассмотрению основных свойств восприятия как когнитивного психического процесса. Основные свойства восприятия должны включать следующее: Объективность, целостность, структура, постоянство, осмысленность, апперцепция и активность.

Объективность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в виде отдельных объектов. Следует отметить, что объективность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Еще одно свойство восприятия — целостность. В отличие от ощущений, которые воспроизводят отдельные свойства объекта, восприятие дает целостную картину объекта. Он формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах объекта. Сенсорные компоненты настолько тесно взаимосвязаны, что формируется единая сложная картина объекта, даже если непосредственно задействованы только отдельные свойства или части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно через связь между различными ощущениями.

Основные свойства и типы восприятия

Целостность восприятия также связана с его структурированностью. Это свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является их простой суммой. На самом деле мы воспринимаем обобщенную структуру, абстрагированную от этих ощущений и сформированную в течение определенного периода времени. Таким образом, восприятие привносит в наше сознание структуру объекта или явления, с которым мы сталкиваемся в реальном мире.

Следующее свойство восприятия — постоянство. Константность — это относительное постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству постоянства, которое проявляется в способности перцептивной системы компенсировать изменения в условиях восприятия, мы воспринимаем окружающие нас объекты как относительно постоянные. Наибольшая степень постоянства наблюдается при зрительном восприятии цвета, размера и формы предметов. Таким образом, постоянство цветовосприятия заключается в относительном постоянстве видимого цвета при изменении освещенности.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от природы стимула, но и от самого субъекта. Не глаз и ухо воспринимают, а конкретный живой человек. Поэтому на восприятие всегда влияют особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предыдущий опыт, его предыдущая практика. Поэтому один и тот же объект может восприниматься разными людьми по-разному. Содержание апперцепции определяется как поставленной перед человеком задачей, так и мотивами его деятельности, интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменить содержание восприятия.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется перцептивной иллюзией. Иллюзии наблюдаются при любом типе восприятия (зрительном, слуховом и т.д.). Характер иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как отношение, ориентация, эмоциональный настрой и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещением, положением в пространстве и т.д..

Следующее свойство восприятия — его осмысленность. Хотя восприятие происходит, когда стимул непосредственно воздействует на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное семантическое значение. Как уже говорилось, человеческое восприятие тесно связано с мышлением. Связь между мышлением и восприятием впервые выражается в том, что воспринимать объект сознательно — значит мысленно называть его, т.е. относить его к определенной группе, классу, ассоциировать с определенным словом. Уже при виде незнакомого объекта мы пытаемся найти в нем сходство с другими объектами.

Говоря об основных свойствах восприятия, нельзя не упомянуть еще одно, не менее существенное, свойство восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Она заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один объект или конкретную группу объектов, а другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании. Таким образом, мы можем предположить, что природа деятельности восприятия обусловлена природой самого нашего сознания.

Одна из классификаций восприятия, как и ощущений, основана на различиях в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор (или модальность) играет преобладающую роль в восприятии, различают зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие является результатом взаимодействия ряда анализаторов. Моторные ощущения в большей или меньшей степени задействованы во всех типах восприятия. Например, тактильное восприятие включает в себя тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогичным образом, двигательный анализатор участвует в слуховом и зрительном восприятии. Различные типы восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются для создания сложных типов восприятия. Например, восприятие учеником текста в классе включает в себя визуальное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Другой способ классификации типов восприятия основан на формах существования материи: пространство, время и движение. Согласно этой классификации, различают восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Пространственное восприятие

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты находятся в пространстве, а каждое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем объектам, так же как временные характеристики характерны для каждого явления или события. Пространственные свойства объекта включают: Размер, форма, положение в пространстве.

При восприятии размера объекта существенную роль играет размер его изображения на сетчатке глаза. Чем больше изображение объекта на сетчатке глаза, тем крупнее кажется нам объект. Вероятно, размер изображения воспринимаемого объекта на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Чем больше размер зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется на одинаковом расстоянии от нас объектов.

Рассмотрение расстояния до объектов в основном обеспечивается нашим опытом восприятия объектов на разных расстояниях от них. Знание приблизительных размеров предметов является необходимым подспорьем для восприятия размеров предметов. Как только мы узнаем объект, мы сразу же воспринимаем его размер таким, какой он есть на самом деле. В целом, следует отметить, что постоянство размера значительно увеличивается при восприятии знакомых объектов и значительно уменьшается при восприятии абстрактных геометрических фигур. Следует также подчеркнуть, что постоянство восприятия существует только в известных пределах. Когда мы находимся очень далеко от объекта, он кажется нам меньше, чем есть на самом деле. Еще одной особенностью восприятия объекта в пространстве является контрастность объектов. Среда, в которой мы воспринимаем объект, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется гораздо меньше своих реальных размеров.

На восприятие размера объекта также может влиять совокупность, в которой находится объект. Кроме того, на восприятие размера объекта влияет цвет объекта. Светлоокрашенные объекты кажутся немного больше, чем темноокрашенные. Объемные формы, такие как сфера или цилиндр, кажутся меньше, чем их соответствующие плоские аналоги.

Не менее сложным, чем восприятие размера, является восприятие формы объекта. Прежде всего, следует отметить, что феномен постоянства сохраняется и в восприятии формы. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет сбоку, его проекция на сетчатке глаза выглядит как эллипс или трапеция. Тем не менее, мы всегда видим один и тот же объект, который выглядит одинаково и имеет одинаковую форму.

Процесс восприятия объемной формы очень сложен. Мы воспринимаем объем фигуры, потому что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Бинокулярный эффект заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же объект, изображение этого объекта на сетчатке левого и правого глаза отличается. Бинокулярное зрение создает впечатление единого, но трехмерного рельефного объекта.

Однако бинокулярное зрение — не единственное требование для объемного восприятия объекта. Когда мы смотрим на предмет одним глазом, мы все равно воспринимаем его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы объекта играет знание объемных особенностей этого объекта и распределения света и тени на объемном объекте.

Пространственное восприятие человека имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что пространство трехмерно, и поэтому его восприятие требует участия нескольких анализаторов, работающих совместно. Восприятие пространства может происходить на разных уровнях.

Восприятие трехмерного пространства в первую очередь связано с функциями специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет форму трех заполненных жидкостью, изогнутых, полукруглых трубок, которые расположены в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, переполняет и раздражает волосковые клетки, а их возбуждение вызывает изменения в ощущении стабильности тела (статическое ощущение).

Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательной системой, и любое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения положения глаз. Например, пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, наблюдаются при быстрых изменениях положения тела в пространстве.

Второй аппарат, обеспечивающий восприятие пространства и особенно его глубины, — это бинокулярный зрительный аппарат. Восприятие глубины в основном связано с восприятием расстояния до объектов и их положения по отношению друг к другу. Бинокулярное зрение является одним из необходимых условий для восприятия расстояния между объектами.

Конвергенция и дивергенция глаз играют существенную роль в восприятии расстояния до объектов и пространственной глубины соответственно, поскольку для четкого восприятия объектов их изображения должны попадать на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаз, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз. Конвергенция — это сближение зрительных осей глаз при повороте глазных яблок друг к другу.

Пространственное восприятие не ограничивается восприятием глубины. В пространственном восприятии важную роль играет восприятие положения объектов по отношению друг к другу. Дело в том, что конвергенция и дивергенция прекращаются, когда объект явно отдаляется, но воспринимаемое нами пространство никогда не бывает симметричным, оно всегда более или менее асимметрично, т.е. объекты находятся выше или ниже, справа или слева от нас, а также дальше от нас или ближе к нам.

Такой сложный набор механизмов, делающих возможным пространственное восприятие, естественно, требует не менее сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Одним из таких центральных аппаратов являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие движения и времени

Восприятие движения происходит благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не до конца понятна. Когда объект перемещается в пространстве, мы воспринимаем его как движущийся, потому что он покидает поле наилучшего зрения, заставляя нас двигать глазами или головой, чтобы снова зафиксировать на нем взгляд. Это приводит к двум явлениям. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела говорит нам о его перемещении в пространстве. Во-вторых, мозг регистрирует движение глаз вслед за объектом. Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движениях глаз очень сложен и противоречив.

Однако восприятие движения нельзя объяснить только движением глаз — мы воспринимаем движение одновременно в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться в противоположных направлениях одновременно.

Косвенные признаки играют важную роль в восприятии движения и, несомненно, создают косвенное впечатление о движении. Механизм использования косвенных признаков заключается в том, что когда обнаруживается признак движения, он обрабатывается интеллектуально и выносится суждение о том, что объект движется. Таким образом, впечатление движения может быть создано необычным положением частей объекта, находящегося в состоянии покоя.

Все теории восприятия движения можно разделить на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, последовательных зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает в результате слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным восприятиям. Представители этой теории утверждают, что как, например, мелодия — это не простая сумма тонов, а качественно отличное от них целое, так и восприятие движения несводимо к сумме элементарных зрительных ощущений, составляющих это восприятие.

Основной принцип восприятия движения заключается в понимании ситуации в объективной реальности на основе всего предыдущего опыта человека.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, которые основаны на элементарных ритмических явлениях, известных как «биологические часы». К ним относятся ритмические процессы, происходящие в нейронах коры головного мозга и подкорковых образований. Например, чередование сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время, когда выполняем какую-то работу, то есть когда происходят определенные нейронные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка продолжительности времени также зависит от эмоциональных переживаний. Когда события вызывают позитивное отношение к себе, кажется, что время проходит быстро. И наоборот, негативный опыт удлиняет временной интервал.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться в то место пространства, из которого стартовали, но мы не можем вернуть прошедшее время. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, которое, в свою очередь, обеспечивает объективный порядок необратимой последовательности событий. И этот порядок мы устанавливаем на основе причинно-следственных зависимостей последовательности одних событий за другими.

Поскольку время — это направленная величина, вектор, его однозначное определение подразумевает не только систему единиц измерения (секунда, минута, час, месяц, век), но и постоянную точку отсчета, от которой ведется отсчет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равны. Со временем должна появиться привилегированная точка. Естественной точкой отсчета времени является настоящее, которое делит время на предшествующее прошлое и последующее будущее. Она одна, как будто сразу дана как нечто настоящее; от нее взгляд устремлен в прошлое и в будущее.

Поэтому необходимо различать два аспекта восприятия времени человеком: субъективный и объективно-обусловленный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, которая, в свою очередь, зависит от занятости событиями определенного периода времени, а также от их эмоциональной окраски. Объективно-условный аспект относится к объективной последовательности событий и последовательности условных опорных точек или временных интервалов. Если первый аспект отражает наше чувство времени, то второй помогает нам ориентироваться во времени.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология суда присяжных
  2. Психологическая готовность к браку молодежи
  3. Особенности свойств внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам
  4. Специфика состояний страха, тревоги и экзистенциальной тревоги у спортсменов
  5. Творческое мышление как высшая форма мышления
  6. Задатки и способности в психологии
  7. Психоанализ У. Биона
  8. Виды психологического анализа
  9. Имидж вербальный и невербальный
  10. Активность творческой деятельности — Концепция творческой деятельности, ее виды, направления

Постоянство Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Тест
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ kon-stuhn-see ]

/ ˈkɒn stən si /

Сохранить это слово!

См. синонимы постоянства на сайте Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

качество неизменности или непоколебимости, как в цели, любви или верности; твердость ума; верность.

единообразие или регулярность в отношении качеств или условий; неизменность.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ ПОСТОЯНСТВА

1 решимость, непоколебимость, верность, верность, преданность, преданность.

2 постоянство, регулярность, надежность.

См. синонимы к слову постоянство на Thesaurus.com

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ СЛОВА постоянство

1 нерешительность, неверность.

2 изменчивость.

См. антонимы для определения постоянства на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма используется для указания обязательства или обязанности кого-либо?

Происхождение постоянства

От латинского слова Constantia, датируемого 1520–1530 гг. ; см. константу, -ancy

Слова поблизости постоянство

констебль, констебль стекло, констебль, Джон, полицейский, Констанс, постоянство, Констанс I, постоянный, Констанца, константан, Констан де Ребек

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

Слова, относящиеся к постоянству

надежность, настойчивость, непоколебимость, постоянство, надежность, правдивость, приверженность, преданность, пыл, привязанность, уверенность, решение, решимость, преданность , преданность, упрямство, рвение, серьезность, выносливость, вера

Как использовать постоянство в предложении

  • Поскольку цветовое зрение зависит, по крайней мере частично, от постоянства цвета, это может решить некоторые сложные проблемы.

    Как реставрировали этих Ротко, не касаясь холста|Адам Роджерс|30 мая 2021|The Daily Beast

  • Гарвардская команда планировала создать иллюзию — поставить «аферу» в постоянство цвета.

    Как эти Ротко были восстановлены, не касаясь холста|Адам Роджерс|30 мая 2021 г.|The Daily Beast

  • Гомеостаз говорит о том, что живые системы сопротивляются изменениям и превыше всего желают постоянства.

    6 принципов преодоления жизненных трудностей|Брэд Стулберг|6 мая 2021 г.|Outside Online

  • «Ключевая цель регулирования — не жесткое постоянство, — пишет Стерлинг.

    6 принципов преодоления жизненных трудностей|Брэд Стулберг|6 мая 2021 г.|Вне сети

  • Благодаря своему постоянству он стал еще более утешительным для легионов поклонников, обратившихся к Jeopardy!

    Алекс Требек, ведущий викторин на протяжении трех десятилетий, скончался в возрасте 80 лет|Эмили Лангер|8 ноября 2020 г.|Washington Post

  • Что ж, МакКоннелл сделал Ромни непоколебимым железным человеком.

    Удивительно двуликий Митч МакКоннелл|Майкл Томаски|15 октября 2014|DAILY BEAST

  • Он передает постоянство и постоянство союза, особые отношения.

    Опасный Израильский оплошность Рика Перри|Брюс Ридель|13 ноября 2011 г.|DAILY BEAST

  • Она оставила своего сына только в одном направлении: в поисках постоянства, определения, которого он никогда не знал.

    Сны о его матери|Стейси Шифф|3 мая 2011|DAILY BEAST

  • Озабоченность постоянством «среднего класса» кажется мне навязчивой.

    Чего ожидала Велма Харт?|Тунку Варадараджан|21 сентября 2010|DAILY BEAST

  • Плохие чувства больше связаны с ценностями, стилем и постоянством, чем с политикой.

    День расплаты|The Daily Beast|22 июня 2010|DAILY BEAST

  • Утомленные миром и больные сердцем, они все еще изо всех сил пытались поддержать друг друга и встретить свою ужасную судьбу с героическим постоянством.

    Мадам Роланд, создатели истории|John S.C. Abbott

  • Предполагается, что Арсите носил белое, красное или зеленое; но синего он не носил, ибо это был цвет постоянства.

    Сочинения Чосера, том 1 (из 7) — Роман о розе; Незначительные стихи|Джеффри Чосер

  • И здесь, и в «Рассказе Скьера» мы находим намеки на Ламеха и на синий цвет как на цвет постоянства; см. примечания ко лл.

    Произведения Чосера, том 1 (из 7) — Роман о розе; Незначительные стихи|Джеффри Чосер

  • Его долгое время держали в тюрьме, дважды пытали по приказу совета, и делались все усилия, чтобы поколебать его постоянство.

    Британская энциклопедия, 11-е издание, том 5, часть 2|Разное

  • Постоянство и опасность двадцатилетней страсти — это тема, к которой я едва ли отношусь серьезно.

    Частные письма Эдварда Гиббона (1753-179 гг.)4) Volume 1 (of 2)|Edward Gibbon

Определения постоянства в британском словаре

постоянство

/ (ˈkɒnstənsɪ) /


существительное качество, решительность

постоянство

свобода от изменений или вариаций; стабильность

психол перцептивный феномен, при котором атрибуты объекта кажутся одинаковыми при различных представлениях, например, данный объект выглядит примерно одинакового размера независимо от расстояния до наблюдателя

экология частота встречаемости определенного вида на пробных участках растительного сообщества © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Зная наверняка, что даже в повседневном сумасшествии, которое бомбардирует нас со всех сторон, есть — все еще — постоянство неподвижности.

От Хаффингтон Пост