Конвергенция это в психологии: Конвергенция это
Конвергенция – сравнение с дивергенцией, теория психологического развития, конвергентное мышление
Термин «конвергенция» известен в своем большинстве узкому кругу специалистов в разных областях и отраслях, простые обыватели не знают значение данного слова, хотя хорошо знакомы с самим явлением, о котором и поговорим подробно в нашей статье.
Что такое конвергенция?
Рассматривая данный термин, следует дать ему более понятное и доступное определение. Конвергенция – это понятие, противоположное по смыслу дивергенции (поклонники фильма «Голодные игры» хорошо помнят, что героиню Дж. Лоуренс называли «дивергент»). Оно означает некий процесс сближения компромиссов, их схождение, то есть, возникновение сходства, стремления к единству.
Конвергенция в психологии
Это термин широкого спектра, его употребляют и филологи, и биологи, и политики, но мы коснемся данного явления с точки зрения психологии. Конвергенция в психологии – это понятие, входящее в теорию психического развития ребенка, которую предложил немецкий психолог Вильям Штерн. Суть данной теории в попытке примирения фактора наследственности и влиянии окружающей среды на развитие ребенка и его становление, как личности. Можно говорить об этом термине и о как сближении людей, различных во взглядах, культурах, развитии, ценностях и нормах.
Конвергенция – причины
Причин данного явления с психологической и социальной точки зрения несколько, но все они субъективны, потому что на сто процентов подтвердить эти данные не удалось никому. Это объяснимо, ведь психология – наука сложная и не точная, в ней нет строгих формул и законов. Более точно рассказать о причинах явления можно, обратившись к гендерной психологии.
Учитывая, что конвергентность – это сближение с кем-то или чем-то, то очевидно, что одной из причин конвергенции является продолжение рода. Эта теория имеет место быть, ведь мужчины и женщины разного пола, разных взглядов, приоритетов, особенностей мышления и так далее, но на протяжении многих веков тянутся друг к другу. Чтобы стало еще понятнее, стоит рассмотреть примеры конвергенции полов:
- зарождение интереса в противоположном поле у детей школьного возраста;
- детские игры с разнополыми участниками;
- возникновение чувства влюбленности;
- отношения партнеров сексуального характера;
- супружеские отношения;
- деловые отношения.
Дивергенция и конвергенция
Термины конвергентность и дивергентность являются антонимами, то есть, понятиями, противоположными по своему смыслу. Известно, что наш мир соткан из противоречий, поэтому одно понятие подразумевает существование другого. Принцип конвергенции в стремлении к единству, плотному сближению, примирению противоположностей. Дивергенция же – расхождение, отдаление того, что изначально близко по смыслу и другим показателям. Хороший пример дивергентности можно привести из области лингвистики, когда диалекты становятся отдельными языками.
Теория конвергенции психического развития
Эта теория подразумевает, что конвергентность развития – это единение двух важных факторов, влияющих на формирование ребенка, как личности. Как мы уже упоминали, автор теории Штерн утверждал, что конвергенция психического развития заключается в попытке примирить сенсуалистический подход с перформистским. Сам Штерн был сторонником того, что на развитие ребенка влияют в большей степени четкие гештальты, нежели наследственность.
Его теория принята многими психологами современности, ведь сложно усомниться в том, что развитие ребенка зависит от множества внешних факторов. Ребенок саморазвивается и его качества, задатки и таланты раскрываются в зависимости от той среды, в которой он находится длительное время (семья, например). Эта теория пришла на смену убежденности в первостепенной роли генетики, что вывело психологию, как науку, на более высокий уровень значимости.
Конвергентное мышление
Напрашивается вывод, что конвергентное и дивергентное мышление – это две противоположности. На самом деле, это не совсем верно, это не противоположные, а разные виды мышления. Если кто-то проходил тесты на IQ, то сталкивался первым видом. Конвергентный тип мышления отвечает за решение задач по определенному алгоритму линейным способом, то есть поэтапно.
Вспоминая школьную систему образования, основанную на конвергентных методиках, заметим, что такая система далека от идеальной и не пригодна для развития творческих способностей. Это объясняет парадокс, когда выдающиеся творческие личности (Эйнштейн, Черчилль, Эддисон) очень часто плохо учились в школе. Свойства их ума и мышления не вписывались в систему образования, где все основывалось на конвергенции.
Другое дело – дивергентное мышление, синонимом которого можно считать творческое. При таком типе решение задач происходит веерообразно и заключается не в строгом следовании правилам, а в поиске причинно-следственных связей, приводящим к новым разнообразным решениям. Дивергентное мышление – неординарное, креативное, нестандартное, подразумевающее анализ и сопоставление фактов, что приводит к новым гипотезам и умозаключениям.
что это в биологии, психологии и других областях науки
Конвергенция и дивергенция — это сложные термины, которые употребляются в разных областях науки. Однако, с этими необычными понятиями встречается любой биолог, экономист, политолог или психолог.
Ниже более детально изучим значения этих слов, сравним их, а также рассмотрим на примерах.
Конвергенция – что это простыми словами
Когда две или более вещи имеют точки соприкосновения, происходит конвергенция , то есть слияние, сближение или концентрация.
Концепция используется по-разному в зависимости от контекста.
Например, в области технологии конвергенция известна, как возможность доступа к различным сервисам через одно и то же устройство или способность различных сетевых платформ позволять отправлять и получать похожие сигналы.
Статьи по теме: Что такое Товар, Мерч, Субсидии и Диверсификация
Противоположность — дивергенция или разделение.
Сравнение с дивергенцией
Слово дивергенция — это термин, который имеет несколько значений в зависимости от контекста. Например, постепенное разделение двух или более линий называется дивергенцией. Также дивергенция — это расхождение во мнениях.
Есть дивергенции, которые легче решить, чем другие, и есть люди, которые открыты к диалогу и желают достижения консенсуса, они смогут урегулировать разногласия с другими быстрее.
Есть и такие люди, которые не хотят этого делать, потому что они не могут сдать свои позиции, когда дело доходит до поиска решений.
И глядя на разногласия, надо сказать, что иногда они оказываются благоприятными, потому что разные мнения предлагают диалог, обмен идеями для достижения согласия. В этом случае естественно возникают вопросы, которые позволяют обогатить дискуссию и, наконец, синтезировать решение, содержащее в себе лучшее из противоположных взглядов.
Читайте также: Секреты заработка на разгадывании капчи в сервисе Рукапча
Несогласие или непонимание не всегда должно быть плохим и предрасполагать к ссорам, которые не заканчиваются поиском решений.
В некоторых ситуациях нельзя пойти на компромисс, но все же дивергенция имеет свой положительный аспект, и очень важно, чтобы он выделялся и ценился.
Другой актуальный вопрос, которого нельзя избежать, заключается в том, что перед различиями важно быть конструктивным, даже если соглашение не найдено, важно научиться уважать и терпимо относиться к тому, что у других людей есть свое мнение.
Конвергенцией в разных областях науки с примерами
Объяснить конвергенцию лучше всего с помощью простых примеров.
В биологии
В рамках теории эволюции происходит так называемая эволюционная конвергенция видов. Это происходит, когда два разных вида одинаково приспосабливаются к определенной физической среде. Обратный процесс известен, как эволюционная дивергенция.
Конвергентная эволюция между двумя видами не является спонтанным явлением, а происходит постепенно и медленно на протяжении многих поколений. В этом смысле законы эволюции являются двигателем конвергенции, как стратегии адаптации к окружающей среде.
Наглядным примером такой трансформации является то, что произошло с водными животными, у которых развились плавники, позволяющие лучше выживать.
Если говорить об эволюционной дивергенции, то можно привести в качестве примера функциональные различия между крыльями одних видов по отношению к крыльям других.
В медицине
Расстройство конвергенции — нервно-мышечная и сенсорная аномалия зрительной системы.
Характеризуется недостаточной способностью глаз поворачиваться друг к другу или поддерживать схождение.
В психологии
Теория конвергенции — это теория психического развития ребенка. Предложена В. Штерном, также известна как теория двух факторов.
В одних аспектах человека определят социальная среда, а в других — врожденные инстинкты.
Конвергенция утверждает, что личность развивается при слиянии этих факторов. Например, близнецовые исследования позволяют понять, какие болезни больше зависят от генетики, а какие — от окружающей среды.
В политике
Если у двух людей одинаковые подходы, то они сближаются, потому что есть сходство между их позициями. В контексте дебатов существует логическое расхождение во мнениях и взглядах.
В связи с этим существует вероятность того, что кто-то может предложить сближение позиций, и когда это случается, происходит конвергенция.
В экономике
Две конкурирующие компании принимают решение о слиянии для конкретного проекта с целью получения большей рентабельности. В этом случае обе структуры должны будут сойтись, что подразумевает разработку совместных стратегий.
Таким образом, концепция подразумевает определенное соглашение или пакт, так что первоначальные различия трансформируются во взаимодействие.
Что такое конвергентное мышление
Конвергентное мышление — это термин, созданный в противовес дивергенции мышления. Речь идет о способности правильно отвечать на вопросы, которые не требуют больших творческих способностей.
Пример — стандартизированные тесты или викторины.
В отличие от дивергентного мышления, конвергенция — это способность находить уникальные, рациональные и устоявшиеся ответы на проблему.
Она не фокусируется на возможностях или творчестве, а на том, чтобы быстро, логично и точно прийти к наиболее подходящему решению, используя всю возможную информацию.
Конвергентное мышление особенно полезно в тех ситуациях, когда можно найти единственно правильный ответ, который может быть обнаружен в процессе принятия решения или просто путем применения логики. Благодаря своим характеристикам, ответы являются окончательными и не имеют двусмысленности.
С другой стороны, конвергентное мышление также тесно связано с существующими знаниями, так как способ их применения связан со стандартизированным использованием данных. Таким образом, в этом процессе используются такие инструменты критического мышления, как вероятности, логика и статистическая информация.
Это полезно знать: Как узнать свой номер телефона самых популярных операторов связи
Конвергентное мышление, в отличие от других процессов, с которыми оно обычно ассоциируется, основано на поиске оптимального ответа или решения в данной ситуации.
Для этого мышление пытается следовать рациональному процессу, в рамках которого оно изучает различные альтернативы, которые существуют, и в каждый момент времени выбирает наиболее полезную.
Таким образом, в то время как дивергентное мышление в основном использует интуицию и творчество, конвергентное мышление полностью основано на логике, статистике, рефлексии и критическом мышлении. Часто процесс происходит осознанно и преднамеренно, при этом человек ищет решение наиболее объективным образом.
При использовании конвергентного мышления для оценки, фильтрации, выбора и уточнения доступных опций применяются различные рациональные критерии. В идеале выбирается объективно наилучшее решение, хотя во многих случаях это невозможно.
Однако не всегда можно прийти к непогрешимым выводам, используя конвергентное мышление. Если, например, исходная информация является ложной или неполной, или ситуация является гибкой и поэтому нет единого адекватного ответа, результат процесса может быть не самым подходящим.
С другой стороны, при применении к сложным ситуациям с более чем одним ответом, конвергентное мышление пытается найти наиболее подходящее решение, даже если оно не единственно возможное.
Поэтому этот мыслительный процесс особенно полезен для решения логических, закрытых и конкретных проблем, таких как стандартизированный тест.
Конвергенция доказательств — Центр созерцательных исследований
Перейти к содержимомуКонвергенция доказательствJulie2023-02-24T06:12:48-07:00
Abstract
Большая часть исследований сознания по-прежнему опирается главным образом или даже исключительно на объективные методы третьего лица.
Самый сильный эпистемологический подход, который мы можем использовать для продвижения наук о разуме, состоит в том, чтобы максимизировать доказательную конвергенцию путем включения трех типов свидетельств: от первого лица ( субъективное ), от второго лица ( межсубъективное ) и от третьего лица. человек ( цель ). Неспособность западной психологии методологически развить интроспекцию никоим образом не означает, что интроспекция не имеет эпистемологического значения. Таким образом, область созерцательной науки возвышает методы от первого лица до такой же важности, как и другие способы исследования — не для того, чтобы подразумевать, что научная объективность не важна, а для того, чтобы признать, что к феноменологии следует относиться серьезно при исследовании аспектов реальности, которые неизбежно имеют субъективные характеристики. . Таким образом, созерцательная наука сочетает в себе сильные стороны многих традиций знания и тем самым отвергает этноцентрическое предположение о том, что если современные ученые чего-то не понимают, то и остальное человечество должно быть таким же невежественным.
Полный текст эссе в формате PDF для скачивания
Говорят, что научные результаты сходятся, если все они подтверждают одну и ту же гипотезу, полученную с помощью различных типов эмпирических методов (Matiasz et al., 2018; Munafò & Smith, 2018). Например, гипотеза о том, что медитация, выполняемая правильно, улучшает внимание, может быть подтверждена как (1) наблюдательным исследованием, которое обнаруживает повышенную вероятность практики медитации у людей с экстраординарными навыками внимания 1 и (2) интервенционное исследование, которое показывает улучшение навыков внимания у людей, которым назначен урок медитации с обученным инструктором. Эти разные типы исследований — одно обсервационное, другое интервенционное — подтверждают одну и ту же гипотезу и, таким образом, можно сказать, что они предоставляют конвергентные данные. В качестве другого примера мы можем получить конвергентные данные, объединив данные ЭЭГ и фМРТ, которые дают разные точки зрения на активность мозга.
Доказательная конвергенция, таким образом, отличается от доказательной непротиворечивости. Говорят, что научные результаты непротиворечивы, когда все они поддерживают та же гипотеза, полученная с помощью одних и тех же эмпирических методов. Ученые получают согласованные доказательства, показывая, что конкретный результат можно воспроизвести в нескольких итерациях одного и того же типа исследования.
Хотя согласованность или воспроизводимость имеет решающее значение в науке, мы достигаем более целостного взгляда на данные, рассматривая как согласованность, так и конвергенцию. И мы достигаем более реалистичного взгляда на доказательства, признавая, что эти две концепции не одинаково сильны.
Эпистемологически конвергенция сильнее согласованности. Этот факт интуитивно известен как ученым, так и широкой публике. Рассмотрим, например, следующие два гипотетических сценария, с которыми может столкнуться присяжный присяжных, выступая в суде:
- Последовательность : один свидетель дает одни и те же показания три раза в три разных дня.
- Конвергенция : Три независимых свидетеля дают показания, которые согласуются с показаниями других свидетелей, не зная, что сказали другие свидетели.
Последовательные показания одного свидетеля могут быть убедительными, поскольку способность придерживаться одной истории обычно повышает уверенность присяжных. Но в большинстве случаев присяжных гораздо больше убедят совпадающие показания трех независимых свидетелей.
Доказательства в науке схожи: последовательные научные результаты убедительны, даже если каждое успешное повторение менее удивительно и, следовательно, менее информативно, чем предыдущее. Но конвергентные результаты еще более убедительны, поскольку каждый из различных методов может придать дополнительные преимущества, которые компенсируют недостатки других. Поскольку каждый дополнительный метод предоставляет сходящиеся доказательства в поддержку гипотезы, становится менее вероятным, что результаты связаны с экспериментальными артефактами, общими для каждого используемого метода.
1. Да, корреляция не есть причинно-следственная связь; однако мы также должны иметь в виду, что там, где есть причинно-следственная связь, мы гарантированно найдем определенные корреляции. Поэтому полезно выявить корреляции с помощью обсервационных исследований; этот подход может подтвердить корреляции, которые согласуются с причинно-следственной гипотезой, без необходимости выполнять вмешательство, которое может привести к ложным корреляциям через экспериментальные артефакты, несмотря на все наши усилия по контролю помех. ↑
Конвергенция в созерцательной науке
Чтобы достичь беспрецедентного уровня конвергенции в научных исследованиях разума, Центр созерцательных исследований (CCR) разрабатывает исследовательскую программу для созерцательной науки, основанную на трех типах данных:
- От первого лица субъективные свидетельства профессиональных созерцателей. Прямое наблюдение психических явлений возможно только от первого лица, поэтому для наук о разуме жизненно важно использовать воспроизводимые методы самоанализа. Такие методы позволят наукам о разуме извлечь пользу из непрерывного, тщательного и прямого наблюдения за изучаемыми явлениями — катализатором многих величайших научных открытий на протяжении всей истории. Наука традиционно стремилась к исключительно объективным свидетельствам, но мы просто не можем получить прямых, объективных свидетельств о субъективных явлениях; это почти тривиально следует из определений объективный и субъективный . Хотя мы можем получить объективные данные о нейронных и физиологических коррелятах явлений от первого лица, было бы категорической ошибкой приравнивать такие корреляты к самим субъективным переживаниям. Таким образом, созерцатели будут предоставлять устные отчеты о своих интроспективных переживаниях и прозрениях, которые будут сопоставлены с другими формами собранных свидетельств.
- Второе лицо интерсубъективное свидетельства профессиональных учителей медитации. Квалифицированные учителя будут регулярно брать интервью у созерцателей и следить за их прогрессом на этапах медитации, предоставляя независимую оценку субъективных переживаний созерцателей, способностей внимания и интроспективных прозрений. Этот вид межсубъективной проверки, когда эксперты в предметной области с общим техническим словарем оценивают понимание друг друга в направлении достижения консенсуса, уже широко распространен в науке и математике. Математические доказательства, например, проверяются интерсубъективно экспертами, имеющими подготовку, необходимую для сопоставления различных символов с семантической информацией, составляющей теорию или ментальную модель. Учителя также будут полагаться на свои годы обучения как теории, так и практике проверенных временем созерцательных технологий, когда берут интервью у постоянных созерцателей и оценивают их прогресс. Подобно созерцателям, учителя будут давать устные отчеты.
- Вид от третьего лица Цель Доказательства существующих инструментов науки. Хотя такие явления, как мысли, эмоции и другие переживания от первого лица, являются субъективными, эти субъективные переживания, конечно же, связаны как с физиологическими коррелятами в теле, нейронными коррелятами в мозгу, так и с поведенческими проявлениями субъективных переживаний — все это может быть изучается объективно. Ученые разработали огромное количество инструментов для изучения этих коррелятов, включая, например, ЭЭГ, ЭКГ, fNIRS и актиграфы. 2
Видение CCR состоит в том, чтобы интегрировать эти взаимодополняющие направления исследований, как никогда раньше, ища не только последовательные данные в рамках каждого метода, но и конвергентные данные по всем методам. Эта интеграция данных, вероятно, поможет выявить связи между сознанием и различными физическими процессами с потенциальными последствиями для проблемы разума и тела в нейробиологии, проблемы измерения в квантовой механике и множества исследовательских вопросов, связанных со здоровьем и благополучием. Отличительной чертой этого подхода является то, что созерцатели будут рассматриваться не как простые участники, а как коллеги ученых, с которыми они сотрудничают, — выражение важности, которую созерцательная наука придает объединению объективных, интерсубъективных и субъективных данных.
2. Такие инструменты, безусловно, должны играть роль в изучении сознания; но мы не должны предполагать, что они предоставят полное описание сознания, просто учитывая достаточное количество времени. В защиту этого предположения часто утверждают, что сознание обязательно является физическим, потому что все, что существует, является физическим. Но это утверждение либо ложно, либо пусто: оно ложно в том смысле, что наше нынешнее представление о физическом не содержит объяснения сознания, которое, как мы знаем, существует; оно пусто в том смысле, что если физика в конце концов объяснит сознание, эта физика будущего может сильно отличаться от физики, которая у нас есть сегодня (Frank, Gleiser, & Thompson, 2019).). Вместо того, чтобы предполагать, что инструментов от третьего лица достаточно для полного объяснения опыта от первого лица, созерцательная наука использует радикально эмпирический подход триангуляции наших свидетельств от третьего лица с точки зрения как от первого, так и от второго лица. ↑
Научные прецеденты
Существуют важные научные прецеденты для этого состоящего из трех частей конвергентного подхода к созерцательной науке. Уильям Джеймс, один из основателей современной психологии на Западе, известен своим радикальным эмпиризмом, который призывает при изучении сознания отдавать приоритет интроспекции (James, 2007):
Интроспективное наблюдение — это то, на что мы должны полагаться в первую очередь и всегда. Слово «интроспекция» вряд ли нуждается в определении — оно, конечно, означает заглядывание в наш собственный разум и сообщение о том, что мы там обнаруживаем. Все согласны с тем, что там мы обнаруживаем состояния сознания.
Самоанализ не стал основным методом в психологии, главным образом потому, что исследователи не разработали утонченных и воспроизводимых методов обращения к субъективному опыту. То есть им не хватало техники созерцательной техники, которая могла бы создавать состояния сбалансированного внимания, которые были бы одновременно стабильными и достаточно тонкими, чтобы генерировать воспроизводимые данные от первого лица. Вскоре после смерти Джеймса бихевиористский подход в психологии еще больше уменьшил роль интроспекции в пользу подходов, ориентированных на мозг и тело.
Неспособность западной психологии методологически развить интроспекцию не следует интерпретировать как подтверждение того, что интроспекция не имеет эпистемологического значения. Хотя западной психологии не удалось разработать надежные научные методы интроспекции, из этого никоим образом не следует, что каждая традиция знания потерпела неудачу в этом отношении. Далеко идущий этноцентризм виноват в предположении, что если современные ученые чего-то не понимают, то все человечество на протяжении всей истории должно быть столь же невежественным (Roth, 2008). Например, за столетия до того, как были основаны первые европейские университеты, в Индии существовала сложная система высших учебных заведений, в которой приоритетное внимание уделялось интроспективному исследованию разума. Результатом стал массив продвинутых медитативных практик и прозрений, аналогов которым в западной психологии просто нет.
Отголоски радикально эмпирического руководства Уильяма Джеймса можно услышать и по сей день — например, в 2016 году, когда нейробиолога Антонио Дамасио спросили о научном изучении сознания (Gleiser, 2016):
Что мы нужно иметь, если мы собираемся иметь достойную науку о сознании? … Одно требование… серьезно относиться к феноменологии.
Сказать, что мировые созерцательные методы серьезно относятся к феноменологии, было бы мягко сказано. В течение тысяч лет созерцатели во всем мире систематически исследовали субъективную область с невероятной строгостью, воспроизводимостью и логической последовательностью. Было бы упущенной возможностью позволить этноцентризму продолжать лишать науки о разуме огромного вклада этих созерцателей. Таким образом, созерцательная наука сочетает в себе сильные стороны нескольких традиций знания, включая свидетельства от третьего лица из современной науки, а также свидетельства от первого лица из созерцательных практик, чтобы достичь беспрецедентного уровня конвергенции в эмпирическом исследовании разума.
Философ Дэвид Чалмерс поддержал это видение и тем самым подчеркнул жизненно важную роль конвергенции (Gleiser, 2016):
Что нам действительно нужно сделать, так это понять фундаментальные законы, связывающие физические процессы и сознание. Но один из способов достичь этого — использовать научный метод наблюдения за тем, что происходит в мозгу, и одновременно исследовать опыт лучшими возможными методами. … И я думаю, что мы могли бы преуспеть, если бы привнесли методологии с Востока, а также с Запада, где они посвятили много изощренности изучению сознания изнутри — взяв эти данные от первого лица, интегрировав их с данными от третьего лица. данные о человеке, чтобы в конечном итоге иметь возможность вывести из всех этих данных определенные теоретические принципы, определенные теоретические мосты, которые в конечном итоге, на мой взгляд, будут фундаментальными законами, связывающими физические процессы и сознание.
Ссылки
Франк, А., Глейзер, М., и Томпсон, Э. (2019, 8 января). Слепое пятно. Эон . Получено с https://aeon.co/essays/the-blind-spot-of-science-is-the-neglect-of-lived-experience
Gleiser, M. (2016). Тайна сознания: диалог нейробиолога и философа . Получено с https://ice.dartmouth.edu/video/the-mystery-of-coding
James, W. (2007). Принципы психологии (Том 1). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Довер.
Матиас, Н. Дж., Вуд, Дж., Доши, П., Шпейер, В., Беккемейер, Б., Ван, В., … Сильва, А. Дж. (2018). ResearchMaps.org для интеграции и планирования исследований. ПЛОС ОДИН , 13(5). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0195271
Мунафо, М. Р., и Смит, Г. Д. (2018). Надежное исследование требует множества доказательств. Природа , 553, 399–401. https://doi.org/10.1038/d41586-018-01023-3
Roth, HD (2008). Против когнитивного империализма: призыв к неэтноцентрическому подходу к когнитивной науке и религиоведению. Религия Востока и Запада , 8(8), 1–26.
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуКонвергентное мышление (Гилфорд): определение и примеры
Конвергентное мышление: в этой статье вы найдете практическое объяснение Конвергентное мышление . Эта статья содержит общее определение конвергентного мышления, практические примеры и советы. Этот стиль мышления описал и разработал психолог Джой Пол Гилфорд, изучавший человеческий интеллект. Согласно Гилфорду, люди обладают двумя типами мышления: дивергентным мышлением и конвергентным мышлением. В этой статье мы более подробно рассмотрим конвергентное мышление. После прочтения вы поймете основные понятия этого способа мышления, который используется для решения проблем. Наслаждайся чтением!
Что такое конвергентное мышление?
Конвергентное мышление — это тип мышления, которым обладают все люди, но у некоторых людей оно развивается иначе, чем у других. Каждый человек применяет этот тип мышления в зависимости от ситуации, в которой он живет.
Конвергентное мышление ищет только один правильный ответ на вопрос, проблему или конкретную ситуацию. Конвергентным мыслителям не нужен творческий подход, чтобы иметь возможность находить решения, вместо этого необходимы логика и размышление, чтобы найти ответы на разрешение конфликтов, которые есть у человека. Использование творческих идей для поиска ответов осуществляется с помощью дивергентного стиля мышления.
Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблонов?
Конвергентное мышление также используется как форма обучения и образования в школах и университетах по всему миру в тестах знаний, таких как стандартизированные тесты с несколькими вариантами ответов, в которых только один ответ является правильным. Это направление мышления является вертикальным и конкретным, где логика верна и приводит к точному и уникальному ответу.
При таком типе мышления нет возможностей и разных вариантов. Рефлексия и выполнение единого ответа – вот что важно. Это означает, что процесс этого типа мышления является отражением имеющихся знаний, действий и точного результата в ситуации, требующей быстрого и логичного процесса с использованием всей доступной информации.
При ответе на вопрос: Что такое конвергентное мышление?, можно ошибочно искать определение психологии конвергенции. Психология конвергенции не связана с конвергентным мышлением и имеет другое определение. Конвергенция в психологии может быть определена как: поведение толпы людей, разделяющих одну и ту же цель, которые объединяются в физическом месте. В то время как конвергенция относится к поведению людей, конвергентное мышление относится к определенному стилю мышления.
Конвергентное мышление в психологии имеет другое определение. Конвергентное мышление в психологии может иметь следующее определение: вывод одного правильного решения проблемы на основе правил и логических рассуждений.
В каких ситуациях используется конвергентное мышление?
Как упоминалось в начале статьи, конвергентное мышление используется всеми людьми в различных ситуациях, возникающих в жизни, будь то личные или профессиональные ситуации.
Однако важно отметить, что он чаще используется в трудных ситуациях, требующих концентрации, таких как принятие важных решений, когда мышление должно быть критическим, аналитическим и рефлексивным.
Логика как ось конвергентного мышления
При таком способе мышления для развития конвергентного мышления используются следующие инструменты: оценка, фильтрация и отбор имеющейся информации для нахождения единственного решения проблемы или ситуации, представленной человеком.
Есть люди, у которых конвергентное мышление развито гораздо сильнее, чем у других. Эти люди не импульсивны и не страстны, когда дело доходит до принятия решений. Сначала они думают, оценивают и размышляют о том, что лучше всего, основываясь на индикаторах или научных критериях, чтобы двигаться вперед в решении проблем.
Важно определить, что действительно полезно для решения закрытых, логических и конкретных задач.
- Логическое и рациональное мышление
- Он пытается прийти к решению, исследуя шаблоны с имеющейся у него информацией
- Ищет конкретное, материальное
- Посадочные идеи, чтобы получить что-то реальное
- Определить, указать, спланировать и найти решение
Логика как ось КТ
При таком способе мышления для развития конвергентного мышления используются следующие инструменты: оценка, фильтрация и отбор имеющейся информации для нахождения единственного решения проблемы или ситуации, представленной конвергентным мышлением. человек.
Есть люди, у которых конвергентное мышление развито гораздо сильнее, чем у других. Эти люди не импульсивны и не страстны, когда дело доходит до принятия решений. Сначала они думают, оценивают и размышляют о том, что лучше всего, основываясь на индикаторах или научных критериях, чтобы двигаться вперед в решении проблем.
Важно определить, что действительно полезно для решения закрытых, логических и конкретных задач.
- Логическое и рациональное мышление
- Он пытается прийти к правильному решению, исследуя шаблоны с имеющейся у него информацией
- Ищет конкретное, материальное
- Посадочные идеи, чтобы получить что-то реальное
- Определить, указать, спланировать и найти решение
Преимущества этого стиля мышления
Конвергентное мышление помогает принимать решения в сложных ситуациях.
Люди, которые глубоко развивают этот тип мышления, могут быть более уверенными и безопасными при принятии решений, потому что они проанализировали различные альтернативы на столе и выбрали ответ или решение, которые они считают лучшими и наиболее конкретными.
Конвергентное мышление также способствует развитию логики и критического мышления. Эти навыки развиваются под давлением или в трудные моменты в профессиональной среде, где необходимо принимать точные решения, чтобы добиться успеха в разрешении конфликтов, которые могут нанести ущерб компании.
Недостатки КТ
С этим типом мышления связаны следующие недостатки.
- Это может ограничить творчество, поскольку человек с КТ полагается только на достоверные, осязаемые данные, которые могут предложить решения. Интуиция исключается при таком способе мышления.
- Понижает настроение, так как постоянное критическое мышление и размышления делает людей более серьезными, грустными и нервными из-за логических усилий, которые они прилагают в повседневной жизни.
Примеры
Ниже приведены примеры ситуаций, когда конвергентное мышление применяется людьми в повседневной жизни.
- Принятие важных решений при рассмотрении различных альтернатив при работе над бизнес-проектом, и вы являетесь лидером. Участвующее лицо должно рассмотреть варианты, проанализировать, обдумать и выбрать наилучшую альтернативу, предложенную его или ее командой.
- Студент, сдающий экзамен, должен проанализировать и вспомнить предыдущую информацию, которую он изучил для теста, со сбором информации, которая у него есть, он сможет проанализировать варианты экзамена и выберите лучший ответ, который он/она считает правильным. В соответствии с вашими предыдущими исследованиями и с информацией, которую вы дали в документе, вы будете применять конвергентное мышление на практике.
- Планирование поездки, что-то вроде простого, но важного, потому что, когда люди выходят из своей зоны комфорта, они должны проанализировать и определить лучшие варианты и выбрать только один для поездки. Выполнение всего логического планирования бюджета, проживания, транспорта и выбор того, что лучше всего соответствует вашим намерениям, воплощает этот тип мышления на практике.
Это простые примеры повседневных действий, которые люди часто выполняют с помощью когнитивных процессов.
Личность с конвергентным мышлением
Некоторые исследования отражают, что личность человека с конвергентным и дивергентным мышлением связана с действиями спонтанности, воображением, художественными интересами, либеральными установками, а другие связаны с дивергентным мышлением.
Однако конвергентное мышление не проявляет признаков присвоения личности, поскольку все люди, независимо от их типа личности, всегда будут использовать конвергентное мышление в ситуациях, когда это необходимо
Конвергентное и дивергентное мышление
Как объяснялось выше, конвергентное мышление логично, уникально и рефлексивно. Только один ответ или вариант является правильным. Никакого творчества не требуется, чтобы найти решение или ответ на ситуацию или проблему.
Люди, которые больше всего используют или развивают этот тип мышления, обладают аналитическим складом ума и все обдумывают, прежде чем принять какое-либо решение. Это может привести к тому, что человек станет более строгим в своей работе, а также в личной жизни, поскольку он все анализирует и редко допускает спонтанность.
С другой стороны, есть Дивергентное Мышление, противоположное предыдущему. Дивергентное мышление использует творчество для поиска различных альтернатив и решений ситуации или проблемы.
Человек, который использует или развивает этот тип мышления, обычно спонтанен в принятии решений и создании различных вариантов в своей личной и профессиональной жизни.
Стимулирование творчества — это сила дивергентного мышления. Постоянная работа над этой стимуляцией может привести к оригинальным решениям ситуации, поскольку идеи могут течь более естественно.
Могут ли эти типы мышления работать вместе?
Хотя эти типы имеют определенные различия, важно помнить, что конвергентное и дивергентное мышление могут работать рука об руку для достижения наиболее эффективного решения.
Объединив эти два подхода, когда дивергентное мышление творчески находит различные альтернативы и решения различных проблем, но при анализе различных вариантов конвергентное мышление приводит в действие логические рассуждения о том, что может быть лучшим вариантом, у вас будет успешное слияние, когда человек объединяет два способа мышления.
Практическое использование конвергентного мышления
Конвергентное мышление используется в обучении учащихся. Большинство тестов, применяемых школами или университетами, представляют собой стандартизированные тесты, представляющие собой тесты с множественным выбором, где правильный ответ уникален. С помощью этой техники вы изучаете альтернативы, предлагаемые тестом, и применяете их на практике, чтобы выбрать наилучший вариант в соответствии со знаниями, полученными учащимся на этапе обучения.
Он также используется в ситуациях стресса, будь то на работе или в личных трудностях. Это требует от человека сосредоточенности и анализа плюсов и минусов ситуации, чтобы принять наилучшее решение. Вот почему говорят, что его используют все люди в зависимости от ситуации, в которой они находятся, и когда большинство этих ситуаций требуют высокой ответственности и приверженности.
Критика
Конвергентное мышление подвергалось критике со стороны разных исследователей, поскольку, по их мнению, проблемы могут иметь разные решения и что их можно решать вместе, не принимая только одно за правильное.
Использование этого образа мышления может также затмить меньшинства, которые имеют более дивергентный стиль мышления, поскольку, в конце концов, человек с логическим мышлением всегда будет принимать точные решения для решения проблем, забывая о голосе других.
Резюме
Все люди используют конвергентное мышление в некоторых процессах повседневной жизни, однако многие люди гораздо больше развивают этот тип мышления и ежедневно применяют его на практике.
Не рисковать, не рисковать и получить 100% правильный результат – вот что всегда требуется при таком образе мышления. Математика и точные науки могут это доказать, логика бесспорна и точна и приводит к единственному результату.
Многие люди постоянно развивают и практикуют этот тип мышления из-за возникающих ситуаций. Все дело в выявлении, осмыслении, оценке и принятии мер по единственной альтернативе. Это отличный инструмент для принятия важных решений, необходимых для защиты или сохранения активов, предприятий и других активов.
Воображение и гибкость не играют роли в конвергентном мышлении. Объективность имеет линейное и вертикальное направление для получения уникального ответа, который вы ищете. Конвергентное мышление принимает во внимание, что у этого уникального ответа есть начало и конец, следующие логическим и рациональным схемам.
Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!
Ваша очередь
Что вы думаете? Как вы думаете, можно ли объединить два стиля мышления? Всегда ли КТ используется в повседневной жизни всеми без исключения людьми? Как вы думаете, какие стили мышления у вас есть? Не могли бы вы немного рассказать нам, как вы его используете и в каких ситуациях? Есть ли у вас что-нибудь еще, чтобы добавить или какие-либо предложения? Вы больше склонны к конвергентному или дивергентному мышлению?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Кропли А. (2006). Во славу конвергентного мышления . Журнал исследований творчества, 18 (3), 391–404.
- Тафт Р. и Росситер Дж. Р. (1966). Тест удаленных коллег: дивергентное или конвергентное мышление? . Психологические отчеты, 19 (3_suppl), 1313-1314.
- Чаморро-Премузик, Т., и Райхенбахер, Л. (2008). Влияние личности и угрозы оценки на дивергентное и конвергентное мышление . Журнал исследований личности, 42(4), 1095-1101.
- Чермахини, С.А., и Хоммель, Б. (2012). Творческие перепады настроения: дивергентное и конвергентное мышление по-разному влияют на настроение . Психологические исследования, 76(5), 634-640.
Как цитировать эту статью:
Оспина Авендано, Д. (2021). Конвергентное мышление (Гилфорд): определение и примеры . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/convergent-thinking/
Опубликовано: 14.03.2018 | Последнее обновление: 15.