Кормильство это: Как обучали детей в Древней Руси: когда открылись первые школы и чему там учили

Как обучали детей в Древней Руси: когда открылись первые школы и чему там учили

Когда были открыты первые школы на Руси

Многие россияне считают, что первые школы на Руси были открыты только после Крещения Руси. Однако Федор Долгих, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, уверяет, что обучались дети и ранее:

«Согласно информации из устных источников (восточнославянских сказок), первые подобия учебных заведений существовали на Руси еще в языческую эпоху. Учителем выступал языческий жрец, которому родители передавали для обучения своих сыновей, достигших семи лет. Из них готовили служителей языческого культа. Обучение осуществлялось при языческих святилищах и заключалось в освоении счета и письма, ознакомлении с языческими ритуалами, календарем сельскохозяйственных работ, со способами лечения больных и так далее».

Также эксперт отмечает, что имеются косвенные подтверждения и того, что на Руси в X веке еще до ее Крещения возникли христианские школы, целью которых было распространение христианской религии.

Первые школы на Руси кардинально отличались от современных и сначала появлялись только в крупных городах. Так, по словам эксперта, школы «книжного учения», существование которых подтверждается письменными источниками, на Руси возникли в 988 году с принятием христианства по указанию великого князя Владимира Красное Солнышко.

Тест: была ли мамой эта литературная героиня

Об этих произведениях русской литературы слышал почти каждый россиянин: они входят в школьную программу и…

11 июля 09:46

«Эти школы создавались для представителей знати. Первая школа «книжного учения» была открыта в столице Руси Киеве при Десятинной церкви. Здесь обучались в том числе и дети самого Владимира Красное Солнышко. Учителями в ней были греки, обучение велось на старославянском языке. Вторая школа «книжного учения» на Руси была открыта Ярославом Мудрым в Новгороде для обучения детей местных старост и духовенства. Затем такие же школы были созданы и в других крупных городах», – объясняет Федор Долгих.

По словам эксперта, в период правления Ярослава Мудрого в киевской школе «книжного учения» обучались дети английского короля Эдмуна Железнобокого – Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренгевальд, наследники венгерского и датского престолов. Этот факт сделал школу образовательным центром общеевропейского значения.

«В 1086 году княжной Анной Всеволодовной, сестрой Владимира Мономаха, при Андреевском монастыре в Киеве было основано женское училище. В нем представительницы зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. В 13 веке женское училище было создано в Суздале», – объясняет Федор Долгих.

Историк упоминает, что в Древней Руси были школы и при монастырях, где учителями были монахи.

Существовали ли в те времена начальные школы? По словам эксперта, начальное образование можно было получить в платных школах у «мастеров грамоты». Также широкое распространение получила практика семейного обучения и воспитания.

«В результате обучение стало доступным не только для знати, но и для широких слоев населения. Это привело к широкому распространению грамотности, о чем свидетельствовали, например, многочисленные берестяные грамоты, написанные как мужчинами, так и женщинами, горожанами и селянами», – отмечает Долгих.

По словам историка, какую-либо специальною форму одежды обучающиеся в школе дети не носили.

close

100%

Чему обучали детей в Древней Руси

Лариса Крушанова, кандидат исторических наук, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции, рассказала, что с принятием христианства при монастырях открылись первые школы на Руси. А уже через столетие насчитывалось несколько их видов – школы «книжного учения», монастырские школы, школы элементарной грамотности, женские школы.

От Байкала до Селигера: на каких российских озерах можно отдохнуть с детьми

В этом сезоне морской отдых смогут позволить себе далеко не все желающие. Но это не значит, что…

20 июня 11:09

Многие россияне считают, что в Древней Руси были две основные «дисциплины», поэтому обучались дети того времени только грамоте и счету (азам арифметики). Однако эксперт подсказывает, что каждая школа использовала свой вариант предметной структуры.

«Но в той или иной степени «учителя» опирались на опыт византийских и болгарских школ. Чтению, счету и письму обучали во всех школах. В школах «книжного учения» и монастырских школах обязательными были греческий и латинский языки, что отражало тесные торговые связи Руси с итальянскими купцами или государственные связи с Византией. Особое внимание в этих школах уделялось богословию и философии.

Отличительная особенность древнерусского образования заключалось в том, что обучение велось на родном языке, в то время как в европейских школах обучение тем же самым предметам шло на латинском языке»,

– объясняет Крушанова.

Еще одно заблуждение, что в первых школах на Руси учебниками служили исключительно Псалтырь и Часослов. Эксперт уверяет, что учебными пособиями были не только книги религиозного содержания: «Особое место в княжеских библиотеках занимали «светские» и «ученые» книги на греческом и латинском языках, собираемые русскими князьями и повелевавшие учиться по ним».

С уроков истории российские дети знают про берестяные грамоты. Эксперт Крушанова уточняет, что эти памятники древнерусской письменности могли рассказать о жизни на Руси и о том, чему обучались дети того времени:

«В рамках изучения письма древнерусские «школьники» осваивали «деловые формулы», которые были необходимы новгородцам в повседневной жизни. Например, в берестяных грамотах широко встречающаяся «формула» «Взыскать с Дмитра должки» свидетельствует о том, что судебные споры были неотъемлемой составляющей повседневной жизни горожан».

Также, по словам доцента, в Древней Руси была еще одна разновидность образования – «кормильство»: «Это форма домашнего обучения, широко применяемая для обучения детей мужского пола феодальной знати. Для мальчиков нанимались специальные «кормильцы», способные обучить ребенка грамоте, иностранным языкам и военному делу».

На вопрос, многие ли дети имели возможность обучаться грамоте и азам арифметики или образование было доступно только мальчикам и девочкам из знатных семей, историк Лариса Крушанова отвечает так:

«Для домонгольской Руси уровень грамотности городского населения был достаточно высоким.

А в Великом Новгороде грамотой владели как мужское, так и женское население. Причем важно было овладение «книжной премудростью», а не профессиональной направленностью», – объясняет эксперт.

close

100%

Как учили грамоте в Древней Руси

Многие со школьных уроков помнят такой исторический факт: на Руси ученики разучивали полные названия букв (А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро), а во время обучения грамоте пособиями могли служить Псалтырь и Часослов.

Кандидат исторических наук Федор Долгих рассказал, как строился учебный процесс:

«Учеников делили на группы по шесть-восемь человек, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Изучение грамоты опиралось на византийскую образовательную методику. Сначала заучивалось наименование букв в азбучной последовательности, а затем обучающиеся тренировались в их написании. Следующим этапом было обучение чтению по слогам и по словам. Затем следовало чтение и переписывание молитв и текстов Псалтыри. Также в учебном процессе использовалась и другая книга религиозного содержания – Часослов. В качестве учебного пособия использовался деревянный букварь. На деревянные дощечки наносился воск, на котором ученики писали».

Историк отмечает, что большое внимание уделялось не столько получению элементарных знаний, сколько воспитанию человека в духе христианских ценностей. И хотя многие считают, что строгое отношение к ученикам и наказание розгами – это обязательная часть процесса обучения на Руси, эксперт отмечает, что атмосфера, в которой протекал учебный процесс, была вполне доброжелательной.

Развития психологии и педагогики в России.

Первый этап. Народная педагогика.

В народном фольклоре мы находим отдельные суждения и высказывания т.е. определенные педагогические заповеди. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми и в принципе отражали правила поведения в обществе. С появлением письменности они стали иметь форму правил и рекомендаций и стали определенными законами. В феодальной России существовали следующие формы воспитания и обучения:

Кормильство – это форма домашнего воспитание детей феодальной знати.

В возрасте от 5 до 7 лет, княжич отдавался в семь кормильцев которого князь подбирал из числа знатных бояр. Кормилец был не только наставником, воспитателем он привлекал воспитанника к государственным делам и экономически распоряжался делами волости подопечного.

Следующий институт воспитания «Дядьки». Дядька был родной дядя по материнской линии, если его не было, то существовал институт кумовства они были нравственными наставниками и воспитателями своих племянников.

Первые школы в России возникли в начале 18 века. Первая школа возникла в Москве по приказу Петра 1 и наз. «Школа навигационных и математических наук».

Основоположником отечественной психологии является Иван Михайлович Сеченов. Его книги «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Он связывает работу человека с центральной нервной системой. Он был практиком. Представителем университетской психологической школы я главная его Г.И Челпанов заслуга создание в России первый институт.

Экспериментальное направление в психологии развивали Владимир Михайлович Бехтерев и И.П. Павлов. Они создали работы посвященной высшей нервной деятельности. Лев Семенович Выготский основоположник дефектологии, т.е. как учить детей с ограниченными способностями. Он ввел понятие о высших психических функций к ним отнес: разумная речь, произвольная внимание и зоны ближайшего развития. Основоположником научной педагогики в России признан философ психолог педагог к.Д. Ушинский он ставил задачи школе которые развивала духовные силы человека позволяла реализовывать все его способности. Ушинский создал учебники: родное слово и детский мир. А.С. Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания. В 20-30 годы он возглавлял учебно-воспитательные учреждения для малолетних преступников (беспризорников). В настоящее время многие педагоги новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Получило распространение педагогика сотрудничества Ш.
Амонашвили, Шаталова и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений, появились авторские специализированные программы (гармония школа 2100 и др.). Начиная с 90-х годов 20- го века началась интеграция Российской психологии и педагогики в единое мировое пространство. Ну наиболее яркое проявление этого двух уровневое обучение бакалавриат и магистратура.

16.10.08

Лекция Эволюция поведения.

Согласно традиционной до середины 19 века схоластической точки зрения весь живой мир создан в окончательном виде за 6 дней. Этой теории была противопоставлена выдвинутая в 1859 году концепция Чарльза Дарвина. Согласно ей все существующие растения и животные произошли от одной формы видовое разнообразие объясняется эволюцией длящийся миллиарды лет. Поведение человека является одним из результатов эволюции. Свою теорию Дарвин основывал на результатах собственных наблюдения и работах англ. экономиста Томаса Мальтуса. По мнению Мальтуса, рост численности населения происходит гораздо быстрее чем источников пропитания, когда пищи становиться недостаточно, то возникает конкуренция «в борьбе за существование» отбор благоприятствует сохранению более сильного.

Благодаря этой теории появляется объяснение как изменялось поведение путем перехода от сравнительно простых форм до сложных присущих высшим животным и человеку.

Врожденные формы поведения.

  1. Тропизм. Это форма поведения характерна для растения.

    1. Гелиотропизм. Это поворот соцветий к солнцу.

    2. Геотропизм. Характерен для растений пустыни. У них развита корневая система.

  2. Таксис. Обычно свойственны одноклеточным организмам лишенным нервной системы. С помощью очень простых автоматических движений они направляются ко всему тому, что похоже на пищу и удаляются от любых неприятных стимулов. Такая общая механическая ориентация организма по отношению к источникам раздражения получила название таксиса. Таксисы это примитивные формы поведения, которые исчезают по мере продвижения вверх по эволюционной лестницы. Их заменяют более точные и локализованные реакции, рефлексы, связанные с развитием нервной системы.

  3. Рефлекс. Это ответная реакция организма на раздражение из окружающей среды осуществляемая при помощи центральной нервной системы. Рефлексы, локализованные в определенных частях организма. У человека есть 4 вида врожденных рефлексов: пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный которые необходимые для выживания в остальном поведение человек имеет более сложные формы.

Таксисы и рефлексы это простые и стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных.

  1. Инстинктивное поведение. Существуют сложные стереотипные формы поведения присущие данному виду, причем модели и цели такого поведения обусловлены генетически. Животные способные к инстинктивному поведению это не просто автоматы реагирующие на стимулы каким-то одним способом в любое время для того чтобы инстинктивное поведение могло проявиться нужно сочетание внутренних потребностей, мотиваций со стимулирующей ситуацией извне. При объединение внешних и внутренних факторов может произойти запуск такого поведения этот механизм присущий данному виду и встроенный в его мозг с самого рождения получил название рожденного пускового механизма.

Врожденное поведение составляют таксисы рефлексы и инстинктивное поведение. Связующим звеном между врожденным и приобретенным поведением является механизм Импринтинга.

При наблюдениями над животными важно соотношение в поведении врожденного и приобретенного. Лоренц занимался изучением птенцов вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом с которым встречались птенцы после вылупления была не их биологическая мать а сам Лоренц. Они по всюду следовали за ним, оказавшись в присутствии своей настоящей матери, не обращали на нее ни какого внимания, повзрослев искали брачных партнеров сходных с человеком. Механизм импринтинга важен для выживания т.к. в природных условиях первым движущимся объектом попадающим в поле зрения детей является их мать. Она становиться моделью, которая учит адекватным формам поведения присущие данному виду. У видам, которым свойственен эффективный импринтинг формы сыновнего-дочернего социального и полового поведения обусловлено генетически, но в тоже время зависят от опыта, получаемого с первых минут жизни, то есть является приобретенным. Чем выше организм поднимается по эволюционной лестницы тем больше стереотипное поведение замещается приобретенным.

Приобретенное поведение.

Умозаключение – связь между суждениями.

Познание происходит через действие непосредственное манипулирование с предметами.

Наглядно образно – начинает с 3 лет жизни преобладает в дошкольном. Основана на сигнальной системы. работе непосредственном восприятии окружающей среды.

3. абстрактно-логическое начинает доминировать в подростковом возрасте и преобладает у взрослых. Основано на развитии речи.

Кормление Определение и значение — Merriam-Webster

кормление ˈfē-diŋ 

1

: действие или процесс приема пищи или кормления

Некоторое время зоопарки пытались контролировать кормление, снабжая торговые автоматы гранулами, но сейчас большинство из них полностью запретили это. —Филлип Т. Робинсон : экземпляр кормления

кормление в два часа ночи

готов к кормлению

Пример предложения

Недавние примеры в Интернете Исследование влияния других видов промышленного землепользования на стоимость собственности, таких как аэропорты, дорожный шум, свалки и объекты для кормления животных, показало большее влияние на стоимость собственности. — Элизабет Вайз, , США, СЕГОДНЯ 900:30 , 23 марта 2023 г. Полчаса спустя голодающие СМИ придумали более упорядоченный строй для кормления . — Лаура Джедид, Новая Республика, , 22 марта 2023 г. Зоопарк Бреварда является излюбленным местом для туристов со всех концов света. Здесь обитает более 900 животных и проводятся уникальные мероприятия, такие как кормление жирафов , зиплайны и сплавы на каяках по африканской саванне. — Патрик Коннолли, 9 лет.0029 Орландо Сентинел , 22 марта 2023 г. Некоторым родителям поначалу может быть трудно приспособиться к такому способу мышления о еде, что, вероятно, является большим сдвигом по сравнению с их собственным детским опытом, говорит Анна Лутц, зарегистрированный диетолог из Северной Каролины, специализирующийся на расстройствах пищевого поведения. — Кейтлин Гибсон, Washington Post , 20 марта 2023 г. Topwater Plug ПОСМОТРЕТЬ Большеротые большеротые славятся своей поверхностью кормит , а речные мальки разбивают пропеллерную приманку с такой же сокрушительной силой. — Джеральд Алми, Field & Stream , 20 марта 2023 г. Например, 90 029 поисков в 90 030 точках – это хорошая отправная точка. — Марина Джонсон, Detroit Free Press , 18 марта 2023 г. Тем не менее, большинство этих продуктов ориентировано на удовлетворение основных потребностей домашних животных, таких как кормление и уборка мусора, а не их психическое благополучие. — IEEE Spectrum , 15 марта 2023 г. Douskos все еще работает и все еще находится в семье, кормя поколений греков и путешественников, набивая порции мусаки и рыбного супа. — Хэзлитт , 15 марта 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «кормление». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Первое известное использование

до 12 века, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование для кормления было до 12 века

Посмотреть другие слова из того же века оставьте отзыв

кормление

доска для кормления

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Кормление».

Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/feeding. По состоянию на 6 апреля 2023 г.

Копировать цитирование

Еще от Merriam-Webster о кормлении

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к слову Feeding

Английский: Перевод Feeding для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод Feeding для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Бесплатное приложение Food в App Store

Описание

Приложение Feed it Forward Free Food укрепляет сообщества и укрепляет здоровье людей, позволяя пользователям делиться едой, а не выбрасывать ее. Он делает это, создавая пространство, где можно загружать фотографии бесплатных блюд, а также информацию с подробным описанием типа и количества еды, что делает еду доступной для всех, кто использует приложение. После того, как еда загружена, она отображается на карте пинга, на которой отображаются доступные порции и типы еды, а также время и места, где ее можно забрать. Это приложение является революционным для тех, кто живет в нуждающихся сообществах, поскольку оно означает, что им не придется беспокоиться о том, смогут ли они позволить себе следующий прием пищи. Это также произведет революцию в местной пищевой промышленности, которая уже сейчас испытывает трудности, позволяя ресторанам, рынкам и фермерам создавать новых клиентов, снабжая их бесплатными продуктами, которые в противном случае были бы потрачены впустую. Существует дополнительная функция, которая служит калькулятором углеродного следа, который рассчитывает выбросы углерода, спасенные от атмосферы, когда каждый принятый продукт отклоняется от свалок. Это приложение работает над тем, чтобы заменить отсутствие продовольственной безопасности доступностью продуктов питания, накормив мир, а не его свалки. Feed it Forward Free Food App обеспечивает лучшее будущее для всех нас, оставляя пищевые отходы в прошлом.

Версия 1.0.6

— Исправление ошибок

Разработчик Feed It Forward указал, что политика конфиденциальности приложения может включать обработку данных, как описано ниже. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.

Данные, связанные с вами

Следующие данные могут быть собраны и связаны с вашей личностью:

  • Расположение
  • Контактная информация
  • Пользовательский контент

Данные, не связанные с вами

Могут быть собраны следующие данные, но они не связаны с вашей личностью:

Методы обеспечения конфиденциальности могут различаться, например, в зависимости от используемых вами функций или вашего возраста.