Критическая психология: Критическая психология | Понятия и категории

Содержание

Что такое критическая психология? — читай ответы на Справочник24

Екатерина Попова

Психология

  • Алексей Антонович

    Психология

    Данное направление в психологии ориентировано на исследование социогенеза или, другими словами, развитие психики в условиях конкретного типа общества. Исследование критической психологии позволяет не только контролировать условия жизни человека, но также распоряжаться ими. Все эти факторы говорят о том, что индивидуум живет не в созданном им мире, а в мире, который создан в условиях общественной практики. Учения о критической психологии возникли еще в 60-хх годах прошлого века. Ученых заинтересовал тот факт, что на поведение человека оказывают непосредственное влияние мотивосообразность и организованность целью. Например, во время стресса человек нуждается в ощущении удовлетворенности, здесь и сейчас. В период кризиса важно проявить свою волю и реализовать жизненный замысел. Подобных примеров очень много. Представителями данного направления в психологии являются Дрейер, Браун, Остеркамп.

  • Елена Сторожилова

    Психология

    Критическая психология занимается изучением поведения человека в ситуациях, когда последний сталкивается с невозможностью реализаций своих потребностей. Известны четыре основных понятия, которые психологи относят к критическим ситуациям – кризис, конфликт, стресс и фрустрация. Кстати, некоторые психологи положительно относятся к критической психологии, так как именно она способна выделить по-настоящему полезные и эффективные решения. Этот факт чрезвычайно важен для творческих людей, хотя и для обычных тоже.

Иан Паркер, Давид Павон-Куэльяр. О необходимости критического психоанализа

Во время всемирного локдауна британский психоаналитик Иан Паркер и мексиканский философ Давид Павон-Куэльяр написали манифест «Психоанализ и революция: критическая психология для освободительных движений», посвященный необходимости переосмысления психоанализа как критического метода, противопоставленного психологии и психиатрии и потенциально полезного в практике освободительных движений. Помимо английского и испанского, текст готовится к публикации на шестнадцати языках. Русский стал первым: на этой неделе издательство «Горизонталь» выпустило перевод текста.

Этот манифест — для освободительных движений, для лучшего мира. Он написан и адресован людям и группам, которые борются с угнетающей, эксплуатирующей и отчуждающей реальностью нашего времени. В нем пойдет речь о взаимоотношении этой тоскливой внешней реальности и нашей «внутренней» жизни — ее можно назвать нашей «психологией», — которую мы чувствуем глубоко «внутри»; чересчур часто кажется, что она сдается перед реальностью, но порой, надеемся, восстает против нее. Восставать необходимо ради других и самих себя.

Иан Паркер © YouTube / Interact MCR

Иногда кажется, что наше собственное восстание не может произрасти в нас, найти выход и превратиться в действие. Словно изнутри нас гложет что-то, что может серьезно повлиять на наши жизни. В таких случаях нам говорят, что у нас психологическое расстройство.

Общество, массовая культура и специально обученные профессионалы — психологи, психиатры и прочие пси-специалисты — низводят множество проблем на уровень психологии индивида. Эти проблемы действительно кажутся «психологическими», но не являются таковыми. Как их политизировать? Как «вовне» бороться с корнями того, что мы чувствуем «внутри»?

Связь между личным («внутренним») и социальным («внешним») мирами имеет для освободительных движений важнейшее значение. Поэтому им и может быть полезен психоанализ,

который был разработан как клинический метод и целое столетие искал взаимосвязь между реальностью и тем, что каждый из нас чувствует глубоко внутри. Природу этой связи необходимо исследовать при помощи разных подходов, в том числе и психоанализа. Это нужно, чтобы мы могли бороться с тем, что нас угнетает, эксплуатирует и отчуждает, а также чтобы построить реальную альтернативу капитализму, сексизму, расизму и новым формам колониализма.

Давид Павон-Куэльяр © Wikimedia Commons / Cieszkowski

Психоанализ

Что такое психоанализ? Психоанализ — это терапевтическая практика, которую Зигмунд Фрейд изобрел в Европе конца XIX века в качестве альтернативы господствовавшим тогда психиатрическим подходам к работе с дистрессом. Вместо того, чтобы лишать людей в дистрессе свободы, назначать им ужасные физические процедуры и медикаментозное лечение, психоаналитик принимает своего клиента, или пациента, именуемого анализандом, в своей клинике. Его задача — выслушать этого говорящего субъекта и поместить его в непривычное конфиденциальное пространство, где анализанд говорит о своем дистрессе и улавливает в собственной речи связи между прошлым и настоящим — связи, которых прежде он не замечал.

Классические образы популярного кино, где анализанд лежит на кушетке в клинике, правдивы, но есть нечто обманчивое в кадрах, на которых психоаналитик делает заметки, составляет диагноз и выдает мудрые интерпретации. Психоанализ открывает пространство для того, чтобы анализанд, как говорящий субъект, в конце концов принял приходящие ему в голову интерпретации как верные с тем, чтобы в дальнейшем они выступали двигателем инсайтов и перемен. Психоанализ может как просто дать анализанду разобраться с симптомом, заставившим его обратиться к аналитику, так и перевернуть его жизнь. В этом манифесте мы не приписываем психоанализу чудесных свойств; однако мы действительно считаем его прогрессивной терапевтической альтернативой психиатрии и психологии — и объясним, почему.

В следующих главах мы опишем ключевые элементы психоанализа; мы сделаем это, фокусируясь на идее бессознательного, показывая, как в нашей жизни бессознательно повторяются паттерны, которые затем воспроизводятся в клинике; мы покажем, что такое повторение паттернов, порой контрпродуктивных и болезненных, — это выражение влечения к жизни или к смерти, и продемонстрируем, как психоаналитик работает с этим повторением в клинике как с переносом. Мы настаиваем на привязке этих четырех элементов к клинике, поскольку психоанализ появился и развивался как клинический метод, а не потому что мы хотим пропагандировать психоаналитическое лечение или советовать его нашим читателям. Наша цель, скорее, в том, чтобы подчеркнуть то революционное, что есть в психоанализе, и показать, как оно может помочь освободительным движениям в решении их нынешних проблем.

© Jonathan Rashad

Хотя мы не исключаем дискуссии об определении клиники как потенциально прогрессивного пространства с собственной политической практикой, здесь нас интересует польза психоанализа для прогрессивной и революционной политики, а не пропаганда психоаналитической теории или клинической практики. Наш манифест — не очередное введение в психоанализ, а довод в пользу связи между психоанализом и революцией. О методе и теории наши читатели, если пожелают, смогут узнать больше в других вводных текстах, однако им не стоит забывать наших предостережений о том, как на протяжении своей истории психоанализ адаптировался и искажался.

Другой мир возможен, и психоанализ — один из инструментов, необходимых нам сейчас для его создания.

Использовать психоанализ как такой инструмент — не значит привносить психоаналитическую идеологию в те виды борьбы, с которыми мы имеем дело, или воображать, что психоанализ останется с нами навсегда. Психоанализ появился в определенной форме, которую мы можем использовать для наших целей, и он исчезнет, когда исполнит свое предназначение.

Наша задача в данном манифесте — реконструировать психоанализ как настоящую «критическую психологию» и полезное средство для освободительных движений. Вы увидите, что мы весьма критично подходим к психологии как таковой, равно как и ко всем пси-специальностям. Психоанализ, если понимать его диалектически, признавать его недостатки и делать упор на его преимущества, позволяет зайти куда дальше, чем эти методы.

Мы убеждены, что психоанализ, чтобы быть полезным для освободительных движений, должен быть подвергнут внутренней критике и видоизмениться. Имея в виду нужды этих движений, мы исследуем роль бессознательного, повтора, влечения и переноса в клиническом и политическом анализе и практике, чтобы найти ответы на вопросы о субъективных изменениях и преобразовании реальности. Хотя без теоретических вопросов нам не обойтись, принципиально важна именно практика, а практика психоаналитической клиники учит нас вещам, которые связаны с практикой освобождения.

© Jonathan Rashad

Революция

Цель освобождения, понимаемого сообразно антикапиталистическому, антипатриархальному, антирасистскому и антиколониальному движению, проходит через весь этот манифест. Мы писали эти страницы, думая об освободительных движениях, ради них. Эти движения борются с эксплуатацией и угнетением — и в этом мы с ними солидарны.

Наш психоанализ настроен на «негативное», на то, что «против», то в нас, что позволяет нам восставать. И, как и эти политические движения, наш психоанализ открывает в природе человека-субъекта нечто положительное — способность оценивать мир, постигать и менять его, приспосабливать его для творчества и трансформации.

Этот манифест написан в период тяжелого экономического кризиса, потрясшего тот символический мир, который мы, люди, населяем; в свою очередь, все возможные миры будущего, построение которых мы можем вообразить, находятся под угрозой загадочных материальных сил реального, совершенно нам не подконтрольных. В такие моменты бездонный биологический субстрат нашей сущности, нашей непознаваемой природы извергается в символическую вселенную, осложняя социальные условия, в которых нам приходится существовать, и углубляя противоречия, которые мы обязаны понимать и преодолевать, чтобы сопротивляться и выживать. Чем более мы разобщены, тем слабее оказываемся перед лицом подобной опасности.

© Ganzeer

К примеру, смертельно опасный вирус угрожает всем обитателям этого мира, но с самого его появления понятно, что мы не в одной лодке, не равны перед ним. В так называемых «развивающихся» странах люди страдают больше; те, кто и без того страдает от расизма, умирают в огромных количествах; женщины, запертые в своих домах, если у них вообще есть дома, подвергаются большей угрозе насилия. Члены любой притесняемой группы, и так ослабленные наложенными на них ограничениями, и так больные, умирают с большей вероятностью.

Этот манифест был написан в условиях карантина. Авторы пересылали его друг другу, советуясь с товарищами по всему миру. Он содержит идеи, которые принято считать «проблематичными», а потому — избегать. Идеи эти непросто изложить в доступном виде популярного текста. Как вы увидите, нам придется неоднократно возвращаться к важнейшим из них. Чтобы сделать основные положения еще яснее, мы повторяем их в несколько разных выражениях в различных местах текста. Всякий язык на письме становится своего рода переводом, и мы хотим, чтобы теперь вы перевели его обратно в практику.

Большей части человечества угрожает «шоковый капитализм», который неолиберальные капиталисты поддерживают, потому что он поддерживает их. Подобно предшествующим формам капитализма, но в еще большей мере, эта не может существовать без кризисов, которые сама же и провоцирует. Для тех, кто на этом наживается, хороши любые поводы.

Кризис, происходящий из реального, действительно шокирует, пробирает нас насквозь, и именно психоанализ может уловить тесную связь между этим реальным, нашими попытками представить, чтó с нами происходит, и общей для всех нас символической вселенной. Чтобы ее уловить,

нужна критика идеологии, укорененная в нашем опыте, в наших субъективных страданиях; так мы сможем лучше изменять реальность своими действиями. Эта задача стоит перед психоанализом, но она должна быть коллективной и политической, а не индивидуальной и психологической.

Наша индивидуальность и ее психология — часть проблемы. Их необходимо ставить под сомнение. Нам нужна особая критика психологии — психоаналитическая по своей сути, критическая психология. Сейчас нам необходим психоанализ.

Манифест Иана Паркера и Давида Павон-Куэльяра «Психоанализ и революция: критическая психология для освободительных движений» можно заказать с доставкой по России или самовывозом в Москве на нашем сайте, с доставкой в магазине Подписные издания, а также найти в независимых книжных.

Наши соцсети: VK, Instagram, Facebook, YouTube.

История и системы критической психологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801557.001.0001/acrefore-97801

    557-e-663; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание артикула

Show Summary Details

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/97801557.013.663
  • Опубликовано в Интернете: 25 марта 2021 г. критики, силы, сопротивления и альтернатив практики. Хотя осевой возраст критической психологии приходится на 1970-е годы и около того, многие источники можно найти десятилетиями и даже столетиями ранее. Критическая психология занимается не только критикой психологии, которая представляет собой более широкую историческую и теоретическую область, но и справедливостью в теории и посредством теории, справедливостью по отношению к группам людей и по отношению к ним, а также справедливостью по отношению к реальности общества, истории и культуры как таковой. они мощно конституируют субъективность, а также дисциплину и профессию психолога. Возвращение справедливости в психологической теории и через нее имеет прочную основу в западных критических подходах, представляя собой привилегированное положение для размышлений в евро-американских исследовательских институтах. Критически настроенные психологи утверждают, что традиционная психология упускает из виду свой предмет и, следовательно, не отдает должного методологии, а ее методы контроля и корректировки не отдают должного освободительным возможностям человеческой деятельности или гуманитарной науки. Критические психологи, пытающиеся отдать должное людям и людям, не пренебрегают онто-эпистемико-этической областью, а вместо этого сосредотачиваются на людях, часто маргинализированных или угнетенных группах. Критически настроенные психологи, которые хотят воздать должное истории, культуре и обществу, утверждают, что традиционная психологическая практика означает адаптацию и приспособление. Это означает, что не только субъективность, но и дисциплина и профессия психолога должны быть связаны с контекстом. Психологи пытались концептуализировать отношения между обществом и личностью, а также способность людей не только приспосабливаться к окружающей среде, но и изменять свои условия жизни и трансформировать статус-кво. Эта концептуализация также означает предоставление конкретного анализа того, как современное общество, основанное на неолиберальном капитализме, влияет не только на отдельных людей, но и на дисциплину психологии. Несмотря на сложности критической психологии во всем мире, критические психологи подчеркивают важность рефлексивности и практики, когда речь идет об изменении условий социальной реальности, создающих ментальную жизнь. Учитывая, что субъективность не может быть ограничена внутрипсихологическими процессами, критические психологи обращают внимание на реляционные и структурные социальные реалии, требуя междисциплинарности и трансдисциплинарности в дисциплине и профессии.

    Ключевые слова

    • Критика
    • Субъективность
    • Психологические гуманитарные науки
    • Сопротивление
    • Теория и практика

    Субъекты

    • ИСТОРИЯ И СИСТЕМ Психологии 9004

    . Вы не получите этого в настоящее время.

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Подписка

    Для доступа к полному содержанию требуется подписка

    Концепции критической психологии: переосмысление дисциплинарных границ. Серия книг

    Просмотреть все серии книг

    СЕРИЯ КНИГ



    О серии

    События внутри психологии, которые ставят под сомнение историю дисциплины и то, как она функционирует в обществе, побудили многих психологов искать новые идеи за пределами дисциплины. Эта серия основана на передовой критике извне психологии, чтобы дополнить и подвергнуть сомнению критические аргументы, возникающие внутри. Авторы предлагают новые взгляды на субъективность из дисциплинарных дебатов и культурных явлений, смежных с традиционными исследованиями личности.

    Книги этой серии полезны для студентов старших курсов и аспирантов, исследователей и преподавателей психологии и других смежных дисциплин, таких как культурология, география, теория литературы, философия, психотерапия, социальная работа и социология.

    • Названия серий
    • Авторы

    45 серий Названия

    На странице

    122448

    Сортировка

    Дата публикацииНазвание (по возрастанию)Название (по убыванию)


    Включить предстоящие заголовки

    Дисплей

    Критические подходы к психологии эмоций

    1-е издание

    By Simone Belli
    09 февраля 2023

    В этой увлекательной книге рассматриваются различные методологии, ресурсы и стратегии, которые использовались для изучения эмоций, а также определяются новые тенденции и перспективы исследований в этой области. Эмоции — это тема, которая тщательно исследована во всех областях социальной и поведенческой.

    ..

    Децентрация субъективности в повседневной еде и питье: переваривание реальности

    1-е издание

    By Али Лара
    09 января 2023

    Эта важная книга предлагает модель для анализа конфигураций реальности, проявляющихся в повседневных практиках еды и питья, в связи с развитием человеческой субъективности. Автор использует конкретные примеры из повседневной жизни, связанные с привычками в еде и питье , такие как «…

    Критический рефлексивный подход к исследованию секса: интервью с мужчинами, которые платят за секс

    1-е издание

    Автор: Monique Huysamen
    23 июня 2022 г.

    Критический рефлексивный подход к сексуальным исследованиям — это книга, ориентированная на методологию, которая предлагает глубокое понимание часто скрытой субъективности мужчин, платящих за секс в Южной Африке. Книга сосредоточена на контексте интервью, обрисовывая в общих чертах критический рефлексивный подход к пониманию того, как знание.

    ..1-е издание

    By Rose-Marie Stambe
    17 июня 2022 г.

    В этой книге рассматривается политика социального обеспечения, безработица и вмешательство в рынок труда с критической психологической точки зрения. Используя критические полевые исследования и теорию, автор исследует управление безработными и стремление увеличить участие на рынке труда …

    Рейтинги и рейтинги в высшем образовании: новое материалистическое исследование того, как они контролируют общество

    1-е издание

    By Jonas Thiel
    10 июня 2022 г.

    В этой важной работе критически исследуется использование рейтинговых и рейтинговых систем в высшем образовании, чтобы показать, как они управляют научным сообществом, создавая конкуренцию и антагонизм. От социальных сетей до PISA и Rotten Tomatoes рейтинги и рейтинги существуют повсюду в нашем …

    Психогеография и психология: в дисциплине и за ее пределами

    1-е издание

    Автор: Алекс Дж. Бриджер
    22 апреля 2022 г.

    Психогеография обычно относится к радикальным и художественным способам ходьбы или к смешению психологии с географией. В этой уникальной работе автор приводит доводы в пользу рассмотрения психогеографии как способа критики современного мира и рассмотрения новых способов изучения взаимодействия …

    Продовольственная благотворительность и психологизация бедности: Фуко в продовольственном банке

    1-е издание

    К Christian Möller
    31 декабря 2021 г.

    Эта книга предлагает уникальную дискурсивную точку зрения на быстрый рост продовольственной благотворительности и на то, как продовольственная бедность стала симптомом более глубоких проблем, требующих психологического вмешательства. Кристиан Мёллер исследует, как новые программы борьбы с бедностью и культура консультирования психологизируют бедность с помощью …

    Психологизация восточных духовных традиций: колонизация, перевод и коммодификация

    1-е издание

    By Elliot Cohen
    30 сентября 2021 г.

    В этой важной книге критически рассматриваются различные способы, которыми восточные духовные традиции обычно лишаются своих духовных корней, содержания и контекста, чтобы их легче ассимилировать в светских западных рамках психологии. Начиная с колониальной истории Империи, …

    Событие психопоэтики: воображение и разрыв психологии

    1-е издание

    By Raúl García
    31 августа 2021 г.

    Событие психопоэтики рассматривает и исследует понятие психопоэтики, социально-психологического события, которое включает в себя рекреативные промахи и возникает при определенных культурных условиях и властных отношениях в контексте повседневного взаимодействия и с помощью определенных способов диалога и …

    Радиоактивизм: нарушение тишины и расширение прав и возможностей женщин

    1-е издание

    Автор Аннет Риммер
    27 июля 2021 г.

    Эта уникальная книга основана на рассказах женщин-участниц местного радио, с использованием интерсекциональных, феминистских, критических психологических и общественных концепций для изучения того, как это в высшей степени символическое, творческое измерение активизма может расшевелить маргинализированных женщин и обогатить их.