Кто и что: Рыба отвечает на вопрос кто или что?

«Кто?» или «что?» — вот в чём вопрос « Республика Татарстан

Опубликовано: 03.07.2010 0:00

 

В языке существует категория одушевлённости — неодушевлённости. А вы не задумывались, какой предмет считается одушевлённым, а какой — неодушевлённым?

 

В лингвистике эта категория имеет чёткое грамматическое содержание.

Одушевлёнными называют те существительные, форма винительного падежа которых совпадает с формой родительного падежа множественного числа, а у существительных мужского рода — и с формой единственного числа: уважать (кого?) начальника, начальников, любить (кого?) сестёр, поймать (кого?) муравья, муравьёв, построить (кого?) призывников, увидел (кого?) оленя, оленей, услышал (кого?) соловья, соловьёв, ругать (кого?) продавщиц.

У неодушевлённых существительных форма винительного падежа совпадает с формой именительного: уважать (что?) честность, любить (что?) степь, степи, поймать (что?) взгляд, взгляды, построить (что?) дом, дома, увидел (что?) фонтан, фонтаны, услышал (что?) голос, голоса, ругать (что?) погоду.

Я провела небольшой опрос среди коллег, по каким признакам считать предмет одушевлённым или неодушевлённым. Все, не задумываясь, отвечали: если живой — одушевлённый, неживой — не-одушевлённый, проблем нет.

 

Верно, в основном, но не совсем. Как правило, грамматические признаки одушевлённости — неодушевлённости и реальный смысл слов соответствуют одно другому: одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ (мужчина, женщина, комар, окунь, червяк), неодушевлённые называют неживые предметы, вещи, явления, свойства, предметы растительного мира.

Однако, в соответствии с грамматикой, неодушевлёнными являются, например, «живые» существительные «группа», «народ», «племя», «власть», «стадо», «стая», «табун», называющие определённые множества людей, животных или птиц.

 

Или вот взять близкие по значению слова «труп», «покойник», «мертвец». Все три существительных обозначают сами знаете что. Но слово «труп» (что?) является существительным неодушевлённым, а «покойник» и «мертвец» (кто?) — существительные одушевлённые.

Нести, извините, труп, но найти мертвеца (У Некрасова: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца»), выносить покойника. Филологи объясняют это тем, что слова «покойник» и «мертвец» соотносятся только с венцом творения — человеком (конечно, по поводу «венца» можно поспорить, но это уже другая история), а существительное «труп» применительно и к животным. Фраза «Установлена личность трупа» (из милицейских протоколов или сериалов) является неправильной. Понятие «личность» соотносится только с существительным одушевлённым.

 

В следующий раз продолжим эту тему.
До встречи!

 


Добавьте «Республику Татарстан» в избранные источники на Яндекс.Новости

Подпишитесь на канал «Республики Татарстан» в Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

15. 03.2023
Дорожная карта для воспитания талантов

Ряд школ в Татарстане обновят на федеральные средства по проекту «Успех каждого ребёнка».

11550

15.03.2023
Тренируем зрение в игре

Школьник из Татарстана придумал программу-тренажёр для зрения, которая будет полезна тем, кто работает с большим количеством одновременных каналов визуальной информации.

12670

13.03.2023
В «обход» основного потока

Старшеклассникам, которые хотят учиться бесплатно, в аграрном учебном заведении в «обход» основного потока пора готовить документы для поступления на целевое обучение.

11500

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.

Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.

2. Чистописание.

3. Орфографическая минутка.

– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.

Снегирь, завод, холод, город, лошадь.

(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?

– Разделите эти слова на две группы:

Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.

1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)

2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)

Учитель:

– На какие группы разделили?

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Делается вывод:

– Имена существительные, которые называют людей и животных(одушевленные), отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные(неодушевленные) отвечают на вопрос что?

Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.

2. Игра “Узнай”

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?

2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?

а) Зимой и летом одним цветом . (Ёлка)
б) В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
в) Хвостом влияет,
Зубаста, а не лает (Щука)
г) Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу? (Медведь)
д) Сок из цветков берет
И в сотах копит сладкий мёд.

(Пчела)
е) Не живая – а идёт
Неподвижна, а ведёт (Дорога)

1 ряд 2 ряд
щука ёлка
медведь лёд
пчела дорога

Учитель:

– Что обозначают имена существительные?

Имена существительные обозначают:

Учитель: Ученики:
1. Конкретные предметы доска, тетрадь
2. Живые существа
кошка, белка, мальчик
3. Явления природы дождь, снег
4. Процесс, название действий рост, стрельба
5. Абстрактные понятия верность, дружба, любовь

Физкультминутка

“Не ошибись, пожалуйста”

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово “пожалуйста”:

  1. Встаньте, пожалуйста.
  2. Поднимите руки.
  3. Будьте добры, похлопайте.
  4. Потопайте, пожалуйста.
  5. Тихонько сядьте.
  6. Попрыгайте, пожалуйста.
  7. Тихонько сядьте, пожалуйста.

 3. Работа по учебнику: упражнение 394.

(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)

Домашние животные: кто? корова, коза,…….

Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………

4. Индивидуальная работа. Тест.

1. Имя существительное – это часть речи, которая…

А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.

2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?

А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.

3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?

А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.

4. Какое слово “лишнее”?

А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок

5. Игра “Рыбалка”.

(На доске прикреплены “рыбки” – слова)

— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.

6. Картинный диктант.

Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.

IV. Итог урока.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.

Домашнее задание.

  1. Правило, стр. 148.
  2. упр. 399, стр. 150.

Вопросы с чем, кто и кем

Вопросительное слово что и кто может выступать как субъектом , так и объектом . В зависимости от этого структура предложения будет разной.

Изучите эти примеры

Что произошло?

Что ты видел?

Кому принадлежит эта компания?

Кому звонил Майк?

Вопросы к теме с чем и кем

Если «что» или «кто» является подлежащим в предложении, нам не нужен вспомогательный глагол . Основной глагол идет сразу после вопросительного слова:

What/Who + основной глагол + . ..?

Примеры того, что и кто как субъекта

Как ее зовут? Ее зовут Кристи.

Что случилось с Полом? Он упал с лестницы.

Что висит на стене? На стене висит картина.

Что делает тебя счастливым? Любовь делает меня счастливым.

Кто стучит в дверь? Почтальон стучит в дверь.

Кто сделал это кресло? Мой дедушка сделал его сам.

Кто знает ответ? Дженни знает ответ.

Вопросы к объекту с чем и кто

Если что/кто является объектом в предложении, нам нужен вспомогательный глагол.

Что/Кого + вспомогательный глагол + подлежащее + основной глагол + …?

Примеры что и кто как предмет

Что вы узнали на уроке? Я выучил несколько новых грамматических правил.

Что хочет от меня Джон? Он хочет помощи.

Что делала собака? Собака плавала в грязной луже.

Кому сейчас звонит Аманда? Она звонит своей подруге.

Кому мы верим? Мы им верим.

Кому они продали свою машину? Они продали его Фишерам.

Кто и кого

Мы используем « что » и как субъект, и как объект, чтобы задавать вопросы о вещах, абстрактных терминах, но не о людях.

Мы используем вопросительное слово « who «, когда задаем вопросы о человеке.

Если вопросительное слово является подлежащим (= мы можем заменить его личным местоимением в его основной форме: Кто это сделал? Он это сделал. Какая разница? «.

Но, если вопросительное слово объект (= мы можем заменить его личным местоимением в объектном падеже: Кому ты помогаешь? Я помогаю ему.), мы должны сказать « кому » в соответствии с официальными правилами грамматики. Особенно, когда глагол требует предлога. Однако, кому такое редко употребляется, в современном разговорном английском языке звучит очень формально.

Примеры кого с предлогом

С кем он говорит с ? (=С кем он разговаривает?)

С кем мы идем в театр с ? (= С кем мы пойдем в театр?)

Кому ты испекла торт на ? (= Для кого вы испекли торт?)

Если суммировать выше написанное, то получим следующую таблицу:

вопрос к подлежащему вопрос к объекту
что/кто + основной глагол + …? что/кто + доп. глагол + подлежащее + главный глагол + …?
Что делает тебя счастливым?
Кто только что звонил?
Что ты делал на уроке рисования?
Кому ты только что звонил?
также возможно кого
С кем ты встречаешься?
Кому предложили работу?

Вопросы: вопросительные местоимения (что, кто)

Грамматика > Существительные, местоимения и определители > Местоимения > Вопросы: вопросительные местоимения ( what , who )

Мы используем вопросительные местоимения, чтобы задавать вопросы. Это: кто, что, кого, что и чей . Они также известны как wh- слов. Вопросы, использующие их, называются wh- вопросов:

Кто звонил прошлой ночью?

Какие ключи твои?

Кого мне спросить на стойке регистрации?

Что вы делали, когда отключили электричество?

Чьи это часы?

Используем who и who самостоятельно:

Кто платил?

С кем вы разговаривали?

We can use whose , which and what either on their own (as pronouns) or with a noun head (underlined):

As pronouns

With a noun глава

Чьи это книги?

Чьи это книги ?

Что вы купили?

Какой свитер вы купили?

Какой номер на двери?

Какой номер твой дом?

Мы можем использовать кто, чей, какой и что как субъект, так и объект:

Кто лучший футболист в мире? ( кто как субъект)

С кем вы познакомились? ( кто как объект)

Что было дальше? ( что как предмет)

Что ты купил? ( что как объект)

Предупреждение:

Мы используем who как объект в формальных стилях. Когда мы используем предлог перед who , это еще более формально. Обычно мы не используем его в разговоре:

Кому ты дал книгу? (формальный)

Кому вы дали книгу? (очень формально) Или, менее формально: Кому вы дали книгу?

Мы используем what , когда запрашиваем конкретную информацию из общего ряда возможных ответов:

Какое самое высокое здание в мире?

Что ты сказал? Я не слышал тебя.

Какой у вас адрес?

Мы используем which , когда запрашиваем конкретную информацию из ограниченного диапазона возможных ответов:

[просматривая список адресов]

A:

Какой ваш адрес?

B:

Вот этот .

Какой рукой ты пишешь?

[смотрит на фотографию трех женщин]

Какая из них твоя сестра?

Из какого аэропорта мы вылетаем, Хитроу или Гатвик?

См.