Кто в россии создал первую психофизиологическую лабораторию: Владимир Михайлович Бехтерев – Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
Владимир Михайлович Бехтерев – Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
Автор текста — профессор Акименко Марина Алексеевна.
В.М. Бехтерев – выдающийся отечественный и всемирноизвестный ученый- энциклопедист: невропатолог, психиатр, морфолог, физиолог, психолог, основатель отечественной школы психоневрологов, родился 20.01. (01.02.н.с.) 1857, в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне с. Бехтерево в республике Татарстан) в семье станового пристава.
Обучение. После окончания гимназии в г. Вятка в 1873 г., в возрасте 16,5 лет, В.М. Бехтерев поступил в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Студентом последнего курса Бехтерев принял участие в Русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. в составе «летучего санитарного отряда братьев Рыжовых». В 1878 г. Бехтерев досрочно и весьма успешно сдал выпускные экзамены и был оставлен для дальнейшего совершенствования в Профессорском Институте при академии.
В 1881 г. Бехтерев защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а 20 ноября того же года он получил ученое звание приват-доцента.
Начало профессиональной деятельности. Осенью 1885 г. В.М. Бехтерев приступил к работе в Казанском университете. Он реорганизовал кафедру психиатрии, при которой им вскоре была организована первая в России психофизиологическая лаборатория, где В.М. Бехтерев начал изучать морфологию нервной системы. В казанский период жизни В.М. Бехтерев обогатил науку открытиями в области анатомии и физиологии различных структур головного и спинного мозга. Эти исследования были обобщены в монографии «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893 г). Немецкий профессор Ф. Копш (1868-1955) утверждал, что «знают прекрасно анатомию мозга только двое – это Бог и Бехтерев». В 1892 г.
26 сентября 1893 г. В.М. Бехтерев, вместо ушедшего в отставку по выслуге лет его учителя И.П. Мержеевского (1838-1908), возглавил кафедру душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии. Здесь продолжались исследования, начатые еще в Казани, и завершившиеся изданием в 7 частях в 1903-1905 монографии «Основы учения о функциях мозга».
В Петербурге в 1896 г. В.М. Бехтерев создал журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», а 1897 г. была открыта вновь построенная клиника нервных болезней Военно-медицинской академии (Лесной пр., д.2), в которой организовали специальную операционную для проведения хирургического лечения некоторых нервных и душевных болезней.
В 1899 г. В.М. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской Академии наук. Через год (в 1900 г.) за монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга» В.М. Бехтерев был награжден премией Бэра Российской Академии наук. В этом же году он избирается председателем Русского общества нормальной и патологической психологии и профессором Женского медицинского института по кафедре нервных и душевных болезней.
В течение зимы 1905-1906 г. В.М. Бехтерев исполнял обязанности начальника Военно-медицинской академии. В эти годы его научные интересы были уже направлены на изучение психологии – в 1903 он впервые выступил с предложением о создании Психоневрологического Института. Эти замыслы успешно осуществились в 1907 г. В этом же году В.М. Бехтерев получил звание заслуженного ординарного профессора.
После выступления В.М. Бехтерева по «Делу Бейлиса» в 1912 г. 5 октября пришло распоряжение министра народного просвещения Л.А. Кассо (1865-1914), в которым Л.А. Кассо не нашел «возможным утвердить академика Тайного советника Бехтерева на новое пятилетие, в звании президента Института». Одновременно В.М. Бехтерев был уволен из Военно-медицинской академии и из Женского медицинского института.
В период Первой мировой войны В.М. Бехтерев способствовал переоборудованию Психоневрологического института в Военный госпиталь, в котором функционировало первоклассное нейрохирургическое отделение, впоследствии преобразованное в первый в России Невро-хирургический институт. В 1916 учебные подразделения при Психоневрологическом институте были преобразованы в Частный Петроградский Университет.
Советский период жизни. Революцию 1917 года В.М. Бехтерев принял, и с декабря 1917 начал работать в научно-медицинском отделе Наркомпроса. С 1918 он уже член Ученого Совета при Наркомпросе, и в том же году ему удается организовать Институт по изучению мозга и психической деятельности (Институт мозга), под который правительство выделило здание дворца Великого князя Николая Николаевича-младшего (Петровская наб., 2). В Институте полным ходом начались исследования в рамках нового научного направления, названного В.М. Бехтеревым рефлексологией. В этом же году выходит в свет его монография «Общие основы рефлексологии».
С 1920 и до конца жизни В.М. Бехтерев был депутатом Петроградского Совета, принимая активное участие в работе постоянно действующей комиссии по народному просвещению.
В 1921 В.М. Бехтерев добился реорганизации системы научно-исследовательских учреждений Психоневрологического Института в Психоневрологическую академию и был избран ее Президентом. В этом же году В.М. Бехтерев опубликовал монографию «Коллективная рефлексология». В этот период ученый много внимания уделял изучению физиологии трудовых процессов различных профессий и вопросам научной организации труда.
В 1927 В.М. Бехтерев получил звание заслуженного деятеля науки. 24 декабря 1927 в период работы I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров в Москве, на котором В.
Резюме. «Систематический указатель трудов и выступлений В.М. Бехтерева, напечатанных на русском языке», составленный О.Б. Казанской и Т.Я. Хвиливицким в 1954г., содержит около тысячи названий. В этих работах отражены: открытия В.М. Бехтерева в морфологии и физиологии нервной системы, описание 19 новых форм болезней в психоневрологии, изобретения многих новых способов диагностики и лечения и т.д. Известно, что В.М. Бехтерев провел примерно тысячу судебно-психиатрических экспертиз. Журнал «Вестник знания» в 1926 опубликовал перечень учреждений и журналов, возникших по инициативе и при непосредственном участии Владимира Михайловича: учреждений – 33, журналов – 10. К этим данным последующие исследования творчества ученого позволили добавить еще 17 учреждений и 2 журнала. Работа по библиографии трудов В.М. Бехтерева продолжается и в настоящее время установлено 1350 опубликованных в различных журналах и отдельных изданиях работ на русском языке и около 500 на других языках, преимущественно на немецком. Однако до сих пор не издано полное собрание сочинений.
В 1957г. к 100-летнему юбилею ученого улица, на которой расположен Психоневрологический институт, названа улицей Бехтерева, в 1960 на ней перед главным зданием института ему поставлен памятник (скульптор – М.К. Аникушин), на здании помещена мемориальная доска «Основатель Психоневрологического института академик В. М. Бехтерев работал здесь с 1908 по 1927 г.», С 1925 г. Психоневрологический институт носит его имя.
Блестящие способности, пытливый ум, непреклонная настойчивость в достижении поставленной цели и ни с чем несравнимая трудоспособность В.М. Бехтерева были направлены на последовательное разрешение труднейших задач медицинской теории и практики по изучению, лечению и предупреждению нервно-психических заболеваний.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович
(1857 – 1927)
Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся невропатолог, психиатр, физиолог, основатель отечественной научной школы психиатров – родился 22 января 1857 г. в с. Сорали Вятской губернии (ныне с. Бехтерево Елабужского района Республики Татарстан) в семье мелкого чиновника. Получив среднее образование в Вятской гимназии, в 1873 г. он поступил в медико – хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Во время русско-турецкой войны, будучи студентом академии, находился в русской действующей армии за Дунаем и участвовал в работе врачей почти на всех перевязочных пунктах. После окончания академии в 1878 г. Бехтерев остался работать там же при кафедре нервных и душевных болезней. В 1881 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. В период с 1882 по 1885 гг. стажировался за границей. С 1 августа 1885 г. был назначен экстраординарным профессором Казанского университета по кафедре душевных болезней. В казанский период деятельности приложил немало усилий на устройство психиатрического кабинета при университете. С сентября 1885 г. состоял консультантом казанской окружной лечебницы. 21 мая 1886 г.утвержден ординарным профессором по кафедре душевных болезней.
В мировую науку конца XIX в. Бехтерев вошел как один из зачинателей комплексного изучения поведения человека. Объектом его внимания стал наиболее трудный и актуальный вопрос психиатрии — сознание человека и его границы. С этой целью он создал в Казани первую в России психофизиологическую лабораторию, в 1892 г. основал Общество невропатологов и психиатров, а в 1893 г. начал выпускать журнал «Неврологический вестник» — орган Общества невропатологов и психиатров при Казанском университете. Бехтерев был не только его редактором, но и автором многих статей.
26 сентября 1893 г. он был назначен ординарным профессором военно – медицинской академии и директором клиники душевных болезней при клиническом военном госпитале.
Многочисленные исследования В.М.Бехтерева относятся к антропологии, физиологии нервной системы и к области нервных и душевных болезней. В течение жизни им опубликовано около 600 научных работ. Бехтерев впервые описал ряд неизвестных до него в мировой науке нервных пучков и клеточных образований, так называемых «ядер». Открытое им клеточное образование в одной из частей головного мозга так и названо – «ядро Бехтерева». Также Бехтерев предложил новое лекарство, ставшее известным под названием бехтеревской микстуры и получившее широкое распространение в лечебной практике. В своих научных трудах по психиатрии ученый рассматривал расстройство от психических процессов в тесной связи с нарушениями телесных функций. Он выступал против стеснения психических больных, рекомендовал применять водолечение, физкультуру, трудовую терапию при психических заболеваниях.
В 1918 г. В.М.Бехтерев возглавил созданный правительством Институт по изучению мозга и психической деятельности.
Умер В.М.Бехтерев в Москве 24 декабря 1927 г. В Казани именем Бехтерева названа улица, установлен памятник, его имя присвоено республиканской клинической психиатрической больнице.
На выставке представлены документы, освещающие в основном казанский период жизне- деятельности выдающегося ученого-психиатра Владимира Михайловича Бехтерева. Среди них метрическая запись о рождении, формулярный список о службе, документы о назначении к профессорскому званию в Казанском университете, об определении профессором Военно-медицинской академии, список научных исследований ученого, отчет о занятиях со студентами, программа курса лекций, Устав неврологического общества при Казанском университете, основателем которого был В.М.Бехтерев, программа журнала «Неврологический вестник» , составленная профессором Бехтеревым и другие документы.
Метрическая запись о рождении Владимира Михайловича Бехтерева в с.Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. 22 января 1857 г.
Из послужного списка экстраординарного профессора Казанского университета В.М.Бехтерева. 1 августа 1885 г.
Отношение декана медицинского факультета Казанского университета ректору университета о выделении помещения для кабинета экстраординарному профессору В.М.Бехтереву. 12 сентября 1885 г.
Протокол заседания медицинского факультета Казанского университета о предложении ректора университета назначить профессора Бехтерева консультантом Казанской окружной лечебницы.22 октября 1885 г.
Список научных исследований профессора В.М.Бехтерева , напечатанных в 1885 г. Январь 1886 г.
Прошение профессора Казанского университета В. М.Бехтерева в медицинский факультет университета об утверждении министром внутренних дел правил для устройства госпитальной клиники душевных болезней в Казанской окружной больнице. 22 апреля 1886 г.
Правила для устройства госпитальной клиники душевных болезней в Казанской окружной лечебнице. 2 декабря 1886 г.
Уведомление управляющего Казанским учебным округом ректору Казанского университета об утверждении экстраординарного профессора университета В.М.Бехтерева ординарным профессором кафедры душевных болезней. 31 мая 1886 г.
Отношение профессора В.М. Бехтеревав в медицинский факультет Казанского университета о программе курса лекций за первое полугодие 1887-1888 учебного года. 8 марта 1887 г.
Заграничный паспорт профессора Казанского университета В.М.Бехтерева. 12 июля 1889 г.
Из Устава общества невропатологов и психиатров при Казанском университете. 5 мая 1892 г.
Предписание попечителя Казанского учебного округа ректору Казанского университета об отчислении В.М.Бехтерева из состава профессоров университета в связи с переводом в Военно-медицинскую академию. 11 ноября 1893г.
Программа журнала «Неврологический вестник», составленная В.М.Бехтеревым. 1893 г.
Распоряжение Совета Министров ТАССР №607-р о присвоении имени академика Бехтерева психоневрологическому диспансеру в г.Казани. 15 июня 1961 г.
Источник: Архивы Республики Татарстан
Владимир Бехтерев | это… Что такое Владимир Бехтерев?
В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно-медицинской академии (1912)
Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января 1857 — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.
Содержание
|
Биография
Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.
В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Раймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др. По защите докторской диссертации (4 апреля 1881 г.) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 г. состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 г. возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 преподавал также в Женском медицинском институте.
Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.
В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В 1900 Бехтерев был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.
После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.
Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908—1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 г. в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт.
В мае 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве, спустя несколько часов после того, как отравился консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину[1]. Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет[2]. Среди ближайших учеников В. М. Бехтерева существовала никогда, естественно, не опубликованная, своя версия смерти учителя: смерть в момент интимной близости с одной из молоденьких сотрудниц, так называемая «сладкая смерть» по терминологии французских авторов.
После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.
Сын — Бехтерев, Пётр Владимирович.
Внучка — Бехтерева, Наталья Петровна.
Адреса в Петрограде — Ленинграде
осень 1914 — 12.1927 года — особняк — набережная реки Малой Невки, 25.
Научный вклад
Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904), затем как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.
Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя — Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева — Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.
Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.
Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.
Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.
Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.). Но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.
Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.
Творчество
В. М. Бехтерев на почтовой марке Почты России 2007 года
Памятная монета Банка России посвящённая 150-летию со дня рождения В. М. Бехтерева
Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (Спб., 1881), Бехтереву принадлежат многочисленные работы:
- 1) по нормальной анатомии нервной системы;
- 2) патологической анатомии центральной нервной системы;
- 3) физиологии центральной нервной системы;
- 4) по клинике душевных и нервных болезней и, наконец,
- 5) по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», 1884).
В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр. ).
Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных — осязательных и болевых — ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», 1883) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», 1886). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.
Соч.: Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07; Объективная психология, СПБ, 1907-10; Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904; Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15; Коллективная рефлексология, П., 1921: Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923; Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926; Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.
Из фотоархива
Студенческие годы (1873) | Казанский период (1881) | Незадолго до смерти (1926) | Портрет Бехтерева (Репин) |
Памятные места, связанные с именем В.
М. Бехтерева- «Тихий берег» — усадьба Бехтерева в нынешнем посёлке Смолячково (Курортный район Санкт-Петербурга), — памятник истории.
Примечания
- ↑ Статья О. Мороза «Последний диагноз» в «Литературной газете» от 28 сентября 1988 г.
- ↑ «Версия без аргументов» — интервью профессора А. А. Портнова газете «Социалистическая индустрия» (1989, 28 апр.)
См. также
- Болезнь Бехтерева
- Массовые истерии
Историография и ссылки
- Акименко, М. А. (2004). Психоневрология — научное направление, созданное В. М. Бехтеревым
- Акименко, М. А. & Н.Деккер (2006). В. М. Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета
- Бехтерев, Владимир Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
- Сайт посвященный В. М. Бехтереву
- Роль внушения в общественной жизни — речь В. М. Бехтерева 18 декабря 1897 г.
- Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос
- Биографическая статья в словаре «История психологии в лицах»
- Док. фильм:Тайна академика Бехтерева.
Повышение производительности человека во время устойчивых операций Организация/местоположение Описанное исследование будет проведено исследователями Исследовательского центра Эймса НАСА. Предметное обучение будет проводиться в Лаборатории психофизиологических исследований (корпус 239, кабинет Б48). Испытания НАСА и военных летчиков будут проводиться на летном тренажере UH-60, расположенном в Ft. Льюис, Вашингтон; и требуются в рамках их обычных обязанностей.Исследователи Главный исследователь — Патриция С. Коуингс, доктор философии. Соисследователи — Уильям Б. Тоскано, доктор философии. Майор Дэвид Р. Артерберн, М.С. Физиолог-исследователь Отдел исследований и технологий человека Отдел исследований обработки информации человека (код IHH) Исследовательский центр NASA-Ames Моффет Филд, Калифорния 94035 Рэймонд А. Фолен, доктор философии. Брюс Тейлор, доктор философии. Роберт С. Кеннеди, доктор философии. Консультант — Барри Стерман, доктор философии. Цель Целью этого проекта является тестирование и проверка контрмер, предназначенных для улучшения здоровья, работоспособности и безопасности космонавтов в условиях окружающей среды, аналогичных длительным космическим полетам. Эта контрмера, тренировочное упражнение с аутогенной обратной связью (AFTE), представляет собой метод обучения, который позволяет людям приобрести навык регулирования множественных физиологических реакций за 6 часов. Настоящее предложение будет изучать людей в двух условиях окружающей среды; а) 36-часовое лишение сна; и (b) в полетах на тренажере вертолета с очками ночного видения (NVG). Будут оцениваться улучшающие эффекты AFTE на настроение, когнитивные, перцептивные и психомоторные функции. Это исследование проводится в рамках программы Национального института космических биомедицинских исследований (NSBRI-9).9-02) и для Национального института здравоохранения (PA-00-008) по разработке мер противодействия нейроповеденческим и психосоциальным проблемам длительного космического полета.Обратите внимание, что рецензенты рекомендовали дополнительные 2 группы, которые будут служить в качестве контроля и/или альтернативного сравнения для AFTE. Этот дизайн лучше контролирует улучшение «эффекта ожидания» у субъектов AFTE. Кроме того, рецензенты рекомендовали увеличить N до 45 (15 субъектов в группе). План теперь состоит из 3 групп: 1. Без контроля лечения — только посещающие исходный уровень и 3 сеанса депривации сна (каждый по 36 часов); 2. Группа лечения AFTE, которая посещает все сеансы исходного уровня и депривации сна, а также 12 сеансов AFTE для обучения контролю вегетативных реакций; и 3. Группа нейронной обратной связи, такая же, как группа AFTE, но получит 12 учебных занятий по контролю электроэнцефалогорапии (ЭЭГ). Предыстория По словам директора медицинской службы Российского института медико-биологических проблем (ИМБП), психологические проблемы составляют самую сложную из проблем, с которыми сталкиваются длительные миссии» (1). По мере того, как акцент в космической программе США смещается с Кратковременные и длительные полеты на шаттлах, миссии на космических станциях и, в конечном счете, исследования человеком других планет, интерес к поведенческим вопросам быстро растет. здоровье, благополучие и продуктивность в космосеПсихологическое напряжение, нарушения сна и психосенсорные дискомфорты (т. е. вестибулярно-вегетативные реакции или космическая укачивание, перцептивные и сенсорные иллюзии) являются наиболее типичными состояниями, влияющими на нервно-психическую адаптацию членов экипажа к полетам продолжительностью до 15 суток. Эти неблагоприятные условия или состояния, возникающие по отдельности или вместе, по существу определяют формирование более генерализованных состояний (например, психологической усталости или истощения), которые могут возникнуть во время длительных полетов» (2). Кумулятивная усталость указывает на «астению», которая описывает ненормальное состояние, характеризующееся слабостью, повышенной склонностью к утомляемости, раздражительностью, нарушениями внимания и памяти, являющееся фактором риска в отношении психологической и профессиональной надежности членов экипажа и подтвержденное наблюдениями за случаями нарушения работоспособности и конфликтности среди членов экипажа (3-5) Российскими учеными разработан комплекс методов описания функционального состояния: физиологического и психологического состояния, при котором работоспособность наиболее высока. Индекс, представляющий оптимальную производительность, может быть рассчитан с использованием как производительности, так и физиологических показателей. Эти физиологические показатели включают частоту сердечных сокращений, среднее арифметическое продолжительности сердечного цикла, частоту дыхания, кожно-гальваническую реакцию и электромиограмму (6-8). В целом, те лица, физиологические показатели которых были значительно выше средних по группе, были и теми, кто работал плохо (9). ). При выполнении поставленных задач в течение 26-часового непрерывного периода физиологические изменения, как правило, предшествуют соответствующему снижению работоспособности (10). При исследовании сенсомоторной работоспособности в начальный период невесомости у пяти космонавтов снизилось качество их работы. Одновременно частота сердечных сокращений увеличилась на 15-35%. По мере того, как космонавты участвовали в большем количестве сеансов, качество и точность работы повышались, а частота сердечных сокращений снижалась до исходного уровня (11). Процесс отбора космонавтов, помимо психиатрических собеседований и психологического тестирования, включает в себя контроль экипажа во время тренировок и симуляций миссии на толерантность, способность к саморегуляции психических, соматических и вегетативных функций (1). Включение мышечной релаксации и техник вегетативной кондиции (т.е. аутогенной тренировки и биологической обратной связи) в российские тренировочные программы направлено на предотвращение возникновения психологической инвалидности во время длительного космического полета». тревожных расстройств, включает в себя упражнения по самовнушению и воображению конкретных соматических ощущений, эффектом которых является повышение стабильности показателей сердечно-сосудистой системы с одновременным улучшением различных психомоторных навыков 9.0012 Российские исследования показывают, что процесс вегетативной обусловленности может иметь прямое влияние и на функцию ЦНС. В исследовании с участием 18 фабричных работниц (13) испытуемых обучали АТ и биологической обратной связи для расслабления мышц. Самоотчеты показали, что общее самочувствие улучшилось на 13%, а сообщения об острой усталости уменьшились на 32%. Физиологические данные показали «…значительную тенденцию к нормализации частоты сердечных сокращений и артериального давления» (т. е. уменьшение диапазона и вариабельности реакции). Измерения различных психомоторных навыков в течение рабочего дня показали явное улучшение от начала до конца программы». Субъекты, ранее прошедшие обучение AT, должны были практиковать AT в течение 15 минут с интервалом в 6 часов. Операторы, выполнявшие эти процедуры, показали менее выраженные изменения частоты сердечных сокращений, чем коллеги из контрольной группы (т. Е. Без лечения). Данные электроэнцефалографии (ЭЭГ) У операторов, обученных АТ, наблюдался более высокий уровень бета-активности в течение всего периода, при этом тета-активность возрастала только после 36-го часа работы.Авторы интерпретировали эти результаты как свидетельство того, что АТ замедляет развитие торможения в ЦНС, и описывают операторов АТ как компенсирующих Утомляемость.Хотя операторы, обученные AT, действительно демонстрируют снижение производительности задачи после 39В час их производительность была на 17% выше, чем у операторов контрольной группы. Кроме того, был сделан вывод, что физиологические изменения, как правило, предшествуют соответствующему снижению производительности на 1-4 часа. Литература по исследованиям ЦНС поддерживает российское утверждение о том, что вегетативная тренировка может влиять на ЭЭГ и что наблюдаемые улучшения работоспособности связаны с изменениями функции ЦНС. Спектральные корреляты ЭЭГ были обнаружены для различных функциональных состояний, таких как возбуждение и бдительность, а также в качестве показателя умственной активности, специфичного для задачи (14,15). Ранее также сообщалось о связи низкочастотных ритмов ЭЭГ и снижения производительности (16-18). Анализ временных тенденций ритмов или когерентности ЭЭГ выявляет воспроизводимые изменения во время тренировки релаксации (19).), а десятилетия исследований показали, что людей можно легко обучить прямой саморегуляции активности ЭЭГ с помощью биологической обратной связи (20). |
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
- ДЕКАНА
- ОФИС ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
- ЛАБОРАТОРИИ
- СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА
- СТЕПЕНЬ МАГИСТРА
- СТЕПЕНЬ кандидата наук
СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА 5 лет на полный рабочий день
Направления:
- Общая психология
- Психофизиология
- Клиническая психология
- Социальная психология
- Промышленная психология
- Психология развития и образования
Общие курсы: История России
Философия
Экономическая теория
Социология
История нерусской философии
Иностранные языки
Логика
Этика
Педагогический
Политология
Основы российского права
История и теория религии
Анатомия и морфология центральной нервной системы
Физиология центральной нервной системы
Физиология систем восприятия
Физиология высшей нервной деятельности
Антропология
Математика
Высшая математика
Математические методы в психологии
Компьютеры в психологии
Экология
Общая психология
Экспериментальная психология
Лабораторные исследования в области психологии
Методологические проблемы экспериментальной психологии
История психологии
Социальная психология
Клиническая психология
Психофизиология
Психология развития
Педагогическая психология
Методика преподавания психологии
Психология труда
Сравнительная психология и поведение животных
Психодиагностика
Методологические проблемы психологии
Введение в профессию
Общие курсы по выбору
Введение в физико-химическую биологию
Здоровье человека
Математическая психология
Программирование
Психологические основы коррекции личности
Концепции современной науки
Эволюционная синергетическая парадигма науки как объединяющий фактор современной культуры
Развитие советской бюрократической системы и советской культуры
Политические партии в дореволюционной России
Анархия в России (начало -го -го века)
Россия на перепутье (исторические циклы модернизации и современный период)
Метафизика любви по-русски
Религиозная философия 19 — 20 веков
Национальные движения и национальная политика
Современный политический процесс в России
Курсы по специальности:
- Общая психология
- Психофизиология
- Клиническая психология
- Социальная психология
- Промышленная психология
- Психология развития и образования
Общая психология
Когнитивное принятие решений и психология рискованного поведения
Психотехнические концепции личности
Психология характера
Креативность у одаренных людей
Введение в психогенетику
Психология внимания
Диагностика познавательных и профессиональных способностей
Личность и культура
Визуальные коммуникации на телевидении и в рекламе
Теория и практика психологии «Тифен»
Современные исследования в области психологии внимания
Психологические теории интеллекта
Исследования интуитивной категоризации
Психология мотивации и целеобразования
Психология и гипнология
Современные проблемы общей психологии
Теория разума как процесс
Личность, отраженная в движениях 90 164 Концепция Льва Выготского и современная психология
Психодиагностика
Историческая психология личности
Историография российской психологииПсихофизиология
Основы электроэнцефалографии
Компьютеры в психофизиологии
Физиология целевого поведения у приматов
Психофизиология функциональных состояний
Психофизиология движений человека
Психофизиология эмоций
Механизмы стрессовых биоритмов
Социальная психофизиология
Экологическая психофизиология
Психофизиология памяти и обучения
Молекулярные механизмы памяти
Психофизиология цветового зренияКлиническая психология
Основы неврологии
Основы психиатрии
Нейропсихология
Патопсихология
Основы психосоматики
Основы психотерапии и психокоррекции
Психологическое влияние на человека в клинической психологии
Психология ненормального ребенка
Реабилитация и обучение больных с повреждениями головного мозга
Нейропсихология детства
Проективные методы в исследованиях личности
Клиническая электроэнцефалография
Экспертные исследования в области психологии
Соматическая психология
Введение в клинический
Психоанализ
Психология делинквентного поведения
Патология памяти
Патология эмоций
Клинические аспекты расстройств личности
Эмоциональные и личностные расстройства в детском и подростковом возрасте
Психология травмыСоциальная психология
Нероссийская социальная психология в 20 -м -м веке
Психология эмоциональных отношений
Социальная психология личности
Психология малых групп
Экономическая психология
Этническая психология
Процесс исследования в социальной психологии
Психология управления
Психология конфликтов
Психология СМИ
Качественный анализ в социальной психологии
Психология социальных исследований
Психология науки
Основы социально-психологического тренинга
Психологическая антропология
Судебная психология
Психологические консультации для организаций
Психологические консультации для физических лиц
Психология маркетинга
Психология рекламы
Психология коммуникаций в учебном процессе
Психология влияния на людейПромышленная психология
Основы современной промышленности
Психология стресса
Физиология и гигиена труда
Психология управления
Функциональные состояния человека при трудовой деятельности
Психологические основы профессиональной подготовки
Способы установления контактов с другими людьми
Основы профессиональной ориентации
Психология труда
Эргономичное проектирование рабочих мест
Эргономика и дизайн
Поведение человека в кризисных ситуациях
Психология межличностных коммуникаций
Экономическая экспертиза научных проектов
Основы маркетинга. Маркетинг в науке
Современный миграционный процесс
Принятие решений в профессиональной деятельности
Психологические основы бизнеса
История психологии труда
Практикум промышленных психологов
Процессы восприятия в тестах на операторские способностиПсихология развития и образования
Теории обучения
Формирование умственной деятельности
Психологические проблемы в обучении одаренных детей
Введение в психологию
Консультирование людей разного возраста Нероссийская педагогическая психология
Психодиагностика интеллекта
Факторы риска психического развития детей
Методы психологического обследования детей
Психологическая профилактика и обучение подростков и подростков
Психология подросткового возраста
Диагностика личности в школьной психологической службе
Психологический анализ обучения и преподавания
Психологические аспекты мировоззрения и убеждений личности
Психологическая готовность детей к обучению в школе
Психология развития личности в подростковом возрасте
Психическое развитие детей с глубокими сенсорными дефектами
Медиация как проблема генетической психологии
Теоретико-методологические проблемы современной психологии развития
Технические средства и оборудование в учебном процессе
Современные теории психического развития детей
Теория и практика психологической коррекции личности
СТЕПЕНЬ МАГИСТРА 2 года полный рабочий день
Программы:
- Общая психология
- Психофизиология
- Клиническая психология
- Социальная психология
- Промышленная психология
- Психология развития и образования
СТЕПЕНЬ доктора наук 3 года на полный рабочий день, 4 года на неполный рабочий день
Специальности:
Общая психология и история психологии
Психофизиология
Психология труда
Клиническая психология
Социальная психология
Педагогическая психология и психология развития
Теория и история педагогики
Добро пожаловать
Текущие проекты и награды 01. 04.20 – 31.03.25 | Главный исследователь: NIMH R01 Mh221411 (Общая сумма вознаграждения: 4 014 797 долларов США)
«Продольная нейровизуализация и нейрокогнитивная оценка факторов риска и защитных факторов в спектре шизофрении»
MPI: Phil Szeszko, Ph.D.
В этом исследовании используются продольная мультимодальная МРТ-визуализация и исследовательские подходы к исследованию доменных критериев (RDoC) для расстройств шизофренического спектра для выявления аберрантных нейронных цепей в континууме от здоровых людей до шизотипического расстройства личности и недавно начавшейся шизофрении, а также изучается изменение этих показателей с течением времени. в отношении нарушений тяжести симптомов, нейрокогнитивных функций и функционального исхода.
01.07.21 – 31.03.25 | Главный исследователь: NIMH R01 Mh221411-02S1 Приложение (общая сумма вознаграждения: 826 644 долларов США)
«Продольная нейровизуализация и нейрокогнитивная оценка факторов риска и защитных факторов по всему спектру шизофрении» 19 D
MPI. родительский проект R01 по использованию передовых вычислительных подходов к анализу речи для определения лингвистической основы — семантики и синтаксиса — которая лежит в основе языкового производства в диапазоне от нормального до градаций расстройства мышления по всему спектру шизофрении.
01.04.20 – 31.03.24 | Главный исследователь: Collaborative VA Merit I01 CX002093 (Общая сумма вознаграждения: 1 097 524 долларов США)
«CTBI: Влияние воспаления, вызванного черепно-мозговой травмой, на когнитивные оценки и торможение реакции: механизмы повышенного риска суицидальности»
MPI: Марианна Гудман, доктор медицинских наук
В этом совместном исследовании участвуют четыре сайта VA. Наш сайт в JJP VA исследует активность мозга с помощью фМРТ во время когнитивных и двигательных импульсивных задач у ветеранов с легкой черепно-мозговой травмой (mTBI) и без нее, а также с попытками самоубийства в анамнезе. Сайт Indy VA (PI: Niculescu) будет проводить такие же задания на импульсивность у ветеранов, а также проводить все анализы крови. Центр штата Вирджиния в Нью-Джерси (PI: Beck) будет использовать те же самые задачи на импульсивность в моделях mTBI на животных. Клиническое ядро исследования включает в себя Denver MIRECC и NJ VA (Brenner & Interian).
01.04.18 – 31.03.23 | Главный исследователь: 1 IK6 CX001738 (Общая сумма вознаграждения: 905 806 долларов США)
«Премия VA CSR&D Research Career Career Scientist Award»
Эта награда обеспечивает постоянную поддержку заработной платы VA для PI и расширяет возможности для (а) проведения совместных нейровизуализационных и психофизиологических исследований и (б) наставничество в области исследований в JJPVAMC.
1/1/22 – 12/31/23 | Главный исследователь: VA RR&D SPiRE Grant RX003738 (общая сумма вознаграждения: 229 долларов США).,809)
«Новое вмешательство по коррекции когнитивных функций, нацеленное на плохое принятие решений и депрессию у ветеранов с высоким риском самоубийства: безопасный подход с использованием телемедицины во время пандемии COVID-19»
Это экспериментальное исследование, изучающее новое вмешательство по когнитивной реабилитации , которое будет проводиться виртуально у 36 ветеранов с высоким риском самоубийства.
01.04.20 – 31.03.24 | Соисследователь: VA CSR&D Merit Award I01 CX002039 (общая сумма вознаграждения: 1 207 848 долларов США)
«Прогнозирование суицидального поведения у ветеранов с биполярным расстройством с использованием поведенческих и нейровизуализационных фенотипов импульсивности»
PI: Phil Szeszko, Ph.D.
В этом проекте исследуются показатели импульсивности у ветеранов с биполярным расстройством как по признакам, так и по состоянию, с использованием показателей самоотчета и фМРТ для прогнозирования возникновения суицидального поведения в течение одного года.
1.10.18 – 30.09.23 | Соавтор: VA CSR&D Merit Award I01 CX001705 (общая сумма вознаграждения: 1629 долларов США).,240)
«Групповое («Проект Life Force») и индивидуальное РКИ по планированию суицидальной безопасности»
Главный исследователь: Марианна Гудман, доктор медицинских наук
для суицидальных ветеранов, включающих навыки регулирования эмоций по сравнению с планированием безопасности без участия группы.
01.01.20 – 31.12.24 | Соисследователь: VA CSR&D Merit Award I01 CX001980 (общая сумма вознаграждения: 979 570 долларов США)
«Обработка вознаграждения и подтипы депрессии: определение нейронных биотипов, связанных с риском самоубийства, устойчивостью и реакцией на лечение»
PI: Susanna Fryer, Ph.D. (VAMCSF и UCSF; исследователь в начале карьеры).
Этот проект направлен на оценку нейроповеденческих механизмов, участвующих в обработке вознаграждения, которые способствуют вознаграждению и связанному с ним дефициту (ангедония и амотивация) при депрессии с использованием мультимодального подхода (ЭЭГ, поведенческие оценки, фМРТ). В исследовании будет изучена гетерогенность депрессии, особенно с точки зрения функций мозга, связанных с вознаграждением, и их клинических коррелятов.
01.01.20 – 31.12.23 | Соисследователь: NIMH R21 Mh219530 (Общая сумма вознаграждения: 480 000 долларов США)
«Сопоставление компонентов лечения с целями в диалектической поведенческой терапии»
ИП: Кэтрин Диксон-Гордон, доктор философии.