Личность лермонтова: Личность поэта М.Ю. Лермонтова и дух его произведений

Личность поэта. Михаил Юрьевич Лермонтов [Личность поэта и его произведения]

Личность поэта

I

С думами Лермонтова мы теперь знакомы, равно как и с мотивами его поэзии.

Кто же он как человек, как личность? Родником его печали и его душевных тревог была – мы знаем – неустанная работа над труднейшими этическими проблемами жизни. Какими же природными склонностями и дарами – кроме поэтического – располагал он для решения такой задачи?

Лермонтов был прежде всего человек с природным меланхолическим складом души. Откуда взялась эта меланхолия – вопрос неразрешимый; несомненен факт, что с детских лет и до зрелого возраста поэт предпочитал грустные мотивы веселым и с любовью останавливался на всех чувствах грустного оттенка. И когда он впервые начал приглядываться к жизни, он отнесся к этой новинке не с детской легкостью и доверчивостью, а с известным недоверием и страхом, так как в силу врожденной ему меланхолии предугадывал и предвосхищал ее печальные и безотрадные стороны. Он именно предугадывал их, так как его личный житейский опыт был весьма беден.

Из этой меланхолии вытекла и ранняя серьезность. Всякий, даже мелкий вопрос жизни принимал в глазах поэта преувеличенные размеры.

Вторым врожденным даром была сила фантазии. Эта живость мечты находилась также в прямой связи с меланхолическим темпераментом поэта и его замкнутой жизнью. Энергия, стесненная в жизни, вознаграждала себя в мечте. Жажда великих подвигов, жажда свободы и счастья кружили голову. Поэт рисовал себе все – и добро, и зло, и печали, и радости – в размерах преувеличенных. Мечта опережала жизнь, и мечта истолковывала жизнь, и трезвое взвешивание желаемого и возможного было для поэта задачей непосильной. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей», – говорил он, забывая, что жизнь никогда не отделяет так резко торжества от гибели.

Даром природы был и острый ум, беспощадно обсуждавший и разлагавший все ощущения и чувства. В стихах Лермонтова редко можно встретить вполне свободный порыв чувства.

За каждым чувством следом шла рефлексия и не давала поэту покоя до тех пор, пока обаяние чувства не уничтожалось, пока поэт не убеждался в том, что он самовольно разукрасил воспринятое впечатление, что на деле не существует ничего столь обманчивого, как те розовые и приятные краски, в каких человек рисует себе и людей, и свою собственную судьбу.

Лермонтов – мы помним – поэтически пояснил нам эту печаль своей души в стихотворении «Морская царевна». Идеал красоты в мечтах и в надежде и чудище при дневном ярком свете – разве это не поэтический символ борьбы мечты и рассудка, борьбы, в которой изнемогал поэт? И этот поэт был к тому же большой сангвиник и волю в жизни ценил весьма высоко. «Воля, – писал он, – заключает в себе всю душу; хотеть – значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться – жить, одним словом, воля есть нравственная сила каждого существа, свободное стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, отпечаток божества, творческая власть, которая из ничего создает чудеса… о если б волю можно было разложить на цифры и выразить в углах и градусах, как всемогущи и всезнающи были бы мы!.

Природа одарила Лермонтова, как видим, такими дарами, такими склонностями, которые заранее исключали всякое мирное соглашение с жизнью. В самом деле, меланхолия поэта делала его более восприимчивым к мрачным сторонам жизни, чем к веселым, и потому заставляла его не ценить тех, хотя бы и скоропреходящих наслаждений, какие на земле дано испытать человеку. Необузданность и сила фантазии, со своей стороны, разукрашая мечту насчет реальности, уносили поэта в заоблачный мир видений, которые должны были разлетаться, как туманы, при первом столкновении с действительностью и потому оставляли в его душе один лишь горький осадок и ненависть к мелочной и бледно-прозаической жизни. Чего не успевала отравить меланхолия и чего не успевала исказить своевольная мечта, то добивал рассудок своим беспощадным анализом – и это в человеке, одаренном сильной волей и на пассивную жизнь совсем неспособном. Вся радость жизни, вся готовность увлекаться безотчетно и находить в этом увлечении силу для работы пропадали и погибали среди постоянной борьбы, какую вели в душе поэта его меланхолия, мечта и рассудок.

Казалось бы, что человеку с такой психической организацией изыскивать соглашение с жизнью и с людьми было бесполезно. Всякий другой человек с менее развитым нравственным чувством при таких природных задатках или совсем отвернулся бы от жизни или стал бы к ней в явно враждебное положение. Лермонтов не сделал ни того, ни другого. Он не замкнулся в узком круге мечтаний, не улетел от земли в область чистых видений или логических выкладок, он не навязывал себе насильно какого-нибудь успокаивающего миросозерцания, ни эстетического, ни религиозного, но он также не отвертывался от жизни со злобой, не враждовал с ней как таковой, т. е. не стал мизантропом и пессимистом в строгом смысле этого слова. Вражда Лермонтова с жизнью была враждой не принципиальной, а только временным раздражением вследствие неудачных и неудовлетворявших его счетов с нею. Он изо всех сил боролся, выясняя себе этический смысл жизни, желая проникнуть в ее глубину и найти в ней оправдание своему высокому пониманию ее цели и назначения.

Несмотря на то, что природные его склонности постоянно ссорили его с людьми, Лермонтов тем не менее не переставал по-своему любить людей, и за все короткое время своей жизни пытался стать к ним в такое отношение, какое могло бы быть оправдано его нравственным чувством.

И в какие только положения не становился к людям этот искатель нравственной истины!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Личность

Личность Облик Лев Сергеевич Пушкин (1805–1852), младший брат поэта:Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков), но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно.Владимир Петрович Горчаков

Личность

Личность

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ Летом 1887 года Вернадский работал, точнее, как говорят геологи, проводил полевые исследования (участвовал в экспедиции), изучая почвы Смоленской губернии.

Некоторое время он жил в Рославльском уезде. Впечатление от тогдашнего провинциального быта было тяжелое:

Личность

Личность Облик Гавриил Никитич Потанин (1823–1910), писатель, уроженец и житель Симбирска. В 40-х годах был домашним учителем детей сестры И. А. Гончарова А. А. Кирмаловой:Передо мной предстал обыкновенный мужчина среднего роста, полный, бледный, с белыми руками, как фарфор;

Личность

Личность

Личность

Личность Облик Евгений Павлович Иванов (1879–1942), литератор, друг А. А. Блока:Красив и высок был Ал. Блок: под студенческим сюртуком точно латы, в лице «строгий крест». Где-то меж глаз, бровей к устам. Над лицом, отрочески безволосым – оклад кудрей пепельных

Личность

Личность Глубокой осенью 1732 года на листе бумаги родился старик. Автор, вызвавший старика из небытия, был стройным молодым человеком с гибким станом и плечами пловца. Выражение отрешенности и спокойствия, появлявшееся на лице Франклина в минуты творческого вдохновения,

Личность

Личность Облик Орест Георгиевич Верейский (1915–1993), художник, иллюстратор произведений А. Т. Твардовского («Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью – даль» и др.), фронтовой товарищ и многолетний друг поэта:«Кто-то очень точно сказал о его внешности: „Помесь красной

Михаил Юрьевич Лермонтов – биография, портрет, личная жизнь, женщины, смерть поэта, рост

Биография Михаила Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – классик русской литературы, мыслитель, основоположник отечественного психологического романа, духовный преемник Александра Пушкина, умноживший и обогативший его наследие, один из самых мистических русских писателей, в 16 лет предсказавший революцию, Гражданскую войну и собственную смерть, ярко проявивший себя также как художник.

Михаил Юрьевич Лермонтов

За свою короткую жизнь он написал множество бессмертных творений – «Герой нашего времени», «Смерть Поэта», «Мцыри», «Тамара», «Бородино», «Пророк», «Кавказский пленник», «Парус».

Его творчество, сочетавшее глубокую идейность, силу чувств и высокого мастерства, оказало огромное влияние на поэтов, писателей, музыкантов и послужило вдохновением для других художников, создавших фильм-балет «Маскарад», оперу «Демон», кинофильмы «Княжна Мери», «День ярости», «Фаталист», «Ашик-Кериб» и пр.

Детство

Будущий гениальный литератор появился на свет 15 октября 1814 года в Москве, в семействе отставного красавца-капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны, дочери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (до замужества Столыпиной). По семейному преданию, со стороны отца он являлся потомком древнего шотландского рода Лермóнтов.

Михаил Лермонтов в детстве

Мать – добрая, музыкально одаренная, хрупкая и болезненная женщина – умерла от чахотки, не дожив до 22 лет. Трехлетний Миша согласно завещанию остался на попечении бабушки (ее муж умер еще до рождения внука). Елизавета Арсеньева была умной, деятельной и энергичной особой, безмерно любящей, но властной и строгой. В истории она осталась как «самая известная бабушка русской литературы».

Усадьба в Тарханах, где прошло детство Михаила Лермонтова

Рос Мишель, как звали его близкие, в бабушкином имении в Пензенской губернии, в разлуке с отцом, которого теща недолюбливала. Мальчик не отличался ни веселым нравом, ни крепким здоровьем, был одиноким и угрюмым ребенком. Усилиями бабушки он получил дома великолепное начальное образование: играл на пианино, флейте и скрипке, владел тремя языками, отлично рисовал, был силен в шахматах и математике. Для укрепления здоровья внука Елизавета возила его на кавказские Минеральные Воды. Свои чувства и восторг от этих поездок поэт позже выразил в стихах «Утес», «Кавказ», «Песнь Казбича», «Кинжал», «Черкесы» и пр.

В Белокаменной

В 1827-м бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву с целью подготовки внука к поступлению в Университетский пансион.
С сентября следующего года он начал учиться в этом заведении – одном из самых лучших в стране. Уже осознавая свое творческое призвание, подросток, кроме стихов, сочинил несколько поэм, включая начальную редакцию «Демона», «Корсар», «Два брата». По мнению критиков, в них прослеживалось влияние его кумира Байрона. Кроме английского романтика воображение Лермонтова в тот период волновали Шекспир и немецкий драматург Шиллер – он читал их в подлиннике.

Елизавета Арсеньева – бабушка Лермонтова

В 16 лет юный поэт стал студентом Московского Университета, вначале учился на нравственно-политическом отделении, затем перевёлся на словесное. Этот период жизни стал вершиной раннего творчества Лермонтова. Он освоил множество литературных жанров, создавая элегии, песни, посвящения, драмы, включая известное произведение антикрепостнической направленности «Странный человек», а также мрачное и пророческое «Предсказание».

Юноша обладал поражающими окружающих способностями. Его сокурсник Виссарион Белинский восхищенно отмечал, что Михаил знал наизусть почти всего Байрона и Гете. Позже литературный критик писал:

«На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины».
В университетские годы Михаил абсолютно не был склонен к общению – ни с кем не дружил, дискуссии игнорировал, в общества и кружки не вступал, а профессорам дерзил. В конце второго года обучения он вызвал очередное недовольство преподавателей пренебрежением к лекционному материалу при вольнодумии и знаниях сверх утвержденной программы и в итоге ушел из вуза.

В городе на Неве

В 1832-м молодой человек прибыл в Петербург, рассчитывая продолжить занятия в столичном университете. Однако там отказались принять его на 3-й курс (с учетом двух лет обучения в Москве). Он оскорбился и кардинально поменял планы – пошел в Школу гвардейских прапорщиков.

Гуляя у Финского залива, Лермонтов создал свое знаменитое произведение изящной словесности, ставшее его поэтическим кредо – «Парус». Но вместо воспетой «бури, побега и счастья» в учебном заведении его ожидали два «злополучных», по его словам, года казарменной муштры и запрета на чтение художественной литературы. В учебе он был среди лучших студентов, держался вызывающе и независимо, продолжал творить, но пережил момент спада творческой активности.

Михаил Лермонтов – «Парус»

В 1834-м 20-летний выпускник Школы начал службу в гвардейском Гусарском полку, располагавшемся в Царском Селе. Наконец ощутив себя свободным, он окунулся в светскую жизнь столицы, работал над «Маскарадом», «Боярином Оршей», над романом «Вадим». Дебютом поэта в печати оказалось стихотворная повесть «Хаджи-Абрек». В 1835-м ее передал в издание «Библиотека для чтения» Николай Юрьев.

Михаил Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка

В 1837-м молодого литератора потрясло сообщение о гибели Александра Пушкина. Он создал сделавшее его знаменитым в 23 года сочинение «Смерть поэта», выразив скорбь и гнев прогрессивного русского общества и прямо указав на убийц. Его политическая острота и широкое распространение вызвало беспокойство властей. Автора, написавшего к тому времени более 300 стихов, несколько пьес, поэм и показавшего себя зрелым мастером, мыслителем и патриотом, взяли под арест. Сидя в камере, он написал сажей на оберточной бумаге: «Узника», «Молитву», «Желанье».

Михаил Лермонтов – «Смерть поэта» (читает Олег Даль)

В ссылке

После суда, проходившего при участии Николая I, благодаря Жуковскому и светским связям бабушки молодой человек был избавлен от участи заключенного и отправлен в драгунский Нижегородский полк, охранявший Лезгинскую кордонную линию. На пути к месту назначения он остановился в Москве, готовящейся к празднованию 25-летнего юбилея Бородинской битвы, и создал «Бородино» (переработав текст своего юношеского стиха «Поле Бородино»).

Михаил Лермонтов – «Бородино»

На Кавказе он познакомился с декабристами, включая Александра Одоевского, посещал Пятигорск, Тифлис. Кавказские мотивы нашли отображение во многих его литературных произведениях, включая «Героя нашего времени», а также в картинах и зарисовках. Однако Лермонтова все чаще одолевали чувства скептицизма и рефлексии.

Михаил Лермонтов на Кавказе

Стараниями Жуковского и Елизаветы Алексеевны в 1838-м он вернулся в Петербург, где вошел в число литературной элиты, включавшей Петра Андреевича Вяземского, Николая Михайловича Карамзина, Ивана Сергеевича Тургенева. Он часто посещал поэтические собрания, бывал в театре и у своего покровителя Василия Андреевича, печатал новые стихи в «Современнике» и в журнале «Отечественные записки».

В 1838-м Михаил Лермонтов вернулся в Петербург и вошел в число литературной элиты

В 1840-м после ссоры с атташе французского посольства Эрнестом де Барантом и последовавшей дуэли стихотворец снова оказался на Кавказе. Новое назначение Михаил воспринял как должное: с отвагой участвовал во многих сражениях, включая битву на речке Валерик, посвятив событию одноименное стихотворение. В том же году был выпущен единственный прижизненный сборник его сочинений, содержавший две поэмы из 36 написанных и 26 стихов из существовавших более четырех сотен.

Михаил Лермонтов — «Валерик» (читает Сергей Безруков)

Спустя год в феврале Михаил получил отпуск и приехал в Северную Пальмиру. Он занимался подготовкой к публикации «Демона», планировал издание собственного журнала, мечтал уйти в отставку. Однако его прошение, как и представление командования к награде, было отклонено. Вместо этого в апреле ему вручили высочайшее предписание покинуть Петербург и следовать в свой полк на Кавказ.

Личная жизнь Михаила Лермонтова

Поэт женат не был, но трижды был безнадежно влюблен. Первый раз безответное чувство он испытал в 16 лет. Предметом его воздыханий была очаровательная Екатерина Сушкова, соседка по имению брата его бабушки Столыпина, которую в светском обществе называли на английский манер «Miss Black-Eyes» – за выразительные черные очи.

Екатерина Сушкова

Первая встреча Михаила и Екатерины произошла в 1830 году в доме баронессы Хюгель. Девушка была старше поэта на 2 года. В своих дневниках она описывала первое впечатление о Лермонтове так:
«Неуклюжий косолапый мальчик с красными, но умными выразительными глазами, вздёрнутым носом, язвительной улыбкой».
Юношу, не являвшегося образцом классической физической красоты, очень ранило нежелание девушки оценить по достоинству его богатый духовный мир. Осенью 1830 года они расстались и не виделись до 1834, когда от влюбленности поэта не осталось и следа. Лермонтов отомстил бессердечной кокетке в духе героев своего кумира Байрона – влюбил в себя, притворившись вновь страстно любящим, и расстроил ее свадьбу со своим университетским приятелем.

Варвара Лопухина

Следующей избранницей юного поэта стала Варвара Лопухина, с семьей которой он соседствовал в Москве. Девушка, первая встреча с которой состоялась в 1831 году, ответила поэту взаимностью, но её родители не дали согласия на брак, и судьбы молодых людей на время разошлись.

Затем у него были романтические отношения с Натальей, дочерью драматурга Федора Иванова. Возлюбленная, вначале ответившая на его чувства, вскоре предпочла ему другого, более богатого и опытного соперника. Он мучительно пережил их разрыв, посвятив своему «бесчувственному, холодному божеству» цикл из тридцати стихов, ключевой темой которых была проблема неверности.

Наталья Иванова

В 1835 году Варенька Лопухина стала женой старшего ее на 17 лет, но богатого помещика Николая Бахметева. Известие об этом браке, явно заключенным по расчету, Михаил Лермонтов встретил, по рассказам очевидцев, изменившись в лице и побледнев.

Смерть

В мае 1841 года по пути к месту службы Лермонтов прибыл в Пятигорск, заболел и пробыл там на лечении два месяца, не прекращая писать – «Спор», «Утес», «Листок». В свободное время он общался с друзьями, включая отставного майора, давнего приятеля и партнера по фехтованию в Школе юнкеров Николая Мартынова. Находясь в крайне язвительном настроении, Михаил часто отпускал в его адрес ядовитые шутки.

Николай Мартынов

На одном из вечеров в доме Верзилина произошла их последняя роковая стычка. Не выдержав насмешек, Николай вызвал его на дуэль. Всерьез их ссору никто не воспринял, как и сам Михаил – он выстрелил вверх. Но обиженный противник не проявил ответное великодушие.

Дуэль Михаила Лермонтова и Николая Мартынова

В правом кармане у поэта лежала золотая заколка, которую он на счастье взял у кузины перед дуэлью. Вещица отклонила траекторию пули в невыгодное для Михаила направление. Грудная клетка Лермонтова оказалась пробита насквозь. Михаил Юрьевич скончался от кровопотери в тот же день, 27 июля (15 июля по старому стилю) у подножия горы Машук. Могила литератора находилась на Пятигорском кладбище, пока его бабушка не добилась разрешения на перезахоронение в семейном склепе в Тарханах. На месте гибели поэта установлен памятник.

Похоронен Михаил Лермонтов в семейном склепе в Тарханах

Лучшие фильмы

  • 1965: «Герой нашего времени»

Михаил Лермонтов | Биография и факты

Лермонтов Михаил

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
15 октября 1814 г. Москва Россия
Умер:
27 июля 1841 г. (26 лет) Пятигорск Россия
Известные работы:
«Герой нашего времени» «Демон» «Маскарад» «Странный человек»
Механизм/стиль:
Романтизм

Просмотреть все связанные материалы →

Михаил Лермонтов , полностью Михаил Юрьевич Лермонтов , (род. 15 октября [3 октября по старому стилю] 1814, Москва, Россия — умер 27 июля [15 июля] 1841, Пятигорск) , ведущий русский поэт-романтик и автор романа Герой нашего времени (1840; Герой нашего времени ), оказавшего глубокое влияние на последующих русских писателей.

Лермонтов был сыном Юрия Петровича Лермонтова, капитана в отставке, и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. В возрасте трех лет он потерял мать и воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой в ее имении в Пензенской губернии. Богатая природа России, ее народные песни и сказки, ее обычаи и обряды, каторжный подневольный труд крепостных, рассказы и легенды о крестьянских бунтах — все это оказало большое влияние на формирование характера будущего поэта. Поскольку ребенок часто болел, его трижды возили на кавказские курорты, где экзотические пейзажи произвели на него неизгладимое впечатление.

В 1827 году он переехал с бабушкой в ​​Москву и, посещая интернат для дворянских детей (при Московском университете), начал писать стихи, а также занимался живописью. В 1828 году он написал поэмы Черкесы («Черкесы») и Кавказский пленник («Кавказский пленник») в духе английского поэта-романтика лорда Байрона, чье влияние тогда преобладало над молодыми русскими писателями. Через два года было опубликовано его первое стихотворение « Весна » («Весна»). В том же году он поступил в Московский университет, тогда один из самых оживленных центров культуры и идеологии, где учились такие демократически настроенные представители дворянства, как Александр Герцен, Николай Платонович Огарев и другие. Студенты горячо обсуждали политические и философские проблемы, тяжелую судьбу крепостного крестьянства, недавнее восстание декабристов. В этой атмосфере он написал много лирических стихов, более длинных, повествовательных поэм и драм. Его драма Странный человек (1831; «Чужой человек») отражал настроения, бытующие среди членов студенческих обществ: ненависть к деспотическому царскому режиму и к крепостному праву. В 1832 г., поссорившись с реакционным профессором, Лермонтов оставил университет и уехал в Петербург, где поступил в юнкерское училище. После его окончания в 1834 году в чине подпрапорщика (или корнета) Лермонтов был назначен в лейб-гвардии Гусарский полк, дислоцированный в Царском Селе (ныне Пушкин), недалеко от Санкт-Петербурга. Будучи молодым офицером, он значительную часть времени проводил в столице, и его критические наблюдения за аристократической жизнью легли в основу его пьесы 9.0037 Маскарад («Маскарад»). В этот период его глубокая, но безответная привязанность к Варваре Лопухиной, не покидавшее его чувство, отразилась в Княгине Лиговской («Княгиня Лиговская») и других произведениях.

Лермонтов был сильно потрясен в январе 1837 года смертью на дуэли великого поэта Александра Пушкина. Он написал элегию, в которой выразил любовь народа к погибшему поэту, обличая не только его убийцу, но и придворную знать, в которой видел палачей свободы и истинных виновников трагедии. Как только стихи стали известны при дворе Николая I, Лермонтов был арестован и сослан в полк, расквартированный на Кавказе. Поездки в новые места, встречи с декабристами (в ссылке на Кавказе), знакомство с грузинской интеллигенцией — с выдающимся поэтом Ильей Чавчавадзе, дочь которого вышла замуж за известного русского драматурга, поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова — а также другим видным грузинским поэтам в Тифлисе (ныне Тбилиси) расширил свой кругозор. Привлеченный природой и поэзией Кавказа и увлеченный его фольклором, он изучил местные языки, перевел и отшлифовал азербайджанскую повесть «Ашик Кериб». Кавказские темы и образы занимают прочное место в его поэзии и в романе Герой нашего времени, , а также в его эскизах и картинах.

Викторина «Британника»

Любимые литературные произведения: правда или вымысел?

В результате ревностного заступничества бабушки и влиятельного поэта В.А. Жуковского, Лермонтову разрешили вернуться в столицу в 1838 году. В печати стали появляться его стихи: романтическая поэма Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1837; «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом телохранителе его и о доблестном купце Калашникове»), реалистические сатирические поэмы Тамбовская казначейша (1838; «Тамбовская казначейша») и Сашка (написано 1839 г. , опубликовано в 1862 г.) и романтическая поэма Демон. Вскоре Лермонтов стал популярен; его называли преемником Пушкина и превозносили за то, что он пострадал и был сослан из-за своих либертарианских стихов. Им интересовались писатели и журналисты, к нему тянулись модные дамы. Он подружился с редакцией Отечественные записки, ведущий журнал западноориентированной интеллигенции, а в 1840 г. познакомился с видным прогрессивным критиком В.Г. Белинского, видевшего в нем великую надежду русской литературы. Лермонтов попал в круг петербургских писателей.

В конце 1830-х гг. определились основные направления его творчества. Его свободолюбивые настроения и горько-скептическая оценка времени, в котором он жил, воплотились в его философской лирике («Дума», «Никогда себе…» («Не верь себе…»]). и оригинально осмыслены в романтических и фантастических образах его кавказских стихов 9 .0037 Мцыри (1840) и Демон, над которыми поэт работал до конца жизни. Наконец, зрелая проза Лермонтова дала критическую картину современной жизни в романе « Герой нашего времени, », содержащем всю совокупность его размышлений о современном обществе и судьбах его поколения. Герой Печорин — циничный человек высших достижений, который, испытав все остальное, посвящает себя экспериментированию с человеческими ситуациями. Этот реалистический роман, полный социального и психологического содержания, написанный превосходной прозой, сыграл важную роль в развитии русской прозы.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В феврале 1840 г. Лермонтов предстал перед военным трибуналом за дуэль с сыном французского посла в Петербурге, послужившую поводом для наказания непокорного поэта. По указанию Николая I Лермонтов был приговорен к новой ссылке на Кавказ, на этот раз в пехотный полк, готовившийся к опасным боевым действиям. Вскоре, вынужденный участвовать в кавалерийских вылазках и рукопашных боях, он отличился в тяжелом бою на реке Валерик, который описывает в «Валерике» и в стихе «Я к вам пишу…» («Пишу тебе…»). Военное командование отметило большое мужество и присутствие духа, проявленные офицером-поэтом.

По настойчивым просьбам бабушки в феврале 1841 года Лермонтову был предоставлен кратковременный отпуск. Он провел в столице несколько недель, продолжая работу над уже начатыми сочинениями и написав несколько стихотворений, отличавшихся зрелостью мысли и талантом ( «Родина» («Родина»), «Любил и я в былиые годы» («И был влюблен»). Лермонтов разработал план издания собственного журнала, планировал новые романы, добивался критики Белинского. Но вскоре получил получил приказ вернуться в свой полк и уехал, полный мрачных предчувствий.В этом дальнем пути он испытал прилив творческой энергии: в его последней тетради записаны такие шедевры русской лирики, как «Утес», «Спор («Спор»), «Свиданья» («Встреча»), «Листок» («Листок»), «Нет, не тебя так пылко я люблю» («Нет, не тебя я любил так горячо») , «Выхожу один я на дорогу…» («Я иду в дорогу один…») и «Пророк» («Пророк»), его последняя работа.0003

По дороге в полк Лермонтов задержался в городе-курорте Пятигорске на лечение. Там он познакомился со многими модными молодыми людьми из Петербурга, среди которых были тайные недоброжелатели, знавшие его репутацию в придворных кругах. Одни молодые люди боялись его языка, другие завидовали его славе. Вокруг него нарастала атмосфера интриг, скандалов и ненависти. Наконец, между Лермонтовым и другим офицером, Н.С. Мартынов; двое дрались на дуэли, закончившейся смертью поэта. Его похоронили через два дня на городском кладбище, и на его похороны собралось все население города. Позднее гроб с телом Лермонтова был перевезен в имение Тарханы, а 23 апреля 1842 года он был похоронен в фамильной усыпальнице Арсеньевых.

Пятигорск | Россия | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Британика Классика
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Британской энциклопедии.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, правительство, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.