Личностных качеств: 10.2. Сущность и структура личностных качеств

Развитие личностных качеств | Методы развития личностных качеств

Содержание статьи

Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.

Развитие личностных качеств детей

Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Факторы развития личностных качеств

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

  • активное и уместное применение личных местоимений;
  • владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
  • способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Возраст начала становления личности

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.

Формирование качеств ребенка

На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества.

Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей.

Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».

Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.

Развитие личностных качеств учащихся

Если в дошкольном возрасте основным ориентиром и авторитетом для ребёнка являлись родители, то с началом активной учебной деятельности порядок вещей несколько изменяется.

Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель. При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.

Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.

Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.

Развитие личностно профессиональных качеств

С началом активной профессиональной деятельности человек начинает реализовывать не только свои личностные качества, но и профессиональные. Именно от них зависит выбор сферы деятельности и успешная реализация себя как специалиста. Большую часть своей жизни человек проводит на работе и с этой стороной жизни связаны многие ожидания и стремления.

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.

Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств. Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.

Главные профессиональные качества

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их. Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Этапы формирования личностно профессиональных качеств

Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.

Методы развития личностных качеств

Самое главное, что должно быть у успешного человека, независимо от его профессиональной деятельности – уверенность в своих силах. Это основа в любой профессии. Не обязательно обладать лидерством и вести за собой всех, достаточно уметь адекватно оценивать себя и свои возможности, все возможные риски. Если взялся за выполнение задачи – никогда нельзя бросать её при возникновении трудностей.

Выделяют несколько основных методов, которые помогают в развитии личностных качеств.

Самоанализ

Первым шагом должен стать самоанализ, помогающий выделить качества, которые уже имеются. Определившись с недостающими качествами, следует выбрать пути их формирования. Это длительный и нелёгкий процесс. Важно изначально определиться с желаемым результатом и разработать несколько путей его достижения. Обязательным условием успеха является наличие сроков достижения цели и примера для подражания.

Заключение

Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. Этот процесс занимает не один день. Существует большое количество разного теоретического материала, тренингов. Но и без них вполне возможно решить эту задачу. Для начала, нужно заняться самодисциплиной. В случае удачного выполнения первого этапа, у человека появляется повод гордости перед самим собой, следовательно, повышается самооценка. Теперь, когда появилась уверенность в себе, можно начинать действовать по направлению профессиональному успеху. Важно составлять план по карьерным достижениям, не забывать придерживаться его.

0 0 votes

Рейтинг статьи


Словарь личностных качеств — ЦСТМ на базе ТвГУ

Словарь личностных качеств

Авантюрного склада
агрессивный
адаптивный
адекватная самооцека
аккуратный
активный
амбициозный
аналитический склад ума
артистичный

Бесстрашный
благоразумный

борющийся за свои права
быстро усваивающий новое

Вежливый

владеющий собой
влиятельный
внимательный к деталям
внимательный к людям
выносливый

Гибкий

грамотный
готов на риск

Демократичный

дисциплинированный
добродушный
добросовестный
добропорядочный
добрый
дружелюбный

Естественный

Заслуживающий доверия
здравомыслящий

зрелый

Идеалист
изобретательный
индивидуалист
инициативный
интеллектуал
искренний
исполнительный

Качественно работающий
квалифицированный
коммуникабельный
компетентный
консервативный
креативный

Легкообучаемый
лидер
легкоприспосабливающийся
любопытный

Мобильный

Надежный
напористый
находчивый
невозмутимый
независимый
непритязательный

Обстоятельный
обучаемый (легко)
общительный
обязательный
одаренный богатым воображением
оптимистичный
(с) хорошими организаторскими способностями
организованный
оригинальный
ориентирован на достижение результата
осмотрительный
осторожный

остроумный
отважный
ответственный
отзывчивый

Память (отличная)
передовой
подающий надежды
подготовленный
полезный
понимающий
понятливый
порядочный
практичный
преданный
предприимчивый
предусмотрительный
привлекательный
прилежный
приятный
прозорливый
проницательный
просвещенный
простой
профессионал
прямолинейный
пунктуальный

Работоспособный
разносторонний
разумный
рациональный
реалистичный
решительный

Самокритичный

самостоятельный
самоуверенный
сведущий
серьезный
сильный
склонный к соперничеству
склонный к подвижной работе
спокойный
способный
способный работать в команде
справедливый

скромный

сложившийся
сочувствующий
спокойный
старательный
строгий

Тактичный

талантливый
творческий
терпеливый
техническими способностями обладающий

Убедительный
уверенный в себе
увлеченный
увлекающийся
умелый
умеренный
умеющий работать самостоятельно

умный
упорный
упрямый
уравновешенный
усердный

Хладнокровный
хорошо успевающий

Целеустремленный

Честный
четко выражающий свои мысли
чуткий
чувство собственного достоинства
чувством юмора

Широких взглядов

Щедрый
щепетильный

Эмоциональный
энергичный
энтузиаст
этичный

Яркий
ясно мыслящий

{gotop}


Личные качества лучшего фельдшера

Большинство из нас получали помощь и поддержку фельдшера во время посещения больницы или кабинета врача, и мы надеемся, что общение было приятным. Однако не только информация, которую вы изучаете, гарантирует, что вы будете обладать качествами помощника врача. Чтобы добиться успеха в этой области, кандидат должен обладать некоторыми основными качествами.

Навыки общения

Одним из самых важных качеств помощника врача являются коммуникативные навыки, так как это основные характеристики этой профессии. МА должен слушать, как пациент объясняет свои опасения, не прерывая его. Однако в то же время они задают вопросы, чтобы помочь им объяснить свои опасения. Есть несколько дипломатических способов получить необходимую информацию от пациентов, чтобы помочь врачу эффективно их лечить. Коммуникативные навыки также включают в себя четкое изложение жизненно важных инструкций, данных врачом пациенту. Как МА вы должны эффективно и безошибочно отвечать на любые вопросы пациента; даже если это означает проверку правильного ответа у Доктора.

Сострадание

Кроме умения слушать, очень важно, чтобы помощник врача проявлял сострадание к своим пациентам. МА должен попытаться понять беспокойства, опасения и другие эмоциональные состояния каждого пациента, обсуждая с ними. Взаимодействие с каждым пациентом с сочувствием поможет ему чувствовать себя более комфортно и расслабленно во время оценки состояния здоровья.

Управление стрессом

Кабинет врача или больница может быть переполнена пациентами. Иногда это может вызвать у медицинского помощника сильный стресс. Как MA, у вас будет много административных и клинических обязанностей, которые вы будете выполнять каждый день, помимо загруженной комнаты ожидания и вопросов пациентов. Иногда эти стрессы, связанные с работой, могут вызывать замешательство и тревогу, поэтому вы обязаны не допустить, чтобы это отразилось на ваших пациентах. MA должен иметь возможность профессионально преодолевать ежедневные уровни стресса и находить лучший способ справиться с любыми возникающими стрессовыми ситуациями.

Надежный

Помощник врача должен быть надежным человеком. Врач, сотрудники медицинской группы и поступающие пациенты зависят от медицинского помощника, который передает правильную информацию и правильно выполняет каждую задачу. По этим причинам медицинский помощник должен быть пунктуальным, ориентированным на карьеру и ценить общепринятый кодекс поведения.

Честность

Среди черт фельдшера «честность» — лучшая политика в этой карьере. Личная информация, которую собирает медицинский помощник, должна храниться как конфиденциальная в медицинских учреждениях. Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования (HIPAA) представляет собой правило конфиденциальности, которое требует бдительности и осторожности при хранении набора информации о каждом пациенте. Однако также считается вежливым вести себя заслуживающим доверия по отношению к пациенту при просмотре информации о его здоровье или личной информации (даже во время неформального разговора). Каждый медицинский помощник будет знакомиться с обстоятельствами, в которых ему необходимо ежедневно доказывать свои этические и моральные качества, поэтому честность является главным качеством, чтобы стать профессиональным медицинским помощником.

Сила воли

Время от времени вы будете взаимодействовать с врачом, который разрывается от вопросов, которые могут ошеломить вас, или с недовольным пациентом, который испытывает сильную боль и может наброситься на вас. В такой ситуации чрезвычайно важно иметь сильную силу воли по отношению к своим личным чувствам. Быть профессионалом в сфере здравоохранения, не реагировать, а вместо этого реагировать, и в то же время оставаться вежливым — это уникальная черта медицинского помощника, которая необходима вам как хорошему профессионалу.

Если вы обладаете вышеперечисленными качествами, присоединяйтесь к программе профессионального обучения помощника врача, которая даст вам все необходимые курсы, необходимые для того, чтобы стать успешным помощником врача. Вы думаете о новой карьере в качестве помощника врача? Если да, свяжитесь со школой Аллена сегодня! Мы записываемся на занятия, которые скоро начнутся! Посетите www.allenschool.edu, чтобы узнать больше.

-ALLEN SCHOOL

Развитие личных качеств, необходимых для эффективного лидерства медсестры

Опубликовано опечатка

. 2019 ноябрь 29;34(12):45-50.

doi: 10.7748/ns.2019.e11274. Epub 2019 31 января.

Брайан Лукас 1

принадлежность

  • 1 Открытый университет, Милтон Кейнс, Англия.
  • PMID: 31468940
  • DOI: 10.7748/ns.2019.e11274

Опубликовано Erratum

Брайан Лукас. Стенд Нурс. .

. 2019 ноябрь 29;34(12):45-50.

doi: 10.7748/ns.2019.e11274. Epub 2019 31 января.

Автор

Брайан Лукас 1

принадлежность

  • 1 Открытый университет, Милтон Кейнс, Англия.
  • PMID: 31468940
  • DOI: 10.7748/ns.2019.e11274

Абстрактный

Лидерство в системе здравоохранения должно быть заметным на всех уровнях, а не зависеть исключительно от характеристик тех, кто осуществляет контроль наверху организации. Все медсестры могут действовать как лидеры, и эффективное лидерство требует от них развития определенных личных качеств и поведения. В этой статье исследуются четыре «лидерских интеллекта» — духовный, эмоциональный, деловой или практический и политический — и обсуждается, как их понимание может помочь медсестрам улучшить свои лидерские качества. В нем также рассматривается доказательная база для использования этих интеллектов и то, как они могут быть приняты отдельными медсестрами и организациями здравоохранения.

Ключевые слова: клиническое руководство; распределенное лидерство; лидерство; развитие лидерских качеств; рамки лидерства; модели лидерства; лидерские качества; совместное руководство; трансформационное лидерство.

© 2019 RCN Publishing Company Ltd. Все права защищены. Запрещается копировать, передавать или записывать каким-либо образом, полностью или частично, без предварительного разрешения издателей.

Заявление о конфликте интересов

Не объявлено

Опечатка для

Похожие статьи

  • Внедрение коллективного руководства в организациях здравоохранения.

    Соловей А. Соловей А. Стенд Нурс. 2020 29 апреля; 35 (5): 53-57. doi: 10.7748/ns.2020.e11448. Epub 2020 3 февраля. Стенд Нурс. 2020. PMID: 32009330

  • Опыт дипломированных медсестер в качестве менеджеров и лидеров в учреждениях по уходу за престарелыми: систематический обзор.

    Дуайер Д. Дуайер Д. Int J Evid на основе Healthc. 2011 г., декабрь 9(4):388-402. doi: 10.1111/j.1744-1609.2011.00239.x. Int J Evid на основе Healthc. 2011. PMID: 22093388 Обзор.

  • Понимание лидерства для недавно получивших квалификацию медсестер.

    Киркхэм Л. Киркхэм Л. Стенд Нурс. 2020 2 декабря; 35(12):41-45. doi: 10.7748/ns.2020.e11589. Epub 2020 24 ноября. Стенд Нурс. 2020. PMID: 33231020

  • Развитие клинических лидеров: влияние программы наставничества по обучению в действии для медсестер с передовой практикой.

    Леггат С.Г., Балдинг С., Шифтан Д. Леггат С.Г. и соавт. Джей Клин Нурс. 2015 июнь; 24 (11-12): 1576-84. doi: 10.1111/jocn.12757. Epub 2015 9 фев.. Джей Клин Нурс. 2015. PMID: 25664819

  • Развитие трансформационных навыков лидерства медсестер.