Мальгаши это смесь каких рас: Мальгаши | это… Что такое Мальгаши?

Мальгаши | это… Что такое Мальгаши?


Малагасийцы — народ, основное население Республики Мадагаскар (до 20 млн человек). Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Говорят на малагасийском (мальгашском) языке, относящимся к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Разделены на несколько этнических групп, иногда называемых племенами (Орлова 1958: 8).

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 История
  • 3 Внутреннее деление
  • 4 Система хозяйства
  • 5 Социальная организация
  • 6 Брачные отношения
  • 7 Жилище
  • 8 Пища
  • 9 Ремесло
  • 10 Религия
  • 11 Психология
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки

Происхождение

Вопрос о происхождении малагасийцев остаётся сложным. Древние жители этого острова принадлежали к негроидной расе.

В X-VI вв. до н.э. на остров стали переселяться индонезийцы. Они принесли с собой монголоидный антропологический тип, особый язык, свою, совершенно оригинальную культуру. В результате многовекового взаимодействия исконных местных племен и индонезийцев сложился мальгашский народ (Львова 1984: 286).

История

Аборигены южного Мадагаскара.

Раньше на территории «великого острова» существовало несколько государств, из них самым сильным было Имерина, созданное народностью мерина. Расцвет этого государства приходится на XIV век. Само его название говорит о его местонахождении. Мерина означает «высший». Королевство находилось на Высоком плато Мадагаскара. В начале XVI в. был основан Тананариве — «город тысячи», названный так в память многотысячного войска, присоединившего к Имерине земли, на которых стоит этот город. Великий правитель Рамбоазалама, царствовавший в конце XVIII в., значительно раздвинул границы королевства, объединил под своей властью многие, раннее разрозненные племена.

Это ему принадлежит знаменитая формула единого Мадагаскара: «Нашей границей является море». Вскоре завершилось объединение острова, было создано государство с границами «от моря и до моря». Развитие мировой торговли и стремление лишить арабов монополии на торговый обмен с Востоком обусловили начало путешествий на Мадагаскар с разведывательными целями. 10 августа 1500 г. португалец Диего Диас первым из европейцев открыл Мадагаскар. Вскоре после него на остров потянулись французы, голландцы, англичане (Буато 1961: 63). В XIX в. оно достигло больших успехов. Было введено даже всеобщее обязательное обучение. Уровень образования в стране повысился настолько, что королевский двор уволил глашатаев и вывешивал свои указы прямо на стенах домов. Почти все могли читать их. Малагасийское государство продолжало развиваться, на острове появились первые заводы, металлургические предприятия, началась разработка полезных ископаемых, зародилась периодическая печать, была создана сеть медицинских учреждений (только в 1870 г.
их посетило 200 тыс. человек). В 1876 г. — на 6 лет раньше, чем во Франции, — на острове вводится бесплатное обучение. Но, несмотря на все это, Имерина не смогла противостоять натиску крупнейшей империалистической державы. Используя вооруженную силу и играя на разногласиях между племенами, Франция в 1896 г. аннексирует остров. Лишь в 1960 г. страна вновь обретает независимость (Кулик 1970: 28).

Внутреннее деление

Малагасийцы делятся на несколько различных по культуре и самосознанию этнических групп, иногда называемых племенами. Наиболее чёткое разделение проходит между «горными» этническими группами (мерина, бецимилеу), населяющими плато вокруг Антананариву и Фианаранцуа, и «прибрежными» (фр.

côtiers), населяющими остальную часть острова, прежде всего, береговую полосу. В ходе истории Мадагаскара образовалось также несколько смешанных этнических общностей (Буато 1961: 409).

  • Горные племена:
    • Мерина
    • Бецилеу
  • Côtiers:
    • Антакарана
    • Антануси
    • Антемуру
    • Антендруи
    • Антесака
    • Бецимисарака
    • Махафали
    • Сакалава
    • Цимихети
  • Смешанные племена:
    • Бара
    • Микеа
    • Сиханака
    • Танала

Система хозяйства

На Мадагаскаре сохраняется в основном порайонное разделение труда, возникшее очень давно и обусловленное разнообразием географических условий острова. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством. Скотоводство является у них подсобным. Основная культура — рис, его сажают на естественно заболоченных почвах. На центральных плато рис требует искусственного орошения, поэтому здесь вся местность покрыта сетью каналов и сложные ирригационных сооружений. Рис сажают по горным склонам на широких террасах, веером спускающихся вниз, а также в речных долинах. Стены полей – террас плотно складывают из камней и глины, а по краю их проводят неглубокие канавки, отводящие на поля горные ручьи и потоки. Рис – культура очень трудоемкая и капризная. На участке, обработанном тщательно вручную, крестьянин выращивает рассаду риса. Поле несколько раз покрывают водой, пока не прорастут всходы. Затем мужчины принимаются за подготовку большого рисового поля, они вскапывают землю и просушивают ее на солнце до тех пор, пока в ней не уничтожатся корни сорняков. После этого поле заполняют водой и заставляют скот в течение одного-двух дней топтаться на участке.

В жидкую грязь семья крестьянина, стоя по щиколотку в воде, высаживают рассаду. Главное орудие мальгаша – ангади, узкая и длинная лопата с вогнутым лезвием. Ангади можно назвать универсальным орудием: ею обрабатывают землю, окучивают корнеплоды, расчищают засорившиеся каналы и т.д. Рис убирают вручную особыми ножами, а для молотьбы прогоняют скот по снопам, разложенным на току. Вся система земледелия на Мадагаскаре очень близка к земледелию Юго-Восточной Азии. На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства — скотоводство, а доля земледелия невелика. Население центральных плато, которые высоко подняты над уровнем моря и обладают умеренным климатом, занимается как скотоводством, так и земледелием. Уход за скотом (выпас, дойка пр.) – почетная обязанность мужчин и подростков. И здесь численность скота определяет богатство крестьянина; скот почти не режут на мясо. А поскольку плодородие земли ассоциируется с деторождением земледелие считается делом женским, особенно обработка почвы и сбор урожая (Шпажников 1981: 134).
Мальгаши разводят зебу – одногорбых небольших быков и коров, а также мелкий скот (овец, коз, свиней) и всевозможную домашнюю птицу. Кроме риса, мальгаши сажают бобовые (фасоль и горох), немного кукурузы (на юге острова), бататы, картофель, различные овощи, а также разводят сады. Шелководство получило распространение лишь в XX в., а раньше собирали коконы в лесу. Коноплю сажают для технических нужд; кроме того, ее высушенные листья используют для курения. Табак обычно не курят, а жуют (Третьяков 1964: 94). Охота является лишь спортом: в хозяйстве она уже не играет никакой роли. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Для этого применяются большие лодки с балансирами, совершенно аналогичные морским лодкам Океании и Индонезии. Рыбу ловят также в реках, озерах, болотах и даже на рисовых полях, на долгое время заливаемых водой из рек. Женщины и дети, бродя по колено в воде, «вычерпывают» рыбу специальными большими корзинами с редким плетением (Ольдерогге 1954: 620).

Социальная организация

Ни в одной стране Африки нет такой разнообразной и многочисленной национальной интеллигенции (врачей, фельдшеров, медицинских сестер, юристов, художников, писателей, агрономов и т.д.), как на Мадагаскаре. Быстро идет классовое расслоение мальгашской деревни, где уже выделилась прослойка богатых крестьян. Сельская беднота уходит на заработки на плантации и в города, пополняя кадры мальгашского пролетариата. Однако в основном – это временные рабочие, которые отработав определенный срок, возвращаются в свою деревню. Изменения в культуре, быте и нравах здесь также больше затронули мальгашское городское население, чем крестьянское, особенно во внутренних районах острова (Орлова 1958: 93).

Брачные отношения

Полигиния и большие патриархальные семьи почти исчезли к началу XX века. Преобладает нуклеарная семья. Родители следят за тем, чтобы жених и невеста не состояли в близком родстве. Брачные отношения допускаются только между людьми, степень родства которых восходит к третьему колену, например между правнуками и правнучками. Ранее заключались браки между ортокузенами, но только в тех случаях, когда родители хотели сохранить семейное наследство неделимым. Если же девушка и юноша состояли в близком родстве и намеревались сочетаться браком, то им необходимо было осуществить обряд «устранения кровосмешения». Выполнялся он следующим образом: забивали зебу, отрубали голову, на ее место прикладывали хвост. Это означало снятие заклятия с брачующихся и предоставляло им возможность благополучно стать мужем и женой. Затем с зебу сдирали шкуру и натягивали на жениха и невесту так, чтобы получилось как бы одно «животное», — и с запретом на брак было покончено. После завершения церемонии можно было устраивать свадьбу; опасность кровосмешения считалась устраненной (Корнеев 1977: 42).

Жилище

Мальгаши живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова. На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают легкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах. На жарком засушливом юге и западе легкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновении холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы. В последнее время на центральных плато главным образом зажиточные люди строят одноэтажные дома из сырцового кирпича на очень высоком фундаменте с верандой, деревянным полом и черепичной крышей. Внутреннее убранство мальгашского дома отличается простотой и удобством. Стены и пол покрыты красивыми тростниковыми циновками.

Вокруг очага, расположенного в южной половине дома, расставлена утварь: глиняные горшки с водой, калебасы, металлическая посуда, ступка с пестиком для обдирания риса, а также орудия труда. Иногда в северной половине стоит кровать главы дома – громоздкое высокое деревянное сооружение с закрывающимися створками. Створки и деревянная основа кровати покрыты богатой резьбой, изображающей бытовые сцены, а также людей и животных. На кровати имеются матрац, подушки и покрывало. На полках этажерки расставлены корзины разной формы и величины, в которых хранятся вещи, продукты, утварь: большая прямоугольная корзина с крышкой – для одежды; корзины с овощами, рисом, приправами; корзиночки для шелковичных коконов и ниток и т.д. Здесь находятся также обеденные принадлежности: деревянные резные или металлические ложки, деревянные и фаянсовые тарелки (Орлова 1958: 95). Предки малагасийцев жили в хижинах или в домах различного типа, которые отличались друг от друга формой крыши, размерами и материалом. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Крыша трану тумбука опиралась на грунт, землянка имела только один выход. В настоящее время трану тумбука сооружаются лишь как временное пристанище для туристов и охотников. В трану тумбука постоянно живут и по сей день птицеводы на болотистых почвах, однако современные трану тумбука хоть и невелики по размерам, но строятся выше уровня грунта, имеют настоящую крышу и иногда отапливаются. Все жилища мальгашей ориентированы на запад. В старину особо уважаемых гостей усаживали к северу от очага, менее почетным считалось место к востоку, а самые младшие по положению или возрасту могли претендовать лишь на места к югу (Корнеев 1977: 72).

Пища

Рис составляет основу питания мальгашей, и никакие другие продукты не могут восполнить его недостаток. Рис варят различными способами, но никогда не делают из него муку. Вареный рис едят с соусом, приготовленным из птицы или дичи и щедро приправленным перцем и пряностями. Особенность мальгашской кухни заключается в том, что пищу варят без соли, а солят ее только перед едой. Молоко мальгаши едят преимущественно в виде простокваши, а также сбивают из него масло. Существует большая разница между пищей зажиточного населения и пищей простых крестьян (Орлова 1958: 96).

Ремесло

Из домашних промыслов и ремесел, некогда значительно развитых, сохранились лишь некоторые: кузнечное ремесло, плетение, резьба по дереву, ювелирное дело, ткачество. Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней, а также торговля ими сосредоточены в руках мальгашских предпринимателей и мастеров. Мальгашские кузнецы, работая несложным инструментом, изготовляют весь необходимый крестьянину инвентарь. При этом они используют меха совершенно иной формы, чем африканские чашечные. Мальгашские меха состоят из двух полых цилиндров с поршнями, двигая которые попеременно за ручки, помощник мастера нагнетает воздух и раздувает пламя в горне. Такие меха широко распространены среди народов Юго-Восточной Азии. Причина того, что ткацкое ремесло не утратило своего значения, заключается в том, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей традиционной одежды, так называемую ламба (большой прямоугольный кусок ткани, которым человек драпируется как плащом). Ламба ремесленного изготовления прочнее и красивее сделанной из европейских тканей. На нее нанесен красивый традиционный узор в виде полос. Шёлковые темно-красные ламба (ламба-мена) служат погребальными саванами. Они ценятся очень дорого. Помимо тканей, из которых делают одежду, мальгашские ткачихи изготовляют декоративные ткани из волокон пальмы рафии – рабаны. Узоры рабанов очень сложны, красочны, разнообразны и напоминают переливы змеиной кожи. Такой эффект достигается особым способом окраски пряжи в разные цвета при помощи завязанных на ней в определенном порядке узелков. Этот метод, очень распространенный в Индии и Юго-Восточной Азии, в Африке встречается только у некоторых народов бассейна Конго (Там же).

Религия

Исповедуют христианство (протестантизм или католичество), сохраняя элементы традиционных верований анимистического толка. Также часть малагасийцев приняли ислам. В традиционных верованиях основной пласт составляет духовная культура индонезийского происхождения. Пришельцы из-за океана принесли с собой родоплеменные культы — культы духов природы и духов предков, тотемизм. Позже, с проникновением на остров малайцев и других народов Юго-Восточной Азии, распространилось влияние буддизма. Постепенно складывался комплекс синкретических верований и культов, сочетавший культ духов (полидемонизм), культ богов и божеств (политеизм), тотемизм. Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые са́ваны, переворачивают их на другой бок, чтобы «покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении» (Шпажников 1981: 132). Могила предков — священное место, существует множество табу в отношении могил. Так, например, запрещается отпускать шутки в адрес могилы, показывать на нее пальцем, класть во время еды на могилу тушку птицы. При жизни мальгаши стремятся селиться все вместе, под одной крышей, а умирая — ложиться в общую могилу, не разлучаясь, таким образом, и после смерти. Самым большим несчастьем для больных проказой считалось невозможным при жизни находиться вместе со здоровыми людьми, а после смерти быть похороненным вне здорового погребения. Отсюда пошла пословица: «прокаженный вдвойне несчастен: при жизни — разные дома, после смерти — разные могилы» (Корнеев 1977: 78). Почитаются многочисленные духи природы вазимба, — часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок сампи. Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты: запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов запахари пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших, также у них есть священные животные (корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т.д.), священные холмы, они почитают лемуров, в которые, по их мнению, переселяются духи умерших предков и т.д.

Психология

Мальгаши очень миролюбивы. Ненависть к насилию побуждает их быть сдержанными и вести переговоры. Мальгаш способен пойти на уступки, которые скорее всего были бы доказательством большой слабости, если бы они не были в действительности проявлением глубоко укоренившегося правила: худой мир лучше доброй ссоры. Это отвращение к насилию дополняется острым чувством справедливости. Справедливость в их понимании это само уважение к человеческой личности, и это, по их мнению, самое малое, чем должен обладать каждый (Рабеманандзара 1956: 41).

Литература

  • Буато П. Начало европейского проникновения // Мадагаскар. Очерки по истории мальгашской нации / Ред. Ю. Н. Панков. М.: Издательство восточной литературы, 1961. С. 25-409.
  • Корнеев Л. А. Вступление в брак // Обычаи и фольклор Мадагаскара / Отв. ред. И. С. Брагинский. М.: Наука, 1977. С. 42-78.
  • Кулик С. Мадагаскар и малагасийцы. Очерк // Новое время. Вып. 11. 1970. С. 28-29.
  • Львова Э. С. Мадагаскар // Этнография Африки. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 286-289.
  • Ольдерогге Д. А., Орлова А. С. Мадагаскар // Народы Африки / Ред. Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 617-645.
  • Орлова А. С. Мадагаскар // Африканские народы. Очерки культуры, хозяйства и быта / Отв. ред. И. И. Потехин. М.: Издательство Восточной литературы, 1958. С. 90-97.
  • Рабеманандзара Р. В. Мальгашский мир // Мадагаскар. История мальгашской нации / Ред. М. Н. Машкин. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. С. 41-45.
  • Третьяков П. Н. Пути развития хозяйства и культуры Мадагаскарской Республики // Вестник Академии наук СССР. Вып. 2. 1964. С. 94-99.
  • Шпажников Г. А. Острова Индийского океана. Мадагаскар // Религии стран Африки / Ред. И. И. Потехин. М.: Наука, 1981. С. 132-134.
  • Dandonau A., Chapus G. S., Histoire des populations de Madagascar, Paris, 1952.
  • Faublée J., L’ethnographie de Madagascar. Paris, 1946;
  • Feeley-Harnik, G. A Green Estate. Restoring Independency in Madagascar. Washington: Smithsonian Institution Press, 1991.
  • Middleton, K. P. (ed.) Ancestors, Power and History in Madagascar. Leiden — Boston: Brill, 1999.

Ссылки

  • Страница о малагасийцах на Информационном центре Африка(рус.)
  • Страница о малагасийцах на Еthnologue.com(англ.)

Мальгаши | это… Что такое Мальгаши?


Малагасийцы — народ, основное население Республики Мадагаскар (до 20 млн человек). Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Говорят на малагасийском (мальгашском) языке, относящимся к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Разделены на несколько этнических групп, иногда называемых племенами (Орлова 1958: 8).

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 История
  • 3 Внутреннее деление
  • 4 Система хозяйства
  • 5 Социальная организация
  • 6 Брачные отношения
  • 7 Жилище
  • 8 Пища
  • 9 Ремесло
  • 10 Религия
  • 11 Психология
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки

Происхождение

Вопрос о происхождении малагасийцев остаётся сложным. Древние жители этого острова принадлежали к негроидной расе. В X-VI вв. до н.э. на остров стали переселяться индонезийцы. Они принесли с собой монголоидный антропологический тип, особый язык, свою, совершенно оригинальную культуру. В результате многовекового взаимодействия исконных местных племен и индонезийцев сложился мальгашский народ (Львова 1984: 286).

История

Аборигены южного Мадагаскара.

Раньше на территории «великого острова» существовало несколько государств, из них самым сильным было Имерина, созданное народностью мерина. Расцвет этого государства приходится на XIV век. Само его название говорит о его местонахождении. Мерина означает «высший». Королевство находилось на Высоком плато Мадагаскара. В начале XVI в. был основан Тананариве — «город тысячи», названный так в память многотысячного войска, присоединившего к Имерине земли, на которых стоит этот город. Великий правитель Рамбоазалама, царствовавший в конце XVIII в., значительно раздвинул границы королевства, объединил под своей властью многие, раннее разрозненные племена. Это ему принадлежит знаменитая формула единого Мадагаскара: «Нашей границей является море». Вскоре завершилось объединение острова, было создано государство с границами «от моря и до моря». Развитие мировой торговли и стремление лишить арабов монополии на торговый обмен с Востоком обусловили начало путешествий на Мадагаскар с разведывательными целями. 10 августа 1500 г. португалец Диего Диас первым из европейцев открыл Мадагаскар. Вскоре после него на остров потянулись французы, голландцы, англичане (Буато 1961: 63). В XIX в. оно достигло больших успехов. Было введено даже всеобщее обязательное обучение. Уровень образования в стране повысился настолько, что королевский двор уволил глашатаев и вывешивал свои указы прямо на стенах домов. Почти все могли читать их. Малагасийское государство продолжало развиваться, на острове появились первые заводы, металлургические предприятия, началась разработка полезных ископаемых, зародилась периодическая печать, была создана сеть медицинских учреждений (только в 1870 г. их посетило 200 тыс. человек). В 1876 г. — на 6 лет раньше, чем во Франции, — на острове вводится бесплатное обучение. Но, несмотря на все это, Имерина не смогла противостоять натиску крупнейшей империалистической державы. Используя вооруженную силу и играя на разногласиях между племенами, Франция в 1896 г. аннексирует остров. Лишь в 1960 г. страна вновь обретает независимость (Кулик 1970: 28).

Внутреннее деление

Малагасийцы делятся на несколько различных по культуре и самосознанию этнических групп, иногда называемых племенами. Наиболее чёткое разделение проходит между «горными» этническими группами (мерина, бецимилеу), населяющими плато вокруг Антананариву и Фианаранцуа, и «прибрежными» (фр. côtiers), населяющими остальную часть острова, прежде всего, береговую полосу. В ходе истории Мадагаскара образовалось также несколько смешанных этнических общностей (Буато 1961: 409).

  • Горные племена:
    • Мерина
    • Бецилеу
  • Côtiers:
    • Антакарана
    • Антануси
    • Антемуру
    • Антендруи
    • Антесака
    • Бецимисарака
    • Махафали
    • Сакалава
    • Цимихети
  • Смешанные племена:
    • Бара
    • Микеа
    • Сиханака
    • Танала

Система хозяйства

На Мадагаскаре сохраняется в основном порайонное разделение труда, возникшее очень давно и обусловленное разнообразием географических условий острова. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством. Скотоводство является у них подсобным. Основная культура — рис, его сажают на естественно заболоченных почвах. На центральных плато рис требует искусственного орошения, поэтому здесь вся местность покрыта сетью каналов и сложные ирригационных сооружений. Рис сажают по горным склонам на широких террасах, веером спускающихся вниз, а также в речных долинах. Стены полей – террас плотно складывают из камней и глины, а по краю их проводят неглубокие канавки, отводящие на поля горные ручьи и потоки. Рис – культура очень трудоемкая и капризная. На участке, обработанном тщательно вручную, крестьянин выращивает рассаду риса. Поле несколько раз покрывают водой, пока не прорастут всходы. Затем мужчины принимаются за подготовку большого рисового поля, они вскапывают землю и просушивают ее на солнце до тех пор, пока в ней не уничтожатся корни сорняков. После этого поле заполняют водой и заставляют скот в течение одного-двух дней топтаться на участке. В жидкую грязь семья крестьянина, стоя по щиколотку в воде, высаживают рассаду. Главное орудие мальгаша – ангади, узкая и длинная лопата с вогнутым лезвием. Ангади можно назвать универсальным орудием: ею обрабатывают землю, окучивают корнеплоды, расчищают засорившиеся каналы и т.д. Рис убирают вручную особыми ножами, а для молотьбы прогоняют скот по снопам, разложенным на току. Вся система земледелия на Мадагаскаре очень близка к земледелию Юго-Восточной Азии. На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства — скотоводство, а доля земледелия невелика. Население центральных плато, которые высоко подняты над уровнем моря и обладают умеренным климатом, занимается как скотоводством, так и земледелием. Уход за скотом (выпас, дойка пр.) – почетная обязанность мужчин и подростков. И здесь численность скота определяет богатство крестьянина; скот почти не режут на мясо. А поскольку плодородие земли ассоциируется с деторождением земледелие считается делом женским, особенно обработка почвы и сбор урожая (Шпажников 1981: 134). Мальгаши разводят зебу – одногорбых небольших быков и коров, а также мелкий скот (овец, коз, свиней) и всевозможную домашнюю птицу. Кроме риса, мальгаши сажают бобовые (фасоль и горох), немного кукурузы (на юге острова), бататы, картофель, различные овощи, а также разводят сады. Шелководство получило распространение лишь в XX в., а раньше собирали коконы в лесу. Коноплю сажают для технических нужд; кроме того, ее высушенные листья используют для курения. Табак обычно не курят, а жуют (Третьяков 1964: 94). Охота является лишь спортом: в хозяйстве она уже не играет никакой роли. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Для этого применяются большие лодки с балансирами, совершенно аналогичные морским лодкам Океании и Индонезии. Рыбу ловят также в реках, озерах, болотах и даже на рисовых полях, на долгое время заливаемых водой из рек. Женщины и дети, бродя по колено в воде, «вычерпывают» рыбу специальными большими корзинами с редким плетением (Ольдерогге 1954: 620).

Социальная организация

Ни в одной стране Африки нет такой разнообразной и многочисленной национальной интеллигенции (врачей, фельдшеров, медицинских сестер, юристов, художников, писателей, агрономов и т.д.), как на Мадагаскаре. Быстро идет классовое расслоение мальгашской деревни, где уже выделилась прослойка богатых крестьян. Сельская беднота уходит на заработки на плантации и в города, пополняя кадры мальгашского пролетариата. Однако в основном – это временные рабочие, которые отработав определенный срок, возвращаются в свою деревню. Изменения в культуре, быте и нравах здесь также больше затронули мальгашское городское население, чем крестьянское, особенно во внутренних районах острова (Орлова 1958: 93).

Брачные отношения

Полигиния и большие патриархальные семьи почти исчезли к началу XX века. Преобладает нуклеарная семья. Родители следят за тем, чтобы жених и невеста не состояли в близком родстве. Брачные отношения допускаются только между людьми, степень родства которых восходит к третьему колену, например между правнуками и правнучками. Ранее заключались браки между ортокузенами, но только в тех случаях, когда родители хотели сохранить семейное наследство неделимым. Если же девушка и юноша состояли в близком родстве и намеревались сочетаться браком, то им необходимо было осуществить обряд «устранения кровосмешения». Выполнялся он следующим образом: забивали зебу, отрубали голову, на ее место прикладывали хвост. Это означало снятие заклятия с брачующихся и предоставляло им возможность благополучно стать мужем и женой. Затем с зебу сдирали шкуру и натягивали на жениха и невесту так, чтобы получилось как бы одно «животное», — и с запретом на брак было покончено. После завершения церемонии можно было устраивать свадьбу; опасность кровосмешения считалась устраненной (Корнеев 1977: 42).

Жилище

Мальгаши живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова. На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают легкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах. На жарком засушливом юге и западе легкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновении холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы. В последнее время на центральных плато главным образом зажиточные люди строят одноэтажные дома из сырцового кирпича на очень высоком фундаменте с верандой, деревянным полом и черепичной крышей. Внутреннее убранство мальгашского дома отличается простотой и удобством. Стены и пол покрыты красивыми тростниковыми циновками. Вокруг очага, расположенного в южной половине дома, расставлена утварь: глиняные горшки с водой, калебасы, металлическая посуда, ступка с пестиком для обдирания риса, а также орудия труда. Иногда в северной половине стоит кровать главы дома – громоздкое высокое деревянное сооружение с закрывающимися створками. Створки и деревянная основа кровати покрыты богатой резьбой, изображающей бытовые сцены, а также людей и животных. На кровати имеются матрац, подушки и покрывало. На полках этажерки расставлены корзины разной формы и величины, в которых хранятся вещи, продукты, утварь: большая прямоугольная корзина с крышкой – для одежды; корзины с овощами, рисом, приправами; корзиночки для шелковичных коконов и ниток и т.д. Здесь находятся также обеденные принадлежности: деревянные резные или металлические ложки, деревянные и фаянсовые тарелки (Орлова 1958: 95). Предки малагасийцев жили в хижинах или в домах различного типа, которые отличались друг от друга формой крыши, размерами и материалом. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Крыша трану тумбука опиралась на грунт, землянка имела только один выход. В настоящее время трану тумбука сооружаются лишь как временное пристанище для туристов и охотников. В трану тумбука постоянно живут и по сей день птицеводы на болотистых почвах, однако современные трану тумбука хоть и невелики по размерам, но строятся выше уровня грунта, имеют настоящую крышу и иногда отапливаются. Все жилища мальгашей ориентированы на запад. В старину особо уважаемых гостей усаживали к северу от очага, менее почетным считалось место к востоку, а самые младшие по положению или возрасту могли претендовать лишь на места к югу (Корнеев 1977: 72).

Пища

Рис составляет основу питания мальгашей, и никакие другие продукты не могут восполнить его недостаток. Рис варят различными способами, но никогда не делают из него муку. Вареный рис едят с соусом, приготовленным из птицы или дичи и щедро приправленным перцем и пряностями. Особенность мальгашской кухни заключается в том, что пищу варят без соли, а солят ее только перед едой. Молоко мальгаши едят преимущественно в виде простокваши, а также сбивают из него масло. Существует большая разница между пищей зажиточного населения и пищей простых крестьян (Орлова 1958: 96).

Ремесло

Из домашних промыслов и ремесел, некогда значительно развитых, сохранились лишь некоторые: кузнечное ремесло, плетение, резьба по дереву, ювелирное дело, ткачество. Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней, а также торговля ими сосредоточены в руках мальгашских предпринимателей и мастеров. Мальгашские кузнецы, работая несложным инструментом, изготовляют весь необходимый крестьянину инвентарь. При этом они используют меха совершенно иной формы, чем африканские чашечные. Мальгашские меха состоят из двух полых цилиндров с поршнями, двигая которые попеременно за ручки, помощник мастера нагнетает воздух и раздувает пламя в горне. Такие меха широко распространены среди народов Юго-Восточной Азии. Причина того, что ткацкое ремесло не утратило своего значения, заключается в том, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей традиционной одежды, так называемую ламба (большой прямоугольный кусок ткани, которым человек драпируется как плащом). Ламба ремесленного изготовления прочнее и красивее сделанной из европейских тканей. На нее нанесен красивый традиционный узор в виде полос. Шёлковые темно-красные ламба (ламба-мена) служат погребальными саванами. Они ценятся очень дорого. Помимо тканей, из которых делают одежду, мальгашские ткачихи изготовляют декоративные ткани из волокон пальмы рафии – рабаны. Узоры рабанов очень сложны, красочны, разнообразны и напоминают переливы змеиной кожи. Такой эффект достигается особым способом окраски пряжи в разные цвета при помощи завязанных на ней в определенном порядке узелков. Этот метод, очень распространенный в Индии и Юго-Восточной Азии, в Африке встречается только у некоторых народов бассейна Конго (Там же).

Религия

Исповедуют христианство (протестантизм или католичество), сохраняя элементы традиционных верований анимистического толка. Также часть малагасийцев приняли ислам. В традиционных верованиях основной пласт составляет духовная культура индонезийского происхождения. Пришельцы из-за океана принесли с собой родоплеменные культы — культы духов природы и духов предков, тотемизм. Позже, с проникновением на остров малайцев и других народов Юго-Восточной Азии, распространилось влияние буддизма. Постепенно складывался комплекс синкретических верований и культов, сочетавший культ духов (полидемонизм), культ богов и божеств (политеизм), тотемизм. Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые са́ваны, переворачивают их на другой бок, чтобы «покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении» (Шпажников 1981: 132). Могила предков — священное место, существует множество табу в отношении могил. Так, например, запрещается отпускать шутки в адрес могилы, показывать на нее пальцем, класть во время еды на могилу тушку птицы. При жизни мальгаши стремятся селиться все вместе, под одной крышей, а умирая — ложиться в общую могилу, не разлучаясь, таким образом, и после смерти. Самым большим несчастьем для больных проказой считалось невозможным при жизни находиться вместе со здоровыми людьми, а после смерти быть похороненным вне здорового погребения. Отсюда пошла пословица: «прокаженный вдвойне несчастен: при жизни — разные дома, после смерти — разные могилы» (Корнеев 1977: 78). Почитаются многочисленные духи природы вазимба, — часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок сампи. Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты: запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов запахари пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших, также у них есть священные животные (корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т.д.), священные холмы, они почитают лемуров, в которые, по их мнению, переселяются духи умерших предков и т.д.

Психология

Мальгаши очень миролюбивы. Ненависть к насилию побуждает их быть сдержанными и вести переговоры. Мальгаш способен пойти на уступки, которые скорее всего были бы доказательством большой слабости, если бы они не были в действительности проявлением глубоко укоренившегося правила: худой мир лучше доброй ссоры. Это отвращение к насилию дополняется острым чувством справедливости. Справедливость в их понимании это само уважение к человеческой личности, и это, по их мнению, самое малое, чем должен обладать каждый (Рабеманандзара 1956: 41).

Литература

  • Буато П. Начало европейского проникновения // Мадагаскар. Очерки по истории мальгашской нации / Ред. Ю. Н. Панков. М.: Издательство восточной литературы, 1961. С. 25-409.
  • Корнеев Л. А. Вступление в брак // Обычаи и фольклор Мадагаскара / Отв. ред. И. С. Брагинский. М.: Наука, 1977. С. 42-78.
  • Кулик С. Мадагаскар и малагасийцы. Очерк // Новое время. Вып. 11. 1970. С. 28-29.
  • Львова Э. С. Мадагаскар // Этнография Африки. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 286-289.
  • Ольдерогге Д. А., Орлова А. С. Мадагаскар // Народы Африки / Ред. Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 617-645.
  • Орлова А. С. Мадагаскар // Африканские народы. Очерки культуры, хозяйства и быта / Отв. ред. И. И. Потехин. М.: Издательство Восточной литературы, 1958. С. 90-97.
  • Рабеманандзара Р. В. Мальгашский мир // Мадагаскар. История мальгашской нации / Ред. М. Н. Машкин. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. С. 41-45.
  • Третьяков П. Н. Пути развития хозяйства и культуры Мадагаскарской Республики // Вестник Академии наук СССР. Вып. 2. 1964. С. 94-99.
  • Шпажников Г. А. Острова Индийского океана. Мадагаскар // Религии стран Африки / Ред. И. И. Потехин. М.: Наука, 1981. С. 132-134.
  • Dandonau A., Chapus G. S., Histoire des populations de Madagascar, Paris, 1952.
  • Faublée J., L’ethnographie de Madagascar. Paris, 1946;
  • Feeley-Harnik, G. A Green Estate. Restoring Independency in Madagascar. Washington: Smithsonian Institution Press, 1991.
  • Middleton, K. P. (ed.) Ancestors, Power and History in Madagascar. Leiden — Boston: Brill, 1999.

Ссылки

  • Страница о малагасийцах на Информационном центре Африка(рус.)
  • Страница о малагасийцах на Еthnologue.com(англ.)

EISA Madagascar: Land and people

Извлечено из: Люсьен Тулу, 2009 г., «Глава 6: Мадагаскар», IN Денис Кадима и Сьюзан Бойсен (редакторы) Сборник выборов в Южной Африке 1989–2009: 20 лет многопартийной демократии, EISA, Йоханнесбург, 193-194.

Мадагаскар также известен как «Великий остров», поскольку он является четвертым по величине островом в мире после Гренландии, Новой Гвинеи и Борнео. Он расположен в Индийском океане примерно в 390 км от юго-восточного побережья Африки напротив Мозамбика, 1600 км с севера на юг и 580 км с востока на запад. Общая площадь острова составляет 587 040 км², в том числе 581 540 км² суши и 5 500 км² воды. Мадагаскар также называют «Великим Красным островом» из-за преобладания красных почв в его центральном нагорье. Его биоразнообразие является одним из самых богатых в мире и было описано экологами как «альтернативный мир» или «отдельный мир» из-за уникальности и редкости многих видов растений и животных. Из 12 000 видов растений 85% не встречаются больше нигде в мире. Считается, что биоразнообразие Мадагаскара отражает происхождение острова как части Гондваны и его многие миллионы лет практически полной изоляции после распада массива суши (Браун 19).95, 334).

Население Мадагаскара, ни африканца, ни азиата, в 2006 году оценивалось примерно в 18 миллионов человек. Страна была необитаемой до тех пор, пока примерно в первом веке нашей эры сюда не прибыли индонезийские мореплаватели, вероятно, через южную Индию и Восточную Африку, где они приобрели африканских жен и рабы. Последующие миграции как из Тихого океана, так и из Африки еще больше укрепили первоначальную смесь острова, и появилось 18 отдельных этнических групп. Основными малагасийскими этническими группами являются мерина, составляющие около 25 процентов населения, бетсилео, около 12 процентов, и Катье . Мерина и бецилео, населяющие наиболее густонаселенные центральные провинции Антананариву и Фианаранцуа, имеют азиатско-тихоокеанское происхождение, тогда как этнические группы африканского происхождения, известные под общим названием Càtiers , населяют прибрежные районы. Эти группы включают Бецимисарака, Цимихети, Сакалава и Антандрой. На острове также проживают небольшие группы коморцев, французов, индийцев и китайцев.

Малагасийский язык имеет малайско-полинезийское происхождение, и на нем обычно говорят по всему острову. Пересмотренная в апреле 2007 года конституция официально добавила английский язык к французскому и малагасийскому в качестве одного из трех официальных языков острова. Большинство жителей Мадагаскара исповедуют традиционные религии. Около 45 процентов малагасийцев являются христианами, почти поровну разделенными между католиками и протестантами. Мусульмане составляют значительное меньшинство. Они делятся на малагасийцев, индо-пакистанцев и коморцев.

Благодаря постоянной миграции и формировавшемуся годами ощущению национального единства на Мадагаскаре не было ни одного открытого конфликта на этнической или расовой почве с момента обретения независимости. Однако регионалистские и этнические настроения влияют на отношения между двумя основными группами острова. Мерина основала малагасийское королевство и насильственно включила Càtiers в течение девятнадцатого века (Raison-Jourde 1983). Благодаря военным завоеваниям и политическому господству первые пользовались социальным статусом, который считался более высоким, чем у вторых. Это все чаще рассматривается как потенциальный источник дискриминации. Этническое соперничество между Мерина и Càtiers сформировали политическую систему со времен политики деколонизации, когда они оказались на противоположных сторонах, работая против колониального хозяина. В то время как «националисты» имели свой оплот среди мерина, более умеренные «провинциалисты», пользующиеся поддержкой французов, были на побережье. Одновременно возникли две противоборствующие партии: Демократическое движение за возрождение Мальгаша , состоящее преимущественно из Мерины и выступающее за немедленную независимость, и Parti des Déshérités de Madagascar , в которой доминируют Катье и которые выступают против быстрой деколонизации. Кроме того, избрание Марка Раваломананы из Merina вместо càtiers Didier Ratsiraka спровоцировало насилие между двумя группами в 2001–2002 годах, еще больше подчеркнув поляризацию Merina/Càtier, которая была определяющей силой в эпоху после обретения независимости.

После того, как в 1960-х годах Мадагаскар был одной из самых благополучных африканских стран, он утратил эту позицию из-за нескольких десятилетий неумелого управления экономикой. Политический кризис 2002 года, вызванный спором на выборах между Дидье Рациракой и Марком Раваломананой, разрушил экономику и нарушил и без того слабые системы здравоохранения и образования. В то время как 50 процентов земель Мадагаскара пригодны для возделывания, менее 10 процентов возделываются из-за отсутствия дорог, ирригационной инфраструктуры, сельскохозяйственного оборудования и кредитных возможностей. Бедность и конкуренция за сельскохозяйственные земли оказали давление на сокращающиеся леса острова, угрожая его уникальной флоре и фауне. В результате Мадагаскар является одной из беднейших стран мира. В Индексе человеческого развития Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) за 2007/2008 годы, показателе, который измеряет достижения с точки зрения ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и скорректированного реального дохода, Мадагаскар занял 143-е место из 177 стран.

Хотя страна сильно зависит от донорского финансирования, богатые природные ресурсы и наличие политической воли предлагают реальный потенциал для роста и устойчивого экономического развития. С 2002 года правительство Раваломананы встало на путь амбициозных преобразований, которые привели к улучшению некоторых социально-экономических показателей. Эти позитивные события, а также успешное проведение президентских выборов в декабре 2006 года, в результате которого был переизбран Марк Раваломанана, способствовали принятию новой совместной стратегии развития на 2007–2012 годы, известной как Мадагаскарский план действий (ПДЧ). MAP предусматривает ускоренные и более скоординированные реформы и намечает «стратегии и действия, которые вызовут быстрый рост, приведут к сокращению бедности и обеспечат развитие страны в ответ на вызовы глобализации».

БРАУН, М. 1995 История Мадагаскара , Лондон, Дэмиен Таннаклифф.

RAISON-JOURDE, F (ed) 1983 Les Souverains de Madagascar: L’Histoire Royale et ses Résurgences Contemporaines , Париж, Картала.

Жители Мадагаскара происходят из Борнео, Африка



Мадагаскарцы родом с Борнео, Африка


Мадагаскарцы родом с Борнео, Африка

Новое исследование подтверждает необычное происхождение малагасийцев

Плывите через Индийский океан, чтобы добраться до четвертого по величине острова в мире?

Ретт Батлер, mongabay.com

3 мая 2005 г.


Этнический мальчик сакалава у реки Манамболо на западе Мадагаскара. Сакалава обычно имеют африканские черты.

Новое исследование, опубликованное в Американском журнале генетики человека, подтверждает, что жители Мадагаскара происходят как из Восточной Африки, так и из далекого Борнео.

Несмотря на близость острова к югу от Африки, некоторые антропологи считают, что 1500-2000 лет назад Мадагаскар впервые заселили этнические индонезийцы. Мадагаскарский язык, называемый малагасийским, восходит к Индонезии, где он больше всего напоминает современный малайско-полинезийский язык мааньян, на котором говорят жители долины Барито на юге Борнео. Некоторые антропологи предполагают, что эти индонезийцы могли либо переплыть прямо через Индийский океан — возможно, учитывая мореходное мастерство этих людей, — либо постепенно пробираться вдоль побережья Южной Азии, в конечном итоге находя путь к острову, который является четвертым по величине в мире. мир. По пути эти бесстрашные исследователи могли смешаться с материковыми африканцами, или африканцы могли появиться позже.

Независимо от того, кто первым ступил на остров, большинство экспертов сходятся во мнении, что жители Мадагаскара прибыли относительно недавно. На Мадагаскаре нет никаких свидетельств каменного века, и остров был заселен примерно в то время, когда полинезийцы достигли самого изолированного места планеты — острова Пасхи. Считается, что последующие миграции внесли в этническую и культурную смесь другие группы (арабов и индийцев).

Кабинет

В ходе исследования, проведенного группой генетиков из университетов Кембриджа, Оксфорда и Лестера, были изучены как Y-хромосомы жителей Мадагаскара, унаследованные практически без изменений от отца к сыну, так и митохондриальная ДНК, которая передается напрямую от матерей их детям. . Крошечные мутации в этих двух формах ДНК могут помочь ученым проследить миграцию и наследование человека.


Бенджа Раманандория, этнический мерина, недалеко от национального парка Исало на западе Мадагаскара. Мерина обычно имеют черты, характерные для индонезийского происхождения.

Исследователи обнаружили, что в целом малагасийцы (как название языка, так и жители Мадагаскара) представляют собой примерно 50:50 смесь двух групп предков: индонезийцев и жителей Восточной Африки. Сегодня это смешанное происхождение породило интересный набор культур, происходящих из Юго-Восточной Азии, Индии, Африки и Ближнего Востока.

Разнообразное общество

На Мадагаскаре существуют большие различия между этническими группами от индонезийской мерины в горной местности до арабского антаморо на восточном побережье и африканского сакалава на юге и западе страны. Несмотря на эти различия, на малагасийском языке говорят по всей стране, что немного удивительно, учитывая размер и этническое разнообразие острова. Общий язык является самой прочной связью между малагасийцами — внешний вид людей, религиозные обычаи и традиции сильно зависят от региона.

Малагасийский язык

Малагасийский только недавно стал письменным языком. Пока валлийские миссионеры не переписали этот язык в 1820-х годах, малагасийцам приходилось полагаться на устную историю, чтобы отмечать прошлые события. Однако, даже с развитием письменной формы, письменный малагасийский почти не похож на разговорный малагасийский — последний слог обычно опускается, а безударные слоги в середине слов часто исчезают (на правописание и произношение, очевидно, повлияли валлийские переводчики). Столица Антананариву произносится как «Тананариве», но обычно сокращается до «Тана».

Культурное богатство

Все это означает, что жители Мадагаскара имеют замечательную родословную. Тот, который породил уникальный набор обычаев и необычайное культурное богатство. Мадагаскар — это место, где предки являются такой же частью настоящего, как и прошлого; где во многих областях табу и традиции имеют приоритет над законом; а религия в западном стиле свободно смешивается с верой в колдовство и беспрецедентными погребальными обычаями.