Метафорические ассоциативные карты обучение на примерах работы: 1 Урок. Что такое метафорические карты?
1 Урок. Что такое метафорические карты?
Предмет курса
Предметом изучения данного курса являются базовые приёмы работы с метафорическими картами. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.
Глубина изложения предмета курсом
Берясь за описание любого предмета автор прежде всего должен решить насколько подробна будет его модель.
Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль. Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках. Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать. Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг. Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.
Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.
Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.
Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.
Все обучающие курсы по метафорическим картам в России — это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом — не твое дело.
Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.
Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:
- Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.
- Вы почти ничего не знаете о психологии.
Это курс для чайников.
Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.
Что такое метафорические карты?
Если максимально просто, то метафорические(проективные, ассоциативные) карты — это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.
Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”:
Чаще всего карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.
На данный момент продаётся около 700 различных более менее популярных колод, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине. И постоянно возникают новые.
Сами по себе карты ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за десять лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты — всего лишь инструмент. Как молоток или рубанок. Это не само умение строгать или забивать гвозди.
Вы спросите для чего он нужен? Что им можно делать?
Ответ: метафорические карты — это идеальный инструмент для работы с подсознанием человека.
Объяснить, что такое подсознание, как с ним можно работать, и чем тут полезны метафорические карты — дело не одной сотни страниц, но главный принцип прост:
Основной принцип действия метафорических карт
Каждая метафорическая карта — это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.
Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:
Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула.
Вам кажется это естественным. И в самом деле, — скажете вы, — вот это новость, глядя на фото стула, я вижу стул. Офигеть чудо!
На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.
Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие — мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.
Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок. В их голове не было большого корабля с опасными людьми с огнестрельным оружием, поэтому они не увидели его в реальности, решив, что к ним в бухту заплыла такая же лодка, как их собственные. И очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.
Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.
Мне нравится метафора Евгении Елисеевой, которая сравнивает человеческую психику с огромным складом, в котором царит кромешная тьма. Вы стоите посреди всего этого и светите перед собой маленьким фонариком. Конус света от него небольшой и вмещает в себя максимум 5-7 объектов. Это человеческое сознание. Если вам нужно найти что-то ценное в этих завалах, например событие в детстве, с которого началась проблема, можно потратить очень много времени просто водя фонариком по сторонам. И всё равно ничего не найти.
Метафорические карты — это способ мгновенно отыскать и осветить, выдернув в сознание, то, что вам на этом складе понадобилось. Смотришь на карту — и в круге света появляется нужное воспоминание, давно забытое чувство, образ давно покинувшего тебя человека, решение застарелой проблемы.
Давайте уточним основной принцип действия метафорических карт:
Каждая метафорическая карта — это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом консультанта.
Образы, смыслы, эмоции, извлекаемые из психики человека с помощью метафорических карт в дальнейшем мы будет называть материалом.
Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.
Техника: Искренний разговор обо мне
Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 33 года. Психологическое образование я получал в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.
Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.
После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?
Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.
Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов(учился, женился, работал) и не несёт особой ценности.
Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда применяю её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.
Описание техники “Искренний разговор обо мне”
Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.
Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх(обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.
Пример выполнения техники: я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.
Вот, что у меня получилось:
Переворачиваю первую карту:
Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.
Переворачиваю вторую карту:
Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни — полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 30-ть лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию — руки до сих пор в ожогах. Всего имущества — одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.
Переворачиваю третью карту:
Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.
Переворачиваю четвёртую карту:
На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.
Переворачиваю пятую карту.
Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле — это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.
Вот и вся техника.
Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая информация?
Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя.
Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я — он, я — он…
Одновременно решаются три задачи — знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.
А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой:
Опять же, согласитесь, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом, возможно, получить бы не удалось.
А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.
Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”
Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”
Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.
Первая карта:
Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.
Вторая карта:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Третья карта:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Четвёртая карта:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Пятая карта:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Ну как, получилось?
Очевидно, что “да”. Тем и хороши карты — вы можете начать практиковать через 10 минут, после знакомства с инструментом. Поэтому метафорические карты — своеобразная “золотая дорожка” в психологию. Вам не нужно годами/месяцами/неделями учить теорию, чтобы начать практиковать.
Из-за того, что теорию можно мгновенно опробовать на деле, учиться становится гораздо интереснее.
Помнится, я опробовал эту технику в первый же день на свидании с девушкой, с которой познакомился днём раньше. И мы оба были в восторге, просидев за этой игрой в кафе до закрытия. И да, второго свидания не было, потому что несмотря на прекрасно проведённый вечер, полный взаимного самораскрытия, мы узнали друг друга так глубоко, что оба осознали, что бесперспективны как пара.
Теперь вам осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.
Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.
Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.
Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит.
Клиент смотрит на карту и не знает что сказать.
Что ж, такое тоже бывает.
В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.
Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.
Домашнее задание
Выполнить технику “Искренний разговор обо мне” с 5-ю разными людьми.
Если у вас нет колоды, можете воспользоваться бесплатным сервисом на нашем сайте «Метафорические карты онлайн»: https://online. metaforicheskie-karti.ru/ Он позволяет использовать для раскладов колоду Ох-картинки в онлайн формате прямо на экране компьютера. Выглядит вот так:
Разобраться несложно. Карты перетягиваются на стол указателем мыши. Их можно переворачивать, выбирать вслепую, в открытую, увеличивать, перемешивать, располагать в любом месте экрана — всё, как будто колода у вас в руках.
Сажайте близких и знакомых рядом с собой у экрана и отрабатывайте выполнение техники.
Единственный минус — сервис пока не очень хорошо работает на мобильных устройствах. Но мы над этим работаем.
Резюме урока
Метафорические(проективные, ассоциативные) карты — это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.
Консультанты используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека.
Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта — это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике.
Эти образы и смыслы принято называть материалом.
Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции консультанта с этим материалом так, чтобы решить проблему клиента.
Самый простой пример извлечения материала из психики человека с помощью метафорических карт — техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые консультант и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.
12 Урок. Коррекция с помощью техники “Вопрос — ответ”
Вы же ещё не забыли для чего психологи используют метафорические карты? Для диагностики и коррекции. До сих пор была одна диагностика, мы учились извлекать из клиента искренний рассказ о себе, о своей проблеме, о причинах проблемы, о чём угодно. Техника “Вопрос — ответ” позволяет нам перейти к коррекции.
Но прежде, чем мы начнём, нам придётся затронуть вопрос сопротивления.
Сопротивление психотерапииЧтобы понять, что такое сопротивление, предлагаю вам посмотреть консультацию психолога Ирины Лебедь. Тут 45 минут видео, но они того стоят, вы многое потеряете, если пропустите этот шаг:
Как думаете, после этой беседы с клиентом произойдут изменения к лучшему? Видите тут инсайты?
Я думаю, что нет. Клиент ни разу не согласился с психологом за время разговора. Ни разу он не достиг нового понимания ни по одному из озвученных вопросов. До последнего они препираются и перебивают друг друга:
Психолог: “Я думаю это так”.
Клиент: “Нет, вот так”.
Психолог: “Услышьте меня, я права”.
Клиент: “Я не согласен. Всё совсем иначе”.
Когда такое происходит, мы говорим о сопротивлении. Клиент сопротивляется, противится попыткам осуществить коррекцию.
И так происходит постоянно. Все клиенты сопротивляются. Это основная проблема в нашей профессии.
Ирина от этого сопротивления фрустрировалась, перебивала, давила, отрицала и обесценивала. В отдельные моменты сессия напоминает спор, склоку. Клиент-подросток, жизнь которого и без того наполнена конфликтами и непониманием, пережил ещё один эпизод непринятия. Он, как говорится, сопротивлялся до последнего. И ушёл непобеждённый.
Понятно что психолог умный, понятно, что он лучше знает, но ведь его задача заключается в решении проблемы клиента. Решена ли здесь проблема, корекция произошла?
Однозначно нет.
Можно сказать, что клиент сам виноват, он сопротивлялся. Но на сегодняшний день такой подход считается тупиковым, потому что сопротивляются все. Сегодня психолог должен уметь работать с сопротивлением, добиваясь позитивных изменений от клиента.
Если вы психолог, мало того, что вы всё понимаете и знаете как правильно. Грош вам цена, как специалисту, если вы не умеете передать своё понимание клиенту. Чаще всего люди думают, что подобная передача происходит путём разговора, но на практике, давайте будем откровенны, часто ли вам удавалось вот так в беседе убедить в своей точке зрения изначально несогласного с вами человека?
Если в вашей модели мира лифт находится слева от двери, а в модели мира клиента справа, вы будете спорить до потери пульса, но модель лестничной площадки в психике клиента не изменится.
Если это и происходит, то довольно редко. Метод говорения крайне неэффективен. При говорении сопротивление максимально.
И тут нам на помощь приходят метафорические карты.
Преодоление сопротивления с помощью метафорических картПредставьте, что к Ирине на приём попала обессиленная от работы женщина, которая довела себя до неврастении и теперь по поводу и без срывается на своих близких, отчего дети начали её избегать, а муж того и гляди уйдёт к другой. Решение ситуации совершенно очевидное — ей бы надо притормозить с работой, больше отдыхать, радоваться жизни…
Вы что в самом деле думаете, что она сама этого не понимает? Что ей этого никто не говорил ещё?
Да она уже собаку съела “сопротивляясь” этому предложению, которое наверняка слышала десятки раз, и может книгу писать “Спасибо, кэп, или 101 способ доказать, что работать надо на износ”.
Говорить ей напрямую про необходимость снизить обороты бесполезно. Нужно чтоб мысль об отдыхе сама родилась в её голове, стала инсайтом.
Вы раскладываете с ней мандалу, рассказывающую её проблему. Глядя на мандалу, она обретает понимание, что проблема реальна, надо что-то срочно делать. И вот теперь, когда вы её замотивировали, вы формулируете новый запрос: “Что делать чтобы улучшить ситуацию?” для техники “Вопрос — ответ”. Она берёт метафорическую карту, и я вас уверяю, какая бы из них ей не досталась, она везде увидит одно и то же:
“Мне надо взять отпуск, съездить на природу, в какое-нибудь спокойное место, отдохнуть, возможно сменить работу на что-то более спокойное, как у этого пастуха”.
“Я всегда была вот таким солдатом, впереди всех со знаменем. Но сейчас я чувствую, что устала. Сейчас я хочу куда-нибудь туда, к зрителям, купить сахарной ваты и смотреть на всё со стороны, может быть обернуться к парку, который вот там на заднем плане, за толпой, погулять там, перевести дух”.
“Тут так спокойно. Это библиотека, наверно. Я давно себя так не чувствовала, книги перестала читать. Не хватает времени. Это неправильно. Хочу снова начать это делать. Надо притормозить, отдохнуть, чтобы снова это почувствовать”.
И так будет с любой метафорической картой. Какую бы она ни достала — она везде увидит вариант связанный с отдыхом и успокоением.
Появление этой мысли будет сопровождаться ох-реакцией. Никакого сопротивления не будет — не будешь же самому себе сопротивляться(хотя, конечно, и такое бывает, но про это позже).
Профит! Человек уходит от вас с полным осознанием решения своей проблемы(инсайт) и с позитивным внутренним состоянием.
Конечно, не всегда клиент будет видеть в карте-ответе такое решение, которое предполагали вы. Этого и не нужно. Не превращайтесь в Ирину Лебедь.
Вы не должны подталкивать клиента к тому, что считаете правильным, что-то навязывать ему. Вы — другое существо, у него всё может быть совсем иначе. Клиент вполне может увидеть на картах решение, о котором вы и не предполагали, но это решение порождено его психикой и оно действительно ведёт его к облегчению страдания. Например, глядя на метафорические карты из примера выше, та же клиентка может выдать совсем другие решения:
“Мне надо расстаться с мужем и снять со своей шеи детей, выпустить их на свободу как этот пастух своих овец. Дети уже совершеннолетние, им пора взяться за ум. С мужем мы родные люди, но наше общение уже давно похоже на отношения сестры и брата. Я в последнее время раздражена, да и он недоволен. Отпустив их я смогу заняться любимым делом, сосредоточиться и больше не буду такой дёрганой”.
“Муж всегда был ведомый. Я впереди со знаменем, а он там где-то позади телепается. Надоело пробивать ему дорогу. Если не захочет стать рядом, как эти солдаты, то и пусть идёт своей дорогой. Я устала тащить знамя за нас обоих”.
“В этом году мои близнецы заканчивают институт. Мне уже не надо будет так им помогать. Потерплю до выпуска и попрошу их съехать — слишком нервная обстановка с ними. Они выросли, им пора начинать свою жизнь. И мне пора немного для себя пожить. У меня ведь очень интересная работа, предложения о сотрудничестве идут со всей Европы. Я никуда не езжу, а пора бы уже начать”.
Имеет право клиентка на такое истолкование карт? Конечно да. Психолог с метафорическими картами не должен навязывать своего видения, свой материал. Решение должно самозародиться в психике клиента.
И, что важно — это будет его собственная мысль, порождённая его природой, находящаяся в полном согласии с его существом, а значит никакого сопротивления не возникнет.
Решение, появившееся таким образом не вызывает сопротивления. Оно уже принято клиентом, потому что он сам высказал его. Вам не нужно его убеждать, спорить, бороться с ним. Фактически, роль психолога при работе с метафорическими картами пассивна — он не учит, не советует, он просто присутствует рядом с клиентом, помогая ему установить диалог с собственной психикой и в этом диалоге найти лучшее решение для возникшей проблемы.
При такой работе сопротивление в принципе не появляется.
Решения проблем самозарождаются в сознании клиента как его собственные идеи. Эти идеи сопровождаются ох-реакцией и чувством инсайта. Дальше нужно будет превратить это решение в намерение, проработать этапы его внедрения, найти обстоятельства, которые могут помешать, помочь — всё это дело техники. Главное сделано — найдено решение, абсолютно устраивающее клиента.
Согласитесь, это очень сильно отличается от того, что нам показала Ирина Лебедь. Если вы поищете в интернете видео сессий с ассоциативными картами, вы не найдёте ничего похожего, никаких споров, конфликтов, попыток давить. Каждый раз клиент и терапевт будто присутствуют при увлекательной беседе клиента с кем-то ещё вроде Бога, Судьбы, самих карт(мы уже знаем, что этот собеседник — более информированная и мудрая версия самого клиента). И обоим эта беседа ужасно интересна и полезна.
Вуаля! Извечный противник психолога — сопротивление, побеждено.
Теперь используем технику “Вопрос — ответ” для коррекции моей проблемы из 3 урока, про плохое самочувствие из-за расставания с девушкой-змеёй.
Коррекция с помощью техники “Вопрос — ответ” вслепуюЦель техники: коррекция проблем клиента, внесение ясности в его ситуацию и изменение внутреннего состояния в контексте проблемы на более позитивное.
Порядок выполнения: попросите клиента сосредоточиться на метафорической карте, описывающей один из аспектов проблемы, для которого он хотел бы понять что ему делать. После этого просите его взять вслепую карту, на которой он увидит решение этой ситуации. Решение озвучивается вслух, а карта-решение накрывает карту-проблему. И так для всех карт, описывающих проблему.
Пример выполнения техники: представим, что я пришёл к вам на приём. Только что мы познакомились с помощью техники “Искренний разговор о себе”. В процессе я интуитивно понял как работать с метафорическими картами. Затем я рассказал вам о своей проблеме сперва своими словами, а потом с помощью техники “Искренний разговор о проблеме”. Диагностика произошла, вы понимаете, что у меня депрессия и дисфория вследствии невроза горя после разрыва привязанности с любимой женщиной. Злость на неё. Теперь пришло время коррекции. На столе всё ещё лежат метафорические карты, с помощью которых я рассказывал о своей проблеме:
Если вы забыли(а вы забыли), что означала каждая карта, лучше прочтите это в 3 уроке.
Вы сочувственно вздыхаете, киваете на карты: “Хотели бы что-то сделать с этим всем?”
Я: “Да, конечно, за этим и пришёл. Эта ситуация держит меня в депрессии уже второй месяц. Хотелось бы уже что-то сделать, чтобы стало лучше”.
Вы: “Хорошо. Посмотрите на первую карту. Сейчас вы достанете другую карту, на которой увидите решение для этой ситуации. Тяните.
Я извлекаю карту вслепую:
Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”
Я: “Думаю, надо отпустить её, как этот пастух овец. Мы слишком разные. Я бобёр, она — змея. Нам не быть вместе. Я её понимаю, почему она не хочет чтобы я общался с ребёнком. Наверняка рассчитывает найти мужчину, который станет ему отцом и будет подходить ей больше, чем я. Все мечтают о счастливой семье, а про меня она уже твёрдо решила, что я не ёё человек. Да и я сам это понимаю. Её следует отпустить, смириться с тем, что мы разошлись и больше ничего не будет. Лучше даже переключиться на другую женщину”.
Вы: “Хорошо. Посмотрите на вторую карту. Сейчас вы достанете другую карту, на которой увидите решение для этой ситуации. Тяните.
Я извлекаю метафорическую карту:
Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”
Я: “Я точно заболею, если пробуду в депрессии ещё пару месяцев. Пару раз я уже не мог встать утром с постели. Мне нужно перестать думать о ней и её беременности — перестать лезть на её страницу в вк, не ходить к её дому, не писать тексты на эту тему, меньше самоедства, анализа что я неправильно делал, не думать о ребёнке. Больше заниматься чем-то приятным, что переносит меня ближе к радуге. И тогда, я думаю, меня попустит через какое-то время”.
Вы: “Посмотрите на третью карту. Сейчас вы достанете другую карту, на которой увидите решение для этой ситуации. Тяните.
Я извлекаю метафорическую карту:
Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”
Я: “Ну прежде всего мне нужно извлечь урок из этой ситуации. Я ведь с самого начала видел, что у нас разные ценности и интересы, что у неё неуверенный тип привязанности, проблемы с отцом, что она ненавидит всех своих бывших. Я вообще кретин, что с ней связался, что ребёнка зачал до того, как мы проверили друг друга. Нужно извлечь урок и наконец-то правильно выбрать женщину для следующих отношений”.
Вы: “Посмотрите на четвёртую карту. Тяните карту-решение для этой ситуации”.
Я извлекаю метафорическую карту:
Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”
Я: “Вот эта роль спасателя она всё время цепляет меня на крючок. Видимо, я вот такого заботливого типа мужчина — во всех отношениях я был спасателем. Последнюю зазнобу свою я встретил когда она была в депрессии. Я видел, что мы катастрофически разные, но я думал, что вот — спасу её и она из благодарности изменится. Дибил. Надо это прочувствовать, чтоб эта фигня больше не вовлекала меня в отношения с женщинами, нуждающимися в спасении. Повод для сближения должен быть совсем другой, не жалость, а именно схожесть интересов, ценностей, желаний, взаимная привлекательность”.
Вы: “Посмотрите на пятую карту. Тяните карту-решение для этой ситуации”.
Я извлекаю метафорическую карту:
Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”
Я: “Она очень грубо поступила со мной. Когда я звонил ей в последний раз, она сказала, что у неё уже было двое мужчин. Это спустя полтора месяцев как закончились наши отношения. Она такая, что почти наверняка не врёт. Беременная занимается сексом. У меня волосы дыбом встают при мысли об этом. Иногда в гневе я начинаю фантазировать о мести. Если позволить этому продолжаться, я, боюсь, можно перейти к делу. Если ситуация дойдёт до ненависти, я полностью лишусь эмпатии к ней. Умом я понимаю, что лучше до такого не доводить. Первая карта о том чтобы отпустить очень верная — её я отпускаю. Но там ведь мой ребёнок… Нужно удерживать себя от мыслей об этом. Как эта рука. Не накручивать. Удержать уже появившуюся, набравшую силу эмоцию очень сложно. Проще остановить мысль, которая её вызывает. Этим мне и нужно заняться. Не начать её ненавидеть. Эта карта про это”.
Новые карты ложатся поверх старых и к концу выполнения техники мы имеет такую конфигурацию, лежащую поверх предыдущей:
Как правило уже на этом этапе внутреннее состояние клиента меняется, нарастает понимание что делать дальше. Проблема уже не кажется ему безнадёжной.
Заметьте, психолог ничего не говорит, не советует — всю работу клиент делает сам.
И это прекрасно.
Тоже самое можно сделать в технике Мандала. Там целых девять метафорических карт, а значит будет обсуждено и найдено оптимальное решение для 9 аспектов проблемы клиента. Как правило, к тому моменту, когда вы накрываете 9-ую карту в мандале картой-решением, внутреннее состояние клиента уже кардинально изменилось к лучшему. Теперь он видит свет в конце тоннеля, знает что делать дальше и благодарен вам за помощь. Проблема даже если не решилась, то всяко перестала быть такой безнадёжной и угнетающей, как до того.
Упражнение на отработку техники “Вопрос — ответ”А теперь вы сами. В том упражнении из 3 урока вы рассказывали о своей проблеме с помощью этих метафорических карт:
Вы помните значения каждой метафорической карты в том рассказе? Если нет, снова выберите проблему и расскажите о ней, извлекая из себя рассказ с помощью этих карт.
Сделали?
А теперь посмотрите на первую метафорическую карту. Сейчас я наугад извлеку для вас другую карту, на которой вы увидите решение для этой ситуации:
Какое это решение?
Ваш ответ: …
А теперь посмотрите на вторую метафорическую карту. Вот карта с решением для этой ситуации:
Какое это решение?
Ваш ответ: …
Посмотрите на третью метафорическую карту. Вот случайная карта с решением для этой ситуации:
Какое это решение?
Ваш ответ: …
Посмотрите на четвёртую метафорическую карту. Сейчас я наугад извлеку для вас другую карту, на которой вы увидите решение для этой ситуации:
Какое это решение?
Ваш ответ: …
И наконец карта-решение для пятой ситуации. Посмотрите на карту с ней выше. Теперь на карту-решение:
Какое это решение?
Ваш ответ: …
Получилось? Чувствуете как изменилось ваше отношение к проблеме? Коррекция произошла? Стало больше ясности?
Вот так это и работает
Не забудьте сфотографировать получившуюся комбинацию метафорических карт чтобы не забыть найденные решения.
Если нет, значит вы сопротивляетесь. Услышьте меня и прекратите это делать)).
Теперь проделаем всё тоже самое в открытую.
Да, да. “Вопрос-ответ” тоже можно проделать и вслепую и в открытую.
Коррекция с помощью техники “Вопрос-ответ” в открытуюЦель техники: коррекция проблем клиента, внесение ясности в его ситуацию и изменение внутреннего состояния в контексте проблемы на более позитивное.
Порядок выполнения: после того, как клиент описал свою проблему, выбрав соответствующие метафорические карты, мы предлагаем ему последовательно сосредоточиться на поиске решения для каждого из обозначенных акцента проблемы и найти в колоде в открытую карту, которая будет показывать такое решение. Фактически, клиент формулирует запрос: “Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы всё улучшить?” и начинает перебирать колоду. Карты-решения кладутся поверх карт-проблем, пока не найдутся решения для всех проблемных ситуаций. В этот момент внутреннее состояние клиента в контексте прорабатываемой проблемы уже значительно отличается от того, что было раньше. Как правило, клиент ощущает ясность и готовность изменить свою ситуацию к лучшему. Попросите его сфотографировать карты-решения, чтобы не забыть что делать дальше.
Пример выполнения техники: вспомним пример из 4 урока, в котором я рассказывал о своей проблеме с хастлом. Проблемных карт там было всего шесть. Давайте расположим их в виде мандалы вокруг центральной карты, метафорически символизирующей то, как я чувствую себя в хастле на данный момент(карта с бомжом). Вот, что у нас получится:
Психотерапевт: “Вот такая мандала у нас получилась. В центре, карта, которая обозначает то, как вы чувствуете себя в хастле сейчас. Причины такого положения: 1)проблема с музыкальностью, не слышите ритм; 2)общий недостаток энергии для занятий, депрессия; 3)стыд показать, что недостаточно хорошо танцуете, страх осуждения из-за которого вы не ходите на дискотеки; 4)мало времени, которое поглощает работа и 5)необходимость тратить на занятия деньги. Хотели бы с этим что-то сделать?”
Я: “Конечно хочу”.
Психотерапевт: “Хорошо. Возьмите колоду и выберите в ней карту, которая будет показывать, как решить вашу проблему с музыкальностью”.
Я прямо сейчас беру колоду и перебираю карты, думая о своей проблеме с восприятием ритма. Вот, что я выбираю:
Психотерапевт: “Какое решение вы здесь видите?”
Я: “Лопату я здесь вижу. Это метафора того, что работать надо, банально больше впахивать, больше танцевать, стараться удерживать своё внимание на музыке. Потом больше слушать песен, отстукивая такты, больше видео смотреть с танцами. Вначале с ритмом у меня ведь вообще была труба. Сейчас гораздо лучше, потому что я каждый день в метро слушал и тихонечько отбивал ритм песен. Это совершенствуемый навык. Его вполне реально натренировать до нужного состояния”.
Психотерапевт: “Хорошо. Кладите эту карту поверх карты-проблемы. А что мы можем сделать с недостатком времени? Выберите карту с решением”.
Я выбираю метафорическую карту:
Психотерапевт: “Какое решение вы здесь видите?”
Я: “На самом деле я так много работаю, потому что ленюсь. Всё время, вне консультаций, отвлекаюсь на вконтактик, смотрю ленту, проверяю почту, захожу на страницу бывшей, смотрю ролики, читаю всякий мусор. Мне нужно удержаться от этого всего, от прокрастинаторства, стать дисциплинированнее. Продуктивность моя увеличится и мне уже не надо будет так много времени тратить на работу. Банально самоорганизоваться. Ещё надо бы делегировать часть своих полномочий другим людям. И время появится. думаю, танцы стоящий приз, ради этого можно взять себя в руки”.
Психотерапевт: “Хорошо, а как быть с недостатком времени? Выберите карту”.
Я выбираю:
Психотерапевт: “И какое здесь решение?”
Я: “Да никакого. Мне нравится то, как я себя чувствую на занятиях. Наверно, я также чувствовал бы себя плавая где-нибудь с аквалангом. Это стоит своих денег. Можно полугодовой абонемент взять — так и вообще недорого выйдет”.
Психотерапевт: “А как поступите со стыдом, с этим дискомфортом, из-за которого не ходите на дискотеки, мало практикуете?”
Достаю метафорическую карту:
Я: “Просто надо заставить себя, а потом станет легко и свободно как этой чайке. Так ведь всегда и бывает. Сперва страшно, потом привыкаешь”.
Психотерапевт: “И где же вы возьмёте энергию чтобы всё это сделать? ”
Я ищу метафорическую карту:
Я: “Для этой проблемы трудно подобрать одну карту. Очень много надо сделать — организовать работу по-другому, больше развлекаться, найти нормальную подругу, перестать думать о прошлых отношениях, правильно питаться, больше спорта, удовольствий. как-то надо легче начать жизнь. Надо общую такую ревизию жизни провести. Что-то я не так делаю, раз я так трудно живу. Нужно стать осознаннее и подобрать к этой жизни ключи. Очень много надо сделать, но я готов”.
Психотерапевт: “И если вы всё это сделаете, вы сможете достичь этого состояния как на карте с танцующими?”
Я: “Да”.
Психотерапевт: “Тогда заменим этого бомжа на карту танцующих. Как себя сейчас чувствуете?”
Я: “Хорошо”.
Вот, что у нас получилось в итоге:
Вмешательство произошло успешно. Хоть это я сам в себя вмешивался, а всё равно моё состояние изменилось. Метафорические карты работают даже если вы выполняете техники для самого себя.
Как видите, в этом виде “Вопрос-ответ” тоже прекрасно работает. Конечно, в случае выбора карт в открытую не будет такого ох-эффекта, не будет ощущения происходящей магии от того, что карты каким-то образом тебе отвечают, но в конечном счёте ведь для психотерапии важны не эти броские эффекты, а изменение отношения клиента к его проблемной ситуации. А это изменение наступает вне зависимости от того, сам ли он выбрал карту-ответ(в открытую) или думает, что ему её как знак Бог подбросил(вслепую).
Так вслепую или в открытуюВам конечно же снова интересно, как лучше — вслепую или в открытую.
И снова правильный ответ — и так и так.
Идеально задействовать ох-эффект. Решения, сопровождаемые ох-реакцией производят неизгладимое впечатление. Тем больше вероятность, что клиент станет их придерживаться. В этом случае нужно работать вслепую.
Если почему-то клиент не понимает как связать его проблему с картой-решением, извлечённой вслепую, дайте ему ещё одну метафорическую карту как подсказку. Если и тут клиента не осеняет, пусть ищет решение в открытую.
Домашнее заданиеПроходите на страницу нашего тренировочного сервиса с бесплатными колодами «Метафорические карты онлайн« и выполните диагностику и коррекцию какой-нибудь собственной проблемы. Сгодится любая. В том числе из предыдущих домашних заданий.
Затем повышаем сложность — проделайте тоже самое с 5-тью проблемами других людей в качестве клиентов. Желательно разных чтобы не привыкать к одному человеку. Коррекцию хотя бы одной проблемы проведите, работая с причинами проблемы, а не с аспектами.
Резюме урокаТехника “Вопрос — ответ” предназначена для коррекции проблем клиента.
Благодаря тому, что ответ “рождается” в сознании самого клиента в полном согласии с его его конкретным случаем и природой, удаётся обойти сопротивление, которое является главной проблемой психологов при проведении коррекции.
Как правило коррекция проводится с помощью тех метафорических карт, которыми клиент рассказывал о своей проблеме или о причинах проблемы. Карты-решения накрывают карты-аспекты-причины проблемы, пока не будет получен новый расклад, при взгляде на который клиент станет чувствовать облегчение.
Карты решения можно извлекать как вслепую(более эффективно из-за ох-реакции), так и в открытую(эффективно, если у вас какая-то специальная колода с решениями).
Ресурсы по метафорическим ассоциативным картам OH
Наша миссия состоит в том, чтобы сделать растущие ресурсы о метафорических ассоциативных картах, особенно в жанре OH Cards, доступными для большего числа людей. Контент этого сайта создается и распространяется пользователями по всему миру.
Мы хотели бы поблагодарить всех участников — педагогов, терапевтов, тренеров, социальных работников, врачей, медсестер, инструкторов и многих других специалистов. Поскольку они получили пользу от использования этих инструментов, они готовы приложить некоторые усилия, чтобы передать информацию о том, как им нравится использовать карты. И мы хотели бы призвать всех, кто чувствует, что им есть чем поделиться, сделать это. Мы ценим это!
Материалы снабжены перекрестными ссылками тремя способами: по методам, исследованиям и контексту. Методы показывают, как ОЗ используется в различных областях, от консультирования до творчества. Исследования включают научные и профессиональные статьи, популярные журнальные статьи, видео и многое другое. Контекст включает в себя информацию о картах OH с разных точек зрения, таких как личная, художественная и культурная.
Чтобы заказать карты OH и просмотреть колоды, посетите сайт OH Cards International.
«Наше бессознательное всегда знает, как правильно поступить, как найти выход из ситуации и какой выбор сделать; надо только научиться его слушать. Метафорические ассоциативные карты в этом случае незаменимый проводник и помощник».
Попова и Милорадова
Это удобное руководство знакомит вас с жанром OH Cards, предлагает несколько заданий и ссылки на дополнительные ресурсы:
Загрузить краткое руководство в формате PDF
Личные истории
Ирена Безич
Загреб, Хорватия
»15 лет назад карты OH стали популярным творческим средством в психотерапии и психологической помощи в Хорватии«
Марианна Нёррегард
Валби, Дания
»Я люблю брать 3 карты, где карта прошлого, карта настоящего и карта будущего.
«Сирли Кивисаар
Тарту, Эстония
«Поскольку я до сих пор с таким энтузиазмом отношусь к этим картам даже спустя десять лет, я верю, что этот энтузиазм никогда не исчезнет».
Немет Лоранд
Будапешт, Унгарн
»Работа с картами О означает внимание, принятие, глубину и удовольствие.«
Розмари Сомайя
Сингапур
«Я считаю, что карты OH могут эффективно способствовать более глубокому мышлению или пониманию содержания для более экспериментального обучения».
Показать больше
Поделитесь своими мыслями
Что вы ответите на эту открытку? Нажмите на карточку, чтобы поделиться своими мыслями.
Показать больше
Последние
Физиологические показатели эмоционального возбуждения, связанные с активностью ВНС в ответ на ассоциативные карты для психотерапевтического лечения посттравматического стрессового расстройства Сиван Раз и Мули Лахад SEE FAR КПТ представляет собой интегративный протокол лечения посттравматического стрессового расстройства и тревожных расстройств, который сочетает в себе КПТ, тело-разум (соматический опыт) и образный (фантастическая реальность; ФР) методы.
ФР вводится с помощью ассоциативной терапии […]Продолжить чтение
Связующее в клиентском процессе исследования, наблюдения, прояснения, переосмысления Аннотация Введение: Имагогенограмма (М. Войку) представляет собой пространственную, динамическую генограмму, построенную с помощью карточек с изображениями человеческих фигур, объединяющую коннотации, связанные с к фактической рабочей поддержке (изображения, выбранные субъектами как похожие на их семьи) с […]
Отрывки из эфира SWR2 от 18 августа 2020 г. Существует множество широко распространенных нейромифов о том, как мы можем ежедневно улучшать работоспособность своего мозга — например, с помощью пресловутых методов, таких как обучение во сне, через учебу в позитивном настроении, заучивание наизусть. метод цепочки ассоциаций или с использованием других методов меморандумов. В связи с этим […]
Продолжить чтение
Прочитать английский перевод Pasado, Presente y Futuro con “Habitat” Fiorella, de 58 años, está attravesando un duelo hace más de dos años, el que no logra digerir ni elaborar. Luego de 25 años, el marido se fue de la casa sin darle explicaciones, dejando a la paciente sumida en una tristeza muy profunda.Siempre se […]
Продолжить чтение
Прочитать английский перевод Trabajando con OH y Resilio Laura es una joven de 30 años, profesional madre de un hijo, separada hase aproximadamente un año.años, mostrándose muy tímida, con cierta dificultad para poder expresarse, фундаментальный а-ля хора де […]
Продолжить чтение
Прочитать оригинальную презентацию на испанском языке Работа с картами TanDoo и OH-Cards Ана — женщина средних лет, с юным взглядом и грустью во взгляде. Она профессионал, мать двоих детей и переживает процесс скорби из-за разлуки с мужем и неизлечимой болезни матери, […]
Продолжить чтение
Прочитать оригинальную презентацию на испанском языке Работа с картами OH-Cards и Resilio Cards Лаура — профессиональная 30-летняя молодая женщина, мать одного ребенка, разведенная около года назад. Лаура прошла долгий путь в плане терапии. Ее первая консультация состоялась, когда ей было 19 лет. Она была очень застенчивой и имела определенную […]
Прочитайте английский перевод здесь Trabajando con TanDoo y OH Ana es una mujer de mediana edad, aspecto jovial y con cierta tristeza que se deja ver en su mirada. Es profesional, madre de dos hijos, se encuentra en proceso de duelo por la separación de su marido y fact enfermedad terminal de su madre, […]
Продолжить чтение
Показать больше
Семинары
OH Basic и Intensive на английском языке
Минас-Жерайс, Бразилия
Март 2022 г.
Контактный телефон
Svanhilt Benke
Веб-сайт: www.dasberghaus.com.br
OH Basic и Intensive в Испании
Виго, Испания
14-17.04.2022
Контакт
Центр Шалом
36203 Виго (Понтеведра)
Телефон: 986 12 60 80
Сайт: www. centro-shalom.com
У вас есть что рассказать?
Пожалуйста, используйте контактную форму, чтобы рассказать нам о своей истории OH или поделиться материалами, связанными с OH. Мы собираем, оцениваем и компилируем академические исследования, статьи, результаты исследований и многое другое об использовании карт OH во всем мире.
Язык института OH Cards — английский. Мы любим включать контент, первоначально опубликованный на других языках, но для этого нам потребуются надежные переводы на английский язык.
Ваше имя *
Адрес электронной почты *
Тема
Сообщение
Ассоциативных карточек «Быть. Делать. Иметь».
Коучинг-игра «БЫТЬ, ДЕЛАТЬ, ИМЕТЬ» входит в большое семейство метафорических ассоциативных карт, которые широко используются коучами, психотерапевтами, психологами-консультантами, учителями и наставниками, социальными работниками, кадровиками крупных предприятий и тренингов. тренеров в любой области на регулярной основе. Метафорические ассоциативные карты используются для активизации личностного развития, улучшения социальной и ситуационной адаптации, решения индивидуальных и межличностных проблем, посредничества, разрешения семейных конфликтов, сближения профессиональных групп и для многих других целей.
В отличие от других известных карточных игр, ассоциативные карты не предполагают ни победителей, ни проигравших, ни конкуренции как таковой, ни необходимости подавлять истинные чувства и текущее положение дел. Цель игры – лучше понять себя и других, прояснить собственное восприятие, выйти на более высокий уровень осознания, принятия и ответственности. В нем нет указанных значений и интерпретация карт, как это происходит в колоде Таро; имеет значение только субъективный ассоциативный ряд игрока. Разные люди могут найти совершенно разные подсказки, судя по одной и той же карте, и иметь разные впечатления от изображений. Более того, один и тот же человек в разные периоды своей жизни и в разных ситуациях одну и ту же карту рассматривает по-разному, и его ассоциативное озарение каждый раз будет уникальным.
Колода «БЫТЬ, ДЕЛАТЬ, ИМЕТЬ» состоит из 72 карт. Каждая карта представляет одну из самых популярных человеческих ценностей с помощью изображений и заметок. Инсайты начинаются уже на этапе сравнения изображений и слов; иногда ассоциация между ними довольно содержательная и игроку сложно установить и найти связь между понятием, относящимся к ценности, и изображением, которое выбрано для демонстрации. Неожиданный подбор образов может помочь игроку уйти от рациональной части сознания и поднять слой глубоких и бессознательных эмоций.
Колода разделена на три равные масти, состоящие из 24 карт: значение существования, значение действия и значение владения. Первая часть содержит значения, которые отвечают на вопрос о существовании человека в жизни (предоставленный ответ обычно выражается с помощью прилагательного). Во вторую масть колоды входят значения, отвечающие на вопрос о ценных для игрока видах деятельности (приведенный ответ обычно выражается с помощью глагола). Третья колодная масть содержит значения, соответствующие наиболее важным для человека владениям (ответ обычно выражается с помощью существительного).
Наложение изображений и слов может «убить двух зайцев одним выстрелом» при работе с карточками: изображение обрабатывается правым полушарием мозга, которое производит ассоциации на основе зрительно-сенсорных представлений, тогда как слова обращаются к левому полушарию, которое обрабатывает семантическая и грамматическая форма представлений.
Таким образом, карты стимулируют консолидацию обоих полушарий головного мозга, что приводит к новым способам осмысления одной и той же ситуации и возникновению прозрения. Игрок испытывает вдохновение и чувство внезапного прояснения при работе с метафорическими картами.Как следует рассматривать карту? Во-первых, вы должны изучить изображение. Спросите себя о более широком образе, который формируется этим видимым фрагментом. Попробуйте представить и подумать о чем-то, что находится за пределами поля зрения карты, что происходит в этой ситуации, что за история стоит на заднем плане. Обратите внимание на вопросы, поднятые этим изображением. Как только ваше воображение хорошо обработает изображение, прочитайте слова, написанные на обороте карточки. Постарайтесь почувствовать свой первый внутренний отклик на эти слова. Постарайтесь сохранить образ, который возник у вас в голове при чтении этих слов. Сравните свой мысленный образ с изображением, представленным на карте.
Как связать карту со своим внутренним миром? Ваша ассоциация может быть прямой, например, карточка «оказать и принять помощь» напоминает о сотрудничестве и мыслях о самооказании и принятии какой-либо помощи. Ассоциация может быть отсталой. Карта «Имейте здоровье» может представлять собой такое видение, как «я здоров» для одних людей и «я нездоров (болен)» для других. Один человек говорит, что дисциплина помогает ему в жизни, а другой говорит, что не может представить себя дисциплинированным, когда вытягивают одну и ту же карту «Будь дисциплинирован». Ответ «Меня это не касается» также демонстрирует связь с вашим собственным опытом.
Иногда изображение и слова означают для вас разные вещи, когда вы берете карту. Дальше уже вам решать, как вы формируете свою ассоциацию – относительно образа или вербально выраженного понятия. Вы можете игнорировать неправильную ассоциацию и сосредоточить внимание на вещах, которые на вас влияют, например, выбрать карту, относящуюся только к изображению, при игнорировании слов или, наоборот, выбрать понятие при игнорировании изображения, которое в данный момент не имеет значения.
Как играть. Определите тему, над которой вы хотели бы сегодня поработать или поговорить, и выберите подходящую версию игры, как указано ниже. Кроме того, вы можете придумывать свои собственные игры с этими картами и комбинировать их с другими колодами ассоциативных карт. Возьмите чистую карточку, предназначенную для записей, из набора и запишите имя игрока, текущую дату и тему работы. Вытяните карточки от одной до пяти и запишите их на бумаге. Запишите идеи и выводы по завершению. Упомяните ниже действия, которые вы решили предпринять, чтобы улучшить ситуацию в выбранной области на ближайшие несколько дней, неделю или месяц. Ваша личная ответственность за улучшение своей жизни является частью этой игры, а записи помогают вам следить за реализацией ваших намерений и их временем, а не запоминать свои озарения и открытия.
Здесь мы рассматриваем лишь несколько вариантов использования карточек «БЫТЬ, ДЕЛАТЬ, ИМЕТЬ» – играть можно как одному, так и парами, или группами.
«Кое-что обо мне» Случайно возьмите одну карту. Ссылайтесь на себя – является ли это вашей ценностью и в какой мере. Перенесите значение, изображенное на карточке, в две другие категории из своей категории. Например, вы вытягиваете карту «Люби». Какую глагольную форму вы собираетесь выбрать для категории «действие», когда будете говорить о себе? Любить? Принять любовь? Чтобы почувствовать любовь? Какое прилагательное вы собираетесь выбрать для категории «существование» по отношению к себе? Возлюбленный? Любящий? Полный любви?
«Мои жизненные цели» Преднамеренно возьмите пять карт. Один из них отвечает на вопрос «Каким человеком я хочу быть в своей жизни?» Два других отвечают на вопрос «Что мне нужно сделать, чтобы стать этим человеком?» А еще двое отвечают на вопрос «Что у меня будет, когда я стану тем, кем хочу быть?» Рассмотрите получившуюся модель этих целей и оцените свои впечатления. Теперь изменим аранжировку. Снова возьмите пять карт. Один из них отвечает на вопрос «Что я хочу иметь, чтобы чувствовать, что жизнь хороша», два других отвечают на вопрос «Что мне нужно сделать, чтобы это получить», а еще два отвечают на вопрос «Каким человеком я могу быть?» стать, когда у меня есть что-то самое ценное для меня?» Оцените эту модель своих целей и своих чувств, когда будете ее рассматривать. Какую модель вы предпочитаете? Какие выводы вы можете сделать?
«Поддержка и трудности» Запишите какую-нибудь цель, которую вы хотите достичь, или какую-нибудь актуальную проблему. Намеренно вытяните три карты. Один из них представляет что-то, что помогает вам достичь цели или решить проблему, а два других представляют что-то, что мешает вам это сделать. Оцените полученную композицию. Теперь вытяните наугад две карты и замените ими карты, обозначающие трудности. Откройте карточки и решите, могут ли эти новые ценности помочь или помешать вам решить поставленную задачу.
«Прошлое, настоящее и будущее» Выберите тему для оценки динамики процесса во времени и определения возможности потенциального развития ситуации. Глядя на рубашку карт, рассортируйте их по категориям и разложите колоды «быть», «делать» и «иметь» отдельно. Возьмите три карты. Карта «Быть» отвечает на вопрос «Что было раньше?», карта «Делать» отвечает на вопрос «Что происходит сейчас?», а карта «иметь» отвечает на вопрос «Каков потенциал?» Свяжите эти карточки вместе, сделайте выводы и запишите их. Вытяните случайным образом четвертую карту любой категории, соответствующую вопросу «Как мне поступить в лучшем случае», и пятую карту, соответствующую вопросу «Что может помочь мне на моем пути к этому?»
«Победы и поражения» Выберите тему для свежего взгляда на преимущества и недостатки конкретной ситуации. Возьмите три карты: 1. Что я получу? 2. Какую цену я плачу? 3. Какие выводы я могу сделать?
«Отношения» Выберите отношения, которые вы хотите проанализировать (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником и т. д.)
Произвольно возьмите пять карточек: 1.