Методика дом дерево человек интерпретация с картинками – Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бака
Тест «Дом, дерево, человек»
Данный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка.
Тест впервые предложен Дж. Буком в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы отдельно, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Г. Берни. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте психологи используют в настоящее время этот тест.
Цель данной методики:
— оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции;
— получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Для проведения диагностики нам понадобится лист бумаги формата А4, разноцветные карандаши, простой карандаш и ластик.
Инструкция для проведения тестирования:
Психолог. «Вам необходимо нарисовать дом, дерево и человека на предложенном листе бумаги настолько хорошо, насколько сможете. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится.»
Дополнение. На рисунке необходимо соблюдать определенное условие: человек должен быть нарисован в полный рост. Других ограничений в выборе размеров, образов и типов рисунка при проведении данной диагностики нет.
При проведении испытания психолог обязательно должен обратить внимание на такие детали в поведении испытуемого:
class=»eliadunit»>— интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, начала рисования;
— наличие и продолжительность пауз в процессе рисования;
— общее время, на рисование;
— в какой последовательности были изображены на рисунке ключевые элементы каждого рисунка (дома, дерева и человека).
— все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные исследуемым в процессе рисования;
— обратить внимание на любую эмоцию (даже самую незначительную) исследуемого в процессе выполнения теста, а затем связать это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью рисунка.
После выполнения рисунка необходимо провести опрос в соответствии с предложенным опросником.
Интерпретация теста дом дерево человек
Интерпретировать данную методику можно двумя путями: общий анализ рисунка и детальная расшифровка каждого элемента рисунка. Общий анализ предполагает
Тест полностью, его интерпретацию и подробную расшифровку каждого элемента можете скачать ниже.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков в данном тестировании нельзя судить полностью о проблемах личности.
psichologvsadu.ru
Расшифровка теста «Дом-дерево-человек»:
Методика 5: «Лесенка».
Цель: выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант) : У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант): При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация:
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Методика 6: «Мой герой». Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования: данная методика может проводиться в нескольких вариантах: 1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): — на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? — есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? — на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему? 2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа. 3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как…»
Обработка результатов: При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.
Основные понятия курса.
Коррекция— совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.
Компенсация— процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и само принятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни.
Интеграция (психологическая)— совместное обучение и воспитание
детей с отклонениями в развитии с нормально развивающимися детьми и подростками.
Абилитация— формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми.
Реабилитация— система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.
Специальное образование— процесс обучения и воспитания детей
с особенностями психофизического развития, которое осуществляется в различных образовательных структурах и обеспечивающее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию.
Психолого-педагогическое сопровождение— это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.
Психологическая диагностика — область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них.
Психологическое исследование— это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.
Психологическое заключение — краткая психологическая характеристика состояния развития ребенка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.
Психическое развитие -процесс перехода количественных изменений в качественно новые характеристики. Развитие аномального ребенка отличается от развития соответствующего норме лишь качественным своеобразием, опорой на сохраненные функции организма. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем у нормального ребенка зависит от обучения, таким образом, обучение и воспитание должны носить развивающий характер.
Психологическое консультирование— это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.
ПМПК (комиссия)— психолого-медико-педагогическая комиссия -это консилиум специалистов, который вправе профессионально определить уровень развития ребенка, выявить отклонения и предложить тот или иной курс лечения и реабилитации.
ПМПК (консилиум)- призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.
Экспертная деятельность – призвана рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.
Коррекционно-развивающая работа— это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Коррекционно-развивающая программа- документ, определяющий цель и содержание образования( воспитания), ориентированных на коррекцию и развитие личностных сфер ребенка.
Психическое недоразвитие— общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).
Задержка психического развития — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка психического развития выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Поврежденное психическое развитие— связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция.
Искаженное психическое развитие— это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.
Дисгармоничное психическое развитие— врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Психокоррекционные технологии— это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса (Мамайчук). Психокоррекционная технология- это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: методологический компонент; содержательный компонент; технологический компонетн.
Перспективное планирование- заранее определенный порядок осуществления воспитательно- образовательной работы с указанием необходимых условий , средств, форм и методов. Составляется на длительный срок.
Текущее планирование- планирование на срок от 1 года, которое ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах.
Отчетная документация- представляет собой систему содержательного анализа деятельности педагога- психолога по всем направлениям, предусмотренным Положением о службе практической психологии в образовании.
studfile.net
Диагностическая методика «Дом-дерево-человек» | Исцеляющее искусство. Журнал об арт-терапии
Проективная методика «Дом — Дерево — Человек» является универсальным психологическим тестом, широко применяемым в арт-терапии. Образы, лежащие в основе задания – общедоступны, а их интерпретация является источником важной информации, позволяющей пролить свет на личностный портрет.
Особенности методики
Психологический тест «Дом — дерево — человек» проводят по схеме стандартных проективных методик. На чистом листе клиенту предлагают изобразить в произвольной последовательности три отдельных объекта: дом, дерево и человека. Рисунок создают карандашами (обычно берут не более 6 цветов), допускается использование ластика. Время, отводящееся на задание, не ограничивают. После того как рисунок готов, задают уточняющие вопросы, позволяющие прояснить моменты важные для дальнейшей трактовки.
Пути интерпретации теста «Дом — дерево — человек»
В ходе арт-терапии важно не только проанализировать три нарисованных объекта, но и обратить внимание на ряд ключевых моментов:
• последовательность прорисовки изображений, поскольку эта очередность свидетельствует о расстановке личностных приоритетов;
• характер нажима на карандаш;
• интенсивность штриховки;
• наличие пауз на 20-30 сек. перед изображением того или иного объекта, возможно, говорит о конфликтном отношении к изображаемой детали.
Расположение рисунка – важный формальный признак при расшифровке теста «Дом-дерево-человек». Он может находиться в нескольких зонах листа:
• в центре – адекватное восприятие себя и своего окружения;
• смещение влево – замкнутость, тяготение к прошлому, сильная зависимость от родителей;
• смещение вправо – открытость, сознательность, устремленность в будущее;
• вверху – целеустремлённость, завышенность самооценки;
• внизу – пониженная активность, плохая самооценка.
• рисунок не поместился на листе – импульсивность, плохой самоконтроль.
Интерпретация дома. Каждый из элементов строения принято подвергать психологической трактовке. Стены символизируют границы личности. Окна говорят о способностях человека налаживать контакты. Двери отражают степень личностной открытости. Крыша часто символизирует сферу детских фантазий и желаний. Интерпретируя элементы дома, следует обращать внимание на их размер, типичность/не типичность конструкции, линии, которыми они нарисованы и т.д.
Интерпретация дерева. Трактовку этого образа обычно начинают с его разновидности:
• лиственные – адекватность, хорошая социальная адаптация;
• хвойные – целеустремленность, сдержанность;
• тропические – авантюризм, мечтательность;
• выдуманные деревья – креативность, низкая социальная адаптация.
Крона является символом психологической защищенности личности. Кора – граница между внутренним миром человека и обществом. Листья свидетельствуют о коммуникативных качествах человека, его способности контактировать с окружающими и умении налаживать контакты.
Интерпретация человека. Этот образ является отражением представлений автора о самом себе. При трактовке этого изображения в первую очередь нужно обратить внимание на характер прорисовки:
• схематичность – неуверенность в собственных силах, проблемы при взаимодействии с окружающими;
• карикатурное изображение – поиск защиты, нехватка самовыражения;
• реалистичная прорисовка – адекватность, правильная социализация в обществе.
Символом интеллекта и рационального начала является голова, она может быть большой или малой, схематичной или детализировано прорисованной. Отражением величия (у мужчин) и красоты (у женщин) является образ волос. Учитывается их длина, количество, характер прически. Лицо и тщательность его прорисовки отражают степень открытости окружающему миру. Туловище – свидетельство заинтересованности/незаинтересованности в материальных потребностях. Руки – символика созидательной деятельности, активности или же, наоборот, пассивности (короткие либо отсутствующие руки). Ноги – это всегда жизненная устойчивость, уверенность в себе.
healingarts.ru
Проводим тест «Дом-Дерево-Человек» | Психология рисунка
Главная страница » Методика «Дом-Дерево-Человек» » Проводим тест «Дом-Дерево-Человек»Сегодня я расскажу вам об одной из самых известных проективных методик исследования личности. Это рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек». Вы узнаете, почему предлагается изобразить такие элементы, как дом, дерево и человек, и что нужно для того, чтобы пройти тест.
Здравствуйте, дорогой читатель!!!
Впервые тест «Дом-Дерево-Человек» опубликовал в 1948 году Джон Бак (John N. Buck). Кстати, по поводу перевода фамилии Buck на русский язык. В источниках встречается 2 варианта перевода: Джон Бак и Джон Бук. Я поначалу и сама путалась. Но потом решила разобраться с этим вопросом.
В английском языке буква U в закрытом слоге читается как А (конечно, там немного другая транскрипция, но мы говорим так). И только в нескольких распространенных словах – как У. Поэтому я склоняюсь к мнению, что все-таки правильнее говорить Бак. По большому счету не так уж и важно, но из-за разного перевода можно запутаться – один это человек или два.
Ну ладно, с этим разобрались, продолжаю по теме.
Как провести тест “Дом-Дерево-Человек”
Возможны 2 варианта проведения этого теста:
1 вариант: по Джону Баку
2 вариант: по Р. Бернсу
Рассказываю, чем отличаются эти два варианта.
Чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек» по Дж. Баку, нужны:
- Белый лист бумаги формата А4, который нужно сложить пополам. При этом получится 4 страницы размером 15х21 (так называемая рисуночная форма). На первой странице будут необходимые записи об обследуемом (возраст, пол), дата проведения теста и т.д. Следующие три страницы нужно озаглавить как дом, дерево, человек (а можно и не подписывать, чтобы не отвлекать внимание обследуемого на другие задания).
- Простой карандаш марки В или 2В.
Инструкция к тесту «Дом-Дерево-Человек» по Дж. Баку:
“Нарисуй, пожалуйста, дом”. Когда рисунок будет готов, так же просят нарисовать дерево в следующей рисуночной форме и на последней страничке – человека в полный рост.
Джон Бак считал, что каждый рисунок дома, дерева и человека – это своеобразный автопортрет, элементы которого имеют личностное значение. По рисунку «Дом-Дерево-Человек» он мог судить об аффективной среде человека (то есть о его примитивных влечениях и сложных формах эмоциональной жизни), его потребностях и уровне его психосексуального развития.
Кроме того, он продемонстрировал возможность использования теста «Дом-Дерево-Человек» не только в качестве проективной методики, но и для определения уровня интеллектуального развития человека.
Чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек» по Р. Бернсу, приготовьте:
- Белый лист бумаги формата А4
- Простой карандаш марки 2В или В
- Ластик
Инструкция к тесту «Дом-Дерево-Человек» по Р. Бернсу:
«Нарисуй, пожалуйста, дом, дерево и человека на одном листе бумаги, в одном рисунке».
Такая инструкция используется чаще всего в настоящее время.
Рисунок «Дом-Дерево-Человек» девушки, 19 лет.
Обратите внимание: на многих сайтах пишут “Берне” вместо Бернс, но это ошибка. Р. Бернс – это американский психолог (США, г. Сиэтл, работал в Институте человеческого развития). Кроме теста «Дом-Дерево-Человек», он также участвовал в разработке рисуночного теста “Кинетический рисунок семьи” и других.
Р. Бернс считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком в одном рисунке представляет собой зрительную метафору. И если привести такой рисунок в «действие», то можно увидеть то, что действительно происходит в жизни человека. Поэтому модификацию методики Р. Бернса называют «Кинетический Дом-Дерево-Человек».
Вы об этом слышали?
Загрузка …Почему же автор теста выбрал именно эти объекты для рисования?
Во-первых, даже малый ребенок знает и сможет изобразить дом, дерево и человека.
Во-вторых, эти объекты наиболее удобны для рисования. Для сравнения – какое-то животное изобразить сложнее, особенно малышу.
В-третьих, считается, что рисунки дома, дерева и человека стимулируют более свободные словесные высказывания, чем другие объекты.
Психологи используют тест «Дом-Дерево-Человек», пожалуй, чаще, чем другие рисуночные тесты. А знаете, почему его так «любят»?
- потому что он прост в использовании
- является идеальным способом оценки личности людей с разной культурой, национальностью, уровнем образования и умственным развитием
- может снизить напряженность человека при тестировании
Поэтому чаще всего тест «Дом-Дерево-Человек» назначается первым в комплексном тестировании. Я упоминаю об этом, так как практически все рисуночные тесты являются комплексными, то есть только по одному рисунку нельзя составить полной картины о личности.
Для чего нужно пройти тест «Дом-Дерево-Человек»?
По результатам тестирования можно:
- дать оценку личности
- определить уровень развития и работоспособности
- определить особенности взаимоотношений человека с окружающими людьми и тем миром, в котором он живет
Кто может пройти тест «Дом-Дерево-Человек»?
Любой человек – как ребенок, так и взрослый. Но возраст ребенка ограничен. Тест можно предлагать малышу, начиная примерно с 5 лет. Но в англоязычных источниках его применяют уже с 3-х лет. Я думаю, нужно ориентироваться на уровень развития ребенка.
«Дом-Дерево-Человек» Лизы, 6 лет.
Как лучше пройти тест – индивидуально или в группе?
Вообще, конечно же, тест «Дом-Дерево-Человек» желательно проводить индивидуально, так как в этом случае появляется больше возможностей для наблюдения за ходом тестирования и пострисуночного опроса. Тем не менее, допускается и групповое обследование. Например, в школе.
Ну что ж, по-моему, общей информации уже достаточно для понимания сути теста «Дом-Дерево-Человек». Переходим непосредственно к самой процедуре тестирования.
Поэтапная процедура проведения теста «Дом-Дерево-Человек»
1. Расположение листа для рисования перед обследуемым.
- По Р. Бернсу лист располагают горизонтально.
- Если тест «Дом-Дерево-Человек» проводится в соответствии с методикой Дж. Бака, то рисуночную форму для первого рисунка располагают вертикально.
2. Человеку дают инструкцию к рисованию.
Об инструкциях я говорила выше.
3. Наблюдают за процессом рисования.
Данные своих наблюдений заносят в протокол.
Особое внимание нужно обратить на порядок, в котором выполняется задание. Так, если тест проводится по Р. Бернсу, т.е. нет четкого указания, что нарисовать первым: дом, человека или дерево, то отмечается очередность изображения элементов рисунка.
Корни изображены двумя линиями как продолжение расширяющегося книзу ствола дерева.
Также отмечают время, затраченное на рисунок дома, дерева и человека. Желательно отмечать и порядок рисования отдельных деталей в рисунке (например, рисунок дома выполнен в таком порядке: стены, окна, крыша, дверь, труба на крыше, крыльцо, занавески на окнах), при этом указать, если какую-то деталь рисовали дольше, чем остальные или правили с помощью ластика.
Не забудьте записать и комментарии человека в ходе рисования, которые могут представлять ценность для интерпретации.
4. Проводят обсуждение рисунка с обследуемым, так называемый пострисуночный опрос.
Если тест «Дом-Дерево-Человек» проводят с ребенком (особенно до 12 лет), желательно провести беседу в виде диалога, ориентируясь на стандартный перечень вопросов для этого теста.
Если тест «Дом-Дерево-Человек» проводят со взрослым человеком, то ему по окончании рисования можно предложить заполнить бланк пострисуночного опроса, где он пишет ответы на вопросы. Это более актуально для группового обследования, поскольку все же желателен непосредственный контакт между автором рисунка и человеком, который предложил пройти тест.
5. По завершении опроса проводится обработка рисунка и пострисуночного опроса.
6. На основании данных предыдущего этапа формируется интерпретация рисунка. Это заключительный этап рисуночного тестирования.
Теперь, чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек», вам нужно будет получить бланк пострисуночного опроса, а чтобы его провести – еще и схему протокола тестирования. Об этом – в следующих статьях.
Не уходите, пожалуйста, просто так, если вам понравилась статья. Ответьте еще на один вопрос.
Загрузка …С уважением, Наталия.
detskiefantazii.ru
Проективный тест Дом Дерево Человек Выполнила Студентка 3
Проективный тест «Дом. Дерево. Человек» Выполнила: Студентка 3 курса Дневного отделения Факультета СПи. П Репкина Алеся
Рисунок – продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики: -способствует формированию зрительных образов -способствует развитию конкретно-образного и абстрактно-логического мышления -способствует развитию моторной координации и речи
Нормативное развитие рисунка 1. Доизобразительный период Период каракулей, начинается в возрасте 1, 5 -2 лет и длится до 3 -3, 5 лет. Первые графические проявления возникают как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой, а завершаются тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка.
2. Изобразительный период Первый этап охватывает возраст 3 -5 лет. Его характеризуют рисунки с примитивной выразительностью. Ребенок начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, дает им название. Второй этап охватывает возраст 6 -7 лет. Рисунки еще имеют вид схематичных каракуль, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Обязательно прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован.
3. Стадия правдоподобных изображений Эта стадия охватывает возраст 9 -11 лет. Характеризуется постепенным уходом от схемы и попытками воспроизвести действительный образ предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.
С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Вглядевшись в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе ребенка, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Для того, чтобы правильно анализировать творческую деятельность детей используются проективные методики.
Проективные методики- это совокупность методик, направленных на исследование личностных особенностей и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939). К наиболее распространённым методикам относятся: -тест «Несуществующее животное» -тест «Рисунок семьи» -тест «Дом. Дерево. Человек» -цветовой тест Люшера и др.
Итак, ребенок провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Наиболее доступным способом анализа детского рисунка является проективный тест «Дом. Дерево. Человек»
Проективный тест «Дом. Дерево. Человек» Эта одна из самых известных проективных методик была предложена клиническим психологом Джоном Бакком(John N. Buck; 1906 -1983) в 1948 году. Данный тест предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок.
Проведение теста Выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Информативными признаками рисунка считаются: -расположение рисунка на листе бумаги -пропорции отдельных частей рисунка -величина рисунка -стиль раскрашивания -сила нажима карандаша -стирание рисунка или его отдельных частей -выделения отдельных деталей
Интерпретация теста Для анализа рисунков используются аспекты оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Интерпретировать рисунки можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в стандартной тестовой ситуации. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков.
Детали
Интерпретация начинается с такого показателя как количество деталей. Дом должен иметь: -одну дверь -одно окно -одну стену -одну крышу и дымоход Дерево должно иметь: -ствол -ветви Человек должен иметь: -голову -тело -две ноги -две руки -два глаза, нос, рот, два уха
Дом
-труба символизирует теплоту отношений, её отсутствие говорит о недостатке тепла, заботы -дверь говорит о возможности доступности или отступления, её отсутствие говорит о замкнутости ребенка -крыша символизирует эмоциональные переживания ребёнка, степень развитости его мышления -окно символизирует образ визуального контакта, его изображение может означать уход в себя или чувство уверенности в себе -наличие дополнительных деталей(кусты, цветы, тропинка)-стремление заполнить окружающее пространство, отсутствие чувства безопасности, тревога, незащищенность
Дерево
-крупное дерево символизирует агрессию -маленькое дерево символизирует низкую самооценку ребенка -порезы на стволе, сломанные ветви могут говорить о переживании тяжёлой ситуации -ветер символизирует чувства подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю -заходящее солнце говорит о подавленности, тревожности
Человек
-руки могут символизировать замкнутость, наличие стремлений, враждебность или зависимость от других людей -ноги символизируют движение; могут обозначать стремление к независимости или чувство беспомощности -глаза, нос, рот, уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными, могут привести к конфликту или проблеме; их отсутствие указывает на отсутствие желания общаться
Пропорции рисунка и качество линий -если рисунок занимает маленькую площадь пространства, это говорит о чувстве неполноценности -если рисунок занимает почти весь лист или не умещается на нём, это говорит о проявлении сильной фрустрации в сочетании с чувством напряжённости, враждебности. -если рисунок выполнен жирными линиями, это указывает на напряжённость неопределённого характера -если жирные линии использованы лишь в изображении отдельных деталей, это может означать враждебность по отношению к конкретному нарисованному объекту.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Без активного использования проективных методик невозможно решить задачу выявления глубинных причин эмоционально-личностных нарушений адаптации детей на определенном этапе возрастного развития и социализации.
Спасибо за внимание!
present5.com
Симптомы | Балл |
Враждебность | |
1. Отсутствие окон | 0,2 |
2. Дверь – замочная скважина | 0,1 |
3. Очень большое дерево | 0,1 |
4. Дерево с краю листа | 0,1 |
5. Обратный профиль дерева, человека | 0,1 |
6. Ветки двух измерений, как пальцы | 0,1 |
7. Глаза – пустые глазницы | 0,2 |
8. Длинные острые пальцы | 0,2 |
9. Оскал, видны зубы | 0,1 |
10. Агрессивная позиция человека | 0,1,2 |
11. Задняя стена дома изображена с другой стороны, необычно | 0,1 |
12. Двери с огромным замком | 0,2 |
13. Окна без стекол | 0,1 |
14. Отсутствие окон на первом этаже дома | 0,1 |
15. Волосы не заштрихованы, незакрашены, обрамляют голову | 0,1,2 |
16. Руки скрещены на груди | |
17. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) | 0,1,2 |
18. Карикатурное изображение | 0,1,2 |
19. Зубчатые неровные линии | 0,1,2 |
20. Фигура Бабы–Яги (к женщинам) | 0,1 |
21. Крона – клубок | 0,1,2 |
22. Другие возможные признаки | 0,1 |
Конфликтность | |
1. Ограничения пространства | 0,1,2 |
2. Перспектива снизу (взгляд червя) | 0,1,2 |
3. Перерисовывание объекта | 0,2 |
4. Отказ рисовать какой–либо объект | 0,2 |
5. Дерево как два дерева | 0,2 |
6. Явное несоответствие качества одного из рисунков | 0,2 |
7. Противоречивость рисунка и высказывания | 0,1 |
8. Подчеркнутая талия | 0,1 |
9. Отсутствие трубы на крыше | 0,1 |
10. Другие возможные признаки | 0,1 |
Агрессивность | |
1. Разные постройки | 0,1,2 |
2. Ноздри слишком подчеркнуты | 0,1 |
3. Зубы четко нарисованы | 0,1,2 |
4. Руки сильные | 0,1,2 |
5. Рука как боксерская перчатка | 0,2 |
6. Пальцы отделены | 0,1,2 |
7. Большие пальцы | 0,2 |
8. Пальцев больше пяти | 0,2 |
9. Пальцы длинные | 0,2 |
10. Оружие | 0,1,2 |
11. Мало гнутых линий, много острых углов | 0,1,2 |
12. Линии с нажимом | 0,1,2 |
13. Штриховка от себя | 0,1,2 |
14. Закрытая густая листва | 0,1,2 |
15. Штриховка ствола | 0,1 |
16. Другие возможные признаки | 0,1 |
Негативизм | |
1. Разные постройки | 0,1,2 |
2. Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе | 0,1 |
3. Уши маленькие | 0,1 |
4. Уши слишком подчеркнуты | 0,1,2 |
5. Пальцы сжаты в кулак | 0,1,2 |
6. Кулаки прижаты к телу | 0,2 |
7. Кулаки далеко от тела | 0,1,2 |
8. Ноги непропорционально длинные | 0,2 |
9. Ноги широко расставлены | 0,1 |
testoteka.narod.ru