Методика кодирование для младших школьников: Психолого-педагогическая диагностика 1-х классов.
Диагностика регулятивных и коммуникативных УУД | Учебно-методический материал:
Диагностика регулятивных и коммуникативных УУД, применяемых в процессе речевого развития младших школьников
Речевые умения отражают весь комплекс метапредметных УУД, поэтому, изучая продвижение детей в речевом развитии, можно оценить уровень сформированности некоторых УУД.
Методика «Ковёр»
(Овчарова Р.)
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Проводится коллективно на уроке художественного труда или на других уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.
Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.
Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики и конструирования.)
Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.
По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены в таблице:
Группа | Наличие центрального рисунка | Одинаковое оформление углов | Симметричное расположение деталей |
1 группа | + | — | — |
2 группа | + | + | — |
3 группа | + | + | + |
4 группа | + | — | — |
5 группа | + | + | + |
6 группа | + | + | — |
Исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок.
(Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина)
Цель: выявить умение ребёнка по серии сюжетных картинок понимать тему и последовательно выстраивать грамматические конструкции с адекватным использованием вербальных средств.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
— адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Метод оценивания: индивидуальная работа с детьми.
Задание 1: Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
Тема: «Находка».
Критерии оценивания:
3 – картинки разложены самостоятельно и правильно, верно передан смысл происходящего. Рассказ полный, точный, связный, последовательный, с соблюдением языковых норм;
2 – использование помощи при раскладывании картинок, в рассказе нарушена связность, пропуски эпизодов, отдельные морфолого-синтаксические нарушения;
1 – раскладывание картинок с помощью наводящих вопросов, нарушена связность, пропуски, бедность содержания.
Методика дополнения
(И.А.Гальперин, Я.А.Микк и др.)
Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Задача учащегося – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.
Дополнительная задача – озаглавить текст.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
— адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Примерные тексты для проведения методики дополнения:
Приметы
Собрались и полетели
Утки в (дальнюю) дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь (берлогу).
Заяц в мех оделся (белый),
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас (грибы) в дупло.
Е.Головин
***
Вот уж (осень) улетела,
И примчалася зима.
Как на (крыльях) прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы (затрещали)
И (сковали) все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
С.Есенин
В результате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом.
Критерии оценивания: каждое правильно вставленное слово оценивается в 2 балла; слово-синоним (в том числе контекстуальный), не разрушающий авторский образ – 1 балл. Дополнительно даются 2 балла в том случае, если нет нарушения ритма стихотворения, и 2 балла, если соблюдается рифма.
71-100% баллов от общего числа возможных – высокий уровень.
36-70% — средний уровень.
0-35% — низкий уровень.
Проба на внимание
(по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимы внимание и самоконтроль.
1 класс
Текст 1.
Текст должен быть знаком детям, но в устном варианте. Происходит проверка умения вчитываться в текст и соотносить устный его вариант с письменным. Типичная ошибка первоклассников: чтение «по памяти». Узнав отдельные слова или текст в целом, дети не всегда внимательно проверяют буквенный состав каждого слова. Текст содержит 7 ошибок, типичных для первоклассников: пропуск, перестановка и замена букв, грамматические ошибки (на согласование).
Наша Тая громко плачут:
Уромила в речу мячик.
Тиже, Танечка, не пачь,
Не утонет речке мяч.
Текст 2.
Дети работают с незнакомым текстом. Ошибки, имеющиеся в тексте, типичны для первоклассников: замена, пропуск, дописывание букв, в том числе в сильной позиции, пропуск предлогов.
У кого, у коо кисточки на ушкух?
Ктоо живет сосне у леснай опушки?
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.
Уровни сформированности навыков контроля и самоконтроля:
1. 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень;
2. 3-4 — средний уровень;
3. Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень.
Группировка слов по их лексическому значению
(Нечаева Н. )
Цель: выявление умения ребёнка осуществлять группировку слов по их лексическому значению.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивные (выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме).
Задание: прочитай слова в строчках. Представь, что они обозначают. Запиши номер «лишнего» слова в каждой строке.
1.Топор. 2.Пила. 3.Вилка. 4.Вилы.
1.Медведь. 2. Гусь. 3.Волк. 4.Корова.
1.Наташа. 2.Оля. 3.Света. 4.Андрей.
Правильность выполнения задания оценивается в зависимости от количества допущенных ошибок.
Методика «Кодирование»
(11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия – кодирование (замещение; регулятивное действие контроля.)
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Описание задания: ребёнку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определённому изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.
Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения:
1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.
2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25 % от выполненного объема) либо работает крайне медленно.
3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.
Методика «Островитянское письмо»
(По Эльконину Д.Б., Воронцову А.Б.)
Цель: проверить сформированность регулятивных умений:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
— осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Содержание работы:
Введение в условную ситуацию: На одном далёком острове жили люди, которые тоже говорили по-русски. У них были такие же звуки как у нас, такие же слова, но букв не было, и они не могли ничего ни написать, ни прочитать. Дети одного класса собрали посылку с буквами русского алфавита. Но в дороге приключилась беда — одна буква потерялась — буква «эль» (Л).
Получили островитяне алфавит, а как быть — не знают: есть у них в речи звуки [л], [л’], а букв, чтобы обозначить эти звуки, нет. И тогда они придумали две новые буквы для этих звуков: звук [л] обозначили знаком , а звук [л’] — знаком
Задание: написать под диктовку ряд слов, используя новые знаки.
«А теперь я продиктую тебе слова, а ты запиши их по-островитянски. Вместо буквы «Л», которой у островитян нет, ты должен использовать эти новые знаки. Ещё раз повтори, какие звуки они обозначают».
(должно получиться, например, ЛОСЬ —- ОСЬ, ЛЁЛЯ ——ОА)
Вариант диагностической работы: осуществляя работу в парах (один кодирует, партнёр – раскодирует), можно осуществить двойной контроль: проверить сформированность навыков контроля и взаимоконтроля.
Левая и правая стороны
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их
одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут
сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др. ).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Данные способы диагностики позволят учителю определить, какими УУД большинство учащихся владеют на уровне
— актуального развития, т.е. на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически;
— зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
5 простых способов заинтересовать детей программированием, которое работает
Программирование — отличный навык для практики, однако юным ученикам сложно постоянно работать над своими техническими способностями. Детям программирование может показаться скучным, но есть способ изменить их отношение к компьютерному программированию. В этой статье мы обсудим, как заинтересовать ваших детей программированием, чтобы они не упустили шанс создать что-то невероятное!
Поощряйте любовь вашего ребенка к программированию с помощью отмеченного наградами бесплатного онлайн-курса по кодированию Scratch для начинающих, проводимого экспертом и разработанного профессионалами из Google, Стэнфорда и Массачусетского технологического института.
Узнайте, как заинтересовать вашего ребенка программированием
Познакомить детей с программированием просто, но удержать их увлечение сложно, если мы не используем подходящие подходы. Вдохновленные эффективными стратегиями обучения, распространенными в классе, мы предлагаем различные способы заинтересовать вашего ученика программированием.
1. Установите связи с реальным миром
«Зачем мне учиться программировать?» — частый вопрос, который могут задать студенты. Или «Как мне поможет программирование, если я не хочу быть программистом?» Оба эти вопроса превосходны, потому что студент думает о том, как он может применить свои знания и есть ли какое-либо значение для изучения предмета.
Чтобы ответить на первый вопрос, вы можете установить связь между нашим растущим обществом высоких технологий и технической грамотностью. Обучение кодированию готовит учащихся к будущим профессиям, требующим навыков кодирования.
Отвечая на второй вопрос, ваш ребенок может хотеть стать художником, но считает, что кодирование не имеет отношения к его желаемой профессии. Вы можете рассказать о преимуществах обучения кодированию, таких как приобретение навыков критического мышления, решения проблем и творчества. Творчество имеет основополагающее значение для художников, потому что помогает им найти свой художественный стиль.
Устанавливая эти значимые связи, вы можете увеличить вовлеченность вашего ребенка. Кроме того, оцените интерес вашего ребенка и установите связь с компьютерным программированием. Если вашим детям нравятся видеоигры, покажите им видео разработчиков игр, которые пишут код для их любимой игры. Если они хотят построить робота, то покажите им, как инженер кодирует робота.
Устанавливая реальные и содержательные связи, учащиеся будут думать, что изучение деятельности или темы стоит их времени. Таким образом, они с большей вероятностью будут уделять внимание и продолжать заниматься своим обучением.
2. Найдите подходящие задачи
Иногда программирование может быть слишком простым, но также может быть и слишком сложным. И то, и другое приведет к выгоранию. Когда учащиеся находят содержание несложным и слишком простым, они отстраняются. Чтобы предотвратить или уменьшить усталость, оцените, в каких областях программирования ваш ученик преуспевает. Хорошо ли он справляется с циклами? Предложите им использовать вложенные циклы в своих проектах кодирования. Однако будьте осторожны с проблемами, которые вы им ставите. Если у учащихся слишком много сложной работы, они отстраняются, потому что не чувствуют, что могут выполнить сложную задачу.
Если у вашего ребенка есть задача, которую он не знает, как решить, попробуйте использовать метод строительных лесов. Строительные леса — это процесс, который учителя используют в классе, чтобы помочь учащимся освоить новый навык. Это укрепляет уверенность ученика в выполнении поставленной задачи. Вы можете использовать эту технику, чтобы помочь своему ребенку научиться кодировать, спросив, что он уже знает. Ответ учащегося поможет вам оценить, какую информацию вы можете предоставить, чтобы помочь ему выполнить задание. Затем вы можете вместе решить похожую задачу по программированию. После этого они возьмут эту новую информацию и самостоятельно решат проблему.
Этот метод является одним из способов помочь вашему ребенку решить проблемы с кодированием, но, возможно, у вашего ученика проблемы с языком кодирования в целом. Если это так, помогите им найти лучший язык программирования для них.
3. Поощряйте перерывы
Ученикам, особенно младшим, нужно время, чтобы переориентироваться, поэтому внедрение мозговых перерывов в их учебное время может помочь перезарядить их умственные способности, чтобы справиться с задачами по программированию. Кроме того, учащиеся с меньшей вероятностью перегорают и связывают кодирование с трудностями, что приводит к меньшему волнению.
В исследовании, проведенном среди школьников в Польше, ученые пришли к выводу, что мозговые перерывы, способствующие физической активности, способствуют повышению самоэффективности в обучении. В статье о важности нарушений мозгового кровообращения Юки Терада рассказывает, как исследователи обнаружили, что нарушения мозгового кровообращения помогают перезарядить когнитивную энергию учащихся и повысить успеваемость.
Вот несколько интересных идей, которые вы можете предложить своему ребенку во время программирования.
4. Геймплей учебного процесса
Если вашему ученику нравятся видеоигры, ему понравится идея превратить обучение в игру. Это также новый метод, который повышает вовлеченность в процесс обучения. Группа ученых провела исследование с использованием игровой деятельности на уроке информационных технологий бакалавриата, чтобы оценить уровень вовлеченности в классе. После внедрения они обнаружили, что геймификация положительно влияет на мотивацию и вовлеченность. Студенты, которые не были мотивированы в начале семестра, стали более активными благодаря геймификации.
Вы можете превратить кодирование в игру, чтобы помочь вашему ребенку получать удовольствие от каждой новой концепции, которую он изучает. Один из способов сделать это — поиграть с ребенком в викторину. Соберите все об алгоритмах. Если вам нужно больше идей, ознакомьтесь с этой статьей о том, как геймифицировать классную комнату.
5. Измените представление детей о кодировании
Понимание роста числа рабочих мест, связанных с информатикой, до обучения программированию может быть полезным для учащихся, но также может привести их к другому пути, когда дело доходит до обучения. Дети должны отдавать предпочтение удовольствию в процессе обучения, а не перспективам. В исследовании теории целей достижения исследователи обнаружили, что учащиеся, которые хотят изучать и понимать предмет, с большей вероятностью будут иметь высокий уровень вовлеченности.
Один из способов изменить представление детей о своем образовании в области компьютерных наук — помочь им понять ценность того, почему они учатся программировать. Как они могут использовать свои навыки в реальном мире?
Еще один способ помочь детям думать — это поставить перед ними цели. Ставьте цели вместе с ребенком, чтобы он мог развить мышление роста. Начните с небольших целей, таких как понимание циклов, до больших, таких как создание проекта, использующего вложенные циклы.
Кроме того, вы можете помочь своему ребенку задуматься о своем мыслительном процессе. Спросите их, что получилось хорошо, а что нет, и как они могут исправить свои ошибки. Создайте самоутверждения, которые они могут сказать себе перед тем, как начать программировать, например: «Когда я сталкиваюсь со сложной проблемой кодирования, я всегда могу вспомнить концепции кодирования, которые я изучил раньше».
Вот несколько стратегий, которые используют учителя, чтобы заставить учащихся задуматься об их обучении.
Программирование — это здорово, потому что оно учит детей работать в команде. Вы можете попросить своего ребенка пригласить своих друзей для совместной работы над проектом по программированию, например, над созданием видеоигры. Работая вместе, они могут сделать кодирование увлекательным. Это также готовит их к работе, как настоящие программисты, которые полагаются на команды для создания большей части современных технологий.
Узнайте, как заинтересовать вашего ученика информатикой
Будущее за технологиями, и мы хотим дать юным ученикам лучшее, обучая их этому навыку. Однако мы также хотим, чтобы они получали удовольствие от обучения программированию. Мы хотим, чтобы они продолжали работать и получали удовольствие от задач по программированию! Советы, которые обсуждались ранее, — отличный способ помочь вашему ребенку в этом аспекте обучения, особенно при изучении компьютерных наук.
Если ваш ребенок готов и хочет научиться программировать, ознакомьтесь с этими курсами, в которых используется Scratch: для учащихся младшего возраста от детского сада до второго класса посмотрите Scratch Jr; Для детей со второго по шестой класс обратите внимание на Scratch Ninja; Для учащихся с шестого по девятый класс воспользуйтесь нашим расширенным вариантом Scratch — Accelerated Scratch.
Далее изучите еще больше способов мотивировать вашего ребенка к программированию.
Автор Хантер Уилкинсон, страстный читатель и ученик. Она начала заниматься образованием, чтобы поделиться своей страстью к рассказыванию историй и преподаванию STEAM. В свободное время Хантер любит писать песни/стихи, бегать, играть в видеоигры и проводить время со своими двумя пушистыми кошками.
6 советов по обучению детей программированию
Программирование — это творческая деятельность, которой может заниматься любой ребенок. Возможно, вашему ребенку неинтересно писать алгоритмы обработки данных, но ему может нравиться создавать игры, программировать музыку, разрабатывать веб-сайты или просто играю с кодом.
Я написал несколько книг, чтобы научить новичков всех возрастов программировать, и по своему опыту знаю, что вам не нужно считать себя технарем или «хорошо разбирающимся в математике», чтобы учиться. На самом деле, дети часто могут научиться программировать быстрее, чем взрослые, именно потому, что они не знают, насколько «сложным» должно быть программирование.
Если вы не умеете программировать, но хотели бы научиться программировать, чтобы научить своего ребенка, ознакомьтесь с моей последней книгой по Python для начинающих «Автоматизация скучных вещей с помощью Python», которую вы можете прочитать бесплатно в Интернете.
Являетесь ли вы разработчиком программного обеспечения или не имеете опыта программирования, вот шесть советов, которые помогут вашему ребенку начать программирование:
1. Используйте Scratch для детей помладше, Python для детей постарше.
Scratch от Массачусетского технологического института — это бесплатный инструмент программирования, разработанный для детей и работающий в любом современном веб-браузере. Любой может запустить его на https://scratch.mit.edu. На его визуальный стиль повлияла программа Logo, которая была основным продуктом занятий по программированию для детей 80-х и 99-х годов.0 с. Но Scratch — это гораздо больше, чем очередная подделка логотипа.
Дети в возрасте от 8 до 13 лет оценят простой графический интерфейс Scratch. Кодовые блоки Scratch с возможностью перетаскивания соединяются вместе. Фрагменты кода, которые не имеют вычислительного смысла, не будут сочетаться друг с другом, что сделает синтаксические ошибки буквально невозможными. Scratch отлично подходит для детей младшего возраста, которые еще не развили навыки набора текста.
Конечно, дети, пытающиеся создавать более сложные программы, в конце концов упрутся в стену со Scratch. Для подростков и детей младшего возраста больше подходит реальный язык программирования, такой как Python. Python — отличный первый язык программирования, потому что он имеет простой синтаксис (в отличие от таких языков, как Java или C#), создает читаемый код (в отличие от Perl или JavaScript) и за ним стоит большое и дружелюбное сообщество разработчиков. Если ваш ребенок перерос Scratch, Python — лучший следующий шаг.
Несмотря на свою интеллектуальную репутацию, программирование — это практический навык, требующий практики, а не только чтения книг. Интерактивная оболочка Python побуждает экспериментировать, чтобы выяснить, что делают инструкции.
Если вы обучаете своих детей напрямую, написание кода имеет большое значение по сравнению с простым обсуждением с ними концепций. Даже узнав о переменных, циклах и функциях, сидеть перед пустым редактором и запускать новую программу пугает. Сядьте с ними и опишите код, который они должны написать, построчно.
Или, если вы используете онлайн-ресурсы, чтобы поделиться ими со своим ребенком, поищите исходный код небольших игр. Лучше всего работают программы, содержащие менее пары сотен строк кода.
Веб-сайт Scratch автоматически предоставляет исходный код для всех проектов на своем веб-сайте.
Поощряйте вашего ребенка вносить изменения в код и смотреть, как они изменят окончательную программу.3. Игры — это увлекательные программные проекты.
Программирование видеоигр — обычная отправная точка для многих молодых программистов. Angry Birds, Minecraft, Flappy Bird, Five Nights at Freddy’s и другие игры — основные источники вдохновения. Я написал бесплатную книгу «Изобретайте собственные компьютерные игры с помощью Python», в которой демонстрируются концепции кодирования с полным исходным кодом для нескольких простых игровых проектов (крестики-нолики, висельник и т. д.).
Имейте в виду, что игры, которые любят ваши дети, могут не стать отличным программным проектом, когда они только начинают. Для многих игр требуются команды разработчиков, художников и дизайнеров. Игры, которые требуют большого количества дизайна уровней и иллюстраций, могут ошеломить новичков. Гораздо приятнее завершить простую игру, чем начать и так и не закончить масштабный проект.
Обратитесь к моему списку из 49 небольших игр с простой игровой механикой, чтобы попрактиковаться.
Несмотря на то, что игры доставляют удовольствие, я обычно не рекомендую специальное программное обеспечение для создания игр или создания игр. Как и Scratch, эти приложения часто пытаются представить упрощенную среду программирования. Но в отличие от Scratch, они, как правило, сглаживают аспекты программирования. Программирование с их помощью больше похоже на настройку уже существующего программного обеспечения.
4. Держите руки подальше от клавиатуры и мыши.
Делиться знаниями очень интересно. Показывать кому-то, что вы знаете о программировании, — это здорово. Но программирование — это навык, который приобретается на практике, поэтому пусть дети водят. Старайтесь не набирать текст на клавиатуре при работе с детьми, даже временно. Если им нужно нажать на меню или кнопку, укажите пальцем на экран вместо того, чтобы брать мышь и нажимать ее самостоятельно.
Всякий раз, когда есть код, который нужно напечатать, пусть они напечатают его. Возможно, это будет быстрее, если вы сделаете это сами, но вашему ученику практика нужна больше, чем вам.5. Если вы преподаете в классе, дайте каждому ребенку свой компьютер.
Если вы преподаете в группе, постарайтесь выделить каждому учащемуся собственный компьютер. Подобно игре на музыкальном инструменте, программирование — это навык, который приобретается на практике, а не наблюдая за кем-то другим.
Raspberry Pi — это дешевый, «голый» ПК, стоимость стартового комплекта которого составляет около 70 долларов США. Хотя добавление новой клавиатуры, мыши и монитора увеличивает общую стоимость до уровня дешевого ноутбука. Избегайте Chromebook, iPad и планшетов, потому что: заставить Python работать на них сложно.
Если вам нужно организовать компьютерный класс для клуба продленного дня с ограниченным бюджетом, Raspberry Pi позволит вам использовать запасные клавиатуры и мониторы. (См. сайт Raspberry Pi Foundation и ежемесячную колонку Бена Наттолла Opensource.com Raspberry Pi для получения бесплатных ресурсов.) В противном случае я рекомендую подход с дешевым ноутбуком, особенно если у вас нет выделенного места и вам нужно хранить компьютеры после занятий. В ноутбуках меньше кабелей, и их легче хранить.
Если использование отдельных компьютеров невозможно, дети могут объединяться в пары и работать по очереди. Помните совет № 4: научите их с самого начала просить у своего партнера клавиатуру и мышь, а не просто хватать их.
Некоторые дети могут быть хвастливыми и стремиться доминировать над машиной, а менее уверенные в себе дети с радостью отдадут ее им. Пусть один ребенок будет A , а другой B . В определенные моменты урока явно скажите группе поменяться местами, чтобы A (или B ) находились перед клавиатурой и мышью в равной степени.
6. Пропустите информатику.
Если вы разработчик программного обеспечения, возможно, вам захочется поделиться своими техническими секретами. Объяснять рекурсивные алгоритмы заливки или решать задачи из Project Euler (отличный сайт с практическими задачами для тех, кто хочет отточить свои навыки программирования) — это очень весело. Быть брошенным в глубокий конец не так уж весело со стороны ученика. Некоторые темы, которые лучше отложить в начале:
- Объектно-ориентированное программирование
- Рекурсия
- Шаблоны проектирования
- Структуры данных помимо списков/массивов и словарей/хэш-карт (связанные списки, двоичные деревья и т. д.)
- Сетевые протоколы (помимо простых HTTP-запросов)
- Базы данных SQL или другие доменные языки
Хорошее эмпирическое правило: если такой вопрос возникнет на собеседовании в Google, лучше его пропустить. В начале лучше охватить широкий круг тем, чем углубляться в технические детали. Пусть ваши дети найдут свое увлечение. Как только ваш ребенок попробует то, что может предложить мир программирования, он будет рад изучить те части, которые ему нравятся.