Методика краски для первоклассников интерпретация – Тест на тему: Адаптация учащихся к школе
Тест «Краски».Диагностика изучения заинтересованности учебными предметами учениками 3-4 классов.
Диагностика «Краски»
Учащиеся класса получают набор красок, фломастеров или карандашей, а также листы для диагностики. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребёнок окрашивает предметы в тёмные цвета, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Цвет и настроение
Красный – восторженное, работоспособное, творческое.
Синий – грустное, печальное.
Оранжевый – радостное.
Жёлтый, зелёный – спокойное, уравновешенное.
Чёрный – мрачное, крайне неудовлетворённое.
Фамилия, имя __________________________________.
infourok.ru
Адаптация первоклассников (методики) | Социальная сеть работников образования
Методика №1 «Лесенка»
Цель диагностики: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.
Метод проведения диагностики: опросный лист.
Срок проведения: октябрь 2016 г; январь 2017 г.
Количество диагностированных: 15 человек.
Диагностику провела: Закирова О.В., учитель
Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Ребенку дается следующая инструкция:
— Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представь себе, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок».
Обработка результатов и интерпретация:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 7%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Диагностическая карта
Дата проведения 27 октября 2016г.
№ | Фамилия, имя ребёнка | 2016-2017 г. | |
ноябрь | январь | ||
1 | Адекватная самооценка | ||
2 | Завышенная самооценка | ||
3 | Адекватная самооценка | ||
4 | Резко заниженная самооценка | ||
5 | Завышенная самооценка | ||
6 | Адекватная самооценка | ||
7 | Резко заниженная самооценка | ||
8 | Завышенная самооценка | ||
9 | Адекватная самооценка | ||
10 | Завышенная самооценка | ||
11 | Завышенная самооценка | ||
12 | Резко заниженная самооценка | ||
13 | —- | ||
14 | Адекватная самооценка | ||
15 | —- | ||
16 | Адекватная самооценка | ||
17 | —- | ||
18 | Низкая самооценка | ||
Завышенная самооценка Адекватная самооценка Заниженная самооценка Низкая самооценка Резко заниженная самооценка | 33% 40% — 7% 20% |
Вывод: В результате диагностирования было установлено, что 33% детей имеют завышенный уровень самооценки. Поскольку в завышенной самооценке нет ничего хорошего, следующая задача заключается в приведении самооценки к адекватному уровню, соответствующему реальным возможностям ребёнка, то есть в одних случаях повысить, в других – понизить.
Для развития у детей адекватной самооценки и коммуникабельности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, не только в школе, но и в семье — первостепенно. Родители должны стремиться оценивать детей, не сравнивая между собой, а ориентировать на индивидуальные достижения, давая соответствующие разъяснения.
nsportal.ru
Адаптация в первом классе: диагностика
Период включения ребенка в систему школьного образования, присвоения гордого статуса «первоклассник» — значимый и запоминающийся этап в жизни каждого ребенка, связанный с серьезными эмоциональными переживаниями и необходимостью быстрой ориентации в новых условиях. Диагностика адаптации первоклассника к школе — важное направление психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса, способствующее решению ряда значимых задач:
- быстрому выделению из числа учащихся малышей, остро испытывающих сложности адаптационного периода;
- получению информации, необходимой для разработки индивидуальных траекторий развития первоклассников;
- составлению общих рекомендаций для педагогов начальных классов, формулируемых на основании психовозрастных особенностей нового детского коллектива.
Особенности адаптации первоклассников к школе и диагностика
Начало школьного обучения связано с необходимостью максимальной активизации познавательных, интеллектуальных и коммуникативных ресурсов, что становится серьезным жизненным испытанием для многих малышей. Диагностика адаптации первоклассников к школе является эффективным способом отслеживания показателей «вливания» самых младших учеников в школьную среду, предусматривающим возможность «мягкого» вмешательства для ведения адресной коррекционной работы.
Период адаптации ребенка к школе отличается индивидуальными проявлениями, его сроки обычно колеблются в пределах от нескольких недель до полугода. Процесс привыкания к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
- Самый напряженный — первый месяц обучения, который называют ориентировочным, или периодом «острой» адаптации в 1 классе. Характеризуется максимальным напряжением интеллектуальных и физических ресурсов первоклассника, т.к. с первых дней школа ставит перед малышом новые задачи, требующие немедленного разрешения.
- Период неустойчивой адаптации в первом классе длится от 2-3 месяцев до полугода. Первоклассники все еще предпочитают игровую деятельность вместо учебной, не сразу реагируют на замечания учителя, в случае недоразумений с одноклассниками прибегают к дракам, жалуются друг на друга, плачут. В это время нередко возникают первые серьезные в учебе.
- Заключительный этап — период устойчивого приспособления. Детский организм постепенно вырабатывает варианты реагирования на возросшую нагрузку, хотя дети все еще легко переутомляется. Следует предупреждать родителей, что подавленность и сонливость следует расценивать не как повод для беспокойства, а необходимость быть более внимательным к поведению и эмоциональному состоянию первоклассника.
Применение различных методик диагностики адаптации первоклассников к школе эффективно на всех этапах «вливания» детей в учебно-воспитательный процесс ввиду возможности градации различных факторов адаптации, представленных в таблице.
Адаптационные процессы в условиях привыкания ребенка к школьному обучению протекают сразу на нескольких уровнях, для каждого из которого характеры специфические критерии и показатели:
- Когнитивный, выражающийся через уровень сформированности жизненных установок, стереотипов, образа действий, развитости самосознания. Об успешной адаптации первоклассника по данному компоненту свидетельствует наличие адекватного мнения о том, для чего нужна школа и ее ежедневное посещение, а также самоидентификации себя как ученика, имеющего определенные обязанности и права.
- Эмоциональный, отражающий самооценку. Проявление ребенком адекватного оценивания собственных умений и навыков, готовность к обучению и развитию свидетельствуют о высо
www.menobr.ru
Пакет методик для проведения стартовой диагностики в 1 классе.
Пакет методик для проведения стартовой диагностики в 1 классе.
Пакет методик для проведения стартовой диагностики в 1 классе.
Анкета «Мое отношение к школе»
(1 класс)
(ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)
1. Нравится ли тебе ходить в школу?
Да – красный
нет – синий
не знаю – желтый
2. Больше всего тебе нравится:
Заниматься со взрослыми – красный
Смотреть телевизор – синий
Играть в игрушки – зеленый
Затрудняюсь ответить – желтый
3. В школе больше всего тебе нравится:
Друзья – синий
урок – зеленый
затрудняюсь ответить – желтый
4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?
Да – синий
нет — красный
не знаю — желтый
5. Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?
Да – синий
нет — красный
не знаю — желтый
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»
(изучение детского коллектива)
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны предложения и рисунки состояния их настроению.
В классе мне –
С друзьями мне –
Дома мне –
Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащиеся отвечают на вопросы и подчеркивают то состояние, которое соответствует их настроению.
Диагностика «Краски»
Учащиеся получают набор красок или фломастеров. Листы бумаги на которых нарисовано 10 кружков. Задача учащихся раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет.
Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску:
звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.
Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностическая методика «Остров невезения»
В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма sos с острова невезения. Люди живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям.»
На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить не только какие предметы попадут в список, но будут ли среди этих предметов школьные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить приоритеты по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Диагностическая методика «Школа будущего»
Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно.
Если учащиеся относя к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Диагностическая методика
«Фотография»
Ученикам предлагается сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Методика «Номинация»
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:
Самый интересный учебный предмет
Самый полезный учебный предмет
Самый ненужный учебный предмет
Самый трудный учебный предмет
Самый легкий учебный предмет
Самый веселый учебный предмет
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для них.
infourok.ru
Материал (1 класс) на тему: Диагностика изучения учащихся
- Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностика №1 «Рамочка для фотографии»
Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки.
Данная диагностика позволит мне определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника.
Диагностика №2 «Краски»
Учащиеся получают краски и листы, на которых нарисовано по 10 кружков. Называю 10 предметов, а учащиеся должны самостоятельно определить в какой цвет раскрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
- Диагностика по изучению детского коллектива
Диагностика №1 «Что у меня на сердце»
Раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
— «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня легко стало на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Давайте, определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению. Эта диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, пути их преодоления.
Диагностика №2 «Краски»
Учащиеся получают краски и листы, на которых нарисовано по 10 кружков. Называю 10 предметов, а учащиеся должны самостоятельно определить в какой цвет раскрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
nsportal.ru
Диагностика по выявлению отношений к учебным предметам через цвет и эмоции. (1-4 классы)
Муниципальное казённое образовательное учреждение Серафимовичская средняя общеобразовательная школа №2 Волгоградской области
Диагностика по выявлению отношений к учебным предметам через цвет и эмоции.
(1-4 классы)
Учитель начальных классов: Буряк Е.И.
г. Серафимович 2014-2015г
Диагностика по выявлению отношений к учебным предметам через цвет и эмоции.
(1-4 классы)
Цель:
Диагностика адресована обучающимся начальных классов. Она рассчитана на выполнение функций:
1.Основной – психологической. С помощью данной диагностики вы можете определить характер человека или его настроение в данный момент;
2.Эмоциональной. Благодаря эмоциональной функции вы можете определить отношение обучающихся к изучаемым предметам.
Инструкция
Обозначение цветов и эмоций
Диагностика предоставляет значение только основных, базовых цветов:
Белый цвет является «идеальным». Выбирать белый может человек с любым характером, но он и сам готов принять любого, не желая никого отталкивать.
Черный цвет в психологии обычно означает негатив. Люди, предпочитающие черный цвет, считаются неуверенными в себе, имеющими мрачное восприятие жизни и склонными к депрессии. Постоянный выбор черного цвета говорит о наличии кризисного состояния, агрессивном неприятии себя или окружающих.
Серый цвет предпочитают рассудительные и недоверчивые люди, которые привыкли обдумывать каждый свой шаг, боясь оказаться на виду. Иногда этот цвет выбирается с целью защитить себя от окружающего мира, при сильном переутомлении или в стрессовой ситуации.
Красный цвет. Человек, выбирающий этот цвет в качестве любимого, общителен, властен и вспыльчив. Переизбыток красного может провоцировать агрессию.
Коричневый цвет предпочитают люди, ценящие семью и традиции, они стремятся к простым инстинктивным переживаниям и чувственным радостям. Но постоянный выбор этого цвета может говорить о физическом истощении.
Желтый цвет говорит о непринужденности в общении, интеллигентности и спокойствии.
Синий цвет нравится людям, скромным, склонным к меланхолии, они быстро утомляются, поэтому нуждаются в частом отдыхе. Такому человеку очень важно чувство уверенности в себе, расположение окружающих.
Зеленый цвет раскрывает человека, опасающегося чужого влияния, ищущего возможности для самоутверждения. Также зеленый цвет не любят те, кто старается добиться успеха не за счет своих стараний, а благодаря эмоциональному воздействию.
— символизирует положительное отношение к учебным предметам;
-символизирует отрицательное отношение к учебным предметам.
2. Правила проведения диагностики
Перед тем как приступить к выполнению диагностики, педагогу необходимо рассказать правила:
Перед тем, как раздать диагностику, обучающимся необходимо выбрать любой из 8 данных цветов;
Выбранным цветом необходимо закрасить тот смайлик, который символизирует его отношение к данному предмету;
После того, как все выполнили, подпишите свою работу.
№
Название предмета
Отношение
1
Русский язык
2
Литературное чтение
3
Математика
4
Музыка
5
Окружающий мир
6
Технология
7
Английский язык
8
Физическая культура
9
Изобразительное искусство
Ф.И.
Например: Если ребёнок выбрал черный цвет и закрасил им все весёлые смайлики, то обращая внимание на обозначение цветов и смайликов, мы определили, что у ребёнка хорошее отношение к учебным предметам, но он выбрал чёрный цвет, что символизирует неуверенность в себе. Понаблюдав за обучающимся еще какое-то время, убедившись, что ребёнок постоянно выбирает черный цвет, можно сделать вывод о наличии кризисного состояния, агрессивном неприятии себя или окружающих. В таком случае следует провести различные беседы как с обучающимся, так и с родителями.
Для разработки данной диагностики были использованы принципы теста Люшера «Цветовой тест отношений» — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9B%D1%8E%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%B0
Смайлики — http://moi-raskraski.ru/raskraska-smajliki
infourok.ru
Методический материал «Цветные письма»
Методика «Цветные письма»
Цель исследования: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в 5 классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».
Бланк для заполнения:
Русский языкЛитература
Природоведение
Английский/Немецкий язык
ОБЖ
История
Музыка
ИЗО
Физическая культура
Технология (девочки/мальчики)
Обработка и интерпретация результатов:
Опираясь на значение цвета, при обработке результатов необходимо проследить
характер общего психологического состояния каждого учащегося на уроках в школе (по преобладанию определенных цветов), (в целях выявления дезадаптированных учащихся),
уроки, на которых учащиеся испытывают состояние психологического дискомфорта (в целях выявления наиболее стрессовых уроков для учащихся),
характер психологической комфортности на разных уроках.
Интерпретация цвета (по М. Люшеру)
Синий – спокойствие,
Зеленый – уверенность,
Красный – энергия, стремление к активной деятельности,
Желтый – активность, стремление к общению,
Черный – страх,
Коричневый – стресс,
Фиолетовый – тревога,
Серый – нейтральная граница
infourok.ru