Методика лабиринт для младших школьников: Методика «Лабиринт.» — Начальные классы — Тесты

Методика «Лабиринт.» — Начальные классы — Тесты

Лабиринт.

Цель: диагностика развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста, а так же моторика и ориентация на листе бумаги. (Умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации). Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу.

Материал: Материал представляет собой комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков.

Вводные задачи состоят из двух задач – задачи «А» и задачи «Б». Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1–2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3–4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5–6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1–2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3–6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1–2 направления поворотов, в задачах 3–4 – характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5–6 – сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 – одновременно ориентиры и направления поворотов.

Порядок выполнения и инструкция: детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок с вводной задачей.

«Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

«Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону».

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1–2:

«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 3:

«Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 4:

«Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом – стульчика. Отметьте дома».

К задачам 5–6:

«Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».

К задачам 7-10:

«Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Оценка и интерпретация результатов: при оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи. В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков – 44.

38–44 балла – дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полное и расчлененное пространственное представление.

31–38 – дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24–31 – дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

18–24 – для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов – дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

Вводные задачи

Задачи 1–2

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Задачи 3–4

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Задачи 5–6

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Задачи 7–8

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Задачи 9-10

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Ключ к задачам 1–6 (номера домиков)

Ключ к задачам 7–8 (номера домиков)

Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)

Психологические материалы — Методика «Лабиринт»

Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации). Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу.

Материал представляет собой комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков.

Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.

Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10 (листы 1-10).

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1—2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните».

Задача 1 

Задача 2 

   

К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо дерева (дуба), потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

Задача 3 

 

К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо грибка, потом — мимо ягодок (вишинок), дерева (дуба), потом цветочка. Отметьте домик».

Задача 4 

 

К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».

Задача 5 

Задача 6 

   

К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Задача 7 

Задача 8 

   

Задача 9 

Задача 10 

   

Оценка результатов

При обработке результатов по каждой из задач 1-6 за каждый правильный поворот начисляется 1 очко. Поскольку в задачах 1-6 необходимо сделать четыре поворота, максимальное количество очков за каждую из задач — 4. В задачах 7-10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7-8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах 9, 10 (три поворота) — 6 очков.

Упражнение 3: Прогулка по лабиринту | Создание дома | Гобелен веры

https://www.uua.org/files/includes/snippet-important-message.txt

Гобелен веры: Создание дома: Программа развития чувства дома, основанного на вере, для классов K-1

Часть создания дома

Время занятия: 25 минут

Материалы для занятия

  • Лабиринт

Подготовка к действию

  • Разложите лабиринт на полу.
  • Пока вы ведете отдельных детей по лабиринту, вы можете привлечь других участников к Занятию 4: Наши именные камни или Занятию 6: Украшение порога.
    Одновременная деятельность позволит детям пройти лабиринт в своем собственном темпе без давления со стороны других, ожидающих своей очереди. Подготовьте альтернативные виды деятельности в другом месте помещения для собраний и назначьте другого взрослого для наблюдения.

Описание мероприятия

Расскажите участникам своими словами:

В течение многих сотен лет — задолго до того, как кто-либо в комнате родился — люди во всем мире использовали лабиринт для медитации. Когда вы медитируете, вы держите свое тело неподвижным и расслабленным. Вы держите свой ум неподвижным и расслабленным. Вы также держите свои чувства расслабленными. Многие люди верят, что медитация помогает им открыть разум новым идеям, а сердца новым чувствам.

Теперь у вас будет возможность попробовать это на себе.

Объясните действие, используя эти слова или свои собственные:

По одному вы будете пересекать порог, чтобы войти в лабиринт.

Затем вы будете медленно идти по дорожке, пока не доберетесь до центра. В центре вы на мгновение остаетесь неподвижными, открываете свое сердце и открываете свой ум. Затем вы разворачиваетесь и идете по лабиринту назад от центра. Следуйте по всему пути и выйдите, переступив порог.

Мы хотим быть внимательными, когда переступаем порог. Это означает, что мы обращаем внимание на то, что мы делаем. Когда вы входите в лабиринт, вы можете подумать о том, каково это, когда вы попадаете в новое место. Вы покидаете дом и начинаете путешествие.

Когда вы снова переступаете порог, чтобы выйти из лабиринта, это означает, что ваше путешествие окончено. Выход из лабиринта — это как возвращение домой.

Вы можете повторить некоторые из этих инструкций для каждого ребенка, пока они готовятся пройти лабиринт.

Перед тем, как пригласить первого ребенка пройти лабиринт, уберите камни и чашу, помещенные туда во время Открытия. Смоделируйте осознанность, удаляя эти символы с особым вниманием.

Дети заметят ваши действия.

Покажите, как дети должны медленно идти по пути и открывать свой разум всему, что происходит. Затем попросите детей по очереди пройти по дорожке. Ожидание трудно для детей младшего возраста, и вы хотите, чтобы у каждого ребенка было время ходить по своему усмотрению, без давления. Попробуйте, чтобы по одному ребенку шли на прогулку, в то время как другие дети начинают Занятие 4: Наши именные камни или Задание 6: Украшение порога с другим взрослым.

В завершение этого задания после того, как все дети пройдут лабиринт, соберите всю группу в круг вокруг лабиринта. Нарисуйте ответы людей на эти вопросы:

  • Чем прогулка по лабиринту отличается от прогулки по лабиринту?
  • Каково это — идти по пути?
  • Каково было найти центр?
  • Легко или трудно было удерживать внимание при прохождении лабиринта? О чем еще вы думали во время прогулки?
  • Каково было переступить порог входа?
  • Каково было переступить порог, выйдя на улицу?
  • Как вы думаете, будет ли он точно таким же или другим, если вы снова пройдете по лабиринту? Почему?

Использование лабиринта в качестве инструмента самообслуживания для студентов университетов — в фокусе факультета

Что такое лабиринт?

Лабиринт — это древний архетип с особым извилистым путем, ведущим от внешнего края к центру. В отличие от лабиринта, созданного для того, чтобы сбивать с толку или сбивать с толку, в лабиринте есть один вход и один выход. В течение 4000 или более лет лабиринт использовался как практика, которая, среди прочего, включала в себя ходьбу, молчание и медитацию. Лабиринты есть в каждой культуре и почти на каждом континенте. Все чаще лабиринты можно найти в университетских городках, и их можно построить из самых разных материалов. Лабиринты также могут быть стационарными или переносными.

Как лабиринт может служить ученикам?

Поскольку лабиринты могут способствовать ощущению благополучия и внутреннего спокойствия, они служат замечательным инструментом, помогающим учащимся обрести покой, умиротворить и уменьшить стресс. В течение последних двух десятилетий исследования в области использования лабиринта подтверждают его эффективность как способа достижения спокойствия, уменьшения беспокойства и повышения креативности (Danielson, 2004; Rhodes, 2011; Devito & Dunlap, 2012), а также привнесения внимательности. практики для студентов и преподавателей (Bright & Pokorny, 2012). Студенты, которые недавно впервые познакомились с лабиринтом в нашем кампусе, сказали следующее:

  • «Опыт лабиринта был первым разом, когда мне довелось поучаствовать и узнать об этом. Я чувствовал, что это действительно помогло мне выделить большую проблему в тот день и избавиться от нее. Путь к середине и обратно имел для меня огромное значение. Мне нравилось ходить босиком, и мне нравилось потом сжигать плохие вещи. Эти маленькие детали объединяют все воедино и заставляют меня чувствовать себя в безопасности и как будто я могу отпустить». Оливия
  • «Мой опыт в лабиринте позволил мне воспользоваться моментом, чтобы сбежать от моей реальности. Это был отличный способ начать день!» Жасмин
  • «Я хочу начать с того, что мне очень понравился лабиринт. Это был покой, который мне был нужен после этого тяжелого семестра. Хоть я и не очень духовный человек, я почувствовал умиротворение от затянувшегося мгновения молчания. В наше время трудно найти такие моменты». Мэрайя

Где найти лабиринт?

Простой поиск в World Wide Labyrinth Locator (https://labyrinthlocator.com/) определит город, штат и тип (школа, сад, больница и т. д.), где расположен каждый зарегистрированный лабиринт. Краткий поиск показал, что 355 лабиринтов расположены в учебных заведениях Соединенных Штатов, и многие из них находятся в кампусах колледжей. По словам редакторов Яна Селларса и Брайана Мосса в книге «Обучение с лабиринтом: создание рефлексивного пространства в высшем образовании» (2016 г.), самый ранний известный пример лабиринта, построенного в университетском контексте, был в 1972 года в Калифорнийском колледже-университете Стивенсона, Санта-Крус. С тех пор повышенный интерес привел к строительству многих других.

Примеры лабиринтов на территории кампуса для студентов

Для тех, у кого нет доступа к ближайшему лабиринту, есть бесплатное приложение Labyrinth Journey (https://labyrinthjourney. app/), которое позволяет пользователю «ходить» пальцами. Загрузив это приложение, любой может в любое время прогуляться пальцами, просто следуя шаблону в центр и обратно.

Почему сейчас лабиринт?

В связи с затяжной пандемией и постоянно меняющимися требованиями и проблемами, связанными с выбранными нашими студентами областями обучения, крайне важно, чтобы мы снабдили их инструментами, которые могут помочь им снизить стресс, повысить творческий потенциал и помочь им ориентироваться в мире. в котором они находят себя. Хотя лабиринт — не единственный инструмент, доступный нашим ученикам, это еще один проверенный временем способ обрести ощущение спокойствия.


Пэтти Колер-Эванс — профессор Университета Центрального Арканзаса. Она является фасилитатором лабиринта, прошедшим обучение в Veriditas, и предоставила многочисленные возможности для профессионального развития при использовании лабиринта, особенно в сфере образования. Она преподает курсы для выпускников по работе со студентами с ограниченными возможностями, консультирует аспирантов, желающих получить сертификат специального образования, и является одним из руководителей Учебного центра УЦА в Машберне.

Дина Кей Райс — доцент педагогики Университета Центрального Арканзаса, преподавание которой сосредоточено на разнообразии учащихся, особенно на людях с ограниченными возможностями. Как педагог-педагог, д-р Райс увлечена изучением стратегий, поддерживающих благополучие кандидатов.

Стефани Р. Сорбет — доцент Университета Центрального Арканзаса. Она является координатором программы K-6 и преподает начальные курсы управления классом в Департаменте начального, грамотного и специального образования Педагогического колледжа УЦА. Ее исследовательские интересы включают наставничество и устойчивость учителей-новичков, коучинг администраторов для поддержки учителей-новичков, обучение служению как полевой опыт, а также социально-эмоциональное обучение и связь с позитивным дизайном классной комнаты.

Ссылки

Брайт, Дж. и Полорни, Х. (2012). Созерцательные практики в высшем образовании: вдохнуть сердце и осознанность в опыт сотрудников и студентов.