Методика познавательных процессов 7 8 класс: Сборник методик изучения познавательных процессов

Содержание

Внеурочный курс «Интеллектика» – один из способов развития познавательных процессов младших школьников при реализации ФГОС НОО

   

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 82 г. Новосибирска

 

Для того чтобы усовершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем заучивать.

Рене Декарт, французский философ, математик

Современные психологи отмечают, что большую роль в учебной деятельности играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память и мышление. Для развития и совершенствования познавательных процессов, расширения интеллектуальных возможностей детей педагоги МБОУ СОШ № 82 реализуют в начальной школе внеурочный курс общеинтеллектуального направления «Интеллектика» (на основе методического пособия О. А.Холодовой «Юным умникам и умницам», курс развития познавательных способностей, Москва, издательство «РОСТ»).

Цель данного курса: создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления, вызывающего у ребёнка чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Основные задачи курса:

· развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;

· развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

· формирование и развитие коммуникативных умений; умение оценить себя и товарища;

·  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

· развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

· формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных действий.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. Процесс мышления – это анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; Неразрывная связь между анализом и синтезом отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. Любое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. – выделение в них общего и различного.

В рабочих тетрадях курса для 1-ого класса приведены упражнения, направленные на формирование логического мышления, это позволяет на доступном детям материале, имеющемся жизненном опыте строить правильные суждения, нестандартно мыслить и проводить доказательства.

Например:

1.  Логические задачи.

Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Раскрась рыбу, пойманную раньше всех? (щука)

2. Логически-поисковые задания.

1) Замени подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово. Напиши это слово.

Балет — …(билет), олень — …(осень), салат — …(салют), пирог — …(порог).

2) Собери слово.

СОК-ОК+АМ+О+ЛЁТ=САМОЛЁТ

ЛЕ+ТОК-К=ЛЕТО

3) Загадки, кроссворды, лабиринты и др.

С букварём шагает в школу деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы в полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка? Как зовётся тот мальчишка? (Буратино)

4) Ребусы. 7Я, 3ТОН, ВИ3НА и др.

5) Магические квадраты.

6) Найди слова в строчках.

АВКОТРПТЛЕСВОСПАРТАВУОАШАР

В результате этих занятий у ребят формируется уверенность в своих интеллектуальных способностях, снижается тревожность, боязнь ошибочных шагов. Происходит становление разнообразных форм самосознания и самоконтроля, совершенствование мыслительных операций, формируется познавательный интерес.

Количество просмотров: 10933  

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

  • чувства;
  • эмоции;
  • стресс;
  • аффекты.

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

2

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

Существуют различные типологии памяти:

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

3

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

4

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Свойства ощущений:

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

5

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Свойства воображения:

  • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
  • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

6

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

Свойства представления:

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

7

Речь

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Свойства речи:

  • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
  • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

8

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

2

Воля

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

3

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

  • Развитие памяти
  • Логическое мышление.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Когнитивистика

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Самопознание

Что такое теория обработки информации? Этапы, модели и ограничения

  • Обучение
  • 16 марта 2023 г.

Имед Бушрика, доктор философии
, главный специалист по данным и руководитель отдела контента

Технологии развивались десятилетиями, перенеся нас в современную информационную эпоху. Теперь современные операции и решения стали определяться информационными и коммуникационными технологиями. Фактически, создание, использование, распространение и манипулирование данными стали критически важными в различных отраслях. Они считаются преобразующими элементами, которые влияют на результаты, стратегии, производительность и отдачу учреждений.

При этом важно знать, как обрабатывается и потребляется информация. Теория обработки информации описывает, как люди записывают, хранят и извлекают информацию в своем мозгу. Это влияет на мотивацию и поведение человека (Hann et al., 2007). Следовательно, действия и поведение отдельных людей влияют на общество в целом.

Эта статья определяет теорию обработки информации, ее элементы и происхождение на основе современной литературы. В нем также обсуждается подход к обработке информации в контексте интеллектуального развития, существующие модели, разъясняющие теорию, ее ограничения и некоторые организационные преимущества. После прочтения статьи читатель должен иметь представление о том, как люди обрабатывают информацию, о ее последствиях и о том, почему применение ее подходов является достойным вариантом карьеры психолога.

Теория обработки информации Содержание

  1. Что такое теория обработки информации?
  2. Модели теории обработки информации
  3. Ограничения теории обработки информации
  4. Организационные преимущества теории обработки информации

Что такое теория обработки информации?

Теория обработки информации — это подход к изучению когнитивного развития, целью которого является объяснение того, как информация кодируется в памяти. Он основан на идее, что люди не просто реагируют на раздражители из окружающей среды. Вместо этого люди обрабатывают информацию, которую они получают. В то время как эксперты считают, что механизмы и функции мозга относительно просты, размеры и масштабы нейронных сетей и их поведения в целом весьма сильны (Wang, Liu, & Wang, 2003).

Они включают в себя то, как мозг обрабатывает информацию. Теория обработки информации не только объясняет, как информация собирается, но и как она хранится и извлекается (Çeliköz, Erişen, & Şahin, 2019). Процесс начинается с получения информации, также называемой стимулом, из окружающей среды с использованием различных органов чувств. Затем ввод описывается и сохраняется в памяти, которая извлекается при необходимости. Разум или мозг сравнивают с компьютером, способным анализировать информацию из окружающей среды. Даже в юном возрасте человек может накапливать и хранить значительные объемы информации, что видно из теории обработки информации детского развития.

Следовательно, обработка информации влияет на поведение человека (Hann, Hui, Lee, & Png, 2007). В теории мотивации ожидания человек обрабатывает информацию об отношениях поведение-результат. Затем они могут формировать ожидания на основе информации и принимать решения, тем самым подчеркивая, что такое обработка информации в психологии и ее значение.

Истоки теории обработки информации

Джордж Армитаж Миллер был первым, кто выдвинул идею теории обработки информации. Он был одним из первых основоположников изучения познания в психологии и считается основоположником модели обработки информации в психологии. Его исследования основаны на теории знаков и латентного обучения Эдварда К. Толмана, которые предполагают, что обучение является внутренним и сложным процессом, включающим психические процессы (Çeliköz, Erişen, & Şahin, 2019).).

Миллер обнаружил емкость рабочей памяти, которая обычно может вмещать до семи плюс-минус два элемента. Кроме того, он ввел термин «дробление» при описании функций кратковременной памяти.

Помимо Миллера, Джон Уильям Аткинсон и Ричард Шиффрин также связаны с подходом к обработке информации в когнитивной психологии. Когнитивная теория обработки информации относится к предложенной многоэтапной теории памяти, которая является одной из ведущих моделей теории обработки информации (Сала, 2007).

Два других психолога, Алан Баддели и Грэм Хитч, своими исследованиями внесли значительный вклад в теорию обработки информации в психологии. Они представили более глубокую модель обработки информации памяти с различными этапами, такими как зрительно-пространственный блокнот, фонологическая петля и центральный исполнительный механизм (Baddeley, 2006).

Элементы теории обработки информации

Хотя основные модели теории обработки информации различаются, они в основном состоят из трех основных элементов (Çeliköz, Erişen, & Şahin, 2019):

  1. Хранилища информации – Различные места в уме, где хранится информация, такие как сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, семантическая память, эпизодическая память и многое другое.
  2. Когнитивные процессы – Различные процессы, передающие память между различными хранилищами памяти. Некоторые из процессов включают восприятие, кодирование, запись, фрагментацию и извлечение.
  3. Исполнительное познание – Осведомленность человека о том, как информация обрабатывается внутри него или нее. Это также относится к знанию их сильных и слабых сторон. Это очень похоже на метапознание.

Модели теории обработки информации

Существуют различные попытки разработать модели обработки информации. Двумя наиболее популярными являются модель с несколькими магазинами Аткинсона и Шиффрина и модель рабочей памяти Баддели и Хитча.

Модель Аткинсона и Шиффрина

Джон Уильям Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили модель с несколькими магазинами в 1968 году, чтобы проиллюстрировать свой взгляд на человеческую память (Atkinson & Shiffrin, 1977). Модель показывает три подраздела человеческой памяти и то, как они работают вместе.

Итак, какие 3 этапа обработки информации? Они следующие:

  1. Сенсорная память – содержит информацию, которую разум воспринимает с помощью различных органов чувств, таких как зрительная, обонятельная или слуховая информация. Эти органы чувств часто постоянно получают шквал раздражителей. Тем не менее, большинство из них игнорируются и забываются разумом, чтобы не перегрузиться. Когда сенсорная информация привлекает внимание ума, она переносится в кратковременную память.
  2. Кратковременная память (Рабочая память) – Информация в кратковременной памяти сохраняется только около 30 секунд. Когнитивные способности влияют на то, как люди обрабатывают информацию в рабочей памяти. Кроме того, внимание и концентрация на самой важной информации также играют важную роль в ее кодировании в долговременную память. Кроме того, повторение значительно помогает способности запоминать детали в течение длительного времени.
  3. Долговременная память . Считается, что долговременная память имеет неограниченный объем, так как в ней могут храниться воспоминания давно минувших дней, чтобы их можно было извлечь позже. Для хранения информации в долговременной памяти используются различные методы, такие как повторение, связывание информации, соотнесение информации со значимым опытом или другой информацией, а также разбиение информации на более мелкие фрагменты.

Модель рабочей памяти Баддели и Хитча

Алан Баддели и Грэм Хитч предложили модель рабочей памяти еще в 1974 году. Они обеспечили глубокое понимание разума и того, как он обрабатывает информацию. Для дальнейшей иллюстрации теории обработки информации добавлены еще четыре элемента (Goldstein & Mackewn, 2005), а именно:

  1. Центральный исполнительный орган — считается центром управления разумом, где регулируются информационные процессы между различными хранилищами памяти. Он контролирует и реализует когнитивные процессы, которые кодируют и извлекают информацию. Кроме того, центральный исполнитель получает информацию из зрительно-пространственного блокнота, эпизодического буфера и фонологического цикла. Считается, что в лобной доле головного мозга находится центральный исполнительный орган, поскольку именно здесь обрабатываются все активные решения.
  2. Фонологическая петля . Она работает в тесном контакте с центральным исполнительным органом и хранит слуховую информацию. Кроме того, он состоит из двух подкомпонентов:
    • Фонологическое хранилище – Хранит слуховую информацию в течение короткого периода времени.
    • Артикуляционный репетиционный процесс . Он сохраняет информацию в течение более длительных периодов времени во время репетиций (Baddeley & Hitch, 2019).
  3. Визуально-пространственный блокнот для эскизов – считается еще одной частью центральной исполнительной системы, содержащей пространственную и визуальную информацию. Это помогает уму представлять объекты и маневрировать в окружающей среде.
  4. Эпизодический буфер — позже Баддели добавил четвертый элемент модели, который также содержит информацию. Это увеличивает способность ума хранить информацию. Он считал, что эпизодический буфер передает информацию между кратковременной памятью, восприятием и долговременной памятью. Поскольку это все еще относительно новое явление, все еще проводятся исследования его конкретных механизмов (Goldstein & Mackewn, 2005).

Ограничения теории обработки информации

Как и любая теория, теория обработки информации имеет свои ограничения. В то время как представленные модели адекватно описывают, как обрабатывается информация, возникает несколько вопросов: новая информация с сохраненной информацией раскрывает новую информацию, которая может обеспечить решения различных проблем.

  • Компьютер имеет центральный процессор с ограниченной вычислительной мощностью. Точно так же центральный исполнительный орган у людей имеет ограниченные возможности, которые влияют на систему внимания человека.
  • Одним из очевидных ограничений этой аналогии является способность человеческого мозга хранить информацию размером порядка 108432 бит. Это означает, что объем человеческой памяти значительно выше, чем у компьютера (Wang, Liu, & Wang, 2003). Этот количественный разрыв между компьютером и человеческим мозгом означает, что последний может выполнять процессы, которые первый просто не может, формируя идею, лежащую в основе теории обработки информации в интеллекте. Кроме того, аналогия также не учитывает мотивационные и эмоциональные факторы, влияющие на познание человека.

    Модели предполагают последовательную обработку

    Существующие модели теории обработки информации предполагают последовательную обработку, что означает, что один процесс должен быть завершен до начала следующего процесса. Это очень похоже на то, как работает компьютер, отсюда и аналогия.

    Однако мозг способен к параллельной обработке, что означает одновременную обработку различных входных данных с разным качеством (Laberge & Samuels, 1974). Такая способность человеческого мозга зависит от процессов, необходимых для выполнения задачи, и/или количества практики и способностей человека.

    Например, слепая машинистка может читать отрывки, печатая их на клавиатуре. С другой стороны, начинающий машинист будет сосредотачиваться на букве или слове за раз.

    Организационные преимущества теории обработки информации

    Теория обработки информации может быть расширена за пределы отдельных лиц. Подобно человеческому разуму, организация также является сущностью, которая обрабатывает информацию как часть своих критических функций. Таким образом, концепции теории обработки информации могут быть применены к организациям.

    Существует четыре основных этапа обработки информации в организациях, которые обычно, но не всегда, происходят по порядку (Kmetz, 2020):

    1. Сбор или поиск — Отдельные лица в организации получают или ищут информацию. Источником информации может быть внутри организации, например, база знаний, эксперты или даже комментарии сотрудников по результатам оценки эффективности. Информация также может поступать извне организации через другие организации, сторонних экспертов и т. д.
    2. Хранилище — Первоначально это может происходить в памяти людей. Хранение может также происходить на других носителях, таких как компьютеры, базы данных или серверы. Хранение является важной частью всего рабочего процесса обработки информации, так что другие члены организации могут получить доступ к информации, когда это необходимо. Это также важно для обучения, поскольку организация может учиться на своем прошлом опыте с помощью хранимой информации.
    3. Преобразование — Это происходит, когда люди изменяют или преобразуют информацию, которая получена или хранится. Это может включать анализ, расширение или сжатие, которые помогут им в принятии решений. Преобразование может включать в себя извлечение или получение результата из новой информации.
    4. Передача — Информация с одного из первых трех этапов распространяется на другие. Это может включать отчетность или представление соответствующим заинтересованным сторонам.

    Понимая, как информация обрабатывается в задаче, организации могут уменьшить неопределенность. Чем больше неопределенность, тем больше информации необходимо обработать лицам, принимающим решения, чтобы полностью выполнить задачу и понять ее последствия (Galbraith, 1974). С другой стороны, когда обрабатывается достаточно информации, относящейся к задаче, она становится хорошо понятной еще до ее выполнения. Таким образом, многие из его шагов могут быть запланированы заранее, что повышает эффективность, управление ресурсами и управление изменениями. Кроме того, можно сформулировать соответствующие стратегии, чтобы воспользоваться возможностями и свести к минимуму потенциальные проблемы.

    Такими примерами являются наукоемкие виды деятельности в глобальных организациях. Глубокое понимание обработки информации позволяет организациям распространять такую ​​деятельность на участников из разных мест. Затем они могут изучить различные этапы обработки информации и понять важность и влияние различных факторов, таких как потребности клиентов, коммодитизация задач и технологии совместной работы (Chen & Lin, 2016). Затем организация может спроектировать наиболее эффективное распределение деятельности, которое максимизирует человеческие и другие ресурсы.

    Теория обработки информации и ее современные области исследований

    Теория обработки информации в настоящее время используется в различных отраслях, областях обучения и технологических карьерах. Помимо отдельных лиц, концепции, модели и идеи в области обработки информации применяются к различным субъектам, таким как:

    • Бизнес — Теория обработки информации использовалась для описания организационного поведения (пример обсуждается в предыдущем разделе). . Например, различные модели используются для понимания того, как компании используют рыночную информацию, как они решают, какая информация актуальна или важна, и как она влияет на их долгосрочные стратегии (Rogers, Miller, & Judge, 19).99).
    • Семейная единица – Теория используется для понимания семейных систем, которые включают внимание, восприятие и кодирование стимулов внутри семьи в целом или отдельных лиц. Затем семейная ячейка разрабатывает взаимные и индивидуальные схемы, которые влияют на то, как информация обрабатывается и принимается во внимание. Схемы можно использовать для описания семейной динамики, культуры и отношений (Ариэль, 1987).
    • A искусственный интеллект (ИИ) — Теория обработки информации была разработана в когнитивной психологии и стремлении ученых и экспертов понять, как работает человеческий разум. Исследования ИИ направлены на то, чтобы понять человеческое познание и воспроизвести процессы в машинах, такие как обработка естественного языка, кодирование памяти, поиск информации, обучение и многое другое (Langley, 2016).

    По мере роста интереса к тому, как работает человеческий разум, растет и применение теории обработки информации. Кроме того, это улучшает понимание того, как различные лица, от отдельных лиц до целых организаций, работают с информацией. Следовательно, новые модели, идеи и концепции разрабатываются в различных контекстах, ядром которых служит теория обработки информации. Учащиеся, которые хотят узнать больше об этом, могут получить степень в области психологии на местах или в Интернете.

     

    Ссылки:

    1. Ариэль, С. (1987). Теория обработки информации о семейной дисфункции. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение , 24 (3S), 477-495. https://doi.org/10.1037/h0085745
    2. Аткинсон Р. и Шиффрин Р. (1977). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. Человеческая память , 7-113. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-121050-2.50006-5
    3. Баддели, А. (2006). Рабочая память. В С. Пикеринг (ред.), Рабочая память и образование , 1-31. https://doi.org/10.1016/b978-012554465-8/50003-х
    4. Баддели, А. Д., и Хитч, Г. Дж. (2019). Фонологическая петля как буферное хранилище: обновление. Кортекс, 112 , 91-106. https://doi.org10.1016/j.cortex.2018.05.015
    5. Чен С. и Лин Н. (2016). Глобальное рассредоточение оффшорных поставщиков услуг: перспектива обработки информации. Journal of Knowledge Management, 20  (5), 1065–1082. https://doi.org/10.1108/jkm-11-2015-0449
    6. Гэлбрейт, Дж. Р. (1974). Организационный дизайн: представление обработки информации. Интерфейсы, 4 (3), 28-36. https://doi.org/10.1287/inte.4.3.28
    7. Гольдштейн, Э. Б., и Макьюн, А. (2005). Когнитивная психология, соединяющая разум, исследования и повседневный опыт . Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт. Google Книги
    8. Ханн, И., Хуэй, К., Ли, С.Т., и Пнг, И.П. (2007). Преодоление проблем конфиденциальности информации в Интернете: подход теории обработки информации. Journal of Management Information Systems, 24  (2), 13–42. https://doi.org/10.2753/mis0742-1222240202
    9. Кмец, Дж. Л. (2020). Теория обработки информации в организации: управление присоединением технологий в сложных системах . Абингдон-на-Темзе, Англия: Рутледж. Google Книги
    10. Лаберж, Д., и Сэмюэлс, С. (1974). К теории автоматической обработки информации при чтении. Когнитивная психология, 6 (2), 293-323. https://doi.org/10.1016/0010-0285(74)

      -2

    11. Лэнгли, П. (2016). Центральная роль познания в обучении. Достижения в области когнитивных систем, 4 . Ученый-семантик
    12. Роджерс П.Р., Миллер А. и Джадж В.К. (1999). Использование теории обработки информации для понимания взаимосвязей между планированием и исполнением в контексте стратегии. Журнал стратегического управления, 20  (6), 567–577. https://doi.org/10.1002/(sici)1097-0266(199906)20:63.0.co;2-k.
    13. Сала, Южная Дакота (2007). Небылицы о разуме и мозге: отделить факты от вымысла . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Психнет
    14. Ван Ю., Лю Д. и Ван Ю. (2003). Открытие возможностей человеческой памяти. Мозг и разум, 4 , 89–198. https://doi.org/10.1023/A:1025405628479
    15. Челикоз, Н., Эришен, Ю., и Шахин, М. (2019). Когнитивные теории обучения с упором на латентное обучение, теории гештальта и обработки информации. Journal of Educational and Instructional Studies in the World, 9  (3). ЭРИК

    Программы поиска

    Найдите лучшее совпадение степени

    Получите индивидуальные рекомендации, которые помогут вам найти программу, которая будет соответствовать вашим целям и мечтам.

    Выберите тему Бизнес-консультирование Уголовное правосудие Образование Здравоохранение Информация и технологии Искусство и дизайн Гуманитарные и гуманитарные науки Наука и инженерия Другое Выберите специализацию

    Реклама

    Веб-сайт Research.com финансируется за счет рекламы. Все результаты поиска, поиска и сопоставления школ, а также рекомендуемые или доверенные партнерские программы предназначены для школ, которые платят нам. Компенсация, которую мы получаем, не влияет на наши школьные рейтинги, справочники ресурсов или любой другой беспристрастный с редакционной точки зрения контент на нашем веб-сайте.

    8.3 Когнитивные процессы, которые могут привести к неточностям — Психология — 1-е канадское издание

    1. Понять, почему используются когнитивные искажения.
    2. Объясните предвзятость подтверждения, как ее избежать и ее роль в стереотипах.
    3. Объясните предвзятость задним числом.
    4. Объясните функциональную неподвижность.
    5. Объясните эффект кадрирования.
    6. Объясните когнитивный диссонанс.

    Мы видели, как наши когнитивные усилия по решению проблем могут использовать эвристики и алгоритмы. Исследования показали, что человеческое мышление подвержено ряду когнитивных процессов; мы все используем их регулярно, хотя мы можем не знать, что мы. Хотя эти процессы обеспечивают нам определенный уровень когнитивной эффективности с точки зрения времени и усилий, они могут привести к ошибочному решению проблем и принятию решений. В этом разделе мы обнаружим ряд таких процессов.

    Когнитивные искажения — это ошибки в памяти или суждениях, вызванные неправильным использованием когнитивных процессов. Конкретные примеры см. в таблице ниже. Изучение когнитивных искажений важно как потому, что оно связано с важной психологической темой точности и неточности в восприятии, так и потому, что знание типов ошибок, которые мы можем совершить, может помочь нам избежать их, тем самым улучшая наши навыки принятия решений.

     

    Таблица 8.3. Когнитивные процессы, представляющие угрозу точности
    Когнитивный процесс Описание Примеры угроз для точных рассуждений
    Предвзятость подтверждения Тенденция проверять и подтверждать наши существующие воспоминания, а не подвергать их сомнению и опровергать Как только убеждения укореняются, они становятся самовоспроизводящимися, и их трудно изменить, независимо от их точности.
    Функциональная неподвижность Когда схемы мешают нам видеть и использовать информацию новыми и нетрадиционными способами Креативность может быть подорвана чрезмерным использованием традиционного мышления, основанного на ожиданиях.
    Контрфактическое мышление Когда мы «воспроизводим» события так, что они разворачиваются по-другому, особенно когда лишь незначительные изменения в событиях, предшествующих им, имеют значение Мы можем чувствовать себя особенно плохо из-за событий, которые могли бы не произойти, если бы до них произошло небольшое изменение.
    Предубеждение задним числом Склонность реконструировать повествование о прошлом, включающее нашу способность предсказывать, что произошло Знание реконструктивно.
    Заметность Когда некоторые стимулы (например, красочные, движущиеся или неожиданные) привлекают наше внимание, что повышает вероятность их запоминания Мы можем основывать свои суждения на одном заметном событии, игнорируя при этом сотни других столь же информативных событий, которых мы не видим.

    Предвзятость подтверждения — это тенденция проверять и подтверждать наши существующие убеждения и игнорировать или обесценивать информацию, которая их опровергает. Например, можно полагать, что органические продукты по своей природе лучше: больше питательных веществ, меньше пестицидов и так далее. Придерживаться предвзятости подтверждения означало бы обращать внимание на информацию, подтверждающую превосходство органических продуктов, и игнорировать или не верить любым утверждениям, утверждающим обратное. Предвзятость подтверждения психологически удобна, так что мы можем продолжать принимать решения, не подвергая сомнению наши взгляды. Однако только потому, что что-то «кажется» правильным, не обязательно делает его таковым. Предвзятость подтверждения может заставить людей принимать неверные решения, потому что они не обращают внимания на противоположные доказательства.

    Хорошим примером предвзятости подтверждения является внимание людей к политическим сообщениям. Джереми Фример, Линда Скитка и Мэтт Мотил (2017) обнаружили, что как либеральные, так и консервативные избиратели в Канаде и США не хотели слышать о взглядах своих идеологических оппонентов. Кроме того, участники их исследований указали, что их отвращение было вызвано не тем, что они чувствовали себя хорошо информированными, а скорее тем, что они стратегически избегали изучения информации, которая могла бы поставить под сомнение их ранее существовавшие взгляды. Как отмечают исследователи, предвзятость подтверждения может привести к тому, что люди со всех сторон политической сцены останутся внутри своих идеологических пузырей, избегают диалога с противоположными взглядами и становятся все более укоренившимися и узколобыми в своих позициях.

    Чтобы избежать предвзятости подтверждения и ее влияния на рассуждения, необходимо, во-первых, понять ее существование и, во-вторых, работать над уменьшением ее последствий путем активного и систематического анализа опровергающих доказательств (Lord, Lepper, & Preston, 1984). Например, тот, кто считает, что прививки опасны, может изменить свое мнение, если запишет аргументы в пользу вакцинации после рассмотрения некоторых доказательств.

    Должно быть очевидно, что предвзятость подтверждения играет определенную роль в стереотипы , которые представляют собой набор убеждений или схем о характеристиках группы. Джон Дарли и Пэджет Гросс (1983) продемонстрировали, как схемы социального класса могут влиять на память. В своем исследовании они дали участникам фотографию и некоторую информацию об ученице 4-го класса по имени Ханна. Чтобы активировать схему о ее социальном классе, Ханна была изображена сидящей перед красивым загородным домом для одной половины участников и изображена перед бедным домом в городской местности для другой половины. Затем участники посмотрели видео, на котором Ханна проходила тест на интеллект. По ходу теста Ханна ответила на некоторые вопросы правильно, а на некоторые неправильно, но количество правильных и неправильных ответов было одинаковым в обоих условиях. Затем участников попросили вспомнить, на сколько вопросов Ханна ответила правильно и неправильно. Демонстрируя, что стереотипы влияют на память, участники, которые думали, что Ханна происходила из высшего общества, вспомнили, что она получила больше правильных ответов, чем те, кто думал, что она из низшего класса. Вы можете себе представить, как стереотипы, которые у нас есть в отношении определенных групп, могут повлиять на наше поведение с членами этих групп.

    Всех нас время от времени охватывает чувство: «Я всегда это знал!» Эта тенденция называется искажением ретроспективного взгляда , и она относится к повествованию, построенному о чем-то, что произошло в прошлом, что помогает нам понять смысл события. Ошибка ретроспективного взгляда — это склонность мозга переписывать свои знания об истории после того, как она произошла. Тенденция чувствовать, что «я знал это все время» сочетается с неспособностью восстановить нехватку знаний, которая существовала раньше. Таким образом, мы переоцениваем нашу способность предсказывать будущее, потому что реконструировали иллюзорное прошлое (Kahneman, 2011).

    Функциональная фиксированность возникает, когда схемы людей не позволяют им использовать объект новыми и нетрадиционными способами. Карл Дункер (1945) дал участникам свечу, коробку кнопок и коробок спичек; затем участников попросили прикрепить свечу к стене так, чтобы она не капала на стол под ней (см. рис. 8.9). Мало кто из участников понял, что коробку можно прикрепить к стене и использовать как платформу для свечи. Проблема снова в том, что наши существующие воспоминания очень сильны, и они влияют на то, как мы думаем о новой информации. Поскольку участники были зациклены на обычной функции коробки — держать кнопки, они не могли увидеть ее альтернативное использование.

     

     

    Рисунок 8.9. В задаче о свече-прищепке функциональная неподвижность может привести к тому, что мы будем рассматривать коробку только как коробку, а не как потенциальный подсвечник.

    Люди склонны избегать риска при принятии решений. Эффект кадрирования — это тенденция к тому, чтобы на суждения влияла формулировка или формулировка проблемы. Когда людей просят выбрать между двумя альтернативами, одна из которых направлена ​​на предотвращение потерь, а вторая на максимизацию выигрыша, люди будут делать разные выборы в отношении одной и той же проблемы. Кроме того, различны и эмоциональные реакции на одно и то же событие, оформленное по-разному. Например, вероятность выздоровления от болезни равна 9.0% более обнадеживает, чем сообщение о том, что смертность от болезни составляет 10% (Kahneman, 2011). Амос Тверски и Даниэль Канеман (1981) разработали пример, теперь известный как «проблема азиатских болезней», чтобы продемонстрировать эффект кадрирования:

    Представьте, что США готовятся к вспышке необычной азиатской болезни, которая, как ожидается, унесет жизни 600 человек. Были предложены две альтернативные программы борьбы с болезнью. Предположим, что точная научная оценка последствий программ такова:

    • Если будет принята Программа А, будет спасено 200 человек. [72%]
    • Если будет принята Программа Б, то вероятность спасения 600 человек составит 1/3, а вероятность того, что не спасется ни один человек, составит 2/3. [28%]

    Какую из двух программ вы бы предпочли?

    Большинство участников выбрали программу А как лучший выбор. Ясно, что они предпочли верную вещь азартной игре. В другом варианте той же задачи варианты были оформлены иначе:

    • Если будет принята Программа С, погибнет 400 человек. [22%]
    • Если будет принята программа D, то с вероятностью 1/3 никто не умрет и с вероятностью 2/3 погибнет 600 человек. [78%]

    Какую из двух программ вы бы предпочли?

    На этот раз большинство участников выбрали неопределенный ответ программы D как лучший выбор, но присмотритесь внимательно, и вы заметите, что последствия программ A и C идентичны, как и последствия программ B и D. Первая проблема заключалась в том, что участники предпочли верный выигрыш более рискованному, хотя и потенциально более спасительному варианту. Во второй задаче был сделан противоположный выбор; на этот раз участники отдали предпочтение рискованному варианту смерти 600 человек, а не уверенному варианту, что умрут 400 человек. Другими словами, выбор, связанный с потенциальными потерями, является рискованным, тогда как выбор, связанный с выигрышем, не связан с риском. Важным выводом здесь является то, что только постановка проблемы заставляет людей переходить от неприятия риска к принятию риска; проблемы идентичны. Как указал Даниэль Канеман (2011), даже подготовленные специалисты в области медицины и политики рассуждают, используя описанные выше эффекты фреймирования, демонстрируя, что образование и опыт могут быть недостаточно мощными, чтобы преодолеть эти когнитивные тенденции.

    Все мы склонны думать о прошлых событиях и воображать, что они могли обернуться иначе. Если мы можем легко представить себе результат, который лучше того, что произошло на самом деле, то мы можем испытать печаль и разочарование; с другой стороны, если мы можем легко представить, что результат мог быть хуже, чем то, что произошло на самом деле, мы с большей вероятностью испытаем счастье и удовлетворение. Тенденция думать и переживать события в соответствии с тем, «что могло бы быть», известна как контрфактическое мышление (Kahneman & Miller, 1986; Roese, 2005).

    Представьте, например, что вы участвуете в важном соревновании и заняли второе место, завоевав серебряную медаль. Как бы вы себя чувствовали? Конечно, вы были бы счастливы, что выиграли серебряную медаль, но разве вы не думали бы также о том, что могло бы случиться, если бы вы были чуть лучше — вы могли бы выиграть золотую медаль! С другой стороны, как бы вы себя чувствовали, если бы завоевали бронзовую медаль за третье место? Если бы вы думали о контрфактуале — то есть о том, «что могло бы быть», — возможно, идея вообще не получить никакой медали была бы весьма доступной; вы были бы счастливы, что получили медаль, которую получили, а не заняли четвертое место.

    Виктория Медвек, Скотт Мадей и Томас Гилович (1995) исследовали эту идею, записав на видео реакцию спортсменов, завоевавших медали на летних Олимпийских играх 1992 года (см. рис. 8.10). Они сняли на видео спортсменов, когда они узнавали, что завоевали серебряную или бронзовую медаль, и еще раз, когда им вручали медаль. Затем исследователи показали эти видео без звука оценщикам, которые не знали, какую медаль завоевал тот или иной спортсмен. Оценщиков попросили указать, что, по их мнению, чувствовал спортсмен, используя диапазон чувств от «агонии» до «экстаза». Результаты показали, что бронзовые медалисты в среднем были более счастливы, чем серебряные медалисты. В последующем исследовании оценщики смотрели интервью со многими из этих же спортсменов, рассказывая о своих выступлениях. Оценщики указали то, что мы могли бы ожидать на основе контрфактического мышления: серебряные медалисты говорили о своем разочаровании из-за того, что финишировали вторыми, а не первыми, в то время как бронзовые медалисты сосредоточились на том, как они были счастливы финишировать третьими, а не четвертыми.

     

     

    Рисунок 8.10. Контрфактическое мышление может быть фактором здесь. Бронзовый призер кажется вам более счастливым, чем серебряный? Медвек, Мадей и Гилович (1995) обнаружили, что в среднем бронзовые медалисты были счастливее.

    В других ситуациях вы могли столкнуться с неверным мышлением. Если вы ехали через всю страну, и у вашего автомобиля возникли проблемы с двигателем, вы можете почувствовать повышенное желание вернуться домой по мере приближения к концу путешествия; вы были бы крайне разочарованы, если бы машина сломалась недалеко от вашего дома. Возможно, вы замечали, что как только вы приближаетесь к тому, чтобы что-то закончить, вы чувствуете, что вам действительно нужно это сделать. Контрфактическое мышление наблюдалось даже у присяжных. Присяжные, которых просили присудить денежную компенсацию другим участникам аварии, предлагали им гораздо большую компенсацию, если они едва избежали травм, чем они предлагали, если авария казалась неизбежной (Miller, Turnbull, & McFarland, 19).88).

     

     

    Когнитивный диссонанс и поведение

    Одно из важнейших открытий в области социально-когнитивной психологии было сделано Леоном Фестингером более 60 лет назад. Фестингер (1957) обнаружил, что наличие двух противоречивых взглядов или убеждений одновременно или действия, противоречащие ранее существовавшему отношению, создают состояние когнитивного диссонанса , то есть чувство дискомфорта или напряжения, которое люди активно проявляют. попробуй уменьшить. Уменьшение диссонанса может быть достигнуто либо изменением поведения, либо изменением того, во что верят. Например, человек, курящий сигареты и в то же время верящий в их вредное воздействие, испытывает несоответствие между действиями и поведением; это вызывает когнитивный диссонанс. Человек может уменьшить диссонанс, либо изменив свое поведение (например, бросив курить), либо изменив свои убеждения (например, убедив себя, что курение не так уж плохо, рационализируя тот факт, что многие люди курят без вреда для здоровья, или отрицая доказательства). против курения). Другим примером может быть родитель, который шлепает своего ребенка, одновременно выражая убеждение, что шлепать неправильно. Диссонанс, возникающий здесь, может быть уменьшен либо путем изменения их поведения (например, отказа от порки), либо путем изменения их убеждений (например, обоснования того, что порка была разовой ситуацией, принятия точки зрения, что порка иногда была оправдана, или рационализации того, что многих взрослых шлепали в детстве).

    Когнитивный диссонанс является одновременно когнитивным и социальным, поскольку он включает мышление, а иногда и социальное поведение. Фестингер (1957) хотел посмотреть, как отреагируют верующие в культ судного дня, когда им сообщат, что приближается конец света, а затем, когда этого не произойдет. Проникнув в настоящий культ, Фестингер смог расширить свои исследования на реальный мир. Члены культа свято верили, что конец близок, но их спасет инопланетный космический корабль, как им было сказано в пророчестве лидера культа. Соответственно, они раздали свое имущество, уволились с работы и стали ждать спасения. Когда предсказанный конец и спасение не осуществились, можно было подумать, что члены культа испытали огромный диссонанс; их твердые убеждения, подкрепленные их поведением, были несовместимы со спасением и концом, который так и не материализовался. Однако вместо того, чтобы уменьшить свой диссонанс, перестав верить в то, что конец света близок, члены культа фактически увеличили свою веру, изменив ее, включив в нее представление о том, что мир действительно был спасен демонстрацией их веры. Они стали еще более евангельскими.

    Вам может быть интересно, как возникает когнитивный диссонанс, когда возникает несоответствие между двумя установками или убеждениями. Например, предположим, что наемный работник семьи является стойким сторонником Партии зеленых, верит в науку об изменении климата и в целом осведомлен об экологических проблемах. В то же время семья наемного работника теряет работу. Они рассылают множество заявлений о приеме на работу, но ничего не происходит, пока крупная нефтяная компания не предлагает работу на полный рабочий день для управления городской заправочной станцией. Здесь мы увидим, как чьи-то экологические убеждения противопоставляются необходимости работать на заправочной станции: когнитивный диссонанс в процессе становления. Как бы вы уменьшили свой когнитивный диссонанс в этой ситуации? Возьмите работу и объясните, что на этот раз можно отбросить экологические убеждения, что одна заправка не так уж плоха или что других вакансий нет? Отказаться от работы, зная, что вашей семье нужны деньги, но сохраняя при этом свои экологические убеждения?

     

     

    • Различные когнитивные искажения влияют на точность наших суждений.
    • Для преодоления когнитивных искажений может потребоваться осознание их существования и активная работа.
    • Когнитивный диссонанс возникает, когда существует несоответствие между двумя познаниями или между познанием и поведением. Люди мотивированы уменьшить когнитивный диссонанс.

     

    Поздравляем с завершением главы 8! Не забудьте вернуться к разделу «Подход и педагогика» в начале книги, чтобы узнать больше о том, как извлечь максимальную пользу из чтения и изучения материала в этом учебнике.

    Атрибуция изображения

    Рисунок 8. 9. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

    Рисунок 8.10. Призеры зимних Олимпийских игр 2010 года в мужском сноуборд-кроссе Лори Киннибург используется по лицензии CC BY 2.0.

    Ссылки

    Дарли, Дж. М., и Гросс, П. Х. (1983). Подтверждающая гипотеза предвзятость в маркировке эффектов. Журнал личности и социальной психологии, 44 , 20–33.

    Дункер, К. (1945). По решению проблем. Психологические монографии, 58 (5), i–113.

    Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса . Эванстон, Иллинойс: Роу, Петерсон.

    Frimer, J. A., Skitka, L. J., & Motyl, M. (2017) Либералы и консерваторы одинаково заинтересованы в том, чтобы не подвергать сомнению мнения друг друга. Журнал экспериментальной социальной психологии, 72 , 1–12.

    Канеман, Д. (2011). Мышление быстрое и медленное. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.

    Канеман Д. и Миллер Д. Т. (1986). Теория нормы: сравнение реальности с ее альтернативами.