Методика смысложизненные ориентации д а леонтьева – Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Содержание

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. "Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. "Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3. "Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. "Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

5. "Локус контроля - жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест смысложизненных ориентаций

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

1.

Обычно мне очень скучно.

 

3210123

Обычно я полон энергии.

 

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.

3210123

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

3210123

В жизни я имею очень ясные цели и намерения.

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.

3210123

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.

3210123

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.

3210123

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

3210123

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

3210123

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

3210123

Моя жизнь наполнена интересными делами.

10.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

3210123

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

3210123

Если бы я мог выбирать, то  бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

3210123

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

3210123

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

3210123

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния

природных способностей, и обстоятельств

15.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

3210123

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.

3210123

В жизни я нашел свое призвание и цели.

17.

Мои жизненные взгляды

еще не определились.

3210123

Мои жизненные взгляды

вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

3210123

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я

сам управляю ею.

3210123

Моя жизнь не подвластна

мне, и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие

и удовлетворение.

3210123

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

 

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

Например, если по первому пункту у Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.

Если по второму пункту у Вас был похожий результат по начальной шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.

После перевода всех двадцати пунктов в восходящие или нисходящие шкалы суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.

Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;

Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;

Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;

Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19.;

Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.

Пример анализа данных по опроснику смысложизненных ориентаций СЖО

На рис. 4 отражены средние значения показателей смысложизненных ориентаций в группах юношей и девушек.

Анализ данных, отраженных на рис. 4, показывает, что показатели смысложизненных ориентаций в группе девушек выше, чем в группе юношей.

dip-psi.ru

Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО)

Оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

«Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)»

 
     3   2   1   0   1   2   3   
1. Обычно мне очень скучно.               Обычно я полон энергии.
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.               Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений.               В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.               Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.               Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.               Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.               Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.               Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
9. Моя жизнь пуста и неинтересна.               Моя жизнь наполнена интересными делами.
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.               Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.               Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.               Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13. Я человек очень обязательный.               Я человек совсем не обязательный.
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.               Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.               Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.               В жизни я нашел свое призвание и цели.
17. Мои жизненные взгляды еще не определились.               Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.               Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.               Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.               Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

 

Ключ к тесту СЖО

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.

При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

  • в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
  • в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

  • Субшкала 1 (цели в жизни) – 3, 4, 10, 16, 17, 18.
  • Субшкала 2 (процесс жизни) – 1, 2, 4, 5, 7, 9.
  • Субшкала З (результат жизни) – 8, 9, 10, 12, 20.
  • Субшкала 4 (локус контроля - Я) – 1, 15, 16, 19.
  • Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.
  • Общий показатель осмысленность жизни (ОЖ) все 20 пунктов.
Уровни  цели в жизни   процесс жизни   результат жизни   локус контроля - Я   локус контроля - жизнь  ОЖ
Высокий  37-42 35-42 27-35 24-28 35-42  113-140 
Средний  23-36 22-34 19-26 14-23 23-34 79-112
Низкий  до 22 до 21 до 18 до 13 до 22 до 78

В тесте используются следующие субшкалы:

1. Цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временнýю перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

pendelson.ru

Тест смысложизненные ориентации (методика сжо), д. А. Леонтьев.

Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева  позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест  СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. 

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является  ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. 

Ключ к тесту СЖО Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).  Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила: — в восходящую шкалу  1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. — в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам:

№ утверждения

Ответ испытуемого

Балл

1

3 2 1 0 1 2 3

3

2

3 2 1 0 1 2 3

1

3

3 2 1 0 1 2 3

4

4

3 2 1 0 1 2 3

5

5

3 2 1 0 1 2 3

2

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9. Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20. Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19. Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

В таблице ниже приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

Мужчины

Женщины

1

Цели в жизни

32,90±5,92

29,38±6,24

2

Процесс жизни

31,09±4,44

28,80±6,14

3

Результативность жизни

25,46±4.30

23,30±4,95

4

Локус контроля — Я

21,13±3,85

18,58±4,30

5

Локус контроля — жизнь

30.14±5,80

28.70±6,10

 

Общий показатель ОЖ

103,10±15,03

95,76±16,54

В следующей таблице приведены средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО взрослых лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола, полученные в работе Е.А. Петровой, А.А. Шестакова (2002). Ими применялся СЖО для оценки служащих банковских структур. Данные апробации, представляющие сравнительный интерес в целях.

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е.А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

1

Цели в жизни

38.91±3,20

2

Процесс жизни

35,95±4,06

3

Результативность жизни

29,83±3,00

4

Локус контроля — Я

24,65±2,39

5

Локус контроля — жизнь

34.59±4,44

 

Общий показатель ОЖ

120,36±10,21

Интерпретация к методике СЖО.

В тесте используются следующие  субшкалы:

1. Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Фамилия, и.о. ____________________________________________________Пол__________________

Возраст_____________________________________Дата заполнения__________________________

Инструкция испытуемым: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

 

 

3

2

1

0

1

2

3

 

1.

Обычно мне очень скучно.

 

 

 

 

 

 

 

Обычно я полон энергии

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений

 

 

 

 

 

 

 

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

 

 

 

 

 

 

 

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

 

 

 

 

 

 

 

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь наполнена интересными делами

10.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

 

 

 

 

 

 

 

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

 

 

 

 

 

 

 

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

 

 

 

 

 

 

 

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

 

 

 

 

 

 

 

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

 

 

 

 

 

 

 

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

 

 

 

 

 

 

 

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

 

 

 

 

 

 

 

В жизни я нашел свое призвание и целя.

17.

Мои жизненные взгляды еще не определились.

 

 

 

 

 

 

 

Мои жизненные взгляды вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

 

 

 

 

 

 

 

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

studfile.net

2.Тест смысложизненные ориентации (методика сжо), д. А. Леонтьев.

Цель: Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев:

Инструкция к тесту СЖО: Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Тестовый материал к методике Леонтьева:

2

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Жизнь мне кажется совершенно спокойной и рутинной

 3

В жизни я не имею определенных целей и намерений

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

В жизни я имею очень ясные цели и намерения

 4

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной

 5

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие

 6

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами

7

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал(а)

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал(а)

8

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни

9

Моя жизнь пуста и неинтересна

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь наполнена интересными делами

10

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла

11

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас

12

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности

13

Я человек очень обязательный

3

2

1

0

1

2

3

Я человек совсем не обязательный

14

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств

15

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком

16

В жизни я ещё не нашел своего признания и ясных целей

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

В жизни я нашел своё призвание и цель

17

Мои жизненные взгляды ещё не определились

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Мои жизненные взгляды вполне определились

18

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни

19

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями

20

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

 

3

 

2

 

1

 

0

 

1

 

2

 

3

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Протокол: Приложение 2

Обработка данных:

Для подсчета баллов пункты переводятся

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 :  1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу  7 6 5 4 3 2 1 : 2, 5, 6, 7, 10, 13, 15, 18, 19, 20.

После этого баллы суммируются.

Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) – 3,4,10,16,17,18

Процесс – 1,2,4,5,7, 9.

Результат –8,9, 10,12,20.

Локус контроля-Я – 1,15,16,19.

Локус контроля – жизнь – 7,10,11,14,18,19.

Шкала

Мужчины

Мужчины

Женщины

Женщины

 

 

Среднее знач.

Станд. откл.

Среднее знач.

Стан. Откл.

1. Цели

32,90

5,92

29,38

6,24

2. Процесс

31,09

4,44

28,80

6,14

3. Результат

25,46

4.30

23,30

4,95

4. ЛК-Я

21,13

3,85

18,58

4,30

5. ЛК-жизнь

30.14

5,80

28.70

6,10

Общий ОЖ

103,10

15,03

95,76

16,54

1.     Цели в жизни  Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам.

2.     Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли  испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3.     Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна  и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4.     Локус  контроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5.     Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Интерпритация:

Цели в жизни. Низкие баллы по этой по этой шкале,присущи человеку, живущему сегоднешним и вчеравшинм днем.

Процесс жизни. Низкие баллы признак неудовлетворенности свойе жизнью в настоящем, при этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущем.

Результативность жизни. Низкие баллы, неудовлетворенность прожитой жизнью.

Локус контроля-Я. Высокие баллы сответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающий достаточной свободой выбора.

Локус контроля - жизни. Человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

studfile.net

Тест смысложизненные ориентации (методика сжо), д. А. Леонтьев

  Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева  позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест  СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является  ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.

Ключ к тесту СЖО. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).  Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила: — в восходящую шкалу  1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. — в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам:

№ утверждения

Ответ испытуемого

Балл

1

3 2 1 0 1 2 3

3

2

3 2 1 0 1 2 3

1

3

3 2 1 0 1 2 3

4

4

3 2 1 0 1 2 3

5

5

3 2 1 0 1 2 3

2

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) — 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

В таблице ниже приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

Мужчины

Женщины

1

Цели в жизни

32,90±5,92

29,38±6,24

2

Процесс жизни

31,09±4,44

28,80±6,14

3

Результативность жизни

25,46±4.30

23,30±4,95

4

Локус контроля — Я

21,13±3,85

18,58±4,30

5

Локус контроля — жизнь

30.14±5,80

28.70±6,10

 

Общий показатель ОЖ

103,10±15,03

95,76±16,54

В следующей таблице приведены средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО взрослых лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола, полученные в работе Е.А. Петровой, А.А. Шестакова (2002). Ими применялся СЖО для оценки служащих банковских структур. Данные апробации, представляющие сравнительный интерес в целях.

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е.А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

1

Цели в жизни

38.91±3,20

2

Процесс жизни

35,95±4,06

3

Результативность жизни

29,83±3,00

4

Локус контроля — Я

24,65±2,39

5

Локус контроля — жизнь

34.59±4,44

 

Общий показатель ОЖ

120,36±10,21

Интерпретация к методике СЖО.

В тесте используются следующие  субшкалы:

1. Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

minakov.com.ru

Методика «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО)

1. Обычно мне очень скучно 3210123 Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 3210123 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений. 3210123 В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 3210123 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. 3210123 Каждый день кажется мне совершенно похожим на другие.
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. 3210123 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. 3210123 Моя жизни сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. 3210123 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.
9. Моя жизнь пуста и неинтересна. 3210123 Моя жизнь наполнена интересными делами.
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. 3210123 Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. 3210123 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня с растерянность и беспокойство. 3210123 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13. Я человек очень обязательный. 3210123 Я человек совсем не обязательный.
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. 3210123 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 3210123 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. 3210123 В жизни я нашел свое призвание и цели.
17. Мои жизненные взгляды еще не определились. 3210123 Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. 3210123 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. 3210123 Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями.
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3210123 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

testoteka.narod.ru

леонтьев Microsoft Office Word (4)

ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (СЖО) Джеймс Крамбо (Crumbaugh J., 1968) и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева

ОПИСАНИЕ Цель данной методики – изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Система ценностей человека представляет собой осознаваемую, интернализованную часть системы его личностных смыслов. Результат осознания целей и смысла собственной жизни представляет собой смысложизненные ориентации человека. Джеймс Крамбо (Crumbaugh J., 1968) и Леонард. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла (Frankl V., 1978), в 1968 г. разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life). Цель жизни авторы теста определяют как переживание индивидом ее «онтологической значимости» [Леонтьев, 1992, 2000]. PIL состоит из трех частей: 20 утверждений с двумя полярными вариантами окончания, оцениваемыми по семибалльной шкале; 13 незаконченных предложений; задания изложить свои устремления и цели в жизни, а также успешность их реализации. Данная методика количественно измеряет наличие цели жизни и позволяет тем самым диагностировать степень "экзистенциального вакуума", субъективного ощущения утраты смысла, являющегося следствием "экзистенциальной фрустрации", т.е. неудачи в поиске человеком смысла жизни. Позднее Дж. Крамбо создал еще один тестовый инструмент, рассматриваемый им в качестве дополнения к PIL - шкалу поиска смысложизненных целей (SONG - Seeking of Noetic Goals). Эта шкала направлена на измерение силы мотивационной тенденции к поиску смысла жизни. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого [Бурлачук, Морозов, 1999]. На русском языке тест PIL впервые был адаптирован К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, Ленинград, 1981) в 1981 г. [Леонтьев, 1992]. На основе версии К. Муздыбаева Д.А. Леонтьевым был разработан и адаптирован еще один отечественный вариант PIL, названный им «Тестом осмысленности жизни» (ОЖ). В результате исследования факторной структуры теста ОЖ Д.А. Леонтьевым и М.О. и О.Э. Калашниковыми было установлено, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой [Леонтьев, Калашников, Калашникова, 1993]. По их мнению, выделенные ими факторы представляют собой составляющие смысла жизни личности. На основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО). Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: 1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. 2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. 3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.   4. «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.   5. «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важной является соотнесенность элементов со временем. Это предполагает ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Существуют данные о надежности и валидности методики. Надежность проверялась с помощью ретестирования с интервалом в две недели на студенческой выборке (№=76). Факторный анализ методики выделил шесть факторов, пять из которых хорошо интерпретируются и значимо коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Методика состоит из пяти шкал и общего показателя СЖО. ОБРАБОТКА Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила: — в восходящую шкалу  1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. — в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам:

 

утверждения

Ответ испытуемого

Балл

1

3 2 1 0 1 2 3

3

2

3 2 1 0 1 2 3

1

3

3 2 1 0 1 2 3

4

4

3 2 1 0 1 2 3

5

5

3 2 1 0 1 2 3

2

 

 

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9. Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20. Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19. Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов. В таблице ниже приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).

Таблица

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

Мужчины

Женщины

1

Цели в жизни

32,90±5,92

29,38±6,24

2

Процесс жизни

31,09±4,44

28,80±6,14

3

Результативность жизни

25,46±4.30

23,30±4,95

4

Локус контроля — Я

21,13±3,85

18,58±4,30

5

Локус контроля — жизнь

30.14±5,80

28.70±6,10

Общий показатель ОЖ

103,10±15,03

95,76±16,54

 

В следующей таблице приведены Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО взрослых лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола, полученные в работе Е.А. Петровой, А.А. Шестакова (2002). Ими применялся СЖО для оценки служащих банковских структур. Данные апробации, представляющие сравнительный интерес в целях

Таблица

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е.А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75).

 

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

1

Цели в жизни

38.91±3,20

2

Процесс жизни

35,95±4,06

3

Результативность жизни

29,83±3,00

4

Локус контроля — Я

24,65±2,39

5

Локус контроля — жизнь

34.59±4,44

Общий показатель ОЖ

120,36±10,21

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Субшкала 1. Цели в жизни. Шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ)  будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Субшкала 2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Эта шкала – показатель того воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы но этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Субшкала 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Шкала отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которою все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Шкала 4. Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Субшкала 5. Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)».

Тест опросника

 

3

2

1

0

1

2

3

1.

Обычно мне очень скучно.

Обычно я полон энергии

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

Моя жизнь наполнена интересными делами

10.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

В жизни я нашел свое призвание и целя.

17.

Мои жизненные взгляды еще не определились.

Мои жизненные взгляды вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

studfile.net