Методика собчик – Индивидуально-типологический опросник. Методика Собчик

Индивидуально-типологический опросник. Методика Собчик

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого_________________________________________________________
Возраст (полных лет)

_________________________________________________________

Должность

_________________________________________________________

Подразделение

_________________________________________________________

Дата заполнения

_________________________________________________________

 

Инструкция

Прочитав каждое утверждение, поставьте в зависимости от того, согласны вы с ним или 
нет, отметку в соответствующем столбце: «Да» или «Нет».

Тестовое задание

УтверждениеОтвет
Да
Нет
1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним  
2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер  
3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте  
4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи  
5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми  
6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках  
7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели  
8. Я часто тревожусь по пустякам  
9. В моих неудачах виноваты определенные люди   
10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь  
11. Меня мало касается все, что случается с другими  
12. Мне интересны яркие, артистичные личности  
13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих  
14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя  
15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей  
16. Я человек абсолютно правдивый и искренний  
17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми  
18. Меня часто тянет к шумным компаниям  
19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно  
20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых  
21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать  
22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен в своей правоте  
23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода  
24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок  
25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей  
26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов  
27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь  
28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей  
29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании  
30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей  
31. Я никогда не поступаю как эгоист  
32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение  
33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей  
34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела  
35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей  
36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет
 
 
37. Мне нетрудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным  
38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие  
39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте  
40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно  
41. Никто не может навязать мне свое мнение  
42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками  
43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих  
44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками  
45. Я никогда не вру  
46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня  
47. Я вечно ничем не доволен  
48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях  
49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой  
50. Мне нравится командовать другими  
51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела  
52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких  
53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права  
54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи  
55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает  
56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью   
57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся  
58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление  
59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений  
60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения  
61. Меня любят все мои друзья  
62. У меня трагичная судьба  
63. У меня много близких друзей  
64. Я самый несчастный человек на свете  
65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах  
66. Я стараюсь быть таким, как все, не выделяться среди других  
67. Я человек спокойный, уравновешенный  
68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией  
69. Я очень чувствителен к изменениям погоды  
70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях   
71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок  
72. Я люблю ходить в гости  
73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие  
74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей  
75. Я никогда не испытываю желания выругаться  
76. Я никого никогда не обманывал  
77. Мне никто не нужен, и я не нужен никому
 
 
78. Я человек застенчивый  
79. Мне ужасно не везет в жизни  
80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности  
81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел  
82. Меня ничем не испугать  
83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем  
84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя  
85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды  
86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу  
87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома»  
88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей  
89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение  
90. Я никогда не сержусь  
91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво  

Спасибо за ответы!

Ключ к индивидуально-типологическому опроснику. Методика Собчик

Описание

Индивидуально-типологический опросник по методике Собчик направлен на диагностику самосознания, самооценки, самоконтроля личности. Ведущие тенденции (свойства личности, черты характера) определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.

Индивидуально-типологический опросник был создан Людмилой Собчик на основе русской версии теста MMPI–СМИЛ. Методика ИТО Л. Собчик позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу.

В опроснике 91 простое и понятное утверждение. Время выполнения теста – 30 минут.

Ключ к тесту

Ложь:

Да – 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90

Аггравация:

Да – 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79

Экстраверсия:

Да – 12, 27, 29, 42, 44, 72

Нет – 14, 57, 87

Спонтанность:

Да – 4, 19, 21, 34, 49, 50

Нет – 6, 65, 80

Агрессивность:

Да – 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68

Нет – 66, 81

Ригидность:

Да – 9, 24, 26, 39, 41, 56

Нет – 71, 83, 86

Интроверсия:

Да – 3, 5, 33, 35, 48, 78

Нет – 18, 20, 63

Сензитивность:

Да – 15, 28, 43, 59, 89

Нет – 11, 13, 30, 74

Тревожность:

Да – 8, 23, 38, 52, 54, 69, 84

Нет – 67, 82

Лабильность:

Да – 10, 25, 40, 55, 58

Нет – 70, 73, 85, 88

Интерпретация

Перечень факторных шкал:

  • ложь – неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете;
  • аггравация – стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • экстраверсия – обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность;
  • спонтанность – непродуманность в высказываниях и поступках;
  • агрессивность – активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов;
  • ригидность – инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений;
  • интроверсия – обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей, сдержанность, замкнутость;
  • сензитивность – впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив;
  • тревожность – эмоциональность, восприимчивость, незащищенность;
  • лабильность – эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности.
Пример представления результата:

На круговой диаграмме восемь последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т. п.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам (исключая шкалы «ложь» и «аггравация»):

  • 0–1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3–4 балла (норма значения теста) – гармоничная личность;
  • 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
  • 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (т. е. антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) – это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам «аггравация» и «ложь» можно судить о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале «ложь» выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале «аггравация» выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования – тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам «экстраверсия», «тревожность», «агрессивность», «спонтанность» и «сензитивность» (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам «ригидность» и «лабильность» (r = +0,68).

hr-portal.ru

Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик

L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90
F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)верно: 2,17,32,47,62,77,64,79
неверно: 91
I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)верно: 12,27,29,42,44,72
неверно: 14,57,87
II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)верно: 4,19,21,34,49,50
неверно: 6,65,80
III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)верно: 7,22,36,37,51,53,68
неверно: 66,81
IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)верно: 9,24,26,39,41,56
неверно: 71,83,86
V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)верно: 3,5,33,35,48,78
неверно: 18,20,63
VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)верно: 15,28,43,59,89
неверно: 11,13,30,74
VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)верно: 8,23,38,52,54,69,84
неверно: 67,82
VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)верно: 10,25,40,55,58
неверно: 70,73,85,88

testoteka.narod.ru

Индивидуально-типологический опросник (ито) л.Н.Собчик

Методика представляет собой инструмент исследования индивидуально-ти­пологических свойств. В ее основе заложена теория ведущих тенденций и выше описанная типология. Надежность методики подтверждена статистической об­работкой данных, полученных на основании проведенных исследований в рам­ках изучения личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 на­блюдений) и при обследовании больных с пограничными психическими рас­стройствами преимущественно ситуативного генеза (более 450 наблюдений). Достоверные связи показателей ИТО (г = +0,73) подтверждены данными кор­реляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблю­дения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (цветовой тест), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее силь­ные связи обнаружены по факторам интроверсии, экстраверсии, тревожнос­ти, агрессивности, спонтанности и сензитивности (г = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам ригидности и лабильности = +0,68).

Опросник отличается от большинства других-малым количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженно­сти со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (Ложь и Аггравация), позволяющих судить о надежности полученных результатов. Занесенные на регистрационный лист ответы испытуемого легко обрабатыва­ются с помощью специального ключа-шаблона, после чего выявляются коли­чественные оценки степени выраженности каждого индивидуально-типоло­гического свойства и их сочетаний. Графическое изображение соотношений этих свойств позволяет также понять степень компенсированности выплеснув­шихся за границу нормы тенденций, трансформировавшихся в дезадаптивные проявления в виде клинических симптомов. Кроме того, схема психограммы позволяет судить о преобладающих социально-психологических тенденциях, выводимых из максимальных баллов соседствующих индивидуально-типоло­гических свойств, а также об индивидуальном когнитивном стиле обследуемо­го человека. Методика успешно применяется с 1996 года и уже послужила ос­новой для целого ряда научно-исследовательских и практических работ в сфере изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к

стрессу на контингенте лиц, профессиональная активность которых проходит в рамках особо сложных и опасных видов деятельности.

Инструкция

Прочитав каждое утверждение, зачеркните «В (верно)» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением, или «Н (неверно)», если не согласны.

В Н 1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним(ей).

В Н 2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.

В Н 3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.

В Н 4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.

В Н 5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.

В Н 6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.

В Н 7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.

В Н 8. Я часто тревожусь по пустякам.

В Н 9. В моих неудачах виноваты определенные люди.

В Н 10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.

В Н 11. Меня мало касается все, что случается с другими.

В Н 12. Мне интересны яркие личности.

В Н 13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.

В Н 14. В шумной компании я чаще всего выступаю только в роли наблюдателя.

В Н 15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.

В Н 16. Я человек абсолютно правдивый и искренний.

В Н 17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.

В Н 18. Меня часто тянет к шумным компаниям.

В Н 19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.

В Н 20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.

В Н 21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать дей­ствовать.

В Н 22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.

В Н 23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

В Н 24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок.

В Н 25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.

В Н 26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.

В Н 27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.

В Н 28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружаю­щих меня людей.

В Н 29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.

В Н 30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприят­ностей.

В Н 31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).

В Н 32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.

В Н 33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), а не в присут­ствии многих людей.

В Н 34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.

В Н 35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.

В Н 36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.

В Н 37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.

В Н 38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

В Н 39. Я всегда бываю упрям (упряма) в тех случаях, когда уверен (уверена) в своей правоте.

В Н 40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинте­ресно.

В Н 41. Никто не может навязать мне свое мнение.

В Н 42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.

I В Н 43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.

В Н 44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками.

В Н 45. Я никогда не вру.

В Н 46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня.

В Н 47. Я вечно всем недоволен (недовольна).

В Н 48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.

В Н 49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.

В Н 50. Мне нравится командовать другими.

В Н 51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

В Н 52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.

В Н 53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.

В Н 54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.

В Н 55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.

В Н 56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.

В Н 57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

В Н 58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизо­ру комедийное представление.

В Н 59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.

В Н 60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.

В Н 61. Меня любят все мои друзья.

В Н 62. У меня трагичная судьба.

В Н 63. У меня много близких друзей.

В Н 64. Я самый несчастный человек на свете.

В Н 65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.

В Н 66. Я стараюсь быть таким (такой), как все, не выделяться среди других.

В Н 67. Я человек спокойный, уравновешенный.

В Н 68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом взорваться гневной реакцией.

В Н 69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.

В Н 70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.

В Н 71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.

В Н 72. Я люблю ходить в гости.

В Н 73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

В Н 74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.

В Н 75. Я никогда не испытываю желания выругаться.

В Н 76. Я никого никогда не обманывал (не обманывала).

В Н 77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.

В Н 78. Я человек застенчивый. •

В Н 79. Мне ужасно не везет в жизни.

В Н 80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.

В Н 81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).

В Н 82. Меня ничем не испугать.

В Н 83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.

В Н 84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.

В Н 85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.

В Н 86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.

В Н 87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».

В Н 88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.

В Н 89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.

В Н 90. Я никогда не сержусь.

В Н 91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.

Регистрационный лист, ключ для подсчета результатов и шкалы измере­ния индивидуально-типологических тенденций см. в Приложении (Прило­жения 1—4).

Полученные по каждой учитываемой шкале баллы откладываются на соот­ветствующих радиусах схемы (см. рис. 3).

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам:

□ показатели в пределах нормы (3—4 балла) — гармоничная личность,

□ выраженные умеренно (5—7 баллов) — акцентуированные черты,

□ выраженные избыточно (8—9 баллов) — состояние эмоциональной на­пряженности, затрудненная адаптация,

□ тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитен­денциями), являются свидетельством значительной эмоциональной на­пряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если пока­затели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах четырех баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств,

□ показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопони­мание или неоткровенность при обследовании.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межлично­стного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседству­ющим типологическим свойствам.

При этом если по шкале лжи (неискренность) набрано более 5 баллов — данные недостоверны.

Если по шкале аггравации (подчеркивание проблем) набрано более 5 бал­лов — данные недостоверны.

Шкала тревожности при умеренных показателях (3-4 балла) выявляет осторожность в принятии решений, ответственность по отношениюк окружа­ющим, социальную созвучность среде, при показателях выше 4 баллов эта шка­ла проявляется как акцентуация (повышенная мнительность, боязливость), а показатели более 7 баллов отражают склонность к навязчивым страхам и па­ническим реакциям, дезадаптивное состояние.

Шкала стеничности (агрессивности) в норме соответствует уверенной тен­денции к самоутверждению, к активной самореализации, стремление к отста­иванию своих интересов. При повышенных баллах (6—7) указывает на эгоцен­тризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, а при баллах выше 7 выявляет явную склонность к агрессивным высказываниям или действиям.

Шкала интроверсии отражает застенчивость и недостаточную общительность при 6—7 баллах, а при более высоких показателях выявляет замкнутость и аутич-ность. Шкала экстраверсии, говорящая об обращенности личности в мир ре­альных явлений при показателях 4—5 баллов, при показателях выше 6 баллов свидетельствует о избыточной общительности, а при 9 баллах — о неразборчи­вости и назойливости в межличностных контактах.

Шкала сензитивности бывает повышенной (более 4 баллов) у личностей впе­чатлительных и весьма чувствительных к давлению окружающей среды. Более высокие показатели (8—9) свидетельствуют о невротической структуре пере­живаний.

Показатели шкалы спонтанности в пределах 4-5 баллов характерны для лиц с позитивной самооценкой и стремлением к нормальному самоутверждению, а при показателях в 6—7 баллов проявляются раскованностью поведения и стремлением к лидированию; показатели в 8-9 баллов выявляют высокую им­пульсивность; в сочетании с экстравертированностью и агрессивностью этот фактор формирует «сильный» (гиперстенический) тип поведения. В то же вре­мя сензитивность в сочетании с интровертированностью и тревожностью фор­мирует типологически «слабый» (гипостенический) конституциональный тип.

Шкала ригидности выявляет при умеренных показателях устойчивость к стрес­су и педантизм, а при показателях выше 7 баллов — субъективизм, инертность (тугоподвижность) установок, настойчивость и настороженную подозритель­ность. Шкала лабильности при показателях более 5 баллов отражает изменчи­вость настроения, мотивационную неустойчивость, а при более высоких пока­зателях — избыточную эмотивность, черты выраженной демонстративности, истероидные проявления. Эти две шкалы формируют смешанные варианты по отношению к чисто гиперстеническому и чисто гипостеническому.

Стиль межличностного поведения по конформному типу базируется на ти­пологических свойствах тревожности и сензитивности и при повышенных по­казателях проявляется избыточной ориентированностью на общепринятые нормы поведения. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной не­устойчивостью формируют такое качество, каккомпромиссность, когда индивид стремится к самоутверждению, но при этом избегает конфликта с референт­ной группой. Зависимый стиль взаимодействия с микросоциумом выводится из повышенных показателей по шкалам интроверсии и сензитивности (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности), так как эти тенденции создают почву для поведе­ния, направленного на избегание конфликта и поиска щадящей социальной ниши. Лидерство проявляется при умеренных показателях самостоятельнос­тью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведомым и формируется сочетанием умеренно выраженных показателей шкал спонтанности и экстраверсии. При высоких баллах (6—7) по этим шкалам стиль межличностного поведения отличается самоуверенностью и неумением соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по воз­расту лицам, а при оценке в 8—9 баллов выявляются черты самовлюбленности и мания величия. Наиболее высокие показатели по шкалам лабильности и эк­страверсии проявляются коммуникативностью.

Социальная пассивность базируется на интровертированности и проявляется как сниженная внешняя реактивность при одновременно более богатой инт-рапсихической активности и высокой рефлексивности. Социальная активность связана со степенью выраженности экстравертированности и проявляется склонностью к широким социальным контактам, двигательной раскрепощен­ностью при отсутствии тенденции к самоанализу.

Индивидуализм как стиль межличностного поведения формируется сочета­нием повышенных показателей по шкалам интроверсии и ригидности и проявля­ется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъек­тивного мнения. Сочетание повышенных показателей по шкалам ригидности и агрессивности проявляется конфликтным и неконформным стилем поведения. У женщин чаще встречаются акцентуации по сензитивному, тревожному и эмо-тивному типу, а у мужчин — по спонтанному, агрессивному и ригидному.

Сочетание высоких показателей по шкалам спонтанности и интроверсии характерно для экспансивных шизоидов. Склонность к перепадам настроения проявляется изменчивостью показателей шкал интровертирсии и экстравер­сии у циклотимной личности.

Социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преоблада­нием правополушарных характеристик: освоение новой информации им дает­ся легче через разговорное общение. Эмоционально лабильные и тревожные лич­ности отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы, что в профессиональ­ном плане способствует формированию тяги к таким видам деятельности, где человек оказывается эмоционально вовлеченным в контакты с окружением, может перевоплощаться в разные социальные роли и быть в центре внимания окружающих, а также проявлять свои художественные наклонности. Спонтан­ные личности при той же целостности восприятия при постижении новой ин­формации больше ориентированы на собственную интуицию. Их знание или понимание проблемы может опережать опыт. В процессе принятия решений они руководствуются догадкой, предвосхищением и способны на основании минимальной информации выстроить целое, пренебрегая детальной проработ­кой изучаемого материала. Их профессиональная деятельность лежит преиму­щественно в сфере предпринимательства, администрирования.

Спонтанно-стеничные личности больше ориентированы на двигательную активность (спортивная деятельность, путешествия, военная служба, профес­сии, связанные с повышенными физическими нагрузками).

Тревожный тип чаще встречается среди воспитателей, учителей и предста­вителей других профессий, требующих самоотречения. Это и личности, нуж­дающиеся в особой, щадящей социальной нише (священнослужители, мисси­онеры, общественные деятели, борцы за воплощение в жизнь гуманных идей).

Социально пассивные интроверты в большинстве своем демонстрируют ле-вополушарный когнитивный стиль. При этом лица, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную ин­формацию). Отсюда выбор таких профессий, как преподавание, наука, канце­лярская, библиотечная работа, филология и прочие гуманитарные виды дея­тельности.

Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности обладают пре­имущественно системным, синтетическим, прагматичным стилем мышления.

Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типоло­гических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в за­висимости от предиспозиции.

Признак инфантилизма у взрослых людей — высокие баллы по шкале экст­раверсии в сочетании с выраженной спонтанностью или лабильностью.

Высокие баллы (6—7) по шкалам интроверсии и ригидности проявляются по типу недоверчивой и замкнутой акцентуации личности, по шкалам интровер­сии и спонтанности — экспансивно-шизоидной акцентуации, по шкалам спон­танности и агрессивности — неконформно-импульсивной акцентуации, по шка­лам агрессивности и ригидности — эксплозивно-паранойяльной акцентуации.

Максимальные баллы (8—9) выявляют дезадаптивные (психопатические) чер­ты соответствующего паттерна. Если при акцентуации личностных черт в со­циально значимой ситуации индивид способен контролировать свое поведе­ние и высказывания, то психопатическая личность не склонна усваивать нажитой опыт и — по типу клише — каждый раз демонстрирует дезадаптивные паттерны поведения. Для истерической психопатии характерны высокие показатели одновременно по двум полярным шкалам — лабильности и ригид­ности; для неврастенического варианта личности — сочетание высокой сензи-тивности со столь же высокой спонтанностью. Психосоматическая предиспо-зиция характеризуется повышенными показателями ортогональных (полярных по значению) типологических свойств. Формируя психологическую компен-сированность одного полярного признака другим, такой паттерн обрисовыва­ет конфликтную разнонаправленность тенденций, которая создает почву для перевода социально-психологических проблем в соматические расстройства.

Сравнительный анализ данных лиц практической нормы и больных с погра­ничными состояниями обнаружил связь типа дезадаптации с индивидуально-лич­ностными особенностями, выявленными как базисные свойства. Наряду с этим была обнаружена зависимость между определенной избирательностью к психогенным факторам и эмоционально динамическим паттерном (см. гл. VI). Моделью усиле­ния индивидуально-личностных тенденций может служить исследование психо-генно обусловленных реакций и пограничных нервно-психических расстройств. Изучение репрезентативной группы больных с пограничными психическими расстройствами (неврозы, невротические реакции, невротические и патохарак-терологические развития личности, психопатии) показало следующее.

У больных неврозами с наличием в клинической картине заболевания ипо­хондрической симптоматики было выявлено преобладание тормозимых черт: тревожности, сензитивности, интровертированности (г= +0,84).

У больных, отличавшихся выраженной эмоциональной неустойчивостью, с истероидными проявлениями и склонностью к фиксированным страхам, от­мечалось значительное преобладание показателя лабильности на фоне повы­шенной тревожности.

Преобладание в структуре клинической картины астено-депрессивных не­вротических расстройств оказалось достоверно связано с гипостеническим ти­пом реагирования, признаками преобладания показателей интроверсии, сен­зитивности по данным ИТО. При навязчивых страхах у больных была выявлена достоверная связь = +0,88) с равновысокими показателями тревожности и эмоциональной лабильности при смешанном типе реагирования.

У больных с преобладанием в клинической картине истерических проявлений выявлена достоверная связь = +0,73) между показателями эмоциональной

лабильности и ригидности. При патохарактерологическом развитии личности наряду с сензитивностью и тревожностью были выявлены признаки гомономного (стенического) типа реагирования (ригидность, спонтанность, агрессивность).

При алкоголизме следует обращать внимание на признаки эмоциональной незрелости (высокие баллы по экстраверсии и спонтанности), а также на заос­трение черт гипертимного круга (высокие баллы по агрессивности, ригиднос­ти), иногда отмечается нарастание интроверсии, изредка — лабильности.

Изменения личности при шизофрении весьма разнообразны и зависят от фор­мы, течения и длительности заболевания. Естественно, неврозоподобные про­явления отражаются преобладанием показателей тревожных, сензитивных и интровертных индивидуально-типологических свойств. При психопатоподоб-ной форме отмечается соответственное усиление гипертимных типологических характеристик. Однако в силу плохого самопонимания и снижения критичнос­ти (особенно при изменениях в интеллектуальной сфере) самооценка больных неадекватна, что следует иметь в виду при анализе результатов исследования.

При изучении посттравматических стрессовых состояний следует исходить из той предпосылки, что реакция каждого конкретного человека произрастает из его индивидуально-типологических особенностей и не носит сколько-нибудь специфического характера. Зная типологическую принадлежность конкретного человека, можно своевременно принять профилактические меры и индивиду­ализировать пути коррекции нарастающей эмоциональной напряженности.

studfile.net

ito — Психологическая диагностика


 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                   Индивидуально-типологический опросник                    
                                  (ИТО)                                     
                               (Л.Н. Собчик).                               
 
      Методика представляет собой  инструмент  исследования  индивидуально- 
 типологических свойств. В ее основе заложена теория  ведущих  тенденций  и 
 типология индивидуальности разрабатываемая Л.Н. Собчик.                    
      В данной теории, норма - это не отсутствие выраженных психологических 
 характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. Это значит,  что 
 человек, относимый к норме, в разных ситуациях проявляется (в  силу  адап- 
 тивных свойств личности) по-разному. Человек нормы  обладает  одновременно 
 разными противоположно направленными качествами, которые, будучи  умеренно 
 выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают  друг  друга, 
 что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности.     
      Если некоторые индивидуально-личностные (типологические)  черты  про- 
 являются несколько более заостренно, то есть личность не полностью  гармо- 
 нична, можно говорить об акцентуации личностных  свойств.  В  этом  случае 
 речь может идти о более сложном характере, при котором  те  или  иные  за- 
 остренные личностные особенности затрудняют адаптацию человека.  Акцентуа- 
 ция характера может проявляться как усиление одной из  личностных  тенден- 
 ций, но может также быть мозаичной, то есть сочетать  в  себе  акценты  по 
 нескольким типологическим свойствам. Более трудными акцентуациями считают- 
 ся те, при которых сочетаются признаки, которые  соо

www.sites.google.com

Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н.Собчик

Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н.Собчик

Детский вариант индивидуально-типологического опросника рекомендуется применять в работе с детьми в возрасте 10-15 лет.

Тест ИТДО информативен в оценке преобладающих свойств личности, взаимной компенсируемости определенных личностных свойств их полярными характеристиками, в выявлении признаков акцентуации и дезадаптации.

Инструкция. Внимательно прочитай утверждения, если твой ответ «да», рядом с утверждением поставьте знак «+», если ваш ответ «нет», то поставьте «-».

  1. Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.

  2. У меня очень плохой характер.

  3. Я лучше делаю уроки дома, чем в классе.

  4. Я все делаю без посторонней помощи.

  5. Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.

  6. Мне ужасно не везет в жизни.

  7. Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против.

  8. Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам.

  9. В моих неудачах виноваты определенные люди (родители, ребята, учителя).

  10. Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.

  11. Меня мало касается все, что случается с другими.

  12. Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.

  13. Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.

  14. В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.

  15. Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.

  16. Я всегда говорю только правду.

  17. Все мои беды — из-за моего плохого характера.

  18. Я самый несчастный человек на свете.

  19. Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.

  20. Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.

  21. Я всегда действую без долгих раздумий.

  22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.

  23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

  24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате.

  25. Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.

  26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.

  27. Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.

  28. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей — дома и в школе.

  29. Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой.

  30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.

  31. Я всегда делаю только то, что нравится другим.

  32. Часто из-за меня у окружающих портится настроение.

  33. Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.

  34. Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса.

  35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски.

  36. Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение.

  37. Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным.

  38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

  39. Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте.

  40. Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно и неинтересно.

  41. Никто не может изменить мое мнение.

  42. Мне нравится играть в разные игры с разными, каждый раз новыми друзьями.

  43. Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права).

  44. В метро или трамвае (троллейбусе) я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами.

  45. Я никогда не вру.

  46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

  47. Я вечно ничем не доволен (не довольна).

  48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать.

  49. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.

  50. У меня не получится, если мне придется командовать другими.

  51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

  52. Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.

  53. Мне часто приходилось в драке защищать свои права.

  54. Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.

  55. Мое настроение значительно зависит от того, как ладят между собой родители.

  56. Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости.

  57. Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.

  58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или комедийное представление по телевизору.

  59. Меня совсем не волнуют неприятности в школе.

  60. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

  61. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

Ключ к индивидуально-типологическому опроснику

I Экстраверсия

Да — 12, 42, 44, 49.
Нет — 14, 60.

II Спонтанность

Да — 4, 21, 29, 34.
Нет — 19, 50.

III Агрессивность

Да — 7, 22, 51, 53.
Нет — 36, 37.

IV Ригидность

Да — 9, 24, 26, 39.
Нет — 41, 56.

V Интроверсия

Да — 3, 33, 35, 48. 
Нет — 5, 20.

VI Сензитивность

Да — 15, 28, 43.
Нет — 11, 13, 30.

VII Тревожность

Да — 8, 23, 38. 
Нет — 52, 54, 59.

VIII Лабильность

Да — 10, 25, 40, 55, 58.
Нет — 27.

L Ложь

Да — 16, 31, 45, 46 , 57, 61.

F Аггравация

Да — 2, 6, 17, 18, 32, 47.

Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Полученные по каждой шкале баллы откладываются на соответствующих радиусах схемы. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.

3—4 балла. Показатели в пределах нормы — гармоничная личность.
5 баллов. Заостренные — акцентуированные черты. 
6 баллов. Выраженные избыточно — дезадаптирующие свойства.
Сильно выраженные тенденции (если показатели выше 4 баллов), компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то это говорит о сбалансированности разнонаправленных свойств.
Если большинство показателей от 0 до 2 баллов, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность, зависимость, конфликтность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более 3 баллов, то данные недостоверны. 
Если по шкале «аггравация» получено более 3 баллов, то черты характера подчеркиваются. (Вообще же аггравация — это преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. В данном опроснике — это преувеличение, излишнее подчеркивание той или иной черты характера.

(ИТДО)

Ф.И._________________________________ класс_____________ Возраст ___________

infourok.ru

Десткий опросник Собчик

Десткий опросник Собчик

Методика направлена на выявление личностных качеств у испытуемых. Черты характера определяют тип переживаний, силу и направленность побуждения, стиль общения, а также присущие познавательные алгоритмы. Тест позволит выяснить, насколько ребёнок понимает самого себя, уровень его адаптации в обществе, ладит ли он со своими сверстниками.

Кому подойдёт опросник?

Индивидуально типологический опросник Собчик разработан специально для детей и подростков от десяти до пятнадцати лет. Именно в этом возрасте у мальчиков и девочек особенно сильно могут проявляться акцентуации характера. Поэтому, важно вовремя обнаружить проблему и помочь ребёнку ее преодолеть.

Собчик Людмила Николаевна

Родилась 24 декабря 1930 года. Российский психолог, имеет ученую степень доктора психологических наук. Является специалистом в области психодиагностики и психологии индивидуальности. Представленная методика была описана в кандидатской диссертации Людмилы Николаевны. Докторскую диссертацию защитила на кафедре психологии личности МГУ по монографии «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».

Инструкция

Испытуемому предстоит ответить на 60 вопросов. Для этого просто нужно кликнуть мышкой рядом с правильным ответом.

Результаты

Полученные данные интерпретируются по следующей шкале:

  • Гипоэмотивность – слабая выраженность. Возможно, ребёнок не понимает глубинных мотивов своего поведения и мироощущения, или он был не откровенен, отвечая на вопросы.
  • Норма – показатель гармоничной личности.
  • Умеренность – наличие акцентуированных качеств.
  • Избыточная выраженность – состояние напряжения, затруднительной адаптации.

Ложь

Если по этой шкале набрано баллов свыше нормы, то результат недостоверный. Это свидетельствует о неискренности испытуемого, либо о его чрезмерной замкнутости.

Аггравация

Состояние, при котором индивид склонен переоценивать значимость своей болезни или какого-нибудь болезненного симптома. Он очень переживает за свое здоровье, может обнаруживать у себя признаки недуга, которого на самом деле нет. Гармоничная личность адекватно оценивает состояние своего организма и не склонна переоценивать недомогания. При избыточной выраженности в характере присутствует и ипохондрия.

Экстраверсия

Психологическая система приспособления, при которой линия поведения направлена на активное взаимодействие с социумом. Экстраверты — общительные и энергичные люди. Они доброжелательны и уверенны в себе. Их поведение в большей степени определяется внешними факторами. Избыток — зависимость от мнения окружающих, повышенная внушаемость. Такие дети смешливы, болтливы, не могут сконцентрироваться, могут привирать.

Спонтанность

Способность действовать, руководствуясь своими побуждениями. Высокий показатель говорит о стремлении к независимости и свободе. Неприятие ограничений и рамок. Есть склонность к бродяжничеству, уходу из дома. Индивид в раннем возрасте может попробовать сигареты и алкоголь.

Агрессивность

Качество характерно уверенным в себе ребятам, стремящимся к самовыражению, самостоятельности и неподчинению. При его избытке наблюдаются импульсивность поведения, прогулы, хулиганство. Описанное поведение, чаще всего, свойственно мальчикам из неблагополучных семей.

Ригидность

Выражается в упорстве при достижении цели. Личность обеспокоена своим статусом и стремится всегда его поддерживать. Болезненно относится к чужим успехам, завистлива, может проявлять агрессию, яро отстаивает своё мнение. Сочетание с повышенными показателями по шкале «спонтанность» и «экстраверсия» свойственно гипертимному типу – лидеру с нестандартным образом мыслей, склонному к необдуманным поступкам.

Интроверсия

Психологический способ приспособления, при котором наблюдается сосредоточенность на своём внутреннем мире. При высоком результате это замкнутые, необщительные дети, которым очень сложно устанавливать контакты. Они больше любят слушать, предпочитают остаться в одиночестве и погрузиться в свои мысли. Склонны к заниженной самооценке.

Сензитивность

Проявляется в чувствительности, впечатлительности и эмоциональной неустойчивости. Чем выше показатель, тем больше склонность к депрессии, преувеличению своей вины и обидчивости. Предпочитают быть ведомыми, нежели занимать лидерскую позицию.

Тревожность

Очень высокий уровень может свидетельствовать о наличии психических нарушений. Индивид чувствует угрозу и испытывает беспокойство даже в тех обстоятельствах, которые к этому не располагают. Он очень не уверен в себе. Ему трудно учиться, общаться с одноклассниками и учителями, он может даже проявлять агрессию по отношению к ним. Необходимо выяснить причину столь сильного беспокойства, чтобы предотвратить возможное развитие психических расстройств и помочь ребёнку адаптироваться в обществе.

Эмотивность

Избыток отражает выраженную эмоциональную неустойчивость, при котором настроение постоянно меняется. Смены могут быть резкими: от чрезмерной веселости, болтливости до сильного огорчения и слёз. Они, часто, сопровождаются повышением температуры, учащением сердцебиения, покраснениями кожи и другими физическими проявлениями. Такие дети обладают богатым воображением и склонностью к фантазированию, любят привлекать внимание. Охотно принимают участие в различных кружках, поют, танцуют, рисуют или проявляют актёрский талант в школьных театральных постановках.

Изображение в шапке — Andrea Tummons, Unsplash.

testometrika.com

itdo — Психологическая диагностика


 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
            Детский вариант индивидуально-типологического опросника         
                                  (ИДТО)                                    
                              (Л.Н. Собчик).                                
 
      Детский вариант методики несколько отличается как содержательной сто- 
 роной опросника, так и ключами для обсчета данных. Границы применения  ме- 
 тодики еще предстоит уточнить. Методика прошла апробацию на  детях  10-15- 
 летнего возраста (112 человек: 56 мальчиков и 60  девочек).  Достоверность 
 выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах, то есть  веду- 
 щих тенденциях, основывалась на корреляционном анализе показателей  метода 
 ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности  дан- 
 ными детского варианта СМИЛ (ММРI), метода цветовых выборов (МЦВ), резуль- 
 татами самооценки и метода  объективного  наблюдения  (r= +78,5).  Следует 
 также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются  и  со  взрослым 
 вариантом ИТО.                                                             
      Интерпретация находится в прямой зависимости от  количества  значимых 
 ответов по восьми шкалам. Суммируются значимые ответы как "Верно",  так  и 
 "Неверно", приведенные в ключах:                                           
      * 3 балла - гармоничная личность;                                     
      * 4-5 баллов - акцентуированные черты;                                
      * 6 баллов - свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для 
        самого ребенка или для окружающих.                                  
      * если большинство показателей колеблется в пределах от 0 до 1 балла, 
       

www.sites.google.com