Методика я в школе 1 класс: Проективная методика «Рисунок школы» | Psylist.net

Содержание

Рисуночная методика диагностики мотивов «Я в школе». — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Рисуночная методика носит проективный характер, отражая эмоциональное отношение субъекта к изображаемому.

Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «Я в школе». Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, и более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используют два вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение
ученика к школе;

2) содержательные характеристики, выявляющие отношение ученика к
учению.

К формальным характеристикам относятся следующие: а) цвет рисунка — темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как и использование неподражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому;

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка — при положительном
отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при
отрицательном — рисуется нарочито небрежно;

в) творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность
рисунка, свобода его композиции, наличие сюжета, его завершенность.
Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных
характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном
отношении к изображаемому.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изо­бражаемому, могут также выступать:

а) использование орнаментов и симметрических композиций для
выражения положительного отношения к изображаемому;

б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого
элемента предмета.

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьников к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т. е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков «В школе»:

а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое

интересное» и ни одного рисунка «В школе», несмотря на многочисленные
напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению:

б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного
рисунка на школьную тему, это свидетельствует о его положительном
отношении к учению.

2. Включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное». Если
включена, то это надежно свидетельствует о самом положительном
отношении ученика к учению.

3. Момент школьной жизни, отраженный в рисунке:

а) урок;

б) перемена;

в) ситуация, внешне связанная со школой:

«уход от школы» — при изображении только школьного здания;

рисунок на тему с измененным названием «В школу».

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного («а») либо отрицательного отношения к учению («б», «в»). Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания обучения:

а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными
предметами;

б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на
оценку.

Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Отраженность общения с другими субъектами:

а) с учителем;

б) со сверстниками;

в) изображен сам автор рисунка;

г) изображен учитель и ученики;

д) изображен любой ученик того же класса, но не автор рисунка.
Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка

могут быть интерпретированы различным образом в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, может свидетельствовать о его личностной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

Выявленные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение имеет цвет. Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью, может дать, например, включение ребенком школьной темы в рисунок «Про самое интересное».

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

В целом рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации учения младших школьников. Она носит проективный характер и помогает определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению уже известно. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

«Лесенка уроков»

Проведение данной методики предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они могут применяться, начиная со 2-го полугодия 1 класса.

Методика предполагает определение того, какие предметы школь­ники считают для себя самыми интересными (так называемые ос­новные предметы — математика, чтение, русский — или остальные предметы). Методику можно проводить либо со всем классом одно­временно, либо индивидуально, с каждым учеником. Описание методики

Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов: математика, русский язык, чтение,…

Например:

МАТЕМАТИКА

Далее школьник должен выразить свое отношение к каждому учебному предмету и построить «лесенку уроков».

Если основные школьные предметы (рус. яз., математика, чтение, окруж. мир, англ. яз.) стоят на верхних ступенях лесенки (I —IV), то отношение к ним определяется как положи­тельное, если они стоят на нижних ступенях лесенки (V—VIII) — как отрицательное.

Инструкция испытуемому

В школе есть самые разные уроки. Давай построим «лесенку уро­ков». Мы хотим знать, какие уроки тебе нравятся больше, а ка­кие — меньше.

Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой. Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку. Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них тебе нравится боль­ше всего? Возьми карточку с названием урока и положи ее ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек. Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положи эту карточку еще ниже. Теперь лесенка состоит из трех ступенек.

Понятно, как ее строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится.

Продолжай строить «лесенку» дальше.

Мы кончили строить «лесенку уроков». Проверь, правильно ли ты ее построил?

Вверху на первой ступеньке должно быть название урока, кото­рый нравится тебе больше всего. Так ли это?

На нижней ступеньке лесенки должно быть название урока, который нравится тебе меньше всего. Так ли это?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Ребёнок не хочет ходить в школу.

Что делать?

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

– Как разговаривать с подростком, который отказывается ходить в школу либо ходит только «для галочки»?

– Давайте начнем с того, как НЕ надо разговаривать.

В это возрасте не работает морализаторство («Ты понимаешь, что учеба это твой долг», «Мы все так верили в тебя, дедушка был профессором, а ты…»), не работает позиция «сверху» («Поверь, я прожил жизнь, учеба точно пригодится», «Ты пока ничего не понимаешь, а тебе семью кормить придется», «Я всегда чувствовал ответственность, учился нормально и вот, человеком стал!»). Не работают примеры в стиле «сын маминой подруги: «У тёти Гали дети как дети, учатся, на кружки ходят, а ты…» . Не работает или работает ситуативно (сегодня – да, вообще – нет) шантаж и торговля: «Сын, я а так плохо себя чувствую, в больницу скоро лягу из-за тебя», « Неделя без прогулов – в конце получишь деньги на баллончик с краской». Подросток с лёгкостью подберет контраргументы ко всем этим позициям или отреагирует поведением. Он просто будет прогуливать школу.

Теперь о том, что можно ПОПЫТАТЬСЯ сделать.Почему лишь попытаться? Потому что эта проблема не сегодняшнего дня, и даже не вчерашнего. Это проблема взросления, ответственности , появления слова «надо», эгоцентризма и инфантильности. Это большой и объёмный разговор о позиции ребёнка в семье в целом, не только в связи со школьной ситуацией. Я бы очень посоветовала родителям сесть и письменно ответить хотя бы вот на эти вопросы:

– Наша сын/дочь сейчас. Какой(ая) он(а)?

– Наш сын/дочь через три года. Какой(ая) он(а)?

– Какие обязанности есть у нашего сына/дочери дома? Действительно ли это только его/её обязанности (или бывает так: «Ну некогда ему в шкафу убирать, вот я и прибралась, я ведь дома»)?

– Последователен ли мы (родители) в своих дисциплинарных требованиях (к примеру, если Вы обещали, что карманных денег не будет на этой неделе, действительно ли это так или потом Вам становится жалко ребенка и Вы смягчаете «наказание»)?

– Пытаетесь ли Вы контролировать процесс подготовки домашних заданий?

– Пытаюсь ли я уладить конфликтные ситуации в школе, сделать так, чтобы сыну/дочери как можно «меньше досталось»?

– Если Ваш сын/дочь не получит высшего образования, то. ..

Следующий момент. Проблема мотивации тесно связана и с тем, что сейчас происходит в школе. К сожалению, школьное образование всё больше формализуется и редко вызывает у ребят познавательный интерес в достаточной степени для того, чтобы каждый день заниматься «нудятиной».

А теперь о том, какую коммуникативную позицию стоит попытаться занять. Это позиция УВАЖЕНИЯ к мнению ребёнка, УВАЖЕНИЯ к его нежеланию ходить в школу. Будьте честны. Вы ведь тоже часто (всегда?) не хотите на работу, утюжить, готовить, убирать, верно? Расскажите ему об этом, а не о том, какой вы крутой специалист, хозяйка и супермен. Расскажите о своих слабостях, недостаточной мотивации и о том, как вы иногда это преодолеваете, а иногда – нет. Честно расскажите о том, что на работе бывает скучно, начальник так себе и коллектив не радует. Расскажите о том, какие смыслы вы для себя находите продолжать это дело. Поищите вместе с ребёнком смыслы для него продолжать ходить в школу. Честно признайтесь в своих переживаниях. «Да, сын, я так волнуюсь, что ты не хочешь ходить. Я просто не знаю, что мы будем делать. У тебя есть план? Как нам из всего этого выпутаться?». Иногда ведь есть какой-то клубок проблем и подросток решает, что самый простой способ их решить это послать всё «к чёрту». Подкрадитесь, бережно распутайте этот клубок проблем. Не «в лоб», не надо вот этого наскока: «Мы же твои родители, мы хотим помочь, давай, выкладывай, что у тебя там случилось?!». Рассказывайте о себе, о своих ПЕРЕЖИВАНИЯХ и вот увидите, рано или поздно ребёнок раскроется.

Попробуйте ПОПРОСИТЬ ходить в школу, без шантажа: «Дочь, давай пока не торопиться, может быть вот походишь до конца четверти, мы подумаем о другой школе или каких-либо ещё вариантах, пожалуйста. Я так сразу не готова это решать, дай нам немного времени, пожалуйста». А за это время всё может быть. Возможно, ребёнок поделиться с вами переживаниями, возможно, разрешится что-то в школе. Ребёнок должен знать, что выход есть, и вы его ищите. Вы делаете это вместе. ВЫ НА ЕГО СТОРОНЕ. Это самое важное. ВЫ ВСЕГДА НА СТОРОНЕ СВОЕГО РЕБЁНКА. Он должен это чувствовать.

И ещё. Постарайтесь отыскать такое дело, занятие, где ребёнку было бы хорошо, куда бы он стремился. Тогда и школа кажется не такой тягостной. Вот быстренько сделаю уроки и в райдер-парк, на танцы, на футбол. Пусть будет место, где душа отдыхает.

Самые лучшие советы и идеи по управлению классом в первоклассниках

Имея за плечами год обучения в детском саду, первоклассники должны хорошо знать, что такое школа. Эти стратегии управления классом для первоклассников помогают закрепить то, что они уже знают, и создать учебную среду, в которой каждый ученик может добиться успеха!

1. Согласиться с правилами класса.

Управление классом в первом классе начинается с набора четких правил, которым дети должны следовать. Дайте своим ученикам чувство сопричастности, попросив их согласиться с правилами в классе. Обсудите цель каждого правила, затем попросите их подписать плакат. Если они нарушат правила, вы можете использовать это изображение, чтобы напомнить им об обещании, которое они дали в самый первый день занятий.

Дополнительная информация: Анна Шмитдт, папка с данными учащихся

2. Оцените хороший и плохой выбор.

Это простое упражнение по сортировке помогает закрепить знания ваших учеников в детском саду, когда дело доходит до принятия правильных и неправильных решений. Поговорите о том, как каждый из вариантов согласуется с вашими правилами в классе; например, если одним из ваших правил является «Будьте добры друг к другу», они должны признать, что «перебивать» — плохой вариант для этого правила, а «поднять руку» — хороший.

Подробнее: Детский сад миссис Рикки

3. Назначайте классные задания или подбирайте помощников.

Первоклассники уже достаточно взрослые, чтобы взять на себя ответственность за некоторые задания в классе. Вы можете сделать это, назначая и чередуя задания (раздача бумаг, выполнение поручений, распределение расходных материалов и т. д.). Или упростите себе жизнь и просто набирайте пару новых помощников каждую неделю. Эти студенты могут позаботиться обо всем, что нужно сделать.

РЕКЛАМА

4. Сохраните свой голос с помощью дверного звонка.

Источник: We Are Proud Teachers/Instagram

Беспроводные дверные звонки стали любимыми предметами учителей, и они просто необходимы для управления классом в первом классе. Используйте их для переходов, привлечения внимания, подсказок во время групповой работы и многого другого. Узнайте, как учителя используют беспроводные дверные звонки, здесь.

5. Разместите свой ежедневный график.

Избавьте себя от хлопот «Что нам делать дальше?» или «Когда перемена?» публикуя свое расписание каждый день. Набор сменных карточек на магнитах или точках-липучках позволяет легко перемещать вещи. Добавьте также часы, так как новички обычно все еще работают над определением времени. Если ваше расписание в основном одно и то же каждый день, просто размещайте заметки сбоку, указывая изменения, такие как особые события.

6. Научите их отдавать мне 5.

Когда дети не сидят за партой, им, как правило, труднее подготовиться к концентрации внимания. Научите их пяти вещам, которые им нужно делать, с помощью этой милой бесплатной распечатки. Затем каждый раз, когда вы говорите «Дай мне 5!» дети должны автоматически сделать все пять шагов и высоко поднять руку. Это быстрый и умный способ переориентировать их внимание.

Подробнее: Горжусь тем, что являюсь главным

7. Используйте призывы и ответы для привлечения внимания.

Что было бы с учителями без фраз, привлекающих внимание? Это быстрый и умный способ заставить детей сосредоточиться на вас. Многолетние фавориты включают: «Фокус-покус: время сосредоточиться!» и «Чика-чика: Бум-бум!» Здесь вы найдете бесплатный печатный постер с изображением 25 потрясающе привлекающих внимание людей.

8. Подавать сигналы руками.

Подумайте о том, чтобы использовать жесты руками как часть вашей стратегии управления классом в первом классе. Они особенно полезны во время тихих рабочих периодов, но они также позволяют вам быстро реагировать из другого конца комнаты по мере необходимости. Сигналы руками могут быть полезны для детей, которые в противном случае тоже стеснялись бы говорить.

Подробнее: В основном говоря

9. Попробуйте ввести кодовое слово движения.

Это слишком знакомая сцена: вы даете набор указаний для вашего следующего занятия, и прежде чем вы произнесете полное предложение, дети уже отправляются собирать припасы или объединяться в группы. . Они пропускают эти важные инструкции! Обуздайте это поведение с помощью кодового слова движения. Вы выберете слово и скажете ученикам, что им нужно оставаться на месте и слушать, пока они не услышат, как вы произносите это слово. (Это немного похоже на «Саймон говорит». ) Время от времени меняйте слово просто для развлечения!

Подробнее: В первую очередь говоря

10. Флип за хорошее поведение.

Признание хорошего поведения является важной частью управления классом в первом классе. Помогите своим ученикам понять, что все они являются частью сообщества, награждая их как группу, так и индивидуально. Уникальный метод здесь приводит к вознаграждению, например, к дополнительному перерыву. Вы начинаете с размещения карточек с буквами вверх ногами. Затем, когда вы увидите хорошее поведение, заслуживающее признания, переверните буквы правой стороной вверх, по одной за раз. Когда все буквы перевернуты, класс получает свою награду!

Подробнее: One Sharp Bunch

11. Делайте перерывы в работе мозга.

Ожидается, что первоклассники будут сидеть на месте и учиться дольше, чем дети в детском саду, и для некоторых это может быть трудным. Дайте им регулярные перерывы, чтобы встать и подвигаться; исследования показывают, что это хорошо для обучения в любом случае.

Узнайте больше: Горжусь тем, что являюсь начальным классом

12. Боритесь со сплетнями, а не с рассказами.

«Г-н. Джефферсон, Аарон взял мои ножницы! «РС. Лейси, Эмма показала мне язык! Для многих детей искушение поболтать слишком велико. Помогите первоклассникам понять, когда им нужно привлечь взрослых (кому-то причиняют боль или кто-то в опасности), а когда они могут справиться с чем-то сами или научиться отпускать ситуацию. Такие вещи требуют времени и практики, но социально-эмоциональное обучение, безусловно, является ключевой частью управления классом в первом классе.

Подробнее: Create-Abilities

13. Контролируйте уровень шума с помощью визуальных подсказок.

Источник: Miss Tech Queen/Instagram. Вы также можете попробовать приложение для мониторинга шума, которое обеспечивает мгновенную обратную связь с детьми об их уровне шума. Никогда больше не повышай голос!

14. Установите уголок успокоения и набор инструментов.

Замените «тайм-ауты» на этот вариант управления классом первого класса. Углы успокоения дают детям безопасное место, куда они могут пойти, когда им нужно обуздать свои эмоции и перенаправить свое поведение. Заполните эти уголки инструментами, которые учащиеся могут использовать, чтобы успокоиться и сделать правильный выбор. Включите такие предметы, как книги, игрушки, мягкие игрушки и карточки со стратегиями.

Подробнее: Творческое обучение в первую очередь

15. Сравните числа с бейджами.

Некоторые люди категорически ненавидят идею маркировки вещей цифрами вместо имен учащихся, но это может иметь некоторые реальные преимущества. Системы счисления позволяют сразу увидеть, чего не хватает. Вам не нужно переклеивать все из года в год. С помощью чисел легко разделить детей на группы (четные и нечетные и т. д.). Так что подумайте об этом; возможно, эта система может немного облегчить управление классом в первом классе. (Если цифры вас не интересуют, найдите здесь еще больше отличных лайфхаков для организации занятий.)

Узнайте больше: Адриенн Преподает

Получите больше вдохновения для управления классом в этом списке из 50 советов, приемов и идей для преподавания в 1-м классе.

Плюс, 15 отличных блогов первоклассников и учителей, на которых стоит подписаться.

Методы обучения в первом классе

БРЕНДА ПРИДДИ
КЛАСС

Первый класс закладывает основу для остальной части образования ребенка. В отличие от детского сада, первый класс обычно является первым годом, когда дети посещают структурированную школу. Существует несколько различных методов обучения, которые можно использовать в классе первого класса, чтобы помочь детям перейти из дошкольного и детского сада в более поздние классы. Используйте многомерный подход, чтобы обеспечить эффективный образовательный опыт.

Исследуйте эту статью

  • Классовые проекты
  • Сенсовое обучение
  • Традиционное обучение
  • Play and Physical Education

1 классные проекты

. Работая над классным или групповым проектом, учащиеся должны научиться работать вместе, чтобы создать большой проект. Дети учатся работать в команде, делиться знаниями и могут видеть тему глазами других членов группы, что может помочь неохотно учащимся понять сложные концепции. Дети могут составить свою собственную классную энциклопедию, посетить класс своими домашними животными, чтобы узнать об уходе за животными и о том, как наблюдать и сообщать о различных фактах.

2 Сенсорное обучение

Сенсорное обучение важно для первого класса, так как дети переходят от физического обучения к более традиционным методам обучения. Включите в класс все четыре основных типа обучения, в том числе визуальное, аудиальное, кинестетическое и аудиально-цифровое, чтобы раскрыть потенциал обучения всех детей. Предоставьте детям возможность слушать урок, выполнять урок, работать с практическими материалами и учить друг друга. Согласно журналу «Дислексия для родителей», это обеспечивает наилучшую среду обучения для детей всех стилей обучения.

3 Традиционное обучение

В дополнение к практическим и другим методам обучения также важно использовать в классе традиционные методы обучения. Это готовит первоклассников к стандартизированному тестированию, проверкам в конце года и будущим оценкам. Включите традиционные методы обучения, такие как рабочие листы, лекции и скоростные упражнения. Научите детей сдавать тесты и время от времени предлагайте викторины. Эти традиционные учебные занятия готовят детей к хорошей успеваемости в старших классах.

4 Игра и физкультура

Игра и физкультура – ​​важная часть обучения первоклассника. Во многих школах есть перемены для первоклассников, где они могут бегать и играть в течение дня. Однако не во всех школах предусмотрены каникулы. Если в вашей школе этого нет, обязательно выделяйте время для занятий физкультурой и свободных игр в классе каждый день. Это научит детей вести активный образ жизни, устранит некоторые беспокойства, возникающие у шести- и семилетних детей, и позволит детям на короткое время отдохнуть от умственной деятельности, чтобы они вернулись в школу со свежими мыслями.