Методики для детей: ТОП 8. Методики раннего развития

Содержание

Методики раннего развития ребенка. Популярные методики раннего развития детей

Дорогие родители, папы и мамы! Ни для кого не секрет, что большинство любящих родителей (в первую очередь, конечно же, мамочек) стремятся с раннего возраста полноценно развивать своё чадо. Когда оно подрастёт, тогда уже можно довериться профессионалам. Но о последнем как-нибудь в другой раз. В нашей статье речь пойдёт о том, как правильно развивать ребёнка в домашних условиях, какие методики раннего развития лучше всего использовать. Их существует великое множество (про каждую можно написать отдельную книгу). Но мы рассмотрим самые популярные методики раннего развития ребенка, которые уже успели зарекомендовать себя среди родителей и педагогов:

  • Система Марии Монтессори;
  • Кубики Зайцева;
  • Система Никитиных;
  • Метод Гленна Домана;
  • Система, разработанная Сесиль Лупан.

В статье мы постараемся охарактеризовать каждую из них, рассказать об их плюсах и минусах. Пойдём по порядку. Однако сначала небольшой совет: какую бы методику раннего развития вы не выберете для своего чада, начинать заниматься лучше всего в следующий возрастной промежуток (полтора-три года). Почему? Многие ученые пришли к выводу, что именно в этом возрасте у человека наступает пик развития умственных способностей (а также способностей к различным видам творчества). И ваши занятия принесут малышу огромную пользу. Ну а теперь приступаем.

Методика раннего развития по системе Марии Монтессори

Начнем с самой популярной методики раннего развития, разработанной педагогом Марией Монтессори. В чем конкретно она заключается? Всё в ней зависит от выбора именно ребёнка, а не родителя и не педагога. Что же касается родителей, то у них задача заключается в следующем: чтобы ребёнок полноценно развивался, надо организовать соответствующие условия для этого. Организовать пространство, где он живет так, чтобы ему было легко быть как бы «взрослым» в маленьком мире. Девиз данного обучения «Помоги мне сделать это самому». И здесь очень пригодятся специальные материалы – специальные коврики для гимнастики, различный сенсорный материал, предметы для изучения формы и многое другое. Необходимо использовать специальные пособия. С их помощью ребёнок сможет выучить различные цвета, формы, величины, поймёт, как устроен окружающий мир. Однако данное обучение имеет и довольно значительный недостаток: в ней отсутствуют игры (ролевые и спонтанные). А ведь они играют далеко не последнюю роль в развитии ребёнка. Да и не для всех детей данная методика подойдёт. Её можно использовать только в том случае, если ваш ребёнок вдумчивый, усидчивый, может подолгу сосредотачиваться на чём-либо одном.

Обучение по методике раннего развития Зайцева

Теперь поговорим о кубиках Зайцева. Они предназначены для обучения ребёнка чтению (приблизительно с двух лет). Также данная популярная методика раннего развития используется и в лечебных целях: её часто используют при работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, различными психоневрологическими проблемами, а ещё с аутистами. При обучении используются кубики, а также различные таблицы и музыкальные записи. Последние нужны для следующего: под них дети пропевают части слов. Если вы будете использовать данную систему, у вашего ребёнка улучшится речь, он запомнит много слов, разовьется способность к логическому мышлению, сформируется способность к концентрации и работе самостоятельно. Однако некоторые считают, что такая система обучения потом мешает детям учиться в школе (они с трудом осваивают морфемный и фонетический разборы слова).

Методика раннего развития семьи Никитиных

Переходим к системе Никитиных. Она состоит из различных спортивных и развивающих упражнений. Расположены они следующим образом: от более простого к более сложному упражнению. Основным правилом этой популярной методики раннего развития ребенка является – дети занимаются столько, сколько хотят, а родители не мешают им и не помогают. И делать за ребёнка ничего не надо. Пусть ошибается, иначе ничему не научится. Если вы видите, что ребёнку сложно выполнить какое-либо задание, то временно отложите его, вернётесь позже. Спорту в этой методике уделяется особое внимание. Закаливание, ежедневная зарядка и в доме должно быть оборудовано место для спорта. Благодаря данной популярной методике раннего развития, ваше чадо научится правильно организовывать своё время, вырастет закалённым, у него будет отлично развита спортивная подготовка. Но (к сожалению) данная методика не предусматривает индивидуального подхода к каждому ребёнку, развитию речи и сюжетно-ролевым играм в ней уделяется катастрофически мало внимания. А творчество в данной системе исключено совсем.

Методика раннего развития Глена Домана

Эта методика предназначена для обучения детей с заболеваниями нервной системы. Покажите ребёнку карточку с изображением и названием какого-либо предмета (это надо сделать примерно 1-2 секунды). Ребёнок запомнит всё на подсознательном уровне. Впоследствии он сможет заучить и гораздо больший объём информации. Но не переборщите: от избытка информации дети устают, начнут капризничать, потеряют интерес к учёбе.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Последняя популярная методика раннего развития ребенка придумана и разработана Сесиль Лупан. Главное в ней следующее: основной акцент делается на интересе ребёнка к окружающему миру. Ребёнок должен сам хотеть получать необходимые знания. Автор основывается на своём личном опыте (работе с собственными детьми). Налицо индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также данная методика раннего развития никаких специальных пособий не предусматривает. Для обучения родители могут использовать всё, что попадётся им под руку. Но вот с чем некоторые не согласны, так это с тем, что Сесиль Лупан рекомендует обучать ребенка плаванию практически с самого рождения. Но здесь решайте сами.

Выбирайте именно ту методику раннего развития, которая близка вашему ребёнку. Ориентируйтесь только на него, не на себя. Хорошие результаты не замедлят себя ждать.

Поделиться советом с друзьями

Эксперты разобрали самые популярные методики раннего развития детей

Общество 23762

Поделиться

В наши дни только ленивый родитель не пытается вырастить из своего чада если не гения, то по крайней мере талантливого и разностороннего человека. Для раннего развития малышей любого возраста предлагаются десятки методик и сотни развивающих пособий на любой вкус и кошелек. Некоторые педагоги предлагают начинать учить малыша высоким материям чуть ли не на выходе из роддома, другие утверждают, что грузить дошкольника излишней информацией, наоборот, ни в коем случае нельзя.

Не потеряться в этом противоречивом потоке советов и методик непросто даже продвинутым родителям. Мы рассмотрели плюсы и минусы самых популярных методик раннего развития и узнали, что о них думают опытные взрослые.

Фото: pixabay.com

Психологи и педагоги отмечают, что современные родители буквально помешались на раннем развитии своих детей. И, к сожалению, очень часто такой фанатизм приносит малышу не пользу, а реальный вред. Буквально с 2–3-летнего возраста взрослые начинают таскать малышей по различным кружкам или пробовать на них новомодные методики, стремясь охватить все и вся. При этом родители часто не замечают, в чем истинный талант их малыша, и не дают детям выбирать и гармонично развиваться в нужном им направлении.

— Современные родители очень часто зависят от текущей моды на образование и бесцельно пытаются ей следовать, — считает детский психолог Алена Крутицкая. — Например, учить малыша читать с колыбели или заниматься с ним олимпиадной математикой на горшке. В результате занятия становятся узконаправленными, что совершенно не полезно ни для какого ребенка. По сути, любая система раннего развития так или иначе предполагает разносторонние занятия с малышом. В дошкольном возрасте практически невозможно понять, в чем талант того или иного ребенка, поэтому нужно дать ему возможность гармонично развиваться в совершенно разных направлениях. Безусловно, ни одна из существующих педагогических систем раннего развития не является идеальной. На мой взгляд, имея представление об основных из них, родители могут составить свою собственную программу, подходящую именно для их ребенка.

По мнению педагогов и психологов, современным родителям стоит знать основные методики развития детей, созданные педагогами разных стран. Из них всегда можно выбрать методику, подходящую семье по духу и потребностям, или вообще использовать в воспитании своего чада элементы и советы разных систем. Возможно, в конце концов, методом проб и ошибок у кого-то из взрослых получится создать свою собственную систему воспитания гения. Ведь не секрет, что авторами методик раннего развития были люди совершенно разных профессий.

Методика Монтессори

Возраст: 0–12 лет

Девиз: «Помоги мне это сделать самому!»

Методика Марии Монтессори на протяжении долгих лет остается одной из самых популярных систем раннего развития. В России ее чаще всего используют родители для самостоятельных занятий с детьми, а также широко практикуют в частных детских садах и школах. Суть данного метода в предоставлении ребенку полной свободы в познании и развитии. Система не предполагает никаких поощрений и наказаний, то есть системы оценивания, и не загоняет малыша в определенные рамки. Родители и педагоги вмешиваются в процесс только тогда, когда ребенку действительно требуется помощь. В центре системы обучения всегда находится ребенок, который полностью свободен в своем развитии.

Система Монтессори предполагает обучение детей в помещениях, условно разделенных на тематические зоны, которые можно организовать и в обычной квартире: жизненной практики, сенсорного развития, математического развития, языкового развития и космического развития (естественнонаучных знаний). В каждой тематической зоне должны размещаться специальные пособия, которые помогают детям самостоятельно получать знания. Особое внимание в методике уделено развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребенка, так как именно они больше всего влияют на умственное развитие.

Несмотря на большую популярность, противников у данного метода тоже немало. В частности, говоря о данной системе, многие вспоминают, что ее автор Мария Монтессори сдала своего собственного сына в интернат сразу после рождения и не занималась его воспитанием. Впервые мать встретилась с сыном, лишь когда он стал взрослым. Однако это не помешало Монтессори достичь потрясающих успехов в воспитании чужих детей, в том числе умственно отсталых, с которыми она работала в начале своей карьеры.

Фото: en.wikipedia.org

За: ребенок учится самостоятельности с раннего возраста, раньше сверстников осваивает навыки самообслуживания, свободен в своих действиях, в связи с этим нередко развивается быстрее, осваивая более сложный материал раньше других детей.

Против: после обучения по системе Монтессори детям намного сложнее привыкать к обучению в традиционной школе, кроме того, в методике практически не уделяется внимания творческому развитию ребенка, нет сюжетно-ролевых игр. Система больше подходит для открытых и общительных детей, замкнутым ребятам по ней заниматься сложно.

Мнение родителей:

Валентина, мама девочек-погодков: «До школы мы занимались по этой методике дома самостоятельно, и мне она очень нравилась. Девочки действительно развивались быстрее основной массы сверстников, при этом интересы у них были весьма разносторонние: и музыка, и рисование, и естественнонаучные опыты.

Традиционной подготовкой к школе мы не утруждались, и это стало нашей главной ошибкой. Дочери привыкли заниматься тем, что им нравится, поэтому, когда в 1-м классе нужно было четко выполнять указания учителя, было очень тяжело. Полностью привыкнуть к традиционной системе девочки смогли только через год. Так что я считаю, что в целом методика Монтессори хорошая, но имеет смысл использовать в развитии ребенка ее отдельные элементы, не забывая, что потом детям придется учиться в традиционной школе. Реально эффективней всего данная система подходит дошкольникам.

Вальдорфская методика

Возраст: 0–16 лет

Девиз: «Познавай мир без принуждения!»

Вальдорфская педагогическая система основывается на религиозно-мистических (антропософских) представлениях о методах саморазвития с помощью мышления. Чаще всего данная система обучения используется родителями при домашнем обучении ребенка и практикуется в частных школах. Суть методики в том, что ребенок должен познавать мир свободно и естественно, без принуждения со стороны взрослых. Согласно вальдорфской методике ребенка до 7 лет вообще нельзя загружать лишней информацией, а в начальной школе результаты обучения школьника не принято оценивать традиционными отметками.

Стержнем обучения по данной методике является любовь к природе и окружающему миру. В качестве игрушек и учебных материалов дети используют изделия из природных материалов — например, лист дерева, шишки или кубик льда. Основной принцип системы — уважение к личности ребенка и индивидуальный подход к каждому малышу. В рамках системы существует запрет на слово «нет» со стороны взрослых, оно может использоваться лишь тогда, когда ребенок может поранить себя или окружающих, то есть когда его действия опасны. В остальных случаях ребенку дозволено практически все, а взрослые не должны вмешиваться в процесс его познания мира.

Большое значение в вальдорфских школах играет творчество, все пособия так или иначе должны возбуждать творческий порыв у всех ребят. При этом идею раннего развития ребенка данная система полностью отрицает; считается, что различные знания нужно давать человеку только в том возрасте, когда он дорос до них. Обучение не делится на отдельные дисциплины, а преподается так называемыми эпохами, длящимися 3–4 недели. В целом данная система хорошо подходит для домашнего обучения, так как даже в вальдорфских школах детей до 12 лет всему учит только один наставник.

За: основной упор делается на раскрытие личности малыша, это позволяет каждому проявить свою индивидуальность и раскрыть себя; большое внимание уделяется обучению ремеслу: рукоделию, садоводству и др.; вальдорфские дети обладают хорошим воображением и фантазией, увлечены творчеством; методика предполагает запрет на просмотр телевизора.

Против: сложно оценить уровень ребенка, так как методика не предполагает оценок, перейти в обычную школу будет весьма проблематично из-за принципиально разных учебных программ и подхода к обучению, система больше подходит гуманитариям, а не детям с аналитическим складом ума.

Мнение родителей:

Юлия, педагог, мама второклассника: «Я работаю репетитором на дому, поэтому у меня была возможность обучать сына самостоятельно.

От коллег я слышала много восторженных отзывов о Вальдорфской системе, поэтому решила испробовать ее на своем сыне. К сожалению, моему ребенку она совершенно не подошла: за полгода мы практически не сдвинулись с мертвой точки, он просто не хотел ничем заниматься, даже вроде бы интересные творческие проекты и задания его совершенно не занимали. В результате я взяла его в ежовые рукавицы и стала учить по старинке, с «двойками» и «тройками» за не сделанные задания; вскоре все наладилось. Очевидно, система подходит детям с определенным творческим типом мышления, которых не нужно постоянно пихать и подталкивать к занятиям».

Методика Сесиль Лупан

Возраст: с рождения

Девиз: «Родители — главные учителя!»

Методика француженки Сесиль Лупан относится к системам суперраннего развития ребенка. Лупан не имеет никакого отношения к науке и педагогике и разработала свою методику в ходе воспитания собственных дочерей. Однако ее система неизменно находит последователей по всему миру уже не первый год. Главная роль в данной методике отдана родителям, они должны выступать для ребенка самыми важными педагогами и наставниками.

Малыш с рождения должен обучаться в строго игровой форме, без определенного графика и переутомления. Взрослым предлагается постоянно создавать для ребенка условия для новых открытий и развития любознательности. Система Лупан предполагает в том числе обязательное обучение малышей плаванию прямо с рождения, сразу после выхода мамы из роддома. Само раннее обучение строится на постоянной игре. Например, чтобы малыш запомнил буквы и цифры, Сесиль предлагает сочинять ему песенки и стихи на известные мотивы.

Главная задача обучения детей до года — стимулировать пять чувств малыша, на втором году ребенок уже учится складывать слова в предложения с помощью специальных карточек, начинает учить иностранный язык, изучает географические карты и пытается запомнить сложные слова из энциклопедий. А с 3–4 лет предполагается, что ребенок должен начать осваивать игру на каком-либо музыкальном инструменте и серьезный спорт из серии верховой езды. Вся методика Лупан уложена в таблицу, где подробно расписано, как и чем в разном возрасте нужно заниматься с ребенком. Масштаб умений, как правило, впечатляет даже самых требовательных мам.

За: подходит для детей любого возраста и уровня развития, сближает родителей и детей, в некоторых случаях дети, с которыми занимались по этой методике, действительно показывали блестящие успехи в дальнейшем.

Против: требует больших временных затрат от взрослых, не предполагает активного общения ребенка с другими детьми, методика очень перегружена и отнимает у взрослых и детей все время и силы, не предполагает развития мелкой моторики и сенситивных навыков.

Мнение родителей:

Екатерина, мама 5-летних мальчиков-двойняшек: «На мой взгляд, данная методика вполне имеет право на существования и хороша для раннего развития малышей. Но, на мой взгляд, не следуют строго следовать всем ее рекомендациям, часто это просто нереально. Каждая мама сможет найти в этой системе что-то интересное и полезное для себя и включить это в домашние занятия с малышом, все должно быть в меру, тогда этот метод действительно будет работать. Мы, например, делали с сыновьями собственные книги, изучали географические карты, но отказались от бессмысленного заучивания энциклопедических терминов».

Методика Масару Ибука

Возраст: 0–4 года.

Девиз: «После 3-х уже поздно».

Масару Ибука является одним из основателей и главным инженером корпорации Sony. Изучением методик раннего развития японец занялся из-за того, что его собственный сын отставал в развитии из-за тяжелого заболевания. На основе консультаций с известными педагогами и психологами Ибука разработал собственную авторскую методику раннего развития ребенка. Система японца говорит о том, что в реальности не бывает отсталых детей, так как развитие ребенка зависит только от обучения малыша в раннем детстве.

По мнению Масару, основные знания, которые влияют на дальнейшее будущее и развитие ребенка, приобретаются им в возрасте до 4 лет, поэтому именно в данный период нужно уделять занятиям с малышом как можно больше внимания. По сути, ребенок — это чистый лист, на котором родитель может написать или нарисовать все что угодно. При этом грузить малыша информацией нужно с умом, по специальной системе. Бояться перегрузок совершенно не стоит, так как детский мозг на самом деле способен решать весьма сложные задачи.

Согласно методике, детям как можно раньше, буквально в несколько месяцев, следует давать краски, пластилин и карандаши, знакомить их с картинами великих художников и включать классическую музыку. Кроме того, знакомить ребенка с миром нужно не с помощью игрушек, а с помощью нормальных взрослых вещей. В идеале до 3 лет ребенок должен перепробовать в жизни практически все, что не опасно для его здоровья.

За: малыш свободен в выборе своих занятий и исследований, это способствуют более раннему развитию по сравнению со сверстниками, раннее изучение иностранных языков, музыки и рисования дают впечатляющие результаты в будущем.

Против: методика рассчитана на детей с восточным менталитетом, послушных и склонных к созерцанию, ребенку в данной системе позволено практически все, поэтому родителям придется регулярно приводить в порядок квартиру после разгрома.

Мнение родителей:

Александр, многодетный папа: «К сожалению, просто по книгам Ибуки использовать данную методику для воспитания детей европейским людям непросто. В системе много непонятного для нашего менталитета, часто идет отсылка к тому, что родители должны идеально чувствовать, чем в том или ином возрасте нужно занимать малыша. А это далеко не у всех получается, особенно с первым ребенком. Мы остановились на том, что в воспитании наших детей использовали лишь отдельные советы японца, в том числе знакомили его с миром с помощью предметов, которые реально используются взрослыми».

Методика Гленна Домана

Возраст: 0–5 лет.

Девиз: «Тренируем мозг с рождения».

Данная методика уже давно пользуется большой популярностью у родителей, мечтающих растить гениев буквально с пеленок. При этом изначально система была создана американским врачом-физиотерапевтом для детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Спустя время выяснилось, что методика отлично работает и при обучении здоровых малышей. Гленн Доман считал, что мозг ребенка нужно активно тренировать с самого рождения, иначе уже к 5–6 годам детям будет сложно учиться и запоминать информацию. Дело в том, что в период активного роста до 2–6 лет мозг ребенка нацелен на познание, малышу еще не нужно иметь мотивацию для обучения.

В системе Домана ребенку предлагаются определенные нарисованные карточки со словами, точками (математика) и картинками (окружающий мир), благодаря которым малыши учатся запоминать слова, читать и считать. Рекомендуется буквально с рождения показывать ребенку картинки, громко и отчетливо называя их. Такие действия формируют даже у грудничка четкую связь между тем, что он слышит, видит и воспринимает в целом.

Помимо карточек система Домана также предполагает особое творческое и физическое развитие ребенка. Доман рекомендует как можно раньше приобщать детей к различным видам спорта: плавание, лыжи, коньки, бег и т. д. Считается, что если начать заниматься с ребенком по данной системе с первого месяца жизни, к одному году он уже будет обладать значительным словарным запасом, а впоследствии сможет быстро читать и считать и легко запоминать большой объем информации.

За: обучение по методике не занимает большого количества времени, система понятна, проста и доступна для любого родителя.

Против: система направлена на развитие зрительной памяти, при этом не предполагает развития тактильных навыков, подходит только для усидчивых детей.

Мнение родителей:

Оксана, мама второклассницы: «До трех лет я занималась с дочкой по этой методике, и действительно она сработала. В 4 года дочка уже научилась читать и хорошо считала. Сейчас у нее нет никаких проблем с обучением, нас даже взяли сразу во 2-й класс, минуя первый. Карточки я показывала дочке уже с 3 недель, но времени мы тратили на них значительно меньше, чем изначально было положено по системе. От получаса в день в первый год жизни до часа в 2–3-летнем возрасте. Конечно, помимо системы Домана мы использовали и другие модели обучения, поэтому сейчас трудно сказать, что именно повлияло на результат».

Методика Никитиных

Возраст: 0–16 лет.

Девиз: «Мама, папа, я — спортивная семья».

Борис и Елена Никитины — педагоги-новаторы и родители семерых детей. На собственном опыте они создали уникальную систему раннего развития малышей.

Суть методики заключается в полной свободе действий ребенка. Нет никаких системных занятий и прочих ограничений. Дети могут заниматься сколько хотят, в то время, когда им удобно, сочетая спортивные и интеллектуальные занятия. Методика предполагает закаливание малыша с раннего возраста, детей нужно одевать в легкую одежду, они должны как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Спорт в этой методике выходит на первое место, с раннего детства малыши учатся пользоваться различными спортивными снарядами, которые становятся для них такой же неотъемлемой частью интерьера, как мебель.

Центром системы выступают родители, которые на собственном примере приучают детей к здоровому образу жизни, закаливанию и тренировкам. Задача взрослых — как можно больше общаться с малышами, всячески поощрять и хвалить. При этом метод не приемлет принуждения, ребенок должен делать все с радостью без принуждения. Безусловно, методика предполагает, что все члены семьи должны быть увлечены спортом и следовать правилам ЗОЖ.

За: уделяет достаточное внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка, проста в использовании, может применяться родителями, далекими от педагогики.

Против: нет индивидуального подхода к ребенку, отсутствует творческая составляющая и элементы развития мелкой моторики, предполагает радикальный подход к закаливанию малыша, полезность которого с медицинской точки зрения весьма спорна.

Мнение родителей:

Полина, многодетная мама: «В методике Никитиных меня больше всего заинтересовала система закаливания детей с рождения. Первого ребенка я по неопытности в этом вопросе упустила, а двух младших стала закаливать буквально сразу же после выписки из роддома. Результат получился потрясающий, в отличие от старшей дочки младшие практически не болели ни в детском саду, ни в школе. Кроме того, врачи всегда определяли группу здоровья детей как первую, что в наши дни уже считается редкостью».

Методика «Школа семи гномов»

Возраст: 0–6 лет.

Девиз: «Все лучшее — в одном флаконе».

Школа семи гномов, по сути, собрала в себе элементы многих популярных педагогических методик. Она базируется на шести китах: умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, личностное и социальное развитие. В специальных книгах, разделенных по возрастам, так или иначе затрагиваются все эти сферы развития ребенка.

Учебные пособия «Школы семи гномов» состоят из 12 книг для детей в возрасте от 0 до 6 лет. С помощью них ребенок поэтапно осваивает информацию, в том числе учится делать различные поделки, клеить и вырезать, что способствует развитию мелкой моторики.

За: по методике можно заниматься самостоятельно, она четко систематизирована, в каждой книге есть четкая инструкция для родителей, для детей предусматриваются поощрительные призы в виде наклеек.

Против: не все книги одинаково хорошо сделаны, в некоторых встречаются не очень удачные задания и рисунки, брошюры четко распределяются по возрастам, детям неинтересно проходить книги для более старших детей.

Мнение родителей:

Елена, мама первоклассника: «Мы занимались по этой методике до школы, в целом она весьма неплохая. Правда, мне не показалась, что эта методика способствует именно раннему развитию ребенка в его классическом понимании. Скорее это хорошая помощь для родителей для поэтапных занятий с малышом в разном возрасте и его дальнейшей подготовке к школе».

Методика Вячеслава Воскобовича

Возраст: 2–16 лет.

Девиз: «Развитие — в игре!».

В начале 90-х годов, когда бывшие советские граждане испытывали проблемы с приобретением качественных и недорогих игрушек для своих детей, инженер-физик Вячеслав Воскобович создал первую в стране систему развития мышления, основанную на развивающих играх. Все игры являются многофункциональными, в них можно играть много раз в различных комбинациях. В ходе игры дети с помощью родителей учатся читать и считать, логически мыслить, кроме того, развивается их воображение и фантазия.

К большинству игр прилагаются методические пособия, проиллюстрированные известными сказками, с помощью которых дети выполняют различные задания и отвечают на вопросы.

За: игры Вячеслава Воскобовича вызывают большой интерес практически у всех детей, постоянные занятия по системе способствуют развитию памяти, внимания и мышления, способности к анализу большого объема информации и развитию пространственного воображения.

Против: игры Воскобовича очень сложно изготовить самому, для занятий их придется приобретать в специальных магазинах, кроме того, система не является полноценной для гармоничного развития ребенка, игры придется сочетать с другими занятиями.

Мнение родителей: Артем, папа дошкольника: «Мои родители играли со мной в детстве в игры Воскобовича, мне кажется, что они оказали большое влияние на мое развитие и способность к анализу и логическому мышлению. Уже в начальной школе мне хорошо давались сложные задачи для более старших классов, а учиться я пошел на мехмат МГУ. Сейчас я уже занимаюсь по этой системе с собственным сыном, надеюсь, ему она тоже поможет, хотя в наши дни подобных игр других авторов появилось уже очень много».

Подписаться

Авторы:

МГУ Россия Спорт Школа Дети Книги Наука ЗОЖ

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28128 от 18 ноября 2019

Заголовок в газете: Как вырастить гения с пеленок

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • В США увидели отвод Россией техники из северного Крыма

    31746

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В Рязани из трудового рабства спасли 25-летнюю девушку с грудным ребёнком

    Фото 26661

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • В Новосибирске ученики третьего класса устроили забастовку и не пришли в школу

    17784

    Новосибирск

    Елена Балуева

  • Глава ЧВК «Вагнер» пожаловался на Ярославскую область

    Фото 15769

    Ярославль
  • Важные запреты: что можно, а что нельзя делать на праздник Пасхи

    Фото 11662

    Псков
  • Аналитики предрекли трудную битву за Крым между Киевом и Россией

    11373

    Крым

    фото: МК в Крыму

В регионах:Ещё материалы

6 Развлекательные мероприятия для детей

Экстремальные погодные явления, такие как опустошительные наводнения в восточном Кентукки, болезни друзей и членов семьи, домашняя изоляция — эти и другие факторы могут вызвать тревогу и стресс у детей. Как ведущий мировой эксперт в области детства, мы делимся этими методами релаксации для детей, которые являются частью нашей глобальной программы «Исцеление и образование с помощью искусства» (СЕРДЦЕ) для детей, живущих в стрессовых ситуациях.

  • Найдите тихое место вдали от отвлекающих факторов.
  • Если вы выполняете эти упражнения на релаксацию с ребенком или группой детей, убедитесь, что ваши инструкции ясны и увлекательны.
  • Помните: вам не обязательно выполнять их все. Следите за тем, как долго дети заняты, и попробуйте снова в другой раз.

Присоединяйтесь к своему ребенку, чтобы попробовать Ленивого кота, Черепаху, Лимон или все эти расслабляющие занятия! Загрузите PDF-версию этих упражнений на расслабление здесь.

1. Цветок и свеча

Это простая техника релаксации, которая способствует глубокому дыханию.

Представьте, что у вас в одной руке приятно пахнущий цветок, а в другой медленно горящая свеча.

  • Медленно вдохните через нос, чувствуя запах цветка.
  • Медленно выдохните через рот, задувая свечу.
  • Повторить несколько раз.

2. Лимон

Это расслабляющее упражнение снимает мышечное напряжение. Представьте, что у вас в руке лимон.

  • Подойдите к дереву и возьмите по лимону каждой рукой.
  • Сильно выжмите лимоны, чтобы выжать весь сок – выжимайте, выжимайте, выжимайте.
  • Бросьте лимоны на пол и расслабьте руки.
  • Затем повторяйте, пока сока не хватит на стакан лимонада!
  • После последнего нажатия и броска встряхните руки, чтобы расслабиться!

3. Ленивый кот

Это упражнение снимает мышечное напряжение.

Представьте, что вы ленивый кот, который только что проснулся после приятного долгого сна.

  • Зевайте побольше.
  • И мяу.
  • Теперь вытяните руки, ноги и спину — медленно, как кошка — и расслабьтесь.

4. Перо/Статуя

Это упражнение снимает мышечное напряжение.

Представьте, что вы перышко, парящее в воздухе примерно десять секунд.

  • Внезапно вы замираете и превращаетесь в статую. Не двигайся!
  • Затем медленно расслабьтесь, снова превращаясь в парящее перо.
  • Повторите, убедившись, что закончите как парящее перышко в расслабленном состоянии.

5. Мячи для снятия стресса

Это упражнение снимает мышечное напряжение и массирует руки.

Сделайте свой собственный мяч(и) для снятия стресса, наполнив воздушные шарики сухой чечевицей или рисом.

  • Возьмите мяч(и) в одну или обе руки, сожмите и отпустите.
  • Поэкспериментируйте с выжиманием мяча. Найдите способ, который подходит именно вам, регулируя скорость, давление и время ваших сжатий так, как вам нравится.

6. Черепаха

Это упражнение снимает мышечное напряжение.

Представьте, что вы черепаха, которая идет на медленную, расслабленную черепашью прогулку.

  • О нет, пошел дождь!
  • Свернитесь калачиком под панцирем примерно на десять секунд.
  • Солнце снова вышло, так что вылезайте из своей раковины и возвращайтесь к своей расслабляющей прогулке.
  • Повторите несколько раз, завершив упражнение прогулкой, чтобы ваше тело расслабилось.

Являясь мировым лидером в области оказания гуманитарной помощи детям, организация Save the Children работает более чем в 100 странах, включая США, ежегодно помогая более 100 миллионам детей. За последнее десятилетие наша инновационная программа обучения грамоте, которая, как было доказано, значительно улучшает навыки чтения у детей, помогла десяткам миллионов наиболее уязвимых детей в мире. В 2020 году мы с гордостью запустили Coronavirus and Kids: Resources from Save the Children , чтобы поддержать родителей, опекунов, учителей, школьных администраторов и тех, кто заботится о детях.

Другие ресурсы для детей

Добро пожаловать!

Спасибо за регистрацию! Теперь вы будете одним из первых, кто узнает, как организация «Спасите детей» реагирует на самые насущные потребности детей каждый день и во время кризиса, и как ваша поддержка может изменить ситуацию. Вы можете отказаться в любое время, нажав «отписаться» в нижней части любого электронного письма.

Предоставляя свой номер мобильного телефона, я соглашаюсь получать повторяющиеся текстовые сообщения от Save the Children (48188) и телефонные звонки с возможностью пожертвования и способами участия в нашей миссии по поддержке детей во всем мире. Отправьте текст STOP, чтобы отказаться, HELP для получения информации. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности на  savethechildren.org/privacy.

техник релаксации для детей | Regis College Online

Техники релаксации для детей: преимущества, примеры и ресурсы

Тревожные расстройства среди молодежи достигают масштабов эпидемии. Институт детского разума сообщает, что 31,9% подростков в США будут соответствовать критериям тревожного расстройства к тому времени, когда им исполнится 18 лет:

  • 3% будут иметь специфическую фобию
  • 8% будут испытывать социальную тревогу
  • 6% будут страдать тревогой разлуки
  • 0% будут страдать посттравматическим стрессовым расстройством
  • 3% будут страдать паническим расстройством
  • 2% будут диагностированы генерализованным тревожным расстройством

Пагубное воздействие стресса и тревоги на детей и подростков распространяется далеко за пределы детства. Исследование, опубликованное в JAMA Pediatrics и опубликованное на 2 Minute Medicine, показало, что почти половина из 7,7 миллионов детей в США, страдающих от излечимого психического расстройства, не получают лечения от этой болезни. Psychology Today отмечает, что подростки, чьи тревожные расстройства не лечатся, имеют более высокий риск зависимости и злоупотребления психоактивными веществами, а также плохую успеваемость в школе и социальное взаимодействие.

Беспокойство, нервозность, возбуждение и другие психические расстройства у детей и подростков часто трудно диагностировать и лечить. Тем не менее, обучение детей методам релаксации и другим методам распознавания и снижения стресса оказалось полезным в решении этих проблем со здоровьем. Советы и ресурсы, представленные в этом руководстве, предназначены для того, чтобы помочь детям, родителям и учителям свести к минимуму негативные последствия стресса и беспокойства для молодых людей.

Преимущества техник релаксации для детей

Когда мы чувствуем угрозу или опасность, наши тела вступают в состояние, которое детский терапевт Киррили Смаут из Developing Minds называет «физиологическим возбуждением». головная боль напряжения или сильная, вызывающая гипервентиляцию, учащенное сердцебиение и мышечную ригидность. У детей физиологическая реакция может вызвать крик или неспособность говорить. Суть в том, что реакция «бей, беги или замри» на воспринимаемую угрозу одинакова, независимо от того, является ли опасность реальной (например, встреча с угрожающей собакой) или воображаемой (например, вера в то, что уходящий родитель никогда не вернется).

Первым шагом в борьбе с тревогой у детей является ознакомление родителей и молодых людей с физическими последствиями чувства беспокойства, разочарования, беспокойства или гнева. Вот краткосрочные последствия высокого уровня стресса у детей:

  • Их мышление становится запутанным.
  • Им становится сложнее общаться.
  • Их способность запоминать сложные понятия снижена.

Длительное воздействие хронического стресса и тревоги на детей и подростков может быть гораздо более серьезным:

  • Они чаще страдают от хронических головных болей, болей в животе и мышечных болей.
  • Их здоровый режим сна нарушен.
  • Невылеченные психические расстройства препятствуют эмоциональному развитию детей и их переходу во взрослую жизнь. (Michigan Medicine)

Трагедия невыявленных психических расстройств у детей усугубляется тем фактом, что в большинстве случаев эти состояния можно эффективно лечить, обучая молодых людей методам релаксации и другим поведенческим подходам. Эти методы помогают детям распознавать ситуации, которые вызывают у них тревогу, и минимизировать воздействие, когда они начинают испытывать стресс.

Использование релаксации для снижения физиологического напряжения восходит к более чем 100-летней технике прогрессивной релаксации психолога Эдварда Якобсена, которая включает в себя напряжение, а затем расслабление каждой группы мышц тела. За прошедшие годы было разработано несколько вариаций прогрессивной релаксации, включая глубокое дыхание и осознанность. Кроме того, вековые практики медитации и йоги были адаптированы для содействия расслаблению в качестве противоядия от стресса и беспокойства у детей и взрослых.

Техники релаксации доказали свою эффективность: организация Developing Minds утверждает, что практика любой формы релаксации в течение одной или более минут снижает частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, температуру кожи и напряжение мышц у ребенка. Эффект был отмечен у детей детсадовского возраста. Самое главное, согласно сайту, любой метод релаксации, который замедляет дыхание ребенка и снижает мышечное напряжение, «одинаково полезен».

В долгосрочной перспективе методы релаксации для детей улучшают их общее самочувствие, способность справляться с болью, общую концентрацию и способность засыпать ночью. Они также снижают тревожность и агрессивное поведение у детей и улучшают их социальные навыки, способность решать проблемы, эмоциональную стабильность и успеваемость.

Примеры детских техник и упражнений для релаксации

Для родителей и учителей важно научиться замечать детей, которые испытывают высокий уровень стресса и беспокойства, но самый эффективный способ решить эту проблему — научить детей распознавать симптомы состояний, когда они начинают их испытывать. Это позволяет молодым людям применять стратегии борьбы с симптомами до того, как они смогут причинить вред.

Полезным подходом к обучению детей тому, как распознавать эти и другие негативные чувства, является использование визуальных эффектов, которые представляют тревогу, разочарование, печаль и другие эмоции. Например, бесплатное приложение Emotionary для iOS является одним из 15 приложений для осознанности и релаксации для детей, описанных Parenting Chaos. Программа представляет детям значки, представляющие пять основных эмоций, и очень просто определяет их, чтобы помочь детям определить эмоцию, которую они испытывают в данный момент.

Одно из предложений Консультативного центра по вопросам психического здоровья детей младшего возраста для обучения детей распознаванию различных эмоций состоит в том, чтобы помочь им сделать из бумажной тарелки «чувствующие лица», которые представляют различные чувства, включая опасение, дистресс и разочарование, а затем парные фотографии реальных детей, переживающих эти эмоции с каждой тарелкой.

Вот несколько методов релаксации, которые доказали свою эффективность, помогая детям и подросткам справиться со стрессом и тревогой.

Упражнения на глубокое дыхание

Одна из самых простых и эффективных техник релаксации для детей — это осознанное дыхание, как объясняет Детство 101. Обучение детей делать медленные, глубокие вдохи помогает успокоить их физически и умственно. Это также заставляет детей остановиться и подумать о том, что они чувствуют прямо сейчас, чтобы они могли сделать шаг назад от подавляющих эмоций. Сайт предлагает восемь бесплатных печатных карточек с дыхательными упражнениями (в формате PDF), которые описывают различные стили дыхания:

  • Дыхание спиной к спине. Этот стиль предполагает сидение на полу спиной к спине с другим ребенком. Один ребенок начинает делать медленные, глубокие вдохи, а другой пытается подстроиться под дыхание первого ребенка.
  • Дыхание животом. В этом стиле дети лежат на полу с мягкой игрушкой на животе. Дети медленно вдыхают и выдыхают, представляя, как качают животное, пока оно встает и падает.
  • Дыхание слона. Этот стиль выполняется стоя, широко расставив ноги и свесив руки вперед, как хобот слона. Ребенок медленно вдыхает через нос, поднимая руки вверх и над головой, а затем медленно выдыхает через рот, снова опуская руки.
  • Пузырьковое дыхание. В этом стиле дети удобно сидят и представляют, что держат в руках палочку для мыльных пузырей. Они медленно вдыхают, а затем выдыхают, как если бы выдували мыльные пузыри, наполненные миром, любовью и счастьем, которые вскоре заполняют всю комнату.
  • Баллонное дыхание. Этот стиль похож на пузырьковое дыхание, но дети кладут руки на рот, как будто они надувают большой воздушный шар, медленное дыхание за медленным дыханием. Когда воздушный шар становится больше, чем они могут удержать, они отпускают его, слегка покачивая из стороны в сторону.
  • Дыхание с упором на плечи. Этот стиль начинается с удобного сидения детей. Делают медленный вдох через нос, при этом поднимая плечи, и опускают плечи при выдохе через рот, повторяя действия с несколькими медленными вдохами.
  • Сделайте 5 вдохов. Этот стиль также начинается с того, что дети сидят удобно, но одна рука вытянута перед собой в виде звезды, а указательный палец другой руки готов провести по вытянутой руке. Когда они вдыхают, они проводят по внешней стороне большого пальца, а при выдохе — по внутренней, повторяя вдох и выдох для внутренней и внешней стороны каждого пальца.
  • Дыхание шмеля. В этом стиле дети засовывают кончики указательных пальцев в уши и закрывают глаза, удобно усаживаясь. Они медленно вдыхают через нос и тихонько мычат на выдохе.

Медитация и йога

Как поясняется на сайте DoYouYoga, медитация — это дисциплина, которой могут овладеть немногие дети. Однако дети могут извлечь огромную пользу из деятельности, основанной на принципах медитации. На сайте описаны 14 медитативных упражнений йоги, которые доказали свою эффективность в снижении уровня стресса у детей дошкольного возраста. Вот краткие описания некоторых техник.

  • Алмаз Йоги Третьего Глаза. Дети ложатся, и им на лоб кладут небольшой камень или кристалл. Их просят сосредоточиться на предмете, представляя его цвет, вес, ощущение тепла или холода и другие характеристики. Камень волшебный, наполненный спокойствием и расслаблением, которое медленно просачивается в их тела, когда они глубоко дышат.
  • Тихий звонок. Дети садятся в круг, колено к колену, по кругу передается колокольчик. Каждый ребенок по очереди звонит в колокольчик и слушает звук, который он издает. Затем дети осторожно и медленно пропускают колокольчик по кругу, чтобы он не издавал звука. Это помогает успокоить детей, чтобы они были готовы к другим упражнениям на расслабление.
  • Спящие эльфы и феи. Для этого упражнения требуется тихая музыка и воображаемая волшебная волшебная пыль. Дети отдыхают в позе ребенка, когда кто-то осторожно похлопывает их по спине, чтобы высыпать волшебную пыльцу, которая помогает им оставаться совершенно неподвижными. Цель состоит в том, чтобы увидеть, какой ребенок может лежать неподвижно дольше всех.
  • Как найти наш центр. Дети могут сидеть или стоять, слегка наклоняясь влево, затем вправо, затем назад и вперед, пока не найдут место, где они чувствуют себя наиболее сбалансированными. Как только они находят свой центр, они закрывают глаза и представляют, как центр проходит от их стоп, вверх по позвоночнику и к макушке головы.

Легкие упражнения

Связь между физическими упражнениями и улучшением психического здоровья трудно документировать с научной точки зрения, как объясняет исследователь психологии здоровья Аманда Ребар в фитнес-блоге Les Mills Fit Planet. Ребар утверждает, что утверждения о том, что физические упражнения высвобождают в мозгу эндорфины, улучшающие настроение человека, были полностью опровергнуты. Тем не менее, она считает, что работает множество различных механизмов, которые заставляют людей чувствовать себя менее тревожными после физических упражнений, некоторые из которых являются нейрофизиологическими, а некоторые психологическими.

Например, упражнения могут улучшить настроение ребенка, просто отвлекая его внимание от того, что вызывало беспокойство. В частности, мероприятия, которые способствуют социальному взаимодействию, такие как командные виды спорта, помогают уменьшить стресс и тревогу. Люди всех возрастов часто чувствуют себя менее тревожными после прогулки, особенно когда они делают это с друзьями. Ребар отмечает, что прогулка с друзьями будет более полезной для снижения стресса ребенка, чем время, проведенное с ним в сидячем положении.

Yoga Journal описывает многочисленные преимущества йоги для физического и психического здоровья детей. Помимо улучшения у молодых людей «гибкости, силы, координации и образа тела», йога улучшает их концентрацию и способность сохранять спокойствие и расслабленность. Программа YogaKids, разработанная инструктором по йоге Маршей Вениг, сочетает йогу с рассказыванием историй, играми, музыкой, языком и искусством. Цель программы — «задействовать «всего ребенка»», используя экологию, анатомию, питание и «жизненные уроки», основанные на концепциях йоги о единстве, взаимозависимости и веселье.

Управляемое воображение

Одним из самых больших препятствий на пути предотвращения беспокойства и стресса у маленьких детей является их неспособность распознавать и описывать свои эмоции. Многие негативные эмоции являются «абстрактными понятиями», как объясняется в «Внимательном слове», поэтому детям трудно понять фрустрацию, разочарование, горе и тревогу. Популярный метод приобщения детей к внимательности — это управляемые образы, в которых используется визуализация и воображение, чтобы дети лучше осознавали связь между тем, что они думают, и тем, что они чувствуют физически.

Детей «направляют» в рассказ и поощряют использовать свое воображение, чтобы поставить себя в ситуацию, описанную в рассказе. Когда ребенок представляет, что находится в позитивной ситуации, тело вырабатывает биохимические вещества, основанные на этих чувствах. Было показано, что этот метод эффективен при лечении детей, испытывающих проблемы со сном, тревогу, депрессию и низкую самооценку.

Other Mindfulness Activity

Сторонник практики осознанности Экхарт Толле сказал, что «все мы слишком много думаем, слишком много ищем, слишком многого хотим и забываем о радости просто быть». Как сообщает PositivePsychology.com, осознанность помогает детям преодолевать травлю, улучшать их способность сосредотачиваться, повышать внимательность, развивать социальные навыки и просто чувствовать себя лучше в целом.

Среди техник осознанности, которые эффективно помогают детям с тревогой, есть осознанное позирование, когда дети находят место, где они чувствуют себя в безопасности, а затем их просят изобразить положительный персонаж, например, Супермена или Чудо-женщину. После нескольких попыток сымитировать позы, а затем спросить, как они себя чувствуют, дети, скорее всего, скажут, что чувствуют себя абсолютно «супер».

Рисование и раскрашивание

Процесс раскрашивания или рисования оказывает успокаивающее действие на большинство детей, о чем свидетельствует преобладание мелков и раскрасок, которые рестораны предоставляют своим юным посетителям. Сайт «Дети без стресса» более подробно изучает причины этого явления: движение карандаша вперед-назад по бумаге успокаивает и снижает тревогу; и дети могут сосредоточиться на деятельности, потому что они хотят делать все, что в их силах, но они не чувствуют давления, как это может быть при выполнении школьного задания или работы по дому.

Определенные цвета могут вызывать у детей чувство спокойствия, улучшая их поведение и улучшая концентрацию внимания. Раскрашивание также является одним из самых простых способов познакомить детей с осознанностью, потому что это занятие тесно связано с медитацией: оно помогает остановить «мозговую болтовню», которая мешает новичкам в медитации, и, как было показано, замедляет частоту сердечных сокращений у детей и улучшает неврологические реакции благодаря к повторению и концентрации на узорах и деталях.

Ресурсы по технике релаксации для детей

Обилие ресурсов предназначено для того, чтобы помочь родителям познакомить своих детей с преимуществами релаксации для их психического и физического благополучия. Эти сайты и службы помогают родителям, учителям и детям разрабатывать стратегии преодоления беспокойства и управления уровнем стресса.

Онлайновые и цифровые ресурсы

Серьезной задачей при обучении детей методам релаксации является преобразование краткосрочных преимуществ релаксации в долгосрочные стратегии, которые дети могут применять в новых стрессовых ситуациях по мере их возникновения. Developing Minds перечисляет пять рекомендаций для обеспечения долгосрочного успеха обучения релаксации для детей:

  • Убедитесь, что дети и подростки понимают, почему важно расслабить тело, чтобы успокоить ум.
  • Научите молодых людей методам релаксации, которые они могут применить за минуту или меньше, а также методам, которые требуют больше времени по мере увеличения концентрации их внимания.
  • Сосредоточьтесь на техниках релаксации, которые просты и эффективны.
  • Познакомьте детей с упражнениями на релаксацию, когда они спокойны, а не возбуждены.
  • Напомните детям о применении техник релаксации, как только начнут проявляться симптомы стресса и беспокойства.

Американская ассоциация тревожности и депрессии предоставляет информационный бюллетень о влиянии тревожных расстройств на детей и взрослых. В информационном бюллетене отмечается, что тревожные расстройства у детей иногда сочетаются с расстройствами пищевого поведения, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и депрессией.

Ресурсы для школ

Несколько десятков идей, которые учителя и школьная администрация могут использовать для интеграции методов релаксации в свои занятия, описаны Центром консультаций по вопросам психического здоровья детей младшего возраста. Например, учителя могут использовать любую возможность, чтобы помочь своим ученикам «обозначить свои эмоции», указывая на моменты, когда они расстроены, и спрашивая, что может помочь им почувствовать себя лучше. Учителя также могут попросить своих учеников посмотреть друг другу в лицо и описать, что, по их мнению, чувствует другой ученик.

Сайт поддержки учителей We Are Teachers предлагает 10 советов, которые помогут учителям снизить уровень беспокойства и стресса у своих учеников. В дополнение к стандартным советам обучать дыхательным упражнениям и делать перерывы в физической активности, сайт рекомендует открыто говорить со студентами о распространенности и пагубных последствиях беспокойства, предлагать учащимся вести журналы благодарности, описывая то, за что они благодарны, и создавать пространство в классная комната, где учащиеся могут свободно выражать свое беспокойство.

Ресурсы для родителей

Родителям бывает трудно распознать симптомы стресса и беспокойства у своих детей. Образовательный сайт Understood описывает, как определить признаки беспокойства у детей, многие из которых менее чем очевидны. Например, дети могут время от времени проявлять ворчливость по любой причине или вообще без особой причины. Однако некоторые повторяющиеся физические симптомы могут указывать на последствия стресса у детей, включая боли в животе и головные боли, отказ от еды или пользования туалетом в школе, беспокойство и рассеянность, а также проблемы со сном.

NBC News представляет распорядок после уроков, предназначенный для минимизации стресса, который испытывают учащиеся, когда сталкиваются с трудной домашней работой. Среди принципов рутины — сделать работу предсказуемой; найдите организованное, свободное от отвлекающих факторов пространство для работы; начните домашнее задание с пятиминутного упражнения на внимательность; составить и распечатать расписание домашних заданий; и разбивайте большие проекты на управляемые компоненты.

Psychology Today подчеркивает важность разработки родителями «стратегии обучения» для своих детей, страдающих от стресса и беспокойства, которая основывается на небольших начальных улучшениях в поведении детей. Например, подросток, который был почти полностью погружен в видеоигры, постепенно избавился от этой привычки с помощью семейного врача, который отметил плохую физическую форму подростка и отсутствие физических упражнений. После того, как подросток начал заниматься физическими упражнениями, его мать смогла ввести ограничения на время, проводимое перед экраном, и в конечном итоге убедила его присоединиться к учебной группе друзей, готовящихся к SAT.

Возможно, самое важное, что родители могут сделать для борьбы с тревожностью и стрессом у своих детей, — это самим поддерживать крепкое психическое здоровье и при необходимости консультироваться со специалистами в области психического здоровья. Обеспечив своим детям заботливую и здоровую домашнюю обстановку, родители создают пространство, в котором их дети могут применять на практике недавно изученные техники релаксации.

 

Дополнительные источники

AptParenting, «Десять лучших методов релаксации для детей: попрощайтесь со стрессом»

Тревожные дети. Как научить детей прогрессивной мышечной релаксации

Центр терапии Connections, 4 методики релаксации для детей

Изучение собственного сознания, Упражнения на релаксацию для детей

Релаксация для детей, все занятия по релаксации

Клиника Майо, психические заболевания in Children: Know the Signs

Mom Junction, «5 лучших упражнений и техник релаксации для детей»

SocialWorkersToolbox.