Методы формирования учебной мотивации: Методы формирования мотивации учения

Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики

«МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
ВЫПОЛНИЛА:
БРОВКИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА,
МОУ «СОШ 22 С УИОП»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение Мотивация как компонент учебной
деятельности.
2. Условия и особенности формирования учебной
мотивации.
3. Формирование мотивации на уроках физики.
4. Заключение
5. Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
• Мотивация в учебной деятельности-это её
главный компонент и главная проблема
насущного времени.
• Многие дети не хотят учиться! Дать понять им
необходимость получения образования, ответить
на вопрос, зачем им это нужно- наиважнейшая
задача родителей, учителей, государства.
• Только объединившись одной целью и
последовательно идя к её достижению мы
сможем быть уверенными в будущем поколении
МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
• Учебная деятельность — это вид практической
педагогической деятельности, целью которой
является человек, владеющий необходимой
частью культуры и опыта старшего поколения,
представленных учебными программами в
форме совокупности знаний и умений ими
пользоваться
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭЛЬКОНИНУ
Оценка
Контроль
Учебные
операции
Учебная задача
Мотивация
МОТИВАЦИЯ-КОМПОНЕНТ УД
• Мотива́ция (от лат. «movere») — побуждение к
действию, динамический процесс
психофизиологического плана, управляющий
поведением человека, определяющий его
направленность, организованность, активность и
устойчивость; способность человека деятельно
удовлетворять свои потребности.
• Потребность к обучению, в соответствии с теорией
иерархии потребностей, относится к
самовыражению и самореализации, то есть к
потребности в развитии потенциала и навыков, чтобы
стать тем, чем, по его мнению, человек способен
стать.
ПИРАМИДА МАСЛОУ
МОТИВЫ
• Мотивация – это средство, которое дает
возможность повысить уровень
заинтересованности учеников к учебному
процессу, позволяет повысить их личный научный,
творческий потенциал.
• Мотивация представляет собой совокупность
мотивов: положительных и отрицательных,
которые «складываясь векторно» задают
направления деятельности и развития
человеческой личности
МОТИВЫ
Мотивы по
Положительные мотивы
Отрицательные мотивы
направленности и
содержанию
Познавательный
мотив
Интерес в обучении.
Отсутствие какого-либо
Стремление к новым
интереса к обучению в
знаниям и умениям –
целом или отдельному
желание стать
предмету. Непонимание
образованным и
получаемой информации.
эрудированным
Социальный мотив
Обязательность
Отрицание правил и норм
образования, долг обучения,
общества в отношении
понимание значимости
обязательного
обучения для всего общества образования.
МОТИВЫ
Семейный мотив
Традиции получения
Отсутствие хорошего
хорошего образования в
(среднего или высшего)
семье, профессиональные
образование у родителей.
семейные традиции
Семейные трудности
(например военнослужащие,
врачи…) Семейная
поддержка
Коммуникативный
мотив
Возможность общаться со
Отрицательное отношение
своими сверстниками,
к классному коллективу и
увеличение круга общения
преподавателю
посредством повышения
интеллектуального развития
МОТИВЫ
Статусный
Эстетический
Стремление к уважению и
Стремление к уважению в
признанию со стороны
других сферах (кроме
одноклассников и учителя,
образовательной) либо
самоутверждение в
вообще отсутствие
обществе
данного мотива
Получение удовольствия в
обучении. Раскрытие
Отсутствие способностей в
данном предмете / в
собственных способностей и обучении
талантов
МОТИВЫ
Личностный
Желание получить
хорошую оценку
Лень. Нежелание учиться
и прилагать волевые
усилия.
Профессионально
Расширение
Нацеливание на
– ценностный
возможностей, желание
профессию низкого
мотив
поступить в достойный ВУЗ,
социального уровня.
устроиться на
Нацеливание на
перспективную и
профессии, не
интересную работу
требующие знаний по
данному предмету.
МОТИВЫ
• Формирование высокой суммарной мотивации
ученика способно дать превосходный результат в
обучении. Бывает, что менее способные ученики
достигают в обучении больших успехов, чем
более способные, но менее мотивированные
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
• 1. «Мне это нужно»
Раскрытие смысла обучения
перед учащимся, изменение
знака
его
суммарной
мотивации на «+» , наделение
желанием учиться.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
• 1. «Мне это нужно»
1. Исследование имеющихся мотивов
2. Поиск причин отрицательных мотивов
3. Ликвидация
отрицательных
мотивов
частично
или
полностью
4. Формирование,
углубление
положительных мотивов
5. Итог: «Мне нужно учиться!!!»
и
увеличение
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
2. «Мне это интересно »
Формирование интереса к обучению
Привить интерес к изучаемому предмету – значит
добиться в дальнейшем высокого уровня обученности
учащихся и хороших показателей качества знаний. Это
сложная и кропотливая задача прежде всего учителя.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
2. «Мне это интересно »
1. Увлеченное эмоциональное преподавание.
2. Новизна учебного материала
3. Историзм, связь знаний с судьбами людей, их
открывших.
4. Показ практического применения знаний в связи с
жизненными планами и ориентациями учащихся
5. Использование
новых
и
нетрадиционных
форм
обучения, чередование форм и методов обучения.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
2. «Мне это интересно »
6.
Обучение
с
компьютерной
поддержкой,
использование интерактивных компьютерных средств
7. Работа в парах, группах, соревнование (с коллегами),
метод познавательных споров и игр.
8. Показ достижений обучаемых, создание ситуаций
успеха
9. Индивидуальный подход. Проектная деятельность.
10. Создание положительного микроклимата в группе
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
3. «Мне это радостно!»
Положительные эмоции в обучении,
вера в себя
Эмоции — важнейший компонент учебной
мотивации.
Дать ученику получить подобные эмоции через
успешное решение задачи, хороший проект,
положительную оценку его деятельности –
главная задача учителя.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
4. «Я должен, несмотря ни на что»
Чувство долга и ответственности
Неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий.
При развитии мотива достижения
следует постоянно
ориентировать ученика на самооценку деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
Ф
№ормирование
Методы формирования мотивации на уроках физики
мотивации
1«Мне это нужно»
1.
.
Исследование
мотивации
учеников,
минимизация
отрицательных мотиваций, путем бесед с учителем и
родителями, тестированием психологов.
2.
Донесение до учащихся необходимость изучения физики
как прикладной науки
3.
Применимость физики во множестве профессий
4.
Раскрытие набора положительных мотиваций, личного,
социального, коллективного, образовательного и других
мотивов в процессе изучения физики
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
Ф
№ормировани
Методы формирования мотивации на уроках физики
е мотивации
1«Мне это
1. Разноплановые уроки – стандартные уроки,
интересно
.
»
лабораторные, конференции по темам.
2. Участие ребят в проведении экспериментов. Как
показал опыт, именно знания, полученные «руками»
откладываются лучше всего
3. Работа в группах. Ученики, решившие наиболее
сложные задачи, объясняют их ученикам послабее.
4. Ведение обучающих самостоятельных работ. Учитель,
раздав, индивидуальные задания, помогает ученикам
решать их, при этом они не имеют возможности списать,
но могут попросить учителя помочь.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
Ф
№ормирование
Методы формирования мотивации на уроках физики
мотивации
1«Мне это
5. Проекты. Ребята очень любят отступления от школьной
.
интересно»
программы, особенно если исследуется практическая
применимость того или иного закона.
6.
Участие
в
городских
конференциях,
олимпиадах. Приобщенность к
семинарах
«избранным» повышает
статус ребят и дополнительно стимулирует их мотивы.
7. Применение компьютерных технологий, «мультики анимации»
внутри
урока,
позволяют
ребятам
расслабиться и получить информацию с помощью других
органов чувств.
8. Связь физики с другими науками естественного цикла,
а также гуманитарными.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
Ф
№ормирование
Методы формирования мотивации на уроках физики
мотивации
1«Мне это
1. Оценки по заслугам – оценку надо заслужить!
.
радостно»
2. Конфеты вместо оценок по праздникам- очень
стимулирует к ответам
3. Награждение ребят за участие/ призовые места в
олимпиадах- только публичные и под аплодисменты
4. Создание дружелюбной обстановки на уроках
5. Понимание ученика в его сложных ситуациях
6. Получение удовольствия от решенной задачи
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
Ф
№ормирование
Методы формирования мотивации на уроках физики
мотивации
1«Я должен»
1. Научить разбираться со сложными заданиями
.
2. Обучение работать самостоятельно
3. Никогда
не
сдаваться
перед
казалось-бы
невыполнимыми заданиями
4. Неудовлетворительная оценка только за недостаточный
труд
5. Ответственность за собственные поступки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• Учебная мотивация современного школьника и процесс
ее развития неразрывно связан с факторами успешности
учения. Главная задача мотивации учения — организация
учебной деятельности, которая максимально
способствовала бы раскрытию внутреннего
мотивационного потенциала личности ученика.
• Мотивация оказывает самое большое влияние на
продуктивность учебного процесса и определяет
успешность учебной деятельности.
ИСТОЧНИКИ
1. Б. Ц. Бадмаев «Психология в работе учителя. Книга 1. Практическое
пособие по теории развития, обучения и воспитания»2000г.
2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика, 2000г.
http://rum.prf.jcu.cz/public/mecirova/answers/Bordovskaya_N_V__Rean_A_A
__Pedagogika.pdf
3. Википедия – интернет ресурс https://ru.wikipedia.org
4. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения:
(Методологический анализ) — М.: Педагогика, 1977
5. Кураев Г.А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология. Курс лекций, 2002
6. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов « Педагогика»
http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html

Education – selfdeterminationtheory.org

Понимание мотивации учащихся является ключевым фактором, если мы хотим воспитать детей, чтобы они стали самостоятельными и учились на протяжении всей жизни, как об этом свидетельствует множество данных из теории самоопределения (SDT, Ryan & Deci, 2017; Deci и Райан, 2000).

Согласно SDT, учащиеся имеют естественную тенденцию исследовать окружающую их среду, расти, учиться и развиваться. Таким образом, важной целью образования является развитие этого неотъемлемого интереса, который существует внутри учащегося. Тем не менее, на самом деле многие учителя ежедневно борются за то, чтобы зарядить энергией и мотивировать учеников, которым не хватает энтузиазма, они пассивны, отказываются сотрудничать или даже демонстрируют агрессивное или разрушительное поведение. Таким образом, учителя не обязательно будут изображать своих учеников активными и одаренными от природы. И доказательства показывают, что учителя правы! Внутренняя мотивация учащихся резко ухудшается с возрастом, и в подростковом возрасте многие учащиеся теряют интерес к школе и интерес к ней. В этом контексте SDT обеспечивает надежную теоретическую основу, которая стимулирует критический взгляд на некоторые из широко используемых современных образовательных политик и практик, которые препятствуют, а не способствуют внутренней мотивации учащихся.

От ученика к учителю: важность мотивационного школьного климата

Мотивация в школе, конечно же, касается не только учащихся. Сами учителя являются решающим элементом в классе. Учителя привносят в класс свою индивидуальность и мотивацию. Слишком часто собственная автономия, компетентность и взаимосвязь учителей подрываются административным контролем, негибкими учебными планами или отсутствием поддержки. В течение последнего десятилетия все больше и больше исследователей SDT изучали контекстуальные факторы, влияющие на мотивацию учителей, одновременно принимая во внимание роль, которую мотивация учителей играет в их способе взаимодействия со своими учениками. Факты показывают, что, когда учителя наделены полномочиями, уверенностью и возможностями для творчества, учащиеся получают от этого пользу. Таким образом, поддержка потребностей как учащихся, так и учителей посредством создания мотивационного школьного климата имеет существенные преимущества с точки зрения образовательных результатов. И все же создание мотивационного школьного климата – непростая задача! Подобно тому, как учителя сталкиваются с проблемой мотивации своих учеников, перед политиками и директорами стоит задача предотвратить выгорание или отсев учителей, а также мотивировать учителей к проведению образовательных реформ или изменению учебных программ.

SDT как основа в образовании

SDT обеспечивает основу, которая стимулирует критический и свежий взгляд на некоторые образовательные политики и регулярно применяемые методы в образовании. Применение принципов SDT к образованию фокусируется на том, как директора и учителя могут способствовать удовлетворению основных психологических потребностей учителей и учащихся, соответственно, чтобы школы стали местом, в котором все стороны могут развивать внутреннюю или полностью интернационализированную внешнюю мотивацию (Ryan & Deci). , 2017, стр. 380-381). Если политики, руководители школ, учителя и родители смогут вернуться к этой надежной и свежей теоретической основе, это может вдохновить их на создание общешкольного мотивирующего климата для обучения.

Подготовка и мотивация старшеклассников, желающих стать учителями естественных наук или математики

%PDF-1.5 % 1 0 объект > /Метаданные 2 0 R /Контуры 3 0 R /PageLabels 4 0 R /PageLayout /OneColumn /PageMode /UseOutlines /Страницы 5 0 Р /StructTreeRoot 6 0 R /Тип /Каталог /ViewerPreferences > >> эндообъект 7 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdf10.1080/1046560X.2021.1908658Подготовка и мотивация старшеклассников, желающих стать учителями естественных наук или математики

  • Трэвис Т. Фукс
  • Герхард Зоннерт
  • Сандра А. Скотт
  • Филип М. Сэдлер
  • Чен Чен
  • RoutledgeJournal of Science Teacher Education, 2021.