Моббинг в школе что это такое: Моббинг в школе. Как быть? Рекомендации учителям и родителям – Центр Знаний

Школьный моббинг — МОББИНГУ.НЕТ

Подвергнуться травле в детском саду, школе или на рабочем месте может любой. На большей части территории бывшего СССР о моббинге и буллинге до сих пор молчат, а то…

Данные действия осуществляются группой или отдельными лицами, неоднократно и с течением времени в отношении жертвы, которая не может защитить себя….

В животном мире стадо травоядных иногда нападает на хищника, начинает его гнать и травить (феномен описан этологом Конрадом Лоренцем в книге «Агрессия»), и это…

Математичка Рассказ о школьном детстве и ситуациях травли писателя, психолога, педагога, автора учебников Татьяны Рик.  Я думала, она меня ненавидит. Мне…

Некогда я спорил в ЖЖ о влиянии капитализма/социализма на распространённость такого отвратного явления, школьная травля —  системные издевательства над…

Австралийская художница нарисовала комикс о харассменте в детском саду, и оказалось, что страдают не только жертвы, но и сами нарушители.

Однако артистка также…

Мы шли с подружкой в школу, а урод шел за нами. Он был года на два младше, страшный и противный. Мы сначала хихикали, а потом стали громко шутить над его писклявым…

Статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательной системы, в частности, учителей, о школьной травле, ее причинах и последствиях в контексте…

Я долго не решалась опубликовать это эссе подростка. Но сейчас, как мне кажется, наступило время, когда родители все чаще стали задумываться над тем,…

Автор и создатель сайта mobbingu.net Дарья Невская рассказывает о детском и подростковом моббинге / буллинге, рекомендует книги для детей и подростков, посвященные…

Сегодня мы с вами поговорим о детском и подростковом моббинге. Темы сложные, это проблемные темы, о которых не любят говорить, которые замалчивались и…

Недавно в Сети появилась видеозапись «разговора» учительницы с шестиклассницей. Запись вели одноклассники девочки. «Ты родная дочь или приёмная?», — спросила…

Родители меня часто спрашивают о том, стоит ли им предупреждать вожатых о каких-то особенностях поведения, характера, эмоционального или физического состояния…

Я хочу представить вашему вниманию презентацию, которую создала для тренинга с московскими вожатыми в рамках Московского Вожатория. Началось время летних…

Что переживает ребенок, которого травят одноклассники и учитель? Это чувство горя впечатывается в наш мозг, и, даже когда мы становимся взрослыми, мы во всех…

В Ивантеевке 5 сентября подросток, доведенный до отчаяния, взялся за оружие, а 17 августа в Ярославской области подростки выложили в Интернет видео с…

Психолог Людмила Петрановская в интервью сайту mobbingu.net рассказала о том,  почему опасно игнорировать травлю в детской и подростковой среде, и как взрослые. ..

Ситуация моббинга/буллинга в детском лагере отличается от ситуации травли в школе или в спортивной команде. У вожатых подчас не бывает возможности…

Дарья Невская, автор идеи и создатель первого на русском языке сайта mobbingu.net, полностью посвященного проблемам гонения и травли на рабочем месте, в подростковой…

Дарья Невская рассказывает о том, как выявить моббинг и научить ребенка противостоять эмоциональному насилию. Фрагмент: — Что нам помогает…

школьный моббинг и буллинг — явление повсеместное, и поддерживают его сами учителя и общество

В последнее время в публикациях и, вообще, разговорах о школе  появились новые слова: моббинг и буллинг. Эти заимствованные из английского языка термины означают различные формы психологического насилия, открытой агрессии, травли, независимо от пола, возраста и социального положения с целью подавления его индивидуальности, которые могут происходить коллективно (тогда это моббинг от mob — толпа), или со стороны другого конкретного человека (это буллинг от bully — хулиган). Эти термины возникли в 1985–1990 годах, хотя публикации о таких явлениях начались в Великобритании еще в 1905 году. 

Немного статистики

По данным английских и американских исследователей подвергается моббингу и буллингу до 50%  школьников до 14 лет. Существует буллинг и моббинг и в детских садах, и у взрослых (на рабочем месте).  А какая ситуация в России?

Применительно к российской школе понятия буллинга и моббинга стали применяться совсем недавно. Исследования 2010 года говорят о том, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели снижаются и составляют соответственно 13 и 1 2%. 

Однако, на наш взгляд, это сильно заниженные цифры. Возможно, это данные о числе детей, которые подвергаются буллингу и моббингу в данный момент. Однако если брать в целом школьный возраст, то вряд ли найдется ребенок, который совершенно не подвергался моббингу и буллингу. Занижение статистики по буллингу и моббингу говорит о терпимом отношении к ним со стороны взрослых, учителей, администраций, общества: дескать, это же дети, у них все так несерьезно! 

Иногда взрослые высказывают мысль, что ребенок не должен воспитываться в тепличных условиях частной школы, а должен пройти суровую «жизненную закалку» в обычной государственной школе!

Я наблюдаю проявления буллинга и моббинга в школе еще с 1960-х годов. Уровень этих явлений может зависеть от региона и локального местоположения школы, от настроений в обществе (т. е. уровень моббинга и буллинга может повышаться и понижаться в одной и той же школе для детей одного и того же возраста; сейчас их уровень буквально зашкаливает). Ясно, что частота проявлений моббинга и буллинга будет сильно отличаться от школы к школе в зависимости от контингента ее учащихся и их родителей. Можно ожидать достаточно редких проявлений буллинга в «благополучной» школе в каком-нибудь академгородке или многоэтажном районе-новостройке, и повального буллинга в школе депрессивной городской окраины или в школе, куда ходят дети из старого «частного сектора».  

Влияние

Моббинг и буллинг — общественно опасные явления. В ряде известных случаев буллинг и моббинг является причиной детского и подросткового суицида. Есть случаи, когда жертва буллинга или моббинга (или сам субъект буллинга) приходит в школу с ножом или ружьем и «мстит» своим обидчикам. В России широко и давно известно такое явление как «дедовщина» на армейской слубже, регулярно приводящее к суицидам у новобранцев и к расстрелу сослуживцев жертвами буллинга. Однако вместо устранения причин таких происшествий, администрация и власти занимаются усилением охраны, что, в действительности, приведет к обратному эффекту. Моббинг и буллинг  в школах, дедовщина в армии замалчивается, и только наиболее громкие, криминальные случаи становятся достоянием общественности.

Но криминальные проявления буллинга и моббинга — это, так сказать, надводная часть айсберга. В основной массе случаев моббинг и буллинг, не заканчиваются явным криминалом, приводят к нежеланию учиться, ходить в школу, к стойкой депрессии. Это относится к жертве. Однако и для инициаторов моббинга и субъектов буллинга все это не проходит бесследно. Их агрессия будет проявляться позже в совсем других условиях и по совсем другим поводам.

Причины

Без понимания причин моббинга и буллинга в решении этой проблемы не продвинуться. 

Первое, что следует отметить, это то, что жертвой моббинга и буллинга становятся дети, так или иначе проявляющие свою индивидуальность. Это могут быть как дети с особенностями физического и психического здоровья, так и «ботаники», дети с опережающим интеллектуальным развитием и способностями, ярко выраженными познавательными интересами. Необходимо всегда помнить, что целью буллинга и моббинга является именно подавление индивидуальности.

Второе — наивные трактовки причин буллинга и моббинга просто как стремления установить социальную иерархию в детских коллективах неверны и являются скрытым оправданием и одобрением буллинга и моббинга. 

Установление иерархии в коллективе — вполне естественная и нормальная вещь, однако, это не может служить оправданием методам, которыми это делается. А делается это угрозами физического насилия, нанесением побоев,  психологическим давлением и унижением. 

Важны также критерии этой иерархии. Говоря привычным языком, это гегемония «двоечников» над «отличниками» (и такими же «двоечниками»), асоциальных детей и подростков над достаточно «благополучными» детьми.

Третье — практически любая ссора детей, их драка — не случайна. Это лишь один из эпизодов буллинга и моббинга, когда психологчиское давление переходит в физическое насилие.

Четвертое — родители, как правило, поддерживают своих детей как субьектов буллинга и моббинга, объясняя им, что «надо добиваться своего», «быть сильными» и т.  д.

И пятое — в школе с традиционными порядками (фронтальным, классно-урочным обучением, оценками) буллингу и моббингу противопоставить практически нечего. На уроках эти явления проявляются редко (разве что во внезапных отказах «оличников» отвечать у доски. На переменах, как хорошо известно, учитель не может контролировать детей, и ему лучше скрыться, ибо он может быть обвинен в обоих случаях — и если вмешается в эпизод буллинга и моббига, и если не вмешается — он может быть обвинен по уголовному законодательству либо в халатности, либо в превышении полномочий. Некоторые учителя, зная о моббинге и буллинге в классе, поддерживают их как источник иерархии, которая позволяет проще управлять классом. Безнаказанность гонителей стимулирует их агрессивность и часто приводит к формированию асоциальной, противоправной модели поведения.

Буллинг и моббинг — не просто побочные эффекты социализации у детей (и взрослых), это проявления бессознательного (подсознательного), или даже инстинктивного порядка. Психологические механизмы, приводящие к этим явлениям, сформировались у человека в процессе его развития на протяжение сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником. Для выживания кочующего сообщества людей в трудных палеолитических условиях требовалась жесткая иерархия, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям группы. Психологические основы и механизмы буллинга и моббинга, как и многих действий у детей, имеют такую палео-антропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в позднефеодальный период и эпоху возрождения. 

Таким образом, моббинг и буллинг — свидетельство низкого уровня развития общества, отсутствия культуры у гонителей. Противопоставить психологическом (и физическому) насилию можно лишь с позиций гуманизма, общей гуманизации общества, с чем в наши дни обстоит дело не лучшим образом.

И еще

К обычному буллингу и моббингу в наши дни добавился еще и кибербуллинг и кибермоббинг — психологическое давление на авторов блогов, статей, других материалов в интернете. По отношению к авторам процветает откровенное хамство со стороны комментаторов, психологические давления и нападки из серии «автор дурак», «ему все проплачено». Ситуация ухудшается еще и в результате анонимности, виртуальности участников гонений на авторов. Они убеждены в собственной правоте и безнаказанности, и часто ведут себя так, как не позволили бы себя вести в режиме обычного общения. Такие «записные критики» незаметно для превращаются в обезличенных ботов, активность которых заметно снижает ценность и потенциал творчества в интернете, оперативного распространение идей и свободу обмена мнениями, которые он несет с собой, авторству в целом, которое обесценивается и лишается смысла.

Противопостоять кибербуллерам и кибермобберам — задача позитивного интернет-сообщества, разумных и культурных посетителей сайтов и блогов. Но для этого они должны объединиться и вести себя активнее.  

Подписаться на канал автора, Александра Могилева

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Запугивание в школе – блокирование запугивания

Что такое запугивание?

«Запугивание – это продолжающееся и преднамеренное злоупотребление властью в отношениях посредством повторяющихся словесных, физических и/или социальных действий, направленных на причинение физического, социального и/или психологического вреда.

Это может быть связано с неправомерным использованием человеком или группой своей власти или предполагаемой власти над одним или несколькими людьми, которые чувствуют себя неспособными предотвратить это.

Запугивание может происходить лично или в Интернете, с использованием различных цифровых платформ и устройств, и оно может быть явным (явным) или скрытым (тайным). Агрессивное поведение повторяется или может повториться с течением времени (например, путем обмена цифровыми записями).

Издевательства в любой форме и по любой причине могут иметь немедленные, среднесрочные и долгосрочные последствия для тех, кто в них вовлечен, включая наблюдателей. Отдельные инциденты и конфликты или драки между равными, будь то лично или в Интернете, не определяются как издевательства».

Департамент образования и обучения, Виктория,

Что такое школьная травля?

  • Школьная травля включает психологическое, эмоциональное, кибернетическое, социальное или физическое преследование одного учащегося другим в школе или в школьном сообществе.
  • Это включает в себя в школе и на ее территории, в пути между школой и домом, в местных торговых и спортивных центрах, на вечеринках или в местных парках, а также в киберпространстве.
  • Буллинг может происходить в детском саду, начальной и средней школе, техникумах и университетах.
  • Это происходит в школах с раздельным обучением и с совместным обучением, в маленьких и больших школах, в частных или государственных школах, в сельских и городских школах, в школах-интернатах и ​​дневных школах, в прогрессивных, альтернативных школах и в консервативных более традиционных школах.
  • Это может случиться в любой школе!

Какие существуют формы травли?

  • Вербальное (наиболее распространенное, наиболее болезненное и продолжительное воздействие), например, поддразнивание, домогательство и обзывание
  • Угрозы
  • Злонамеренные слухи
  • Физическое насилие
  • Ущерб имуществу
  • Киберзапугивание (можно отследить и заблокировать) — использование технологий для причинения вреда кому-либо путем публикации вредоносных сообщений, изображений или комментариев.
  • Антисоциальный (изоляция, сплетни и невербальный язык тела)

Запугивание может варьироваться от ………

  • От косвенного до прямого поведения,
  • От шуток, легкого раздражения или «просто повеселиться»
  • За крупное нападение и преступное поведение.

Когда происходят издевательства и как долго?

  • Ученик может годами подвергаться издевательствам со стороны одного ребенка или целой группе.
  • Запугивание может происходить спорадически или в течение длительного периода времени.
  • Над некоторыми детьми издеваются везде, в любой школе.

Кто такие хулиганы и жертвы?

  • Помимо святых или социопатов, большинство детей могут запугивать, становиться сторонними наблюдателями или становиться мишенью.
  • И родители, и учителя могут запугивать или подвергаться издевательствам в школьном сообществе.
  • Исследования показывают, что в «учебной комнате» чаще издеваются, чем в «классной комнате»; это создает очень негативный, токсичный образец для подражания.

Что дети думают о травле?

  • Многие дети считают, что травлю невозможно остановить.
  • Они считают, что если они сообщают, что ничего не делается или становится хуже, и часто это правильно, по словам доц. Профессор Кен Ригби.
  • Большинство детей говорят, что они чувствовали бы себя счастливее и лучше учились бы, если бы чувствовали себя в школе в большей безопасности.
  • Запугивание — одна из основных причин, по которой дети обращаются в национальные службы поддержки и бросают школу.

Запугивание субъективно


Оно основано на восприятии и опыте жертвы, даже если запугивание незаметно, оно может нанести вам серьезный ущерб.

Цели:

  • Ключевая особенность-цель чувствует себя бессильной и запугиваемой.
  • Важнейший вопрос – степень физического, психологического и иного ущерба, нанесенного потерпевшему.
  • Воздействие на цель усугубляется страхом будущих атак и страхом, что взрослые не помогут.

Хулиганы:

  • Многие хулиганы на сознательном уровне не осознают, что их поведение является подлым или оскорбительным.
  • На бессознательном уровне они знают, что забирают силу цели, потому что иначе они не могли бы этого сделать.
  • Большинство хулиганов не знают, что их агрессивное поведение может бумерангом вернуться позже и причинить им боль.

Статистика:

  • Большинство детей либо подвергались издевательствам, либо издевались над другими, либо были свидетелями издевательств в школе.
  • Более чем каждый четвертый/пятый ребенок регулярно подвергается издевательствам в школе.
  • Примерно каждый пятый ребенок может запугивать.
  • Во многих школах:
    • Многие дети каждый день пропускают школу из-за боязни нападения или запугивания со стороны других учеников.
    • Некоторые ученики носят в школу оружие, чтобы чувствовать себя в большей безопасности.
    • В начале года жертвами становится больше учеников, а в оставшуюся часть года — меньше.
    • Более половины всех учащихся знают об ученике, который сменил школу, чтобы чувствовать себя в большей безопасности.
    • Школьные результаты на 3-6% ниже, когда над учениками издеваются (APA Monitor, октябрь 2011 г.)
  • Многие жертвы самоубийств подвергались издевательствам в школе.
  • По оценкам
  • Национального центра школьной безопасности, США, в среднем в месяц в государственных средних школах происходит 525 000 «нападений, вымогательств и ограблений».
  • Две трети расстрелов в школах были совершены жертвами издевательств.
  • Более 50% учителей сообщают, что подвергались издевательствам в школе (BBC TV, 2006 г., исследование профсоюза учителей Нового Южного Уэльса, 2004 г.)

Восемьдесят процентов учителей сталкивались с той или иной формой издевательств или домогательств со стороны учеников или родителей за последние 9-12 месяцев, при этом чуть более 85 процентов считают, что это было проблемой в австралийских школах, согласно новому исследованию. (

La Trobe University.)

Эвелин М. Филд, OAM доступна для консультации по телефону, Skype или FaceTime.

Чтобы записаться на прием, позвоните по телефону: (03) 9525 0555 или напишите по электронной почте: [email protected].

Издевательства в школе

Издевательства в школе: что родители могут сделать, чтобы остановить это

Си-Эн-Эн —

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_4A4C404B-0B64-9B02-0E8E-AC5826FA85B4@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> В американских школах кризис буллинга, и решение состоит в том, чтобы узнать, что делать, прежде чем это произойдет.

Согласно данным Национального центра образовательной статистики, каждый пятый школьник подвергается издевательствам. Веб-сайт правительства США StopBullying.gov определяет агрессивное поведение как дисбаланс власти между преступником и жертвой, а также повторяющиеся (или потенциально повторяющиеся) инциденты.

Профилактика лежит в основе решения проблемы издевательств, а не ожидания ответа после того, как произойдет более жестокий эпизод или когда многие инциденты перерастут в трагедию. StopBullying.gov предлагает школам ресурсы по информированию учащихся о травле, а также методы поддержания открытых каналов связи между учащимися и персоналом. Но ключевую роль в этом могут сыграть родители.

«Мы знаем, что жертвы издевательств могут испытывать негативные последствия во всех сферах своей жизни», — сказала Аманда Макгоф, клинический психолог, работающая с подростками и взрослыми, а также являющаяся президентом отделения Американского фонда предотвращения самоубийств в Северной Каролине.

«Это нарушает их умственное, эмоциональное, физическое, социальное и академическое функционирование. Это может выглядеть как низкая самооценка, депрессия, изоляция, физические жалобы, такие как головные боли или боли в животе, или уклонение от посещения школы».

Родители должны поговорить со своими детьми о важности сообщения школьному персоналу о травле.

WavebreakMediaMicro/Adobe Stock

Буллинг может проникнуть в жизнь детей больше, чем когда-либо прежде. «Интеграция социальных сетей в жизнь подростков еще больше усугубляет последствия издевательств», — написала по электронной почте Никки Пагано, лицензированный клинический социальный работник из Шарлотты, Северная Каролина.

«До социальных сетей в школе могло быть неприятное общение, и на этом оно в основном останавливается», — сказал Пагано. «Теперь это взаимодействие переносится на дом и неизбежно. Вместо одного человека, который заставляет вас чувствовать себя плохо, может быть что-то опубликованное в Интернете, и сверстники могут видеть или даже «лайкать» этот пост».

Начните с разговора с ребенком о важности сообщения об издевательствах сотруднику школы. Если ваши дети становятся свидетелями того, как другого ученика исключают, дразнят, унижают, угрожают или физически обижают, они должны сообщить об этом взрослому.

Большинству детей будет неудобно вмешиваться, чтобы помочь жертве в данный момент, из-за страха возмездия со стороны хулигана. Но наблюдатели все же могут оказать мощное и положительное влияние — не только сообщив о поведении, но и после этого поговорив с жертвой наедине.

Научите ребенка говорить что-то поддерживающее, например: «Я видел, что произошло, и это было неправильно» или «Это неправда, что этот человек сказал вам». Подтверждение ценности другого ученика, даже в частном порядке, может помочь ребенку не чувствовать себя полностью аутсайдером.

Издевательства сегодня могут иметь более агрессивное влияние на жизнь детей из-за социальных сетей.

myboys.me/Adobe Stock

Если ваши дети чувствуют, что их запугивают, они также должны сообщить об этом в школу, даже если им удобно делать это анонимно. Многие дети среднего школьного возраста, с которыми я работаю в рамках летних программ лидерства, сообщают, что заблаговременное планирование того, что они сделают или скажут, если кто-то обижает их, помогает предотвратить дальнейшее преследование и дает им чувство уверенности.

Если вы подозреваете своих детей в издевательствах, окажите им необходимую помощь в эмоциональной регуляции. Исследования показывают, что навыки совладания, которым обучают в рамках когнитивно-поведенческой терапии, могут помочь молодым людям справиться со своими непреодолимыми чувствами и справляться с ними позитивным образом, что принесет пользу им, а также их семье и сверстникам на всю жизнь.

«Если ваш ребенок запугивает, подойдите к нему, сначала задав вопросы об его видении ситуации», — посоветовал Макгоф. «Объясните им, чего вы ожидаете от того, как они относятся к другим людям, и убедитесь, что вы моделируете это сами. Помогите им понять, что их слова и действия влияют на другого человека, и установите четкие последствия, если запугивание продолжится».

Возможно, вам придется сделать больше. «Если эта модель сохраняется, — сказал Макгоф, — может потребоваться консультация со специалистом в области психического здоровья, поскольку психические расстройства иногда могут способствовать издевательствам».

Не уверены, что ваш ребенок хулиган? Родители могут следить за признаками потенциальных издевательств ниже на веб-сайте StopBullying.gov.

Пришло время начать разговор о травле с вашими детьми, если вы заметили, что они:

  • Вступать в физические или словесные драки.
  • Иметь друзей, которые запугивают других.
  • Становятся все более агрессивными.