Мозг полушария: Музыканты чаще других используют оба полушария мозга — ученые

Содержание

сколько в человеке личностей? — Моноклер

Рубрики : Нейронаука, Переводы, Последние статьи


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование: 

Donate


Могут ли люди с разделенным мозгом продолжать оставаться цельными личностями? Вместе с нидерландским психологом Яиром Пинто из Университета Амстердама разбираемся, что такое синдром расщепленного мозга и как люди с этим синдромом воспринимают реальность, если их полушария больше не синхронизируются.

Мозг  – это, пожалуй, самая сложная машина во Вселенной. Он состоит из двух полушарий, каждое из которых имеет множество различных модулей. К счастью, все эти отдельные части не являются автономными агентами. Они тесно взаимосвязаны и работают в гармонии, чтобы создать одно уникальное существо: вас.

Но что произойдет, если мы уничтожим эту гармонию? Что делать, если некоторые модули начинают работать независимо от остальных? Интересно, что это не просто мысленный эксперимент. Для некоторых людей это стало реальностью.

У пациентов с так называемым «разделенным мозгом» хирургически рассечено мозолистое тело (магистраль для связи между левым и правым полушариями головного мозга) для прекращения неизлечимой иными способами эпилепсии.

Операция считается эффективной при лечении  этого заболевания. Если в одном полушарии начинается нейронная буря, изоляция гарантирует, что она не распространится на другую половину. Однако без мозолистого тела два полушария практически не имеют возможности обмениваться информацией.

Что же происходит с человеком? Производит ли мозг все еще одну личность, если его части больше не синхронизированы? Нейроученые Роджер Сперри и Майкл Газзанига исследовали этот вопрос в еще 60-х и 70-х годах и получили удивительные данные, свидетельствующие о том, что при разделении мозга также происходит и «разделение личности». В 1981 году Сперри получил Нобелевскую премию в медицине за свою работу о разделенном мозге.


Также по теме «Тайна двух полушарий»: Татьяна Черниговская и Юрий Лотман о работе нашего мозга (Киевнаучфильм, 1982 г.
)

Благодаря специальному устройству, контролирующему поступление потока визуальной информации в мозг, исследователи стремились доказать, что разделение мозга производит две личности, по одной на полушарие.

Они уже знали, что оба глаза отправляют информацию в оба полушария мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Если вы фиксируете одну точку, то все слева от этой точки (левое визуальное поле) обрабатывается правым полушарием, а все справа от вашей точки фиксации (правое поле зрения) обрабатывается левым полушарием. Более того, левое полушарие контролирует правую часть тела и язык, а правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за визуальное восприятие и обработку лиц.

Когда Сперри и Газзанига активировали стимулы в области правого визуального поля (обработанные левым полушарием), пациент реагировал нормально. Однако когда стимулы были показаны в левом визуальном поле (обработанное «немым» правым полушарием), пациент говорил, что ничего не видит. Но его левая рука нарисовала показанное изображение. Когда его спросили, почему его левая рука сделала это, пациент выглядел озадаченным и ответил, что он не знает.

Что же это означает? Левое полушарие не могло видеть левое визуальное поле, поэтому, когда появился стимул, пациент ответил, что действительно ничего не видит. Тем не менее, правое полушарие увидело стимул и указало на это единственным способом, которым располагало, задействовав левую руку. Вывод, сделанный Сперри и Газзанигой, был ясен: одного пациента с разделенным мозгом фактически следует рассматривать как двух пациентов с однополушарным мозгом на каждого, словно сиамских близнецов. Сперри утверждал, что это выходит далеко за рамки простого любопытства, так как исследование в прямом смысле доказало идею о материальной основе сознания. Если при разделении мозга происходит разделение личности, это фактически опровергает идею существования нематериальной души.

Тем не менее, вопрос остается открытым. Мы должны признать, что пациенты с разделенным мозгом не отличаются от нормальных людей.

Если пациент с разделенным мозгом входит в комнату, вы не заметите ничего необычного. И они сами утверждают, что ничего не изменилось, кроме того, что они избавились от ужасных эпилептических припадков. Так что неверно было бы утверждать, что такие люди действительно оказались «расщепленными».

Чтобы попытаться разобраться в этой дилемме, команда доктора Йара Пинто из Амстердамского университета повторно обратилась к этому фундаментальному вопросу. Они проверили двух пациентов с разделенным мозгом, оценив, могут ли те точно реагировать на объекты в левом поле зрения (воспринимаемом правым мозгом), одновременно отвечая устно или реагируя правой рукой (под контролем левого мозга). Исследователи с удивлением обнаружили у этих двух пациентов нечто совершенно иное, чем ранее открыли Сперри и Газзанига. Оба пациента показали полное осознание присутствия и расположения стимулов во всем поле зрения, как справа, так и слева. Когда в левом поле зрения появились стимулы, они практически никогда не говорили или не показывали правой рукой, что ничего не видят.

Они точно указывали на появление стимулов и их локацию.

Однако пациенты с разделенным мозгом все еще отличались аномалиями. Они не могли сравнивать стимулы по разные стороны от средней линии визуального поля. Более того, когда в левом поле зрения появлялся стимул, пациент лучше показывал свои визуальные способности (даже когда он отвечал правой рукой или устно!). А когда стимул появлялся в правом поле зрения, пациенту легче давалось его устное обозначение (даже когда отвечал левой рукой).

Основываясь на этих выводах, ученые предложили новую модель синдрома разделенного мозга. По их мнению, при разделении мозга у человека остается все равно только одна личность. Тем не менее, этот человек получает два потока визуальной информации, по одному для каждого поля зрения. И этот человек не может интегрировать два потока. Это похоже на то, что он смотрит фильм, в котором рассинхронизированы не просто звук и изображение, а скорее, вообще присутствуют два видеопотока.

И последнее. В то время как предыдущая модель давала убедительные доказательства материальной основы сознания (разделенный мозг = расщепленная личность), новое понимание, похоже, только углубляет его тайну. Вы разделяете мозг на две половины, и все же у вас сохраняется только один человек. Пока у исследователей остается больше вопросов, чем ясных ответов. Как мозг, состоящий из многих модулей, создает только одну личность? И как пациенты с разделенным мозгом действуют как один человек, при том что его части даже не сообщаются друг с другом?

Источник: When You Split the Brain, Do You Split the Person? / Big Think
Обложка: фрагмент картины Иеронима Босха «Извлечение камня безумия»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

.

исследованиянейронаука

Похожие статьи

как работает мозг с расщепленными полушариями

В издательстве Corpus выходит книга нейробиолога Майкла Газзаниги «Истории от разных полушарий мозга. Жизнь в нейронауке» в переводе Юлии Плискиной и Светланы Ястребовой. Газзанига рассказывает о расщепленном мозге, исследованием которого он занимается с 1960-х. После разъединения правая и левая половины мозга начинают функционировать независимо друг от друга — в голове фактически возникают два самостоятельных разума. Публикуем фрагмент из главы, посвященной тому, как более полувека назад начинали исследовать расщепленный мозг у пациентов, перенесших операцию на мозолистом теле.

Майкл Газзанига (М. Г.): Зафиксируйте взгляд на точке. У. Дж.: Вы имеете в виду маленький кусочек бумаги, прилипший к экрану? М. Г.: Да, это точка… Смотрите прямо на нее. У. Дж.: Хорошо.

Я убеждаюсь, что он смотрит прямо на точку, и вывожу на экран изображение простого объекта, квадрата, расположенного справа от точки, ровно на 100 миллисекунд. Объект, расположенный таким образом, проецируется в левое, «говорящее» полушарие мозга. Этот разработанный мной тест с пациентами Акелайтиса еще не проводился.

М. Г.: Что вы видели?
У. Дж.: Прямоугольник.
М. Г.: Хорошо, давайте попробуем еще раз. Зафиксируйте взгляд на точке.
У. Дж.: Вы имеете в виду кусочек бумаги?
М. Г.: Да, именно. Смотрите на него.

И снова я вывожу на экран изображение квадрата, но на этот раз слева от точки, на которой зафиксирован взгляд пациента, и оно попадает только в правое полушарие мозга, то, что не способно говорить. Из-за особой операции, при которой связующие волокна между полушариями рассекли, правое полушарие У. Дж. больше не могло обмениваться информацией с левым. Это был решающий момент. Сердцебиение у меня учащается, во рту пересыхает, когда я спрашиваю:

М. Г.: Что вы видели?
У. Дж.: Ничего.
М. Г.: Ничего? Вы ничего не видели?
У. Дж.: Ничего.

Сердце колотится. Я начинаю потеть. Неужели я только что лицезрел два мозга, вернее сказать, два разума, работающих отдельно друг от друга в одной голове? Один мог говорить, другой — нет. Это ведь происходило?

У. Дж.: Хотите, чтобы я что‑нибудь еще сделал?
М. Г.: Да, один момент.

Я быстро нахожу еще более простые слайды, когда на экран проецируются только отдельные маленькие круги. На каждом слайде изображен только один круг, но появляется он на экране всякий раз в новом месте. Что будет, если пациента просто попросить указывать на то, что он видит?

М. Г.: Просто показывайте рукой на то, что увидите.

У. Дж.: На экране?
М. Г.: Да, причем какой хотите рукой.
У. Дж.: Хорошо.
М. Г.: Зафиксируйте взгляд на точке.

Круг высвечивается справа от точки, на которой зафиксирован взгляд, что позволяет левому полушарию пациента увидеть его. Правая рука У. Дж. поднимается со стола и указывает на то место, где был круг. Мы проделываем это еще несколько раз, причем круг появляется то на одной половине экрана, то на другой. Ничего не меняется. Когда круг находится справа от точки фиксации взгляда, правая рука, контролируемая левым полушарием, указывает на него. Когда круг расположен слева от точки фиксации взгляда, на него указывает левая рука, контролируемая правым полушарием. Одна рука или другая верно показывает на нужное место на экране. Это означает, что каждое полушарие действительно видит круг, когда он находится в противоположном поле зрения, и каждое отдельно от второго может направлять контролируемую им руку для ответа на стимул. Однако лишь левое полушарие способно сказать об этом. Я едва могу сдерживаться. О сладость открытия!

Так начинается направление исследований, которое двадцатью годами позже, почти день в день, будет отмечено Нобелевской премией.

Выберите любой период жизни, в событиях которого принимало участие много людей, — и каждый из них перескажет историю по‑своему. У меня шестеро детей, и на рождественские каникулы вся орава приезжает домой. Слушая их воспоминания о детстве, я диву даюсь, насколько по‑разному у них в памяти запечатлелись одни и те же события. Это верно и для всех нас, когда мы вспоминаем события из профессиональной жизни. На переднем плане находилась фактическая сторона научных исследований, а что происходило на заднем плане? Конечно же, тот волшебный миг с У. Дж. случился не только благодаря нам двоим.

Смелый доктор и его добровольный пациент

Джозеф Боген был молодым нейрохирургом, ярким и напористым, и он продвигал идею проводить операции по расщеплению мозга на человеке. Он убедил главу нейрохирургического отделения, Питера Вогеля, провести первые современные операции по расщеплению мозга. Джо был неутомимым интеллектуалом с особым вкусом к жизни и помог взглянуть на проект с ценной медицинской точки зрения. А еще именно он нашел первого подходящего пациента. Я мог бы объяснить, как это вышло, но гораздо лучше об этом расскажет он сам, вспоминая того пациента и те ранние годы. Революционный вклад пациента У. Дж. очевиден с самого начала:

«Я впервые встретил Билла Дженкинса летом 1960 года, когда его привезли в реанимацию в эпилептическом статусе; я в тот момент дежурил в неврологическом отделении. В последующие месяцы мне стали очевидны гетерогенность вкупе с устойчивостью к медикаментозному лечению и тяжестью его многоочаговых припадков. И в клинике, и в госпитале я был свидетелем психомоторных нарушений, внезапных падений тонуса мышц и односторонних подергиваний, а также генерализованных судорог. В конце 1960‑го я написал Мейтленду Болдуину, на тот момент главе нейрохирургического отделения НИЗ (Национальных институтов здравоохранения) в Бетесде, штат Мэриленд. Несколькими месяцами позже Билла перевели в эпилептологический центр НИЗ, где он провел шесть недель. Его отправили домой весной 1961‑го, сказав, что для его случая не существует эффективного метода лечения, ни уже проверенного, ни экспериментального.

Тогда Биллу и его жене Ферн рассказали о результатах работы Ван Вагенена [нейрохирург, который впервые провел рассечение мозолистого тела человеку в 1940‑х годах. — Прим. ред.], главным образом с частичным рассечением комиссур мозга. Я высказал предположение, что поможет полное рассечение. Их энтузиазм вдохновил меня обратиться к Филу (моему шефу): у него имелся большой опыт по удалению артериовенозных мальформаций мозолистого тела. Он предложил пять-шесть раз попрактиковаться в морге. К концу лета (в течение которого я снова работал нейрохирургом) мы уверенно овладели техникой операции. В разговорах со Сперри я упирал на то, что это уникальная возможность проверить результаты его экспериментов с кошками и обезьянами на людях и что его направление исследований было крайне важным. Он упомянул, что студент, который вот-вот выпустится из Дартмутского колледжа, провел предыдущее лето в лаборатории и будет рад протестировать человека. Майк Газзанига начал свою аспирантскую работу в сентябре и, как сказал Сперри, жаждал протестировать испытуемого-человека. Мы с ним вскоре подружились и стали вместе планировать эксперименты, которые нужно провести до и после операции. Перед ней случилась небольшая задержка, во время которой Билла тестировали в лаборатории Сперри. Во время этой отсрочки у нас также была возможность достаточно полно и подробно зарегистрировать многократные припадки Билла.

Шел период предоперационного тестирования, когда Билл сказал: «Знаете, даже если операция не поможет унять мои припадки, но вы благодаря ей узнаете что‑то новое, это принесет больше пользы, чем что‑либо сделанное мною за долгие годы».

Его прооперировали в феврале 1962 года. Оглядываясь назад, я думаю, что, если бы тогда в нашем госпитале существовал исследовательский комитет, одобрение членов которого требовалось бы для проведения любой процедуры, эту операцию никогда бы не сделали. В то время глава отделения в одиночку мог принять подобное решение, что, полагаю, напоминало ситуацию в Рочестерском университете в конце 1930‑х».

Наука тогда и сейчас

Тогда, в 1961‑м, жизнь была простой. Или так кажется сейчас. То было время, когда люди уезжали в колледж, усердно учились, поступали в магистратуру или аспирантуру, получали ученую степень, становились постдоками, переходили на оплачиваемую позицию, затем становились профессорами в каком‑нибудь институте. Они проживали жизнь, преследуя свои интересы в интеллектуальной сфере. Сегодня карьерные пути не так четко определены и все больше постдоков уходят в индустрию, просветительскую деятельность, стартапы, зарубежные исследовательские организации и так далее. У многих есть коллеги, приехавшие из‑за рубежа или проведшие там некоторое время. Это все тоже прекрасно, но отличается от прежнего порядка и в социальном смысле более сложно устроено.

В начале 1960‑х некоторые аспекты биологии тоже обманчиво казались простыми. Уотсон и Крик совершили свое прорывное открытие структуры ДНК и ее роли в наследственности. По сегодняшним стандартам молекулярных механизмов, построенная ими модель проста. Гены продуцируют белки, а белки затем выполняют всевозможные функции организма. Раз-два — и вот у вас полный механизм. Он стал известен под названием «центральная догма». Информация перемещалась в одном направлении — от ДНК к белкам, которые затем давали команды организму. Сегодня уже, правда, существуют серьезные расхождения даже по поводу того, что именовать геном, и уж тем более по поводу того, сколько разных взаимодействий существует между молекулами, которые, как считается, составляют звенья некоей причинно-следственной цепи. Чтобы еще усложнить картину, добавим, что информация идет в обоих направлениях: то, что образуется, в свою очередь, влияет на то, как оно образуется. Молекулярные аспекты жизни отражают сложную систему, основанную на петлях обратной связи и множественных взаимодействиях, — в ней нет ничего линейного и простого.

На заре современной науки о мозге обсуждения велись в незатейливых терминах. Нейрон A посылал сигнал нейрону Б, а тот — нейрону В. Информация передавалась по цепочке и каким‑то образом постепенно трансформировалась из ощущений от сенсорных систем в действия, под влиянием внешних подкреплений. Сегодня столь упрощенное описание работы мозга выглядит смешным. Взаимодействия различных сетей мозга так же сложны, как и взаимодействия составляющих их молекул. Построение схемы их работы почти парализующе по своей сложности. Хорошо, что тогда мы этого не осознавали, а то бы никто не отважился взяться за эту работу.

Оглядываясь на те ранние годы, я думаю: исследованию расщепленного мозга на людях сыграло на руку, что его развивал наивнейший из исследователей — я. Я не знал ничего.

Я просто пытался понять проблему, используя собственный словарь и собственную простую логику. Это все, что у меня было помимо нескончаемой энергии. По иронии судьбы то же было верно и для Сперри, самого продвинутого специалиста по нейронауке своей эпохи. Он ранее никогда не работал с людьми в качестве испытуемых, так что мы пробивали путь вперед вместе.

В каком‑то смысле, конечно, мы все понимали, что пациенты с расщепленным мозгом — это пациенты с неврологическими расстройствами, а неврология была уже сформировавшейся областью с богатым словарем. Джо был нашим проводником по минному полю специальных терминов. Обследование пациента с инсультом или дегенеративным заболеванием было надежно отработано и точно описано. Богатая история первых неврологов принесла нам массу информации о том, какая часть мозга за какие когнитивные функции отвечает. Жившие в XIX веке гиганты профессии, Поль Брока и Джон Хьюлингс Джексон, и их коллеги из XX века, такие как нейрохирург Уайлдер Пенфилд и Норман Гешвинд, все сыграли важные роли в развитии медицинской точки зрения на устройство мозга.

Я все еще помню день, когда Джо приехал в Калтех из Мемориальной больницы Уайта, чтобы провести у нас в лаборатории семинар. Он описал наши первые результаты, используя классическую неврологическую терминологию. Хотя это не было абракадаброй, звучало это для меня именно так, и я помню, как сказал об этом Джо и Сперри. Джо был очень открытым и неизменно прогрессивным. Он просто сказал мне: «Хорошо, опиши лучше», и Сперри кивнул в знак согласия. В последующие годы мы это сделали, разработав в наших первых четырех статьях словарь научных терминов для описания происходящего с людьми, которым разделили половины мозга.

Почему мужчинам сложнее переключиться с одной задачи на другую – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Светлана Купцова, руководитель проекта, младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Мария Иванова, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ.

Женщины способны быстрее переключаться с одной задачи на другую, и это давно известно науке. Однако было неясно, как отличаются при этом реакции в отделах головного мозга мужчин и женщин. Оказывается, когда возникает необходимость переключить внимание на другую задачу, мозг мужчин начинает потреблять больше энергии, чем мозг женщин. При этом наблюдается более сильная активация в дорсолатеральных префронтальных областях (то есть в коре лобной части больших полушарий головного мозга, которая связана с областями, обеспечивающими внимание, когнитивную деятельность и моторику), а также в тех, в которых у женщин активации не происходит. Такие различия характерны для молодых мужчин и женщин в возрасте от 20 до 45 лет.

Это выяснили в ходе проведенных экспериментов* сотрудники НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ Светлана Купцова, Мария Иванова, сотрудники Центра патологии речи и нейрореабилитации, врачи-рентгенологи Алексей Петрушевский, Оксана Федина и доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Людмила Жаворонкова. Результаты исследования опубликованы в статье в международном рецензируемом журнале Human Physiology.

Активность выше, скорость меньше

Когда необходимо переключить внимание с одной задачи на другую, активация в определенных зонах мозга происходит у всех, вне зависимости от пола и возраста. Речь идет о двухсторонней активации в дорсолатеральных префронтальных областях, нижних теменных дольках и боковых затылочных извилинах.

Тем не менее, как показали эксперименты, мозг женщин «спокойнее» реагирует на необходимость переключить внимание с одной задачи на другую. У мужчин при переключении внимания обнаружилась более сильная активация в дорсолатеральных префронтальных областях, а также в зонах мозга, в которых не было обнаружено активации у женщин, — в дополнительной моторной области и островке.

«Известно, что более сильная активация в мозге и подключение дополнительных областей мозга наблюдаются, когда речь идет о сложных задачах. Таким образом, в исследовании было показано, что женщины справляются с подобными задачами быстрее, чем мужчины, и при этом мозгу не требуется дополнительных ресурсов. А мужчинам, чтобы успешно переключаться с одной задачи на другую, требуется задействовать дополнительные ресурсы мозга», — рассказала Светлана Купцова.

В экспериментах приняли участие 140 здоровых добровольцев — 69 мужчин и 71 женщина в возрасте от 20 до 65 лет. Испытуемые выполняли различные задания. В одном из заданий с использованием томографа участник исследования должен был переключаться между выполнением двух задач, перемешанных в псевдослучайном порядке. Испытуемым предлагали сортировать фигуры по форме (квадратная или круглая) — первая задача, или по количеству (одна или две фигуры) — вторая задача. Также было проведено нейропсихологическое тестирование на переключение внимания между задачами (D-KEFS TrailMakingTest) и тест Векслера для оценки слуховой и зрительной памяти (WechslerMemoryScale).

Благодаря использованию метода функциональной МРТ, ученым впервые удалось не просто констатировать поведенческий факт, а увидеть, что происходит в мозге в момент переключения с одной задачи на другую, в чем разница в активации мозга у мужчин и женщин.

Возрастной баланс 

Помимо гендерной разницы в степени активации отделов мозга при переключении с одной задачи на другую ученые установили и возрастные особенности этого процесса: мозг работает неодинаково до 45–50 лет. Среди испытуемых в возрасте от 50 лет не было выявлено отличий как в активации мозга, так и во времени выполнения заданий на переключение внимания. 

С возрастом и у мужчин, и у женщин, как пояснили ученые, растет активация в ключевых областях, которые участвуют в переключении внимания с одной задачи на другую, и появляется активация в дополнительных областях мозга. Подобные изменения у женщин начинаются к 45 годам, а у мужчин — к 55 годам.

Загадка природы

Проведенное исследование еще раз подтвердило, что молодые женщины быстрее справляются с задачами на переключение внимания, чем молодые мужчины. Разница во времени достоверная, но в обычной жизни, как отметила Светлана Купцова, вряд ли заметная. «Это скорее может играть роль в стрессовых ситуациях или ситуациях, в которых необходимо быстро и постоянно переключаться с выполнения одной задачи на другую», — рассказала исследователь.

Ученые не дают ответа на вопрос, с чем может быть связана эта разница. Можно сколько угодно рассуждать и спекулировать насчет «задумок» природы, но это будут всего лишь предположения, отметила Светлана Купцова.

Так, например, большой популярностью пользуется гипотеза американского психолога Дж. Леви, которая пыталась объяснить, почему у мужчин лучше развиты пространственные способности, а у женщин речевые. В основе этих различий, согласно Леви, лежат эволюционно-социальные факторы. В глубокой древности мужчины преимущественно занимались охотой, что требовало хорошего развития пространственных способностей, а женщины уходом за детьми, что требовало хороших навыков коммуникации. В ходе естественного отбора закреплялись необходимые для выживания навыки, которые передавались будущим поколениям.

«Конечно, если продолжить эту мысль, то можно предположить, что  женщина вела домашнее хозяйство и ухаживала за детьми, и чтобы эффективно с этим справляться, необходима такая способность как выполнение и контроль сразу несколько дел одновременно, — пояснила Светлана Купцова. — Наиболее успешен в этом будет тот, кто способен очень быстро переключаться с выполнения одной задачи на другую. Но это всего лишь гипотеза, которая на данный момент не подтверждена».

Чем отличаются мужской и женский мозг

Наукой доказано, что в целом есть существенные различия в функционировании мозга мужчин и женщин, что влияет на реакции, поведение, характер принятия решений и способности мужчин и женщин в тех или иных сферах деятельности. Однако ни одно научное исследование не засвидетельствовало разницы между мужчинами и женщинами в общем уровне умственных способностей.

Тем не менее:

  • Мозг мужчин в среднем весит на 100 г больше, чем мозг женщин. Однако в женском мозге клетки расположены более плотно друг к другу, что способствует более быстрой передачи сигнала между ними.
  • В большом мозге у мужчин в основном преобладают внутриполушарные связи, а у женщин — межполушарные. Предполагается, что эта особенность лежит в основе разницы в реализации пространственных и социальных навыков. У мужчин сильнее связь между восприятием действительности и координацией действий, поэтому  лучше развиты пространственные способности. У женщин сильнее связь между аналитическим и интуитивным режимом обработки информации, поэтому лучше развиты социальные навыки и процессы решения мультизадач.
  • В процессе внутриутробного развития под воздействием тестостерона у мальчиков замедляется рост левого полушария, и он же способствует относительно большему развитию правого полушария. Этим часто объясняется выражен­ность у женщин вербальных способнос­тей (которые относятся к левополушарным), а у мужчин — зри­тельно-пространственных (относящихся по большей части к правополушарным).

При всем при этом, многочисленные исследования подтверждают, что биологический пол не обязательно задает пол мозга. То есть, у женщины могут преобладать функции характерные для мужчин и наоборот, либо возможен баланс женских и мужских особенностей в функционировании мозга.

*Исследование проводилось на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации.

См. также:

Как знание иностранных языков влияет на работу мозга

Наука о мозге часто подменяется мифами

Мозг ценит личную информацию

Мозг – заложник стадного инстинкта

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 9 ноября, 2016 г.

Все материалы автора

Психология гендерные исследования здравоохранение исследования


Полушария мозга – общая психология

Перейти к содержимому

Биопсихология

Цели обучения

  • Объяснить два полушария мозга, латерализацию и пластичность

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга.

Мозг

Мозг — удивительно сложный орган, состоящий из миллиардов взаимосвязанных нейронов и глии. Это двусторонняя или двусторонняя структура, которую можно разделить на отдельные доли. Каждая доля связана с определенными типами функций, но, в конечном счете, все области мозга взаимодействуют друг с другом, создавая основу для наших мыслей и поведения.

Спинной мозг

Можно сказать, что спинной мозг соединяет мозг с внешним миром. Благодаря этому мозг может действовать. Спинной мозг похож на ретрансляционную станцию, но очень умную. Он не только направляет сообщения в мозг и из него, но также имеет собственную систему автоматических процессов, называемых рефлексами.

Верхушка спинного мозга сливается со стволом головного мозга, где контролируются основные процессы жизнедеятельности, такие как дыхание и пищеварение. В противоположном направлении спинной мозг заканчивается чуть ниже ребер — вопреки тому, что можно было бы ожидать, он не доходит до основания позвоночника.

Спинной мозг функционально состоит из 30 сегментов, соответствующих позвонкам. Каждый сегмент связан с определенной частью тела через периферическую нервную систему. Нервы разветвляются от позвоночника у каждого позвонка. Сенсорные нервы приносят сообщения; двигательные нервы посылают сообщения к мышцам и органам. Сообщения перемещаются в мозг и из него через каждый сегмент.

Некоторые сенсорные сообщения немедленно обрабатываются спинным мозгом без какого-либо участия головного мозга. Отказ от жары и коленный рывок — два примера. Когда сенсорное сообщение соответствует определенным параметрам, спинной мозг инициирует автоматический рефлекс. Сигнал проходит от сенсорного нерва к простому центру обработки, который инициирует двигательную команду. Экономятся секунды, потому что сообщения не должны идти в мозг, обрабатываться и отправляться обратно. В вопросах выживания спинальные рефлексы позволяют телу реагировать необычайно быстро.

Спинной мозг защищен костными позвонками и амортизирован спинномозговой жидкостью, но травмы все же случаются. При повреждении спинного мозга в определенном сегменте все нижние сегменты отсекаются от головного мозга, вызывая паралич. Следовательно, чем ниже степень повреждения позвоночника, тем меньше функций теряет пострадавший.

Два полушария

Поверхность головного мозга, известная как кора головного мозга , очень неровная, характеризуется характерным рисунком складок или выпуклостей, известных как (единственное число: извилина) и борозды, известные как (единственное число: борозда), показанные на рисунке 1. Эти извилины и борозды образуют важные ориентиры, которые позволяют нам разделить мозг на функциональные центры. Самая заметная борозда, известная как , представляет собой глубокую борозду, которая разделяет мозг на две половины или полушария: левое полушарие и правое полушарие.

Рисунок 1 . Поверхность мозга покрыта извилинами и бороздами. Глубокая борозда называется бороздой, такой как продольная щель, которая делит мозг на левое и правое полушария. (кредит: модификация работы Брюса Блауса)

Имеются свидетельства некоторой специализации функций, обозначаемой как , в каждом , в основном в отношении различий в языковых способностях. Однако помимо этого обнаруженные различия были незначительными (это означает, что миф о том, что у человека доминирует либо левое, либо правое полушарие мозга). [1] Что мы знаем, так это то, что левое полушарие контролирует правую половину тела, а правое полушарие контролирует левую половину тела.

Два полушария соединены толстой полосой нервных волокон, известной как , состоящий примерно из 200 миллионов аксонов. Мозолистое тело позволяет двум полушариям общаться друг с другом и позволяет обмениваться информацией, обрабатываемой на одной стороне мозга, с другой стороной.

Обычно мы не осознаем различных ролей, которые наши два полушария играют в повседневных функциях, но есть люди, которые довольно хорошо знают возможности и функции своих двух полушарий. В некоторых случаях тяжелой эпилепсии врачи решают рассечь мозолистое тело, чтобы контролировать распространение припадков (рис. 2). Хотя это эффективный вариант лечения, он приводит к людям с расщепленным мозгом. После операции эти пациенты с расщепленным мозгом демонстрируют множество интересных моделей поведения. Например, пациент с расщепленным мозгом не может назвать изображение, которое отображается в левом поле зрения пациента, потому что информация доступна только в преимущественно невербальном правом полушарии. Однако они способны воссоздавать картинку левой рукой, которой также управляет правое полушарие. Когда более вербальное левое полушарие видит изображение, нарисованное рукой, пациент может назвать его (при условии, что левое полушарие может интерпретировать то, что было нарисовано левой рукой).

Рисунок 2 . (а, б) Мозолистое тело соединяет левое и правое полушария головного мозга. (c) Ученый раздвигает этот рассеченный мозг овцы, чтобы показать мозолистое тело между полушариями. (кредит c: модификация работы Аарона Борнштейна)

Многое из того, что мы знаем о функциях различных областей мозга, получено в результате изучения изменений в поведении и способностях людей, перенесших повреждение мозга. Например, исследователи изучают поведенческие изменения, вызванные инсультом, чтобы узнать о функциях определенных областей мозга. Инсульт, вызванный нарушением притока крови к области мозга, вызывает потерю функции мозга в пораженной области. Повреждение может быть в небольшой области, и, если это так, это дает исследователям возможность связать любые результирующие поведенческие изменения с конкретной областью. Типы дефицита, проявляющиеся после инсульта, будут в значительной степени зависеть от того, где в мозгу произошло повреждение.

Рассмотрим Теону, умную, самодостаточную женщину, которой 62 года. Недавно она перенесла инсульт в передней части правого полушария. В результате ей очень трудно двигать левой ногой. (Как вы узнали ранее, правое полушарие контролирует левую сторону тела; кроме того, основные двигательные центры мозга расположены в передней части головы, в лобной доле.) Теона также испытала изменения в поведении. Например, находясь в продуктовом отделе продуктового магазина, она иногда ест виноград, клубнику и яблоки прямо из корзин, прежде чем заплатить за них. Такое поведение, которое до инсульта могло бы ее смутить, согласуется с повреждением другой области лобной доли — префронтальной коры, которая связана с суждением, рассуждениями и контролем импульсов.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы увидеть невероятный пример проблем, с которыми столкнулась пациентка с расщепленным мозгом вскоре после операции по рассечению мозолистого тела.

Вы можете просмотреть стенограмму «Split Brain mpeg1video» здесь (откроется в новом окне).

Посмотрите это второе видео о другой пациентке, перенесшей серьезную операцию по предотвращению приступов. Вы узнаете больше о способности мозга изменяться, адаптироваться и реорганизовываться, также известной как мозг 9.0035 пластичность .

Вы можете просмотреть стенограмму «Пластичность мозга — история Джоди» здесь (откроется в новом окне).

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Головной и спинной мозг. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/3-4-the-brain-and-spinal-cord. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction/.

Все права защищены содержание

  • Разделенный мозг mpeg1video. Автор : mrsrooboy. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=8C8qu8FnuAo&feature=youtu.be. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Мозговая пластичность – история Джоди. Автор : Streetwisdom Billy. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=VaDlLD97CLM&feature=youtu.be. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

  1. Нильсен Дж. А., Зелински Б. А., Фергюсон М. А., Лейнхарт Дж. Э., Андерсон Дж. С. (2013) Оценка гипотезы левого и правого полушарий мозга с помощью магнитно-резонансной томографии функциональной связи в состоянии покоя. PLoS ONE 8(8): e71275. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0071275 ↵

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

детей используют оба полушария мозга для понимания языка, в отличие от взрослых | Медицинский центр Джорджтаунского университета

Примеры индивидуальных карт активации в каждой из возрастных групп. Сильная активация гомологов правого полушария языковых областей левого полушария очевидна у самых маленьких детей, снижается с возрастом и полностью отсутствует у большинства взрослых.

Опубликовано в выпуске новостей | помеченный мозг, пластичность мозга, исследование мозга, обработка речи, нейровизуализация, неврология

Карен Тебер
[email protected]

ВАШИНГТОН (7 сентября 2020 г.) — Мозг младенцев и детей младшего возраста обладает своего рода сверхспособностями, говорят нейробиологи Медицинского центра Джорджтаунского университета. В то время как взрослые обрабатывают большинство дискретных нейронных задач в определенных областях в одном или другом из двух полушарий своего мозга, подростки используют и правое, и левое полушария для выполнения одной и той же задачи. Это открытие указывает на возможную причину, по которой дети восстанавливаются после нервных повреждений намного легче, чем взрослые.

Исследование, опубликованное 7 сентября 2020 года в PNAS, посвящено одной задаче — языку — и показывает, что для понимания языка (точнее, для обработки устных предложений) дети используют оба полушария. Этот вывод согласуется с предыдущими и текущими исследованиями, проведенными профессором неврологии Джорджтауна Элиссой Л. Ньюпорт, доктором философии, бывшим научным сотрудником Олумиде Олуладе, доктором медицины, доктором философии, и доцентом неврологии Анной Гринвальд, доктором философии.

«Это очень хорошая новость для маленьких детей, перенесших повреждение нервной системы», — говорит Ньюпорт, директор Центра пластичности и восстановления мозга, совместного предприятия Джорджтаунского университета и Национальной реабилитационной сети MedStar. «Использование обоих полушарий обеспечивает механизм компенсации после повреждения нервной системы. Например, если левое полушарие повреждено в результате перинатального инсульта, который происходит сразу после рождения, ребенок будет изучать язык, используя правое полушарие. Ребенок, рожденный с церебральным параличом, поражающим только одно полушарие, может развить необходимые когнитивные способности в другом полушарии. Наше исследование демонстрирует, как это возможно».

Их исследование раскрывает тайну, которая долгое время озадачивала клиницистов и нейробиологов, говорит Ньюпорт.

Почти у всех взрослых обработка предложений возможна только в левом полушарии, согласно исследованиям сканирования мозга и клиническим данным о потере речи у пациентов, перенесших левополушарный инсульт.

Но у очень маленьких детей повреждение любого полушария вряд ли приведет к дефициту речи; язык может быть восстановлен у многих пациентов, даже если левое полушарие сильно повреждено. Эти факты говорят о том, что речь распространяется на оба полушария в раннем возрасте, говорит Ньюпорт. Однако традиционное сканирование до сих пор не раскрывало подробностей этих явлений. «Было неясно, присутствует ли сильное левое доминирование языка при рождении или появляется постепенно в процессе развития», — объясняет Ньюпорт.

Теперь, используя функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), проанализированную более сложным способом, исследователи показали, что модель латерализации взрослых не устанавливается у маленьких детей и что оба полушария участвуют в речи во время раннего развития.

Сети мозга, которые локализуют определенные задачи в одном или другом полушарии, начинаются в детстве, но не завершаются, пока ребенку не исполнится 10 или 11 лет, говорит она. «Теперь у нас есть лучшая платформа для понимания травм головного мозга и восстановления».

В исследовании, первоначально проведенном Уильямом Д. Гайярдом, доктором медицинских наук, и Мэдисон М. Берл, доктором философии, из Детского национального медицинского центра, приняли участие 39 здоровых детей в возрасте от 4 до 13 лет; Лаборатория Ньюпорта добавила 14 взрослых в возрасте от 18 до 29 лет и провела серию новых анализов обеих групп. Участникам дали хорошо изученное задание на понимание предложений. В ходе анализа изучались паттерны активации фМРТ в каждом полушарии отдельных участников, а не общая латерализация в среднем по группе. Затем исследователи сравнили карты языковой активации для четырех возрастных групп: от 4 до 6, от 7 до 9 лет., от 10 до 13 и от 18 до 29. Карты пенетрантности выявили процент субъектов в каждой возрастной группе со значительной языковой активацией в каждом вокселе каждого полушария. (Воксель — это крошечная точка на изображении мозга, похожая на пиксель на телевизионном мониторе.) Исследователи также провели анализ всего мозга всех участников, чтобы определить области мозга, в которых языковая активация коррелирует с возрастом.

Исследователи обнаружили, что на групповом уровне даже маленькие дети демонстрируют левостороннюю языковую активацию. Однако большая часть самых маленьких детей также демонстрирует значительную активацию в соответствующих областях правого полушария. (У взрослых соответствующие области правого полушария активизируются при выполнении совсем других задач, например, при обработке эмоций, выраженных голосом. У маленьких детей каждая область обоих полушарий задействована в понимании смысла предложений, а также в распознавании эмоциональный аффект. )

Ньюпорт считает, что «более высокие уровни активации правого полушария в задаче обработки предложений и медленное снижение этой активации в процессе развития являются отражением изменений в нейронном распределении языковых функций, а не просто изменениями в стратегиях понимания предложений в процессе развития».

Она также говорит, что, если бы команда смогла провести такой же анализ даже у детей младшего возраста, «вероятнее всего, мы бы увидели даже большее функциональное участие правого полушария в обработке речи, чем мы наблюдаем у наших самых маленьких участников (в возрасте от 4 до 6 лет).

«Наши результаты показывают, что нормальное участие правого полушария в обработке речи в очень раннем детстве может способствовать сохранению и улучшению развития правого полушария, если левое полушарие повреждено», — говорит Ньюпорт.

В настоящее время исследователи изучают активацию речи у подростков и молодых людей, перенесших обширный левополушарный инсульт при рождении.


Дополнительными авторами отчета являются Кэтрин Э. Чемберс, Питер Э. Туркельтауб и Александр В. Дромерик. Авторы сообщают об отсутствии личных финансовых интересов, связанных с исследованием.

Эта работа была поддержана средствами Джорджтаунского университета, MedStar Health, Инновационного фонда Фельдштейна Верона и грантами Национальных институтов здравоохранения (K18DC014558, K23NS065121, R01NS244280 и R01DC016902, TL1TR001431, M01RR020359, P30HD040677).

Полушария головного мозга: Топография | Кенхаб

Автор: Лоренцо Крамби MBBS, BSc • Рецензент: Димитриос Митилинаиос, доктор медицины, доктор философии
Последнее рассмотрение: 22 июля 2022 г.
Время считывания: 11 минут

Головной мозг — самая большая часть головного мозга, охватывающая все три черепные ямки. Составные части можно классифицировать на основе их эмбриологического происхождения, функциональных ролей или их топографии. В этой статье мы рассмотрим организацию мозга по отношению к последнему. Кроме того, в статье головной мозг будет рассмотрен с разных точек зрения, так как некоторые структуры видны только под определенным углом.

Во-первых, головной мозг делится на два полушария — левое и правое — серп большого мозга (нижняя проекция твердой мозговой оболочки, содержащая верхний и нижний сагиттальные синусы) вдоль продольной мозговой щели . Затем каждое полушарие можно разделить на долей , названных в соответствии с костями черепа, под которыми они расположены. Из этого правила есть одно исключение, о котором мы поговорим позже.

В процессе развития передний мозг претерпевает значительные складки. Это привело к тому, что поверхность коры головного мозга была организована в виде множества холмов и долин. Холмы известны как извилины (дольки) и долины борозды (или трещины ). Следует отметить, что мягкая мозговая оболочка (самый внутренний менингеальный слой) тесно связана с мозговой тканью и следует за ней в борозды.

И наоборот, паутинная оболочка (средний менингеальный слой) покрывает извилины и покрывает борозды (не заходя в углубление).

Содержимое

  1. Вид сбоку
    1. Бороздки и доли
    2. Лобная доля
    3. Височная доля
    4. Теменная доля
    5. Островок
    6. Затылочная доля
  2. Медиальный вид
    1. Борозды и извилины
    2. Промежуточный мозг
  3. Вид снизу
    1. Лобная доля
    2. Височная доля
  4. Основные моменты
    1. Вид сбоку
    2. Медиальный вид
    3. Вид снизу
  5. Источники

+ Показать все

Поперечный срез головного мозга с выделением серпа головного мозга

Вид сбоку

Бороздки и доли

Знание борозд помогает в идентификации различных долей. Самая большая борозда — это центральная борозда Роландо . Это срединная структура, которая отделяет лобную долю (расположенную спереди) от теменной доли .

латеральная борозда Сильвиева (или сильвиева борозда) представляет собой нижнелатеральную борозду, которая отделяет височная доля от лобной и теменной долей (обе выше борозды).

Презатылочная вырезка представляет собой задненижнюю точку, которая разграничивает переход от височной доли к затылочной доле . Воображаемая линия от презатылочной вырезки до теменно-затылочной борозды также помогает определить границу между теменной и затылочной долями. Горизонтальная воображаемая линия, идущая от верхней части сильвиевой щели до пересечения с ранее описанной линией, также поможет обозначить переход от теменной доли к височной доле.

Лобная доля

Лобная доля занимает переднюю черепную ямку. Она состоит из четырех извилин — верхней, средней, нижней и прецентральной, которые отделены друг от друга верхней лобной, нижней лобной и предцентральной бороздами. верхняя лобная извилина расположена краниально по отношению к верхней лобной борозде .

Ниже этой борозды находится средняя лобная извилина , а каудально от нее находится нижняя лобная борозда и извилина . Все три извилины находятся впереди вертикальной прецентральной борозды и извилины (извилина находится непосредственно впереди центральной борозды Роландо).

Нижняя лобная извилина далее подразделяется на три части передней и восходящей ветвями латеральной сильвиевой борозды. Кпереди от передней ветви находится pars orbitalis нижней лобной извилины. Между передней ветвью и восходящей ветвью находится треугольная часть . Наконец, кзади от восходящей ветви находится pars operculum , которая также ограничена сзади задней ветвью сильвиевой борозды .

Височная доля

Височная доля находится в средней черепной ямке. Имеет три извилины и две борозды. Верхняя височная извилина расположена каудальнее Сильвиевой борозды, но краниальнее верхней височной борозды . средняя височная извилина лежит между верхней и нижней височными бороздами ; в то время как нижняя височная извилина ниже последней борозды.

Теменная доля

Теменная доля также имеет три извилины и две борозды. Центральная борозда Роландо является его передней границей постцентральной извилины . Кзади от постцентральной извилины находится постцентральная борозда . Внутритеменная борозда (примерно перпендикулярно постцентральной борозде) идет к затылочной доле с верхняя теменная долька вверху и нижняя теменная долька внизу. Последний далее подразделяется на надмаргинальную извилину спереди и угловую извилину сзади.

Постцентральная извилина теменной доли, прецентральная извилина лобной доли и парацентральная извилина (на медиальной поверхности головного мозга) вместе обозначаются как центральная доля головного мозга . Это не официальный термин, который можно найти в ТА, но в последнее время все больше и больше нейробиологов считают, что каждая из этих сенсомоторных областей коры имеет свои особенности и должна рассматриваться как отдельная доля. В Kenhub мы следуем более официальной терминологии, которая встречается в классических учебниках по нейроанатомии, и мы не описываем эту часть мозга как отдельную долю.

Инсула

Если верхний и нижний края сильвиевой щели отведены соответственно вверх и вниз, можно наблюдать пятую долю. Островок (или остров Рейля) представляет собой глубокую долю головного мозга, которая имеет две борозды и две извилины. Имеется короткая извилина , расположенная спереди, и длинная извилина сзади. Между обеими извилинами находится центральная борозда островка . Круговая борозда проходит вдоль медиальных отделов покрышек лобной, теменной, глазничной и височной долей.

Островковая доля (боковой вид слева)

Затылочная доля

Затылочная доля является самой задней из пяти долей. Она занимает заднюю черепную ямку и имеет в своем веществе несколько борозд. Имеется небольшая боковая проекция шпорной борозды , поперечной затылочной борозды и непостоянной полулунной борозды . Извилины затылочной доли лучше видны при медиальном осмотре головного мозга.

Медиальный вид

На сагиттальном срезе вдоль продольной мозговой щели открывается медиальная поверхность головного мозга. На этом ракурсе лучше видны дополнительные извилины и борозды ранее упомянутых долей.

борозды и извилины

Книзу от колена мозолистого тела и кпереди от терминальной пластинки гипоталамуса находится подмозолистая извилина . поясная извилина начинается сразу перед парольфакторной областью (ниже колена мозолистого тела) и следует контуру комиссурального тела и мозолистая борозда . Поясная борозда выше поясной извилины и отделяет ее от медиальной лобной извилины.

медиальная лобная извилина ограничена сзади парацентральной бороздой . Кзади от парацентральной дольки (которая находится позади парацентральной борозды и содержит небольшой медиальный выступ центральной борозды Роландо) поясная борозда идет вверх и становится маргинальной бороздой . Долька сразу позади маргинальной борозды представляет собой предклинье . Она отделена сзади от cuneus теменно-затылочной бороздой.

шпорная борозда проходит горизонтально от затылочного полюса, чтобы встретиться с теменно-затылочной бороздой непосредственно позади венозного соединения большой вены Галена и прямого синуса. Книзу от шпорной борозды находится язычная извилина затылочной доли, которая упирается в мозговую поверхность намета мозжечка (примерно горизонтальная проекция твердой мозговой оболочки).

Промежуточный мозг

В медиальной проекции также видны диэнцефальные структуры головного мозга. Мозолистое тело можно наблюдать изгибающимся вперед-назад, глубоко внутри головного мозга. Под ним находится septum pellucidum, соединяющая последний со сводом спереди.

Медиальная стенка таламуса и его межталамическая спайка расположены каудальнее свода и сосудистого сплетения третьего желудочка. гипоталамическая борозда , отмечающая границу между таламусом и гипоталамусом , также видна в переднезаднем направлении от передней комиссуры до отверстия водопровода головного мозга. Ниже гипоталамуса находится перекрест зрительных нервов и гипофиз большого мозга . Наконец, позади таламуса находится эпиталамус (габенулярное ядро ​​и шишковидная железа).

Промежуточный мозг (медиальная проекция)

Нижняя проекция

Лобная доля

Нижний вид мозга показывает больше деталей лобных, височных и затылочных долей. На лобной доле (от медиальной к латеральной) имеется прямая извилина (прямая извилина) между продольной мозговой щелью и обонятельной бороздой . Обонятельная борозда, расположенная латеральнее прямой извилины, обеспечивает путь обонятельному тракту к месту назначения. Имеются также две орбитальные борозды 9.0036 и две орбитальные извилины , обнаруженные в нижней части лобной доли.

Височная доля

Ункус височной доли располагается латеральнее гипофиза большого мозга, бугра синего, сосцевидных тел и заднего продырявленного вещества (в межножковой ямке). Он также расположен кзади от переднего продырявленного вещества и кпереди от ножки большого мозга и латерального коленчатого тела таламуса. Прилегает к парагиппокампальной извилине. парагиппокампальная извилина латерально ограничена ринальной бороздой спереди и коллатеральной бороздой сзади. Он также продолжается сзади в виде медиальной затылочно-височной извилины . Коллатеральная борозда служит медиальной границей латеральной затылочно-височной извилины , которая ограничена латерально затылочно-височной бороздой .

Основные моменты

Вид сбоку

  • Центральная борозда Роландо
  • Боковая сильвиева борозда
  • Теменно-затылочная борозда
Лобная доля
  • Верхняя/Средняя/Нижняя лобные извилины и борозды
  • Прецентральная борозда и извилина
Височная доля
  • Верхняя/средняя/нижняя височные извилины и борозды
Теменная доля
  • Постцентральная борозда и извилина
  • Внутритеменная борозда
  • Верхняя/нижняя теменные дольки
  • Супрамаргинальная извилина
  • Угловая извилина
Островок
  • Короткая извилина
  • Длинная извилина
  • Центральная борозда островка
  • Круговая борозда
Затылочная доля
  • Известковая борозда
  • Поперечная затылочная борозда
  • Полулунная борозда

Медиальный вид

  • Подмозолистая извилина
  • Поясная извилина
  • Мозолистая борозда
  • Поясная борозда
  • Медиальная лобная извилина
  • Краевая борозда
  • Предклинье
  • Кунеус
  • Известковая борозда
  • Язычная борозда
  • Промежуточный мозг

Вид снизу

Лобная доля
  • Извилина прямой мышцы живота
  • Обонятельная борозда
  • Орбитальные борозды и извилины
Височная доля
  • Анкус
  • Парагиппокампальная извилина
  • Носовая борозда
  • Медиальная затылочно-височная извилина
  • Коллатеральная борозда
  • Боковая затылочно-височная извилина
  • Затылочно-височная борозда

Источники

Весь контент, публикуемый на Kenhub, проверяется экспертами в области медицины и анатомии. Информация, которую мы предоставляем, основана на научной литературе и рецензируемых исследованиях. : Кенхаб не дает медицинских консультаций. Вы можете узнать больше о наших стандартах создания и проверки контента, прочитав наши рекомендации по качеству контента.

Каталожные номера:

  • Неттер, Ф. Атлас анатомии человека. 6-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elservier: Saunders, 2014 г., стр. 106–108.
  • Снелл, Р. Клиническая нейроанатомия. 7-е изд. Филадельфия: Wolters Kluwer Health/Lippincott Williams & Wilkins, 2010, стр. 257–262.

Иллюстраторы:  

  • Поперечный срез головного мозга с выделением серпа головного мозга — Национальная медицинская библиотека
  • Островковая доля (вид сбоку слева) — Пол Ким
  • Промежуточный мозг (вид сбоку) — Пол Ким

Топография полушарий головного мозга: хотите узнать об этом больше?

Наши увлекательные видеоролики, интерактивные викторины, подробные статьи и HD-атлас помогут вам быстрее достичь наилучших результатов.