Наблюдение это в педагогике определение: Наблюдение это

Содержание

Методы педагогических исследований: классификация и применение

  • Классификация методов педагогического исследования
  • Теоретические методы исследования в педагогике
  • Эмпирические методы педагогического исследования
  • Характеристика методов исследования в педагогике
  • Этапы педагогического исследования
  • Основные методы педагогического исследования
  • Метод наблюдений, как метод педагогического исследования
  • Диагностический эксперимент
  • Метод беседы и интервью
  • Метод тестирования
  • Метод анкетирования
  • Метод рейтинга
  • Метод обобщения независимых характеристик
  • Диагностические методы
  • Методы количественного и качественного анализа

Методы педагогического исследования – это совокупность действий, нацеленных на добывание информации об изучаемом предмете, явлении и ее обработку для последующего включения в общую систему знаний. Уровень и темпы развития науки напрямую зависят от системы методов научного исследования.

Чем удачнее подобраны методы, тем быстрее шагает наука вперед, так как взору открываются новые горизонты. Рассмотрим наиболее применяемые способы познания: перечислим основные методы учебно-педагогических исследований.

Пример. Методы исследования в курсовой работе на тему «Сформированность математических представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».

Классификация методов педагогического исследования

Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:

  1. Теоретические. Например, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
  2. Эмпирические. Изучение реального педагогического опыта на основе наблюдений опросов, бесед, анкет, тестов.
  3. Математические или статистические. Применяются для обработки полученной информации и отражении ее в количественных показателях.

Пример. Методы исследования в дипломной работе «Организация творческой деятельности на уроках как способ формирования самостоятельности младшего школьника».

Теоретические методы исследования в педагогике

Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.

Эмпирические методы педагогического исследования

В переводе с греческого «empeirikos» означает «полученный из опыта», воспринимаемый при помощи органов чувств. Следовательно, в группу эмпирических методов входят те, которые основаны на педагогическом опыте. То есть, опирающиеся на реальные факты. Это эксперимент, наблюдение, беседа, ранжирование, тестирование и тому подобные.

Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.

Пример. Методы исследования в работе на тему «Нестандартные формы обучения как средство развития познавательных мотивов младших школьников».

Характеристика методов исследования в педагогике

Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов.  Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.

Пример. Методы исследования в курсовой работе «Социализация дошкольника в процессе игровой деятельности»

Этапы педагогического исследования

Представим алгоритм, по которому проводят  научно-педагогическое исследование и перечислим его основные этапы:

  1. Ознакомление с темой, обоснование ее актуальности, формулировка конечной и промежуточных целей.
  2. Выбор концепции и общих теоретических положений.
  3. Формулировка научного предположения, нуждающегося в проверке.
  4. Подбор методов исследования.
  5. Организация и проведение эксперимента.
  6. Обработка данных и оформление результатов.
  7. Подготовка практических рекомендаций.
Пример. Методики в курсовой по педагогике «Воспитание ребёнка в школе и семье»

Основные методы педагогического исследования

Метод наблюдений, как метод педагогического исследования

Наблюдение, как метод педагогического исследования опирается на получении информации, основанной на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. В зависимости от регулярности проведения наблюдения различают:

  • периодическое – проводится в течение определенного промежутка времени;
  • случайное – не запланировано.

Исходя из типа взаимодействия между исследователем и наблюдаемым существует:

  • прямое наблюдение – процесс изучает непосредственно исследователь;
  • косвенное наблюдение – об особенностях процесса он узнает через третьих лиц.

В зависимости от занимаемой позиции экспериментатора различают:

  • нейтральное наблюдение;
  • исследователем является руководитель воспитательного или учебного заведения;
  • в роли исследователя выступает собственно участник процесса.

Для фиксации результатов используют такие способы как: протоколы, дневники, видеорегистрацию, аудиозапись.

Пример. Методы исследования в дипломной работе по педагогике «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей«

Диагностический эксперимент

Под этим термином подразумевают процесс вмешательства исследователя в педагогическое явление с целью открытия закономерностей, которые позволили бы изменить существующую практику.

Для начала четко продумываются цели, задачи, предмет и объект исследования, составляется программа и прогнозируются познавательные результаты. Только затем исследователь планирует эксперимент, его этапы, определяет свою роль в экспериментальном процессе и те преобразования, которые вводятся в практику, оценивает характер внешних влияний на педагогический эксперимент.

Результатом преобразующего эксперимента может быть:

  • новый метод обучения;
  • перечень условий, влияющих на эффективность педагогического процесса;
  • методические принципы;
  • модель процесса развития.

Метод беседы и интервью

Довольно популярный научно-педагогический метод при проведении педагогических исследований, который основывается на общении. Успех контакта исследователя и респондента зависит от обстановки, в которой проводится беседа. Желательно выбрать комфортную для опрашиваемого человека обстановку. Если это ученик, вызывать его в учительскую не нужно, так как он расценит такое общение как допрос. Подросток, как впрочем и взрослый, не сможет преодолеть этот психологический барьер. Опрос лучше проводить в классе или в другом привычном для него месте. Беседу обычно проводят по предварительно разработанному плану. Для педагогических исследований подойдет такой метод опроса как формализированное интервью. Оно практически ничем не отличается от анкетирования. Единственная разница – это то, что ответы записывает исследователь, одновременно он получает возможность следить за собеседником и улавливать его реакцию на предмет исследования, что позволяет лучше интерпретировать суждения.

Если исследователь еще не определился с темой и проблемой исследования, тогда лучше обратить свое внимание на свободное интервью. Оно выполняется по общей программе, но без детализации вопросов. Их формулировка зависит от конкретной ситуации и направления мысли интервьюера.

С большой осторожностью при проведении подобных бесед следует отнестись к регистрации диалога при помощи диктофона. Мальчики, например, с интересом относятся к такому эксперименту, а вот девочек он стесняет. Это, в свою очередь, мешает доброжелательному, искреннему разговору.

Пример. Методы в курсовой работе «М. Мантессори о воспитании школьников и дошкольников: идеи, их воплощение и современная актуальность»

Метод тестирования

В педагогической практике данный метод нашел широкое применение благодаря своим преимуществам:

  • надежности;
  • валидности;
  • объективности.

Действительно, он охватывает полный объем знаний и позволяет быстро, объективно и адекватно оценить уровень подготовки учащихся.

Как метод научно-педагогического исследования, тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, других особенностей и характеристик личности путем выполнения специальных заданий. Обычно результаты сравниваются с эталоном, а чтобы корректно их интерпретировать, важно выбрать определенную единицу измерения. Подобные задания – это своего рода диагностика личности, ее свойств и психологических характеристик.

Она показывает меру выраженности у человека исследуемой особенности.

Метод анкетирования

Анкета – это опросный лист, в котором по определенной программе составлены вопросы. Они могут быть двух типов:

  • открытые;
  • закрытые.

Открытые вопросы предполагают свободный ответ респондента, а в закрытых вопросах предлагаются уже имеющиеся варианты ответов. Это позволяет в дальнейшем глубже обработать полученную информацию, сопоставить данные в разных условиях, выяснить содержание суждений. Отметим, что на практике иногда применяется полузакрытый вариант вопросов.

Метод рейтинга

Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.

Смысл метода заключается в том, что каждый из «членов жюри», «судей» выделяет сильные и слабые стороны исследуемого объекта, а затем интерпретирует их при помощи оценочной шкалы. Чем выше балл, тем лучше проработан исследуемый навык. Конечный результат может быть представлен в виде среднего балла: общий балл делится на количество экспертов.

Метод обобщения независимых характеристик

Данный метод пополняет группу опросных и используется, наряду с другими, при проведении исследования. Он заключается в активном сборе, анализе и обобщении разнообразной информации об исследуемом объекте. Если опытно-экспериментальная работа проводится с учениками, в опросе могут участвовать те лица, которые их окружают: учителя, родители, руководители творческих коллективов, спортивных секций, медицинские работники и т.д. Это позволяет лучше узнать их индивидуально-психологические, организаторские и другие особенности.

Диагностические методы

Под термином «педагогическая диагностика» подразумевают процесс, основанный на выполнении совокупности заданий. Они помогают выявить трудности в освоении предмета, знаний, в овладении навыками и установить причины подобных явлений. Также подобные методы помогают контролировать учебный процесс и все изменения, происходящие в развитии учащихся. Главной функцией диагностических методов является обеспечение оптимальных условий для реализации потенциала каждого ученика.

Методы количественного и качественного анализа

Исходя из названия представленных методов, можно понять, что количественные методы отвечают на вопросы: «сколько?», «как часто?», «во сколько раз?», а качественные – «почему?», «как?», «зачем?». На основе данных количественного анализа строятся схемы, графики, определяются рейтинги. Информация, полученная при качественном анализе, помогает выявить причинно-следственные связи. Метод полагается на суждения, мнения, интуицию, поэтому играет существенную роль при выявлении закономерностей.

Любой из перечисленных методов не является универсальным и может применяться в каждом конкретном случае в зависимости от поставленных исследовательских задач курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации. На практике желательно использовать комплекс взаимодополняющих методов, которые представят более полную картину для решения научной проблемы.

Плюсы и минусы метода наблюдения

Плюсы и минусы метода наблюдения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:41

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя,
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • эффект первого впечатления,
  • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
  • ошибки в оценках,
  • «гало-эффект»,
  • «эффект снисходительности»,
  • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
  • ошибки моделирования,
  • ошибка контрастности.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.
  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. ;;

5Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив…
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Спокойное присутствие
  • Тембр и интонации
  • Что могут, а что не могут аффирмации
  • Тренируем спокойное присутствие!
  • Истероид

Наблюдение за коллегами

​Наблюдение за коллегами — это один из элементов, на котором учителя могут сосредоточиться во время своих занятий. дни профессиональной практики. Узнайте, что это такое и как начать. Включает инструменты реализации и видео тематические исследования.

Использование ресурсов на этой странице не является обязательным. Они могут быть полезным ориентиром для будущего планирования и улучшения, если это соответствует потребностям школы.

Наблюдение за коллегами — это когда учителя наблюдают за практикой друг друга и учатся друг у друга. Он направлен на поддержку обмена передовым опытом и повышение осведомленности о влиянии вашего собственного обучения.

​Эффективное коллегиальное наблюдение (включая обратную связь и размышления):

  • фокусируется на индивидуальных потребностях учителей и дает возможность учиться у коллег и давать обратную связь      
  • является основным компонентом создания профессионального сообщества и повышения коллективной эффективности
  • может помочь учителям продолжать совершенствовать свою практику таким образом, чтобы лучше способствовать обучению учащихся.
  • — это возможность развивающего обучения.

Для директоров и школьных руководителей: Включение взаимного наблюдения в существующие структуры, такие как школьный стратегический план, будет способствовать более четкому пониманию личных и коллективных целей совершенствования.

Следующие ресурсы помогут вам начать или внедрить наблюдение за коллегами в вашей школе.

Заметка о профессиональной практике 4: взаимное наблюдение, обратная связь и размышления для школьных руководителей и учителей

Заметка о профессиональной практике 4: Взаимное наблюдение, обратная связь и размышления для школьных руководителей и учителей pdf 240.31kb Заметка о профессиональной практике 4: Взаимное наблюдение, обратная связь и размышления для школьных руководителей и учителей docx 408.63kb

Руководство по взаимному наблюдению для директоров и руководителей школ

Руководство по взаимному наблюдению для директоров и руководителей школ pdf 914.99kb Руководство по взаимному наблюдению для директоров и руководителей школ docx 800.06kb

Руководство по взаимному наблюдению для учителей

Руководство по взаимному наблюдению для учителей pdf 556.43kb Руководство по взаимному наблюдению для учителей docx 733,5 КБ

Пустые и аннотированные шаблоны для учителей, помогающие информировать об этапах взаимного наблюдения:

Шаблоны для самоанализа учителя

Самоанализ учителя (пустой шаблон) (pdf — 29.14kb)

Самоанализ учителя (пустой шаблон) (docx — 394.87kb)

Самоанализ учителя (аннотированный шаблон) (pdf — 29,14 КБ)

Самоанализ учителя (аннотированный шаблон) (docx — 394,87 КБ)

Шаблоны бесед перед наблюдением

Беседа перед наблюдением (пустой шаблон) (pdf — 25,93 КБ)

Беседа перед наблюдением (пустой шаблон) (docx — 395.48kb)

Беседа перед наблюдением (аннотированный шаблон) (pdf, 25,93 КБ)

Беседа перед наблюдением (шаблон с комментариями) (docx — 395,48 КБ)

Шаблоны взаимного наблюдения

Взаимное наблюдение (пустой шаблон) (pdf — 26. 39kb)

Взаимное наблюдение (пустой шаблон) (docx — 394,75 КБ) 

Взаимное наблюдение (аннотированный шаблон) (pdf — 26,39 КБ)

Коллегиальное наблюдение (аннотированный шаблон) (docx – 394,75 КБ) 

 Шаблоны бесед после наблюдения

Беседа после наблюдения (пустой шаблон) (pdf — 22,1 КБ)

Сообщение о наблюдении (пустой шаблон) (docx – 394,31 КБ) 

Беседа после наблюдения (аннотированный шаблон) (pdf, 22,1 КБ)

Публикация беседы с наблюдениями (шаблон с комментариями) (docx – 394,31 КБ) 

В следующих рекомендациях изложены протоколы для школьных сотрудников:

  • предоставление качественной отзывов коллегам
  • создание открытой и поддерживающей культуры во время коллегиального наблюдения.

Рекомендации по обратной связи

Руководство по обратной связиpdf 26.67kb Руководство по обратной связи docx 394. 16kb

Видео тематических исследований, призванных помочь школам во внедрении наблюдения, обратной связи и размышлений, доступны ниже.

Начальная школа Chelsea Heights

Взаимное наблюдение в начальной школе Chelsea Heights связано с профессиональной практикой учителей, целями производительности и развития и годовым планом реализации школы.

Узнайте больше о том, как учителя работают вместе, чтобы проводить наблюдения и отзывы сверстников в начальной школе Chelsea Heights.

Roxburgh College

В этой школе применяется целостный подход к наблюдению за сверстниками, вовлекающий учителей, родителей и учащихся в учебные прогулки.

Узнайте больше о том, что движет страстью колледжа к взаимному наблюдению и как оно проводится.

Вы также можете просматривать короткие видеоролики с школа/учитель, студент и родительские взгляды.

Verney Road School

Подход этой специализированной школы к наблюдению за учениками был разработан ее учителями и вспомогательным персоналом в области образования. Учителя и вспомогательный персонал в сфере образования используют свои мобильные телефоны для съемки коротких видеороликов, которые затем используются для взаимного наблюдения и обратной связи.

См. подход школы Верни Роуд к взаимному наблюдению.


Для получения дополнительной информации см. процесс наблюдения за учениками в школе Verney Road School.


Посмотрите, как учитель и сотрудник службы поддержки образования вместе проводят взаимное наблюдение в школе Verney Road.

Наблюдение и контроль в классе – основные аспекты педагогического лидерства

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Элен Эрлестиг (Центр основных разработок, Университет Умео, Умео, Швеция)

Моника Торнсен (Центр основных разработок, Университет Умео, Умео, Швеция)

Международный журнал управления образованием

«> ISSN : 0951-354Х

Дата публикации статьи: 2 сентября 2014 г.

Загрузки

Аннотация

Цель

Основной задачей каждой школы является содействие обучению и успеваемости учащихся. В двадцать первом веке национальные и международные оценки и сравнения были сосредоточены на измеримых результатах учащихся и школ. Не только учителя, но и директора школ несут ответственность за школьные результаты, что повышает ожидания директоров в отношении работы над улучшением обучения учащихся и улучшением результатов. В Швеции работа директора с основной миссией данной школы обозначается как педагогическое лидерство, концепция, которая включает в себя разнообразные виды деятельности, связанные с национальными целями и результатами школы. Аспекты педагогического лидерства включают наблюдения директоров в классе и общение по вопросам преподавания и обучения. Цель этой статьи — описать модель педагогического лидерства как основу для опыта директоров с целью развития их понимания педагогического лидерства.

Дизайн/методология/подход

Документ основан на данных, полученных от трех групп директоров школ, которые приняли участие в курсе, чтобы узнать больше о педагогическом лидерстве.

Выводы

Директора-участники выполняли педагогическое руководство по-разному и с разным качеством. В ходе курса произошел сдвиг в том, какие виды деятельности и обязанности были приоритетными для директоров. Результаты подчеркивают важность демократического руководства и повышения квалификации учителей и результатов учащихся.

Практические выводы

В документе приводятся практические примеры того, как директора могут улучшить свое понимание педагогического лидерства.