Наблюдение за детьми это: Наблюдение за ребенком | Учебно-методическое пособие на тему:

Техника наблюдения за ребёнком по Монтессори

Наблюдение — основа всех естественных наук. А ещё его можно использовать, чтобы получить честную информацию о ребёнке. Узнать, что с ним происходит в каждый момент жизни. Увидеть, какие навыки он уже освоил, и что ему особенно интересно. Благодаря наблюдению маме проще подбирать занятия и помогать осваивать новые навыки своевременно и в наиболее благоприятных условиях.

В статье поделимся техникой наблюдения за ребёнком и расскажем, как не допустить ошибок.

Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность

Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь. И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.

В Монтессори-педагогике мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное — разглядеть его возможности.

Техника наблюдения за ребёнком

Мама зачастую проводит с ребёнком целый день, но как постоянный участник событий пропускает много удивительного. Стоит только немного отстраниться и понаблюдать как бы со стороны, можно открыть для себя много удивительного и нового.

С чего начать. Выделите на наблюдение 15 минут в день. Возьмите бумагу и ручку (или планшет), примите удобное положение в стороне от ребёнка и записывайте, что видите.

7 правил наблюдения:

  • Быть сконцентрированным на наблюдении. Быть мыслями здесь и сейчас: например, не думать, что бы приготовить на ужин или как решить другой насущный вопрос.
  • Контролировать эмоции. Малыши часто делают что-то очаровательное, что может вызвать ваш смех. Постарайтесь сдержаться, так как он может отвлечь ребёнка.
  • Вести себя тихо и стараться не встречаться с ребёнком глазами
    . Если встретились, то дайте сдержанную обратную связь — улыбнитесь или кивните. Это, конечно, может стать для малыша призывом бросить своё занятие и подойти к вам. Если так произошло, можно сказать: «Ты можешь поиграть, а сейчас я занята — я пишу».
  • Записывать только то, что вы действительно видите, а не то, что думаете. Например: «13:42 — пошёл в книжный уголок, взял книгу про гусеницу, перелистывает страницы, на каждой задерживается по 2-3 секунды, что-то бормочет. 13:58 — поставил книгу на место, пошёл к полке с игрушками».
  • Не интерпретировать увиденное сразу. Не пытайтесь делать выводы о происходящем в моменте. После того как запишете увиденное и перестанете наблюдать, можно начать расшифровывать, осмыслять и думать.
  • Уважать ребёнка
    . Важно с уважением относиться к любой деятельности ребёнка, даже если абсолютно непонятен её смысл и цели. Прерывать деятельность стоит только в случае, если она становится опасной для малыша, других людей или предметов.
  • Сдерживать свой импульс помочь. В нас заложен инстинкт помогать ребёнку. И особенно сложно быть объективным и сдерживать импульс помочь, когда вы наблюдаете именно за своим малышом. Но помогая ему без реальной на то необходимости, вы лишаете его возможности научиться чему-то новому и сделать открытие. Кроме того, когда ребёнок ощущает ваше присутствие, вовлечённость и готовность в каждую минуту прийти на помощь, он уже не действует свободно. Так теряется весь смысл наблюдения.

Попробуйте понаблюдать за малышом хотя бы раз, и вы сможете обнаружить много удивительных особенностей и навыков, о которых даже не подозревали.

Возможно, вам будет полезен бесплатный чек-лист «За чем мы можем наблюдать».

Его можно использовать, чтобы не упустить важные аспекты развития ребёнка.

А ещё у нас есть бот «Потребности → Возможности» с разбором разных ситуаций из повседневной жизни детей.

Как понять, что вы наблюдаете правильно

Вы верно применяете технику наблюдения, если: ⠀

1. Видите наблюдаемое. Записываете не личные суждения, а только факты. В итоге по вашему описанию можно понять, что именно делал ребёнок.

«Ребёнок устал листать книгу, закапризничал и со злости начал её рвать».

«Ребёнок пролистал три страницы и начал рвать четвёртую».

2. Наблюдение даёт вам актуальную информацию о ребёнке. Сегодня он уже не такой, как был вчера, и вы это видите. Одно и то же действие для ребёнка в разное время может удовлетворять разные потребности: сегодня он скидывает со стола предметы, чтобы познать особенности материала, из которого они созданы; а завтра — для привлечения внимания мамы. Вдумчивое наблюдение помогает определить подлинную причину.

3. Наблюдение даёт вам обратную связь. Наблюдая за малышом, вы можете сделать выводы и о себе, своих эмоциях, установках и т. д.

4. У вас работает цикл:

Пример наблюдения и интерпретации результатов

Ребёнок: Настасья, 1 год 2 месяца
Время наблюдения: с 14:30 до 14:50
Место наблюдения: гостиная и коридор

14:30 В руке мягкая игрушка, идёт к лошадке-качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, малышка повторяет действие несколько раз.

14:31 Пытается сама залезть на качалку — не получается, смотрит на маму-наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу: «А-а-а». Когда мама не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения.

14:33 Уходит в коридор, берёт в руки поводок собаки, вертит в руках, бросает на пол, слышит лай соседской собаки за дверью, имитирует: «Ав-ав».

14:35 Возвращается в комнату, видит на полу лист с наклейками.

Поднимает и разглядывает, имитируя звуки животных на картинке. Пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.

14:37 Подходит к маме, пытается забрать ручку, которой мама делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (мама встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге и морщится с недовольным лицом. Бросает подушку с дивана на пол, говорит: «Бух», «Па» (упала).

14:39 Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.

14:40 Слышит лай собаки, отвлекается, говорит «Ав-ав». Возвращается к книге, даёт маме в руки: «А-а» (почитай). Мама не читает — малышка оставляет книгу. Идёт к стулу, берёт свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик. Возвращается к маме, просит грудь, ест, потом прижимаемся губами к груди, издаёт звук «пр-р» — нравится звуковой эффект, повторяет несколько раз.

14:44 Идёт к собаке, начинает играть — забирать мяч, в процессе имитирует смех: «Кхи-кхи-кхи».

14:45 Забрать мяч не удаётся, отходит от собаки, бродит по комнате, повторяет: «Пр-р-р», лепет, пробует разные звуки, повторяет: «Да-да-да». Подходит к миске собаки, начинает бросать сухой корм по одной штучке в чашку с водой, вылавливает, разглядывает и трогает. Опять бросает в воду, достаёт, засовывает в рот, выплёвывает и кладёт в воду. Встаёт на ноги и пытается поднять чашку, вода разливается. Мама идёт устранять потоп и прекращает наблюдение.

Выводы из наблюдения:

  • Имитирует и повторяет звуки, сопровождает свои действия и просьбы речью → Значит, нужно больше общаться, читать и петь песенки, предлагать занятия на звукоподражание
  • Много двигается: залезает и слезает с дивана, осваивает лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног → Нужно дать больше возможностей для разных движений на детских площадках или установить детский спортивный комплекс дома
  • Изучает разные текстуры на ощупь и на зубок → Дать в доступ побольше предметов из разных материалов
  • Совершает «налёты» на место кормления собаки и производит там определённые действия → Попробовать воссоздать ту же деятельность за столом на кухне: дать возможность накладывать, перекладывать, пробовать, смешивать с водой, фруктовым пюре или кусочками фруктов шарики из отрубей
  • Рвёт наклейки → Дать в доступ мягкие листы бумаги, которые можно рвать
  • Пробует поднимать чашку с водой → Организовать игры с ёмкостями и водой в ванной

Коротко о главном

  1. Наблюдение — инструмент, который помогает родителям лучше понять потребности развития своего ребёнка.
  2. Во время наблюдения следует сконцентрироваться на процессе и не отвлекаться на мысли о других делах.
  3. Наблюдая за ребёнком, нужно записывать то, что мы видим, а не то, что думаем на этот счёт.
  4. После наблюдения делаем выводы и изменяем среду под потребности ребёнка.

Автор: Ольга Пичурина, руководитель Монтессори-центра «Отрада» и Монтессори-педагог AMI 0–3

Фото Ольги Горевой

Программа наблюдения за детьми с 3 месяцев до 1 года (Александров)

Программа наблюдения за детьми с 3 месяцев до 1 года

ВНИМАНИЕ: Доступны онлайн-консультации врачей (более 18 специальностей).

Годовые программы наблюдения за детьми – это всесторонний подход наших детских специалистов к наблюдению за состоянием здоровья вашего ребёнка. Программы включают в себя комплексное обследование ваших детей, а также всю необходимую аппаратную и лабораторную диагностику рекомендованную Министерством Здравоохранения РФ.

 

Здоровье детей начинает формироваться с первых дней их жизни, начинается тщательный контроль их роста и развития, наблюдение со стороны врачей разных специальностей, прививки в соответствии с Федеральным календарем вакцинации, профилактические и оздоровительные мероприятия. В течение первого года жизни закладываются основы здоровья на будущее, формируется его иммунный статус, интеллектуальная и эмоциональная составляющая. 

Годовые программы наблюдения за детьми помогают родителям обрести уверенность в том, что с их ребёнком всё в порядке, помочь миновать все возрастные кризисы, сохранив здоровье и хороший иммунитет. Наши программы позволяют родителям заключить договор на годовое обслуживание. Таким образом, в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями ребенка составляется график посещения врачей, проведения вакцинации, сдачи анализов и прохождения других диагностических процедур. Главное преимущество обслуживания по договору – нет необходимости платить за каждый визит, а годовой договор обходится родителям дешевле, чем разовые консультации специалистов.

 

Мы предлагаем несколько вариантов наблюдения за здоровьем ребёнка от самого рождения до 1 года.

Программы наблюдения за детьми — это выгодно:

  • Годовые программы наблюдения за детьми позволяют получить качественное медицинское обслуживание с применением высокоточного оборудования и оптимизировать затраты на посещение врачей. 
  • Приобретая годовые программы наблюдения, вы снижаете расходы на медицинские услуги и получаете комплексное наблюдение за здоровьем вашего ребенка. 
  • Стоимость программы фиксируется и не изменяется в течение всего срока ее исполнения.

 Программы наблюдения за детьми – это безопасно:
  • Годовые программы наблюдения за детьми соответствуют требования Министерства Здравоохранения РФ и включают в себя самый полный и необходимый перечень услуг для эффективного наблюдения за состоянием здоровья вашего малыша.
  • Консультации, а также диагностические исследования проводятся специалистами с большим опытом работы с детьми, в их число входят кандидаты медицинских наук и врачи высшей категории.
  • Вы сами выбираете педиатра, который будет прикреплен к вашему ребенку. А мы готовы предоставить информацию об образовании и врачебном опыте каждого из наших докторов.
  • Предоставляем всю необходимую медицинскую документацию.

Программы наблюдения за детьми — это комфортно:

  • Главное преимущество комплексного подхода – оказание услуг в рамках одного медицинского учреждения, мы готовы помочь каждый день, без выходных и праздников.
  • Возможность консультации других профильных специалистов не входящих в программу годового прикрепления. Профилактика, диагностика и лечение в рамках одной клиники.
  • Ребенка курирует один и тот же педиатр, который владеет полной картиной состояния его здоровья.
  • Администраторы обеспечивают запись в максимально удобное для вас время. Мы заботимся, чтобы вы не стояли в очереди, а ваш ребенок прошел все необходимые лечебно-диагностические мероприятия за один визит.

Польза от просмотра телевизора с маленькими детьми

Как родители, мы пришли к выводу, что время, проводимое перед экраном, вредно для маленьких детей или, может быть, что это неизбежное зло. Мы чувствуем себя виноватыми за то, что позволяем им смотреть то, что, как мы боимся, слишком много или неподходящее телевидение и другие электронные средства массовой информации. Но появляется все больше доказательств того, что, если вы на самом деле смотрите видео вместе со своим ребенком дошкольного или младшего школьного возраста, экранное время может быть не таким уж плохим. Наоборот, пока вы являетесь активным участником, это может иметь множество полезных эффектов.

Улучшение обучения с помощью экранного времени

Обучение маленьких детей основано на взаимодействии с людьми, объясняет Шелли Пасник, директор Центра детей и технологий. Она возглавляет группу, которая изучает, как продуманное использование технологий может улучшить обучение. «Маленьким детям нужно много опыта, основанного на непредвиденных обстоятельствах, поэтому ребенок что-то делает, а взрослый что-то говорит в ответ. Это туда-сюда», — говорит она. Важно, чтобы дети знали, что то, что они делают, имеет эффект. — И они получат ответ.

Этот вид обмена данными называется условной вовлеченностью, и это то, что может произойти с экраном, если в нем участвует родитель. В результате Американская академия педиатрии отказалась от использования экранов для очень маленьких детей. «Но, — говорит Пасник, — это не просто, ладно, теперь все разрешают своим детям смотреть телевизор, понимаете, без социальной составляющей. Это социальные отношения, которые так важны. Это не столько отношения между ребенком и экраном, сколько отношения между ребенком и родителем».

Исследование Пасник показало, что, когда дети смотрят такие передачи, как PBS Peg + Cat, , которые обучают начальным математическим навыкам, с родителями или опекунами, они сохраняют значительно больше, чем когда они смотрят в одиночку. «Чем больше родителей были вовлечены и использовали стратегии, тем больше вероятность того, что дети воспользуются преимуществами средств массовой информации», — отмечает она.

Совместный просмотр мультимедиа также дает родителям и ребенку общий язык для общения, когда они не смотрят, объясняет Мэтт Роуз, доктор философии, клинический психолог. «Если вы действительно будете вовлечены, вы сможете извлечь больше пользы из этих уроков, адаптировать и использовать их в повседневной жизни».

По той же причине психологи, проводящие когнитивно-поведенческие тренинги с маленькими детьми, включают родителей. «У нас есть родители, которые присоединяются к нашим занятиям, чтобы они использовали одни и те же термины для обозначения вещей», — говорит доктор Роуз. «Тогда они могут использовать этот язык за пределами мира, чтобы все складывалось более плавно».

Поощрение активного просмотра

Взрослые, говорит Пасник, могут играть важную роль в моделировании «активного просмотра», то есть поощряя детей к активному взаимодействию с контентом, который они видят на экранах. «Родители могут говорить о том, что они видят, во время опыта или после него. Мы постоянно переводим и интерпретируем то, что видим на экране или на конкретном устройстве, поэтому чем больше взрослый может поощрять обсуждение этого опыта, тем глубже становится опыт».

S Стратегии, активно привлекающие маленьких детей во время экранного времени, включают задавание открытых вопросов. «Для начала просто поощряйте беседу, — объясняет она, — а также умение приостанавливать игру, например, чтобы задать вопросы, чтобы дети задумались о том, что они видели».

Доктор Роуз прописал «активный просмотр» бейсбольных матчей как способ установить более тесную связь в одной из семей, с которыми он работает. «Обычно вы не считаете просмотр телевизора «качественным» временем, — говорит доктор Роуз, — но здесь мы ищем возможности для этого отца просто проводить больше времени один на один со своим сыном». Дети не обязательно хорошо реагируют, если родитель говорит: «Хорошо, выключи телевизор. Давай проведем немного времени вместе». Но, по словам доктора Роуза, «он мог бы использовать это как возможность присоединиться к ребенку в том, что он делает — сделать это активным процессом, когда вы вместе комментируете что-то или даже задаете вопросы, например: «О, привет. , поймать меня. Что здесь происходит?». Таким образом, речь идет не о том, что происходит на экране телевизора, а о интерактивном, социальном опыте между родителем и ребенком.

Этот феномен был настолько тщательно изучен, что врачи даже придумали термин для просмотра телевизора вместе с ребенком: это называется совместный просмотр. «Совместный просмотр означает, что вы смотрите одно и то же шоу. Ваши глаза смотрят на один и тот же экран», — объясняет Кэтрин Штайнер-Адэйр, доктор медицинских наук, клинический психолог, школьный консультант, автор книги The Big Disconnect и научный сотрудник Гарвардской медицинской школы. «Если вы записали это на DVR или что-то в этом роде, вы можете нажать на паузу и сказать, почему она только что это сделала? Или скажите: «Как вы думаете, это то, что нужно, чтобы стать популярным? Если бы кто-то сказал вам это, как вы думаете, что бы вы сделали? Я бы испугалась», — говорит она.

Доктор Штайнер-Адэйр отмечает, что важно не читать лекции. «Вы же не хотите говорить: «Никогда никому не позволяйте так с вами разговаривать!» Вы не можете быть слишком настойчивыми. Вместо этого доктор Штайнер-Адэйр предлагает родителям практиковать ролевые игры с детьми:

«Что бы вы сказали?»

«Что ты можешь сказать?»

«Что она должна была сказать?»

«Надеюсь, вы сообщите нам, если что-то подобное произойдет».

«Она не могла сказать своим родителям. Надеюсь, ты нам расскажешь».

Все это является частью стратегий совместного просмотра с открытыми вопросами. «Вы просто хотите вставить эти сообщения», — советует доктор Штайнер-Адэйр. «Ничего из этого не происходит, если они находятся в своей комнате и смотрят это сами по себе».

Помощь детям в обучении саморегуляции

  Следите за тем, чтобы ваш ребенок смотрел программы, которые преподают именно те уроки, которые вы хотели бы, чтобы ваш ребенок выучил, — еще один веский аргумент в пользу совместного просмотра. Пасник говорит, что когда дети становятся немного старше, они начинают размышлять о поведении и решениях персонажей в сериалах, которые они смотрят. «Вернуться к 9Например, 0015 Peg + Cat, , дети не только изучают порядковые числа и распознают фигуры. Они также видят, как главная героиня, Пег, справляется с разочарованием, когда ей бросают вызов в том, как она подходит к проблеме. Она считает в обратном порядке, понимаете, 5, 4, 3, 2, 1».

Пег демонстрирует эмоциональную саморегуляцию, показывая детям, как справляться с сильными чувствами. «Мы слышали от родителей, что дети относятся к этому персонажу не только на математическом уровне, но и осваивают ту же технику саморегуляции».

Когда родители смотрят сериалы вместе со своими детьми, они могут использовать стратегии на шоу в реальном мире, чтобы научить детей эмоциональному регулированию. Хорошо, когда родитель и ребенок работают по одному и тому же сценарию. А программы для детей PBS созданы, как добавляет доктор Роуз, на основе «сорокалетних исследований развития детей и влияния различных средств массовой информации на развитие детей».

Указание на стереотипы

Джеффри Перри, учитель пятого класса в школе Далтон на Манхэттене, застенчиво признается, что он и его муж Гэри разрешали своему сыну Энтони смотреть мультфильмы на его iPad, когда он был маленьким. «Нам нужно было приходить на работу очень рано, и его было очень трудно мотивировать, одевать и кормить, прежде чем нам пришлось отвести его в детский сад, а затем в детский сад и школу», — объясняет Перри. «Итак, глубокий темный договор, который мы заключили с дьяволом, заключался в том, чтобы позволить ему смотреть мультфильм на своем iPad, и это было похоже на его утреннюю чашку кофе. И поэтому я смотрю с ним, пока готовлю завтрак и пью кофе».

Тайным пороком Энтони был мультфильм Барби. «Они как бы высмеивают всю эту Барби. Они высмеивают тот факт, что они никогда не могут носить балетки, и что у нее было около 75 000 карьер, и никто не знает ее возраста», — говорит Перри. Но Перри также обнаружил, что может поговорить с Энтони о сообщениях в шоу. «Я всегда задаю вопросы, чтобы он увидел некоторые стереотипы и некоторые сексистские вещи, которые говорят. Какой-то мягкий намек на сексизм, который он может подсознательно уловить».

Сейчас Энтони перешел на ситкомы — в основном, по словам Перри, диснеевские, где можно «в значительной степени взять стандартных персонажей с полки. Есть гик-ботаник — обычно азиат или индиец — всегда есть какая-нибудь нахальная черная девушка, всегда есть какая-нибудь взбалмошная блондинка. И мы говорим об этих вещах. Вы знаете: «Почему умный всегда индус и азиат?» Энтони не разрешается смотреть в своей комнате или в одиночестве, если на то пошло. «Когда он смотрит, всегда происходит взаимодействие, — говорит Перри.

Совместный просмотр в относительно юном возрасте также создает прецедент, согласно которому дети и родители проводят время у экрана — прецедент, который может быть ценным, когда дети приближаются к подростковому возрасту и могут сопротивляться внезапному вмешательству родителей в их программы.

Дети смотрят и учатся

Источник: Pixabay

Недавно моя младшая дочь попросила меня отвезти ее подругу, чтобы она встретилась с моей дочерью в местном сарае. В машине были только я и подруга моей дочери, и мы болтали о разных вещах. Мы узнали, что у нас один день рождения, и поговорили о том, каково быть Скорпионом. Позже, через день или два, моя дочь сказала мне, что ее подруга надеялась, что она вырастет такой же «спокойной и милой», как я.

Я понятия не имел, о чем она говорила, а затем она передала, что этот друг наблюдал, как я позволяю кому-то съехать с боковой улицы передо мной, и я вежливо разговаривал с человеком, говоря ему: «Вы можете продолжать». Мне было интересно, потому что я едва заметил, что сделал это, а этот друг смотрел и учитывал.

Сравните это с другой подругой моих дочерей, которая сказала мне: «Мой папа не уважает женщин». Я был ошеломлен и спросил ее, почему она так говорит. «Он слушал кого-то по радио и сказал: «Заткнись, Лиз». Эту даму недавно избрали, и он никогда-никогда не говорит гадостей мужчинам, которые по радио говорят гадости о женщинах». Оказывается, это был один из наших сенаторов, переизбранный здесь на местном уровне, и у этого человека другая политическая точка зрения. Однако его дочь не заботилась о политике — ее заботило то, что она не слышала, как он возражал какому-либо мужчине-политику (даже одному, очерняющему женщин), но она слышала, как он сказал женщине по радио «заткнись».

И то, и другое может показаться мелочью — дети просто не понимают, верно? Но они делают. Они смотрят все время, и старая поговорка «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю» больше не подходит. Поколения продолжают становиться более сообразительными и иметь больше перспектив. Молодежь имеет круглосуточный доступ к новостям на своих мобильных устройствах, многие школьные системы обучают более продвинутым жизненным навыкам, а дети участвуют в большем количестве мероприятий, что означает знакомство с большим количеством людей и зачастую более широкое видение.

Сегодняшние дети — это взрослые в будущем, и моделировать поведение, которое вы хотите, а не то, чего вы не хотите, действительно важно. Если у вас есть дети, или внуки, или племянницы, и племянники, или приемные дети, или вы просто находитесь рядом с детьми, которые могут наблюдать за вами, рассмотрите возможность выполнения некоторых из следующих действий:

  1. Практикуйте самоанализ. На самом деле так легко указывать пальцем и наблюдать за тем, что делает другой человек, и критиковать или исправлять, но может быть очень сложно быть честным в отношении собственного поведения. Инцидент с поездкой на машине напомнил мне, что мы можем весь день заниматься своими обычными делами, совершенно не осознавая, какой выбор мы делаем и как он может повлиять на кого-то. Это «театр самого себя», где вы играете актера или актрису на сцене, но не выходите за пределы своего выступления, чтобы посмотреть, что вы делаете. Несколько раз в течение дня ловите себя на размышлениях — наблюдайте, как если бы вы были другим человеком в машине или идущим рядом с вами, и смотрите на себя через призму другого.
  2. Спросите человека, которому вы доверяете, как он относится к вам. Какие сильные стороны они отмечают? Что вы могли бы сделать по-другому и лучше? Большинство людей отвергают любые негативные отзывы, а некоторые даже с трудом принимают комплименты. Не ждите, пока кто-то скажет вам, когда вы не готовы это услышать, спросите того, кому вы доверяете. Будьте осторожны с этим — если ваш супруг расстроен из-за вас, или ваш ребенок не разговаривает с вами, или ваш друг всегда говорит вам, что вы придурок, не выбирайте этого человека! Это тот, кто предложит объективную точку зрения на то, как вы сталкиваетесь, что у вас хорошо получается и где вы, возможно, захотите подумать о внесении изменений. В этом может помочь психотерапевт, хотя помните, что такой человек знает только то, чем вы можете поделиться, и не видит вас в повседневной жизни.
  3. Подумайте, каким вы хотите видеть свое наследие для следующего поколения или двух. Как бы вы хотели, чтобы о вас говорили и помнили, если бы вас сегодня не было? Хотя это может показаться вам болезненным упражнением, это хорошее напоминание о том, что время летит быстро. Будьте осмотрительны в том, чтобы быть тем человеком, которым вы хотите, чтобы вас запомнили! Если вы начнете каждый день с намеренного сосредоточения внимания на том, что важно, и на том, как вы хотите, чтобы вас знали, и на том, что для вас наиболее важно, вам будет легче вспоминать в течение дня, и вы начнете делать выбор, который не лучший для вас. Речь идет о том, чтобы лучше осознавать, чего вы хотите и чего не хотите в своей жизни.
  4. Записывайте свои ежедневные разговоры. С мобильным телефоном это легко сделать — не записывайте других людей, а записывайте себя во время телефонного разговора или разговора с другими. Прислушайтесь к своему тону, выбору слов и тому, как вы разговариваете с кем-то — вы уважительны? Вы справедливы? Внимательны ли вы к их чувствам? Это восходит к идее саморефлексии и делает еще один шаг вперед. Если вы когда-либо снимались на видео во время обучения или имели возможность просматривать кадры с собой, когда вы не знали, что кто-то фотографирует вас, вы поймете, насколько ценным может быть возможность увидеть себя «вживую».