Наблюдения за классом: Карта наблюдения за учащимися класса (на уроке) | Методическая разработка по психологии по теме:

Карта наблюдения за учащимися класса (на уроке) | Методическая разработка по психологии по теме:

Карта

наблюдения за  учащимися

_____класса 

Предмет_________________день недели ________________урок по счету _______

Тема урока __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель __________________дата ___________

Цель наблюдения __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. наблюдателя ________________ должность_______________

Схема рассадки детей в классе

Параметры

Класс в целом

Отдельные учащиеся

дополнения

Степень готовности к уроку

(учебные принадлежности, настрой на работу на уроке)

Учебная (познавательная) активность

высокая, средняя, низкая

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

Стремление к улучшению результата

выражено

отсутствует

Работоспособность

высокая, средняя, низкая

Темп деятельности

высокий, средний, низкий

Саморегуляция

высокая, средняя, низкая

Степень самостоятельности (при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

Потребность в одобрении

(при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

Уровень отвлекаемости (проявление речевой, двигательной активности,  навязчивые движения, разговоры «не по теме»)

высокий, средний, низкий

Наличие агрессивных проявлений (по отношению к сверстникам, взрослым)

присутствует

отсутствует

Преобладание эмоционального фона

пониженный фон настроения

эмоциональная нестабильность

                   Приемы, используемые педагогом эффективно влияющие на усвоение учебного материала

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

              Дополнительные наблюдения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Выводы _________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                     Подпись наблюдателя_____________________________________

Приложение

к карте наблюдения за учащимися (на уроке)

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учебная активность

класс активно работает на уроке, учащиеся часто поднимают руку, отвечают правильно

наблюдается чередование активности и пассивности, активность кратковременная

выражены признаки нежела-ния работать, отсутствие активности на уроке полностью

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

класс в целом активно включен в деятельность, нет учащихся избегающих, отвлекающихся от деятельности

 многим учащимся  класса необходима дополнительная мотивация

У большинства учащихся класса выражено избегание участия в учебной деятельности

Работоспособность

учащиеся класса работают в течение всего урока без выраженных признаков утомления

для учащихся класса характерен длительный период врабатываемости, медленное, но стойкое утомление

наблюдается слишком быстрое утомление, пресыщение деятельностью

Темп деятельности

выражен  равномерный, устойчивый темп деятельности

резкое снижение темпа

колебания темпа

ситуативное снижение темпа

темп деятельности неравномерный, неустойчивый

Саморегуляция

учащиеся класса способны подчинить свое поведение требованиям взрослого: удерживать алгоритм заданной деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении

учащиеся класса испытывают трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого: не удерживают алгоритм заданной деятельности, нуждаются в контроле взрослого

учащиеся класса пытаются противопоставить свое поведение требованиям взрослого, низкий уровень произвольности

Степень самостоятельности

 

учащиеся класса самостоятельно выполняет задания (крайне редко обращаются за помощью)

 Учащимся требуется частичная, но регулярная помощь взрослого

учащиеся класса не могут выполнять задания без помощи взрослого

Потребность в одобрении

постоянно нуждается в одобрении взрослого, поощрение положительно влияет на выполнение заданий

регулярно (ситуативно) нуждается в одобрении взрослого

потребность в одобрении явно не выражена

Уровень отвлекаемости

учащиеся класса постоянно отвлекаются от выполнения заданий, объяснения учителя. Обмениваются репликами, допускают пререкания с  учителем. Замечаниями корригируются слабо

учащиеся класса отвлекаются периодически, корригируются замечаниями

учащиеся класса практически не отвлекаются

Схемы наблюдения за особенностями коммуникативной деятельности (взаимодействия) учителя и учащихся на уроке — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Схема наблюдения №1. Карта школьной адаптации

Основной задачей данного наблюдения является — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей группы риска школьной дезадаптации.

В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое, так или иначе, выделяет его из общей массы детей.

Приведём примеры.

1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.

2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.

3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.

Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т. д.

При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.

Для качественного проведения наблюдения необходимо заранее приготовить листы-схемы и листы для фиксации наблюдений. Для этого нужно знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт в каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Если все дети имеют свое постоянное место, можно заранее подписать парты, а затем их пронумеровать, как это показано ниже на листе-схеме (см. схема №1).

Первичные результаты наблюдение можно заносить в лист-схему класса (особенно это удобно, если наблюдатель не знаком с детьми). При этом необходимо пользоваться признаками (параметрами) наблюдения одной из выбранных схем наблюдения.

Наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Можно даже расписать эти ситуации:

— Начало учебного дня: первый, второй уроки.

При этом психолог должен присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка различных видов активности.

— Конец учебного дня: четвертый, пятый уроки.

— Начало недели (четверти).

— Конец недели (четверти).

— Урок физкультуры, урок труда (информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне существенна).

— Начало учебного дня (первый, второй уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.

— Конец учебного дня (четвертый, пятый уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.

Схема №1. Лист-схема рассадки детей в классе.

Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем, социальным педагогом или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.

1-я шкалаучебная активность.

5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.

4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.

3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.

2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.

1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.

0 – учебная активность отсутствует полностью.

2-я шкалаусвоение программных материалов.

5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.

4 – единичные ошибки.

3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.

2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.

1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.

0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

3-я шкалаповедение на уроке.

5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.

4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.

3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.

2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.

1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.

0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

4-я шкалаповедение на перемене.

5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.

4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.

3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.

2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.

1 – пассивен, избегает других.

0 – часто нарушает нормы поведения.

5-я шкалавзаимоотношения с одноклассниками.

5 – общителен, легко контактирует с детьми.

4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.

3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.

2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 – замкнут, изолирован от других.

0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям, часто конфликтует.

6-я шкалаотношение к учителю.

5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.

4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.

3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.

2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.

1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.

0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

7-я шкалаэмоции.

5 – хорошее настроение, часто улыбается.

4 – спокойное эмоциональное состояние.

3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).

2 – отрицательные эмоции преобладают.

1 – депрессивное настроение.

0 – агрессия.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации

Фамилия, имяУчебная активностьУсвоение программного материалаПоведение на урокеПоведение на переменеВзаимоотно-шения с одноклассни-камиОтношение к учителюЭмоцииОбщий баллВыводы
1.         
2.         
3.         
          

В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–27 баллов – к среднему, менее 20 – к низкому.

Схема наблюдения №2. Карта наблюдения за поведением ребенка в школе

Дата____________ фамилия, имя ребенка____________________________________

№ школы _________________ класс __________ возраст ______________________

Показатели поведения и состояния ребенкаНет, редкоИногдаДа, часто
1 балл2 балла3 балла
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину   
Перебивает учителя и не реагирует на его заме­чания, часто переспрашивает   
Быстро нарастает утомление, истощение, ста­новится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя   
На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учи­телем   
На контрольных работах (или перед ней) чрез­мерно тревожен, не уверен в своих силах, бес­покоен   
Часто не понимает задания, задает много во­просов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает   
В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее или быстро забы­вает   
Постоянно отвлекается, требует дополнитель­ного контроля учителя, более детального инди­видуального объяснения   
При выполнении задания задает много вопросов   
На переменах становится особенно агрессив­ным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку)    
Приходит в школу неготовым — постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т. п.)   
Суммарный балл 

Каждый показа­тель оценивается один раз по всей совокупности вопросов, и ставится определенный балл.

При суммарном балле до 15 — состояние ребенка не вызыва­ет тревоги, при суммарном балле от 15 до 20 — следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, на­грузку, трудности, взаимоотношение с учителем, сверстника­ми. При суммарном балле > 20 — необходимо обратить внима­ние на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнитель­ные нагрузки, детально проанализировать всепроблемы ре­бенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи.

При необходимости можно составить сводную таблицу по классу.

Сводная таблица «Поведение и состояние детей в школе»

Класс______________Дата_______

Фамилия, имя учащегосяПоказателиСуммар­ный балл
            
1.           
2.           
3.           
и т.д.           

Количество детей, имеющих суммарный балл < 15,___(%)

Количество детей, имеющих суммарный балл от 15 до 20,

Количество детей, имеющих суммарный бал > 20,___(%)

Если суммарный балл больше 20 отмечен лишь у отдельных детей в классе, скорее всего, причина не в школе. Поэтому необ­ходимо внимательно проанализировать внешкольный режим, взаимоотношения с родителями, дополнительные нагрузки, осо­бенности функционального и психического развития, школь­ные трудности конкретного ребенка. Если суммарный балл больше 20 отмечается у большинства учащихся, следует искать причину в школьной нагрузке, организации учебного процесса, тактике работы учителя.

Важно отметить также особенности поведения отдельных детей, которые необходимо учесть. Например, отношение к школьным оценкам, эмоциональную неустойчивость в новых ситуациях, трудности организации деятельности и т.п. Необхо­димо внимательное наблюдение за теми детьми, у которых баллы по разным показателям сильно различаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Использование системы оценивания в классе (CLASS®) в программе Head Start

Управление Head Start (OHS) опубликовало список часто задаваемых вопросов и ответов, касающихся использования CLASS ® Инструмент наблюдения учитель-ребенок в программе Head Start. Этот ресурс поможет персоналу понять, как CLASS ® можно использовать для профессионального развития и как он используется в рамках OHS для целей мониторинга программы.

О CLASS®