Наблюдения за классом – Методическая разработка по психологии по теме: Карта наблюдения за учащимися класса (на уроке)
Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Учебная активность | класс активно работает на уроке, учащиеся часто поднимают руку, отвечают правильно | наблюдается чередование активности и пассивности, активность кратковременная | выражены признаки нежела-ния работать, отсутствие активности на уроке полностью |
Степень включенности учащихся в учебную деятельность | класс в целом активно включен в деятельность, нет учащихся избегающих, отвлекающихся от деятельности | многим учащимся класса необходима дополнительная мотивация | У большинства учащихся класса выражено избегание участия в учебной деятельности |
Работоспособность | учащиеся класса работают в течение всего урока без выраженных признаков утомления | для учащихся класса характерен длительный период врабатываемости, медленное, но стойкое утомление | наблюдается слишком быстрое утомление, пресыщение деятельностью |
Темп деятельности | выражен равномерный, устойчивый темп деятельности | резкое снижение темпа колебания темпа ситуативное снижение темпа | темп деятельности неравномерный, неустойчивый |
Саморегуляция | учащиеся класса способны подчинить свое поведение требованиям взрослого: удерживать алгоритм заданной деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении | учащиеся класса испытывают трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого: не удерживают алгоритм заданной деятельности, нуждаются в контроле взрослого | учащиеся класса пытаются противопоставить свое поведение требованиям взрослого, низкий уровень произвольности |
Степень самостоятельности
| учащиеся класса самостоятельно выполняет задания (крайне редко обращаются за помощью) | Учащимся требуется частичная, но регулярная помощь взрослого | учащиеся класса не могут выполнять задания без помощи взрослого |
Потребность в одобрении | постоянно нуждается в одобрении взрослого, поощрение положительно влияет на выполнение заданий | регулярно (ситуативно) нуждается в одобрении взрослого | потребность в одобрении явно не выражена |
Уровень отвлекаемости | учащиеся класса постоянно отвлекаются от выполнения заданий, объяснения учителя. Обмениваются репликами, допускают пререкания с учителем. Замечаниями корригируются слабо | учащиеся класса отвлекаются периодически, корригируются замечаниями | учащиеся класса практически не отвлекаются |
nsportal.ru
Наблюдение уроков — Начальные классы
Наблюдение и анализ уроков
Цветопись:
Мое настроение – приятное, спокойное, уравновешенное
Настроение класса – уравновешенное
Настроение учителя – приятное, спокойное
Схема анализа урока №1
Предмет-Русский язык
Учитель-Хрущева Людмила Ивановна
Класс-3
Тема- «Правописание приставок, оканчивающихся на З/С».
Критерии наблюдения | Анализ |
Приемы организации внимания учащихся на уроке: В начале урока: При изучении нового материала: При закреплении изученного материала: При оценивании ответов учащихся: | Учитель спрашивает, что дети знают о приставках. После того как учитель рассказал о приставках, оканчивающихся на З/С, ребята начали выполнять упражнения. Учитель оценивает работу учащихся на протяжении всего урока, они отвечают на поставленные учителем вопросы, выполняют упражнения и получают хорошие оценки |
Схема наблюдения за организацией
внимания учащихся на уроке.
Наличие установки, создающей мотивационную основу учебной деятельности на уроке (подчёркивание значимости информации и т.п.).
Интересное, захватывающее содержание.
Логичность построения урока (один вид работы или рассуждения вытекают из другого).
Форма изложения учебного материала (эмоциональность, образность, яркость, наличие конкретных примеров, связь с жизнедеятельностью учащихся).
Темы проведения урока.
Смена видов и форум учебной работы на уроке.
Какие использовались способы переключения внимания при смене видов деятельности на уроке или при переходе с одного этапа урока на другой (наличие заданий или установки перед каждым видов учебной работы или этапом, создание мотивации и прочее).
Наличие конкретных заданий, требующих активного внимания (при ответе одного ученика – задание всему классу, например, найти наиболее важные, правильные аспекты; найти не точности или ошибки и прочее).
Способ предъявлений заданий и постановки вопросов (например, в начале задаётся вопрос или даётся задание, а только после этого называется фамилия отвечающего ученика).
Использование групповых форм учебной работы (групповых упражнений, игр, дискуссий) как средства активизации внимания на уроке.
Использование наглядных средств обучения и правильность их предъявления.
Наличие специальных приёмов привлечения внимания (прямые призывы учителя, повышение или понижение голоса, постукивание и прочее).
Общий вывод: Проанализировав посещенный мною урок можно сделать вывод, что внимание в учебной деятельности ученика играет большую роль. Учитель должен различными видами и формами работы на уроке формировать внимание учащихся.
Наблюдение и анализ уроков
Цветопись:
Мое настроение – светлое, приятное.
Настроение класса – радостное, восторженное.
Настроение учителя – спокойное, уравновешенное.
Схема анализа урока № 2
Предмет-Окружающий мир
Учитель-Хрущева Людмила Ивановна
Класс-3
Тема-«В мире камней»Критерии наблюдения | Анализ |
психолого – педагогические особенности школьника (проявление у учеников осознанного и произвольного поведения на уроке):
| В класс входят спокойно, ждут, когда учитель даст разрешение сесть. Ученики не делают лишних движений и не разговаривают. Во время урока ученики внимательно слушает учителя, и не отвлекается. Ученики достаточно подготовлены к уроку, дают ответы с большой точностью. Ученики реагирует спокойно, понимают и исправляют свои ошибки. Ученики с легкостью владеют речью. Иногда многословны, но учитель дает им об этом знать, и ученики исправляются. |
Общий вывод: Ученики на уроке ведут себя хорошо, не отвлекаются, если их речь бывает не правильной, учитель поправляет, они осознают свои ошибки.
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей школьника.
Посетив уроки в своем классе, заполни таблицу:
Возраст | Психолого-педагогическая характеристика данного возраста | Примеры практических наблюдений |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Дети воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Доминирует непроизвольное внимание. |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти. |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Доминирует наглядно-действенное (чувственное) и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического мышления. |
8-9 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Репродуктивное воображение находится на двух стадиях. |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Выступает потребность в общении, которая определяет развитие речи — беседы, слушание, рассуждения, споры. |
8-9 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. |
Наблюдение и анализ уроков
Цветопись:
Мое настроение – светлое, приятное
Настроение класса – уравновешенное, радостное
Настроение учителя – приятное, спокойное
Схема анализа урока №3
Предмет-Математика
Учитель-Хрущева Людмила Ивановна
Класс-3
Тема-» Решение задач»Критерии наблюдения | Анализ |
Учитель во время урока относился к ученикам уважительно, работала со всем классом.
Учитель отдаёт все силы, знания, воспитывает. Переживает за них в трудную минуту. |
Общий вывод:Наблюдая за уроком, было видно уважительное отношение к детям,это хорошо сплочённый и дружный класс, благодаря учителю, который во всём помогает и направляет их на правильный путь. Во время урока дети вели себя тихо, не выкрикивали с места, а ждали, пока учитель сам спросит. Это показывает, что дисциплина в классе очень хорошая.
Наблюдение и анализ уроков
Цветопись:
Мое настроение – радостное, восторженное
Настроение класса – спокойное, уравновешенное
Настроение учителя – восторженное
Схема анализа урока № 4
Предмет-Литературное чтение
Учитель-Хрущева Людмила Ивановна
Класс-3
Тема- «Народные сказки»Критерии наблюдения | Анализ |
Активность учащихся на разных этапах урока: — способы побуждения учащихся к активному учению, — примеры обучения умственной работе, — способы создания ситуаций успеха на уроке, — способы улучшения настроения учащихся во время урока. | Ребята на уроке очень активны, поднимают руки, отвечают на вопросы учителя. Учитель доступно объясняет тему урока, способствуя умственной работе детей. Ребята отвечают на все заданные вопросы учителя, делают различные виды работ, получают положительные оценки. Проведение различных физ. минуток и коллективная работа учащихся. |
Общий вывод:Проанализировав посещенный мною урок можно сделать вывод, что внимание в учебной деятельности ученика играет большую роль. Учитель должен различными видами и формами работы на уроке формировать внимание учащихся.
multiurok.ru
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
Ходит во время урока, встает с места | Иногда проявляет недисциплинированность | Проявляет признаки произвольности | |||
Не выполняет учебные задания во время уроков | Частично выполняет учебные задания во время уроков | Активно участвует в процессе урока | |||
Постоянно отвлекается, поворачивается в стороны, разговаривает | Не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует неадекватно ситуации | Четко выполняет инструкции учителя | |||
Привлекает к себе внимание асоциальным поведением | Иногда проявляет нетерпение и негативные эмоции | Умеет критически мыслить и принимать оптимальные решения | |||
Пассивен в учебной деятельности | Настроение носит относительно постоянный характер | Усидчив, прилежен | |||
Частая резкая смена настроения | Возможны случаи непроизвольных действий | Умеет себя контролировать | |||
Нарушает нормы и правила поведения в учреждении на уроке и после уроков | Иногда проявляет протестные реакции | Неконфликтен, охотно выполняет поручения учителя | |||
Проявляет негативные реакции в отношении увиденного или услышанного | Редко участвует в групповых заданиях и играх на уроке | Соблюдает правила и нормы поведения в школе и в классе | |||
Неадекватно реагирует на замечания учителей и взрослых людей | Поддается влиянию со стороны учителя и одноклассников | Может работать в группе одноклассников или в парах | |||
В общении со сверстниками и учителями вспыльчив, не контролирует гнев | Проявляет признаки нежелания работать на уроке и выполнять задания | На уроке школьник находится в хорошем настроении, демонстрирует обратную связь учителю |
nsportal.ru
Наблюдение за учениками во время уроков и на переменах. Анализ продуктов учебной деятельности учащихся. Особенности межличностных отношений в классе
В ходе написания психолого-педагогической характеристики использовались следующие методы:
— наблюдение за учениками во время уроков и на переменах;
— беседы с учениками, учителями-предметниками, классным руководителем;
— анализ продуктов учебной деятельности учащихся (проверка дневников, изучение успеваемости по журналу, изучение читательских интересов по библиотечным формулярам, проверка тетрадей и др.)
— анкетирование;
Время сбора материала 5.09. – 29.10.
1. Общие сведения о классном коллективе
Данная характеристика написана на коллектив 5 «С» класса СШ- г. Гомеля.
Все ученики до этого учились в этой школе. В состав входит 18 учеников. Все 18 учащихся мальчики. Этот класс – спортивный.
Из начальной школы они перешли с том же составе.
Средний возраст учащихся составляет 10 лет. Учащиеся класса физически хорошо развиты.
В классе есть неполные семьи: Данила, Никита, Павел, Даниил. Большинство семей учащихся относятся к среднестатистическим. Многие родители имеют рабочую специальность. Однако некоторые родители достигли высот: мастер, инженер, предприниматель и т.д.
Классным руководителем данного коллектива является а а а(учительница физической культуры и здоровья). К ней ученики относятся уважительно. При организации внеклассной работы а а может положиться на любого ученика. Стиль классного руководства демократический, характеризующийся доброжелательным отношением к учащимся в сочетании с высокой требовательностью.
Классный руководитель использует различные виды деятельности по организации и воспитанию ученического коллектива класса: познавательные беседы, викторины, экскурсии, оформление классного кабинета, участие в общешкольных мероприятиях и др.
2. Особенности межличностных отношений в классе
Актив 5 «С» класса:
1 Староста – Данила.;
2 Заместитель старосты – Андрей;
3 Ответственный за культурный сектор – Максим.;
4 Физорг – Игорь.
Все практически ребята хорошо учатся, участвуют в общественной жизни школы, помогают выпускать школьную стенгазету, выступают на собраниях и на открытых уроках.
3. Коллективная деятельность учащихся
Учебная деятельность
Коллектив класса достаточно дружный и сплоченный. К учителям относятся с уважением. Из учителей особый авторитет для них составляют классный руководитель. Наиболее любимыми предметами в школе у большинства учеников являются информатика, география, история, белорусский язык, математика т.к. учащиеся проявляют интерес к этим предметам, некоторые очень интересные и развивают память, а также им нравятся учителя, которые их преподают. Успеваемость класса относительно высокая, где-то 8-7 баллов.
На уроках все ребята активны, но нуждаются в постоянном контроле со стороны учителей-предметников и классного руководителя.
Дисциплина на уроках определяется отношением к предмету и к учителю. На некоторых уроках ребята сидят тихо, выполняют все задания, исправно делают домашние задания, но на других уроках они шумят, переговариваются, не всегда готовятся к уроку. В основном это на уроках, которые им не интересны. Мотивация учебы почти у всех учеников одинаковая. В основном все ребята стараются хорошо учиться для того, чтобы после школы поступить в ВУЗ и самореализоваться в жизни. Почти всем ученикам учеба дается легко. На выполнение домашнего задания у ребят уходит от 1 до 4 часов (у разных учеников по-разному). Но в среднем этот показатель по классу 2 часа.
На вопрос «Зачем нужно учиться? » ребята дали разные ответы. В основном для того, чтобы быть образованным, расширить свои возможности, получить хорошее образование и обеспечить себя в будущем.
Почти все ребята класса на уроках внимательны, проявляют активность в получении знаний, выполняют домашнее задание, но при этом необходим постоянный контроль со стороны учителей, постоянное стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
vunivere.ru
Практика в школе. Пять протоколов наблюдений за 2 учащимися (Цель: изучение мотивов общения.), характеристика класса и наблюдаемых по результатам изучения, отчет по практике. Материал может быть использовано в работе студентами очной и заочной формы обучения. Психологический самоанализ психологической практики Я, ____________, проходила психологическую практику на базе ГУО «_______________» в 7 классе. При обработке результатов совсем по-другому начинаешь видеть внутренний мир того или иного ученика. Для себя я тоже открыла некие новые стороны психологии детей в отношении к окружающим, к коллективу в целом. Протокол наблюдения №1 Цель: изучение мотивов общения.
Выводы: Анна понимает смысл учебного процесса, поэтому не столь ярко выраженная речевая активность этим и объясняется, чего нельзя сказать об Александре. Он часто не слушал учителя, игнорировал замечания, мешал при объяснении материала другим детям своими высказываниями.
Протокол наблюдения №2 Цель: изучение мотивов общения.
Вывод: в целом класс дружелюбный. Даже на переменах, когда каждый занят своим делом, никто не остается в стороне. Девочки общались, смеялись, отдыхали после урока. У них не было конкретной серьезной темы. Беседа была простой, непродолжительной. Анна перед уроком говорила с подругой о выполненном домашнем задании, они обсуждали, о чем-то спорили. Протокол наблюдения №3 Цель: изучение мотивов общения.
Выводы: класс можно назвать сплоченным коллективом. Здесь каждый видит, кто, чем занят и старается друг другу помочь. Непринужденная обстановка показала естественность каждого учащегося. Есть шумные и неугомонные, есть тихие и скромные, есть лидеры и заводилы, но все чувствуют себя комфортно. Протокол наблюдения № 4 Цель: изучение мотивов общения.
Вывод: было видно, что классу очень нравиться учитель физической культуры. Они его слушались, выполняли предъявленные им команды. Даже «шумные» ученики были послушны. Дети не испытывают страха в общении с учителем. Ведут беседы на различные темы, без помехи проведения занятия.
Цель: изучение мотивов общения.
Вывод: класс любит подобные мероприятия. С радостью ждал учителя. Некоторые были уставшими, но все равно слушали, правда, были менее активны. Мотивы общения в группе непосредственно учебные, в конце урока наблюдались личностные мотивы общения. Характеристика мотивов общения Цель наблюдения: изучение мотивов общения учащихся со взрослыми Выводы: проводя наблюдение за характером общения и поведения двух, различных по типу темперамента, учащихся, можно сделать вывод о мотивах общения, преобладающих в данном классе. Для этого были изучены интересы, склонности детей, проведена беседа с классным руководителем о взаимоотношениях в классе. РБ, УО «Брестский ГУ им. А.С.Пушкина» 2013
|
www.vashpsixolog.ru
Психолого-педагогических наблюдений за классом — Мегаобучалка
Школы_________Класса__________
Проводил:студент-практикант______курса, группы_____
с_______________________по_________________________
Образец ведения записей в дневнике:
Дата, число, месяц, год Ситуация, в которой проводилось наблюдение | Описание социально-психологических явлений и ситуаций из жизни школьного класса | Анализ проявленных социально-психологических феноменов и ситуаций из жизни школьного класса. Выводы, направленные на решение учебно-воспитательных задач |
Задание 2.Психолого-педагогический анализ урока и его оценка
Цель: Провести психолого-педагогический анализ студентом одного своего урока по данной схеме.
Инструкция к выполнению задания:
«Используя приведенную схему, сделайте психолого-педагогический анализ одного своего урока».
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
Анализ хода урока, его структуры, этапов Предмет и объект анализа (учитель, ученики, особенности педагогического взаимодействия и др.) | Позитивные стороны | Негативные стороны |
1.Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами: А) Тема, цели, задачи урока: дидактическая, воспитательная, развивающая Б) Структура урока и его психологическая целесообразность 2.Психологическая оценка содержания урока: А) Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности)? Б)Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать? В) Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний? Г) Как учитель делает сложную учебную информацию доступной восприятию школьников данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью)? Д) Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и др.)? Насколько оптимально учитель реализует его воспитательные возможности? 3. Проявления познавательной деятельности учащихся и управление ею учителем на уроке: А) Организация внимания — Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к ученикам быть внимательными, постановка конкретной задачи и др.). _ Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую. Б) Организация восприятия и его характер — Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника и др.)? — Каково качество материала восприятия? — Использование наглядных средств, их функции на уроке. — Осмысленность восприятия учебной информации. В) Активизация памяти и ее развитие — Какие мнемические приемы запоминания излагаемых сведений использовал учитель? — Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)? Г) Активизация мыслительной деятельности школьников. — Как учитель формировал научные понятия у учеников? Как при этом использовал наглядные средства? — Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений? — Вызвал ли учитель у учеников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость и др.)? — Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? — Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли ученики активны в поиске ответа? — Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их? — Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? — Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки? Д) Активизировались ли на уроке репродуктивное и творческое воображение школьников? Е) Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учеников (их способностей, свойств темперамента, успеваемости и др.)? 4. Организация учителем обратной связи: А) На каких этапах, в каких ситуациях урока (во время опроса, при объяснении нового материала, выполнении учащимися самостоятельной работы и т.п.) и как учитель обращался к школьникам, с какой целью? Б) Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось? В) Как учитель оценивал ответы, поведение, результаты деятельности учащихся и как воспринимали ученики полученные на уроке оценки? Г) Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации? 5. Воспитательное воздействие личности учителя на учащихся, их деятельность на уроке А) Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера обучения и стиль общения с учащимися, отношение детей к нему, эмоциональный климат на уроке и др. Б) Требования учителя, значение их в формировании волевых и моральных качеств личности учеников, отношение ребят к этим требованиям.. В) Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке. 6. Результаты урока и психолого-педагогические выводы: А) Достигнуты ли цели урока? Б) По каким психологическим показателям возможно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций и др.)? В) Что дал урок для общего развития учащихся? Г) Назовите наиболее эффективные методы, приемы и способы педагогического взаимодействия, сотрудничества учителя с учениками? Д) Укажите на допущенные недостатки в своей работе и возможные пути их устранения? |
Рекомендации к оформлению задания:
Ретроспективный анализ своего урока оформить письменно в дневнике в виде выше приведенной таблицы и сделать оценку коммуникативной деятельности однокурсника с учениками на уроке по карте А,Н. Леонтьева. Сделайте психолого-педагогические выводы.
Инструкция к выполнению задания:
«Для количественной и качественной оценки собственной коммуникативной деятельности с учащимися на уроке Вам рекомендуется заполнить тестовую карту, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева.
Оценку следует проводить по предлагаемой шкале (табл. 1), обведя соответствующий балл кружком, а затем подсчитать общую сумму полученных баллов»
Таблица 1
Доброжелательность | Недоброжелательность | |
Заинтересованность | Безразличие | |
Поощрение инициативы обучаемых | Подавление инициативы | |
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») | Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) | |
Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») | Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) | |
Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты) | Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя) | |
Дифференцированность (индивидуальный подход в общении) | Отсутствие дифференциации (нет индивидуального подхода) |
Если оценка колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность студента на уроке оптимальна и близка к модели активного педагогического взаимодействия. Он свободно и открыто общается с учениками, хорошо владеет собой. Это говорит о высоком уровне психолого-педагогической компетентности и профессиональной зрелости студента (оценка «10» или «9»).
44-35 баллов – высокая оценка. Студенты умеют заинтересовать учеников темой урока, побуждают их к активной работе на уроке, стимулируют учебно-познавательные интересы детей. В классе создана дружеская, непринужденная атмосфера. Занятие проходит продуктивно при активном взаимодействии учителя и учеников (оценка «8»).
34-20 баллов – педагог вполне удовлетворительно владеет приемами общения. Он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизируемых дискуссиях он опирается на наиболее активную часть класса, а остальные выступают в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Педагог не всегда гибко реагирует на ситуацию (оценка «7» или «6»).
19-11 баллов– оценка коммуникативной деятельности студента с учащимися ниже среднего уровня. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного взаимодействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам педагога с учащимися. Ученики на уроке пассивны, инициатива подавляется дисциплинарными замечаниями, авторитарностью и доминирующим положением учителя в классе (оценка «5» или «4»).
10-7 баллов – очень низкая оценка коммуникативной деятельности учителя. Взаимодействие с учениками у него отсутствует. Учитель на уроке подчинен ситуативным моментам, действует формально, отсутствует обратная связь с учениками (оценка «3»).
Сделайте оценку своего урока согласно следующим критериям.
megaobuchalka.ru
Карта наблюдений за ребенком в школе
Карта наблюдения за поведением ребенка в школе
Эта карта заполняется учителем.
Дата ________________________________________
Фамилия, имя ребенка ______________________________________
№ школы и класс __________________________________________
Возраст ребенка ___________________________________________
Поведение учащегося0
1
2
3
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает
2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя
3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов
6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)
7. Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)
Суммарный балл
Критерии оценки: 0 — симптомы отсутствуют; 1 — слабо выражены, отмечаются изредка; 2— умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 — ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Интерпретация результатов
Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.
При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21 балла.
infourok.ru