Настроение детей – . , — .

Как поднять настроение ребенку? Лови идеи!

У вашего ребенка плохое настроение? Бывает! У нас ведь тоже бывает? В плохом настроении находиться не очень-то приятно, но мы, как взрослые люди, можем понять и осознать, что оно у нас плохое и что-то с этим сделать. Дети же просто чувствуют. Конечно, все это отражается на детском поведении, и, как мы знаем – далеко не в лучшую сторону. Неважное настроение может стать причиной капризов (не пойду в садик, не хочу умываться), обид (ты плохая, я на тебя обиделся), недовольств (это плохое платье, противная книга) и др.

Что же делать в такой ситуации? Как поднять настроение ребенку? Начинаем разбираться прямо сейчас!

Что такое настроение, отчего оно зависит и на что влияет?

Для начала важно уяснить, что настроение представляет собой некий общий фон для наших эмоций. Представьте, что художник рисует картину, для которой он заготовил мрачный фон. И как на нем можно создать что-то светлое и радостное? Если фон поменять на более позитивный, тогда – получится! Хорошая новость: настроение можно поменять, им можно управлять. Конечно, наше настроение зависит от многих факторов, например, таких, как: состояния организма, произошедшего события, текущей ситуации, мелькнувшей мысли, от возможности или невозможности получить желаемое. Интересно, что настроение может зависеть не только от того, что происходит сейчас или произошло только что. Иногда на него могут воздействовать воспоминания прошлого или представления будущего.

Казалось бы, настроение – какая мелочь, но… его присутствие дает ребенку чувство внутреннего эмоционального благополучия, а это, в свою очередь, положительно влияет как на физическое, так и на психическое развитие. Поэтому тут никаких мелочей нет. Приподнятое, радостное настроение – это залог не только нормального развития, но также успешности и благополучия, ощущения полноты жизни.

Внимательным родителям важно запомнить еще один факт: детские эмоциональные проявления закрепляются и с возрастом становятся достаточно устойчивыми формами поведения, влияют на формирование характера. Так, если ребенок часто испытывает радость, скорее всего он вырастет жизнерадостным, оптимистичным человеком. Если его настроение во многих случаях неважное, впоследствии это может привести к формированию мрачно-скептической жизненной позиции. Именно поэтому наша родительская задача – следить за изменениями эмоциональной сферы ребенка и формировать радостное положительное и бодрое отношение к жизни.

Возраст детей имеет значение

Маленький ребенок управлять своими переживаниями еще не может, не умеет. С возрастом это получается лучше, но далеко не всегда, ведь источником переживаний, как мы помним, может быть буквально все. Чем меньше ребенок, тем, соответственно, меньше у родителей шансов узнать от него, что случилось. Больше приходится догадываться самим, при необходимости расспрашивать родственников или воспитателей. Дети постарше уже могут дать ответ, но осознать причины своего плохого настроения и взрослые не всегда могут. Конечно, если, например, ребенок поссорился с другом или его не приняли в игру, или толкнули – он, скорее всего, скажет. Иногда у ребенка может быть просто «наплыв» плохого настроения. Без видимой причины. Как говорится в народе – «встал не с той ноги» и превратился в «буку». Естественно, причина всегда есть, только мы о ней не знаем, не видим.

Как поднять настроение ребенку? Идеи для внимательных родителей

Внимательные родители всегда замечают изменения в поведении и настроении своего ребенка. Правда, иногда мы не знаем как правильно себя вести в такой ситуации. Помочь или пусть сам разбирается? Ситуации бывают разные, далее перечислены некоторые идеи, которые могут оказаться полезными для поднятия настроения не только ребенку, но и нам, внимательным родителям. Так что же делать?

  • Вывести на разговор и узнать причину плохого настроения, дать родительский совет

Если возраст ребенка позволяет, просто поговорите с ним. Найдите в доме тихий уголок и заведите доверительную беседу. Иногда один такой простой шаг исправляет ситуацию. Ребенок увидит, что нужен вам, что вы не равнодушны к нему, почувствует вашу заботу, и, возможно, уже вскоре «хмурая тучка» превратится в «сияющее солнышко».

  • Обнять, поцеловать и сказать, что любите

Пожалуй, один из самых действенных и быстрых способов исправить настроение! Просто подойдите к ребенку и обнимите его, прижмите к себе, ласково погладьте по головке. Дети, чаще всего, не останутся равнодушны к такому проявлению родительских чувств и эмоционально откликнутся. Глядишь, ваша радость уже улыбается.

  • Предложить совместную игру

Плохое настроение можно быстро развеять, если родитель (а если родители – вообще шикарно!) предложат ребенку поиграть вместе. Можно в настольную фишечную игру, в машинки, в куклы, в игру на ловкость, в «слова», в «города» — зависит от возраста. Интересное занятие, да еще с любимыми родителями обязательно поднимет настроение ребенка!

  • Занять руки: предложить порисовать, полепить или провести с ним мини мастер-класс

Очень хороший способ исправить настроение – заняться творчеством. В детском возрасте это, прежде всего, рисование и лепка (из пластилина, глины), аппликации, конструирование. Это занятие позволяет освободиться от плохих эмоций, и вот, ваш ребенок — как «новенький».

  • Пойти погулять, активно провести время на улице, сделать фотографии

Плохое настроение отлично «лечится»… нет, не ремнем, а прогулкой! Выйдите погулять и постарайтесь активно провести время на улице. Бегать наперегонки, считать машины определенного цвета, собирать красивые листья, рисовать мелками на асфальте, кататься на велосипеде. Вы же не забывайте фотографировать – потом посмотрите кадры вместе с ребенком, чтобы он еще раз пережил приятные моменты и наглядно увидел, сколько он может и сколько всего интересного вокруг.

  • Приготовить что-нибудь вкусненькое

Ну какой ребенок не любит вкусненького? Приготовьте для него небольшой вкусный приятный сюрприз – настроение мигом поднимется! Только, чтобы все получилось, надо прибегнуть к маленьким хитростям. Например, если вы думаете, что дав вашему хмурому ребенку конфетку, вы повысили ему настроение – не факт! Конфеты зачастую могут сделать его капризнее, особенно во второй половине дня. Действуйте по-другому. Вкусненькое в идеале должно быть еще и полезненьким, поэтому вместо конфетки, угостите ребенка, например, яблоком, бананом, морковкой. Только не протягивайте ему то же яблоко! Сначала нарежьте его красивыми дольками, уложите в яркую мисочку, поставьте ее на подносик, рядом положите маленькую вилку. Ребенок будет в восторге! Это красиво и привлекает ребенка! Яркие цвета яблока, моркови, апельсина в одной тарелочке – положительно воздействуют на настроение. Оранжевый цвет, например, очень улучшает настроение.

  • Сделать массаж

Многие дети любят массаж. Если у ребенка нет настроения, попробуйте сделать ему легкий массаж, можно с приговариванием (шел слон, шла слониха, шли маааленькие слонятки). Тут же можно и пощекотать, побаловаться с ребенком, чтобы он завертелся, засмеялся.

  • Пригласить друзей

Если есть возможность, позовите в гости знакомых детей одного возраста с вашим. Друзья быстро найдут дело по интересам, главное, чтоб потом прибрали игрушки.

  • Уложить спать

Если настроение «упало» вечером, можно просто уложить ребенка спать, перед этим устройте ему ванну с душистой пеной. Потом почитайте интересную книгу по возрасту.

  • Включить хороший добрый мультик или фильм

Наверное, одно из самых легких и распространенных средств. Но многие родители просто отвлекают ребенка мультиками, а что это за мультики родителям все равно. Мы же сейчас говорим именно о хороших и добрых мультфильмах, чтобы это не было пустым «забиванием» мозга тупым «экшэном», а эмоциональным погружением в сюжет, сопереживание героям и т.д.

Мультфильм «Просто так»

  • Предложить напугать или удивить… папу… или кого-то еще

Такое неожиданное предложение, скорее всего, сразу исправит ситуацию, потому что заинтересует ребенка или даже насмешит. Вы можете, например, нарядить его в шляпу, одеть темные очки, повязать взрослый шарф, пусть выйдет к папе – и тот не узнает своего ребенка! Для детей постарше это, скорее всего, уже не подойдет.

  • Включить хорошую музыку!

Дети очень хорошо реагируют на музыку душой и телом. Есть музыка, поднимающая настроение, успокаивающая, наполняющая человека чувством умиротворения. Такой музыкой могут выступать классические произведения (нам с ребенком очень нравится «Кампанелла» Н. Паганини) или, например, композиции группы «Битлз» (лучше без вокального сопровождения). А может вашему ребенку понравятся песенки из добрых советских мультфильмов и фильмов?

  • Не трогать ребенка – путь переработает ситуацию сам

Иногда бывают такие ситуации, когда родителям лучше не вмешиваться, а оставить ребенка наедине со своим настроением, своими мыслями. Это тоже своего рода развитие, когда юному человеческому существу надо что-то проработать переработать в себе. Если такой случай настал — проявите родительское терпение.

Вместо заключения…

Да, бывает, что у ребенка плохое настроение, но мы как мудрые и внимательные родители знаем, как поднять настроение ребенку. Все перечисленные в статье мероприятия еще больше сближают нас, взрослых с детьми, и они чувствуют родительскую любовь, а это значительно влияет на отношение к миру и успешность.

Наталья Реутова

www.litsom-k-zhizny.ru

Формируем детские эмоции и их проявления


В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова для его нормального психического развития. На этом подчеркивает гуманная личностно ориентированная педагогика.

Воспитание у ребенка положительных чувств и всемерное осуждение и подавление негативных всегда были и являются значимыми аспектами развития дошкольника, их считали стержневой составляющей гуманных межличностных отношений, которые в свою очередь составляют основу взаимопонимания и сосуществования в социуме.

Настроение как проявление эмоций детей

Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится?

Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья — это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции.

И решающей здесь является общая атмосфера в семейном кругу. Приветливость, любезность, вежливость присущи семье, в которой царит позитивный настрой. И наоборот — подавляющие раздражение, повышенный тон мамы, недовольство отца, отсутствие порядка формируют негативное настроение и взрослых, и детей.

Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду), какое настроение преобладает у ребенка утром?

Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут.

Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек — это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровесницу обидеть себя.

Взрослый — мудрый и любящий наставник ребенка

Нынче нередко встречаем позицию родителей, которые не склонны лелеять учтивость, благородство собственного ребенка, объясняя это тем, что формирование и воспитание таких черт не актуально, что человека вежливого и благородного быстрее «выталкивают» с дороги жизни более самоуверенные, жесткие, наглые. Лишь отрицанием ничего не изменить.

ДевочкаВзрослые скептически относятся к детской обидчивости, а дошкольник остро чувствует, когда с ним поступают несправедливо. Нельзя пропускать ни одной такой ситуации, взрослый должен найти способ загладить даже малейшую обиду, нанесенную ребенку.

На самом деле взрослый в основном пренебрегает этой обязанностью, отмахивается от ребенка, откупается, оскорбив, и не задумывается, что так опрометчиво пропустил удобную ситуацию органично повлиять на укрепление чувства справедливости дошкольника. Зато ребенок получает нежелательный опыт: если его обижают, то можно оскорблять и других. Сначала это фиксируется на уровне подсознания, но впоследствии способствует формированию негативной привычки.

Если ребенок с дошкольного возраста привыкает к безразличию со стороны окружающих, он шаг за шагом теряет способность к гуманным поступкам. Взрослому следует придерживаться обязательного правила воспитания ребенка: его жизнь должна быть положительно эмоциональной. Поэтому весь процесс сопровождения жизнеобеспечения ребенка стоит делать эмоционально выразительным, постоянно провоцируя ребенка проявлять свое отношение к ситуациям, собственных действий; объяснять ему непонятные ситуации, особенно те, что противоречат общепринятым социальным правилам.

Можно еще долго выстраивать цепочку жизненных ситуаций, в которые ежедневно попадает ребенок в первые годы жизни — период, когда активно происходит осознание самого себя, становление самосознания, когда он еще не способен дать себе совет в оценке событий, свидетелем и субъектом которых является. Миссия быть мудрым наставником дошкольника здесь принадлежит близким взрослым. И есть у каждого малыша такой безгранично любящий наставник? Ответ на этот вопрос должны дать в том числе и работники дошкольных учреждений, ведь они тоже являются наставниками для своих воспитанников.

Внимательное отношение к ребенку утром — залог его хорошего настроения в течение дня

Каждому взрослому, кто взял на себя ответственность за сопровождение полноценного развития ребенка, следует прежде всего ответить на вопрос: достаточно ли я внимателен к переживаниям ребенка?

Формировать настроение ребенка в дошкольном учреждении следует начинать с простого, правда, несколько забытого ныне утреннего приема ребенка в группу. Каждое утро ребенка должно встречать не просто фигура воспитателя «на воротах в красных сапогах», чтобы ответить на приветствие и зафиксировать присутствие.

Общеизвестно, что рекомендация программных документов имеет целью передачу ребенка от мамы к воспитателю, и главное при этом — настроение дошкольника. Заметим, если бы воспитатели каждый раз акцентировали внимание на настроении малыша, здороваясь с ним утром, спрашивали, что случилось, если ребенок не в настроении, то каждая мама старалась бы не осрамиться перед воспитателем и позаботиться, чтобы настроение ребенка был максимально положительным. И если настроение дошкольника уже испорчено, изменить его на лучше имеет доверительный разговор с учетом знания педагогом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, его предпочтений, особенностей семейных обстоятельств.

Результатом такой утренней встречи в дошкольном учреждении должны быть озаренные радостью детские глаза, ведь общее эмоциональное настроение ребенка (радостный, грустный, бодрый, вялый, пассивный и тому подобное) влияет на протекание всех его психических процессов. С радостным настроением дошкольник все воспринимает в позитивном ключе, в тревожном — отовсюду ожидает неприятностей.

Плохое настроение ребенка, вызванное определенным незначительным событием, длится обычно недолго и проходит незаметно. А вызванное стойкое болезненное отношение к определенным жизненным ситуациям, вроде недовольства близких взрослых, частых поражений, болезней, переутомления, плохое настроение может переживаться глубоко и продолжаться долго. У ребенка из-за плохого настроения происходит всплеск эмоций. Нам незаметны значительные внутренние изменения в его организме в это время, а только яркое их проявление снаружи, которое мы не всегда понимаем. Именно внешнее проявление плохого настроения часто дезорганизовывает утром поведение и ребенка, и взрослого.

Главное, что ребенок не всегда осознает причины своего настроения. А именно от него зависит его глубина и продолжительность.

Поэтому внимательное отношение к настроению каждого ребенка утром, выявление причин ее плохого настроения и создания условий для бодрого имеет огромное значение для счастливого проживания ребенком каждого дня. Не стоит забывать, что радостное, приподнятое настроение предотвращает проявления негативных черт характера, а это — важное условие воспитания. И здесь пригодится способность взрослого чувствовать ребенка сердцем: услышать ее во время индивидуального и осторожного разговора, понять, что стоит за его объяснением или молчанием, найти те волшебные слова, которые вернут ему радость, чувство защищенности. Должны помнить, что эмоциональное состояние имеет значительную обратную силу влияния на всю деятельность ребенка, а в дошкольный период — это особая связь.

Не будем равнодушными к детям

Все ли мы делаем для того, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка? Как часто взрослые разговаривают с ребенком наедине с целью понять его мысли, чувства, желания? Подавляющее большинство обращений воспитателя адресована всем детям, при этом педагоги добиваются, чтобы каждый ребенок высказался перед всеми.

Эмоции у детейЕсли у воспитателя сформирован образ абстрактного ребенка, то он и применяет одинаковые приемы воздействия, способы взаимодействия с дошкольниками, а результатом такого подхода является формализм в воспитательных средствах и ничтожные результаты работы. Формальное отношение взрослого к ребенку в плохом настроении является источником для переживаний ею несправедливости. Состояние нервного возбуждения притупляет чувствительность, провоцирует тревожность или же расслабленность ребенка, что еще больше угнетает настроение.

В таком состоянии дошкольник не в состоянии адекватно воспринимать окружающую действительность, не чувствует добра вокруг, а потому и сам не способен на гуманные поступки. Взрослым стоит помнить о том, что под влиянием систематических переживаний таких эмоций может также меняться и характер ребенка.

Нельзя проявлять равнодушие к детским обращений. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок по несколько раз обращается к взрослому, а в ответ слышит что-то вроде «Подожди, я занята», «Ой, не сейчас» или же просто отговорку. Это лучший грунт для неискренности. Ребенку не присуща эта черта, он перенимает неискренность от родных и близких взрослых. Ребенок — мудрый и очень быстро оценивает выгоды от неискренности, одна из которых — с пользой для себя скрыть истину. А взрослые, когда замечают неискренность ребенка, редко признают в этом свою вину. Так и подрывается доверие. Ведь искренность, доверие и любовь не могут существовать врозь.

Дошкольный возраст — очень важный период с точки зрения формирования характера ребенка. Он постепенно усваивает моральные принципы, у него зарождается совесть. На основе эмоционального и духовного опыта выстраивается содержание и форма поведения — основа характера. Ничто, конечно, не реализуется само собой, автоматически, с возрастом. Этот процесс требует бережного гуманного сопровождения близких взрослых.

Определяем детское настроение и правила их сожительства

Для наглядности и подтверждения вышеприведенных тезисов предлагаем картинку из жизни современных детей. Мы провели опрос в группе дошкольного учебного заведения, в котором приняли участие 27 детей. Утром каждого ребенка просили охарактеризовать свое настроение. У трети оно оказалось: «плохой», «не очень», «грустный» и даже «ужасный». Затем мы провели беседу со всеми детьми, чтобы выяснить, что портит им настроение.

Вот какие ответы мы услышали:

  • когда на меня кричат;
  • когда мама сердитая;
  • когда со мной не играют;
  • когда обижают;
  • когда дети дерутся;
  • когда забирают игрушку;
  • когда заставляют есть;
  • когда у меня что-то не получается;
  • когда меня обзывают;
  • когда долго не забирают домой.

И это только те высказывания, которые касаются жизни в группе детского сада, то есть собственно того, что мы можем изменить. Детям дали домашнее задание подумать над тем, какие правила следует ввести в группе, чтобы в течение дня у них не портилось настроение.

На следующее утро мы снова общались с каждым. Не все сумели высказаться, кто-то просто забыл про домашнее задание. Осмысленных высказываний было 18.

Пятеро детей вместе с родителями дома записали и принесли такие правила — дети должны:

  • уважать друг друга;
  • уметь извиняться, если чем-то обидел другой;
  • не злиться на товарища;
  • прощать, забывать обиды и снова дружно играть;
  • не говорить плохих слов другом даже когда сердит на него;
  • учиться дружно играть, делиться игрушками, не драться.

В других своих высказываниях дети повторяли эти же правила в разных вариациях, добавляя причины собственных обид: обзывания, агрессия отдельных детей, нежелание спать днем или все доедать.

Параллельно с опросом причины плохого настроения детей утром выясняли во время цикла индивидуальных бесед и консультаций практического психолога и воспитателя-методиста с родителями воспитанников.

Основными темами встреч были:

  • Внимательны ли  взрослые к переживаниям ребенка?
  • Замечают ли взрослые обиды, печаль, гнев, страх, которые переживают дети?
  • Что является источником этих переживаний?
  • Какой след оставляют эти переживания в душе ребенка?
  • О каких правилах эмоциональных контактов с ребенком следует знать?

Учитывая то, что дошкольники достаточно часто среди причин, которые портят им настроение, называли то, что их «загоняют» спать, для мам и бабушек этих детей была специально организована консультация практического психолога на тему «Вечерняя идиллия, гармония, спокойствие».

Речь шла о необходимости создавать ребенку атмосферу спокойствия именно перед ночным сном, чтобы он был полноценным и детский организм отдыхал, набирался сил. Мамам было предложено вспомнить, какими их дети становятся в конце дня, как себя ведут.

Большинство взрослых отметила, что дети вечером часто капризничают, становятся непослушными, раздражительными и упрямыми. Все это показатели утомления детской психики, которая требует отдыха после активно проведенного дня. Кроме того, возбужденная и уставшая за день ребенок теряет способность саморегуляции — вот и капризничает. Взрослый своим авторитетом заставляет ее готовиться ко сну и укладываться в кровать, однако процесс засыпания при этом, как правило, далек от желаемого. Ребенок плачет, долго вертится, жалуется на что-то, капризничает, пока ее не сморит сон. В результате нервничает вся семья и страдает ребенок.

Когда практический психолог предложил родителям подумать, как помочь плохому настроению ребенка перед сном, то услышал от них интересные высказывания,

В высказываниях 10 дошкольников — в которых родители будто оправдывались за свои ошибки в отношениях с детьми: «У меня так много дел собирается вечером, что я порой забываю за часами следить. Вот и загоняю уже наскоро», «Он привык выторговывать у нас всех еще немного времени, чтобы поиграть или посмотреть телевизор. А как начинает капризничать, приходится совершать чуть жестче» и тому подобное.

Практический психолог посоветовал взрослым постараться изменить свое поведение. В частности, обязательно выделять для ребенка 10-15 минут для интимного, личностного общения с ней во время подготовки ко сну. Такая порция маминой ласки и любви может принимать разные формы, в частности это может быть песенка или рассказ о чем-то волшебное, воспоминания о счастливых ситуации или мечты о следующем выходном дне в семейном кругу.

Одним словом — «психотерапия маминой (или папиной) любви». В эти минуты следует наложить табу на все неприятное, негативное. Должна царить лишь гармония счастья, за которой наступит спокойный, приятный отдых.

Но самое важное — минуты гармонии родных душ перед сном нельзя игнорировать при любой занятости.

<h3 «>Правила спокойного и здорового сна

  1. Укладывайте ребенка спать каждый день в одно и то же время.
  2. Выделите 10-15 минут для душевного общения с ребенком, чтобы он почувствовал вашу любовь, ласку, заботу и внимание.
  3. Создайте «сонную» атмосферу в комнате: зашторьте окна, выключите телевизор, закройте дверь комнаты и т.п.
  4. За несколько часов до сна не организовывайте шумные игры, развлечения.
  5. Придумайте свой ритуал укладывания ребенка спать, которого будете придерживаться каждый день, например, чтение сказки или пение колыбельной.
  6. Не оскорбляйте малыша: хорошее настроение — залог крепкого сна.

Мы представили не основательное исследование, а лишь поверхностную картинку из жизни современных детей. Но она должно насторожить взрослых.

Ведь эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности.
Улучши настроение со своим ребенком или подборка позитивных роликов

podrastu.ru

Как настроение, детишки? — Parents.ru

Когда у взрослого человека плохое настроение, мы ему сочувствуем и стараемся помочь. А если у ребенка – требуем немедленно прекратить это безобразие. Несправедливо. И, главное, неправильно. Проблемы с настроением бывают в любом возрасте. И всегда требуют повышенного внимания.

Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить. Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут. Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у нас.

Совсем маленький

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов. Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе? Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости. Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Так или иначе, а надо признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми. Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг. Кстати, сами мамы обычно так и характеризуют свою ситуацию: «Замкнутый круг. Никогда не думала, что после рождения ребенка все будет так плохо. Я все время дома, жду, что муж, вернувшись, будет мне помогать, а он говорит, что устал и что не может дома расслабиться, потому что повсюду бардак. Конечно, мы ссоримся, и настроение от этого портится еще больше. Как я могу весело общаться с ребенком, если мне все время хочется плакать? Тем более прекрасно знаю, что завтра будет то же самое. Я слишком устану, потом буду звонить мужу, мы будем друг друга упрекать, я буду вся в слезах укладывать ребенка… »

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Во-вторых, устраивайте психотерапевтические беседы. Нет, для этого вам не понадобится никуда ходить и записываться на прием к специалисту. В качестве психотерапевта будет ваш собственный малыш. Ему вы расскажете все о настроении, о мыслях по поводу, почему оно такое. Можете пожаловаться на невнимательных окружающих (следите только за выражениями), можете поделиться планами. Младенцы очень хорошо умеют слушать и бывают на удивление понятливыми. Им ведь тоже становится лучше, когда они узнают, что никакой их вины в вашем настроении нет, что просто так получилось. И маме становится лучше – проговоренная проблема, как известно, значительно уменьшается.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех

Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства. Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно. «Настя не плачет. Она ноет, и это гораздо хуже. Нет ни одного человека, который бы остался равнодушным к этим заунывным, протяжным звукам. Когда она ноет в магазине, то даже чужие люди готовы ей купить все, что она хочет. Сначала она делала так не специально, но сейчас просто откровенно манипулирует. Есть только один способ с этим бороться – уйти и не слушать. Тогда она сама постепенно успокоится».

Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может. Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние. Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести

В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная. Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.

Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой). Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

Читать на эту тему:

www.parents.ru

Консультация по теме: «Ребенок и его настроение»

«Ребенок и его настроение»  Консультация для родителей

Настроение — одно из самых интересных психологических явлений. Очень трудно отследить, как почему и когда оно возникает и в какой момент исчезает. Оно может быть мимолетным, а может держаться очень долго.

Одна из основных причин возникновения того или иного настроения — эмоциональное заражение. Каждый из нас вспомнит множество случаев, когда кто-то, чей эмоциональный фон более ярко выраженный, очень быстро «заражает» своим настроением всех окружающих, хотят они того или нет. Если это происходит в среде близких, общающихся тесно людей, то они становятся заложниками своеобразного замкнутого круга: у кого-то из них неприятности по работе, это настроение приносится домой, близкие тут же его «отзеркаливают» и вот уже жена срывается на мужа по пустячному поводу, а ребенок почему-то начинает капризничать. Все это лишь усиливает первоначальное настроение, принесенное с работы и т. д.

Так и гуляют эмоции по кругу и гулять могут очень долго, так, что участники порочного круга уже и забывают, а с чего, собственно, все началось. И вот ведь что обидно: в такой круг нас закручивают негативные эмоции гораздо чаще, чем позитивные, радость, счастливое, ровное настроение если и передается окружающим, то ненадолго.

Далеко не все родители знают, что все дети до пяти лет — крайне сензитивны! (сенситивность — повышенная чувствительность,  зачастую сопровождается повышенной тревожностью) В этом  возрасте они все — существа естественные, не рефлексирующие, в большей мере, чем взрослые принадлежащие к миру природы, где язык чувств — основной. ( Рефле́ксия — Самоанализ.Самооценивание)  Они еще не в состоянии выстроить цепочку умозаключений — что происходит, почему и каковы могут быть последствия. Но настроение считывают сразу, реагируя даже на то, что мы, взрослые, иногда пропускаем, не считаем важным, не контролируем — на наши интонации, жесты, позы. Сколько раз мы говорили себе: «И так все плохо, а тут еще малыш капризничает непонятно почему!». Как раз понятно: в этой цепочке эмоций первично именно наше настроение, а ребенок его просто отразил, потому и капризничает и получает от нас же порцию недовольства, гнева, наказаний … Вот и получается, что главным заложником порочного «круга настроения», о котором мы говорили выше, становится самый незащищенный — наш ребенок.

Я пытаюсь обратить ваше внимание именно на такие «мелочи», как интонации, выражение лица, жесты. Вы можете сколько угодно говорить «мой любимый малыш», но если при этом вы раздражены, то интонации выдадут вас. Эмоциональным лидером в семье обычно выступает именно мать. То есть в конечном счете именно она определяет настроение в семье. Тембр голоса матери, интонации, ее внутреннее состояние — все это для ребенка является раздражителем особой значимости.

Но что же делать, ведь от плохого настроения не убережешься, неприятностями всякого рода жизнь наша буквально напичкана, а устойчивых психически людей, обладающих природной защитой от внешних воздействий, крайне мало. Можно научиться создавать настроение или исправлять его, но это только при очень большом желании и при наличии силы воли. Что же еще можно сделать? Для начала — просто понять и принять тот факт, что ребенок в нашем эмоциональном фоне — самое слабое звено. И что от негативных эмоций его надо защищать с такой же тщательностью и рвением, с какими мы защищаем его от простуд и инфекций. Почувствовав плохое настроение родителей, малыш тут же принимает его на свой счет, начинает испытывать неосознанное чувство вины. Совсем не обязательно, чтобы вашу раздражительность ребенок относил к себе. Поэтому нужно для начала расширить представление малыша о том, каким вообще бывает настроение. Не бойтесь говорить с ним об этом, он поймет. Попробуйте, по мере возможности, на доступном ему языке, объяснить причину своего настроения, о том, что у вас происходит дома или на работе, что вас огорчает, какие заботы перед вами стоят. Объясните, чем он может помочь вам, или уже помог. Почаще просите ребенка рассказать о собственном настроении, пусть он сравнит его: с погодой, с временем года, с цветком, с животным, с музыкой или с любым неодушевленным предметом. Это поможет малышу лучше ориентироваться в мире чувств взрослых людей и в своем собственном, в какой-то степени защитит его.

Очень трудно бороться с эмоциями, и уж совсем бессмысленно подавлять их. Нужно просто отводить им в нашей повседневной жизни надлежащее место, чтобы не они управляли нами, а мы ими.

nsportal.ru

Хорошее настроение — ДЕТИ!

Хочу подарить вам немного хорошего настроения.
Когда моей дочери исполнилось 2 года, я пошла в ближайший к нам детский сад, чтобы устроить ребенка. Заведующая предложила работу воспитателем. Я согласилась.
Так я стала подменным воспитателем в средней группе.

...

Чего я только не наслушалась от детей!!! Очень жалею, что не стала сразу записывать детские реплики и фразы. Немногое из того, что я вспомнила.

 Идем с дочкой в детсад. Ранее утро. Лизе 2,5 года.
— Мам, а почему в группе свет горит?
— Потому, что еще очень рано.
— Рано, рано 2 барана….

***

Лизе 3 года.
-Мама, кто такая кокошечка?
-Кошечка?
-Нет, кокошечка.
-Может, кокошник? Это такой головной убор.
-Нет, кокошечка!!!
-Где ты это слышала?
-Ну, помнишь: Муху за руку берет и к ОКОШЕЧКУ ведет. Кого комар ведет?

...

Одеваемся на прогулку. Группа трехлеток.
Говорю: Юлишна, надеваем колготочки.
Подходит София:
— Это не Юлишна! Её зовут Юля!
— Я ласково так называю — Юлишна!
София подумала немного, говорит:
— Называйте тогда меня Софиюшка!
— Хорошо, Софиюшка. 
Подходит Маша. «А меня называйте тогда Машенька.
— Хорошо, Машенька.
Подошла Даша и так небрежно:
— Ну а меня можно называть просто Королевишна!

...
Королевишна!

Прихожу на работу в джинсах и кроссовках. Старшая группа, Миша возмущенно
— Марина Владимировна, вы почему в джинсах?
— Миша, мне так удобно, могу с вами побегать-поиграть.
— Но так неправильно: воспитательница всегда должна быть в платье, туфельках и бусиках!
Приходилось соответствовать!!)))

Настя, 4 года.
— Барина Владибировда, я сегодня чего-то тикАю.
— ТИкаешь, как часики?
— Нет, тикАю чего то сегодня.
-???
— Ну тикАю, тикАю, забодеда, наберно.(чихаю, заболела наверное).
Мы долго это «ТикАю» со смехом вспоминали.

...

Первое сентября. Новые дети, суматоха, малыши плачут, мамки переживают. Стоит девочка, 3 года. Одна. 
— Тебя как звать?
— Вика.
— А фамилию знаешь?
— Артемова.
Судорожно вспоминаю, что в списках моей группы нет Артемовой, в других группах тоже нет!!! Побежала к начальству, дозвонились уже до районного отдела образования — нет даже в других дет садах Вики Артемовой!
Опять подхожу к девочке.
— Назови еще раз, как тебя зовут.
— Артемовна Вика ИВАНОВА. 

...

Разговариваем с сотрудницей. Подходит очень любопытная Нина. Сотрудница говорит девочке: «Иди, поиграй сейчас с Таней, я занята.» И мне вполголоса: нечего уши постоянно греть. (т.е. подслушивать). На следующий день прибегает раздраженная мамочка:
— Нина совершенно не болеет!
— Согласна, не болеет.
— А зачем вы её в медпункт на прогревание отправляете?
— Нет, не отправляем (отвечаю мамочке, а сама ничего не могу понять)
— А Нина говорит, что вы ей сказали, что ей надо уши погреть!

...
источник фото

Свете 5 лет. Шатается молочный зуб, дома закатила истерику по поводу посещения стоматолога. Панически боится врачей. Стоит, всхлипывает.
— Светочка, не расстраивайся, покажи мне, какой зуб болит.
Светочка не долго думая выдергивает больной зуб и протягивает мне.

...

Спускаемся  с Ромой в подъезде по лестнице. Перед нами идет очень красивая девушка с йоркширским терьером. Девушка в умопомрачительной юбочке, на каблуках и от нее очень вкусно пахнет.
Рома громко с восхищением: «Я когда вырасту, я себе такую же куплю!!!»
Я уже не стала спрашивать, кого именно:)))

...

Полинке 4 года, никак не может (или не хочет) запоминать свою фамилию.
— Тебя как зовут?
— Полина.
— Сколько тебе лет?
— Четыре.
— А какая у тебя фамилия?
— НомАльная фамилия!!!

...

Лизе 5 лет.
— Мам, а почему в поликлиниках везде рисуют Айболита, ведь он же ветеринар?

...

Мы в гостях у бабушки в деревне. Опоросилась свинья. Поросяток много, и чтобы их подкормить, бабушка сварила манной кашки. Сладенькая, на молочке, в чистой кастюльке. Бабушка налила  Лизе в тарелочку. Кашка Лизе понравилась. Едем домой в поезде. Лиза громко, на весь вагон: Мам, а ты сваришь мне кашки, как поросяткам в деревне?
На этом я хочу завершить свое повествование. Надеюсь, что хоть немного подняла ваше настроение и вызвала улыбку. Любите своих детей!

...

7dach.ru

Предложения со словосочетанием НАСТРОЕНИЕ РЕБЁНКА

Домашняя выпечка будет способствовать уюту в доме и хорошему настроению детей. Дайте мысленно себе инструкцию, которая вселит в вас положительные эмоции, и увидите, как моментально изменится настроение ребёнка, а у вас появятся силы, чтобы спокойно разрешить конфликт. Твоя нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне могут сказаться на настроении детей. Вам неподвластны внешние обстоятельства, влияющие на то, с каким настроением дети вступают во взаимодействие друг с другом, однако у взрослых всегда есть возможность повлиять и скорректировать этот процесс. Эти противоречивые чувства могут и чередоваться, каждый раз кардинально меняя настроение ребёнка.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное вечерний в отрывке:

Будет теперь до вечерней службы поклоны в часовне бить.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Но с точки зрения психологии такой режим нежелателен: большинство экспертов (да и мам) сходятся во мнении, что дневной сон напрямую влияет на самочувствие и настроение ребёнка. Есть немало средств, с помощью которых можно положительно влиять на самочувствие и настроение детей. Воспитатель должен уметь поднять настроение ребёнка, взаимодействуя с ним: загрустил — развеселить, расшалился — переключить на интересное дело, ссорится со сверстником — найти пути примирения, что-то не получается — помочь, обеспечив ребёнку радость и удовлетворение от выполненной работы. Очень хорошо в эту игру играть в сумерки — темнота делает игру ещё интереснее, однако решающими факторами являются возраст и настроение детей, поэтому вы сами решите, нужно ли в доме создавать дополнительную темноту. Плохое настроение дети тоже «заедают». Массирующие действия воды, разгрузка позвоночника, свобода движений в безопорной среде укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребёнка. Постоянно помня о том, что организм малышей хрупок и раним, он чутко реагирует на изменения самочувствия и настроения детей. Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отношению к сверстникам. Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. Во время еды важно создать спокойную, доброжелательную обстановку и поддерживать хорошее настроение детей, так как состояние нервной системы сказывается на аппетите. Очень ярко настроение ребёнка проявляется в игре. Затем проверьте настроение ребёнка. Кроме того, аниматор должен видеть состояние и настроение детей: вот сейчас они устали — можно предложить им присесть и поиграть во что-то спокойное. Если мы умеем быстро замечать смену настроения ребёнка, то можем быстро помочь маленькому участнику праздника понять, что с ним в данный момент происходит, помочь с этим настроением справится. Матери, эмоции и действия которых каждую секунду направлены на поддержание настроения детей, даже если ребёнок давно вырос и способен на самостоятельную жизнь, — это влюблённые, отдающие все свои силы на то, чтобы объект их страсти находился в душевном равновесии. Оздоравливающий эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения ребёнка. Действуйте по обстановке и настроению детей. Вот почему очень важно воспитывать всесторонне развитую личность уже с младшего дошкольного возраста и нельзя забывать о том, что главным условием для этого является хорошее настроение детей. Все ребятишки должны ощутить сплочённость и получить порцию ободрения и одобрения, а в атмосфере взаимовосприятия и хорошего настроения дети хоть на некоторое время позабудут о своих страхах и сомнениях. Или пессимистическое настроение ребёнка может быть связано с его внутренней неуверенностью в себе. Чтобы детский праздник прошёл хорошо, принёс радость и веселье, нужно чувствовать психологическое состояние и настроение ребёнка. Плавание усиливает обмен веществ, улучшает общее состояние и настроение ребёнка, стимулирует повышение гемоглобина в крови, усиливает защитные функции, увеличивает сопротивляемость болезням. Это позитивное настроение дети потом переносят на обычное общение, что положительно влияет на микроклимат в коллективе. Воспитатель должен чутко реагировать на настроение детей, погоду, какие-то значимые для группы события (например, дни рождения). Надо помнить, что такие игры не только поднимают настроение детей, но и несколько возбуждают их. Если родитель проникся игровым настроением ребёнка, то он легко может перехватить инициативу и сам диктовать условия игры (вспомним незабвенного «Вождя краснокожих»). Часто появление чудовищ становится следствием злости, раздражения или дурного настроения ребёнка. Наше состояние и настроение дети легко считывают. А если вкус или настроение ребёнка с вашими не совпадают — он, как и взрослый, непременно даст вам об этом знать. Это влияет на настроение детей, их поведение. Тут главное в том, что оно должно быть внезапным, ведь это непродуманная стратегия управления поведением, и лучше бы вашей радости совпадать с настроением ребёнка. По интонации можно уловить настроение ребёнка и узнать, доволен младенец своим появлением на этот свет или нет. Автоматическое измерение веса и настроения ребёнка? Ответишь ему?.. Ну и молодец. Не надо, не порти настроения детям. Да и нелепо отвечать тем же… с астрами-то в петлицах. Многие специалисты по темпераменту больше не пользуются этими терминами, потому что они установили, что на настроение ребёнка глубокое влияние оказывают среда, в которой он находится, и его жизненный опыт. Третий шаг — я обнаружил, что настроение детей сильно зависит от нашего поведения. Постоянная активность в возрасте одного-двух лет не даёт ребёнку успокоиться, а также из-за неё хорошее настроение ребёнка может сменяться вялостью и чрезмерной усталостью. И часто приходила в детдом, чтобы просто поднять настроение детям, чтобы они не чувствовали себя брошенными и ненужными. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, внимание к настроению ребёнка — словом, отношение к нему как к самоценной личности — всё это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с малышом. Все указания по ходу игры нужно давать в доброжелательном, спокойном тоне, отмечать правильное выполнение движений, соблюдение правил, ловкость, проявление дружеских взаимоотношений, поддерживая тем самым радостное настроение детей. — Мама решилась — надо же как-то поднять настроение детям. Теперь давайте посмотрим, каким образом проявляется стресс, как он сказывается на здоровье и настроении ребёнка, как влияет на его отношения с окружающими и самооценку. Перебрала в голове все возможные причины изменения в настроении ребёнка, с особенной внимательностью наблюдала за поведением воспитателей по утрам и вечерам. Было весело и азартно, и игривое настроение детей передавалось прохожим, которые останавливались и болели за ту или иную команду. Или же просто перепад настроения ребёнка?

kartaslov.ru

Настроение детей — Твой Формат. Детские Лагеря Нового Поколения в Крыму

9 Марта 2011


Как часто мы не обращаем внимания на наше настроение, на настроение наших детей. Да какое тут настроение, скажете вы. То кризис возраста, то цены растут, то сокращение на работе, то ребенок не устроен.

Одним словом, голова идет кругом и никакое настроение не в радость. Таким образом, мы закрываем глаза, как мы считаем, на мелочи жизни. А ребенок зачастую приходит домой не в настроении: унылый, усталый, депрессивный. Мы не пытаемся вникать в его состояние, находимся в каком-то трансе негативизма и тревоги, связанной с нестабильностью в политике и экономике.
Все, что вокруг нас, мы не всегда можем изменить, но можем измениться сами и попытаться сделать что-то в своей семье. Именно в такие критические ситуации для страны семья играет огромную роль. Да, нелегко приходится сегодня взрослым в условиях кризиса. Родители много работают, чтобы прокормить детей и дать им достойное образование. И на настроение не обращаем внимания, хотя мы прекрасно понимаем, что настроение формирует характер.

Врачеватели древности, наблюдая зависимость заболеваний от того или иного настроения, предполагали, что чувства зависти и злости поражают органы пищеварения, вызывая язвенную болезнь, безутешное горе обостряет сахарный диабет. Человек, испытывающий постоянный страх, заболевает тиреотоксикозом. Собирая эти факты, ученые уже в нашу эпоху классифицировали настроение по группам. Обратимся к наследию ученых, мало известных в советское время.

М. М. Манасеина, врач, психолог, писатель оставила потомству уникальный труд о воспитании детей, где одна из глав посвящена классификации настроений:

1-я группа (нормальное) — веселое, жизнерадостное настроение — результат равномерного развития разнообразных сил и способностей души и тела человека. При работе с детьми, имеющими такое состояние в возрасте от года до восьми лет, воспитатель должен обращать внимание даже на временное отсутствие у ребенка веселого настроения, так как это указывает на физическое расстройство ребенка или на то, что психическое развитие совершается неправильным, односторонним путем.

В некоторых семьях уже в три года заставляют ребенка учить серьезные стихи, что приводит к его угнетенному настроению. Воспитатель должен помнить, что удрученное состояние перерождается в характер.

Ко 2-й группе относятся дети апатичного настроения, у которых наблюдается застой кровообращения со значительными накоплениями в ногах во время сидячего и стоячего положения. Для этих детей характерно равнодушное, ленивое настроение, которое составляет основу флегматичных темпераментов. Для них обязательны продолжительные прогулки на воздухе, гимнастика и другие виды спорта.

3-я группа настроений — застенчивость, стыдливость, робость, смущение. Дети, подверженные таким настроениям, прячутся от каждого незнакомого, трудно осваивают любое изменение окружающей среды. В более старшем возрасте они ненаходчивы. Если в раннем возрасте не побороть застенчивость, то это настроение перерастает в патологические формы в период половой зрелости. У таких детей недостаточно развиты мышцы, что приводит к слабому волевому контролю над другими мышцами, которые не задействованы в конкретный момент: гримасы во время письма или игры на пианино и т. д.

Конфузливое настроение обусловлено произвольным состоянием мышечной системы, когда мышцы «не слушаются» воли, трудно контролируемы. Дети этой группы часто и сильно краснеют, в большинстве случаев беспричинно. В их воспитании следует обращать внимание на закаливание, занятие гимнастикой, плаванием, играм на воздухе. Необходимо воспитывать волю, которая может повлиять на уверенность ребенка.

К 4-й группе настроений относят детей с усиленной раздражительностью нервной системы. Это настроение беспокойства, раздражительности, вспыльчивости. Мышечная система этих детей быстро усваивает правильность и координацию движений, но они с трудом выдерживают длительную продолжительность того или иного движения. При письме быстрее пишут мелкие буквы, чем крупные (заглавные), не могут спокойно сидеть на уроке, часто плачут, одарены мимикой.

У них быстро возникают ассоциации, они не жадны, бывают застенчивы. С годами это настроение перерождается, дети хотят все оспаривать, противоречить. Важно обратить внимание на то, чтобы при еде они пережевывали пищу, жидкость не пили залпом, чаще гуляли на воздухе. Необходимо приучать их к ритмическим движениям, а также сидеть смирно.

5-я группа — это настроение тоскливости, угнетенности, хандры. Малыш беспричинно плачет. Для маленького ребенка хандра — неестественное состояние. Если это часто повторяется, то станет привычным. Людям такого настроения сложно и в семье, и в обществе.

6-я группа настроений может быть названа скукой. Скуку определяют как скудность и однообразие впечатлений. Такое определение относительно, так как одним людям в одной и той же обстановке бывает скучно, а другим — нормально. Настроение скуки начинается тогда, когда внимание остается незанятым, а область сознания лишена новых впечатлений. Рекомендуется управлять вниманием, сосредоточивая его на чем-то одном. Воспитатель должен следить, чтобы не развивалась наклонность к быстрым переходам от одного ощущения к другому. Следует ограничивать число игрушек у ребенка, приучая ремонтировать старые, находить в них что-то новое.

7-я группа настроений — мечтательность, рассеянность. Малыши в таком настроении любят удаляться от всех в уголок, разговаривают сами с собой. С годами эта привычка переходит в мечтательность «про себя». Дети рассеянны, их часто наказывают. Это объясняется неправильным развитием внутреннего внимания, неумением подчинять его внутренней воле. Ребенок стремится останавливать внимание на вещах, более приятных для него. Это перерастает в стремление человека жить не настоящим, а будущим.

Такие дети обладают высокими способностями, но они рассеянны и внутренняя недисциплинированность сказывается на учебе. Они трудно усваивают математику. Работая с ними, необходимо воспитывать внутреннее внимание, тренировать в счете, упражнениях с отвлеченными понятиями, приучать наблюдать за явлениями внешнего мира.

В процессе воспитания с первых лет жизни важно приучать детей сохранять жизнерадостное настроение при всевозможных обстоятельствах: волнениях, тревогах, обращать их внимание не на горестные случаи их жизни, а на радостные, приятные события.

Хорошее настроение необходимо не только больным, чтобы выздороветь, но и здоровым, чтобы не переутомляться и не заболеть. Поэтому всегда нужно создавать себе и детям позитивное настроение. Берегите себя и своих близких, не портите друг другу настроение и не формируйте дурной характер.

Автор: М. Ю. Гришанова, психолог ГЦМП.


Форум для отзывов 1 не существует.

www.tvoyformat.org