Наука графология: Графология наука или лженаука? Доказательства — Центр изучения почерка Ирины Бухаревой «Современная Графология»
Графология наука или лженаука? Доказательства — Центр изучения почерка Ирины Бухаревой «Современная Графология»
Скептиков всегда много во всех областях, и от этого никуда не деться. Однако просматривая некоторые сайты или находя книги в магазине, я и сама, возможно, приняла бы графологию за псевдонауку, если бы не занималась ей столько лет на профессиональном уровне, не знакомилась с трудами и открытиями зарубежных коллег, не понимала бы законы мозга, мелкой моторики и взаимосвязи с психологическими фактороми. Желание упростить материал и попытки раскладывать почерк по системе «если наклон вправо, вы — добрый», «если строчки вверх, вы — оптимист», приводят, к сожалению, лишь к противоположному мнению о псевдонаучной базе графологии.
Ниже представлен перевод статьи венских коллег с исчерпывающей информацией о научных обоснованиях методики.
ГРАФОЛОГИЯ И СРАВНЕНИЯ ПОЧЕРКОВ
Следующие вопросы по темам графологии и сравнения почерка были рассмотрены в сотрудничестве.
В исполнении приняли участие:
- Доктор Вальтер Бранднер (Walter Brandner), почетный президент ÖGS, независимый присяжный и сертифицированный эксперт по почерку,
- Элизабет Харьков (Elisabeth Charkow), президент ÖGS, дипломированный графолог ÖGS и специалист по почерку,
- Розмари Госмаркер (Rosemarie Gosemärker), сертифицированный графолог ÖGS, ehem. Председатель Ассоциации объединения немецких графологов,
- Univ.-Doz. Доктор Марианне Нюрнбергер (Marianne Nürnberger), вице-президент ÖGS, Социальный и культурный антрополог (анализ культуры динамики), независимый присяжный и сертифицированный эксперт-почерковед.
Что может графология, а что нет?
Графология («γράφω» — старогреч. «пишу», ранее – «выцарапываю» и «λόγος» — «учение») — есть учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.
Чтобы узнать, что может графология, прежде всего, необходимо знать, что такое «почерк\письмо».
«Документ, написанный рукой, — это результат человеческого действия и поведения, что можно исследовать психологически. Т.к. почерки относительно постоянны и индивидуальны, то вывод о личности пишущего может быть точным».
«Почерк — это видимый результат индивидуального письменного акта, определенного психомоторного следа движения индивидуума, который через текстовый оригинал фиксирует графически определенные знаки с целью передачи и закрепления определенного значения смысла».
«Психология письма — это научное учение о значении письменного выражения или внешнего вида. Она есть применение психологических способов наблюдения и теорий на почерке».
Почерк не допускает никаких выводов на следующие факторы:
- Физические факторы, такие как: внешний вид, мышечная сила, болезни, но это не означает, что эти факторы не имеют отображения в почерке. Часто значительно отличаются возрастные почерки, почерки тяжелобольных, или почерки людей с алкогольной зависимостью от почерка того же человека в молодом возрасте или в здоровом состоянии. Проблема в том, что не все рукописи показывают влияние возраста, болезни и т.д., или показывают самым типичным образом и что такие изменения письма, так как они появляются, при наличии многочисленных сравнительных писем с известными условиями возникновения должны быть точно взвешены.
- Возраст, пол, национальность, общественный статус. При этом эти факторы могут оказывать влияния на письмо, но не учитываются (см.выше!).
- Особые знания и навыки в определенных областях, например: искусство, политика, спорт.
- Графология не является методикой, которая может дать информацию о прошедших и будущих событиях.
Раньше у графология занимала другое место, чем сегодня, почему? (краткий исторический экскурс)
Видно из некоторых давних исследований, которые выступали только в отдельных случаях, начиная с французского писателя Жана Ипполита Мишона (Jean Hippolyte Michon) (1806-1881 гг.), считающегося основоположником, давшим название графологии. Химик и психолог Людвиг Клагес (Ludwig Klages) (1872-1956 гг.) основал в первой половине 20-го века системную графологию для немецкоговорящего пространства. Его угол зрения на почерк имел сравнение выражения движения и внешнего облика. Его выступления показывают исторически интересные параллели с Рудольфом фон Лабаном (Rudolf von Laban), староавстрийским основателем современного анализа движения.
По следам Клагеса последовали многочисленные значительные и менее значительные публикации по графологии совместно с началом культуры образования, основания союзов и конгрессов при активном участии имеющих хорошую репутацию врачей и психологов (напр., невролог и психиатр Рудольф Пофаль (Rudolph Pophal), психолог и социолог Роберт Хейс (Robert Heiss), философ и писатель Макс Пульвер (Max Pulver), которые продвигали и развивали молодую графологию.
Среди малоизвестных, но также компетентных авторов вскоре появляется дипломированный психолог из Брегенца Фридрих Курка (Friedrich Kurka), опубликовавший в 1948 г. обширное резюме состояния исследований под названием «Твой почерк — твой характер» и в своем родном городе на протяжении десятков лет трудился как педагог/наставник в Союзе швейцарских графологов на австрийском пространстве.
В венском пространстве была Рода Визер (Roda Wieser), в середине прошлого века являлась известным функциональным графологом, присяжным экспертом-почерковедом в венских судах и работала ассистентом в Криминологическом Институте Венского Университета. Прежде всего, она интересовалась психологическим портретом попавших под наказание людей и предпринимала здесь
Впервые большое международное значение было достигнуто Вильгельмом Хельмутом (Wilhelm Helmut) и Алис Енскат (Alice Enskat), опубликовавшими переломные источники резюме исследований в обновленной версии, которые до настоящего времени широко распространены в работе «Графологическая диагностика, ее основы, возможности и границы». Оба автора преподавали тогда во всех 3-х берлинских университетах. Ценность этого труда остается неизменной, хотя и в психологии характера, и в выражении на долгое время отодвигались на задний план, и только в последние десятилетия появилось новое плодотворное влияние через выводы исследования движения с многочисленными ссылками на впервые обсуждаемые принципы времен Клагеса.
Огромное значение для Австрии имело основание Австрийского Общества психологии почерка (Österreichischen Gesellschaft für Schriftpsychologie) в 1978 г. психологом, профессором, доктором Мукеншнабель фон грестер Вичтигкейтом (Muckenschnabel von größter Wichtigkeit). Наряду с некоторыми научными трудами его книга «Что выдает почерк» была бестселлером в свое время.
Международное научное обсуждение графологии в современности резко увеличилось и углубилось.
Какой сегодня круг задач в графологии?
Круг задач охватывает в первую очередь:
- Консультации по развитию личности,
- Консультации партнерства,
- Консультации по воспитанию,
- Оценка персонала.
Кто пользуется такой услугой?
Частные лица, которые посредством анализа своего почерка хотят получить взгляд на свою личность, или лица, которые имеют определенные вопросы (профессиональное направление, возможности, слабости, личные отношения и взаимоотношения в социуме).
- Люди, желающие иметь анализ третьих лиц (чье согласие предполагается) в определенных вопросах (консультация по воспитанию, консультация по партнерству),
- В области оценки персонала проводятся графологические анализы, чтобы:
— вынести решение о принятии кандидата,
— выбрать самого подходящего кандидата из многих,
— получить дополнительную информацию о возможностях и дальнейшей реализации, напр., нужно ли выдвигать сотрудника на более высокую позицию и сможет ли тот успешно выполнять свои задачи,
— выяснить причины внезапных перемен сотрудника, напр., как сопутствующие явления ошибок или перенапряжения.
- Иногда возникает исторический, а также журналистский интерес к выдающимся личностям. Так нами был внесен вклад в радиовещание, телевидение и печать о следующих личностях и опубликованы : В.Моцарт, Карл Краусс, Франц Фукс, Фалько, Леди Диана, Йозеф Зоттер, Гермес Феттберг, Кронпринц Рудольф, Тео Кельц, Йозеф Блёше и др.
Насколько действительны ваши результаты?
Графология включает в себя как естественно-научные, так и духовно-гуманнонаучные аспекты. Достоверность результатов исследования может быть выражена в количественных исследованиях статистических данных, в качественном исследовании, через собственные методы, напр. феноменологические. Валидность при количественных исследованиях означает точность, с которой диагностическая процедура измеряет то, что претендует быть измеренным, результат выдается как статистическое значение. В случае графологии, например, после количественно измеряемых совпадений между графическими признаками или между анализами на экспертном уровне.
К сожалению, чаще всего графологи не располагали достаточно адекватными внешними критериями и достаточным количеством субъектов для подобного вида фундаментальных исследований.
Качественные исследования в области исследований выражения и движения с 70-х годов прошлого века были запущены и только в наше время как следствие социально-гуманитарных развитий и познаний снова интенсивно исследуются и продвигаются. В различных исследовательских сферах вышедшая в 2010 г. книга проф. Марилуз Пуэнте Балселлс (Mariluz Puentes Balsells) и проф. Франциско Виньялс Каррера (Francisco Viñals Carrera) из Автономного Университета Барселоны «Графология и наука, проверка на основе 150 диссертаций»
заняла положение, которое находится на высоком уровне наряду с результатами исследований из других соседствующих дисциплин, напр. , исследованием головного мозга или теорией коммуникаций, подтверждающих основы графологии.Таким образом пример этой книги подтверждает ряд работ (в том числе: Гроссмана (Grossman) 1998 г.; Дамасио (Damasio) 1994 г.; Шактера (Schacter) 1996 г.; Мей Хуй Тсенга (Mei Hui Tseng) 1991 г.) подтверждает, что письмо от руки – это работа, которая включает в себя моторные, визуальные, когнитивные и эмоциональные центры мозга, активируемые посредством нейронных связей, и это эти исследования также показали сложный процесс создания и обработки информации во время письма и чтения более понятными.
В этой связи графологические исследования используются в обучении европейских астронавтов для компенсации дефицита потери силы тяжести. Среди прочего это касается восприятия горизонтальных и вертикальных положений, пространственной глубины объектов или расстояния до целей. Подготовка для преодоления этих дефицитов происходит посредством перцептивно-моторных заданий, таких как письмо и рисование на электронном планшете (Balsells, Carrera 2010: 33-36) .
Только из испанского труда узнают, например, что авторы Х.Х. Ван Ройх (J.J. Van Roij) и А.М.Хазелет (A.M. Hazelet) в 1997 г. в своей работе «Графологическая экспертиза экстраверсии в сравнении с экспертизой возможностей психологического теста» («Graphologist´s Assessment of Extraversion compared with Assessment by Meanss of a psychological Test») установили корреляцию соответствия экстраверсии и интроверсии между графологическим и психологическим тестом в коэффициенте р=0,96 (абсолютным максимумом являлось число 1) по Парсону (Parson), т.е. почти полное совпадение результатов.
Какая значимость в Австрии?
Статистические данные по этому вопросу отсутствуют. Приблизительно в Австрии предложением пользуются скорее, компании, чем частные лица. Это считается экономически эффективной альтернативой другим методам тестирования или даже дополнительными указаниями на заключительной стадии принятия решений. Метод не является средством первичного отбора. Некоторые фирмы остаются верны этому методу спустя годы и десятилетия после первичного опробирования.
Различия графологии и судебного почерковедения
Задачей графологии является определение отличительных характеристик почерка, оценка личностных особенностей человека.
Оценка признаков рассматривается как отличительные особенности письма: «Во время формирования почерка в движении письма формируются характерные черты пишущего со свойственными только ему признаками» (Müller und Enskat 1987: 13).
Задачей судебного почерковедения является определение отличительных черт почерка, регистрации для проверки подлинности вызывающих сомнения подписей, написанных от руки текстов, или чтобы определить состояние, в котором написан текст, например, имело ли место состояние алкогольного опьянения при составлении или разграничении сроков создания. При этом сомнительные рукописи сопоставляются с образцами для сравнения.
Оценка отличительных черт личности не значима. Но интересно знать двигательно-аналитические критерии, которые показывают на изменение письма, тем не менее, важно знать критерий анализа движения, который показывает изменение записи, обусловлены ли они внутренними или внешними письменными обстоятельствами.
Знание условий создания личного почерка (таким образом, и психологических условий), а также изменение почерка путем развития и специальные внешние или внутренние условия записи необходимы и применяются как для графологии, так и для судебно-почерковедческой экспертизы. Недостаточно обученные и неопытные «эксперты» обязательно потерпят неудачу, будь то рукописи для целей создания психологического профиля личности, так и с целью определения ее подлинности.
Пути графологии и судебной экспертизы почерка соприкасаются друг с другом, когда речь идет о вопросах: что есть почерк, как возникает, из-за чего может меняться? Дисциплины отличаются друг от друга в цели и в применении. Графология оценивает отличительные черты письма в свете психологической силы выражения, судебная экспертиза почерка сравнивает отличительные черты письма.
Примеры:
- Письмо написано в необычной спешке. Как графолог, так и компетентный почерковед должны спросить себя, идет ли речь об обычном выражении почерка того, кто пишет, или этот отрывок обусловлен особыми внешними обстоятельствами (напр., давят сроки), или имеются внутренние обстоятельства письма (напр., нервозность), и по этой причине текст был написан экстремально быстро.
Графолог может только заключить, что пишущий так же в других областях (не только при письме) чрезвычайно быстро может действовать и реагировать, даже слишком торопиться, в целом склонный к поспешности. Когда регистрируется необычная спешка во многих образцах почерка, то это определяется как обычное выражение письма. Если это граничит с моментальным состоянием (когда другие образцы были написаны медленнее), то специалист видит, как писавший реагирует под давлением времени, есть ли у него резервы или он уже выходит за пределы своих психо-жизненных границ.
Компетентный специалист по письму не может рассматривать составленное под давлением времени и, следовательно, необычно поспешно написанные тексты как ложные только потому, что в сравнении с написанными медленно игнорируют отдельные элементы движения.
- Как графолог так и почерковед знают почерки, которые показывают необычную волю к оформлению (они выглядят как нарисованные). Оба должны задаться вопросом, при всех ли обстоятельствах автор пишет подобным образом (графолог может тогда заключить, что это эстетическая потребность, если автор показывает то же самое и в сравнительных образцах) или имеется какая-либо причина такого письма? Обычно поводом может быть резюме, поздравительные открытки, завещания, т.к. требуют особого оформления. Компетентный специалист по письму ни в коем случае не должен видеть здесь признак фальши.
- Почерк может меняться, создавая необычно сильное впечатление на того, кто писал, и он переходит в необычайно эмоционально-окрашенное состояние. Литература показывает нам прекрасные примеры рукописей, написанные в состоянии аффекта (ярость, гнев). Тут может дойти до преувеличения, сильнейшего давления, спешки, высокого правового статуса. Графолог должен перепроверить, выражает ли себя пишущий в других письмах так же, только потом по праву может предполагать аффективный и агрессивный потенциал. Если такое происходит и, например, в письме речь идет об анонимном оскорбительном письме, однако сравнительные письма были написаны в спокойном психическом состоянии, тем не менее, может сопоставить авторство.
Есть ли сотрудничество с полицией, правосудием или другими органами власти?
Графологические анализы, как правило, едва привлекаются органами, но имеются отдельные примеры (процедуры развода и опеки, судопроизводство, профиль личности при анонимных письмах), их оценка всегда зависит от отдельных представителей власти в каждом конкретном органе.
В литературе, к примеру, существует «преступный профиль» о так называемых боевиках Варшавского гетто, Йозев Блоше, в произведении Герберта Шванса и Хельград Хецндрикс «СС-мужчина».
Экспертиза исследований письма, безусловно, часто запрашивается судами, если в деле играет роль документ, написанный от руки. Да и в случаях внесудебных вопросов или споров могут быть затребованы экспертные заключения, мнения или оценки адвокатов, частных детективов, компаний или частных лиц.
Может ли графология помочь в расследовании уголовных дел? Примеры?
Вклад графологии в самом узком смысле невидимо проходит через письменные экспертизы по вполне повседневным случаям, по заказу судов могут быть даны графологические знания о возможностях естественного изменения почерка (вследствие переживаний, эмоциональности, формирования силы воли) часто берутся во внимание, чтобы можно было правильно отделить от подделки.
Доцент из Ньрнберга и г-жа Гоземэркер (Gosemärker), например, имели отношение к некоторым частично политически окрашенным случаям жертв анонимных кляузных писем и в некоторых из их неформально просила полиция охарактеризовать неизвестного автора письма, чтобы помочь в дальнейших следственных действиях. И конечно, при этом выявление характера писавшего, как и предлагает графология, приветствуется.
В этом виде анализа («профилирование») также играют роль лингвистические критерии, такие, как объем, тип и употребление словарного запаса, которые позволяют осторожные заявления о социальном происхождении и образовании. Дополнительные данные, например, могут так же содержать структуру письма низкого социального уровня, которое у необразованных, скорее, пренебрегает и выглядит как запущенное или «своеобразное», в формировании которого имеют тенденцию ущемления социальных норм и которые задают свои собственные рамки и, следовательно, в дальнейшем могут содержаться в контексте.
В Википедии говорится, что нет никаких доказательств утвержденных связей между почерком и личностными особенностями. Поэтому сегодня графология считается псевдонаукой. Что вы на это скажете?
Свободная энциклопедия — это также свободный рынок объяснений и мнений. Известно, что серьезные доклады и представления о графологии регулярно удалялись и заменялись текстами, снижающими пользу и ценность графологии.
Истинные положения по научной ценности графологии были установлены гораздо раньше, графология в Европе представлена на международном уровне в различных университетах, различных специальностях, например, значится и преподается в Университетах: Санкт-Галлена и в Цюрихе (Швейцария), Урбино (Италия), Барселона (Испания), в Лейпциге (ФРГ), причем преподаются ее различные области, среди которых, например, в Урбино и в Барселоне предлагаются учебные программы по судебной графологии, в Лейпциге — по графологии медицины.
Анекдоты из работы
В своем большинстве, составление судебной экспертизы — довольно длительная работа, от поисков пригодных сравнительных материалов до их подачи. Очень редко происходят «спонтанные решения», такие как: в районном суде Граца был арестован подозреваемый. В акте прокуратуры Доцент Нюрнбергер нашла пометку «дело о задержании, срочное». Уполномоченные быстро появились в суде, случайно в течении минуты схватили письмо другого человека, который больше подходил к инкриминированному документу и сразу же сообщили присутствующему прокурору.
Также совершенно случайно этот человек был вызван в этот день на допрос, и уже через несколько минут признал свою вину по данному обвинению. Прокурор сердечно поблагодарил г-жу Нюрнбергер и даже извинилась за возникший служебный казус, т.к. составленная экспертиза из-за этого стала ненужной. Таким образом невинно арестованному был значительно сокращен срок предварительного заключения.
Др.Бранднеру было поручено проверить подлинность давнишнего завещания, написанного от руки. Несмотря на сильное совпадение общей картины с почерком завещательницы, были обнаружены детальные отклонения, которые говорили против идентичности. Также в лингвистическом плане было установлено, что завещательница как свой адрес, так и имя своего сына написала неверно. Среди сравнительных писем находились письма поощренной в завещании сестры. У нее был не только очень похожий почерк, но и так же неверно написанный адрес, как и в завещании.
«Никто не идеален» можно добавить к подделавшему дневники Гитлера 25 лет назад. Сама фальсификация обнаружилась в процессе, когда фальсификатор совершил совершенно четкую ошибку: в росчерке «f» в имени «Adolf» Гитлер всегда ставил «палочку» наискосок, в дневниках «палочка» была прямая.
Г-жа Харков вместе со своей коллегой много лет назад смогла способствовали общественному признанию графологии. Она предложила одному журналисту австрийского экономического журнала «Тренд» не только отвечать на его вопросы, но и разобрать образец почерка для примера. Тот одобрил и отправил почерк с данными возраста и пола неизвестного человека графологу.
Лишь при издании журнала «тайна» была раскрыта и «великий незнакомец» оказался тогдашним главным редактором и издателем тренда – Кристианом Райнером (Christian Rainer). В статье говорилось: «…Мы сделали тест. И были удивлены». Экспертиза прошла в редакции по кругу и вызвала реакцию недоумения редакторов: это он, каким мы видим его ежедневно, главный редактор и издатель…» Г-жа Харков еще раз связалась с журналистом, чтобы поблагодарить за позитивно изданную статью, и тут выяснялось, что корреспондент хотел издать критическую статью о графологии, однако взвешенные ответы эксперта и пробы на примере привели совершенно к иному результату. (Австрийский экономический журнал, trend, 7-8 / 98, Хольгер Руст, Черным по белому S. 122ff)
Список материалов:
- Дамасио A. Р. (1994) « Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг», Нью-Йорк: G. P. Putnam.
- Гроссман Мюррей (1998) «Исследования внутреннего пространства: когнитивные нейронауки на пороге 21 века», хроники внутренней медицины, том. 129, 3, Американский колледж врачей.
- Курка Фридрих (1948) «Твой Почерк-Твой Характер., Цюрих: Издательство Хелиода.
- Мей Хуй Тсенг (1991) «Различия в перцептивно-моторных показателях между хорошими и плохими писавшими, Бостон, Кандидатская Диссертация, Бостонский Университет.
- Мукеншнабель, В.Р. (1991) «Что говорит почерк. Введение в психологию письма с учебной части», Вена: Kremayr & Scheriau.
- Мюллер, В.Х. и А. Энскат (1987) «Графологическая диагностика, ее основы, возможности и границы», Берн/ Геттинген/ Торонто: Верлаг Ханс Хубер, 3-е издание.
- Пуэнте Балселлс, Марилуз и Франциско Виньялс Каррера (2010) «Графология и наука. Валидация со ста пятидесятью докторских диссертаций. Издательство UOC
- Шактер, Даниэль Л. (1996) «В поисках памяти: мозг, разум и прошлое”, Нью-Йорк: Основные книги.
- Шван, Хейберт; Хельград, Хейндрихс и и Иосиф Блёше (2003), «Человек СС — жизнь и смерть убийцы» при участии Розмари Геземаркер (графолог), д-р Томас Мюллер (криминальный психолог), д-р Майкл Остерхейдер (директор Вестфальского центра судебной психиатрии в Липпштадт, Северный Рейн Вестфалия). Издательство Дроемер
- Зейбт, Ангелика (1994) «Литературная психология, теории, результаты исследований, научно-теоретические основы», Мюнхен, Вена: Профиль.
- Валлнер – Джоос – Госемфркер (2006) «Основы и методы психологии письма», Нордерштедт: Books on Demand GmbH.
- Ван Ройх, Х.Х. и А.М.Хазелет (1997) «Графологическая оценка экстраверсии в сравнении с оценкой при помощи психологического теста», Перцептивные и двигательные навыки, номер 85: 919-928.
- Валлнер, Теут (2006) «Диагностика почерка с критической точки зрения», Прикладная графология и диагностика личности, журнал психологии письменности и смежных областей знаний, № 3, Проверено 18 декабря 2006.
© Brandner, Charkow, Gosemärker, Nürnberger (2013) Graphologie und Handschriftenvergleichung
Ссылка на оригинал статьи
Перевод с немецкого:
- Маргарита Бухарева,
- Ирина Бухарева, эксперт-графолог, руководитель Центра изучения почерка «Современная Графология»
Записаться на Консультацию
Записаться на Обучение
Графология как наука | PishiKrasivo.
ruЧто такое графология, на чем она основана и как это работает
Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук
Инесса Гольдберг, графолог, руководитель Графологического агентства и Школы Графоанализа Инессы Гольдберг
Графология – прочно зарекомендовавшая себя в Европе, Америке и Израиле технология психодиагностики. Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, личности пишущего. Научная графология основана на физиологических, психологических, психопатологических и других знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и богатом статистическом материале. Примечание: интересные эксперименты, подтвердившие связь мозга и почерка, были проведены с помощью гипноза, также – с помощью измерения процента алкоголя в крови пишущего.
Графология – наука или искусство?
Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого. Графология системна, основана на исследованиях, наблюдениях и изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды.
Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать теоретические предположения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где доказать теоретические утверждения и предлагаемые классификации личности весьма затруднительно. С точки зрения используемых понятий, графология использует терминологию ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Это возможно потому, что она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них. Конечно же, важно понимать, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова.
Несмотря на теоретическую базу, системность, обоснованность, таблицы и т. д., – полноценный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точного понимания различных сочетаний и нюансов признаков в почерке. Одного логического подхода недостаточно; требуется способность увидеть и сложить из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога требует длительной практики, чтобы, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять эти признаки между собой.
Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства! В частности, необходима немалая доля профессионального чутья, интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного значения, так как это зависит от сочетаний, выраженности явлений и т. д., – то необходим целостный подход. «Чистая математика» ошибется, так как в данном случае совокупность признаков может равняться иному, чем просто их сумма! Человеческая интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима здесь в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина – тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста, при этом может подвести. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений. В связи с указанными особенностями, до сих пор нет ни одной безошибочно работающей программы для анализа почерка.
Подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения (например, медицина, психология, некоторые прикладные дисциплины), анализ почерка практически не поддается компьютеризации. Несмотря на большой соблазн изобрести компьютерную программу для автоматического анализа почерка, пока качественная программа также нереальна, как и использование полиграфа без полиграфолога, или использование данных анализов, обследований и лечение без живого врача. Абсурдно полагаться на «опыт и интуицию» машины, оценивающей такие тонкие материи, как взаимосвязанные или противоречивые особенности личности лишь по произвольно введенным простым отдельным данным. Не говоря о составлении «на выходе» по-настоящему адекватного и последовательного анализа, а не бессмысленного набора цифр или противоречивых качеств, – будет просто непонятно, что с этим всем делать. Соблазн просто «написать программку» велик, но слишком многое, если не все, зависит от уровня квалификации, проницательности, понимания самого человека, обрабатывающего данные – нет гарантии, что программа не придет к недостоверным частично или даже полностью, выводам. Сейчас идет серьезная работа по созданию такой компьютерной системы, но это будет именно вспомогательная программа для опытных графологов. Она сможет здорово оптимизировать процесс анализа для специалиста, однако, ни в коем случае не дать «легкое решение», заменяющее эксперта.
Графология и судебно-почерковедческая экспертиза: в чем разница?
перейти к содержаниюПредыдущий
- Посмотреть увеличенное изображение
При поиске слова «эксперт по почерку» вы можете встретить термины «графология» и «криминалистический анализ почерка». Если вы не знакомы с отраслью, это может привести вас в замешательство. Эти две профессии очень разные, и если вы ищете кого-то, кто предложит сертифицированное мнение о подделке, это может привести к проблемам, если вы выберете не того человека для помощи. Вот различия между графологией и судебным анализом почерка, о которых вам следует знать.
Графология измеряет структуру и движение письменной формы – наклоны, углы и интервалы – и придает им психологическую интерпретацию.
Графология
Графология — это анализ физических характеристик и узоров почерка для оценки черт личности. Считается, что как только человек учится писать, он меняет формы и размеры в соответствии с индивидуальными симпатиями и антипатиями. Графология измеряет структуру и движение письменной формы — наклоны, углы и интервалы — и придает им психологическую интерпретацию.
Его можно использовать для оценки личности, и он использовался для:
- Вербовки: предположительно использовался, чтобы помочь выбрать лучших кандидатов.
- Корпоративное обучение: считается, что находит и выделяет сильные и слабые стороны персонала.
- Профориентация: для тех, кто хочет сменить направление.
- Оценка совместимости: для отношений, как личных, так и деловых.
Судебно-почерковедческая экспертиза
Для сравнения, судебная почерковедческая экспертиза — это наука, основанная на представлении о том, что два человека не могут написать одинаковый почерк. Это поможет решить задачи по судебно-медицинской экспертизе текстов и подписей. Судебный почерковед должен быть в состоянии определить, была ли подпись или фрагмент текста написаны одним человеком или разными людьми, и подтвердить подлинность подписи.
В то время как судебный почерковедческий анализ и графология анализируют наклоны, углы и интервалы письма, судебный почерковедческий аналитик также изучает стиль букв и цифр, темноту штрихов и форматирование слов и абзацев. Судебно-медицинские аналитики почерка также изучают различные образцы одного и того же человека, чтобы провести сравнение и сделать его максимально точным.
Некоторые виды судебно-медицинской экспертизы почерка включают идентификацию и проверку:
- Подделки
- Подписи
- Письма
- Юридические документы/контракты
- Медицинские записи
Судебный почерковед использует научные процессы и методы для изучения документа, а графолог — нет.
Большая разница
Когда дело доходит до графологии и судебно-медицинской экспертизы почерка, они оба считают, что каждый человек развивает индивидуальные характеристики, которые отличают наш почерк от чужого по мере того, как мы взрослеем и учимся. Но на этом большинство сходств заканчиваются. Самая большая разница между ними? Графология — это «наблюдательная наука», в то время как судебный анализ почерка является частью криминалистики.
Для графологии не существует жестких научных данных, описывающих точность результатов. В отличие от судебно-медицинской экспертизы почерка. Основная цель этого состоит в том, чтобы предоставить доказательства подозрительного документа с использованием научных процессов и методов. Из-за этого те, кто работает в этой области, должны иметь формальное образование, подготовку и сертификацию.
Помощь в поиске ответов
Если вы перепутаете графолога и судмедэксперта, вы можете попасть в беду, если не будете осторожны. Если вам нужно провести экспертизу документа на предмет изменений или выявить подделку подписи, я могу помочь.
Как специалист по судебной экспертизе документов и эксперт по почерку, я могу различать разные стили письма с помощью анализа почерка. Имея множество образцов почерка для сравнения, я могу проанализировать почерк и использовать свой опыт, чтобы определить, являются ли они поддельными, настоящими или каким-либо образом измененными. Хотя я даю бесплатную консультацию, я не юрист и не раздаю юридические консультации. Если вам нужна юридическая консультация, пожалуйста, найдите адвоката.
Запишитесь на бесплатную консультацию сегодня.
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуГрафология — RationalWiki
Из RationalWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Museográfica de Grafología de Agusto Vels
Графология или анализировать чей-либо почерк, что это возможно, чтобы оценить чей-то псевдонаучный анализ почерка.
Претензии включают в себя вынесение суждений о личности человека по его почерку или даже диагностирование болезни. Одно типичное утверждение состоит в том, что почерк интровертов наклонен влево, а экстравертов — вправо. Другие утверждения включают в себя то, что вы можете определить, говорит ли человек правду, ища определенные отступы в его письмах, или есть ли у человека романтический интерес к вам, по тому, насколько велики петли на его «P» и «R». . Ни одно из этих утверждений не подтверждается никакими научными исследованиями. Тем не менее, вы можете найти несколько книг, призванных рассказать вам все об этом предмете, в разделе «Новая эра» вашего местного книжного магазина, но опять же упоминать об этом, вероятно, излишне.
Несмотря на то, что это может быть подтверждено анекдотичными свидетельствами и отзывами, ни одно научно контролируемое исследование не доказало его эффективность. [1] [2] [3]
Содержание
- 1 Анализ подлинности почерка: графоанализ
- 2 Графология и научный метод
- 3 отзыва
- 4 Графотерапия
- 5 Внешние ссылки
- 6 Каталожные номера
Анализ законного почерка: графоанализ[править]
Анализ почерка (также называемый графоанализ ) также может относиться к законному методу судебно-медицинской экспертизы , используемому правоохранительными органами для определения того, соответствует ли почерк, обнаруженный на уличающей записке или письме, почерку подозреваемого (например, предсмертная записка, найденная у мертвого человека, была фактически написана этим человеком, а не подделана убийцей, чтобы скрыть убийство), на основе экспертных научных или технических знаний о вещах, начиная от типов бумаги и чернил на почерке и заканчивая знаниями. изменения почерка из-за усталости, стресса и других факторов, а также базовое понимание современных методов воспроизведения [4] . Это не имеет ничего общего с упомянутым выше woo.
Обратите внимание, что в некоторых языках графология и графоанализ могут иметь одно и то же название. В польском языке grafologia относится к обоим и обычно различается по контексту. Очевидно, что это облегчает навязывание людям соблазна, ложно представляя графологию как расширение графоанализа.
Графология и научный метод[править]
Графология сама по себе не следует научному методу. Графологи наблюдают закономерности в человеческом почерке и выдвигают гипотезы для их объяснения, но часто не могут сделать опровержимых и конкретных утверждений или оставляют себе лазейки (например, «Графология не всегда точна. Поведение и личность постоянно меняются. образцы для анализа в течение многих месяцев дадут больше информации о чертах личности»). Они используют одни и те же наблюдения для «проверки» своих гипотез. Затем они делают прогнозы, основанные на этих гипотезах, и именно здесь привлекаются ученые (не из сообщества графологов) и проводят двойные слепые исследования, которые довольно последовательно показывают, что графологи не делают точных прогнозов, часто обнаруживая, что их результаты не лучше, чем догадки или то, что могло следует выяснить из содержания образца письма. [1] Эти исследования максимально приближены к графологическим экспериментам. Воспроизводимость также затруднена, поскольку существуют различные конкурирующие школы и теории графологии (например, графоанализ , гештальт или символический анализ), которые не подтверждают и не критикуют друг друга для достижения консенсуса и не могут воспроизводить эксперименты друг друга, поскольку их методы такие разные. Графологи создали свои собственные журналы, поскольку основные рецензируемые журналы обычно не принимают их работы.
Отзывы[править]
См. основную статью на эту тему: Отзывы
Графологи часто указывают на неподтвержденные свидетельства и свидетельства людей, которые считают, что их оценка точна; однако это не является научным доказательством из-за возможности уловок холодного чтения и эффекта Форера. Кроме того, графология часто предназначена для обозначения определенных черт личности, таких как интроверсия и экстраверсия, которые должны определяться третьей стороной. Если графолог уже сказал вам, что вы интроверт, то, если вы затем заполните психологический опросник, чтобы определить, правда ли это, будет легко (даже непреднамеренно) дать ответы, соответствующие тому, что вам уже сказали. . Контролируемые исследования предназначены для того, чтобы избежать такого рода эффектов, и, как уже говорилось, они не подтверждают утверждения графологов.
Графотерапия[править]
Графотерапия — это процесс, при котором вы меняете свой почерк на письмо, которое выбранная вами школа графологии интерпретирует положительно, в надежде приобрести положительные качества, которые они ассоциируют с ним, такие как оптимизм. Это имеет тот же статус, что и остальная графология, с точки зрения отсутствия контролируемых исследований для получения доказательств.