Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу рекомендации

Особенности проявления тревожности у учащихся подросткового возраста

“… Воспитание детей – рискованное
дело,

ибо в случае удачи последняя приобретена

ценою большого труда и заботы, в случае же

неудачи – горе несравнимо ни с каким другим”.

Демокрит

Если задаться вопросом, какие психологические
проблемы наиболее актуальны для людей ХХ
столетия, то проблемы тревожности и порожденные
ею трудности наверняка займут одно из первых
мест. И в этом нет ничего удивительного. Все
больше людей живет в крупных городах, где человек
на каждом шагу вынужден вступать в контакт с
незнакомцами. Нагрузка на психику сейчас
несравнимо больше, чем раньше. В этом виноват и
сумасшедший темп жизни, и обилие информации, и
калейдоскоп событий и лиц, мелькающий перед
глазами любого, кто пройдется или проедется по
городским улицам, посмотрит телевизор и прочее и
прочее. Наши дети, естественно, делят с нами все
эти трудности. Особенно, если учесть, что со
второй половины 80-х годов в России произошли
политические и социально-экономические
изменения, приведшие к кризису. Время, особенно
кризисное, существенно влияет на психические
особенности людей.

Существует обширная литература, раскрывающая
влияние социально-экономических условий в
стране на жизнь подростков и юношей. Весь
материал этих публикаций свидетельствует, а
точнее, кричит о том, что жизнь подростков стала
совершенно иной по сравнению с жизнью подростков
докризисного периода, причем по самым различным
показателям (условия обучения в школе,
материальная база семьи, возможность
продолжения учебы после школы, возможность
реализовать мечту, быть здоровым и т.д.). Данных же
о том, каковы психические особенности подростков
кризисного времени явно не достаточно для
оказания им психологической помощи. Дефицит этой
информации связан и с конкретным временем, и с
конкретным местом жизни подростков. Оказывается,
что в условиях кризиса на разных его этапах
существуют совершенно различные проявления в
психологической жизни людей. Подростки 1993 года
уже существенно отличаются от подростков 2002
года, подростки, живущие в одном районе
Челябинска, отличаются от подростков, живущих в
другом районе.

Ссылаясь на исследования, можно отметить, что
наибольшую нагруженность проблемами имеют
подростки 13 лет, а также 12-летние. К 16-летнему
возрасту проблемная нагруженность ослабевает,
исключение составляет лишь область будущего. На
фоне общей проблемной озабоченности в каждом
возрасте есть те области проблем, которые
наиболее актуальны для конкретной возрастной
группы. Так , в 12 лет, кроме отношения к будущему,
остро переживаются взаимоотношения со
сверстниками и проблемы взаимоотношений с
родителями. В 13 и 14 лет проблема взаимоотношений
с родителями выступает на первое место по
сравнению с переживанием отношений со
сверстниками. Безусловно, новым фактором
является то, что уже в 12-13 лет возникает тревога в
связи с будущем. От того, как будет переживаться
подростковый кризисный этап ребенка в самом его
начале (11-12 лет) будет зависеть во многом его
дальнейшая жизнь.

Понимая, что для решения проблем (в частности:
проблема межличностного взаимоотношения)
подростков и оказания им психологической помощи
необходимо знать их психологические
особенности, мы начали лонгитюдное исследование,
направленное на изучение проблем подростков, тем
более, что новое время вносит существенные
коррективы в развитие взаимоотношений между
взрослыми и детьми, а также детей со своими
сверстниками (что в этом возрасте играет
огромную роль для дальнейшего гармонического
развития личности).

Перед проведением исследования мы выдвинули
гипотезу о том, что тревожность, связанная со
школьной жизнью, наиболее выражается у детей в
период начала подросткового возраста, заметно
снижается к его завершению при правильно
выбранном стиле воспитательного воздействия
педагогов, родителей и коррекционно-развивающих
занятий, проводимые психологом.

В исследовании принимали участие ученики 7а
класса (в последующих годах – 9а класса)
школы № 107 г. Челябинска, в количестве 13 человек.

Для выявления видов и уровней тревожности мы
применили “Тест школьной тревожности
Филлипса”.

Его особенностью и главным преимуществом перед
многочисленными опросниками, фиксирующими так
называемую “базовую” и “личностную”
тревожность, является его деятельностная
направленность. Он позволяет выявить уровень
тревожности младшего подростка в различных
школьных ситуациях, определить, в каких именно
сферах внутришкольных отношений локализуется
тревожность и какие конкретно формы принимает.
Это принципиально важная информация для
последующей консультативной и
психотерапевтической работы.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут
зачитываться школьникам, а могут предлагаться в
письменном виде. На каждый вопрос требуется
однозначно ответить “да” или “нет”.

При обработке результатов выделяются вопросы,
ответы на которые не совпадают с ключом теста.
Например, на 58 вопрос ребенок ответил “да”, в то
время как в ключе этому вопросу соответствует
“нет”. Ответы, несовпадающие с ключом,
регистрируют проявления тревожности.

При обработке подсчитываются:

во-первых, общее число несовпадений по всему
тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о
повышенной тревожности ребенка; если оно больше
75% от общего числа вопросов теста – о высокой
тревожности;

во-вторых, число несовпадений по каждому из 8
факторов тревожности, выделяемых в тесте.
Уровень тревожности определяется так же, как в
первом случае. Анализируя общее внутреннее
состояние школьника, во многом определяющееся
наличием тех или иных тревожных синдромов
(факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого
синдрома:

  1. Общая тревожность в школе – общее
    эмоциональное состояние ребенка, связанное с
    различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса –
    эмоциональное состояние ребенка, на фоне
    которого развиваются его социальные контакты
    (прежде всего со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении –
    неблагоприятный психический фон, не позволяющий
    ребенку развивать свои потребности в успехе,
    достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные
    эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных
    с необходимостью самораскрытия, предъявления
    себя другим, демонстрации своих способностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное
    отношение и переживание тревоги в ситуациях
    проверки, особенно публичной, знаний, достижений,
    возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
    – ориентация на значимых других в оценке своих
    результатов, поступков и мыслей, тревога по
    поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание
    негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость
    стрессу – особенности психологической
    организации, снижающие приспособляемость
    ребенка к ситуациям стрессогенного характера,
    повышающие вероятность неадекватного,
    деструктивного реагирования на тревожный фактор
    среды.
  8. Проблемы и страхи в отношении с учителями –
    общий негативный эмоциональный фон отношений со
    взрослыми в школе, снижающий успешность обучения
    ребенка.

Результаты исследования по тесту Филлипса
учеников 7а класса занесены в табл. 1 и 2 (См.
приложение 1). Из них видно, что показатели
тревожности распределены следующим образом:
самый большой процент очень высокой
тревожности
получился по шкале “Страх
проверки знаний”. Совершенно не вызывает
тревожности показатели шкал “Переживание
социального стресса” (54% по шкале повышенной
тревожности) и “Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу” (хотя по шкале
повышенной тревожности он составляет 69%).

Следующий уровень – повышенная тревожность.
По нему мы получили самый большой процент по
шкалам “Фрустрация потребности в достижении
успеха” (69%), “Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу (69%)”, “Проблемы и
страхи в отношении с учителями (69%)”, “Страх
самовыражения (61%)”.

Результаты повторного исследования тех же
учащихся 9а класса (через 2 года) сведены в
таблицы 3 и 4 (См. приложение 2). Из сравнительного
анализа данных этих таблиц можно заметить, что
практически совсем снизились показатели очень
высокой тревожности
по всем шкалам, кроме
шкалы “Страх ситуации проверки знаний” (22%).
Большой процент повышенной тревожности
остался по шкалам “Страх ситуации проверки
знаний” (66%) и “Страх не соответствовать
ожиданиям окружающих” (66%).

Таким образом, можно сделать вывод, что
показатели школьной тревожности имеют тенденцию
возрастать к началу подросткового возраста (12-13
лет), что может объясниться сложностью начала
кризисного периода, и постепенно снижаться к
концу подросткового возраста (14-15 лет). При
благоприятных условиях и психологической
поддержке со стороны социального окружения эти
дети будут испытывать эмоциональный комфорт.
Психика детей младшего подросткового возраста
еще пластична и открыта воздействию со стороны
взрослых (важно, чтобы оно было положительным).
Проведенная психокоррекционная работа повлияла
на изменение эмоциональной сферы детей в лучшую
сторону, а именно, произошло заметное снижение
высокой тревожности по всем шкалам.

Приложение 1.

Приложение 2.

urok.1sept.ru

Выявление подростковой тревожности в средней школе и пути его преодоления

Подготовка школьников к будущей практической деятельности
осуществляется во время обучения.

Получение образования является непременным требованием к
любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из наиболее
важных в педагогике и педагогической психологии.

Согласно программе обучения иностранным языкам в
общеобразовательной школе главной целью обучения является развитие личности
школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и
самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком на последующих
этапах обучения в школе и далее в вузе.

Во многих образовательных учреждениях изучаются пути
повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того,
чтобы сделать учебный материал удобным для успешного усвоения учащимися.
Методические изыскания направлены на поиск новых форм и методов активизации
процесса обучения и развития самостоятельности у учащихся. Одной из этих целей
является формирование познавательных интересов у школьников. В связи с этим
уровень учебной мотивации является одним из критериев эффективности
педагогического процесса.

Изучение детской тревожности на разных этапах жизни
необходимо для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы
школьника. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических проблем
учащихся, способствует снижению мотивации учения, приводит к нарушениям
развития.

Цель учителя – создание условий для разностороннего развития
личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания
человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью,
занимающего активную позицию по отношению к ней.

Ориентация на создание успеха у школьников необходима как
одно из условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания,
создания самой благоприятной психологической атмосферы для каждого ученика,
снижению школьной тревожности.

Радость успеха переживается школьником тогда, когда его
ожидания совпадают или превосходят предполагаемый результат. Если же успех
делается устойчивым, постоянным, то возникает цепная реакция, несущая
неисчерпаемый заряд духовной энергии, высвобождающая скрытые до поры широкие
возможности личности.

В процессе обучения школьников необходимо не только вооружить
их научными знаниями, умениями и навыками, дать им профессиональную подготовку,
но и обучить методам и приемам самостоятельной работы, то есть научить учиться
самостоятельно. Решение этой задачи является важным условием развития
самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. Оно будет
способствовать также повышению уровня образования и его развивающей роли и
снижению уровня тревожности.

При обучении иностранным языкам во всех классах главным
является формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению на
иностранном языке, которое осуществляется на основе овладения определенным
минимумом фонетического, лексического и грамматического материала. При этом
практическое владение языком вызывает необходимость достижения обучаемыми
уровня, который предполагает сформированность творческих умений. Становление
речевых навыков и умений является сложным и многоступенчатым процессом, а работа
по их формированию – очень трудоемкой.

В подростковом возрасте на деятельность учащихся оказывают
большое влияние потребности в самовыражении, в достижении цели, в повышении
своей значимости в глазах сверстников, в овладении интересной информацией.
Указанные потребности способствуют порождению внешних (социальных) и внутренних
(учебно-познавательных) мотивов, которые способны оказать сильное воздействие на
любую деятельность подростков. При овладении иноязычным говорением подростки
сначала проявляют интерес к нелингвистической увлекательной деятельности, в
процессе которой они могут проявить себя, утвердиться в глазах сверстников,
узнать много полезной информации, которая будет способствовать подключению
учащихся к лингвистической деятельности и вызову коммуникационно-познавательного
мотива. А.К.Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в
ходе самой учебной деятельности. Поэтому важно, как эта деятельность
осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной
устойчивой мотивации учебной деятельности, являются:


  • содержание учебного материала;

  • организация учебной деятельности;

  • коллективные формы учебной деятельности;

  • оценка учебной деятельности;

  • стиль педагогической деятельности учителей.

Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться
сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной
деятельности.

Следует отметить, что в учебном процессе возникают многие
трудности в формировании мотивации успеха у подростков. Одной из них является
тревожность, точнее, уровень тревожности. Отсюда следует, что одним из важных
условий является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у
учащихся среднего школьного возраста.

Проблема школьной тревожности занимает особое место в
образовательном процессе.

Для изучения уровня и характера тревожности в подростковом
возрасте была взята методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Учащимся четырех групп (одного пятого и трех седьмых классов) предлагался тест
из 58 вопросов; на каждый вопрос школьники должны были однозначно ответить “да”
или “нет”. При обработке результатов выделялись вопросы, ответы на которые не
совпадали с ключом теста. Например, на 58-й вопрос школьник ответил “да”, в то
время как в ключе этому вопросу соответствует ответ “нет”. Ответы, не
совпадающие с ключом – проявление тревожности.

Подсчитывались следующие параметры:

  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше
    50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если больше 75% от общего
    числа вопросов теста, это говорит о высокой тревожности.
  2. Число несовпадений по каждому из восьми факторов
    тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и
    в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние
    школьника, которое во многом определяется наличием тех или иных тревожных
    синдромов (факторов) и их количеством.

В качестве ведущих факторов тревожности выделялись такие, как
общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация
потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх результата проверки
знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Рассмотрим содержательные характеристики каждого фактора:

  1. Общая тревожность в школе – это общее эмоциональное
    состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса означают эмоциональное
    состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде
    всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха –
    неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои
    потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения означает негативные эмоциональные
    переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления
    себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и
    переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация
    на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по
    поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу –
    особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость
    ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность
    неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный характер среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий
    негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий
    успешность обучения ребенка.

В тестировании принимали участие четыре группы школьников
одного пятого и трех седьмых классов. Общее количество испытуемых составило 57
учеников.

При обработке результатов тестирования подсчитывались:

  1. Процент несовпадений ответов (“+” – Да, “–” – Нет) для
    каждого ученика по всему тесту в целом.
  2. Количество учеников каждой группы, показавших процент
    несовпадений по всему тесту:

    а) менее 50%;

    б) от 50% до 75%;

    в) более 75%.
  3. Процент несовпадений ответов для каждой группы по каждому
    из восьми факторов и по всему тесту в целом.

Количество испытуемых в первой группе учеников 5А класса
составило 14 человек. Из них:

– 9 человек показали процент несовпадений менее 50%;

– 5 человек показали процент несовпадений от 50% до 75%;

– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в первой группе составил 42,7%.
Этот результат говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых во второй группе учеников 7А класса
составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений во второй группе составил 46,1%,
что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в третьей группе учеников 7Б класса
составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;

– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;

– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 38,9%,
что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в четвертой группе учеников 7В класса
составило 19 человек. Из них:

– 15 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 3 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 1 человек показал процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 40,7%,
что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Теперь рассмотрим уровень тревожности в четырех группах по
отдельным факторам:

Таблица. Результаты исследования уровня тревожности по
отдельным факторам.












Факторы тревожности

% несовпадений

I группа

II группа 

III группа

IV группа

Общая тревожность в школе

48,4%

55,3%

40,2%

43,1%

Переживания социального стресса

35,1%

36,4%

41,7%

40,2%

Фрустрация потребности в достижении успеха

38,5%

39,7%

41,0%

39,3%

Страх самовыражения

60,7%

43,1%

31,9%

44,7%

Страх ситуации проверки знаний

60,7%

63,9%

40,3%

55,3%

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

45,7%

41,7%

50,0%

48,4%

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

25,7%

48,3%

33,3%

29,5%

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

46,4%

45,8%

45,8%

47,4%

Полученные результаты представлены на рис. 1.

Результаты исследования показали, что:

В первой группе учащихся уровень тревожности достаточно
низкий по всем факторам, кроме двух (страха самовыражения и страха ситуации
проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный (более 50%, но менее
75%).

Во второй группе учащихся уровень тревожности также
достаточно низкий по всем факторам, кроме двух (общей тревожности в школе и
страха ситуации проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный.

В третьей группе учащихся уровень тревожности достаточно
низкий по всем факторам, кроме одного (страха не соответствовать ожиданиям
окружающих), в котором уровень тревожности повышенный (50%).

В четвертой группе учащихся уровень тревожности достаточно
низкий по всем факторам, кроме одного (страха ситуации проверки знаний), в
котором уровень тревожности повышенный (55,3%).

Полученные данные позволили наметить направления работы с
этими детьми для снижения их уровня тревожности по соответствующим факторам.

Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к
возможным трудностям, препятствиям в достижении цели, позволяет мобилизовать
силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень
тревожн

urok.1sept.ru

Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ


(ФИЛИППСА)

          Эта методика поможет вам определить уровень и характер тре­вожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться детям или предъяв­ляться им в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить «Да» или «Нет».

         Перед началом работы детям предлагается следующая ИНСТРУКЦИЯ: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, помните, что здесь нет верных или неверных, хороших или Плохих ответов. Над вопросами Долго не задумывайтесь, отвечайте быстро. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы Согласны с утверждением, или знак «-», если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, как ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, чтобы кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать у доски?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о твоих оценках в школе?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что, как правило, тебя никто не выбирает?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих однокласс­ников не хочет делать то, то хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься, перед тем как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать отметки, которые ждут от тебя твои роди­тели? 18. Боишься ли ты временами, что тебе в классе станет дурно?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, что хорошо с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты, что все хорошо запомнил?

2З. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят в классе относится к тебе по-дру­жески?

25. Работаешь ли ты, более усердно, когда знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих однокласс­ников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из одноклассников, к кому ребята относятся с особенным вниманием?

31. Бывает ли, что ребята в классе говорят то, что тебя задевает?

32. Как ты считаешь, теряют ли расположение сверстников те из ребят, которые не справляются с учебой?

ЗЗ. Правда ли, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?.

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации школьных вечеров так же, как мамы других одноклассников?

37. Волнует ли тебя, что думают а тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься так же хорошо, как твои однокласс­ники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, кото­рых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учи­телем?

45. Высмеивают ли иногда одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?.

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совер­шенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь контрольную работу?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка знаний в школе?

53. Когда ты получаешь школьное задание, волнуешься ли ты, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе когда-нибудь, что твои одноклассники могут сделать  то, чего не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одно­классники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать се­годня контрольную работу?

57. Часто ли ты, выполняя задание, чувствуешь, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит решить задачу на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов  теста

         При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:

1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.

Факторы

1. Общая тревожность в школе отражает особенности эмоциональ­ного состояния ребенка, связанные с его участием в различных фор­мах Школьной жизни. Этому фактору соответствуют следующие но­мера вопросов теста: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого он общается со сверстниками. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 5, 10, 15, 20, 24, 30,33, 36, 39, 42, 44.

3. Блокирование потребности в достижении успеха, наличие Не­благоприятного фона, не позволяющего ребенку развивать свои по­требности в достижении успеха, получить высокий результат. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41,43.

4. Страх перед самовыражением — фактор отражает наличие нега­тивныx эмоциональных переживаний ситуаций, связанных с возмож­ностью и необходимостью самораскрытия, самопрезентации (предъяв­ления себя другим), демонстрации своих Возможностей. Этому фак­тору соответствуют следующие номера вопросов теста: 27, 31, 34, 37, 40, 45.

5. Страх ситуации проверки знании — демонстрирует наличие нега­тивных эмоциональных переживаний и наличие тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 2, 7, 12, 16, 21, 26.

6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих — фактор показывает степень ориентации на значимость мнения других при оцен­ке ребенком собственных достижений, поступков и мыслей, уровень тревожности в отношении оценок, даваемых окружающими, ожида­ние негативных оценок. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 3, 8, 13, 17, 22.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — отражает особенности психофизиологической организации, которые снижают приспособляемость ребенка к стрессовым ситуациям, повышают ве­роятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожа­щие особенности окружающей среды: 9, 14, 18, 23, 28.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — фактор демон­стрирует общий негативный эмоциональный фон, связанный с отно­шениями ребенка с учителями, снижающий способность ребенка к эффективному обучению. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47.

Ключ к тесту школьной тревожности Филиппса

         При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1.  Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной сложности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2.  Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.










Факторы

№  вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26,

28, 46, 47, 48, 49, 50, 51,

52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
? = 22

2. Переживание социального стресса

5,  10,  15, 20, 24,  30, 33,

36, 39, 42, 44
                   ? = 11

3. Фрустрация потребности

достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29,

32, 35, 38, 41,43
? = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45
? = 6

5. Страх ситуации проверки знаний                  

2, 7, 12, 16, 21, 26
? = 6

6. Страх несоответствовать

ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22
? = 5

7. Низкая физиологическая

сопротивляемость

9, 14,18, 23, 28
? = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41,44,47
? = 8

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ:



















1 —

19 —

37 —

55 —

2 —

20 +

38 +

56 —

3 —

21 —

39 +

57 —

4 —

22 +

40 —

58 —

5 —

23 —

41 +

 

6 —

24 +

42 —

 

7 —

25 +

43 +

 

8 —

26 —

44 +

 

9 —

27 —

45 —

 

10 —

28 —

46 —

 

11 +

29 —

47 —

 

12 —

30 +

48 —

 

13 —

31 —

49 —

 

14 —

32 —

50 —

 

15 —

33 —

51 —

 

16 —

34 —

52 —

 

17 —

35 +

53 —

 

18 —

36 +

54 —

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1)   Число несовпадений знаков («+» — Да, «-» — Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах:   < 50%; > 50% ; > 75%).

Для каждого респондента

2)  Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3)  Число несовпадений по каждому измерению для всего класса:

— абсолютное значение — < 50%; > 50 > 75%

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5)  Количество учащихся, имеющих несовпадений определенному фактору > 50% и > 75%  (для всех факторов).                                                                       

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

  1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2.  Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

  4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие  приспособляемость  ребенка  к  ситуациям стрессогенного   характера,   повышающие   вероятность неадекватного,   деструктивного   реагирования   на   тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями —общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.

iemcko.ru

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса « Психологические тесты

Шкалы: уровень тревожности; общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями

Назначение теста

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция к тесту

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Тестовый материал
  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Ключ к тесту

Ключ ко всему тексту

1 – 7 – 13 – 19 – 25 + 31 – 37 – 43 + 49 – 55 –
2 – 8 – 14 – 20 + 26 – 32 – 38 + 44 + 50 – 56 –
3 – 9 – 15 – 21 – 27 – 33 – 39 + 45 – 51 – 57 –
4 – 10 – 16 – 22 + 28 – 34 – 40 – 46 – 52 – 58 –
5 – 11 + 17 – 23 – 29 – 35 + 41 + 47 – 53 –
6 – 12 – 18 – 24 + 30 + 36 + 42 – 48 – 54 –

Ключ к шкалам

Факторы № Вопросов Сумма
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28; 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; 8
Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно:

  • больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка,
  • больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

vsetesti.ru