Общественная система – Социальная система — Википедия

Содержание

§ 2. Общественные системы и социальные отношения

Если социальное взаимодействие является устойчивым, регулярно воспроизводится в течение достаточно продолжительного времени, это означает, что мы имеем дело с общественной системой. Система вообще — это упорядоченное единство неких материальных или нематериальных объектов, взаимосвязанных между собой и представляющее собой единое целостное образование. В обществе функционирует множество различных общественных систем, состоящих из людей, связанных между собой устойчивым социальным взаимодействием. Это BOB — •се не обязательно должно быть объединением » множества индивидов», как определял общественные системы один из крупнейших социологов Т. Парсонс27, что очень часто воспроизводится и в отечественной социологической литературе. Общественная система может состоять и из двух—трех постоянно взаимодействующих между собой индивидов — семья, экипаж самолета и др. Общественными системами являются социальные группы и другие социальные общности: семья, класс, социальный слой, трудовой и учебный коллективы, нация и др. Другим типом общественных систем выступают организации — Производственные, хозяйственные, политические, добровольные объединения, различные государственные органы и т.д.

Управление в обществе осуществляется как раз главным образом в рамках или посредством систем этого типа — организаций. В любой организации есть управляющая и управляемая системы. Поскольку организация в целом выступает в качестве системы, они являются ее подсистемами. Социологический подход к анализу управляющей системы в той или иной организации предполагает выяснение того, насколько функциональными являются ее построение, взаимосвязи между образующими ее элементами и ее деятельность. Это значит — насколько названные аспекты управляющей системы соответствуют— той роли, которую должна выполнять организация, насколько данная ее подсистема обеспечивает нормальное и эффективное функционирование целого. Социальное взаимодействие, возникающее в процессе управленческой деятельности, о чем речь шла выше, складывается как раз между управляющей и управляемой подсистемами организации а также и внутри каждой из них. Социологический анализ этих взаимодействий с позиций системной методологии позволяет наиболее глубоко проникнуть в соответствующую реальность.

Исключительно большое значение для эффективности функционирования организации имеет слаженность ее управляющей системы, приверженность образующих ее людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, общим целям, наличие у них одинаковых — хотя бы в главном — представлений о своих задачах и путях обеспечения эффективной деятельности организации. В наибольшей мере все это проявляется в таком собрании единомышленников, которое принято называть командой. Хорошо подо ~ бранная команда, члены которой спаяны и в официальном, служебном плане взаимной ответственностью и конструктивным сотрудничеством, и неформальными узами взаимного доверия, является очень важным фактором эффективной деятельности организации в целом.

Очень часто устойчивым социальным взаимодействием оказываются связаны две или более организации. Таким образом возникает особого типа система, которая может быть названа меж организационной. На такие системы обычно не обращается внимание в социологической литературе, а между тем они занимают большое место в жизни и очень важны как раз в плане проблематики социологии управления. В большинстве случаев сущность меж организационной системы в том, что одна из организаций управляет другой (другими), как например, вышестоящий государственный орган — нижестоящим или фирма — «дочерним » самостоятельным предприятием.

Но бывает, что организации, образующие такую систему, не связаны отношениями подчиненности, между ними существует лишь функциональная связь. В качестве примера может служить связь между органами представительной и исполнительной власти (на федеральном, региональном или местном уровне). Это две самостоятельные организации, образующие единую систему — властную структуру соответствующего уровня. Они, естественно, связаны между собой множеством нитей, но ни одна из них не управляет другой. Бывают и другие разновидности меж организационных систем, т.е. с другими видами взаимодействий между их составными частями. Управление жизнедеятельностью всех таких разновидностей систем имеет совершенно иной характер по сравнению с системами, в которых одна (или несколько) из них находятся в подчинении у другой. Система управления здесь складывается на началах своеобразного паритетного взаимоучастия связанных таким образом организаций в виде некоей координирующей их деятельность системы, не пользующейся командными методами.

Наконец, можно выделить еще один тип имеющихся в общественной жизни систем — это такие, что состоят не из людей и их объединений, как рассмотренные выше, а из чисто духовных образований. Ими являются, например, науки или идеологические системы, представляющие собой строго упорядоченные совокупности идей, положений и т.п. Некоторые из таких систем, например, существующие в определенной общественной среде системы моральных представлений или культурных ценностей имеют прямое отношение к управлению общественной жизнью. Но на их рассмотрении вместе с некоторыми другими, близкими к ним явлениям придется остановиться специально.

Пока же следует рассмотреть очень важный аспект функционирования общественных систем, являющихся объединениями людей. Суть его в том, что устойчивые социальные взаимодействия, объединяющие людей в ту или иную систему, формируют такие существенные связи между ними, которые называются общественными отношениями. Не — редко в литературе их именуют социальными отношениями, но такая терминология представляется неточной: социальные являются лишь одним из типов более широкого множества, охватывающего разные по своей сущности общественные отношения — в зависимости от типа Систем, в которых они складываются. Общественные отношения между людьми возникают и в экономике — по поводу средств производства и их использования в производственно — трудовой деятельности. Они и называются экономическими отношениями. Складывающиеся в политических системах отношения по поводу власти являются политическими. Особым типом являются духовные отношения.

В одном ряду с названными может быть выделен еще один тип общественных отношений, которые и следует называть социальны — ми. Социальные отношения в качестве особого типа выделяются не — редко в социологической литературе28 (хотя и не всегда). Но по вопросу о том, в чем их суть и специфика, существуют разные взгляды. Иногда их определяют как отношения между классами и другими социальными группами. Однако это представляется неточным, хотя бы уже потому, что и другие типы общественных отношений — экономические, политические — складываются между теми же субъектами; и в то же время не только между ними, как и социальные, а и между той или иной социальной общностью или даже обществом в целом и личностью, да и между самими индивидами. Ко всему прочему упомянутый подход не позволяет » выйти » на такую разновидность социальных отношений, как отношения социально —трудовые, представляющие для нас особенно большой интерес.

Специфика социальных отношений, отличающая их от других типов общественных отношений, может быть выявлена, очевидно, не по субъектам (которые, как видно, могут быть теми же самыми в общественных отношениях разных типов), а по объекту — по поводу чего они складываются. Именно по такому основанию выявляется отмеченная выше специфика и экономических, и политических отношений. Из имеющихся в социологической литературе наиболее приближающейся к выявлению сущности данного феномена представляется трактовка социальных отношений как возникающих «из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей»

29.

Действительно, когда в повседневной практике мы говорим о социальных проблемах, их нерешенности или путях решения и т.д., прежде всего имеются в виду создаваемые обществом возможности для получения людьми источников средств к существованию, медицинской помощи, образования, здоровой среды обитания и других благ. Все это и многое другое необходимо людям для удовлетворения их жизненных потребностей. По поводу возможностей получения таких благ, ценностей и складываются отношения между личностью и обществом либо каким — то социальным сообществом меньшего масштаба, например, трудовым коллективом. Человек стремится получить от соответствующей социальной среды нужные ему блага. Если человеческое сообщество идет навстречу его желаниям и требованиям, тогда между ними возникает социальное отношение позитивного взаимодействия. В свою очередь, социальная среда тоже стремится получить от этого человека некие ценности — формирование у него таких социально — ценных качеств, как трудолюбие, законопослушность, дисциплинированность, ответственность и т.п., и их практическое воплощение в жизнедеятельности. Если это достигается, то между людьми и социальной средой, дающей ему желаемые блага, складываются социальные отношения конструктивного сотрудничества. Если же названные субъекты социального взаимодействия не получают друг от друга желаемых благ, отношения между ними принимают конфликтный характер.

Социальные отношения проявляются в разных видах. Но в любом случае они складываются на основе стремлений людей к получению различных необходимых им благ, ценностей. В конечном же счете соответствующее стремление вызывается потребностями людей, которые, как говорится, являются определяющими факторами человеческой деятельности. В то же время в основе этих отношений во многих случаях лежит стремление общественных структур к обеспечению потребностей общества. Таким образом, учитывая все рассмотренные моменты, представляется наиболее точным определить

социальные отношения как отношения между людьми и их объединениями по поводу обеспечения личных и общественных потребностей, а также по поводу социального статуса субъектов взаимодействия, который создает определение ими своих потребностей. Социальные отношения складываются и между индивидами, и между ними и общественными структурами разных масштабов вплоть до общества в целом.

Разновидностью социальных отношений, являются те из них, которые складываются в сфере труда и потому называются социально—трудовыми. Они связаны с обеспечением общественных и личных Потребностей, касающихся использования труда, и возникают как между индивидами, выступающими в роли работников (в том числе Потенциальных), так и между ними и различными общественными структурами: предприятиями и другими организациями как носителями функций работодателя, их службами и должностными лицами, учреждениями профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, службами занятости и трудоустройства, государственными и муниципальными органами, выступающими в роли учреждений, выполняющих функции, связанные с занятостью и трудоустройством, с обществом в целом, поскольку оно также призвано выполнять эти функции.

Социальные отношения, в том числе социально—трудовые, выступают важным объектом управления со стороны государства, органов Местного самоуправления, профсоюзов и других управленческих Структур. Смысл управления социальными отношениями заключается в их оптимизации, т.е. в создании более благоприятных условий для удовлетворения людьми их разнообразных жизненных потребностей, для формирования у них позитивных социальных качеств, служащих обеспечению общественных потребностей, для уменьшения оснований конфликтности и усиления конструктивного сотрудничества между субъектами социальных взаимодействий.

Общественные отношения, в том числе и социальные, включая Социально — трудовые отношения, находят свое практическое воплощение в множестве различных явлений и процессов, из которых и складывается жизнедеятельность систем, относящихся к соответствующей сфере общественной жизни. Экономические отношения находят выражение в различных действиях по производству материальных и нематериальных благ, в налаживании делового партнерства между субъектами производственной деятельности, в усилиях по снижению затрат и повышению конкурентоспособности производства и т.д. Политические отношения — в деятельности политических организаций, формировании органов власти, в ее поддержке или борьбе с ней и т.д. Духовные — в поддержании и изменении духовных традиций, в выработке новых представлений и концепций, в борьбе идей и т.д. Наиболее интересные для нас — социальные отношения — проявляются в формировании и жизнедеятельности социальных общностей и организаций, в изменениях статуса людей в рамках этих социальных образований, в создании тех или иных возможностей для удовлетворения их жизненных потребностей, в формировании социальных качеств людей.

Явления и процессы, в которых проявляются общественные отношения, также выступают объектами управления. И управление такими явлениями и процессами, как и воплощающимися в них общественными отношениями, оказывается тем более эффективным, чем полнее субъектом управления выявляется природа и особенности тех объектов — общественных явлений, процессов, отношений, — на которые он оказывает воздействие.

В самой управленческой деятельности тоже складываются определенные отношения — между лицами и организационными структурами, осуществляющими соответствующие функции, и теми, кем они управляют. Эти управленческие отношения в литературе квалифицируются по — разному. Иногда как самостоятельный тип общественных отношений, однопорядковый с экономическими, политическими, социальными, духовными. Однако представляется более правильным считать управленческие отношения разновидностью социальных. Они, как любые социальные, складываются по поводу социального статуса, который различен у управляющих и управляемых, и стремления к получению благ, ценностей, необходимых индивидам и общественным структурам для удовлетворения их потребностей. Деятельность, проявляющаяся в управленческих отношениях, как раз способствует — в меру своей эффективности — получению разнообразных благ, необходимых обществу либо гражданам или каким-то их объединениям. Какими оказываются эти блага

— зависит от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление — в производстве (товары и услуги), в организации работы учреждений образования (повышение знаний учащихся), науки (новые знания и технологии), здравоохранения (сохранение и восстановление здоровья), охраны общественного порядка (безопасность граждан и общества) и т.д.

Итак, рассматриваемая с социологической точки зрения общественная жизнь представляет собой совокупность большого числа общественных систем, различных по природе и масштабам. Индивиды, образующие эти системы, находятся во взаимодействии друг с другом и спаяны различными общественными отношениями. И сами общественные системы находятся во взаимодействии друг с другом и связаны общественными отношениями. Одним из видов таких от — ношении являются управленческие отношения.

studfile.net

2. Общество как социальная система, его структура и основные элементы.

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его как социальную систему и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Теория социальных систем зарождается в начале 1950-х годов и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов — Толкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Они могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структурный функционализм— подход, которыйрассматривает общество как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует в связи со всеми другими частями системы. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с точки зрения того, насколько они функциональны или дисфункциональны для поддержания социальной системы.

Парсонс разработал общую теорию социальных систем, пытаясь нащупать пути интеграции социологической теории с разработками в биологии, психологии, экономической и политической теории. Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются 4 условия, т.е. каждая социальная система имеет четыре подсистемы, соответствующие четырем основным функциям, а именно — адаптации (А), достижению цели (G), интеграции (I) и поддержанию образцов или латентности (L). Парсонсом была разработана универсальная схема структурно-функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня (от индивидуального действия и малой группы до социального института и общества в целом).

Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основных подсистемы:

Экономическая подсистема: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, система финансов, кредитная, банковская система. Цель подсистемы – адаптация людей к окружающей среде, обеспечивая средствами к существованию.

Политическая подсистема: политическое устройство, режим правления, система власти, наличие политических прав и свобод, партийная система. Цель – объединить людей для достижения общественно значимых целей, обеспечивая координацию их действий; механизм принятия решений и управление деятельностью людей.

Социальная подсистема: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и профессиональная структура, социально-демографические характеристики (соотношение мужчин и женщин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение жизни). Цель – интеграция, поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами.

Социокультурная подсистема: образование, искусство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности системы, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, но взаимодействуя друг с другом, образуют вполне определенные структурные компоненты общества.Основными из таких компонентов являются следующие:

1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;

2) социальные статусы, занимаемые людьми в обществе Социальный статус – это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определённых прав и обязанностей. Термин «социальный статус» введен в социологию в середине 30-х годов ХХ века Робертом Линтоном, до этого этот термин использовался для определения экономического положения человека в обществе. В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый генеральный статус – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, т.е дифференцирующим данное общество. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, услуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» статусы. Предписанный статус приобретается от рождения. Это национальность (русский, казах и т.д.), социальное происхождение (из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, одессит и т.д.). Достигаемые же статусы приобретаются в течение всей последующей жизни, например, образование, квалификация и т.д. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж — это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций. Таким образом, категория социального статуса характеризует социальное значение человека в аспекте его социальных функций, прав и обязанностей. Динамическим дополнением этой статической категории служит понятие социальной роли – поведенческой характеристики человека, в том числе и его личностных черт;

3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами.Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе. Понятие «социальная роль» было выработано в начале ХХ века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Шибутани, Р. Линтон и др.).

Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятие социальной роли и игры отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, «ролевая теория» неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма. Социальная роль распадается на ролевые ожидания, то, что согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Система социальных ролей снижает общий уровень тревожности в обществе, делая поведения обладателя той или иной социальной роли типическим, предсказуемым, ожидаемым. Как правило, индивид нервничает в незнакомой обстановке, когда не знает, чего ожидать от окружающих и каким образом вести себя самому, то есть, какую социальную роль представлять, «разыгрывать». Так же система социальных ролей позволяет эффективно контролировать поведение человека, отслеживая и наказывая его за отклонение от общепринятых ожиданий. Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая система социальных санкций – от порицания, осуждения, бойкота до насильственного пресечения и изоляции индивида.

Социальная роль – более узкое понятие, чем статус, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли – перед подчиненными, в третьей – как отец. Везде он остается директором завода – в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал всю совокупность ролей, вытекающих из данного статуса,ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами и исполняет при этом бесконечное множество ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми.;

4) социальная структура, включающая в себя социальные страты(рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иныеобщности;

5) социальные взаимодействиялюдей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;

6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

studfile.net

ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество

Общество является системой.

Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.

Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит  из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся  элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.

Общество – динамическая система

Вспомним значение слова « динамический».  Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.

Общество —  динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Сферы общественной жизниОпределениеЭлементы сферы общественной жизни
Экономическаясоздание материальных благ , производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства.экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты
Политическаявключает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных , политических организация.политические институты, политические организации,политическая идеология,политическая культура
Социальная внутреннее  устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие.социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы
Духовнаявключает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства.духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности

 

Признаки общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов),
  • саморазвивающаяся система (способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей) ,
  • состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов,
  • открытость,
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе) .
  • Пути развития общества:
  • прогресс-регресс,
  • эволюция, революция, реформа.
Тенденции развития сфер общественной жизни:
  • дифференциация,
  • интеграция.

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам  узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

  1. Более сложным является второй тип задания, когда необходимо , проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.

Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы  Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

obschestvoznanie-ege.ru

Социальные системы и их структура

Социальная структура российского общества

Несмотря на то, что общество является сложной социальной системой, оно состоит из относительно самостоятельных частей. Такие понятия как «социальная структура» и «социальная система» имеют между собой тесную связь.

Социальная система представлена социальными явлениями и процессами. Между собой они имеют связи и образуют целостный социальный объект. Являясь частью социальной системы, социальная структура объединяет социальный состав и социальные связи.

Элементы социального состава образуют социальную структуру. Набор связей этих элементов образуют второй её компонент. Социальная структура представляет собой устойчивую связь элементов в социальной системе и означает деление общества на группы.

Эти группы по их социальному положению и по отношению к способу производства различны. Классы, группы, например, этнические, профессиональные, социально-территориальные общности – город, село, являются основными элементами социальной структуры. Эти элементы имеют свои подсистемы и связи.

В структуре отражены особенности социальных отношений классов и групп. Эти отношения определяются их местом и ролью.

Российская социальная структура общества состоит из пяти основных слоев:

  1. Правящая элита и крупные бизнесмены относятся к высшему слою. Их финансовая независимость обеспечена. Представителями «верхушки» является малая часть граждан России;
  2. Зарождающаяся прослойка находится между элитой и средним классом. К ним относятся мелкие и средние предприниматели, менеджеры и собственники, сюда же относится и мелкая буржуазия.
  3. Самым большим слоем в социальной структуре России является очень разношерстный базовый слой. В результате, их сложно между собой объединить. Базовый слой представлен интеллигенцией, высококвалифицированными рабочими, крестьянами. Среди них есть люди, имеющие высшее образование и профессионалы без образования, но с огромным опытом работы. Объединяет их стремление сохранить свои позиции.
  4. В социальной структуре имеет место и низший очень пестрый слой – это рабочие с низкой квалификацией, беженцы и переселенцы. Их доходы на уровне прожиточного минимума. Как показывает статистика базовый, и низший слой являются основной частью российского общества и представляют так называемый «народ».
  5. Есть в социальной структуре общества представители так называемого «социального дна». Данную категорию граждан ряд исследователей не включает в общую схему, но они тоже часть российского общества – это наркоманы, проститутки, бомжи, алкоголики, сутенеры, представители криминальной среды. Это «дно» изолировано от остальных классов. Оказавшегося в подобной среде человека порой изменить невозможно. «Социальное дно» существует во всех странах мира и имеет схожие взгляды на жизнь.

Таким образом, социальная структура является своеобразным каркасом всей системы общественных отношений, организующих общественную жизнь. Многообразие социальных слоев общества изучает теория социальной стратификации.

Понятие «социальная система»

Определение 1

Под социальной системой понимается способ организации жизни какого-либо коллектива на базе их социальных ролей. Она появляется как объединение частей системы в целое при помощи норм и ценностей.

Её можно представить как иерархическую структуру уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера. Поведение индивида, как члена какой-либо группы, описывается на каждом уровне этой иерархической пирамиды.

Американский социолог Т. Парсонс в своей работе «Социальная система» разработал её проблемы, рассматривая общество в целом.

Самосохранение является механизмом социальной системы, которая стремится к поддержанию равновесия, а значит, появляется проблема социального контроля. Контроль определяется как процесс, который оказывает противодействие социальным отклонениям системы.

Вместе с процессами социализации контроль обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Происходит это через усвоение личностью норм, ценностей, культурного наследия, т.е. через интериоризацию.

Общество развивается, условия социума постоянно меняются, поэтому личность должна уметь адаптироваться к новым условиям.

Интериоризация состоит из трех этапов:

  1. индивидуализация, что по теории Л. Выготского является ближайшей зоной развития ребенка;
  2. интимизация, когда происходит смена «Мы» на «Я», т.е. идет осознание себя;
  3. кристаллизация личности – это этап отдачи переработанного знания, опыта, информации.

Процесс социализации и формы социального контроля не могут обойтись без определяющей роли культуры. Она является отражателем характера взаимодействий индивидов и групп.

Замечание 1

Социальная система, таким образом, это есть не что иное, как продукт и особый вид взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений. Социальные системы являются структурными элементами социальной реальности.

Социальная система и её структура

Система представляет собой явление или процесс, который состоит из совокупности элементов. Элементы образуют единое целое и находятся во взаимодействии друг с другом и способны изменять свою структуру.

Для любой системы характерным чертами является целостность и интеграция. Целостность обозначает объективную форму существования явления. Интеграция фиксирует процесс и механизм объединения его частей.

Суммы входящих частей будут меньше целого, это означает, что каждое целое имеет новые качества механически не сводимые к сумме его элементов. Обозначаются эти новые качества как системные и интегральные.

Среди элементов социальной системы могут быть идеальные и случайные.

Основой социальной системы является та или иная общность людей, а люди – это элементы социальной системы. Деятельность людей не изолирована, а происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. В результате этого взаимодействия на индивида оказывается систематическое воздействие, точно так же, как и он воздействует на других людей и на социальную среду.

Таким образом, общность людей становится социальной системой и обладает качествами, которых нет в отдельности ни у одного включенного в неё элемента.

Индивиды с определенными социальными позициями и определенными социальными функциями в соответствии с нормами и ценностями данной социальной системы, образуют её структуру.

Замечание 2

«Социальная структура» не имеет общепринятого определения. В разных работах это понятие определяется как «организация отношений», «образец поведения», «отношение между группами и индивидами» и др., что совершенно не противоречит, а дополняет друг друга и дает интегральное представление о свойствах и элементах социальной структуры.

Социальная структура имеет свои виды:

  • идеальная, связывающая воедино воображения, убеждения, верования;
  • нормативная, включающая социальные роли, ценности, нормы;
  • организационная, определяющая взаимосвязи позиций или статусов;
  • случайная, в составе которой находятся элементы, имеющиеся в данный момент в наличии и включенные в её функционирование.

Как единое целое рассматривается организационная и нормативная структуры, а их элементы как стратегические.

Идеальная и случайная структуры вместе с их элементами могут вызвать как позитивные, так и негативные отклонения в поведении социальной структуры как единого целого. Следствием будет рассогласование во взаимодействии различных структур и дисфункциональное расстройство этой системы.

Структура социальной системы обладает собственной детерминированностью. Закономерности развития и функционирования социальной системы могут иметь позитивные или негативные для данного общества социально значимые последствия.

spravochnick.ru

определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.

Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Основные признаки: 1)имя, 2) культура, 3) язык, 4) история, 5) способность к самопроизводству, 6)свойство быть самой крупной единицей социальной реальности, 7) способность к саморегуляции, 8) устойчивость, 9) наличие территории (и государства), 10) наличие внутренней дифференциации.

Подсистемы: 1) экономическая (производство, услуги, зарплата и т.д.),

2) социальная (профессия, демография, территория и т.д.), 3) политическая (органы управления, партии, режимы), 4) социокультурная (наука, религия, СМИ, искусство и т.д.)

8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.

Основные принципы системного подхода:

• Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

• Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

• Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

• Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

• Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Функциональный (упор на динамические изменения)

Детерминистский (общество определяет поведение индивида по доминирующей сфере)

Индивидуалистический (отдельные личности определяют «лицо» общества)

9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.

В современном обществознании существуют несколько типологий обществ.

Тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов.

Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.

1.В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества :

Дописьменные

письменные.

2.По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют

простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно

сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д.

3.По степени социальной мобильности

открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения

закрытые, где данные признаки отсутствуют.

По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ формационный и цивилизационный.

Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация — это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций:

1) первобытная;2) рабовладельческая;3) феодальная;4) капиталистическая;5) коммунистическая (1-я стадия — социализм).

Беларусь не имеет технологическую базу и экономическую структуру постиндустриального общества, а социальная структура, близкая к структуре постиндустриального общества. Экономика в Белоруссии строится на принципах социально-ориентированной, рыночной модели

Беларусь имеет уникальную модель экономики. Она опережает Литву, Латвию и Эстонию. ВВП в 5 раз выше, чем в Литве. Беларусь — страна кранов. В ней дается много бесплатного жилья нуждающимся (муниципальная собственность). В Вузы поступают много желающих. После окончания гарантируется работа. Зарплата у работающих составляет 600-650 долларов, выше чем в Литве. В стране имеется большой социальный пакет: пионерские лагеря, санатории, и почти бесплатные столовые. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров. Жители могут свободно уезжать из страны, но не делают этого. В Беларуси плохо жить тем, кто хочет быстро сделать деньги. В Беларуси пьют меньше, чем в соседних странах. В армии высокая дисциплина. Промышленность страны постоянно производит модернизацию устаревающих вооружений своими силами.

studfile.net

3.3. Общество как система. Социология [Краткий курс]

3.3. Общество как система

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент — культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее — организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

удовлетворение новых потребностей людей;

расширение представление людей о природе и обществе;

появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме — многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (лат. integratia — восстановление целого, объединение частей).

Интеграция — это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

наличие отдельных частей;

наличие связей между частями;

наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

взаимодействие с окружающей средой — природой.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество — открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Интегративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Общество как социальная система

Особенности общества как системы

Сложность определения такого явления, как общество, приводит к необходимости рассмотрения его как социальной системы и применения системного подхода к его изучению.

Основные подсистемы общества

В социологии принято выделять четыре основные подсистемы функционирования и развития общества как единой и целостной системы:

  1. Экономическая подсистема, которая включает в себя процессы производства, распределения, перемещения, обмена на рынке, экономического стимулирования. Целью данной подсистемы является успешная адаптация людей к окружающей их среде, путем обеспечения их средствами к существованию.
  2. Политическая подсистема, включающая в себя политическое устройство, определенный режим правления, систему власти, наличие и соблюдение политических прав и свобод граждан, партийную систему. Целью данной подсистемы является объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей, обеспечивающее координацию и централизацию их действий.
  3. Социальная подсистема, элементами которой являются социальная и национальная структура общества, его территориальные и профессиональные особенности, социально-демографические характеристики. Цель существования данной подсистемы заключается в поддержании устойчивых связей между различными элементами общества и существующими в нем социальными группами.
  4. Социокультурная подсистема, компонентами которой являются образование, искусство, культура мораль, религия, наука. Цель ее состоит в поддержании стабильного состояния системы, путем обеспечения передачи от поколения к поколению принятых в обществе форм и способов деятельности, норм, правил и ценностей.

Структурные компоненты общества

Замечание 1

В процессе осуществления активной деятельности члены общества включаются в одну или несколько подсистем одновременно, при этом они тесно взаимодействуют друг с другом и образуют структурные компоненты общества.

Можно выделит следующие основные структурные компоненты:

  • общество характеризуется множеством индивидов, которые являются неповторимыми личностями;
  • социальные статусы, приобретенные и занимаемые людьми в данном обществе;
  • социальные роли, которые выполняют члены общества в соответствии с приобретенными социальными статусами.

Определение 1

Социальная роль – это ожидаемое от индивида поведение, которое ассоциируется с имеющимся у него социальным статусом и является типичным для представителей имеющегося статуса в данном обществе.

В качестве основных социальных ролей можно выделить следующие:

  1. семейно-бытовые;
  2. профессиональные;
  3. общественно-политические роли.

Именно благодаря успешному освоению и применению в жизни социальных ролей членами общества возможно эффективное функционирование общества в целом.

  • социальная структура общества, которая включает в себя различные социальные страты, например, рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие, а также различные территориальные, этнические, национальные и иные общности людей;
  • социальные взаимодействия членов общества, которые обладают определенными социальными статусами и социальными ролями, принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям. С помощью активного взаимодействия членов общества происходит постоянный обмен опытом и знаниями между поколениями;
  • различные социальные институты и организации, которые придают обществу целостность и устойчивость существования, такие как: семья, школа, государство, церковь.

spravochnick.ru