Обучение в психологии это определение: Обучение это

Психология обучения и воспитания

Понятие психологии обучения

Психологию обучения можно отнести к наиболее развитым и интенсивно развивающимся отраслям педагогической психологии, имеющей собственные задачи, которые по традиции разрабатываются с помощью специальных исследований. Одна из центральных задач психологии обучения в качестве части педагогической психологии представлена изучением механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков. Наука отвечает на вопрос, как усваивается информация и как происходит ее превращение в личностное приобретение в виде знаний, каким образом у человека происходит формирование и развитие умений и навыков? Подобные вопросы и понятия обладают принципиальным значением для образовательной практики, что специально исследуется психологией обучения.

Замечание 1

Механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков в большей степени зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или учеников. По этой причине задача исследований структуры данных различий по традиции считается главнейшей проблемой психологии обучения.

Задачи психологии обучения

Психология обучения рассматривает механизмы и законы развития когнитивных функций в ходе обучения. Как научный, так и практический интерес представляют проблемы влияния учебной деятельности на интеллект и креативность, развития в образовании мышления, памяти, внимания и прочих когнитивных функций, которое чаще всего рассматривают в качестве гарантии успеха в дальнейшем обучении. По этой причине овладение механизмом и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности представляет собой важную проблему образовательной практики и предмет внимания педагогической психологии. С общественной позиции наиболее желательной является тенденция к постепенной трансформации развития личности в образовании в процесс саморазвития, поэтому задача исследования механизмов и законов этой трансформации может являться одной из самых важных в психологии обучения.

Исследование связи особенностей психического развития личности и целей, характера содержания, форм организации, методов и средств образовательной деятельности также включено в интересы педагогической психологии. Сам процесс разработки содержания, методов и средств включен в традиционные задачи педагогической психологии и педагогики, при этом отклик в психике ребенка, который получают рассматриваемые усилия, в полной степени исследует лишь педагогическая психология. Одна из базовых задач педагогической психологии состоит в мотивации учения, поскольку, не зная мотивы учебной деятельности, совокупность рассуждений о возможности освоения природы учения не имеет смысла. Для педагогической психологии всегда имели большое значение вопросы о возможности целенаправленного формирования мотивации учения, воздействии на мотивацию учебной деятельности учащихся. Данная проблема по большей части соприкасается с проблематикой психологии воспитания.

Задачи и особенности психологии воспитания

Определение 1

Психология воспитания — автономный раздел педагогической психологии, призванный изучать самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы.

Эти вопросы касаются функционирования механизма социально-культурного развития личности в среде образования, закономерностей, которым подчинено психосоциальное развитие учащихся. Самым важным для этого раздела является вопрос о законах формирования нравственно-эстетических идеалов личности. Также важность представляют вопрос и о влиянии образовательной среды на формирование мировоззрения, о формировании и действии механизмов становления «Я-концепции» личности в практике образования индивида. Решение подобных задач значительно детерминировано возрастными и индивидуальными различиями. И если на начальном этапе своего развития педагогической психологией исследовалось действие этих механизмов и законов только в отношении детского возраста, то в последнее время все больший интерес специалисты проявляют к характеру течения этих процессов у взрослых людей. Не менее важной для психологического воспитания считается задача по определению связи уровней интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учащихся.

Проблема существования закономерных связей между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности, интересовала не только психологов, но и педагогов и специалистов, которые занимаются другими науками, изучающими человека.

Замечание 2

Вопрос о том, каким образом процесс развития личности трансформируется при воспитании в саморазвитие, осуществляемое уже через самовоспитание, представляет безусловный интерес. Именно психология воспитания исследует его характер.

Течение воспитательного процесса, включая и процесс формирования основных психических новообразований личности, детерминируется не только через внутренние (возрастные, индивидуальные и т.п.), но и с помощью ряда внешних факторов. Формально они располагаются за рамками изучения психологии, но, тем не менее, педагогическая психология не может не интересоваться ими. Данная область представляет собой зону совместных интересов педагогической психологии и педагогики.

Вывод

Исследование связи целей, содержания, форм, методов обучающего и воспитывающего воздействия представляет собой одну из важных задач педагогической психологии.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Психология педагогического воздействия

Следующая статья

Основные задачи и разделы психологии

  • Введение в проблематику педагогической психологии
  • Деятельность учителя и учащихся в обучении
  • Причины неуспеваемости школьников
  • Психология человека
  • Психолого-педагогическая антропология
  • Все темы по психологии
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Эссе

Узнать подробнее

  • Культурноисторическая концепция развития памяти

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      23 ноября 2022 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Административное судопроизводство и процесс Кейс Фамилия на З

    • Вид работы:

      Кейс

    • Выполнена:

      14 ноября 2022 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу

  • практические вопросы

    • Вид работы:

      Практическая работа

    • Выполнена:

      21 сентября 2022 г.

    • Стоимость:

      1 600 руб

    Заказать такую же работу

  • Психологические новообразования в подростковом возрасте

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      25 августа 2022 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Три героя у кнематограф як прояв структури психки за ЗФройдом

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      21 октября 2021 г.

    • Стоимость:

      2 900 руб

    Заказать такую же работу

  • Переводы рассказов АПЧехова на чешский

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      15 октября 2021 г.

    • Стоимость:

      1 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по общей психологии

    Обучение в психологии — что это? Отвечаем на вопрос.

    Нельзя недооценить важность обучения в жизни человека – как ребенка, так и взрослого. Люди должны быть готовыми усваивать новую информацию. Ведь никогда нельзя знать наверняка, где жизнь готовит человеку новый урок.

    Закономерности процесса обучения

    Обучение в психологии – это процесс коллективного характера, направленный на усвоение молодым поколением того опыта, который был накоплен в течение истории и воплощен в соответствии с социальными целями. В современной психологической науке открыто большое количество различных закономерностей, сопровождающих процесс обретения новых навыков и знаний. Все закономерности подразделяются на две большие категории — частные и общие. Те, что охватывают всю систему обучения, называются общими; в противовес им относящиеся к определенному аспекту обучения носят называние частных.


    Профессиональная переподготовка по психологии. Книги по…

    Если в прошлом столетии выбор профессионального пути после окончания школы являлся решением, как…

    Основные понятия

    В психологии обучения понятия, которые можно назвать основными в данном направлении, следующие:

    • Цели образования.
    • Методы.
    • Качество обучения.
    • Формы и средства обучения.
    • Знания, умения, навыки.

    Знания человека – это те факты и концепции, которые усвоены им в процессе обучения. Умения – готовность школьника или студента самостоятельно выполнять нужные действия теоретического и прикладного характера. Навыки – это компоненты практической деятельности школьника, которые проявляются с помощью выполнения определенных действий и доведены учащимся до автоматизма.

    Цель образовательного процесса

    Для начала необходимо рассмотреть общие закономерности. Целью обучения называется тот результат, который необходимо получить от этого процесса. Планируется он еще заранее, до того, как студент или школьник приступает к освоению новой информации или обретению навыков. Например, при изучении иностранного языка студент может проходить одну ступень за три месяца. Предполагается, что по прошествии этого времени он будет обладать набором определенных знаний и навыков. Одной из общих закономерностей получения знаний является закономерность цели обучения. Она заключается в том, что цели обучения зависят от уровня развития общества, его возможностей и потребностей, а также и от уровня развития педагогической системы.


    Психология. Второе высшее образование — как стать психологом

    В современно обществе всё больше людей увлекаются психологией и психоанализом. Научные работы таких…

    Содержание обучения

    Еще одной закономерностью общего характера является принцип содержания обучения. Содержание представляет собой конкретно взятый ответ на вопрос о том, чему учить человека. В каждом отдельно взятом случае ответ будет свой. Содержание обучения – это особая система знаний, которая преподается в том или ином образовательном заведении. Принцип содержания обучения состоит в том, что оно напрямую зависит от целей, уровня научно-технического прогресса, возрастных особенностей обучающегося, а также уровня развития теории и практики обучения.

    Качество

    Что касается качества усвоения нового материала или же обретения навыка, то здесь закономерность звучит так: на каждом новом этапе эффективность усвоения зависит от продуктивности на предыдущем этапе. Также на качество обучения влияет объем материала, его характер. Во многом результат зависит и от того времени, которое студент вкладывает в занятия, его способности к обучению, а также организации самого процесса.


    Интеграция — это в педагогике… Определение, понятие,…

    На современном этапе развития человеческому обществу требуется внедрение новых подходов, повышающих…

    Методы

    Обучение в психологии – это процесс, эффективность которого напрямую зависит от применяемых методов. Под последними понимаются различные виды взаимодействий преподавателя с учащимися, в результате чего происходит усвоение опыта последними. Считается, что для достижения самых высоких результатов в обучении необходимо сочетать традиционные методы и новаторские. В отношении методов обучения также существует своя закономерность. Эффективность процесса обучения зависит от:

    • знаний преподавателя, его умения пользоваться специальными методами обучения;
    • поставленных целей процесса обучения;
    • уровня обучаемости студентов;
    • организации процесса обучения.

    Дидактические закономерности

    Процесс обучения в психологии происходит также и в соответствии с закономерностями, которые носят частный характер. Выделяют следующие конкретные закономерности, относимые к дидактическим:

    • Результаты, которые студент получает в процессе обучения, напрямую зависят от времени, ему посвященного.
    • Продуктивность усвоения предмета или навыка студентом находится в обратной зависимости от количества материала, которое ему необходимо освоить, а также от сложности этого материала.
    • Также результаты напрямую зависят от осознания учащимся целей обучения, его методов и средств.
    • Немаловажным является способ расчленения материала на небольшие части, которые необходимо освоить за конкретный промежуток времени.
    • Результаты обучения зависят от квалификации преподавателя.
    • Обучение с помощью практического выполнения заданий может быть до 7 раз более эффективным, чем пассивное восприятие информации.

    Гносеологические принципы

    К конкретным принципам гносеологического характера относят следующие:

    • Результаты процесса обучения прямо пропорциональны умению студента или школьника учиться.
    • Обучение в психологии – это процесс, продуктивность которого также напрямую зависит от объема учебной деятельности студента.
    • Результативность запоминания с помощью речи (вербально) улучшается, если усваиваемый материал разбит на небольшие порции.
    • Продуктивность обучения зависит от его проблемности, от того, насколько интенсивно включен учащийся в разрешение интересующих его вопросов.

    Каким образом развитие связано с обучением

    Обучение в психологии – это процесс, непосредственно связанные с развитием человека. Впервые в истории отечественной психологии на данную проблему пристальное внимание обратил выдающийся ученый Лев Семенович Выготский. Он тщательно анализировал труды своих коллег из-за рубежа – Ж. Пиаже, Э. Торндайка. Их также интересовала психология проблем обучения. И в результате своих изысканий Выготский сформулировал гипотезу о влиянии обучения на развитие личности. Лев Семенович предполагал, что ведущую роль в развитии человека играет именно обучение. В результате исследований Выготского и Пиаже в науке стало общепризнанным, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в мышлении ребенка. А именно, осуществляется переход от дологических форм к логическим. Сейчас данный принцип является одним из важнейших в психологии обучения и воспитания.

    Ученый считал, что вход в сознание человека может быть возможным только через речь. Обучение Выготский считал внутренне необходимым для ребенка элементом, который отличается всеобщностью – оно присуще людям исторически. Обучение и развитие в психологии представляют собой аналогичные процессы. Ребенок набирается индивидуального опыта в процессе своего созревания. Его развитие напрямую зависит от той культурной среды, в которой он находится. Каждого малыша можно научить всему, что необходимо взрослым людям. Выготский полагал, что обучение всегда идет впереди развития, и ведет за собой этот процесс.

    Повысить эффективность освоения знаний

    Когда-то по отношению к процессу обучения было принято немало мифов, ложных представлений. Например, считалось, что учащийся – это tabula rasa или же нечто вроде пустого сосуда. Он занимает пассивное положение и ждет, что преподаватель наполнит его знаниями. В настоящее время в педагогике и психологии обучения разработано немало методов, позволяющих сделать этот процесс более эффективным. Один из методов, это — определить свой индивидуальный стиль освоения знаний, то есть найти способ, посредством которого осуществляется обработка человеком информации. Разработана данная концепция была учеными П. Хани и А. Мамфордом. Исследователи выделили четыре основных стиля обучения:

    • Деятельный. Человек, который предпочитает данный стиль – практик. Он всегда рад новым впечатлениям, предпочитает сначала делать, а потом уже размышлять.
    • Наблюдательный. Как правило, учащийся, у которого преобладает данный стиль, не спешит бросаться в практическую деятельность. Прежде ему необходимо собрать нужную информацию, сначала увидеть, в каком направлении развиваются события, и только потом высказать свое мнение.
    • Теоретический. Студент-теоретик предпочитает для начала выстроить гипотетическую последовательность развития событий, которые он стремится подогнать под ту или иную модель. Он не станет отвергать идею только по той причине, что она не совпадает с его личным мировоззрением.
    • Прагматический. Сочетает в себе элементы первого и третьего типов, иными словами, теоретические идеи любит воплощать на практике. Прагматик – это прирожденный экспериментатор.

    Выявив свой ведущий стиль обучения, студент может скорректировать образовательный процесс и, таким образом, сделать его более эффективным.

    Психология обучения языку: интересные особенности

    Отдельное внимание стоит уделить и такой проблеме, как освоение речи человеком. Ведь язык является не только средством коммуникации, но и орудием мышления. Лингвист Светлана Бурлак подчеркивает, что дети с самого раннего возраста стремятся узнавать названия предметов. Когда человек вызывает в памяти определенное слово, то возникает образ этого предмета, его вид, цвет, запах. Это влияет на активацию специфических зон головного мозга. Например, после произнесенного слова «кислый» слово «лимон» распознается гораздо быстрее, чем после слова «синий».

    Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская подчеркивает, что освоение речи, чтения и письма у разных детей происходит в разные сроки. Статистика показывает, что около 40 % всех детей даже после окончания третьего класса имеют сложности с письмом и чтением. Такая разница обусловлена тем, что у каждого ребенка имеется свой «возраст школьной зрелости». У одного малыша мозг готов к обучению, у другого – пока нет. Поэтому не стоит сразу же впадать в панику, если ребенок учится говорить или читать позднее, чем его сверстники. Важно начинать учить малыша вовремя – не слишком рано и не слишком поздно для него самого.

    Психолог в обучении Определение | Law Insider

    • означает лицо, имеющее лицензию

    • означает лицо, практикующее школьную психологию, как это определено в § 54.1-3600.

    • означает психолога с докторской степенью, имеющего лицензию в соответствии с разделом 18223(1) Кодекса общественного здравоохранения, 1978 PA 368, MCL 333. 18223.

    • означает непосредственные или консультационные услуги, предоставляемые психологом, имеющим лицензию штата, в котором практикует психолог.

    • означает лицо, практикующее клиническую психологию, как это определено в § 54.1-3600.

    • или «Терапия» означает целенаправленный процесс с использованием общепринятых клинических подходов, проводимый квалифицированным поставщиком услуг лицом к лицу с потребителями в индивидуальной, групповой или семейной обстановке для содействия позитивным эмоциональным или поведенческим изменениям.

    • означает лекарство, предназначенное для воздействия или изменения мыслительных процессов, настроения или поведения, включая, помимо прочего, антипсихотические, антидепрессивные, анксиолитические (противотревожные) и поведенческие препараты. Классификация лекарств зависит от их заявленного предполагаемого эффекта при назначении.

    • означает лицо, получившее степень доктора философии. или Psy.D. в области клинической психологии и зарегистрирован в Совете по психологии в качестве зарегистрированного стажера-психолога или помощника психолога, получая часы для лицензирования и отказа в соответствии с разделом 575.2 Кодекса социального обеспечения и учреждений. Отказ не может превышать пять (5) лет.

    • означает дипломированную медсестру, имеющую или нежелательного поведения и улучшения межличностных отношений, корректировки работы и жизни, личной эффективности, поведенческого здоровья и психического здоровья. Этот термин включает психологическое тестирование и оценку или оценку личных характеристик, таких как интеллект, личность, способности, интересы, способности и нейропсихологическое функционирование; консультирование, психотерапия, биологическая обратная связь, анализ поведения и терапия, клиническое применение гипноза и другие терапевтические методы, основанные на психологических принципах; диагностика и лечение психических и эмоциональных расстройств или инвалидности, компульсивных расстройств, расстройств привычек или поведения, а также психологических аспектов физического заболевания, несчастного случая, травмы или инвалидности; и психолого-педагогическая оценка, терапия, исправление и консультации. Этот термин включает предоставление психологических услуг отдельным лицам, семьям, группам, организациям, учреждениям и населению независимо от того, получена ли оплата за оказанные услуги. Этот термин включает в себя наблюдение за другими людьми, которые занимаются психологической практикой.

    • или «Специалист» означает Поставщика Плана, который заключил соглашение независимого подрядчика с HPN, чтобы взять на себя ответственность за предоставление специализированных медицинских услуг Участникам. Эти специализированные медицинские услуги включают в себя любые услуги врача, не связанные с текущим первичным уходом за пациентом. Соглашение врача-специалиста с HPN может быть расторгнуто. В случае прекращения действия договора с врачом-специалистом участника, для участника будет выбран другой врач-специалист, если эти услуги по-прежнему необходимы.

    • означает состояние психического или нервного здоровья, включая, но не ограничиваясь: беспокойство, депрессию, невроз, фобию, психоз; или любое связанное физическое проявление.

    • означает лицо, имеющее лицензию штата на занятие лечебной физкультурой.

    • или «PCP» означает Поставщика Плана, который заключил соглашение независимого подрядчика с HPN, чтобы взять на себя ответственность за организацию и координацию предоставления Покрываемых услуг Участникам. Соглашение основного лечащего врача с HPN может быть расторгнуто. В случае прекращения действия договора с основным лечащим врачом участника, участнику необходимо будет выбрать другого основного лечащего врача.

    • означает любое лицо, имеющее лицензию на занятие хиропрактикой советом штата по хиропрактике.

    • означает лицо, имеющее лицензию/сертификацию штата и помогающее физиотерапевту в отдельных компонентах физиотерапии.

    • означает лицо, которое

    • означает этот класс лекарств

    • означает лицо, имеющее лицензию в соответствии с настоящей главой на занятие косметологией.

    • означает любое из следующего:

    • означает Учреждение, созданное, лицензированное и функционирующее в соответствии с законами, применимыми к Больницам, которое отвечает всем следующим требованиям:

    • означает Психическое расстройство, которое проявляется

    • означает Застрахованное лицо, находящееся в заключении.

    • означает лицо, имеющее лицензию на занятие трудотерапией, как это определено в настоящей главе, и чья лицензия имеет хорошую репутацию.

    • означает заметки, записанные (на любом носителе) поставщиком медицинских услуг, который является специалистом в области психического здоровья, документируя или анализируя содержание разговора во время сеанса индивидуального консультирования или группового, совместного или семейного консультирования, и которые отделены от остальная часть медицинской карты человека. Психотерапевтические заметки исключают назначение лекарств и мониторинг, время начала и окончания сеансов консультирования, методы и частоту предоставляемого лечения, результаты клинических анализов и любое краткое изложение следующих пунктов: диагноз, функциональное состояние, план лечения, симптомы, прогноз и прогресс на сегодняшний день. 45 С.Ф.Р. § 164.501.

    • означает акушерку с хорошей репутацией в Колледже акушерок Онтарио;

    Что такое обучение? | Введение в психологию

    Цели обучения

    • Распознать и определить три основные формы обучения — классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение через наблюдение

    Птицы строят гнезда и мигрируют с приближением зимы. Младенцы сосут грудь матери. Собаки стряхивают воду с мокрой шерсти. Лосось плывет вверх по течению для нереста, а пауки плетут сложную паутину. Что общего у этих, казалось бы, не связанных между собой действий? Им всем разучился поведению. И инстинкты, и рефлексы являются врожденными (необученными) формами поведения, с которыми организмы рождаются. Рефлексы представляют собой двигательную или нервную реакцию на определенный раздражитель в окружающей среде. Они, как правило, проще, чем инстинкты, включают активность определенных частей и систем тела (например, коленный рефлекс и сужение зрачка при ярком свете) и затрагивают более примитивные центры центральной нервной системы (например, спинной и продолговатый мозг). Напротив, инстинкты — это врожденные модели поведения, которые вызываются более широким спектром событий, таких как взросление и смена времен года. Это более сложные модели поведения, связанные с движением организма в целом (например, сексуальная активность и миграция) и задействующие высшие мозговые центры.

    И рефлексы, и инстинкты помогают организму адаптироваться к окружающей среде, и им не нужно учиться. Например, у каждого здорового человеческого младенца есть сосательный рефлекс, присутствующий при рождении. Младенцы рождаются, зная, как сосать соску, будь то искусственная (из бутылочки) или человеческая. Никто не учит ребенка сосать, как никто не учит вылупившуюся морскую черепаху двигаться к океану.

    Обучение, как и рефлексы и инстинкты, позволяет организму адаптироваться к окружающей среде. Но, в отличие от инстинктов и рефлексов, усвоенное поведение требует изменений и опыта: обучение — это относительно постоянное изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта. В отличие от врожденного поведения, описанного выше, обучение предполагает приобретение знаний и навыков на основе опыта. Оглядываясь назад на наш сценарий серфинга, Джулиану придется провести гораздо больше времени, тренируясь со своей доской для серфинга, прежде чем он научится кататься на волнах, как его отец.

    Попробуйте

    Обучение серфингу, а также любой сложный процесс обучения (например, изучение дисциплины психологии) включает сложное взаимодействие сознательных и бессознательных процессов. Обучение традиционно изучалось с точки зрения его простейших компонентов — ассоциаций, которые наш разум автоматически создает между событиями. Наш разум имеет естественную склонность связывать события, которые происходят близко друг к другу или последовательно. Ассоциативное обучение происходит, когда организм устанавливает связи между стимулами или событиями, которые происходят вместе в окружающей среде. Вы увидите, что ассоциативное обучение занимает центральное место во всех трех основных процессах обучения, обсуждаемых в этом модуле; классическое обусловливание, как правило, включает бессознательные процессы, оперантное обусловливание имеет тенденцию включать сознательные процессы, а обучение через наблюдение добавляет социальные и когнитивные слои ко всем основным ассоциативным процессам, как сознательным, так и бессознательным. Эти процессы обучения будут подробно обсуждаться позже, но будет полезно сделать краткий обзор каждого из них, когда вы начнете исследовать, как обучение понимается с психологической точки зрения.

    При классическом обусловливании, также известном как обусловливание по Павлову, организмы учатся связывать события — или стимулы — которые постоянно происходят вместе. Мы переживаем этот процесс на протяжении всей нашей повседневной жизни. Например, вы можете увидеть вспышку молнии в небе во время грозы, а затем услышать громкий раскат грома. Звук грома, естественно, заставляет вас подпрыгивать (громкие звуки вызывают рефлекторный эффект). Поскольку молния надежно предсказывает надвигающийся раскат грома, вы можете связать эти два события и подпрыгнуть, когда увидите молнию. Исследователи-психологи изучают этот ассоциативный процесс, сосредотачиваясь на том, что можно увидеть и измерить — на поведении. Исследователи задаются вопросом, если один раздражитель вызывает рефлекс, можем ли мы обучить другой раздражитель вызывать тот же самый рефлекс? При оперантном обусловливании организмы снова учатся связывать события — поведение и его последствия (подкрепление или наказание). Приятное последствие поощряет такое поведение в будущем, в то время как наказание сдерживает такое поведение. Представьте, что вы учите свою собаку Ходора сидеть. Вы говорите Ходору сесть и даете ему угощение, когда он это делает. После повторного опыта Ходор начинает ассоциировать акт сидения с получением угощения. Он узнает, что после сидения он получает собачье печенье (рис. 1). И наоборот, если собаку наказывают за какое-либо поведение, она приучается избегать этого поведения (например, получать небольшой удар током при пересечении границы невидимого электрического забора).

    Рисунок 1 . В оперантном обусловливании реакция связана с последствием. Эта собака усвоила, что определенное поведение приводит к получению угощения. (кредит: Кристал Рольфе)

    Обучение через наблюдение расширяет диапазон действия как классического, так и оперантного обусловливания. В отличие от классического и оперантного обусловливания, при котором обучение происходит только через непосредственный опыт, обучение через наблюдение представляет собой процесс наблюдения за другими и последующего имитации их действий. Большая часть обучения людей и других животных происходит в результате обучения через наблюдение. Чтобы получить представление о том, какой дополнительный эффективный диапазон дает обучение через наблюдение, вспомните Бена и его сына Джулиана из введения. Как наблюдение может помочь Джулиану научиться серфингу, а не учиться только путем проб и ошибок? Наблюдая за своим отцом, он может подражать движениям, приносящим успех, и избегать действий, ведущих к неудаче. Можете ли вы вспомнить что-то, чему вы научились, наблюдая за кем-то еще?

    Все подходы, рассматриваемые в этом модуле, являются частью особой традиции в психологии, называемой бихевиоризмом. Однако эти подходы, с которыми вы познакомитесь, не представляют всего исследования обучения. Отдельные традиции обучения сформировались в разных областях психологии, таких как память и познание, поэтому вы обнаружите, что другие разделы этой книги дополнят ваше понимание темы. Со временем эти традиции имеют тенденцию к сближению. Например, в этом модуле вы увидите, как познание стало играть более важную роль в бихевиоризме, наиболее крайние сторонники которого когда-то настаивали на том, что поведение вызывается окружающей средой без вмешательства мысли.