Обязанности психолога в колледже – ᐅ Обязанности педагога-психолога в колледже и техникуме
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В КОЛЛЕДЖЕ
В настоящее время психологическая служба в системе образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования Казахстана.
Сегодня многие руководители образовательных учреждений, преподаватели, воспитатели, родители все больше осознают актуальность и необходимость психологической службы. В обществе формируется потребность в психологическом сопровождении.
В связи с этим создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации практических психологов образования.
Поэтому, учитывая все ценное и значимое, что сделано и апробировано в других странах в области практической психологии, разрабатываются свои научные и организационные принципы психологической службы образования, изучаются и обосновываются те подходы к ней, которые опираются на психологические теории и культурные традиции нашей страны [1].
Деятельность педагога-психолога зависит напрямую от типа образовательного учреждения, где он работает. Каждое образовательное учреждение накладывает свою специфику на приоритетные направления работы специалиста.
Основные направления деятельности педагога-психолога, работающего в колледже, заключаются в следующем: психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое просвещение и профилактика, консультативная деятельность, организационно-методическая деятельность.
Задача образовательного учреждения выпустить компетентного специалиста, который сможет реализовать себя в профессии и стать востребованным на рынке труда. Для этого за время обучения студенты должны научиться самостоятельно, определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Для достижения данной цели в колледже организованно психологическое сопровождение студентов. Главной задачей психологического сопровождения является психологически грамотное и логически последовательное, обоснованное построение образовательного процесса.
Психологическое сопровождение студентов в Костанайском политехническом высшем колледже имеет ряд своих особенностей.
Психологическая диагностика применяется на протяжении всего периода обучения. Начальной точкой отсчета использования диагностических процедур, в нашем учебном заведении является поступление студентов в учреждение. Необходимость применения диагностики в данный период обусловлено тем, что далеко не все поступающие студенты психологически готовы к обучению в колледже, а некоторые из них просто профессионально непригодны в силу своих индивидуально-личностных особенностей. Для диагностики используется комплекс методик, где основное внимание уделяется определению акцентуации характера студента (опросник Шмишека). Это обусловлено тем, что акцентуации, главным образом являются внутренними особенностями индивида и затрудняют психолого-педагогическое воздействие в плане устранения или коррекции акцентуации. Неблагоприятные внешние факторы (стресс на фоне смены учебного заведения, конфликты с товарищамии т.д.) способствуют проявлениям и закреплению акцентуации в поведении человека.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Алешина Ю.Е. определяет психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [1].
Особенностями психологического консультирования в колледже является то, что, во-первых, возрастные особенности студентов (еще не взрослые, но уже и не дети) порождают широкий спектр проблем, по которым осуществляется консультирование – вопросы, связанные с построением отношений с окружающими, вопросы обучения и личностного развития, а также профессионального становления. Нередко у студентов созданы свои собственные семьи, а, значит, педагогу-психологу необходимо уметь применять знания в области семейного консультирования.
Во-вторых, большинство студентов проживают в общежитии колледжа, а, следовательно, студенты, встречаются после занятий в общежитии в том же составе, поэтому бытовые конфликты, дают о себе знать и в учебном процессе. Для студентов бывает достаточно сложно иногда разграничить эти две сферы общения.
В-третьих, периодически возникают проблемы, связанные с процессом обучения. Тогда педагог-психолог должен выступить в роли посредника между преподавателем и студентом.
Особым моментом в жизни студентов является выход на практику, здесь также встречается разнообразие проблем: от страха выступления перед публикой до потери ориентира в процессе становления специалистом.
Третье направление – это психологическое просвещение. В настоящее время введен новый термин «профессиональная коммуникация», который должен помочь преодолеть трудности распространения психологических мифов [2]. Задача, решаемая в этом направлении: сформировать потребности студентов, педагогов, родителей в желании применять психологические знания в интересах собственного развития. На групповых занятиях со студентами выяснятся пробелы в психологических знаниях, касающихся непосредственного применения их в собственной жизни (например, как улучшить процесс запоминания материала, как не волноваться во время публичного выступления, устного ответа и т.д.). Кроме групповых занятий, на которых осуществляется просвещение, в колледже существует практика стендового просвещения, ежемесячно обновляются материалы «Информационно-психологического вестника». Темы для стендового просвещения подбираются в соответствии с запросами, как студентов, так и педагогов.
Сопровождение студента, как правило, заканчивается с момента окончания учебного заведения, а поэтому приобщение студентов к психологической культуре будет способствовать успешности в профессиональной деятельности, в построении личной жизни и решении проблем, связанных с социальной адаптацией, самореализацией, психологическим здоровьем и т.д.
Психологическая профилактика осуществляется в колледже в рамках Совета профилактики правонарушений, который внесен в план работы колледжа. На особом контроле педагога – психолога находится подструктурное звено Совета профилактики, в которое входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети данной категории особенно нуждаются в психологической помощи, так как они лишены родительского внимания и зачастую у них слабо сформированы жизненные ценности, моральные нормы.
Студенты без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту – одни правила для «своих» и совершенно другие для «чужих».
Неразвитость и искаженность потребности в любви и признании, эмоционально нестабильное положения студента, относящегося к данной категории порождает массу проблем, которые зачастую неведомы «домашним студентам». Эти студенты нередко психологически отчуждены от людей, и это влечет за собой различные правонарушение [3, 4].
Психокоррекционная работа открывает не только возможности для самопознания и самовоспитания, но и обеспечивает психологические условия, которые необходимы для достижения личностной зрелости, самоактуализации, являющейся вершиной психологического здоровья личности.
Коррекционные занятия, которые проводятся в колледже, в основном направлены на познание себя и развитие тех качеств, которые им необходимы в профессиональной деятельности: рефлексия, эмпатия, умение быть свободным от чужого мнения, способность к саморегуляции и т.д. Многие студенты имеют неадекватную самооценку, они бояться любых форм контроля, плохо переносят критику. Поэтому индивидуальные коррекционные занятия посвящены изменению самоотношения, приобретению навыков самоконтроля и саморелаксации, ведь, как известно, студенческая жизнь полна стрессов и необходимо достойно выходить из сложившихся обстоятельств.
Таким образом, спецификой деятельности педагога-психолога в колледже является подбор адекватных форм для реализации основных направлений деятельности. Широкий спектр возникающих проблем у студентов, который обязывает постоянно повышать свою профессиональную квалификацию психолога.
Библиографический список
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: «Независимая фирма «Класс»», 1999. – 208 с.
2. Гуружапов, В. А. Психолого-педагогическое сопровождение инновационного образовательного процесса // Справочник педагога-психолога. – Школа, 2011. – С. 58-62.
3. Ниязбаева, Н.Н. Воспитание свободы: экзистенциальная проблема в педагогике // Воспитание школьников. – 2011. – №7. – С. 11-14
4. Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциальные ценности образования. – М.: Изд—во «Перо», 2014. – 124 с.
FEATURES OF THE WORK OF A PSYCOLOGIST IN COLLEGE
R.A. Satybaldina, pedagogy-psychology
Kostanay polytechnic college
(Kazakhstan, Kostanay)
Abstract. The article is devoted to psychological service in the education system. The author considers the importance of the professional activity of a psychologist, the peculiarities of the work of a psychologist in an educational institution, its specifics, types, as well as the main activities of a teacher-psychologist, such as: psychological prevention, psychological counseling, psychological diagnosis, psychological correction, psychological enlightenment.
Keywords: psychological features, diagnostics, support, accentuation, practice.
intjournal.ru
КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»
Профессиональная деятельность психолога для многих людей является чем — то непонятным, загадочным и, порой, пугающим. Многие считают, что обращаться к психологу стыдно или даже бесполезно. И, не смотря на то, что присутствие психологов в образовательном пространстве давно признается важной необходимостью, существует множество неточностей, мифов и искажений в понимании сущности психологической помощи. В связи с этим, считаю необходимым внести ясность в представление о психологе, как необходимом специалисте в образовательном пространстве колледжа.
Начну с того, кем не является психолог колледжа
- психолог – это не учитель, не наставник. Он не говорит как правильно или не правильно; он никогда не сравнивает человека с неким конечным эталоном. В ходе совместной деятельности он помогает прийти к решению, которое является верным для конкретного человека. По сути дела, психолог как сопроводитель, который помогает найти лучшее для человека решение (в данное время, в рамках актуальной ситуации)
- психолога часто воспринимают как врача. И именно это чаще всего отпугивает людей. На самом деле психолог не врач, так как у него нет медицинского образования. Психолог работает со здоровыми людьми, у которых имеются психологические трудности. Психолог не выписывает рецептов, справок, не ставит медицинский диагноз. Однако, психолог может рекомендовать обращение к другим специалистам, если проблема выходит за рамки его профессиональной компетентности
- некоторым обращающимся за помощью к психологу очень верится в то, что психолог – волшебник и сможет исправить все проблемы. Однако, психолог не волшебник. Я бы сказала так: эффективная работа психолога во многом зависит от желания человека найти выход, решить проблему. Поэтому, волшебство есть, но заключается оно во взаимодействии: один готов работать над собой, другой – может помочь
С какими трудностями и проблемами студенты могут обращаться к психологу колледжа
Трудности в жизни любого человека всегда существуют. Они могут касаться любой сферы жизни человека: семейных отношений, воспитания детей, выстраивания отношений с другими людьми, учебной и трудовой деятельности, здоровья и др. Часто мы можем справиться с ними сами. Но порой бывает, что не хватает объективности, сил, терпения, сбились ориентиры, недостаточно знаний для решения проблемы.
Итак, к психологу можно обратиться в случае если
- испытываете трудности в общении со сверстниками, одногруппниками
- есть ситуация недопонимания в отношениях с родителями
- переживаете неудовлетворенность собой, своими качествами, внешностью,…
- вам трудно определиться в сложившихся жизненных обстоятельствах
- запутались в определении своих жизненных и профессиональных планов, целей
- переживаете сложную жизненную ситуацию
- хотите узнать об особенностях личностного развития
- потеряли жизненные ориентиры и смысл жизни
Результатом совместной работы с психологом является
- снижение или снятие эмоционального напряжения
- восстановление психологического равновесия
- мобилизация дополнительных психических сил для выхода из трудных жизненных ситуаций
- развитие личностных качеств
- разрешение конфликтных ситуаций
- получение рекомендаций, способствующих решению личностных проблем
Работая с психологом важно понимать
- психолог принимает вас такими, какими вы являетесь и не осуждает, не оценивает, не переделывает
- работа над самим собой не всегда легкая и приятная, однако, она интересная и способствует личностному развитию
- в результате работы с психологом в человеке пробуждаются внутренние силы и он учится их использовать
- в работе психолог придерживается этических принципов и, согласно одному из них, психолог сохраняет в тайне то, что говорится и происходит в кабинете. Исключение составляют только те случаи, когда человек представляет угрозу для других людей или для себя самого, не подозревая об этом
- психолог – не просто человек, с которым можно «выговориться». Он понимает сложный мир человеческой души, владеет приемами и методиками, нацеленными на решение проблем человека
Представим диалог между психологом и студентом. Возможно, он поможет тебе окончательно понять, кто же такой психолог и чем он может быть полезен.
- Студент: «Зачем нужно обращаться к психологу? Все вопросы человек должен решать сам».
- Психолог: «Действительно, никто, ни за кого, ничего не решает. Это так. Решать за другого – это не задача психолога. Его участие состоит в том, чтобы выслушать человека и помочь ему разобраться в его сложившейся ситуации».
- Студент: «Как посторонний человек может помочь мне? Он ведь не знает меня. Поэтому это не возможно».
- Психолог: «В процессе общения человек раскрывается. Ведь он хочет разобраться в проблеме, поэтому старается быть открытым, отвечает на вопросы психолога. Конечно, друзья о тебе знают гораздо больше. Но чтобы тебе помочь — это и необязательно. Советы друзей, как правило, не объективны. Им сложно тебя не пожалеть, так как они искренне желают помочь и не хотят тебя терять в качестве друга. Но будет ли это выходом из ситуации? Только человек, с которым тебя не связывает ничего, будет объективен, следовательно, может помочь тебе самому разобраться в себе, в ситуации.
- Студент: «Ну, не знаю. Ведь, если кто-нибудь узнает, что я обращаюсь к психологу, будет думать, что у меня что-нибудь с психикой не в порядке или я не такой, как все и вообще, в этом есть что-то странное».
- Психолог: «Согласна. В нашем обществе такие страхи присутствуют. Но это стереотипы, которое цивилизованное общество должно преодолевать. Давайте по порядку. Во-первых, психолог – это не психиатр. Рецептов на таблетки он не выписывает. В его профессиональную компетенцию входит работа только с психически здоровыми людьми. Темами рассматриваемых проблем являются самые, что ни на есть жизненные ситуации. Например, как найти свою жизненную цель, как разобраться в себе, как взаимодействовать с людьми, которые тебя постоянно подводят, отвечают неблагодарностью на твою помощь, как избавиться от страха перед экзаменом, что делать, если родители «давят», как себя презентовать, как быть понятым и т. д. Все эти вопросы могут возникнуть в жизни любого человека. И психолог – это именно тот специалист, который наиболее компетентно справиться с ними. Во-вторых, что странного в том, что ты обращаешься к стоматологу, когда у тебя болит зуб или к хирургу при травме. Это для нас привычно и не обсуждается. Но, когда возникает проблема, связанная с какими-то жизненными ситуациям и рядом нет родных, близких друзей, то психолог – это тот специалист, к которому нужно обращаться».
- Студент: «И все же, мне не хотелось бы афишировать свои походы к психологу. Могут не понять».
- Психолог: «Тебе нужно понять, что у тебя есть личная жизнь, и ты ни перед кем не обязан отчитываться в том, к кому и зачем ты ходишь. Если, для тебя важнее мнение друзей, а не собственная жизнь, то правильно ли это? Нужны ли такие дружеские связи? Пока ты будете пользоваться чужим мнением, этот кто-то другой будет тобой управлять так, как надо ему. А твоя собственная жизнь, твои желания, мечты, будут стоять на месте. Тебе это надо?»
- Студент: «Конечно, нет».
- Психолог: «Значит нужно действовать, чтобы двигаться вперед! Психологическая помощь – это один из инструментов, которым можно воспользоваться в этом движении, а также быть услышанным и получить обратную связь».
Психолог не может помочь тому, кто
- желает изменить окружающих людей, но менять что-то в себе не готов
- рассчитываете получить «рецепт счастья», не прикладывая никаких усилий; ждет готовых указаний в решении своих проблем; ожидает самопроизвольного волшебства или чуда в решении проблем
Психолог колледжа Базалей И.С.
agrteh.ru
Статья «Психолог ССУЗа. Просто о сложном»
Психолог ССУЗа. Просто о сложном
Эта статья для начинающих психологов, которые только начинают работу в данной сфере
06.10.2017
Natalia Novozhilova
Не могу утверждать, что конкретно подтолкнуло меня к написанию этой статьи. Возможно, это моя страсть все структурировать, а может и своеобразный вызов сложившейся системе. В профессии я и сама «новичок», ведь работаю третий год. После университета устроилась в колледж (тогда — профессиональное училище) и столкнулась с рядом проблем. Изначально от меня ждут каких-то планов, потом действий по адаптации студентов к учебному процессу, подготовку лекций и тренингов. А еще, для этого не всегда выделяются окна в расписании, и приходится занимать внеурочное время студентов, которым, естественно, это не всегда нравится.
Голова идет кругом, в таком темпе проходит первое полугодие. А что же нас ждет во втором? Да почти ничего! Неравномерность нагрузки и не проработанный план действий дали о себе знать. А отсутствие работы – это хуже, чем её избыток. Так, напрашивается вывод, что для продуктивной деятельности нужно её структурировать, и к этому я вернусь позже. В начале, я говорила о вызове, и теперь настало время пояснить эту мысль. Когда молодой, неопытный психолог приходит на первое место работы (в данном случае я пишу только о ССУЗе), ему говорят, что входит в его обязанности и передают дела предшественника (в лучшем случае). Если найти и почитать современную литературу по организации работы психолога колледжа, то мы столкнёмся либо со сложными и витиеватыми, зачастую неконкретными, обязанностями специалиста, либо это будет описано так, что психолог обязан владеть этими знаниями априори, так что останавливаться на них нет никакого смысла.
Я хочу на своем примере показать, как справляюсь и как вижу свою деятнельность. Что-то у нас с вами будет общим, а чего-то вам будет не хватать, или, напротив, какие-то функции будут в новинку. Своей задачей я ставлю в максимально простой и доступной форме показать коллегам, как можно организовать дела, чтобы яснее представлять, чем мы занимаемся из года в год.
Рис. 1 Деятельность психолога ССУЗа
Изначально мною планировалась именно такая подача организации работы. Но внимательный читатель сразу найдет недостающее звено, а именно – родители. Чего же, собственно, хотят родители? Чаще всего, это помощь психолога в том, чтобы мотивировать ребенка на обучение. Хотя помощь – громко сказано. Скорее всего, на психолога повесят это «бремя», под предлогом запроса. Поэтому, я предлагаю объединить этот вопрос в отдельный консультационный блок и разобрать его наравне с обращениями по проблемам студентов.
Разберем по пунктам то, что требует от психолога администрация ССУЗа:
Планы и отчеты.
При составлении плана на год, необходимо помнить, что целесообразно распределить нагрузку равномерно, в течение всего учебного года, а так же выделить время для самообразования. Так как примеров подобной документации вполне достаточно в сети интернет, мы не будем тут надолго останавливаться.
Адаптация студентов к учебному процессу.
Четко продуманный и отработанный план адаптации – залог успешного ее проведения. Естественно, с опытом будет нарабатываться база, но молодому специалисту на первых порах тяжело войти в колею. Первое, что нужно сделать: определиться с тем, что вы будете делать и какие у вас сроки. В моем случае, это период с сентября по декабрь. С самого начала учебного года я знакомлюсь со студентами, провожу первичную диагностику, провожу тренинги на знакомство и сплочение коллектива, выявляю группу риска, занимаюсь коррекционной работой и вторичной диагностикой. Итог своей работы я представляю в виде общего отчета, характеристик на каждого студента и презентации, которую представляю на педсовете по итогам первого семестра. Это большой и кропотливый труд, поэтому очень важно, чтобы время оставалось и на консультации студентов, родителей, и на обработку диагностического комплекса, и на работу с отчетными документами.
Осуществление работы по всем направлениям психологической деятельности.
Так я объединила оставшиеся функции и предлагаю сразу разобраться по каждой. Психологическое просвещение направлено на повышение компетенции преподавателей и родителей в вопросах особенностей подросткового и юношеского возраста. Сюда мы можем отнести лекции, беседы, выступления на родительских собраниях и т.д. Зачастую о таких мероприятиях вас уведомляют заранее и времени на подготовку предостаточно. Но бывают и форс-мажоры. На этот случай предлагаю обзавестись парочкой готовых отработанных лекций (лучше с наглядными иллюстрациями, презентациями).
Психологическая профилактика. Как же любят в это понятие вбирать все направления (от консультации до коррекции). Зачастую границы данного направления размыты и скорее игнорируются. Для себя я выделяю лишь два важных пункта: следим (сопровождаем) студентов группы риска и, совместно с кураторами, обеспечиваем обязательную внеурочную занятость всех студентов. Если студент не посещает спортивную секцию/тренажерный зал, музыкальную/художественную/танцевальную школу, то педагогической задачей является вовлечение его в кружковую секцию при колледже (художественное объединение, компьютерный клуб, спортивное направление и прочее).
Психологическая диагностика. Здесь каждый психолог выбирает для себя то, что по душе. Изначально я подбирала отдельные методики на агрессивность, тревожность и так далее. В итоге, у меня получалось очень много материала для обработки, который не всегда удовлетворял результатом, и был недостаточно показательным. Сейчас я стараюсь переходить на многофакторные опросники, при этом, не забывая и о проективных методиках. Очень важно собрать свою копилку психодиагностического материала, для того, чтобы в любой момент можно было им воспользоваться не в ущерб своему времени.
Психологическая коррекция. Сюда мы можем отнести индивидуальную работу и тренинги. Например, мы выяснили, что в группу риска входит 16 человек, из них 4 агрессивных, 4 с высоким уровнем тревожности, 4 склонны к суицидальным проявлениям и 4 имеют низкий социальный статус в группе. Для первой тройки я до сих пор разрабатываю тематические тренинги, а вот для изгоев групп я предлагаю индивидуальные занятия, на которых своей задачей ставлю помочь студенту приобщиться к коллективу, найти то, из-за чего происходит столкновение интересов в группе.
Психологическое консультирование. Сюда я хочу отнести все запросы: от преподавателей, родителей и студентов, в том числе обращение по темам. Чтобы существенно облегчить себе работу в данном направлении необходимо иметь четкую пошаговую структуру консультирования, которая включает в себя такие пункты как:
1. Запрос. Ваша задача перевести жалобы клиента в запрос, то есть конечную цель, к которой он хочет прийти с вашей помощью. Никак иначе!
2. Диагностика и выявление причин произошедшего. Домашнее задание.
Рис. 2 Алгоритм диагностической работы в каждом случае
3. Решение. Здесь я могу лишь посоветовать, чтобы техники и методы, отработанные лично вами или найденные в различных источниках, были максимально универсальными для многих ситуаций. Таким образом, вы сможете обрести уверенность в консультировании.
4. Завершение. Оценка результатов совместной работы. Как вариант, составить анкету, в которой клиент сможет отразить преимущества и недостатки проведенной работы.
Я считаю, что этих четырех шагов, которые включают в себя 1-2 дня консультации вполне достаточно. Во-первых, у вас не всегда будет время для долгосрочного консультирования. Во-вторых, давайте будем честны друг с другом: нам за дополнительную переработку никто не платит и, если клиенту необходимо глубокое погружение в проблему – милости просим к специалистам консультантам центра психологической помощи. Наша же задача научить клиента справляться с такими ситуациями самостоятельно, а не делать работу за него. Это действительно важно.
Ну, и напоследок, то, чего же хочет сам психолог. А на самом деле, любой специалист нуждается в признании, чтобы уверенно работать и при этом не разочароваться в профессии. Я предлагаю, не гнаться за различными сертификатами и курсами повышения квалификации. Конечно, как уже говорилось, самообразование – это очень важно, но дело в том, что зачастую вам скармливают информацию, которой впоследствии вы и не воспользуетесь (как половиной университетских знаний, в моем случае). Именно поэтому я представила выше основные трудности и задачи, с которыми сталкиваюсь ежегодно. Это помогает мне конкретизировать то, в чем следует развиваться в дальнейшем. Наш помощник – это накопленный и хорошо представленный материал. 50% того, что делает психолог – выполняет его копилка. Предлагаю рассмотреть подробнее:
1. Создание сборника рекомендаций. В начале года необходимо позаботиться об информационных стендах, которых может быть два и более. На общем стенде всегда должна быть страничка психолога. Здесь вы размещаете любую полезную статью, в зависимости от периода учебной работы. Например, с 1 сентября мы выставляем статью «Советы первокурсникам», с 1 декабря «Как легко подготовиться к сессии», с 1 февраля «Давайте жить дружно», а с 1 апреля «Защита дипломного проекта без стресса». Название и содержание статей должны быть легкими, ориентированные на актуальную проблему.
Второй стенд – ваш личный и его место в вашем кабинете. Так вышло, что на перемене у меня всегда много студентов. Некоторые пришли сообщить, что после занятий им нужно будет поговорить, кто-то рисует и отдыхает, ну, а кто-то просто зашел пообщаться. Я считаю, что это хорошо, когда у ребят есть место отдыха, тем более под моим «присмотром». Они часто читают информацию стенда и буклетов, которые я заблаговременно расположила на столе для творческих занятий. Я могу подготовить рекомендации по межличностному взаимодействию, о любви, дружбе, половому воспитанию. В силу возраста, кто-то может постесняться спросить, а прочесть, в таком случае, проще. Содержание буклетов может быть направлено на пропаганду здорового образа жизни, борьбе с курением, алкоголизмом и наркотиками.
2. Организация хранения опыта, информации. Полученный нами опыт необходимо сохранить и распределить по папкам (как на компьютерном столе, так и в печатном виде). Мои наработки хранятся как на работе, так и дома. Старайтесь избавляться от ненужной, устаревшей или неактуальной информации ежегодно (например, во время летних каникул). Во-первых, это позволит разгрузить кабинет, во-вторых, вы проведете своеобразную инвентаризацию в своем багаже знаний, и, в-третьих, в очередной раз сможете систематизировать и обобщить полученный за год опыт.
Надеюсь, что мои наблюдения из собственной практики в чем-то оказались полезными для вас. Если вы в чем-то не согласны, или хотите обсудить содержание статьи, то добро пожаловать на мою страничку педагогического сообщества УРОК. РФ
https://урок.рф/user/168557
Спасибо за внимание!
xn--j1ahfl.xn--p1ai
ᐅ Должностные обязанности педагога-психолога
Что входит в должностные обязанности педагога-психолога? Об этом нельзя сказать одним словом, но можно попробовать разобраться с основными пунктами. Давайте попробуем.
Оптимально для этого — разобраться в функциональных обязанностях педагогов-психологов, которые они должны выполнять по мнению большинства работодателей.
Но нужно понимать, что на каждый пункт «психолог должен» есть своё двойное дно, сотни подпунктов и подводных камней.
Обязанности к знаниям педагога-психолога
В этой профессии крайне необходимо очень много знать. Все законы, касающиеся педагогической деятельности. Законы, касающиеся прав ребенка. Психологию общую, педагогическую, детскую, возрастную, медицинскую, социальную, а также психосоматику, нейро- и патопсихологию.
Функциональные обязанности педагога-психолога нередко связаны с дефектологией, сексологией и психогигиеной, он должен уметь проводить тренинги и тесты, но главное – должен уметь анализировать полученные результаты и работать с ними.
Приемы коррекции детского аномального развития. Техника разрешения конфликтных ситуаций. И на сладкое: умение работать с бумажками (коих будут сотни и сотни тысяч), компьютером (и оргтехникой вообще), знать пожарную безопасность и уметь оказывать первую помощь. И это не все, что нужно знать человеку, чтобы выполнять должностные обязанности педагога-психолога. Но главное – слушать и слышать ребенка, даже когда он молчит.
А еще педагог-психолог должен знать, чего он делать не может. Например, использовать свою должность в целях любого рода агитаций (будь то политика, религия, расовое или социальное неравенство и прочее). Давать прямые советы (только мягко направлять на возможные пути решения проблемы).
Обязанности педагога-психолога по ведению личных дел
Вести личные дела учащихся – это обязанность. И речь идет о в буквальном смысле личном деле каждого ребенка без исключения. Часто эта обязанность вменяется классным руководителям, но это в корне неверно. В личном деле должно быть всё: каждая справка о состоянии здоровья, вся информация по успеваемости, все результаты тестирований.
По обстоятельствам сюда же вносится информация о существенных инцидентах, случившихся в ходе обучения ребенка. Информация личного дела, само собой, строго конфиденциальна.
Внимательно наблюдать за подопечными – не желание, а обязанность педагога-психолога. Если не считать регулярных тестирований и сообщений от педагогического состава, часто такое наблюдение ведется спустя рукава. Однако с опытом приходит, что детей не так уж много, практически каждое лицо знакомо, держится в голове даже большинство имен.
Не по регламенту, но в обязанности педагога-психолога входит спросить, как дела, почему грустишь, куда делась подружка: завести диалог, установить связь, проявить участие независимо от того, нужно ли это в данный конкретный момент. Ребенок должен понимать, что не только его судьба, но и его настроение в данную секунду кому-то интересно. В трудную минуту он будет знать, кому не всё равно и в какую дверь постучаться.
Проведение групповых занятий, как возможность понять каждого не только один на один, но и в коллективе – обязанность педагога-психолога, которой нередко пренебрегают. Это могут быть и тренинги, и тестирования, и просто беседа на отстраненную тему. Чаще всего целью является оценка микроклимата в классе и дальнейшее устранение шероховатостей. Выделение лидеров и изгоев. Аккуратный выход на конфликты в коллективе с их последующей ликвидацией.
Индивидуально работать с ребенком. Здесь уже речь идет о конкретной ситуации (либо конкретном инциденте). Наряду со всеми должностными обязанностями педагога-психолога эта – главная, ради неё всё и затевалось, как говорится. Независимо от того, как часто приходится работать с конкретным ребенком.
Административные обязанности педагога-психолога
Работать с родителями. Здесь варианта два. Первый – общие собрания с родителями (профилактические либо обсуждение конкретной ситуации, касающейся класса или школы). Второй – частный случай взаимодействия с одной семьёй. Нередко проводится в паре с социальным педагогом.
Контролировать успеваемость. В этом процессе задействованы многие специалисты образовательного учреждения, но функция педагога-психолога здесь заключается в том, чтобы своевременно заметить резкий спад успехов по учебе: это может зависеть как от душевного состояния подопечного, так и от ситуации в семье.
Оценивать творческие достижения школьников. И, конечно, помогать в развитии творческих способностей.
Контролировать эффективность работы педагогического состава. Одна из важнейших обязанностей педагога-психолога, сопряженная с мониторингом успеваемости.
Выполнять бумажную работу. Годовые и промежуточные планы работ, результаты тестирований, отчеты, статистика – аналитика, журнал учета – мало не покажется. Плюс в том, что вся эта «волокита» помогает должным образом координировать собств
medcollege5.ru
№ | Содержание работы | Сроки | Исполнитель | Прогнозируемый результат |
Психологическая профилактика | ||||
1 | Психологическая профилактика аддиктивных форм поведения (кражи) среди студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Живи своим трудом, а не чужим умом». | 4 – 8 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование установки на без-опасное поведение у студентов I курса. |
2 | Психологическая профилактика аддиктивных форм поведения (самовольных уходов из общежития) среди студентов I курса психологическое занятие по теме: «Жить в мире с собой и другими». | 11-15 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование установки на без-опасное поведение у студентов I курса. |
3 | Психологическая профилактика агрессивных форм поведения среди студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления». | 18-22 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование толерантных установок в межличностных взаимоотношениях между студентами. |
4 | Психологическая профилактика дезадаптации студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Прими того, кто рядом». | 2 — 6 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Успешная адаптация студентов в техникуме, сплочение группы и командообразование. |
5 | Психологическая профилактика суицидальных намерений студентов I курса тренинговое занятие по теме: «На что потратить жизнь». | 16 – 20 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование установок на без-опасное поведение и здоровый образ жизни. |
6 | Психолого-педагогический консилиум: «Адаптация студентов I курса к условиям обучения в техникуме». | 31 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Выработана стратегия комплексного сопровождения дезадаптированных студентов I курса. |
7 | Психологическая профилактика употребления алкогольных напитков студентами I курса тренинговое занятие по теме: «История одного обмана». | 7 – 10 ноября 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни. |
8 | Международный день толерантности (16 ноября) Акция Всероссийского интернет-урока «Урок доброты» для студентов I курса. | 13 – 17 ноября 2017 г. Неделя толерантности | Педагог-психолог | Формирование толерантного отноше-ния к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). |
9 | Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) студентов I – III курсов. | 20 ноября – 1 декабря 2017 г. | Педагог-психолог | Практическая помощь студентам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи. |
10 | День борьбы со СПИД (1 декабря) Анкетирование студентов I-III курсов по теме: «Что мы знаем о СПИД…» Оформление стенда по тематике недели. | 27 ноября – 1 декабря 2017 г. Неделя борьбы со СПИД | Педагог-психолог | Формирование основ здорового образа жизни. Оформленный стенд по теме. |
11 | Психологическая профилактика употребления табачной продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Курение как угроза». | 4 – 8 декабря 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование установок: анти-табачных и здорового образа жизни. |
12 | Психологическая профилактика употребления наркотической продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Секреты манипуляции. Наркотики». | 18 – 22 декабря 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование антинаркотической установки и основ здорового образа жизни. |
13 | Психологическая профилактика употребления нецензурной лексики у студентов I курса психологическое занятие по теме: «Сквернословие – это болезнь». | 15 – 19 января 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование установки на эффективное общение. |
14 | Психологическая профилактика возникновения экстремистских и террористических тенденций у студентов I курса психологическое занятие по теме: «Экстремизм и терроризм – беда XXI века». | 22 – 26 января 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование антиэкстремистских и антитеррористических установок у студентов I курса. |
15 | Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Секреты манипуляции. Алкоголь». | 5 – 9 февраля 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование антиалкогольной установки и основ здорового образа жизни. |
16 | Психологическая профилактика компьютерной зависимости у студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Если не мыслишь свою жизнь без интернета». | 12 – 16 февраля 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование основ здорового образа жизни. |
17 | Психологическая профилактика употребления никотиновой продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Курение – спорные утверждения». | 19 – 22 февраля 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование антиникотиновой установки и основ здорового образа жизни. |
18 | Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Мифы об алкоголе». | 5 – 7 марта 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни. |
19 | Психологическая профилактика употребления наркотической продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Необъявленная война». | 12 – 16 марта 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование антинаркотической установки и основ здорового образа жизни. |
20 | Психологическая профилактика зависимостей у студентов I курса психологическое занятие по теме: «О зависимости весело, но серьезно». | 19 – 23 марта 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование установок на здоровый образ жизни и умении я понимать себя и других. |
21 | Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Скрытая правда об алкоголе». | 26 – 30 марта 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни. |
22 | Психологическая профилактика употребления никотиновой продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Легкий способ бросить курить». | 2 – 6 апреля 2018 г. | Педагог-психолог | Формирование антиникотиновой установки и основ здорового образа жизни. |
23 | Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) студентов I – II курсов. | 16 – 20 апреля 2018 г. | Педагог-психолог | Практическая помощь студентам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи. |
24 | Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) выпускников III курса. | Практическая помощь выпускникам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи. | ||
25 | Психолого-педагогический консилиум: «Анализ результатов адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме». | 22 мая 2017 г. | Педагог-психолог | Анализ результатов комплексного сопровождения дезадаптированных студентов I курса. |
26 | Международный день отказа от курения (31 мая) Просмотр на перерыве студентами видео: «Исцеляющий настрой от курения Н.Г.Сытина ‘Бросаем курить!”». Психологическая профилактика курения «Секреты манипуляции — Табак» (просмотр видеофильма, интерактивная дискуссия) I курс. | 31 мая 2017 г. | Педагог-психолог | Формирование антитабачных установок и основ здорового образа жизни у студентов, осознание его ценности и отказ от курения. |
Психологическое просвещение | ||||
1 | Психологическое просвещение педагогического коллектива «Сквернословие – это болезнь» | 4 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива, способности к саморазвитию. |
2 | Психологическое просвещение родителей (выступление на род.собрании) «Внимание опасность: алкоголь, табак, наркотики, суицид, противоправные действия, экстремизм и терроризм» I курс. | 28 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Расширение психологических знаний родителей об опасных ситуациях. Ознакомить с актуальным уровнем адаптации студентов I курса. |
3 | Психологическое просвещение педагогического коллектива «Образовательная кинесиология». | 6 декабря 2017 г. | Педагог-психолог | Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива. |
4 | Психологическое просвещение педагогического коллектива «Методы предотвравщения насилия в образовательном учреждении ». | 9 января 2017 г. | Педагог-психолог | Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива. |
5 | Психологическое просвещение родителей (выступление на род.собрании) «Как наладить общение с ребенком». | 3 февраля 2018 г. | Педагог-психолог | Расширение психологических знаний родителей о способах установления контакта с собственным ребенком. |
6 | Психологическое просвещение студентов I курса психологический час по теме: «Как справиться с самим собой?». | 26 – 2 марта 2018 г. | Педагог-психолог | Осознание студентами своих психологических особенностей. |
Психологическая диагностика | ||||
1 | Мониторинг аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса. | 11-15 сентября 2017 г. В течение года (по необходимости) | Педагог-психолог | Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения. |
2 | Мониторинг суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой) у студентов I курса. | Выявление уровня сформирован-ности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. | ||
3 | Мониторинг особенностей развития студентов «группы социального риска». | Выявлен уровень психологического развития студентов «группы социального риска». | ||
4 | Мониторинг склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (опросник А.Н. Орел) у студентов I курса. | 18-22 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлена группа студентов, готовых к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. |
5 | Мониторинг характерологических особенностей (Айзенк) у студентов I курса. | Выявлены характерологические особенности у студентов. | ||
6 | Мониторинга уровня тревожности студентов I курса. | 25-29 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлена группа студентов, имею-щих высокий уровень тревожности. |
7 | Мониторинга акцентуаций характера (Личко) студентов I курса. | Выявлены ведущие акцентуации характера у студентов. | ||
8 | Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов I курса. | 2 — 6 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. |
9 | Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов II курса. | 9 — 13 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. |
10 | Мониторинг уровня адаптированности к учебной группе и учебной деятельности у студентов I курса. | 16 – 20 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлен актуальный уровень адаптированности у студентов к учебной группе и учебной деятельности. |
11 | Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов III курса. | Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. | ||
12 | Мониторинг психологического климата в группе и социометрического статуса у студентов I курса. | 23 – 27 октября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлены психологический климат в группе и социометрический статус студентов. |
13 | Мониторинг уровня удовлетворенности студентов I курсов условиями обучения в техникуме. | Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме. | ||
14 | Мониторинг уровня удовлетворенности студентов II курсов условиями обучения в техникуме. | 30 октября – 3 ноября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме. |
15 | Мониторинг уровня удовлетворенности студентов III курсов условиями обучения в техникуме. | 7 – 10 ноября 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме. |
16 | Мониторинг аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса. | 25 – 29 декабря 2017 г. | Педагог-психолог | Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения. |
17 | Мониторинг суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой) у студентов I курса. | Педагог-психолог | Выявление уровня сформирован-ности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. | |
18 | Мониторинг (повторный) психологического климата в группе и социометрического статуса у студентов I курса. | 9 – 13 апреля 2018 г. | Педагог-психолог | Выявлены психологический климат в группе и социометрический статус студентов. |
19 | Мониторинг (повторный) уровня адаптиро-ванности к учебной группе и учебной деятельности у студентов I курса. | Выявлен актуальный уровень адаптированности у студентов к учебной группе и учебной деятельности. | ||
20 | Мониторинг уровня удовлетворенности студентов I курсов условиями обучения в техникуме. | 23 – 27 апреля 2018 г. | Педагог-психолог | Выявить уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме. |
21 | Мониторинг уровня удовлетворенности студентов II курсов условиями обучения в техникуме. | Выявить уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме. | ||
22 | Мониторинг выпускников и их родителей удовлетворенности полученным качеством образования в техникуме. | 3 – 4 мая 2018 г. | Педагог-психолог | Выявить уровень удовлетворенности выпускников и их родителей качеством полученного образования в техникуме. |
23 | Мониторинг (повторный) аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса. | 7 – 11 мая 2018 г. | Педагог-психолог | Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения. |
24 | Мониторинг (повторный) суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой). | Выявлен уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. | ||
25 | Мониторинг (повторный) особенностей развития студентов «группы социального риска». | 4 – 22 июня 2018 г. | Педагог-психолог | Отслеживание уровня психоло-гического развития студентов «группы социального риска». |
Психологическая коррекция и развитие | ||||
1 | Тренинг «Знакомство с психологом» в рамках Дня здоровья. | 8 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | Установление контакта с первокурс-никами, снятие негативных уста-новок при общении с психологом, сплочение группы. |
2 | Психологическая коррекция и развитие студентов «группы социального риска». | 18 сентября 2017 г. – 22 июня 2018 г. | Педагог-психолог | Решение конкретных проблем студентов «группы социального риска». |
3 | Психологическая коррекция и развитие студентов «группы суицидального риска». | 18 сентября 2017 г. – 4 мая 2018 г. | Педагог-психолог | Снижение аутоагрессивных тенден-ций и факторов, формирующих суицидальные намерения, предуп-реждение серьезных попыток самоубийства. |
4 | Психологическая коррекция и развитие дезадаптированных обучающихся I курса и решение их конкретных проблем. | 7 ноября 2017 г. – 30 марта 2018 г. | Педагог-психолог | Решение конкретных проблем дезадаптированных обучающихся I курса. |
Психологическое консультирование | ||||
1 | Психологическое консультирование классных руководителей, мастеров п/о, воспитателей общежития по результатам мониторинга адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме. | 30 октября – 3 ноября 2017 г. | Педагог-психолог | Ознакомление с информацией о каждом ребенке, которая должна быть учтена в процессе обучения и воспитания классными руководи-телями, мастерами п/о, воспита-телями общежития. |
2 | Психологическое консультирование классных руководителей, мастеров п/о, воспитателей общежития по результатам мониторинга адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме. | 21 – 25 мая 2018 г. | Педагог-психолог | Ознакомление с информацией о каждом ребенке, которая должна быть учтена в процессе обучения и воспитания классными руководи-телями, мастерами п/о, воспита-телями общежития. |
3 | Индивидуальные и групповые консультации – классных руководителей, мастеров п/о, студентов, родителей и лиц их заменяющих по их проблемам. | В течение учебного года | Педагог-психолог | Решение конкретных проблем клиентов. |
Организационно-методическая деятельность | ||||
1 | Корректировка плана работы на год. | 1 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | План работы на год. |
2 | Корректировка списков студентов входящих в «группу социального риска». | 4 – 8 сентября 2017 г. | Педагог-психолог | Список студентов «группы социального риска». |
3 | Разработка и выдача рекомендаций для мастеров п\о и классных руководителей по вопросам специфики организации индивидуальной работы со студентами. | 30 октября – 3 ноября 2017 г. | Педагог-психолог | Рекомендаций для мастеров п\о и классных руководителей для индивидуальной работы со студентами. |
4 | Корректировка плана работы. Работа с документацией. | 9 – 12 января 2018 г. | Педагог-психолог | План работы и документация. |
5 | Подготовка стимульного материала для проведения психодиагностики студентов. | В течение учебного года | Педагог-психолог | Стимульный материал |
6 | Организация и методическая подготовка к проведению психодиагностики студентов. | В течение учебного года | Педагог-психолог | План проведения психодиагностики студентов. |
7 | Обработка результатов психодиагностического исследования, составление заключений, психологических характеристик студентов. | В течение учебного года | Педагог-психолог | Заключения, психологические харак-теристики, рекомендации. |
8 | Изучение психолого-педагогической литературы. | В течение учебного года | Педагог-психолог | Применение новых знаний в работе. |
9 | Аналитическая деятельность по всем направлениям работы. | 25 – 28 июня 2018 г. | Педагог-психолог | Анализ работы за год и план работы на следующий год. |
10 | Работа по запросам: | В течение учебного года | Педагог-психолог | Содействие в решении возникающих проблем. |
nsportal.ru
Должностная инструкция педагога-психолога | Должностные обязанности педагога-психолога, образец должностной инструкции педагога-психолога — Rabota.ru
Педагог-психолог работает на стыке двух специализаций, соответственно, и базовое профессиональное образование у него может быть разным, что мы и указали в нашем образце должностной инструкции педагога-психолога. Содержание должностных обязанностей педагога-психолога может разниться, в зависимости от того работает он в обычной школе, интернате или другом детском учреждении. В должностную инструкцию педагога-психолога можно включить и пункт о консультациях и помощи коллегам-педагогам.
Скачать в .doc
К списку должностных инструкций
Должностная инструкция педагога-психолога
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог относится к категории технических исполнителей.
1.2. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия педагога-психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность педагога-психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», стаж работы от 2 лет.
1.6. Педагог-психолог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления по вопросам образования;
— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты;
— общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
— современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
1.7. Педагог-психолог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения.
2.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
2.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
2.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
2.8. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.9. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.10. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
3. Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4. Ответственность педагога-психолога
Педагог-психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
К списку должностных инструкций
www.rabota.ru
Функциональные обязанности педагога — психолога
1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использо-вания достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.
2. Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.
3. Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:
1) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;
2) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;
3) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;
4) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;
5) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.
4. Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной ра-боты с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обуче-нии на новом школьном этапе.
5. Проводит необходимую психокоррекционную работу.
6. Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.
7. Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по во-просам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
8. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.
9. По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительст-ва, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологиче-скую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.
10. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического сове-та и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.
11. Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).
12. Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.
13. Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).
14. Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.
15. Осуществляет учёт результатов психолго-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.
С функциональными обязанностями ознакомлен(а):
«___» ______________ 2010 г.
psycholog-school.ru