Опосредования: ОПОСРЕДОВАНИЕ это
Что такое социальное и деятельностное опосредование в психологии
Большинство психологов сходится на том, что человек выстраивает отношения с окружающим миром не напрямую. Его поведение, чувства, способы реагирования всегда регулируются, контролируются или, говоря психологическим термином, опосредуются прошлым опытом, желаниями, целями. Понять суть происходящих процессов не всегда просто, поэтому давай разбираться, что значит опосредование в психологии, каким оно бывает.
В этой статье:
Понятие опосредованияВиды опосредования
Новости СМИ2
Понятие опосредования
Фото автора Gabriel Santos: Pexels
В советской психологии большое внимание опосредованию уделали такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Я. Рубинштейн. С их точки зрения, все психические явления в процессе формирования проходили определенный процесс. Сначала на них влияли внешние стимулы, затем они превращались во внутренние регуляторы и уже в этой роли оказывали воздействие на то или иное явление.
Звучит запутанно, поэтому ознакомься с часто используемым примером:
- Ты учишь ребенка добру, объясняешь ему, как можно и нельзя поступать.
Например, он должен уважать старших – родителей, воспитателей, учителей. Это знание для него является внешним стимулом.
- В первое время он просто слушает, но не всегда слышит и, тем более, выполняет то, о чем ты говоришь. Однако наступает момент, когда он начинает следовать твоим рекомендациям. Так, вы едете в автобусе, занимаете два кресла. Входит пожилой мужчина. Ты говоришь ребенку: «Сядь ко мне на колени, пусть второе сиденье займет дедушка, он – старенький, ему тяжело стоять». Малыш, вместо того, чтобы капризничать, просто пересаживается к тебе, а потом всем рассказывает, как он хорошо поступил.
- После того, как подобные ситуации проиграются несколько раз, ребенок, видя пожилого человека, сам будет предлагать ему сесть на свое место.
Таким образом, изначально действия малыша опосредовались только его желаниями и интересами, а внешний стимул существовал отдельно от него. В дальнейшем он стал частью ценностно-нравственной системы ребенка и начал самостоятельно влиять на его поведение.
GiphyТак происходит со всеми значимыми явлениями жизни. Советские психологи ориентировались на объективные факторы – установленные в обществе моральные ценности, коллектив, деятельность. Однако опосредование в психологии затрагивает и более глубокие области психики. Но об этом речь пойдет чуть дальше.
Опосредование выполняет несколько функций:
- Регулирующая – действия человека, его выбор должны соответствовать принятым им нормам, правилам, ценностям.
- Общение – люди взаимодействуют с помощью знаков. Именно они, с точки зрения Л. С. Выготского, делают возможным взаимопонимание, лежат в основе коллективной деятельности, процессов обучения. Опосредуют имеющиеся знания.
- Построение общества, коллектива, сплоченной национальной группы.
- Возможность достижения целей – действия перестают быть хаотичными, есть определенный фактор, который их объединяет.
- Защитная – наличие знания, понимание причинно-следственной связи позволяет защитить психику от разрушительных воздействий стресса, напряжения, форс-мажорных ситуаций.
Виды опосредования
Процесс опосредования – постоянный, он красной нитью проходит через всю жизнь человека. Факторы, которые на него влияют, формируют разные виды опосредования. Тем самым, человек оказывается в мире ограничений и возможностей.
Разные виды опосредования можно схематично представить в виде цветка с серединкой, которая пересекает каждый лепесток. Ты формируешься, как личность, развиваешься в этой серединке, находя баланс между разными видами опосредования. Иногда лепестки обрываются, на их месте вырастают новые.
Деятельностное опосредование
Один из ключевых факторов – ведущая деятельность, т.е. то, что в определенном возрасте максимально влияет на жизнь человека. В школьном возрасте и юношестве это учеба. У взрослых это работа, необходимость зарабатывать деньги для выживания семьи. У молодой мамы это обязанность заботиться о ребенке.
Фото автора Toni Ferreira: PexelsВ связи с этим принято говорить о деятельностном опосредовании. Все действия человека, его мотивация, мышление преломляется через основной вид деятельности.
Так, мама новорожденного, которая привыкла много читать, вероятно, будет продолжать читать, но книги будут о воспитании ребенка, кормлении, заболеваниях. Девушка, поступившая на факультет психологии, будет измерять все возможности с точки зрения того, получит ли она что-то новое, нужное для учебы, развития себя, как психолога.
Социальное опосредование
Каждый человек живет в определенной группе других людей. Это семья, группа в университете, на тренировке, рабочий коллектив. Та же самая молодая мама быстро окажется в группе других родителей, занятых детскими проблемами.
Каждая группа существует в рамках определенных правил (пусть невысказанных), ценностей, ограничений. Чтобы быть принятым, человек изучает их, пытается соответствовать. Например, в спортивной команде использует сленг, на работе – вежливую, грамотную речь. Возможны ограничения в одежде, темах для разговоров.
Фото автора Ron Lach: PexelsМотивационное опосредование
В этом виде опосредования сконцентрированы мотивы и цели, которые руководят твоим поведением, выбором. Ты хочешь стать известным ученым, поэтому можешь покинуть семью, родной город, переехать в другую страну. В этот момент социальное опосредование резко поменяется – на тебя перестанут влиять прошлые группы, ключевым фактором будет цель стать ученым и получить для этого лучшие возможности.
Или твоей целью всегда было построить успешную карьеру, ты работала днями и ночами, в выходные, ездила по командировкам. Но однажды у тебя родился милый, абсолютно беспомощный ребенок. Ты планировала через месяц выйти на работу и добиваться повышения, но не смогла оставить малыша и отказалась от карьеры.
Защитное опосредование
У апологетов советской психологической науки ты, конечно, не найдешь формулировку защитного опосредования. Но какую другую роль, кроме контроля, регуляции выполняют защитные механизмы? Они действительно опосредуют твои чувства, отношение, выбор, поведение.
К примеру, в детстве девочку часто оставляли одну. Она привыкла к одиночеству, научилась играть сама, не бояться чудовищ и злых людей. Вернее, это тот фасад, который она успешно демонстрирует окружающим. В действительности ей постоянно снятся ужасы, при любом проявлении интереса со стороны молодых людей она убегает, все портит. В результате при всех мечтах о счастливой семье перед тобой оказывается одинокая, несчастная женщина.
Фото автора Teona Swift: PexelsЗащитные механизмы, выработанные в детстве, чтобы справиться с одиночеством, продолжают опосредовать ее мир и во взрослом возрасте.
Опосредование через самооценку
Еще один не совсем стандартный подход – опосредование через самооценку. То, как человек видит, оценивает себя, оказывает мощное влияние на всю его жизнь.
Низкая самооценка заставляет выбирать низкооплачиваемую работу, друзей, с которыми тебе неинтересно. Они готовы принять тебя в компанию, поэтому ты проводишь с ними время.
Слишком высокая самооценка устанавливает рамки, до которых невозможно допрыгнуть, отсюда – постоянная фрустрация. Молодой человек только закончил ВУЗ и сразу решил стать директором завода. Шансов немного. Однако из-за завышенной самооценки он этого может не понять, начнет винить всех подряд и в итоге скатится к алкогольной зависимости. Это просто пример, но он показывает, что знание и понимание своих реальных возможностей оказывает опосредующую функцию.
Можно много говорить об опосредовании, выделять разные его виды. Главное, понять одно – невозможно построить четкую причинно-следственную связь между событием и реакций человека. Всегда есть дополнительные сознательные и бессознательные факторы, которые на нее влияют и ее формируют.
17.Опосредование как основа регуляции поведения
Одним из важнейших индикаторов уровня развития Л. явл. возможность опосредования, самостоят-ного регулирования своего поведения.
Первым, кто принципиально увязал процесс регуляции с опосредованием поведения, был Л. С. Выготский. Указывая, что специфика человеч. психики обусловлена общественно-историч. условиями, он подчеркивал ее опосредованный хар-ер.
Процесс опосредования совершается на разных ур. психич. отражения и зависит от многих детерминант: от содержания выполняемой деят-ти, от ситуации, в к-ую данная деят-ть включена, от целей, к-ые ставит перед собой Ч., от самооценки.
Опосредование выявляется уже на уровне операций. Известно, что необходимость лучшего запоминания материала проводит к оперированию знаками, символами. В этом случае опосредование приобретает характер «вспомогательный»: оно служит другой деят-ти — деят-ти запоминания. Поиск и применение «вспомогат. средств» таят в себе регулятивную ф-цию. На уровне «вспомогат. действия» процесс опосредования носит регулирующий хар-тер, что знак помогает человеку овладеть своим поведением и направить его сообразно своим целям, что овладение поведением представляет собой опосредованный процесс.
Опосредствуя свое поведение, Ч получает возможность вырабатывать новые способы действования, активности, новые мотивы. Поведение Ч становится более произвольным и осознанным.
Выводы:
1. проявлением опосредования явл-ся включение личностного компонента в структуру познавательных процессов.
2. опосредованность представляет собой одно из осн. личностных образований, связанное с осознанием мотивов деят-ти, перспективных целей, с критичностью, с самооценкой, с возможностью регуляции как своих отдельных поступков, так и с сознательным управлением поведением в целом.
Т. о., опосредствование, с одной стороны, участвует в иерархизации мотивов человека, а с другой стороны, оно явл-ся продуктом этой иерархизации.
Опосредствуя свое поведение, человек получает возможность вырабатывать новые способы действования, активности, новые мотивы. Поведение человека становится более произвольным и осознанным.
Данные патопсихологич. исследований показали, что больные с органическими поражен. мозга (эпиллесия, травмы мозга, нейроинфекции) не могут оперировать знаком,→ проявляется патологии поведения — нарушения опосредования, нарушения регуляции своих действий. Если больному предлогают вспомнить по картинке слово, то он начинал говорить по поводу картинки.Но, если экспериментатор настаивал: «Будьте внимательны, подумайте, когда выбираете», больные могли справиться с заданием.
Не менее четко выявляется роль регулирующей ф-ции опосредования при исследовании мышления. Так, некоторые больные с органическим поражением мозга, у к-ых нет грубых изменений процессов анализа, синтеза и обобщения, не м. выполнить простое задание на заполнение пропусков в тексте: они вставляют слова, неадекватные смыслу предложения или текста.
Подобные нарушения познавательных процессов не обусловлены нарушением логических операций — все эти больные могли справиться со значительно более сложными заданиями; эти нарушения были обусловлены смещенностью жизненных установок и мотивов, особенностями эмоцион.
!!!
1. проявлением опосредования явл-ся включение личностного компонента в структуру познавательных процессов.
2. опосредованность представляет собой одно из осн. личностных образований, связанное с осознанием мотивов деят-ти, перспективных целей, с критичностью, с самооценкой, с возможностью регуляции как своих отдельных поступков, так и с сознательным управлением поведением в целом.
Т. о., опосредствование, с одной стороны, участвует в иерархизации мотивов человека, а с другой стороны, оно явл-ся продуктом этой иерархизации.
Посредничество
О
Посредничество – это процесс альтернативного разрешения споров (АРС), в котором обученный нейтральный посредник облегчает общение между сторонами и, не решая вопросов и не навязывая решение сторонам, позволяет им понять и прийти к взаимоприемлемому решению к их спору.
Это помогает сторонам понять и признать свои основные потребности, пересекающиеся интересы и области согласия. В Вирджиния процесс посредничества является добровольным и конфиденциальным.Контактная информация
Используйте каталог посредников с возможностью поиска, чтобы найти сертифицированного посредника рядом с вами. Если у вас есть активное дело в окружном суде, обратитесь к координатору медиации этого суда или в офис секретаря для получения дополнительной информации.
- Директор — Пол Ф. ДеЛош
Телефон — (804) 786-6455 - Менеджер службы разрешения споров — Дэн Вассинк
Телефон — (804) 786-6455
Сертификация и обучение
Информация о требованиях к сертификации и повторной сертификации, расписания тренингов и календари конференций
Пилотные проекты апелляционного посредничества
Этот пилотный проект посредничества Верховного суда Вирджинии и Апелляционного суда Вирджинии начнется с 1 января 2019 г. до 31 декабря 2022 г. Он доступен в некоторых гражданских делах, в которых обе стороны представлены адвокатами.
Процесс подачи жалобы
- Жалоба Процедуры для медиаторов, сертифицированных для рассмотрения дел, переданных в суд
- Форма жалобы на посредничество [Форма ADR — 1004]
- В ПДФ
- В Слово
- Стандарты этики и профессиональной ответственности сертифицированных медиаторов
Каталоги Пожалуйста, выберите из следующего:Альтернативный Суд организаций по разрешению споров Сертифицированные медиаторы (по округам/районам)Медиатор Наставники (по округам/районам)Посредничество Координатор Подрядчики (по населенным пунктам) Посредничество Подрядчики-координаторы (по организациям) Разрешение каталога посредников Вирджиния
Часто Задаваемые вопросы о посредничестве
Формы и приложения
Посредничество Информационная система
- Посредничество
Информационная система
Информационная система медиации — это онлайновая база данных, используемая для сбора информации о медиациях, переданных судом. Система MIS предназначена для использования только посредниками, сертифицированными судом.- Инструкции для посреднической информационной системы
- Отчет о доступе и посещении
- Подать отчет о медиации, завершившейся после 01.07.18
- Инструкции по отчету о доступе и посещении
Ресурсы
и справочные материалы
Руководства, отчеты и публикации
Стандарты
и Руководство
Квалификационные стандарты, руководства по обучению и законодательные рекомендации
Процесс посредничества и разрешение споров — PON
По сравнению с другими формами разрешения споров процесс посредничества может носить неформальный, импровизационный характер. Процесс посредничества может включать некоторые или все из следующих шести шагов:
1. Планирование.
Перед началом процесса медиации медиатор помогает сторонам решить, где они должны встретиться и кто должен присутствовать.
Каждая сторона может иметь юристов, коллег и/или членов семьи в своей команде, в зависимости от контекста. Представьте, что консалтинговая фирма и типография решили нанять бывшего судью с 10-летним опытом работы в качестве посредника.
(Все больше судей в отставке начинают новую карьеру в качестве медиаторов.)
Команды из трех человек из двух компаний встречаются в офисе посредника. Как старший менеджер консалтинговой фирмы, вы приводите с собой коллегу и юриста.
Два менеджера и юрист также входят в команду типографии.
2. Представление посредника.
Когда стороны собрались в одной комнате, Кэти, посредник, представляет участников, описывает процесс посредничества и излагает основные правила.
Она также представляет свою цель в процессе посредничества: помочь сторонам прийти к соглашению по вопросу о спорном гонораре за консультационные услуги и урегулировать деловые отношения мирным путем.
3. Вступительное слово.
После представления медиатора каждая сторона имеет возможность без перерыва изложить свою точку зрения на спор.
В дополнение к описанию проблем, которые, по их мнению, стоят на кону, им также может потребоваться время, чтобы выразить свои чувства.
Предположим, что представитель типографии начинает с обсуждения того, насколько он был потрясен тем, что ему был выставлен счет за дополнительную консультационную работу.
«Поскольку ваше обучение явно не сработало, — говорит он вам и вашей команде, — я не понимаю, как вы могли взимать с нас плату за работу, которую вы не сделали с самого начала.
Вы объясняете, что в вашем контракте четко указано, что работа, выполняемая после начальной тренировки, оплачивается по вашим обычным расценкам.
«Я уверен, что мы обсуждали это по телефону в какой-то момент», — говорите вы. «И в любом случае многие ваши сотрудники расслабились во время первоначального обучения. Их низкая мотивация — не наша проблема».
4. Совместное обсуждение.
После того, как каждая сторона представит свои вступительные замечания, посредник и участники спора могут свободно задавать вопросы с целью достижения лучшего понимания потребностей и проблем каждой стороны.
Поскольку спорящим сторонам часто трудно слушать друг друга, посредники действуют как переводчики, повторяя то, что они услышали, и запрашивая разъяснения, когда это необходимо. Если стороны заходят в тупик, посредники определяют препятствия, стоящие на их пути, и работают над тем, чтобы вернуть обсуждение в нужное русло.
На этом этапе посредник в нашем примере с переговорами выше пытается понять, почему две стороны имеют такие разные взгляды на то, как проходило обучение. В ответ на вопросы посредника Джереми, представитель типографии, признает, что моральный дух организации был низким из-за недавних увольнений.
«Это не оправдание для того, чтобы не платить по счету», — говорите вы.
«На самом деле, это еще одна причина, по которой вы должны платить сполна, если вы признаете, что проблема в вас, а не в нашем обучении».
«Ваши люди плохо понимали, с кем они работают», — возражает Джереми.
5. Кавказские собрания.
Если эмоции накаляются во время совместного заседания, посредник может разделить обе стороны на отдельные комнаты для частных встреч или совещаний.
Часто, но не всегда, посредник сообщает каждой стороне, что информация, которой они делятся на собрании, останется конфиденциальной.
Обещание конфиденциальности может побудить участников спора поделиться новой информацией о своих интересах и опасениях. На кокусах с обеими сторонами дебатов по обучению ИТ посредник узнает, что типография испытывает финансовые затруднения.
«Во-первых, мы сожалеем о покупке новой компьютерной системы», — признается Джереми посреднику.
«Мы никак не сможем оплатить этот счет».
Когда посредник совещается с вашей стороной, вы объясняете, что опасаетесь, что известие о неудачном обучении повлияет на репутацию вашей фирмы в Чикаго и за его пределами.
6. Переговоры.
На этом этапе пора приступить к формулированию идей и предложений, отвечающих основным интересам каждой из сторон — знакомая тема для любого опытного переговорщика. Посредник может вести переговоры со всеми сторонами в одной комнате, или он может участвовать в «челночной дипломатии», перемещаясь между командами, собирая идеи, предложения и встречные предложения.
При составлении вашего предложения об урегулировании почетный профессор права Северо-Западного университета Стивен Б. Голдберг рекомендует вам обратиться к посреднику за ее советом.
Ее беседы с другой стороной, вероятно, дали ей представление о ее интересах, которые вы можете использовать при оформлении своего предложения.
Предположим, что ваши встречи с посредником привели всех к пониманию того, что ваша фирма в первую очередь заботится о поддержании своей репутации, в то время как типография беспокоится об оплате своих счетов.
Это новое понимание интересов обеих сторон приводит к раунду переговоров, в ходе которых вы соглашаетесь сократить свой последующий счет за консультации вдвое — с 35 000 до 17 500 долларов.