Основатель первого в россии психологического института: Г.И. Челпанов и основание Психологического института. История России.

Психологический институт им. Л. Г. Щукиной

Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (Психологический институт РАО, ПИ РАО) — научно-исследовательское учреждение Российской академии образования, научные подразделения которого ведут психологические исследования — от изучения фундаментальных проблем теории и истории психологии, закономерностей развития и регуляции психики до практико-ориентированных разработок проблем развития человека в конкретных видах его деятельности.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Создание и развитие
    • 1.3 Исторические названия
    • 1.4 Руководители института
    • 1.5 Интересные факты
  • 2 Структура и Лаборатории
  • 3 Наука
  • 4 Научно-практическая деятельность
  • 5 Издания Психологического института
  • 6 Награды
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История

Истоки

В 1885 г. было основано Московское психологическое общество – первое в России профессиональное объединение научных сил в области философии и психологии. Георгия Ивановича Челпанова, одного из наиболее активных членов Общества, в равной степени волновали проблемы экспериментальной психологии и вопросы подготовки молодых специалистов.

Став в 1907 г. профессором по кафедре философии в Московском университете, он учредил «Психологический семинарий», который называл «маленьким институтом». На базе семинария стало вестись преподавание психологии, а с 1909 г. – экспериментальные исследования. Когда число обучающихся превысило возможности помещения, начался процесс создания самостоятельного института[1].

Создание и развитие

Психологический институт, созданный в 1912 г. и открытый в 1914 г. профессором Московского университета Георгием Ивановичем Челпановым, был первым в России (и в то время — третьим в мире) научно-исследовательским и образовательным психологическим институтом. Средства на создание института были пожертвованы известным российским меценатом Сергеем Ивановичем Щукиным. Согласно пожеланию благотворителя Психологическому институту было присвоено имя его покойной супруги — Лидии Григорьевны Щукиной.

Г.И. Челпанов создавал новый институт, тщательно изучив зарубежные прототипы в европейских и американских университетах, образование в которых считал наиболее приближенным к условиям российского образования. Одним из образцов послужила первая психологическая лаборатория под руководством Вильгельма Вундта в Лейпцигском университете[2].

Первоначальная цель создания института, актуальная и по сей день, заключалась в объединении общей и прикладной психологии, развитии психологии как единой научной дисциплины:

…психология начинает утрачивать свое единство. Ей грозит распад. […] Нужно принять меры к сохранению единства психологии. Такому объединению может способствовать институт, если в нем первенствующее место будет отводиться общей психологии.

Г.И. Челпанов[3]

C 1997 г. в институте проводятся ежегодные «Челпановские чтения». Регулярно организуются конференции и семинары, посвященные научному наследию корифеев отечественной психологии, в том числе, несправедливо «забытых» деятелей — Г. И. Челпанова, В.В. Зеньковского, Л.М. Лопатина и др.[2]

В 1999 г. Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет и сеть городских центров практической психологии образовали единый научно-образовательный комплекс (НОК) «Психология»

[4].

Исторические названия

За все время своей деятельности институт сменил несколько названий:

  • 1912-1924: Психологический институт им. Л.Г. Щукиной
  • 1924-1930: Московский Государственный институт экспериментальной психологии Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН)
  • 1930-1934: Государственный институт психологии, педологии и психотехники (ГИППиП) Российской Ассоциации научных институтов марксистской педагогики
  • 1934-1937: Государственный институт психологии
  • 1938-1944: Центральный научно-исследовательский институт психологии
  • 1944-1969: Научно-исследовательский институт психологии Академии педагогических наук РСФСР
  • 1970-1992: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР
  • 1992-2002: Психологический институт Российской академии образования
  • 2002-2008: Государственное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования»
  • 2008-2011: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт»
  • с декабря 2011 г. по наст. время: Федеральное государственное научное учреждение «Психологический институт» Российской академии образования

Руководители института

  • 1912-1923: Г.И. Челпанов
  • 1924-1930: К.Н. Корнилов
  • 1930-1931: А.Б. Залкинд[5]
  • 1931-1932: Т.Л. Коган (и.о.)[6]
  • 1932-1937: В.Н. Колбановский
  • 1938-1941: К.Н. Корнилов (назначен на должность вторично)
  • 1941-1942(октябрь): Н.А. Рыбников (и.о.)[7]
  • 1942-1945: С.Л. Рубинштейн
  • 1945-1973: А.А. Смирнов
  • 1973-1983: В.В. Давыдов
  • 1983-1991: А.М. Матюшкин
  • 1991-1992: В.В. Давыдов (
    назначен на должность вторично
    )
  • 1992-по настоящий день: В.В. Рубцов[8]

Интересные факты

  • Деятельность Московского психологического общества была междисциплинарной, а его членами становились не только ученые-исследователи. Л.Н. Толстой и А.А. Фет также были членами МПО[9].
  • Г.И. Челпанов планировал провести в России международный психологический съезд, но его замыслам помешала Первая мировая война[9].
  • Инициатива С.И. Щукина была первым и единственным в нашей стране (не считая нескольких последующих взносов того же Щукина) пожертвованием в адрес психологического учреждения[10].
  • Психологический институт им. Л.Г. Щукиной — первый в мире, построенный по специальному плану: все европейские и американские институты переделывались из старых помещений[10].
  • Полуподвальное помещение института служило общежитием для аспирантов, и некоторые выдающиеся советские психологи были в нем прописаны
    [10]
    .

Структура и Лаборатории

  1. Лаборатория возрастной психогенетики (рук. — С. Б. Малых, д. психол. н., проф., чл-корр. РАО)
  2. Лаборатория психологии саморегуляции (рук. — В. И. Моросанова, д. психол. н., проф.)
  3. Лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии (рук. — М. К. Кабардов, д. психол. н., проф.)
  4. Лаборатория онтогенеза индивидуальных различий (рук. — М. С. Егорова, д. психол. н., член-корр. РАО)
  5. Лаборатория социально-психологических проблем развития личности (рук. — И. Г. Дубов, д. психол. н.)
  6. Лаборатория экопсихологии развития (рук. — В. И. Панов, д. психол. н.,проф., член-корр. РАО)
  7. Лаборатория психологии одаренности (рук. — Е. И. Щебланова, д. психол. н.)
  8. Лаборатория научных основ детской практической психологии (рук. — А. Д. Андреева, к. психол. н.)
  9. Лаборатория психологии учения (рук. — Е. Д. Божович, к. психол. н.)
  10. Лаборатория научных основ психотерапии и консультирования (рук. — Т. В. Снегирева, к. психол. н.)
  11. Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий (рук. — В. В. Рубцов, д. психол. н., проф.,академик РАО)
  12. Лаборатория психологии личностно-ориентированного образования (рук. — И. С. Якиманская, д. психол. н., проф.)
  13. Лаборатория психологических проблем художественного развития (рук. — А. А. Мелик-Пашаев, д. психол. н.)
  14. Лаборатория психологии профессионального развития личности (рук. — Л. М. Митина, д. психол. н.)
  15. Лаборатория психического развития дошкольников (рук. — С. Ю. Мещерякова-Замогильная, к. психол. н.)
  16. Лаборатория психологии младшего школьника (рук. — Д. Б. Эльконин, д. психол. н., проф.)
  17. Лаборатория психологии подростка (рук. — Т. Д. Марцинковская, д. психол. н., проф.)
  18. Группа психологии школьных учебников (рук. — Г. Г. Граник, д. психол. н., проф., академик РАО)
  19. Научно-практический Центр «Психологическая безопасность образовательной среды и психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях (рук. — И. А. Баева, д. психол. н., проф. )
  20. Научный архив (рук. — Е. П. Гусева, к. психол. н.)
  21. Группа информации

Наука

В Психологическом институте были созданы крупные отечественные научные школы в психологии, связанные с именами их основателей:

  • Научная школа Г. И. Челпанова: комплексный подход, направленный на интеграцию общепсихологического и экспериментально-психологического знания при изучении психики.
  • Научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – А.Н. Леонтьева
    : культурно-исторический подход и теория деятельности.
  • Научная школа Б.М. Теплова: систематическое исследование физиологических основ индивидуально-психологических различий (дифференциальная психофизиология).

Основные направления исследований современного ФГНУ «Психологический институт» РАО объединены в четыре крупных проекта[11]:

  1. Закономерности психического развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности: интегрированный подход.
  2. Психологические основы развития и обучения ребенка в современном социокультурном контексте.
  3. Теоретические, методические и организационные основы психологического обеспечения современного образования.
  4. Психология безопасности в образовании и психологическое обеспечение деятельности в экстремальной ситуации.

В дополнение к этому и во исполнение постановления Президиума РАО «Детство как стратегический ресурс развития общества»[12] ФГНУ «Психологический институт» РАО выполняет ещё 6 проектов:

  1. Личностное, социальное и профессиональное самоопределение личности и развитие социальной (гражданской, этнической, общекультурной, гендерной) и личностной идентичности в подростковом и юношеском возрастах в условиях перехода к постиндустриальному поликультурному обществу.
  2. Развитие личности в детском, подростковом и юношеском возрастах в условиях информационного социализации и новых образовательно-развивающих сред, опосредованных СМИ.
  3. Программное содержание, психолого-педагогические технологии и методы обучения, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий как основы «умения учиться» на начальной, основной и полной ступени общего образования, критерии и инструментарий оценки их сформированности.
  4. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования второго поколения.
  5. Психолого-педагогические основы развития общей и специальной одаренности детей и подростков.
  6. Теории и методики повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и кадров с высшим и средним профессиональным образованием в соответствии с динамично меняющимися потребностями рынка труда и требованиями общества к личности гражданина.

В штате научных подразделений ФГНУ «Психологический институт» РАО работают 237 человек, из них 3 действительных члена РАО, 3 члена-корреспондента РАО, 52 доктора наук, 108 кандидатов наук. Более 70 сотрудников Института являются лауреатами премий Президента и Правительства РФ в области образования.

Научно-практическая деятельность

С 1990-х годов Психологический институт выполняет исследования и разработки в рамках основных федеральных программ: «Дети России», «Дети Чернобыля», «Здоровье населения России», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды»[13], «Государственный стандарт дошкольного образования», приоритетный национальный проект «Образование», а также городских программ Правительства Москвы «Образование и здоровье», «Столичное образование» (в настоящее время — «Столичное образование — 6»), «Модернизация московского образования», «Наша Новая школа».

Психологический институт РАО внедряет в практику модели психологического обеспечения современного образования: образовательные программы, соответствующие требованиям новых ГОСов и ФГОСов, параметры, средства и условия развития (когнитивного, мотивационного, регуляторного, личностного, профессионального, художественного) субъектов образовательного пространства, систему оценки качества образовательных результатов, методы организации комфортной образовательной среды.

Разработки Психологического института РАО, выполненные под руководством И.В. Дубровиной, внесли значительный вклад в развитие системы психологической помощи. Сотрудниками института разработаны научная концепция, организационные модели, психологический инструментарий службы, которые внедрены как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Разработаны и внедрены в практику образования адресные системы психологического сопровождения различных категорий детей (одаренные дети, дети с нарушениями развития, девиантные, дети-сироты и т. д.)

Психологический институт также занимается созданием, апробацией и внедрением современного психологического методического инструментария как исследовательского, так и диагностического.

Издания Психологического института

  • Теоретическая и экспериментальная психология
  • Новые исследования в психологии

Награды

В 1971 г. институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

За последние 15 лет 15 научных коллективов института стали лауреатами премий Президента и Правительства Российской Федерации в области образования. Высокий уровень исследований и разработок психологического института подтвержден независимой экспертной оценкой, проведенной в 2000 году «Психологической газетой». В рамках авторитетного национального конкурса «Профессиональные итоги столетия» институт получил приз в номинации «Коллективный вклад в психологическую науку» – «Золотую Психею».

Примечания

  1. Ждан А.Н. Преподавание психологии в Московском университете (К 80-летию психологического института и 50-летию кафедры психологии в Московском университете) // Вопросы психологии, 1993, № 4. С. 80-93.
  2. 1 2 Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т. / Под ред. В.В. Рубцова. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004.
  3. Цит. по Психологический институт на Моховой (исторический очерк). М., 1994. — с. 4.
  4. Официальный сайт МГППУ
  5. Никольская А.А. Основные этапы развития научной деятельности Психологического института // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 5-21
  6. Рыбников Н.А. Как создавался Психологический институт // Вопросы психологии. -1994. —№ 1. -С. 3-11
  7. Из автобиографии Н.А. Рыбникова — одного из первых сотрудников психологического института // Вопросы психологии. -1994. —№ 1. -С. 11-19
  8. Психологический институт на Моховой (исторический очерк). — М.: ПИ РАО, 1994.
  9. 1 2 Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 117–127.
  10. 1 2 3 Степанов С. Институту психологии — 85 лет / Учительская газета. 1999
  11. Рубцов В.В. Справка «О состоянии и перспективах развития научных исследований ФГНУ «Психологический институт» РАО. 04.04.2012 г.
  12. От 10.02.2011г. Протокол №3.
  13. Рубцов В.В. Психологическая наука и образование в Психологическом Институте им. Л. Г. Щукиной // Вопросы психологии.1999. № 3.

Ссылки

  • Официальный сайт института
  • Речи и приветствия на торжественном открытии Психологического института им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете // Вопросы психологии. 1992.
  • Временные правила в Психологическом Институте при Императорском Московском университете

Психологическая газета-Конференции и съезды

Посмотреть архив

    • 17 марта

      • 17 — 18 марта 2023

        Online

        XIII Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии»

      • В 1975 году умер Михаил Михайлович Бахтин, литературовед, доктор филологических наук, профессор (с 1957 по 1961) — заведующий кафедрой Мордовского государственного университета (Саранск)

    • 18 марта

      • В 1871 году род. Август Адольфович Крогиус, отечественный психолог, специалист в области педагогики, психотерапии, специальной психологии

      • В 1886 году род. Курт Коффка, немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии

    • 19 марта

      • В 1927 году род. Аллен Ньюэлл, американский психолог, математик, специалист в области изучения процессов решения задач

      • В 1929 году род. Ричард Чэтэм Аткинсон, американский психолог, представитель когнитивной психологии., автор трехкомпонентной модели памяти

    • 20 марта

    • 21 марта

      • В 1904 году род. Карл Леонгард, немецкий невролог, психиатр, психолог, автор концепции акцентуированных личностей

      • В 1922 году род. Пауль Массен, американский психолог, профессор университета Беркли в Калифорнии (с 1956), основные работы которого посвящены исследованию разития ребенка

    • 23 марта

      • 23 — 24 марта 2023

        Москва, online

        Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

      • В 1900 году род. Эрих Фромм, немецко-американский психолог, крупный представитель неофрейдизма

      • В 1914 году состоялось официальное открытие Психологического института — первого крупного психологического центра в России

    • 24 марта

      • 24 марта 2023

        Санкт-Петербург, online

        XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

      • В 1873 году род. Эдуард Клапаред, швейцарский психолог, автор теории детской игры, специалист в области клинической и педагогической психологии

    • 25 марта

    • 27 марта

    • 31 марта

      • 31 марта — 1 апреля 2023

        Санкт-Петербург

        • конференции
        • практика
        • психотерапия

        X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

      • В 1596 году род. Рене Декарт, франц. Философ, родоначальник современной психологии

    • 1 апреля

    • 2 апреля

      • до 2 апреля 2023

        Online

        X Всероссийская олимпиада студентов и молодых ученых по психиатрии и клинической психологии «Игры разума – 2023»

    • 3 апреля

    • 4 апреля

    • 10 апреля

      • 10 — 21 апреля 2023

        Москва

        Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023». Секция «Психология»

      • В 1857 году род. Люсьен Леви-Брюль, французский философ, социолог, психолог, автор концепции первобытного мышления

    • 12 апреля

    • 15 апреля

      • В 1886 году род. Макс Вертгеймер, немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии

      • В 1980 году умер Жан-Поль Сартр, французский философ, писатель, драматург и эссеист, один из главных представителей экзистенциализма

    • 17 апреля

    • 20 апреля

      • 20 апреля 2023

        Ташкент

        Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

    • 21 апреля

    • 22 апреля

    • 25 апреля

      • В 1935 году род. Александр Сергеевич Батуев, доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии образования, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, специалист в области изучения механизмов поведения

    • 30 апреля

      • В 1857 году род. Эйген Блейлер, швейцарский психиатр и патопсихолог, один из основателей глубинной психологии, ввел в науку термин «шизофрения»

      • В 1852 году род. Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист и психолог, первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии»

    • 1 мая

      • В 1913 году род. Александр Григорьевич Ковалев, отечественный психолог, специалист в области исследований темперамента, характера, способностей

      • В 1900 году умер Сергей Сергеевич Корсаков, русский психиатр, основоположник московской психиатрической школы

    • 2 мая

    • 3 мая

    • 5 мая

    • 6 мая

      • В 1856 году

      • В 1856 году род. Зигмунд Фрейд, выдающийся австрийский психолог, основатель психоанализа

      • В 1890 году род. Николай Федорович Добрынин, советский психолог, доктор психологических наук

      • В 1926 году род. Дональд Бродбент, английский психолог, видный специалист в области психологии восприятия и принятия решений

    • 8 мая

    • 10 мая

    • 11 мая

      • 11 — 12 мая 2023

        Москва, online

        • конференции
        • психологическая наука
        • социальная психология

        VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

      • 11 — 12 мая 2023

        Челябинск, online

        VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

    • 14 мая

      • В 1924 году род. Артур Владимирович Петровский, академик РАО, академик АПН СССР, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, специалист в области общей, социальной, возрастной и педагогической психологии. Автор направления «теоретическая психология».

    • 16 мая

    • 18 мая

    • 21 мая

    • 23 мая

      • 23 мая 2023

        Москва

        Всероссийская конференция молодых ученых, посвященная памяти академика А.В.Снежневского

    • 24 мая

    • 26 мая

    • 28 мая

    • 30 мая

      • В 1859 году род. Пьер Жане, французский психолог, психиатр и невропатолог, автор оригинальной концепции неврозов, один из основоположников исторического подхода к психике человека

      • В 1931 году род. Ян Стреляу, выдающийся польский психолог, признанный специалист в области изучения темперамента, психологии личности и индивидуальности

    • 31 мая

      • В 2014 году умер Евгений Александрович Климов, отечественный психолог, один из самых известнейших специалистов в области психологии труда и инжененрной психологии

      • В 2014 году умерла Галина Михайловна Андреева, отечественный психолог, стоявшая у истоков российской социальной психологии

    • 1 июня

    • 4 июня

      • В 1899 году умер Николай Яковлевич Грот, русский философ и психолог, профессор Московского университета (с 1886), председатель основанного М. М. Троицким в 1885 г. Московского психологического общества, первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии»

    • 6 июня

      • В 1889 году род. Сергей Леонидович Рубинштейн, выдающийся отечественный психолог и философ, основоположник деятельностного подхода в философии, психологии, педагогике, автор фундаментального труда «Основы общей психологии» 

      • В 1961 году умер Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и психиатр, основатель аналитической психологии

    • 7 июня

    • 10 июня

    • 11 июня

      • В 1931 году род. Евгений Александрович Климов, видный отечественный психолог, популяризатор науки, специалист в области исследований индивидуального стиля деятельности, психологических проблем профконсультации и профориентации

      • В 1967 году умер Вольфган Келер, немецкий психолог, один из основателей гештальт-психологии

    • 13 июня

      • В 1924 году род. Галина Михайловна Андреева, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, профессор факультета психологии МГУ, блестящий преподаватель и наставник в науке, известнейший специалист в области социальной психологии

    • 15 июня

      • В 1902 году род. Эрик Эриксон, американский психолог, выдающийся представитель эго-психологии

      • В 1904 году род. Рудольф Арнхейм, американский психолог, один из создателей современной психологии искусства

      • В 1916 году род. Герберт Саймон, американский психолог, крупный специалист в области изучения процессов решения задач, принятия решений, математических моделей поведения человека

    • 20 июня

    • 21 июня

    • 22 июня

      • 22 — 23 июня 2023

        Москва

        • агрессия
        • клиническая психология
        • конференции
        • медицинская психология
        • психиатрия
        • психотерапия
        • саморегуляция
        • самоубийство

        VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

      • В 1871 году род. Уильям Макдауголл, англо-американский психолог, автор метапсихологической концепции личности

    • 23 июня

    • 25 июня

      • В 1929 году род. Борис Борисович Коссов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии в Шуйском госпедуниверситете, ученик и последователь научных школ Б.М. Теплова и П.А. Шеварева

    • 26 июня

    • 1 июля

    • 4 июля

      • В 1936 году постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»

      • В 1962 году умер Роберт Вудвортс, американский психолог, профессор Колумбийского университета (1909-1942), редактор «Архивов психологии» (Archives of Psychology) (1906-1945)

    • 8 июля

    • 11 июля

    • 12 июля

      • В 1903 году род. Петр Иванович Зинченко, советский психолог, профессор, заведующий кафедры психологии Харьковского университета, специалист в области изучения памяти

      • В 1913 году род. Клод Бернар, французский физиолог и патолог, один из основоположников современной физиологии

    • 15 июля

      • В 1904 году род. Рудольф Арнхейм, американский психолог, один из создателей современной психологии искусства, ведущий специалист в области изучения визуального мышления 

      • В 1939 году род. Геннадий Гургенович Аракелов, профессор факультета психологии МГУ, специалист в области психофизиологии (нейронные и молекулярные механизмы функционирования мозга)

      • В 1939 году умер Эйген Блейлер, швейцарский психиатр и патопсихолог, один из основателей глубинной психологии

    • 16 июля

    • 21 июля

      • В 1930 году род. Владимир Дмитриевич Небылицин, видный отечественный психолог, специалист в области исследований психофизиологических основ индивидуальных различий 

      • В 1981 году умерла Лидия Ильинична Божович, советский психолог, доктор психологических наук, видный специалист в области детской и педагогической психологии

    • 22 июля

    • 26 июля

    • 1 августа

      • В 1829 году род. Иван Михайлович Сеченов, русский физиолог и психолог, автор естественнонаучной теории психической регуляции поведения

      • В 1925 году род. Лев Борисович Филонов, доктор психол. наук, профессор, главный научный сотрудник Российского Института Культурологии, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

    • 3 августа

    • 6 августа

    • 7 августа

      • В 1929 году род. Евгения Давыдовна Хомская, доктор психол. наук, заслуженный профессор МГУ, лауреат Ломоносовской премии 2-й степени и бронзовой медали ВДНХ, известный специалист в области нейропсихологии

    • 9 августа

      • В 1896 году род. Жан Пиаже, швейцарский психолог, крупнейший специалист в области психологии интеллекта, создатель «генетической эпистемологии»

      • В 1896 году род. Жан Пиаже, швейцарский психолог, крупнейший специалист в области психологии интеллекта, основатель Женевской школы генетической психологии

    • 10 августа

      • В 1931 году род. Владимир Петрович Зинченко, доктор психол. наук, профессор, академик РАО, известный специалист в области теории и методологии психологии, психологии развития, экспериментальной когнитивной психологии, инженерной психологии и эргономики

    • 14 августа

      • В 1907 году род. Борис Герасимович Ананьев, видный отечественный психолог, основатель ленинградской школы психологии 

      • В 1977 году умер Александр Романович Лурия, выдающийся отечественный психолог, основоположник современной нейропсихологии

    • 16 августа

      • В 1832 году род. Вильгельм Вундт, немецкий психолог, философ, физиолог, один из основателей экспериментальной психологии, создатель первой в мире лаборатории экспериментальной психологии

      • В 1910 году умер Уильям Джеймс, американский психологи философ, один из основателей прагматизма и функциональной психологии

    • 19 августа

    • 22 августа

    • 29 августа

      • В 1941 году род. Сергей Дмитриевич Смирнов, доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе факультета психологии МГУ, член Научно-методического Совета по психологии Комитета по высшей школе РФ, зам. председателя Экспертного Совета фонда РФФИ

    • 31 августа

      • В 1930 году род. Василий Васильевич Давыдов, российский психолог, известный специалист в области возрастной и педагогической психологии

      • В 1821 году род. Герман Гельмгольц, немецкий физиолог, психолог и физик, специалист в области феноменологии и психологии сенсорных процессов, своими работами по физиологии нервной системы способствовавший превращению психологии в самостоятельную науку

      • В 1908 году род. Роберт Сирс, американский психолог, профессор психологии Стэнфордского университета

      • В 1920 году умер Вильгельм Вундт, немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии

    • 1 сентября

    • 4 сентября

    • 6 сентября

    • 8 сентября

      • В 1894 году умер Герман Гельмгольц, немецкий физиолог, психолог и физик, специалист в области феноменологии и психологии сенсорных процессов, своими работами по физиологии нервной системы способствовавший превращению психологии в самостоятельную науку

    • 9 сентября

    • 15 сентября

    • 16 сентября

      • В 1885 году род. Карен Хорни, немецко-американский психолог, создатель одного из вариантов неофрейдизма

      • В 1980 году умер Жан Пиаже, швейцарский психолог, крупнейший специалист в области психологии интеллекта, создатель ‘генетической эпистемологии’

    • 23 сентября

      • В 1920 году род. Евгений Николаевич Соколов, действительный член РАО, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, создатель оригинального научного направления и школы в отечественной и мировой психофизиологии, исследователь, которому удалось построить новый предмет этой науки

      • В 1939 году умер Зигмунд Фрейд, австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа

    • 24 сентября

    • 25 сентября

    • 26 сентября

    • 28 сентября

    • 1 октября

      • В 2010 году III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция с международным участием «Инновационные направления в педагогическом образовании».

      • В 1915 году род. Джером Сеймур Брунер, американский психолог, крупнейший специалист в области изучения познавательных процессов

    • 2 октября

    • 3 октября

    • 4 октября

      • В 1929 году род. Николай Николаевич Поддьяков, известный специалист в области детской психологии и дошкольной педагогики, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, директор НИИ дошкольного воспитания РАО.

    • 5 октября

    • 8 октября

    • 9 октября

    • 10 октября

    • 12 октября

      • 12 — 13 октября 2023

        Киров

        Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

      • 12 — 14 октября 2023

        Москва

        Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского

    • 13 октября

    • 16 октября

    • 17 октября

    • 18 октября

    • 19 октября

    • 20 октября

    • 24 октября

    • 28 октября

    • 30 октября

      • 30 октября 2023

        Москва

        8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

    • 2 ноября

      • В 1896 году род. Соломон Григорьевич Геллерштейн, видный психолог, биолог, один из зачинателей отечественной психологии и психофизиологии труда, авиационной психологии, участник психотехнического движения

    • 4 ноября

    • 5 ноября

      • В 1896 году род. Лев Семенович Выготский, выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций

      • В 1896 году род. Николай Александрович Бернштейн, советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований ‒ физиологии активности

    • 6 ноября

    • 9 ноября

      • В 1900 году род. Блюма Вульфовна Зейгарник, отечественный психолог, основатель патопсихологии

      • В 1928 году род. Генриэтта Григорьевна Граник, доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

    • 11 ноября

    • 17 ноября

    • 18 ноября

    • 19 ноября

    • 20 ноября

    • 22 ноября

    • 24 ноября

    • 25 ноября

    • 27 ноября

      • В 1920 году род. Гарднер Линдсей, американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности

      • В 1927 году род. Эра Александровна Голубева, профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО, один из ведущих специалистов в области психологии и психофизиологии индивидуальных различий.

      • В 1928 году род. Наталья Ивановна Чуприкова, доктор психологических наук, профессор, руководитель группы психофизиологии развития познавательных процессов ПИРАО, известный психофизиолог, ислледователь.

    • 28 ноября

      • В 1933 году умер Генрих Майер, немецкий философ и психолог

      • В 1938 году умер Уильям Макдауголл, англо-американский психолог, автор гормической концепции в психологии

    • 30 ноября

    • 1 декабря

    • 3 декабря

      • В 1895 году род. Анна Фрейд, австрийский психоаналитик, создатель детского психоанализа

      • В 1896 году род. Михаль Балинт, венгро-английский психотерапевт, создатель «балинтовских групп»

    • 4 декабря

    • 8 декабря

    • 9 декабря

    • 12 декабря

    • 16 декабря

    • 18 декабря

    • 19 декабря

    • 20 декабря

      • В 1886 году род. Дмитрий Николаевич Узнадзе, выдающийся грузинский психолог и философ, основатель теории установки как общепсихологической концепции

      • В 1927 году род. Алексей Михайлович Матюшкин, отечественный психолог, специалист в области психологии одаренности

      • В 1965 году открыт факультет психологии МГУ

    • 25 декабря

      • В 1935 году род. Яков Александрович Пономарев, видный отечественный психолог, специалист в области изучения творческого мышления, создатель оригинальной концепции творчества

      • В 1935 году род. Дональд Норман, американский психолог, крупный исследователь в области изучения познавательных процессов

    • 28 декабря

    • 4 января

    • 6 января

    • 8 января

    • 9 января

    • 11 января

      • В 1908 году род. Лидия Ильинична Божович, известный отечественный психолог, специалист в области детской и педагогической психологии

      • В 1842 году род. Уильям Джеймс, американский психолог и философ, один из основателей прагматизма и функциональной психологии

      • В 1960 году умер Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, профессор, член-корреспондент АН СССР (с 1943), действительный член АПН РСФСР (с 1945)

    • 15 января

    • 16 января

    • 17 января

    • 18 января

    • 21 января

    • 22 января

      • В 1854 году род. Сергей Сергеевич Корсаков, русский психиатр, основоположник московской психиатрической школы

      • В 1898 году род. Вольф Соломонович Мерлин, видный отечественный психолог, специалист в области дифференциальной психологии и психофизиологии

    • 24 января

    • 26 января

    • 29 января

    • 31 января

    • 2 февраля

    • 3 февраля

    • 5 февраля

      • В 1903 году род. Алексей Николаевич Леонтьев, выдающийся отечественный психолог, автор общепсихологической теории деятельности

      • В 1867 году род. Генрих Майер, немецкий философ и психолог, автор одной из психологических классификаций основных видов мышления

    • 6 февраля

    • 7 февраля

    • 8 февраля

    • 10 февраля

    • 12 февраля

      • В 1804 году умер Иммануил Кант, немецкий философ

      • В 1947 году умер Курт Левин, немецкий психолог, создатель теоретико-полевой концепции личности и группы в психологии

    • 13 февраля

    • 14 февраля

    • 15 февраля

      • В 1921 году умер Николай Николаевич Ланге, русский психолог, один из создателей и крупнейший представитель экспериментальной психологии в России

      • В 1941 году умер Павел Петрович Блонский, советский педагог, психолог и историк философии

    • 16 февраля

    • 17 февраля

    • 18 февраля

    • 19 февраля

    • 21 февраля

      • В 1892 году род. Гарри Стэк Салливен, американский психиатр и психолог, представитель неофрейдизма, автор «межличностной теории психотерапии»

      • В 1677 году умер Бенедикт Спиноза, нидерландский философ

    • 23 февраля

    • 24 февраля

      • В 1875 году род. Петр Борисович Ганнушкин, отечественный психиатр, создатель учения о психопатиях, классификации основных типов патологических характеров

      • В 1947 году умер Пьер Жане, французский психолог, психиатр и невропатолог

    • 25 февраля

      • В 1929 году род. Джером Каган, американский психолог, президент (с 1963) отделения психологии развития американской психологической ассоциации, профессор Гарвардского университета (с 1964)

      • В 1948 году умер Феликс Крюгер, немецкий психолог и философ

    • 27 февраля

      • В 1921 году род. Джон Конгер, американский психолог, профессор Колорадского университета (с 1957). Известен своими работами в области психопатологии, психосоматики, развития личности детей и подростков

      • В 1956 году основан журнал «Вопросы психологии»

    • 28 февраля

      • В 1900 году род. Ришар Мейли, швейцарский психолог, специалист в области генетической психологии, исследования личности методом факторного анализа

      • В 1933 году умер Петр Борисович Ганнушкин, русский психиатр

      • В 1996 году основано Санкт-Петербургское психологическое общество

    • 29 февраля

    • 1 марта

    • 3 марта

    • 4 марта

    • 5 марта

    • 6 марта

    • 12 марта

      • В 1858 году род. Николай Николаевич Ланге, русский психолог, один из создателей и крупнейший представитель экспериментальной психологии в России

      • В 1917 году умер Александр Федорович Лазурский, русский психолог, профессор Психоневрологического института в Петербурге

    • 13 марта

    • 14 марта

Наша история | Институт практической психологии и психоанализа

Такие профессии, как психолог-консультант и психотерапевт, появились в России всего несколько десятилетий назад.

До этого существовала академическая психология, ориентированная на научные исследования. В медицине существовала психиатрия, направленная на лечение психических заболеваний.
В то время не было ни учебных заведений, ни отделений специализированного психологического консультирования и обучения психотерапии. Причина в том, что не было специалистов, которые могли бы оказать поддержку в решении личных или семейных проблем на современном профессиональном уровне.
В то же время в развитых странах Европы и Америки психологическое консультирование и психотерапия не только интенсивно развивались, но и получали признание и поддержку со стороны государства. И они занимают сегодня важное место в сфере психического здоровья, клинической медицины и медицинского страхования.

 

  — 1991 — Академическая школа профессиональной психологии (АСПП) в Москве —

 

В ответ на общественную потребность в практических психологах в 1991 году в Москве была создана Академическая школа профессиональной психологии (АСПП) с двухгодичной программой обучения.

Одно из первых в России учебных заведений готовило психологов-консультантов и психотерапевтов. С момента своего основания ASPP поставила перед собой задачу применять признанные на международном уровне подходы к обучению, стандарты качества и этические принципы. Поэтому для преподавания туда были приглашены иностранные психотерапевты с огромным опытом работы.

Среди первых учителей были:

— Развита Джарман (Великобритания), преподаватель клиент-центрированной терапии;
— Рон Бейкер (США), преподаватель трансактного анализа;
— Радмила Моаканин (США), юнгианский аналитик;
— Вера Ворк (США), специалист по работе с посттравматическими клиентами;
— Дина Ханох (Израиль), психоаналитический психотерапевт, и многие другие специалисты, чей щедрый труд помог Институту укрепиться и развиваться.  

Мы всегда будем помнить их большой вклад в развитие психотерапии в России.

Высокое качество подготовки специалистов-практиков в АСПП позволило создать на его базе учебное заведение, дающее высшее психологическое образование.

 

  — 1997— Институт практической психологии и психоанализа —

Так в 1997 году был образован Институт практической психологии и психоанализа.

Основной учебной программой Института стала программа высшего образования «Психология» со специализацией «Психологическое консультирование».

Методология образовательной концепции основана на психоаналитическом подходе, задающем определенный образ мышления клинического видения.

Основной выпускной кафедрой стала кафедра психологического консультирования и общей психотерапии.

I ц факультет стал ответственным за все аспекты практической подготовки, консультационной практики и общепрофессиональной подготовки выпускников в качестве психологов-консультантов.
Практически все преподаватели кафедры начали проходить обучение по европейским и американским психоаналитическим программам.
Здесь первая заведующая отделением Марина Головкина сыграла важную роль в его развитии, а также в создании программ психологического консультирования.

 
— 1998 — Российско-американский комитет по образованию в области психоанализа —

В 1998 году был создан Российско-американский комитет по образованию в области психоанализа.
Группа американских психоаналитиков под руководством Американская психоаналитическая ассоциация (АПА) и по усмотрению ее президента, доктора Гомера Кертиса , организовали в IPPP регулярную программу обучения под названием «Современная психодинамическая психотерапия и психоанализ» , которая длилась 5 лет и завершилась в 2002 году. . 
В его рамках подготовлена ​​группа преподавателей института.
Следующим этапом их обучения было психоаналитическое обучение в Психоаналитическом институте Хана Гроена-Праккена для Восточной Европы (PIEE), сертифицированном Международной психоаналитической ассоциацией.
Эти преподаватели сформировали центр, из которого начала расти кафедра психоанализа.

Это была первая и единственная кафедра психоанализа в России, преподаватели которой начали проходить психоаналитические и личностные тренинги, действующие в ИПА.

Именно Михаил Ромашкевич стал главным организатором и первым заведующим отделением. Он внес большой вклад не только в развитие кафедры, но и в первые профессиональные шаги и становление многих известных психоаналитических психотерапевтов и психоаналитиков.

Итак, теперь на кафедре работает самая многочисленная и высокопрофессиональная команда психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов из всех учебных заведений России.

Все они являются членами Международной психоаналитической ассоциации и Европейской федерации психоаналитической психотерапии.

Отделение системной семейной психотерапии разработано профессионалами, руководствуясь профессиональными стандартами Международной ассоциации семейной терапии.

Первые преподаватели кафедры получили психотерапевтическое образование в американских и европейских учебных проектах.

 — 1998 — Общество семейных консультантов и терапевтов —

В 1998 году они организовали известное ныне Общество семейных консультантов и терапевтов.

Развивалось сотрудничество с американскими психотерапевтами, поэтому в 1999 году Институт совместно с Центром теории Боуэна (Массачусетс, США) создал образовательную программу «Теория семейных систем Боуэна». Институт также разработал учебную программу по системной семейной терапии совместно с Австрийским обществом системной терапии и исследований.

Студенты IPPP приняли участие в этих программах обучения. Некоторые из них позже присоединились к профессорско-преподавательскому составу института.

Сотрудники отделения широко известны своей общественной и профессиональной деятельностью в решении проблем психического здоровья в современном обществе и преодолении последствий массовых психических травм.

—  2000 —

Первую государственную аккредитацию институт получил в 2000 году. Затем он получил право выдачи дипломов государственного образца по программам первого и второго высшего психологического образования.

В том же году был создан Журнал практической психологии и психоанализа. Это научно-практический журнал для электронных публикаций.

Журнал также является результатом вклада сотрудников, преподавателей и выпускников института, что и определило его название. Содержание журнала связано с содержанием учебных программ Института.

Практическая психология, психологическое консультирование, клиническая психология, психотерапия и психоанализ – области психологической и клинической практики, которым уделяется особое внимание не только в процессе обучения, но и в публикациях журнала.

С момента основания в журнале опубликовано более 500 работ российских и зарубежных специалистов в области прикладной психологии, психологического консультирования, психотерапии и психоанализа.

—  2001 —

С 2001 года в Институте реализуется программа второго высшего образования по специальности «Клиническая психология» со специализацией «Психологическое лечение и психотерапия».
Создан в результате сотрудничества Института и Центра профессиональной психологии Университета Джорджа Вашингтона (США).
Его директор профессор доктор Джеймс Миллер и сотрудники Центра неоднократно посещали ИППП для обмена опытом и преподавания клинических дисциплин.
Клиническая подготовка имеет особенность: клинические психологи, прошедшие обучение в Институте, получают важные психоаналитические навыки.
Они включают в себя диагностическую и консультативную работу, большую клиническую практику и руководство их клинической работой. Преподаватели кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ составляют костяк профессорско-преподавательского состава нашей кафедры.

В 2001 году ИППП был приглашен к участию в Открытом конкурсе вузов России.
Программы обучения Института признаны самыми инновационными и уникальными.
По итогам конкурса институту вручена грамота «За вклад в методическое обеспечение подготовки психологов». Высокое качество преподавания в институте было отмечено Министерством образования, которое пригласило наших сотрудников для оценки других психологических институтов, проходящих государственную аккредитацию.

—  2002 —

В 2002 году преподаватели кафедры психоанализа и выпускники программы профессиональной переподготовки «Психоаналитическая психотерапия» основали Общество психоаналитической психотерапии (ОПП) . Благодаря высокому профессиональному уровню своих членов СПП стала полноправным коллективным членом Европейской федерации психоаналитической психотерапии (EFPP) и в настоящее время является ее единственным представителем в России.

 

—  2003 —

Программа «Клиническая психология» прошла государственную аккредитацию в 2003 году. С тех пор Институт является единственным негосударственным высшим учебным заведением, выдающим дипломы государственного образца по данной специальности.

 

—  2007 —

В 2007 году все преподаватели Юнгианской аналитической психологии выполнили квалификационные требования Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) . Сейчас это единственное отделение высшего учебного заведения в России, отвечающее всем профессиональным и образовательным критериям IAAP.

Это позволило Институту открыть в 2008 году модернизированную программу профессиональной переподготовки врачей и психологов «Аналитическая психология и юнгианский анализ». Данное обучение полностью соответствует образовательным стандартам IAAP.

В 2007 году составной частью ИППП стал телефон доверия «Ярославна» для бесплатной экстренной психологической помощи. Он обеспечивает студентов и выпускников ИППП клинической практикой, а некоторые из них остаются там работать.

 

—  2009 —

В 2009 году выпускники института Виталий Зимин, Элина Зимина и Ксения Корбут впервые стали полноправными членами Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Именно в АСПП-ИППП они прошли все этапы своего профессионального становления. Они получили высшее образование в области психологии и клинической психологии, прошли программу профессиональной переподготовки «Психоаналитическая психотерапия» и образовательную программу Американской психоаналитической ассоциации, Психоаналитического института Хана Гроена-Праккена для Восточной Европы (PIEE) под кураторством IPA. Институт организовал различные конференции и семинары с участием самых известных европейских и американских специалистов в области психотерапии и психоанализа.

 

—  2010 —

В 2010 году в Институте открыта программа «Психоаналитическая психотерапия психосоматического больного». Это была первая в России трехлетняя программа профессиональной переподготовки психоаналитических психотерапевтов, клинических психологов и врачей.

Всемирно известные психоаналитики, такие как д-р Михаэль Себек (Чехия), д-р Риккардо Ломбарди (Италия), д-р Карлос Немировский (Аргентина) и д-р Мишель Винсент (Франция), преподавали в рамках этой программы

 

—  2011 —

В 2011 году институт (АСПП – ИППП) отметил свое 20-летие.

За этот период институтом выпущено более 18 выпусков специалистов различных видов психотерапии.

Многие из бывших студентов института стали известными психотерапевтами и психоаналитиками, членами самых авторитетных международных профессиональных обществ.

История Института практической психологии и психоанализа неразрывно связана с историей психологического консультирования и психотерапии в современной России.

Без поддержки государства Институт практически из ниоткуда сумел вывести свою подготовку по этим специальностям на самый высокий уровень с точки зрения современных профессиональных стандартов.

Профессорско-преподавательский состав нашего Института создал профессиональные сообщества, которые входят в наиболее авторитетные международные психотерапевтические организации.

Это позволяет выпускникам Института получить лучшее в России психолого-консультационное и психотерапевтическое образование.

Интернет-архив психологии и марксизма

Советская психология: Интернет-архив психологии и марксизма

Создание разума. А Р Лурия

В 1923 году профессор К. Н. Корнилов, только что назначенный заведующим Московского института психологии пригласил меня в свой штат. Он выбрал меня, потому что ему нужны были молодые, объективно ориентированные сотрудники, которые занимается экспериментальной психологией. Опубликованы мои первые статьи на мыльной бумаге в Казани и с помощью объективных методов изучить влияние утомления на двигательную реакции привлекли его внимание.

Я приехал в Москву, чтобы найти город, который, как и Казань, был восторженно занимается работами по реконструкции. В отличие от моих условий работы в Казани, однако у московских психологов были четко определенные цели и специализированные исследования удобства. Я присоединился к небольшой группе ученых, которым было поручено реконструировать русской психологии в целях приведения ее в соответствие с целями революции. Но здесь необходимо небольшое отступление, чтобы ситуация, которая приветствовала мне в москве будет понятно.

Первые в России психологические лаборатории были созданы Бехтеревым в 1880-х годах. сначала в Казани, а затем в Петербурге. Только в 1911 году институт психологии основал Г. И. Челпанов, философ-менталист и логик, который также преподавал психологию. Знаком с психологическим исследования, проводившиеся некоторое время на Западе, думал Челпанов. было бы полезно иметь такой институт в Москве. Особое здание был возведен на территории Московского университета, а прекрасная коллекция немецких экспериментальные приборы (в том числе мой старый друг хроноскоп Хиппа) настраивать. Челпанов был первым директором института. По сути работа, которая продолжалась там, была попыткой воспроизвести содержание книги Вундта и Э. учебники Титченера и даже учебники Хоффдинга9.0052 Эмпирическая психология (которая того времени, в силу своего скучного содержания, накопилось некоторое негативное для меня символическое значение).

Челпанов издал учебник психологии для средней школы, который до революции выдержал почти двадцать изданий. Этот большой объем, под названием Мозг и Разум , был посвящен обсуждению отношений между субъективный опыт и материальный мир. Здесь Челпанов взялся за извечное проблема европейской психологии того времени: взаимодействуют ли разум и материя в мозг, или они просто работают параллельно друг другу? Челпанов усыновил положение о том, что материалистический подход к изучению сознания бесполезен. Настолько глубоко укоренилась идея отделения мозга от разума, что даже Павлов приветствовал институт Челпанова в кругу русской науки. В письме, адресованном ему в связи с открытием института, Павлов заметил, что, поскольку деятельность мозга настолько сложна, требуют как интенсивных, так и разнообразных методов обучения, и поэтому «он который полностью исключает любое упоминание о субъективных состояниях из своей лаборатории, посылает сердечно поздравляю Институт психологии и его основателя». Этот письмо, написанное в 1914, не публиковался до 1955 года.

Если бы исследования института продолжались так, как они начались, ничего особенно важного не произошло бы. было бы выполнено, если бы не дополнительные данные о зрительных порогах или объем памяти, а также описательные исследования мышления. Не оказалось способа связи психологии в академическом стиле с практическими социальными проблемами. Исследования этого последнего типа существовали, как в случае с неврологом Г. И. Россолимо и психиатр А. Н. Бернштейн, проводившие важные исследований в области медицинской психологии, но в самом институте их не было.

После революции работа института подверглась переоценке. изолированный, Психология башни из слоновой кости противоречила целям революции. а в 1922 г. изменения, связывающие деятельность института к научной реконструкции жизни.

Корнилов, один из учеников Челпанова, разработал методику, которую он утверждал, что может измерять умственное усилие. Работа с вариациями на реакцию временной парадигмы, Корнилов использовал прибор для измерения как силы, так и продолжительность двигательных реакций. Он предположил, что существует фиксированное количество энергии. в организме, который должен был быть общим для психической и двигательной систем; чем больше энергии, затрачиваемой на мыслительную составляющую действия, тем меньше оставалось на его двигательная составляющая. Корнилов наивно полагал, что его техника может измерять эта «энергия». Он предсказал, что сила двигателя будет максимальной в простых реакциях, меньше в реакциях, где испытуемому приходилось выбирать между два стимула и еще меньше в сложных, ассоциативных реакциях выбора. Конечно Корнилов никогда не измерял психическую энергию напрямую. Он просто использовал свои предположения утверждать, что он измерил это.

Он также утверждал, что создал материалистический подход к изучению сознания. который он предполагал охватить всю деятельность человека и согласовываться с Маркс и Энгельс. Хотя его подход, который он назвал «реактологией», был наивный, натуралистический и механистический, он, казалось, предлагал альтернативу Откровенно идеалистическая психология Челпанова. Челпанов был снят с поста начальника институт в 1923 году, и новым директором был назначен Корнилов.

Марксистская философия, одна из наиболее сложных мировых систем мысли, была медленно усваивались советскими учеными, включая меня. Собственно говоря, Я так и не овладел марксизмом в той степени, в которой мне хотелось бы. я все еще считаю это было большим недостатком в моем образовании. Это не должно быть сюрпризом, поэтому, хотя и имело место много дискуссий, апеллирующих к марксистской мысли, в те первые дни они были на довольно шаткой почве. Тем не менее Корнилов заявленная цель реконструкции психологии в материалистическом духе была в то время время шаг вперед. Это позволило ему направить институт в более продуктивное направление и к сплотить толпу молодых ученых, чтобы помочь осуществить необходимую реконструкцию психологии. Причина, по которой моя работа привлекала Корнилова, ясно: он видел в нем отражение своих собственных предрассудков.

Обстановка в институте, когда я приехал, была действительно своеобразной. Все лаборатории были переименованы, чтобы включить в них термин «реакции». лаборатория зрительных реакций (восприятие), мнемических реакций (память), эмоциональных реакций и так далее. Все это было предназначено для устранения любых следов субъективной психологии и заменить его разновидностью бихевиоризма.

Персонал был молодым и неопытным. Никто не был старше двадцати четырех лет лет, и немногие имели надлежащую подготовку, но все были полны энтузиазма, и разнообразие работ, которые проводились по различным реакциям, было широким. действительно: Белые крысы бегали по лабиринтам, изучались двигательные реакции взрослых испытуемых внимательно, и проблемам образования уделялось внимание.

Наряду с активной исследовательской программой необходимо было проводить обучение, поскольку институт был также полигоном для подготовки будущих психологов. Молодой ученые представляли собой смесь новичков вроде меня и пережитков челпановской программа. Я был не старше и знал не больше, чем многие из моих учеников, поэтому я провел по вечерам подготовка лекций и демонстраций к урокам следующего дня, надеясь, что смогу остаться хотя бы на один день впереди своих учеников. Это было в это время что познакомился с молодым Алексеем Николаевичем Леонтьевым, с которым моя дальнейшая жизнь была тесно связана связанный. Среди других моих учеников были И. М. Соловьев и Л. В. Заньков, оба из которых впоследствии стали крупными учеными советской психологии.

Трудно охарактеризовать мои ощущения в начале моего профессионального пути. жизни, за исключением, пожалуй, того, что они были весьма двойственными. я был в полном сочувствие усилиям института по разработке объективных методов исследования. Я не придавал особого значения усилиям по измерению умственной энергии; механика Корнилова схема была явно упрощенной. Но мой прежний интерес к психоанализу помог преодолеть мою амбивалентность. и найти что-нибудь полезное. Я даже нашел применение «динамоскопу», U-образная стеклянная трубка, наполненная ртутью, которую Корнилов использовал для записи сила движения по движущейся бумаге.

В моих первых экспериментах в Казани я использовал такой прибор для измерения силу двигательных реакций, в это время я заметил интересную явление. Если были созданы условия, в которых испытуемые не были уверены в что делать, например, нажимать ли кнопку, линия, отслеживающая их движения были нарушены; плавная кривая, которую я обычно получал, была искажена таким образом, который, казалось, отражал неуверенность субъекта. я решил посмотреть если бы я мог расширить эти пилотные наблюдения до объективного экспериментального изучение конфликтов, стресса и сильных эмоций. Другими словами, я решил начать свой собственный «экспериментальный психоанализ», используя искажение моторные реакции как объективное выражение внутренних, эмоциональных конфликтов.

Свободные ассоциации, используемые Юнгом в его исследованиях диагностических ассоциаций (1910) был одним из компонентов разработанной нами методики. Мы задали тему включать двигательную реакцию одновременно с каждой вербальной ассоциативной реакцией. Я подчеркиваю слово одновременно, потому что логика нашего подхода требовала что вербальный и моторный компоненты реакции образуют единый функциональный система. Только когда они были одновременными, мы могли быть уверены, что эмоциональное реакция будет отражаться в разрыве схемы, установленной двигательным компонент системы.

Мы начали интенсивный период исследований, который должен был длиться много лет. Сначала Леонтьев и я проводили занятия со студентами, готовившимися к экзаменам. Мы просили каждого испытуемого сжать правой рукой небольшую резиновую грушу. держа левую руку совершенно неподвижно на другой резиновой груше, одновременно дает нам первое слово, которое приходит на ум в ответ на наши вербальные стимулы.

Мы предъявляли два вида вербальных стимулов. Сначала были «нейтральные» раздражители, общие слова, которые, как мы могли предположить, не имели особого значения для человека, принимающего экзамен. К этим словам примешивались «критические» раздражители, такие слова, как «экзамен», «формула» и «сдал», которые были связаны с трудным опытом, который студенты должны были пройти. Когда мы смотрели на ответы учащихся в виде свободных ассоциаций или время реакции сами по себе, нам было трудно различить их ответы на эти два класса слов. Но когда мы добавили двигательный компонент, показав, как произвольное движение сжимания луковицы было нарушено вызванными эмоциями по определенным раздражителям мы могли надежно различать критические слова для этого предмет.

Затем мы решили посмотреть, сможем ли мы использовать эту технику для обнаружения «скрытой личности» человека. комплексы». Мы имели в виду феномены, подобные Фрейду и психоаналитическим в школе интересовались эмоциональным опытом, который мотивирует и направляет поведение людей далеко за пределами самого опыта. Мы начали путем разработки лабораторной модели проблемы, как мы думали, что это произойдет в реальных жизненных ситуациях. Для этого нам нужно было уметь различать достоверно между ответами на критические и нейтральные раздражители.

Наша экспериментальная модель работала следующим образом. Мой научный сотрудник построил история, которая была рассказана нескольким субъектам. Например, одна история была о вор, который ворвался в церковь, забравшись через окно, и украл золотую подсвечник, икона и распятие. Испытуемых просили запомнить историю, но не раскрывать, что они знали это. Потом они и другие предметы кому не рассказали эту историю, предложили принять участие в эксперименте в котором они отвечали на список примерно из семидесяти слов, десять из которых были критически настроены по отношению к истории, сжимая лампочку правой рукой, в то время как свободное ассоциирование. Моей задачей было определить по объединенной записи их моторные и вербальные реакции, какие критические слова были, кто сделал и не сделал знать историю, и что это была за история. Эта лабораторная модель оказалась весьма удачной. Как выяснилось, самое обширное приложение этой техники за пределами нашей лаборатории было связано с преступным система правосудия.

В принципе, психологи, заинтересованные в изучении эмоций, всегда искали способы вызывать эмоциональные состояния, обладающие достаточной устойчивостью и продолжительность изучения. Однако различные попытки, предшествовавшие нашим исследованиям, не увенчались успехом. Как правило, острые эмоциональные состояния типа страха или отвращения были искусственно вызваны в лаборатории неожиданным выстрелом из ружья за головой испытуемого или удерживая фекалии перед его носом для осмотра. Эти методы страдали двумя недостатками. Во-первых, эмоция никоим образом не часть реальной жизненной ситуации субъекта, а всего лишь искусственное происшествие, не имеющее отношения к к его текущим целям и мотивам. Во-вторых, острые состояния, вызванные таким образом. были быстро рассеяны.

Мы решили, что один из способов преодолеть такого рода неадекватность в нашей собственной и предыдущее исследование других заключалось в том, чтобы работать непосредственно с людьми, которые испытывали сильные эмоции в реальных жизненных ситуациях. Люди, которых мы выбрали, были реальными или подозреваемых преступников. Мы подумали, что если бы мы могли изучать преступников сразу после они были арестованы и в разное время после ареста, например, накануне суда мы могли бы наблюдать сильные эмоции, которые очень большая часть реальной жизни человека. Такие ситуации обычно производят несколько сильных эмоций: возникающих в связи с самим преступлением, вызываемых задержанными и заключенными в тюрьму, а также вызванными страхом перед наказанием. Мы также подумали, что если бы у нас была возможность протестировать испытуемых, которые позже признаны невиновными, у нас будет контрастная группа, в которой опасения тюремного заключения и эмоции, возникающие из-за неопределенности ситуации, присутствовали, но который ничего не знал о деталях преступления. В этих случаях мы мог наблюдать общий стресс, но никаких специфических «эмоциональных комплексов», связанных с к преступлению. Наша лабораторная модель предполагала, что если бы мы знали детали преступления, их можно было бы использовать в качестве критических раздражителей в комбинированном двигательном тест, и мы могли бы использовать полученные данные для реконструкции событий и определить, кто виновен.

Конечно, мы были не первыми, кто додумался работать с преступниками в таком способом, но предыдущие исследователи ограничивались работой с осужденными преступников только после их освобождения. Мы смогли работать с подозреваемыми с момента ареста до окончания суда над ними. В течение нескольких лет учебы, нам удалось собрать экспериментальный материал по более чем пятидесяти предметам, большинство из которых были настоящими или подозреваемыми убийцами.

Одна из первых вещей, которую мы обнаружили в этой работе, это то, что сильные эмоции препятствуют формированию у субъекта устойчивых автоматических двигательных и речевых реакций, хотя субъекты с эквивалентным интеллектом, действующие в нормальных условиях, могут формировать такие ответы после нескольких попыток. Оказалось, что предметы под влиянием сильных эмоций, уникальным образом адаптирующихся к каждой новой ситуации и не установилась стабильная реакция. Субъекты не только имеют неустойчивые двигательные и речевые реакции, если рассматривать их по отдельности, но они казалась неспособной создать единую функциональную систему, включающую как моторные и речевые компоненты, часто запаздывающие речевые компоненты своих реакций.

Это диффузное нарушение организованного поведения было препятствием для обнаружения наличие или отсутствие локализованного источника эмоций, которые можно было бы ожидать от преступника, который имел конкретные знания о преступлении; базовый ответ был слишком изменчив. Во всех случаях мы приняли процедуру сопоставления реакции на различные раздражители: те, которые с достаточной вероятностью были нейтральными, те, которые были сомнительны, и те, которые были тесно связаны с преступлением. Используя эту процедуру сравнения ответов на различные стимулы в пределах одного предметом, мы часто находили возможным отличить настоящего преступника от другие подозреваемые.