Основатели психологии: История становления психологии как науки — Информио
Основателями психологии являются святые отцы
Как найти критерий истинности психологических учений, многие из которых весьма отличаются друг от друга? Об этом мы сегодня побеседовали с постоянным автором нашего журнала иереем Сергием Торнаги.
– Как Вы стали психологом?
– Впервые я встретился с психологией, учась на режиссерском факультете Училища культуры. Там я столкнулся с системой Станиславского, которая сама по себе очень психологична. Для того чтобы создать тот или иной образ, необходимо внимательно присматриваться, классифицировать людей, запоминать их особенности. Передо мной открылся целый мир. Каждый человек стал для меня картиной, в которой заложено множество интереснейших особенностей. Я понял выражение: «Нет роскоши выше, чем роскошь человеческого общения». Позднее я поступил в университет, получил неплохое психологическое образование. Я увидел множество разных научных школ, и их сравнение помогло мне прийти именно в холистическую школу психологии, то есть всестороннюю.
– В психологических теориях есть нечто, что не сочетается с православным учением?
– Все психологические школы однобоки. По сути, основатель каждой из теорий и его последователи – это просто группа людей, которые страдают одними и теми же иллюзиями в отношении клиентов. При этом каждый хочет создать свою терминологию – в итоге наука перегружена терминами, на десяток понятий может приходиться до тысячи названий, которые говорят об одном и том же. Возникает путаница. Меня эта особенность, с которой я столкнулся, как только начал изучать психологию, научила тому, что терминология может быть разной – но именно благодаря этому позже, читая святых отцов, я увидел, что они говорят о том же, о чем и психологи, – только на языке Церкви. Причем отцы говорили об этом еще в те времена, когда психологии как науки просто не существовало.
– Сегодня, преподавая студентам, Вы объединяете учение святых отцов и данные ученых?
– Собственно, святые отцы и стали основателями науки о душе – святоотеческой антропологии. Более того, в древних христианских университетах изучалась именно эта часть – и туда вкраплялись некие заблуждения античных авторов, которые сейчас зачемто вписаны во все учебники по истории психологии. Для меня загадка, для чего это сделано. Про всякую желчь, слизь, которые якобы влияют на психологию человека. С точки зрения истории науки это интересно, какие существовали ошибки, но изучать это – то же, что изучать в медицинском институте то, как накладывать ртутный пластырь: в средние века считалось, что такое жесткое отравление организма помогает от многих болезней. Когда я для своих студентов составлял пособие по истории психологии, то исключил все, что является ошибочным, и включил православных ученых, а также восточных – того же Аль Фараби и Авиценну, которые проводили достаточно интересные опыты.
– Как определить правоту или ошибочность той или иной школы психологии? И что делать, если психологи рекомендуют то, что вроде бы и впрямь помогает людям, – но при этом напрочь не соответствует заповедям Божиим?
– Любые данные можно толковать как в положительном, так и в отрицательном ключе. Например, шкала Кинси определяет, что большая часть населения предрасположена к половым извращениям, – и это толкуется так, что извращения нормальны, мол, давайте все пойдем в этом направлении. Но можно посмотреть на проблему и иначе: все мы предрасположены к простудным заболеваниям – но разве мы обязаны болеть ими? Разве нам это нужно? Так же и люди с плотскими отклонениями всегда чувствуют себя глубоко несчастными: как бы они ни пытались ослабить это путаной философией, которую предлагают современные развратители, – они глубоко мучаются. В каждом споре побеждает не тот, кто прав, а тот, кто лучше «подкован» в риторике. А правота в психологии определяется очень просто: становится качество жизни человека лучше или хуже. Если он получил одномоментное облегчение, а потом ему нужно совершать каждый раз все более и более сложные действия, чтобы снять напряжение, – это похоже на зависимость. Нам всегда нужно определять, временная происходит от некоего действия польза или стратегическая. Как говорят святые отцы, иногда, получив нечто малое, человек теряет все.
Поэтому от чегото стоит и отказаться. Авраам отказался от подарков царей Содома и Гоморры – хотя, казалось бы, почему не взять. А Лот поселился в Содоме – ему казалось, что жить там хорошо, вокруг города замечательная природа и почеловечески это очень перспективное место. Чем закончилась для Лота эта история, мы знаем: потерей семьи, имущества, бегством, впадением в грех, тяжелым покаянием в этом грехе… Основная задача любой науки, в том числе и психологической, – борьба с иллюзиями, с тем, что святые отцы называют прелестью.
– Что психологии как науке необходимо почерпнуть у святоотеческого учения?
– Знание психологии не дает ответа на все вопросы, связанные с человеческой душой, святоотеческая литература позволяет нам идти дальше. Святые отцы максимально четко и ясно определяют явления, возникающие в человеческой душе. Когда я услышал словосочетание «мудрование плоти», то подумал: а как еще четко и емко определить те гормональные перепады, которые происходят с человеком и, вызывая эмоции, рождая привязанности, заставляют его формулировать различные идеи – зачастую противоречащие истине. Или – от чего у нас зачастую зависит доброе или отрицательное отношение к тому или иному человеку? Преподобный Никодим Святогорец пишет об этом в своей «Невидимой брани», что мы часто совершаем предосуждение – то есть судим о человеке по первому впечатлению. Это то же, что психология именует переносом. Человек еще ничего не сделал, а мы уже ожидаем от него определенного, зачастую неприятного нам, поведения, так как он нам когото напоминает. А ведь каждый человек настолько уникален, что даже если он внешне и по характеру напоминает того, кто нам когдато досадил – сам он может не быть таковым. Так же и человек, который показался нам замечательным, может на деле оказаться опасным. «Благоразумный внимателен к путям своим». Прежде чем выносить суждение о человеке, очень важно присмотреться, поговорить. Это поможет нам сохранить и свою душу, и мир с этим человеком – даже если он нам чемто неприятен.
– А как можно выполнить слова Священного Писания о любви – если мы просто не знаем, как это делать?
– Святые отцы раскрывают нам это.
– Зачем же тогда вообще нужна психология, если у святых отцов все уже сказано?
– Увы, практически каждый из нас – урбанизированных людей, членов общества потребления, не может воспринимать святых отцов глубоко. Както ко мне подошли две пожилые женщины и спросили, что бы им почитать. Я порекомендовал «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца. Они ответили, что читали, но ничего не поняли. Действительно, мы, современные люди, не только с трудом воспринимаем архаические слова из древних книг – мы не можем до конца прочувствовать понятия, которые дают святые отцы. Поэтому нам и приходится так глубоко копать, смотреть с разных сторон – в том числе и с точки зрения психологии. Психология в чистом виде не даст понимания святых отцов, может даже увести от них.
– Неужели искажение сознания современного человека так велико?
– К.Г. Юнг говорил, что наука – это способ мышления западного человека. А мы, к сожалению, перестали быть русскими – мы стали такими субамериканцами, субъевропейцами… Чтобы снова стать русскими, необходимо вновь приобрести библейское мышление. А для этого надо научиться говорить и думать порусски. Потому что мы, произнося русские слова, зачастую снабжаем их нерусскими понятиями. Например, Господь в Евангелии говорит: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его». Для русского человека смысл ясен: Господь пришел наполнить ветхозаветный Закон духовым смыслом Нового Завета. А у человека, не понимающего смысла русских слов, возникает противоречие: мол, как же так, Христос нарушает некоторые формальные постановления Закона – и Сам же говорит, что пришел исполнить его.
Слово исполнить воспринимается как «выполнить» – как приказ, формально. Каждому из нас необходимо перестроить свое мышление на библейский лад – и только тогда русскоговорящий человек сможет стать русским, тогда он будет понимать каждое слово Писания и святых отцов. Хорошо бы, конечно, для этого изучить церковнославянский язык. Многие люди не знают простых русских слов: например, что означает название старинного города Шуя… Когда мы обращаемся к нашим традиционным корням, к библейскому способу мышления – нам открывается очень многое. Это действительно путь к миру души, а мир души – это качество жизни, не временное, а постоянное. Задача православной психологии не «подсадить» клиента на постоянные приходы к психологу, а помочь ему научиться жить самостоятельно, в мире с собой, когда уже не нужен психолог – посредник между ним и жизнью.
– В наши дни верующие нередко путают исповедь и беседу со священником…
– Путать исповедь и беседу не надо: исповедь – это таинство Покаяния, где не может быть лишних слов. Но беседа со священником тоже должна иметь место. Надо просто договориться о времени беседы – после богослужения или еще когдато. Потомуто и важно иметь своего духовника – это тот священник, к которому ты всегда имеешь доступ, который резервирует свое время для тебя, всегда готов ответить на твои вопросы, при этом он тебя знает, понимает и чувствует твои проблемы. Общение со священником полезно, даже если батюшка не даст тебе конкретного совета – ведь к пастырю мы обращаемся как к служителю Божию. «Возложи на Господа печаль твою, и Той тя препитает», – говорит псалмопевец Давид. Бывает, что человек обращается к священнику – и вскоре его проблема решается по милости Божией, потому что человек рассказал свою боль благодати Божией, а не просто человеку, каковым является священник. Хотя и совет пастыря бывает полезен – потому что нередко то, что мы вроде бы и сами знаем, нам бывает полезно услышать от другого. А бывает, что люди действительно не знают, как решать их проблемы, так как не имеют житейского опыта.
– Мы начали беседу с того, как Вы стали психологом. А как пришли к принятию священного сана?
– Однажды я проявил непослушание в отношении очень уважаемого пожилого священника, который посоветовал мне поступить в духовное учебное заведение – а я решил, что это не мой путь, и прожил мирской жизнью еще лет шесть. Все было вполне успешно, но мне стало казаться, что жизнь пуста, не имеет никакого смысла. Даже возникало ощущение богооставленности. А потом возникла мысль, что это не Бог меня оставил, а я не выполнил послушание… И я решил послушание выполнить. Пошел в храм, и мне доверили открывать одну из створок царских врат. А жизнь с тех пор стала наполняться смыслом. Потом я поступил и в духовное учебное заведение, меня стали убеждать, что надо принять священный сан. Принять сан – это хорошо, но самому его взять нельзя… Сначала я искал какихто возможностей, рекомендаций к рукоположению, но эти ситуации разрешались в непонятном смысле – ни да, ни нет. Я очень благодарен этой ситуации, потому что она научила меня полагаться на волю Божию. Как только я сказал: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою» – и стал действовать по принципу «на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся», – я успокоился. И однажды, по прошествии нескольких лет, мне просто позвонили и сказали: «Такогото числа приезжайте на рукоположение». С тех пор я отчетливо понимаю, что такое Божия воля: ты можешь применить все усилия, какие только доступны человеку, и они не принесут результата, потому что ты делаешь этого по гордости, – а потом оказывается, что воля Божия может преодолеть все препятствия. И тогда уже не приходится думать – достоин я, не достоин… Ты понимаешь, что не достоин, но тебе благословляется служить – Бог ждет от тебя труда, а твое достоинство здесь ни при чем. Ты просто засучив рукава начинаешь делать свое дело там, где Бог тебя благословил.
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Ризница» № 45, 2014 г.
Русиздат — ORTOX
Вернуться к списку
Психологи и основатели психологических сервисов требуют доработать законопроект //Психологическая газета
Представители психологических проектов «Чистые когниции», Alter, «Стало легче», Inbalansy, «Эпикур», YouTalk, «Новая практика», «Психодемия» и адвокат Максим Никитин отправили письмо с рекомендациями в психологические организации. Текст письма в pdf.
17 октября онлайн-школа психологических профессий «Психодемия» организовала круглый стол, где представители бизнеса, образования и практики в сфере психологии обсудили законопроект психологической помощи, чтобы сформулировать рекомендации. Участники единогласно пришли к выводу — данный текст возможного закона не доработан и не учитывает частную практику психолога-консультанта.
Поэтому по итогам встречи участники круглого стола сформировали письмо, где описали, что принятие законопроекта в такой редакции может вызвать негативные последствия и для психологов, и для их клиентов, и описали свои предложения. Письмо отправлено в Российское психологическое общество и Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу.
По мнению участников круглого стола, принятие законопроекта в таком виде может вызвать:
- Увеличение серой зоны помогающих специалистов. Есть риск, что люди, которые не смогут соответствовать новым требованиям, продолжат работать с людьми, просто не называя себя психологами.
- Услуги психолога станут дороже и менее доступными. Если психологу нужно тратить больше времени и денег, чтобы соблюдать новые требования к профессии, то и стоимость своих консультаций ему придется повышать.
- Повысится коррупция и снизится качество психологической помощи. Сейчас в проекте закона прописано, что одна организация выдает аттестаты всем психологам, что создает почву для коррупции и взяточничества. Кроме того, неизвестны критерии аттестации психологов и лица, которые будут ее проводить. Если неквалифицированные специалисты будут проходить аттестацию, они могут навредить людям, которые обратятся к ним за помощью. У их клиентов может сформироваться негативное представление о психологической помощи, и они не станут обращаться за ней в будущем.
- Конфиденциальность клиента может оказаться под угрозой. В законопроекте сказано, что психолог будет вынужден сообщать информацию о клиенте органам, в том числе ФСИН, по их запросу, но не указано, какую именно.
5 октября стало известно, что Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей направил проект Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» на обсуждение профессионального сообщества. Его текст вызывает тревогу и у опытных практикующих психологов, и у тех, кто только собирается войти в профессию — из-за недоработок, неясных нововведений и новых требований к образованию психолога. Например, согласно ему, психологом может считаться только человек, окончивший программу специалитета по психологии и сдавший аттестацию.
Цитаты:
Иона Гусаченко, психолог, методист онлайн-школы «Чистые когниции»:
«На 24 страницы законопроекта у меня 113 вопросов. Крайне важно, чтобы этот законопроект делали в содействии с бизнесом, практикующими психологами, рассматривали его на актуальность и реальную проблематику и выращивали его снизу, а не сверху, координировали совместные цели».
Мария Данина, психолог с опытом работы более 16 лет, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»:
«По тексту законопроекта непонятен статус людей, которые пришли в профессию после переподготовки на базе высшего образования. В стране много невероятных экспертов такого рода, которые прошли десятки лет дополнительного практического обучения в разных направления именно после переподготовки, но высшего у них нет. Представьте, что вы работаете психологом много лет, и вас поведут в вуз на бакалавриат изучать модели памяти — это никак не поможет специалисту, который уже состоялся профессионально».
Максим Никитин, адвокат:
«Закон лишает психолога право на профессию. В соответствии с Законом об образовании психолог уже психолог после получения соответствующего диплома — странно лишать его этого, заставляя сдавать дополнительный экзамен. В законопроекте не указан исполнительный орган, который будет регулировать деятельность психологов. В целом не прописана система управления со стороны государства и система самоуправления психологов».
Татьяна Дорохова, комьюнити-директор онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»:
«Я общаюсь с нашими выпускниками, которые уже практикуют как психологи. Но даже у тех, кто внутренне готов вернуться в вуз, чтобы официально считаться психологом в соответствии с законопроектом, еще миллион вопросов о том, что конкретно будет считаться достаточным образованием. И в тексте об этом не сказано».
Юлия Карасёва, СЕО Inbalansy:
«Если это будет закон, в котором мы как психологическое сообщество решим ряд проблем и ситуаций, хорошо работающий, продуманный закон, то он нам поможет. Самая опасная ситуация — если это будет работающий закон, который плохо сформирован. Мы получим массу рисков для всех».
Круглый стол проходил онлайн, запись можно посмотреть по ссылке.
Организатор круглого стола: «Психодемия» — онлайн-школа психологических профессий, Мария Данина — основательница онлайн-школы «Психодемия», психолог.
Участники круглого стола:
- Екатерина Лупарева — основательница сервиса психологических консультаций «Стало легче», психолог
- Максим Никитин — адвокат, консультирует психологов, автор мини-курса «Психодемии» о юридических аспектах практики психолога
- Марика Чусова — соосновательница сервиса психологических консультаций «Новая практика», психолог
- Иона Гусаченко — психолог, методист онлайн-школы «Чистые когниции» (психообразование и медиапроект для психологов)
- Юлия Карасёва -— психолог, CEO компании Inbalansy, которая предоставляет услуги в области Well-Being и HR-консалтинга для российских и иностранных компаний
- Ольга Китаина — основательница и CEO сервиса психологических консультаций Alter, психолог
- Наталья Кисельникова — психолог, кандидат психологических наук, доцент с 17-летним опытом научной работы, руководитель научной лаборатории «Психодемии»
- Мария Данина — основательница онлайн-школы «Психодемия», психолог
- Татьяна Дорохова — комьюнити-директор онлайн-школы «Психодемия»
Источник: онлайн-школа «Психодемия»
5 отцов-основателей и история позитивной психологии
Позитивная психология возникла в конце двадцатого века как отрасль психологии, занимающаяся научным изучением благополучия и «хорошей жизни».
Сдвиг в сторону исследования оптимального человеческого функционирования был основан на основах гуманистической психологии, чтобы противостоять тогдашнему господству психопатологии и создать науку о человеческом процветании.
Эта статья объясняет историю позитивной психологии в контексте различных волн современной психологии от 19века до настоящего времени. Обсуждается работа пяти отцов-основателей позитивной психологии и представляются другие ключевые влиятельные лица позитивной психологии.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- История позитивной психологии
- Волны психологии
- 5 отцов-основателей позитивной психологии
- 6 Другие влиятельные лица
- Сообщение на вынос
- Ссылки
История позитивной психологии
Корни позитивной психологии восходят к древним грекам и интересам Аристотеля к эвдемонии (часто переводимой с греческого как счастье), интеллектуальным и моральным добродетелям и хорошей жизни. Кроме того, некоторые из основных элементов позитивной психологии, такие как внимательность, уходят корнями в древние восточные духовные практики.
Тем не менее, эта статья будет посвящена истокам позитивной психологии в современной психологии, которая возникла как наука в конце девятнадцатого века из философии сознания.
Первоначально психология развилась из исследования функций мозга, нервной системы, познания и поведения и их роли в возникновении и смягчении психопатологии и психических заболеваний. Это часто называют моделью болезни.
Многие психологические методы лечения проблем психического здоровья в двадцатом веке берут свое начало в лечении психологических травм военнослужащих после Первой и Второй мировых войн (Pols & Oak, 2007). Тем не менее, некоторые психологи были обеспокоены этими методами лечения, которые требовали от терапевта действовать как отстраненный эксперт, а не выражать сочувствие и сострадание к своему пациенту.
В течение 1950-х и 60-х годов гуманистическая психология развивалась в ответ на то, что пионеры считали редукционистским, позитивистским взглядом на разум как на сложный механизм, уподобляемый машине — механизм стимул-реакция в бихевиоризме или экономика сексуальных и агрессивных влечений в психоанализе (Махони, 1984).
Гуманистическая психология выступала за целостное изучение человека как биопсихосоциального существа. Абрахам Маслоу впервые ввел термин «позитивная психология» в своей книге 1954 года « Мотивация и личность ». Он предположил, что озабоченность психологии расстройством и дисфункцией не соответствует точному пониманию человеческого потенциала (Maslow, 1954).
Раздел психологии, называемый позитивной психологией, отстаивал Мартин Селигман в 1998 году, когда он занимал пост президента Американского психологического общества. Явной целью было дальнейшее исследование человеческого потенциала для противодействия господству психопатологии и создания науки о человеческом процветании (Seligman & Csikszentmihalyi, 2000).
Волны психологии
Хотя в этом разделе описываются основные волны развития современной психологии с конца девятнадцатого века, термину «волны» следует придать некоторую поэтическую вольность.
Скорее, как настоящие океанские волны, некоторые из этих волн в психологии возникли почти одновременно и объединились, чтобы сформировать более крупные и широкие тенденции, которые привели к тому, что сегодня называется позитивной психологией.
Самоанализ
Психология впервые возникла как отдельная дисциплина, связанная с наукой о разуме и поведении, когда Вильгельм Вундт основал в 1879 году в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии.(Ким, 2016). Тем временем Уильям Джеймс за несколько лет до этого создал психологическую лабораторию в Гарварде в Соединенных Штатах, но использовал ее для обучения, а не для научных исследований (Goodman, 2022).
Вундт связан со структурализмом как с самой ранней школой психологической мысли, а Джеймс связан с функционализмом. Структурализм был связан с исследованием функций разума посредством самоанализа мельчайших элементов восприятия. Однако Джеймс подчеркивал значение среды в формировании поведения и предпочитал более целостную перспективу (Goodman, 2022).
Психоанализ
Примерно десять лет спустя, в 1890-х годах, австрийский невролог Зигмунд Фрейд разработал психоанализ при лечении пациенток с психосоматическими симптомами «истерии» (Breuer & Freud, 1895/2004).
Серия экспериментальных вмешательств привела его к разработке техник свободных ассоциаций и интерпретации снов, которые он назвал королевской дорогой к бессознательному (Фрейд, 1900/1997).
Фрейд объяснил, как бессознательное функционировало как хранилище подавленных сексуальных и агрессивных импульсов, которые он позже назвал «влечениями». Целью психоанализа было успешно сублимировать эти влечения и превратить истерическое страдание в обычное несчастье (Breuer & Freud, 189).5/2004).
Психоанализ и его уникальное описание человеческого развития и психопатологии были восприняты и развиты целым рядом студентов, в том числе Карлом Юнгом, Альбертом Адлером, Мелани Кляйн и Дональдом Винникоттом, которые впоследствии основали свои собственные школы психоаналитической мысли (Fine, 1977).
Бихевиоризм
Тем временем произошло почти параллельное развитие, которое сосредоточилось на человеческом поведении, исключив внутренний мир. В начале 1900-х годов Джон Уотсон (Уотсон, 1913) предположил, что мы можем понять человеческий разум как механизм условной реакции на стимул и что нет необходимости изучать внутренние психические состояния.
Он предположил, что поведению можно научиться, а можно разучиться. Бихевиоризм был создан Джоном Уотсоном (Watson, 1924) и подхвачен Б. Ф. Скиннером (Skinner, 1953), прежде чем он превратился в ряд поведенческих вмешательств, которые существуют и сегодня.
Хотя психоанализ и бихевиоризм были диаметрально противоположны во многих отношениях, оба были сосредоточены почти исключительно на причинах психопатологии и терапевтическом лечении различных психологических расстройств (Mahoney, 19).84).
Оба позиционировали психолога или психотерапевта как отстраненного знатока проблем пациента, что вызывало критику со стороны пионеров гуманистической психологии.
Гуманистическая психология
Используя метафору множества волн, сливающихся в большую волну, когда они катятся к берегу (как описано выше), следующая большая волна в психологии развилась из трех ключевых событий, основанных на возражениях против редукционистского исследования человека. разум и поведение охвачены бихевиоризмом и психоанализом.
– Холизм
В 1930-х годах гештальт-психология Макса Вертхаймера в Германии предложила макроскопическое целостное понимание человеческой психологии (Wertheimer, 1938). Его работа оказала основное влияние на Абрахама Маслоу с 1950-х годов, работы которого рассматриваются ниже.
– Персоноцентричность
Вместе с гештальт-терапевтом Фрицем Перлзом Маслоу основал Эсаленский институт изучения человеческого потенциала для проведения исследований за пределами обычной университетской среды. Эсаленский институт помог заложить основу для нового личностно-ориентированного подхода к психологии, консультированию и психотерапии (О’Хара, 19 лет).91).
– Создание смысла
Между тем, экзистенциальная психология Ролло Мэя и Виктора Франкла зарождалась на протяжении 1950-х и 60-х годов с упором на создание смысла как психологическую основу психического здоровья (Франкл, 1946/1992; май, 1953). .
Целостное, личностно-ориентированное осмысление слилось с тем, что Маслоу назвал «третьей силой» психологии (после психоанализа и бихевиоризма): гуманистической психологией.
Карл Роджерс был известным пионером в этой области благодаря своему личностно-ориентированному подходу к консультированию и психотерапии. Роджерс сформулировал некоторые из ключевых концепций, лежащих в основе позитивной психологии, в том числе то, что он назвал тремя основными условиями (Rogers, 19).57) для эффективного консультирования и психотерапии:
- Конгруэнтность (передающая подлинность)
- Безусловное положительное отношение (которое выражает согласие)
- Эмпатия (передающая эмоциональную настройку).
Гуманистическая психология также включала трансперсональные элементы для дальнейшего целостного понимания человеческого разума и поведения. Основоположник психосинтеза Роберто Ассаджиоли (Assagioli, 1965) рассматривал каждого человека как уникальное сочетание личностных и трансперсональных элементов, нуждающихся в интеграции. Надличностные элементы связывают человека с чувством чего-то большего, что может быть выражено
«… с точки зрения планеты, нашего экологического следа, сообщества, нашего вклада в нечто значимое или нашей взаимосвязи со всеми вещами»
(Институт психосинтеза, без даты, параграф 3).
Быстрое развитие движения за человеческий потенциал сместило фокус психологии с психопатологии на целостное исследование оптимального функционирования человека . Однако изучение человеческого процветания наконец получило поддержку позитивной психологии в конце двадцатого века (Seligman & Csikszentmihalyi, 2000).
Позитивная психология
Мартин Селигман и Михали Чиксентмихайи широко известны как соучредители позитивной психологии и научного исследования человеческого процветания. В следующем разделе описывается концептуальная линия позитивной психологии с кратким описанием работы пяти отцов-основателей.
5 Отцы-основатели позитивной психологии
1. Уильям Джеймс
Уильям Джеймс был философом, врачом и психологом, а также первым педагогом, предложившим курс психологии в Соединенных Штатах.
Он был обеспокоен тем, почему некоторые люди, кажется, способны процветать и преодолевать невзгоды, в то время как у других возникают проблемы с психическим здоровьем. Он утверждал, что понимание субъективного опыта является ключом к исследованию оптимального человеческого функционирования.
Он объединил прагматическую и функционалистскую точки зрения, чтобы связать разум и тело и исследовать объективные и наблюдаемые особенности внутреннего опыта. Многие считают Джеймса первым позитивным психологом Америки (Froh, 2004) из-за его интереса к целостному функционированию человека и всему спектру субъективного опыта за пределами психопатологии (Froh, 2004).
Вы можете узнать больше о Джеймсе из видео ниже.
2. Абрахам Маслоу
В то время как «третья сила» гуманистической психологии сыграла жизненно важную роль в разработке основополагающих концепций позитивной психологии, наибольшее влияние на нее оказал Абрахам Маслоу.
На самом деле термин «позитивная психология» впервые был введен Маслоу в его книге « Мотивация и личность » (Maslow, 1954). Маслоу не нравилась озабоченность психологии беспорядком и дисфункцией, утверждая, что ей не хватает точного понимания человеческого потенциала.
Маслоу утверждал, что, хотя прежние психологические подходы психоанализа и бихевиоризма раскрывали многое о человеческих недостатках и проблемах психического здоровья, они пренебрегали исследованием человеческих добродетелей и устремлений (Маслоу, 1954).
В этом коротком видео Академии идей рассказывается о развитии мыслей Маслоу и его исследовании самореализации.
3.
Мартин СелигманМартин Селигман — американский психолог, педагог, исследователь и автор.
В 1996 году Селигман был избран президентом Американской психологической ассоциации, когда решил сосредоточиться на центральной теме позитивной психологии.
Его основное предложение заключалось в том, что психическое здоровье состоит не только в отсутствии болезней, и открыло новую эру, в которой исследуются источники человеческого счастья и самореализации (Университет Пенсильвании, 2022 г.).
Его первоначальное исследование выученной беспомощности и пессимистических настроений вызвало у него первоначальный интерес к обученному оптимизму. Это привело к его работе с Кристофером Петерсоном (упоминается ниже), целью которой было создание положительной альтернативы классификации психопатологии в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) (Американская психиатрическая ассоциация, 2013).
Во время своего исследования они изучили различные культуры на протяжении всей истории, от древних греков до наших дней, чтобы составить список высоко ценимых добродетелей. Эта система классификации легла в основу их книги «Сильные стороны и добродетели характера » (Seligman & Peterson, 2004) и включала следующие шесть категорий:
- мудрость/знание
- мужество
- превосходство
- правосудие
- человечество
- умеренность
Профессор Селигман широко известен как основатель дисциплины позитивной психологии и стал директором Центра позитивной психологии Пенсильванского университета в 2004 году. На сегодняшний день он написал более 350 научных статей и более 30 книг в этой области. Вы можете услышать, как он объясняет происхождение своей мысли и работы в этом выступлении на TED ниже.
4. Михай Чиксентмихайи
Михай Чиксентмихайи родился в Венгрии в 1934 года, когда, как и многие другие, его семья сильно пострадала от Второй мировой войны.
Его отец был назначен послом Венгрии в Риме, но когда Венгрия стала коммунистической в 1949 году, ушел со своего поста и открыл ресторан. В ответ режим лишил семью венгерского гражданства, и молодой Михай бросил школу, чтобы работать в семейном бизнесе (Nuszpl, 2018).
После этого неблагоприятного опыта у Чиксентмихайи появился интерес к психологии после того, как Карл Юнг выступил в Швейцарии с докладом о психологических травмах европейцев после Второй мировой войны. Его интерес побудил его мигрировать изучать психологию в США. Чикагский университет присвоил ему степень доктора философии в 1965, где он стал профессором в 1969 году.
Чиксентмихайи любил рисовать, отмечая, что акт создания иногда был более важным, чем сама законченная работа. Это привело к его увлечению тем, что он назвал состоянием потока. Он сделал делом своей жизни научное исследование различных способов достижения потока как выражения оптимального человеческого опыта (Csikszentmihalyi, 1990).
Исследования Чиксентмихайи вызвали большой интерес и широко применялись для изучения творчества, продуктивности и счастья как на индивидуальном, так и на организационном уровне.
Мартин Селигман сотрудничал с Чиксентмихайи как новатор в области позитивной психологии (Seligman & Csikszentmihalyi, 2000), и сегодня Чиксентмихайи считается одним из отцов-основателей. Вы можете услышать, как он объясняет происхождение своих идей и работы в этом выступлении на TED ниже.
5. Кристофер Петерсон
Кристофер Петерсон был профессором психологии Мичиганского университета и бывшим заведующим кафедрой клинической психологии.
Он был соавтором книги «Сильные стороны и добродетели характера » с Мартином Селигманом (Peterson & Seligman, 2004) и известен своей работой по изучению сильных сторон, добродетелей, оптимизма, надежды, характера и благополучия.
Его также считают одним из отцов-основателей. Вы можете услышать, как он объясняет происхождение своей работы в этом видео ниже.
com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>6 Другие влиятельные лица
Следующие психологи заслуживают особого упоминания как ключевые влиятельные лица в области позитивной психологии, даже если они не входят в число пяти отцов-основателей.
Однако существует так много людей, чья работа формирует будущее позитивной психологии, что их всех невозможно упомянуть в этой статье. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим полным списком исследователей позитивной психологии.
1. Альберт Бандура
Теория самоэффективности Альберта Бандуры возникла из его социально-когнитивной теории. Это относится к восприятию человеком своей способности достигать своих целей, выполняя требуемые задачи (Бандура, 1994).
Понимание самоэффективности имеет большое значение для позитивной психологии.
2. Дональд Клифтон
Клифтон пошел по тому же пути, что и Селигман, когда разработал психологию, основанную на сильных сторонах (Clifton & Harter, 2019). Клифтон изучал успешных людей, чтобы понять, как они достигают оптимальной производительности на рабочем месте.
Его исследование предоставило сотрудникам рекомендации о том, как найти приносящую удовлетворение карьеру, соответствующую их сильным сторонам. В 2002 году Американская психологическая ассоциация удостоила его президентской награды как отца психологии, основанной на сильных сторонах (nd, Gallup).
Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
3. Деси и Райан
Теория самоопределения была разработана Эдвардом Л. Деси и Ричардом М. Райаном в 1980-х годах (Deci & Ryan, 1985). Деси был профессором кафедры клинических и социальных наук Университета Рочестера, Нью-Йорк, а Райан был клиническим психологом и профессором Института позитивной психологии и образования Австралийского католического университета в Сиднее, Австралия.
Их новаторская работа по самоопределению обновила иерархию потребностей, первоначально идентифицированную Абрахамом Маслоу. Они обнаружили, что человеческая мотивация определяется тремя компонентами: автономией, компетентностью и привязанностью (Deci & Ryan, 2008). Это имеет широкое применение в области позитивной психологии.
4. Эд Динер
Эд Динер, также известный как «Доктор. Счастье» — ведущий исследователь, который ввел термин «субъективное благополучие» как научно измеримый аспект человеческого счастья. Его исследование показало, что счастье имеет сильный генетический компонент, и привело к многочисленным исследованиям внутренних и внешних условий, необходимых для его развития (Diener, 2009).).
Динер также исследовал взаимосвязь между доходом и благополучием, а также влияние культуры на благополучие. Он работал с Мартином Селигманом (Diener & Seligman, 2002) и является старшим научным сотрудником Gallup.
5. Кэрол Двек
Кэрол Двек провела исследование понятия роста и установки на данность. Ее исследование (Dweck, 2017) было применено к изучению воспитания детей, командной работы и бизнес-лидеров. Это инструмент позитивной психологии, который широко используется в организационных и образовательных учреждениях.
6. Барбара Фредриксон
Барбара Фредриксон внесла свой первый вклад в позитивную психологию своей теорией расширения и построения, которая предполагает, что положительные эмоции расширяют кругозор людей и помогают развивать ресурсы, необходимые для устойчивости во время невзгод (Fredrickson, 2004).
В настоящее время Фредриксон является директором Лаборатории положительных эмоций и психофизиологии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
Сообщение на вынос
Потребовалось много усилий, чтобы написать эту статью в доступном месте, но мы надеемся, что она предоставила вам полезную (хотя и несколько краткую) информацию об истории позитивной психологии с тех пор, как современная психология утвердилась в конце девятнадцатого века.
Позитивная психология была построена на прочном теоретическом и основанном на фактических данных фундаменте для создания научного исследования человеческого процветания, основанного на сильных сторонах, которое все еще растет сегодня.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.).
- Ассаджиоли, Р. (1965). Психосинтез: Сборник основных сочинений . Викинг Пресс.
- Бандура, А. (1994). Самоэффективность. В RJ Corsini (Ed.), Энциклопедия психологии (2-е изд., Том 3, 368-369). Уайли.
- Брейер, Дж. и Фрейд, С. (2004). Исследования по истерии . Пингвин. Оригинальная работа опубликована 1895.
- Клифтон, Дж., и Хартер, Дж. (2019). Менеджер: переход от босса к тренеру . Гэллап Пресс.
- Чиксентмихайи, М. (1990). Психология оптимального опыта . Издательство Харпер энд Роу.
- Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (1985) Внутренняя мотивация и самоопределение в человеческом поведении .
Спрингер. - Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2008). Теория самоопределения: макротеория человеческой мотивации, развития и здоровья. Canadian Psychology/Psychologie Canadienne , 49, 182-185.
- Динер, Э. (2009). Оценка самочувствия . Собрание сочинений Эда Динера. Спрингер.
- Динер, Э., и Селигман, М.Э. (2002). Очень счастливые люди. Психологическая наука , 13(1), 81–84.
- Двек, CS (2017). Образ мышления . Робинсон.
- Файн Р. (1977) История психоанализа . Джейсон Аронсон.
- Франкл, В. Е. (1992). Человек в поисках смысла: введение в логотерапию (4-е изд.) (И. Лаш, пер.). Маяк Пресс. Оригинальная работа опубликована в 1946 году.
- Фредриксон, Б.Л. (2004). Расширяй и развивай теорию положительных эмоций. Философские труды Лондонского королевского общества. Серия B: Биологические науки , 359(1449), 1367-1377.
- Фрейд, С. (1997). Толкование снов . Издания Вордсворта. Оригинальная работа опубликована в 1900 году.
- Фро, Дж. Дж. (2004). История позитивной психологии: по правде говоря. Психолог штата Нью-Йорк , 16(3), 18–20.
- Gallup (nd) История CliftonStrengths . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://www.gallup.com/cliftonstrengths/en/253754/history-cliftonstrengths.aspx .
- Гудман, Р. (2022). Уильям Джеймс. В Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.) Стэнфордская философская энциклопедия . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://plato.stanford.edu/archives/spr2022/entries/james/ .
- Ким, А. (2016) Вильгельм Максимилиан Вундт. В Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.) Стэнфордская философская энциклопедия . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://plato.stanford.edu/archives/fall2016/entries/wilhelm-wundt/ .
- Махони, MJ (1984). Психоанализ и бихевиоризм. В Arkowitz, H., Messer, S.B. (ред.) Психоаналитическая терапия и поведенческая терапия (стр. 303-325). Спрингер.
- Маслоу, А. (1954). Мотивация и личность . Харпер и Роу.
- Май, Р. (1953). Человек ищет себя . В. В. Нортон.
- Нушпл, Дж. (2018). Михай Чиксентмихайи – История жизни его собственными словами. Лидерство и поток. Глобальная исследовательская программа и сеть . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://flowleadership.org/mihaly-csikszentmihalyi-a-life-story-with-his-own-words/ .
- О’Хара, М. (1991) Что такое гуманистическая психология? Ассоциация гуманистической психологии . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://ahpweb.org/what-is-humanistic-psychology/ .
- Петерсон, К., и Селигман, М. (2004). Сильные стороны и достоинства характера справочник и классификация . Издательство Оксфордского университета.
- Полс, Х. и Оук, С. (2007). Война и военное психическое здоровье: психиатрическая реакция США в 20 веке. Американский журнал общественного здравоохранения (12), 2132-42.
- Роджерс, К. (1957). Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности. Журнал консультационной психологии , 21(2), 95-103.
- Селигман, М. и Чиксентмихайи, М. (2000). Позитивная психология: введение. Американский психолог (55), 5-14.
- Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека . Макмиллан.
- Институт психосинтеза. (nd) Что такое психосинтез ? По состоянию на 08 декабря 2022 г. https://www.psychosynchronous.org/about/what-is-psychogenesis/.
- Пенсильванский университет. (2022). Мартин Э.П. Селигман. Центр позитивной психологии . Доступ 12.08.2022 с https://ppc.sas.upenn.edu/people/martin-ep-seligman
- Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор , 20, 158–177.
- Уотсон, Дж. Б. (1924). Бихевиоризм . Народный институт.
- Вертхаймер, М. (1938). Гештальт-психология . Справочник по гештальт-психологии. Харкорт, Брейс и Ко
Вильгельм Вундт: отец психологии
Вильгельм Вундт открыл Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете в Германии в 1879 г.. Это была первая лаборатория, посвященная психологии, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Действительно, Вундта часто считают отцом психологии.
Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу разума более структурированным образом, с упором на объективное измерение и контроль.
Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересуется психологией, сначала для немецких философов и студентов-психологов, а затем и для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.
Вундт занимался физиологией, и это нашло отражение в темах, которыми занимался Институт, таких как изучение времени реакции, сенсорных процессов и внимания. Например, участников подвергали воздействию стандартного стимула (например, света или звука метронома) и просили сообщить о своих ощущениях.
Цель Вундта состояла в том, чтобы записывать мысли и ощущения и анализировать их на составные элементы, почти так же, как химик анализирует химические соединения, чтобы добраться до лежащей в их основе структуры. Школа психологии, основанная Вундтом, известна как волюнтаризм, процесс организации разума.
За свою академическую карьеру Вундт подготовил 186 аспирантов (116 по психологии). Это важно, поскольку помогло распространить его работу. Действительно, некоторые части теории Вундта были разработаны и продвигались его бывшим учеником Эдвардом Титченером, который описал свою систему как структурализм, или анализ основных элементов, составляющих разум.
Вундт хотел изучить структуру человеческого разума (с помощью самонаблюдения). Вундт верил в редукционизм. То есть он считал, что сознание можно разбить (или свести) к его основным элементам, не жертвуя ни одним из свойств целого.
Вундт утверждал, что сознательные психические состояния можно научно изучать с помощью самоанализа. Самоанализ Вундта был не случайным занятием, а весьма практиковавшейся формой самоанализа. Он обучал студентов-психологов делать наблюдения, которые были искажены личной интерпретацией или предыдущим опытом, и использовал результаты для разработки теории сознательного мышления.
Высококвалифицированные ассистенты получат стимул, например, тикающий метроном, и будут размышлять над своим опытом. Они сообщали, что стимул заставил их думать и чувствовать. Каждому человеку были даны одинаковые стимулы, физическое окружение и инструкции.
Метод интроспекции Вундта не оставался основным инструментом психологических экспериментов после начала 1920-х годов. Его самым большим вкладом было показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой.
Таким образом, одним из способов, которым Вундт способствовал развитию психологии, было проведение своих исследований в тщательно контролируемых условиях, т. е. экспериментальными методами. Это побудило других исследователей, таких как бихевиористы, следовать тому же экспериментальному подходу и быть более научными. Однако сегодня психологи (например, Скиннер) утверждают, что самоанализ не был действительно научным, даже если методы, используемые для интроспекции, были таковыми. Скиннер утверждает, что результаты самоанализа субъективны и не могут быть проверены, поскольку объективно измерить можно только наблюдаемое поведение.
Вундт сосредоточился на трех областях психического функционирования; мысли, образы и чувства. некоторые из этих областей до сих пор изучаются в когнитивной психологии. Это означает, что изучение перцептивных процессов восходит к Вундту. Работа Вундта стимулировала интерес к когнитивной психологии.
На основании его работы и влияния, которое она оказала на психологов, которые последовали за ним, Вундта можно считать основателем экспериментальной психологии, обеспечившим себе место в истории психологии.