Основной архетип по юнгу самость это: 📖 Самость, Основные понятия, Глава 4. Карл Густав Юнг и аналитическая психология. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 93. Читать онлайн

Что такое самость в психологии по Юнгу простыми словами и как её развить

С точки зрения аналитической психологии, архетипы – это образы и идеалы коллективного бессознательного, которые оказывают колоссальное влияние на каждого из нас, хотя и существуют опосредованно от нас. Они устойчивы, встречаются у всех народов, рас и цивилизаций, часто выражаются в мифах и сказках, при этом вызывая у личности сильный эмоциональный отклик.

Карл Юнг выделял множество архетипов, но центральным и одним из самых значимых являлся архетип Самости.

В этой статье:

Самость с точки зрения аналитической психологии ЮнгаЗначение самости для каждого из насКак прожить свою жизнь?Как раскрыть себяЧем архетип самости отличается от эго

Новости СМИ2

Самость с точки зрения аналитической психологии Юнга

Фото автора Christian Diokno: Pexels

Самость – это важнейший, центральный архетип, через который развертываются все остальные архетипы. Самость парадоксальна и имеет следующие характерные черты:

  • целостность;
  • постоянство и динамичность;
  • сознательное и бессознательное;
  • неповторимость.

Наша самость всегда стремиться к целостности, законченности, она имеет образ круга, мандалы, какой-то гармоничной, стройной, цикличной системы, где каждая часть не может существовать сама по себе.

Самость является неотъемлемой частью каждого человека. С одной стороны, ей свойственна постоянность. С другой стороны, самость постоянно меняется, развивается, порождая все новые и новые архетипы.

Самость – целостное ядро личности, хотя выражается в противоположностях каждого из нас: добро и зло, ум и глупость, пессимизм и оптимизм, смелость и трусость, мужское и женское и так далее. Все это есть в каждом из нас, оно как-то уживается, то распадается, то соединяется, но центр всего один – самость.

Самость – как усилить с ней связь?

Самость включает в себя наше сознание, то есть ту часть нашей личности, которую мы знаем о себе. Но также в самость входит и наше бессознательное, ведь оно – тоже часть нашей личности, оно влияет на наши поступки, мышление, решения, которые мы принимаем.

Таким образом в самости воплощается наша индивидуальность, наша неповторимость, самость – это суть нашей личности.

Значение самости для каждого из нас

В современной психологии понятие самости, как ядра, центра личности, часто связывают со многими процессами, требующими рефлексии и осознания себя настоящего, хотя по Юнгу полное осознание самости невозможно. К ней, а точнее, к себе, можно лишь приблизиться, ощутить, частично «подглядеть» и с помощью рефлексии понять о себе чуть больше, чем мы понимали до этого.

С помощью чего мы приближаемся к своей самости? Самопознание, саморазвитие, самоутверждение, самоощущение, самосовершенствование, самоактуализация. Последнее – это высшая потребность человека. По утверждению гуманистической психологии, только через самоактуализацию мы можем полностью реализовать свой потенциал. Стать тем, кем можем стать, а не тем, кем нам сказали быть. Это значит обрести смысл своей жизни.

Саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование – все эти процессы невозможны без ощущения своей самости. Если мы не принимаем себя, своих желаний, своих бессознательных, глубинных сторон, своих стремлений, в том числе к успеху, к счастью, к хорошей жизни, мы не сможем развиваться, не сможем достигать большего, не найдем смысл своей жизни.

Общество, в которым мы живем, наше ближайшее окружение, наша культура, воспитание, нормы морали и этики – все это дает нам много смыслов и много целей:

Giphy
  • быть послушной дочерью;
  • хорошей ученицей;
  • получить высшее образование;
  • найти определенную работу;
  • стать женой, матерью, бабушкой;
  • быть скромной или уверенной;
  • быть доброй, альтруистичной;
  • быть успешной, стройной.

Мир вокруг нас пестрит общепризнанными в нашем окружении целями. Примеры людей, которые нас окружают, их образ жизни, их образ мыслей. Уклад, по которому жили наши родители, книги, которые мы читали в детстве и разбирались, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Каждая из целей, которые диктуют общество по-своему хороша и правильна. Но иногда человек оказывается в такой ситуации, что он много чего достиг, он играет много важных социальных ролей, у него хорошая профессия, стабильная работа и благополучная семья. Но в момент, когда цели достигнуты, когда закончилась «гонка», он останавливается и у него появляется странное, пугающее ощущение – как будто он живет не своей жизнью.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Жизнь есть, а его в этой жизни как бы и нет. Его настоящего. Так бывает, когда мы выбираем не свой путь, а точнее, когда кто-то другой выбирает это за нас. Мы не самостоятельно принимали решения. Реализовались и самоутверждались не в тех сферах, в которых действительно хотели.

Добивались целей, которые не соответствуют нашим истинным желаниям и потребностям. Отказывались или вытесняли те черты своей личности, которые наш социум считал неприемлемыми. Они могут быть самыми разными: лень, нескромность, нарциссизм, эгоизм, гнев, амбициозность или отсутствие амбиций, все, что угодно.

Как прожить свою жизнь?

Главной задачей в этом является познать себя, приблизиться к своей самости, к ядру нашей личности, в которой мы настоящие. Это схоже с осознанием и принятием Я-реального. Не Я-идеального, того, кем хочу быть и кем стремлюсь быть, не Я-социального, того, кем меня видят или хотят видеть окружающие, а себя настоящего.

Самость – это мы реальные.

С недостатками, с достоинствами, со слабостями и талантами, с высокой степенью осознанности и, в тоже время, принятием своего бессознательного не как враждебной «темной» стороны, которая мешает нам жить, а как ресурс, как помощника, как неотъемлемую часть себя.

Фото автора Sam Lion: Pexels

Принятие своей самости – это отказ от войны с самим собой, обретение себя целостного, любимого и значимого.

Принятие себя реального, помогает:

  • обрести адекватную самооценку;
  • не бояться своих недостатков;
  • правильно расставлять приоритеты и цели;
  • обрести желанный социальный статус;
  • стремиться к постоянному саморазвитию.

Только познакомившись с самим собой, человек сможет отказаться от навязанных внешним миром целей и понять, чего же он хочет на самом деле. Это понимание – путь к развитию. Чем лучше мы понимаем себя, тем выше качество нашей жизни. Осознавая и принимая свои недостатки, мы перестает от них убегать, а либо учимся с ними жить и любить себя «неидеального», либо растем над собой, занимаемся саморазвитием и становимся лучшей версией себя.

В своем саморазвитии мы не сравниваем себя с другими, с «дочерью маминой подруги», мы не сравниваем себя с родителями и нас уже не задевает их фраза «вот я в твои годы…». Потому что самосознание помогает нам жить своей жизнью, помогает осознать свою уникальность и научиться гордиться ей.

Фото автора Olha Ruskykh: Pexels

Самость подсказывает нам не только путь саморазвития, она открывает для нас те сферы, где мы хотим самоутвердится, тот социальный статус, который мы хотим приобрести.

Хочешь ли ты быть матерью, или директором крупной фирмы, или заниматься творчеством, или путешествовать по Гималаям. Разобравшись в себе, ты начнешь ставить только те цели, которое принадлежат лично тебе, которые удовлетворяют твои желания и потребности.

Как раскрыть себя

Феномен самости личности Юнга – теория, которая многократно подтвердила себя на практике. И сейчас мы не будем ставить под сомнения те или иные утверждения великого автора.

Архетип самости – довольно сложная к восприятию терминология. Вполне может быть что, прочтя статью, ты еще больше запуталась, а количество вопросов в голове увеличилось.

Тактика принятия своей самости звучит просто, но на практике воплотить ее довольно сложно. С первого раза найти и раскрыть собственное «Я» можно только при грамотном и комплексном подходе, тщательной проработке сознательного и подсознательного.

Некоторые предпочитают сразу обращаться к психологу, чтобы в психотерапии раскрыть свой архетип самости. Но я советую тебе все же попробовать самостоятельно. Главное – системность и максимально серьезное отношение к делу.

Идентификация себя как личности, архетип самости – словосочетания, которые у всех на слуху. Но что делать с этой информацией в итоге? Как же все-таки обрести свою самость? Вот несколько полезных советов, которые помогут тебе разобраться в себе:

  • Примирись с уединением. Не бойся одиночества. Не стремись заполнить каждую свою минуту общения. Учись находить общий язык с самой собой.
    Работай над собой таким образом и в таком русле, чтобы ты могла наслаждаться компанией собственной персоны. Это настоящее искусство, которое под силу не многим.
    Такое состояние можно назвать своего рода медитацией. Для архетипа самости уединение – наиболее питательная и продуктивная среда.
  • Выращивай своего внутреннего ребенка. Все твои бессознательные потребности должны быть удовлетворены. Твой внутренний ребенок символизирует то, кем ты родилась в этом мире. Он является олицетворением не только архетипа самости по Юнгу, но и энергии, которую ты принесла с собой в эту вселенную из других жизней.
  • Загляни в самые темные стороны себя. Твое эго, внутренние демоны – это часть твоей персоны, индивида. Не сопротивляйся этим сторонам. Прими их.
    Нащупай и осознай ту разницу между тем, какая ты дома, и тем, какой ты выходишь в социум. Проведи аналитическую оценку обнаруженных качеств. Подумай, как их можно обернуть на пользу.

Помни: структура твоего индивида начинается с личных потребностей. Здоровый эгоизм – залог внутренней гармонии. Внутреннее и внешнее развитие личности – только в твоих руках, и оно должно происходить по уникальному алгоритму.

Да, ты можешь пользоваться различными аналитическими данными, умными определениями, элементами психотерапии. Но твоя персона отделена от коллективного. Чтобы твоя душа была целостной, а индивидуальность раскрылась, нужно слушать в первую очередь себя.

Чем архетип самости отличается от эго

И в завершение: в чем же разница между архетипом самости и эго? Скорей всего, у тебя возник этот вопрос, пока ты читала статью. Красной нитью пронизана самая противоречивая и одновременно главная мысль психоанализа – себя всегда нужно ставить на первое место.

В теории психоанализа архетип самости определяется как то, каким индивид воспринимает сам себя. А эго – личность в виде структуры, о которой может быть вынесено обобщающее суждение. Соответственно, структура самости – это самоидентификация, а эго – та часть самости, которую мы показываем окружающим и даем возможность ее оценить. Все просто!

Самость.

В работе «Психоло­гия и алхимия» (1944) Юнг разрабатывает психологию целостности, основанную па символе мандалы. Главным понятием этой психологии целостного единства выступает самость— это архетип, представляющий стремление чело­века к целостности. Самость — это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности един­ство, равновесие и стабильность.

Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной лич­ности, это целостность человека как индивидуальности. К Само­сти ведет процесс индивидуализации, т.

е. интеграции коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуализации человек разрешает свои внутренние противоречия и проблемы.

Самость — это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, которой редко достигают. Как и все архетипы, она мотивирует человеческое поведение и заставляет искать целостности, особенно на религиозном пути, истинные религиозные переживания почти так же близки к переживанию самости, как то, к чему когда-либо смогут прийти люди, а фигуры Христа и Будды настолько отчетливые выражения архетипа самости, насколько возможно в временном мире. Неудивительно, что самость была открыта Юнгом при исследовании религий Востока, где поиск целостности и единства с миром посредством ритуальных практик (например, йоги) развит гораздо сильнее, чем в запади религиях.

Прежде чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. Поэтому архетип самости не очевиден до достижения человеком кризиса середины жизни. В этот период человек начинает предпринимать серьезные попытки сместить центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион — область самости. И, наконец, когда все структуры психики находят­ся между собой в относительной или полной гармонии, возникает Самость, целостный человек, самость — это как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы посто­янно стремимся.

Однако этот путь этот долог, он практически бесконечен, поэтому сим­волом индивидуализации является квадрат, заключенный в круг.

Самость выражается в различных символах, главный из которых — мандала или магический круг (Jung, 1955). Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целост­ность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в человеческом опыте. Представление о самости — быть может, самое важное психологическое открытие Юнга и представляет кульминационный момент в его исследовании архетипов точкой между сознательным и бессознательным.

Архетипы, по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политики и других видах теоретической и практической деятельности людей.

Архетип порождают определенные психические формы, главным источником которого служат сновидения, обладающие тем преимуществом, что являются непроизвольными, спонтанными продуктами природы, не искаженными никаким сознательным намерением. Тем самым, они являются чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются, какой бы то ни было сознательной целью.

Другой источник – «активное воображение», подразумевающее последовательность фантазий, порожденных намеренной концентрацией. Существование нереализованных, бессловесных фантазий увеличивают частоту и интенсивность сновидений, если же фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, становятся более слабыми и редкими. Таким образом, сновидения часто содержат фантазии, которые хотят стать осознанными.

Источниками сновидений часто становятся подавленные инстинкты, обладающие оказывать влияние на сознание.

Источниками архетипов являются делюзии параноиков, сновидения раннего детства (от 3 до 5-ти лет), фантазии. Такой материал лишен ценности, пока мы не сможем провести мифологические параллели. Чтобы сделать это, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, и выяснить, не имеет ли он то же самое функциональное значение.

Как мы уже видели, архетип может стать ядром комплекса, притягивающим переживания. Тогда архетип может проникать в сознание через ассоциирован­ные переживания. Мифы, сновидения, видения, ритуалы, невротические и психотические симптомы, произведения искусства содержат значительное ко­личество архетипического материала и представляют лучший источник наших знаний относительно архетипов. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сно­видениях.

Архетипы, личность и коллективное бессознательное

Карл Юнг был одним из первых сторонников Фрейда из-за их общего интереса к бессознательному. Он был активным членом Венского психоаналитического общества (ранее известного как Психологическое общество среды).

Когда в 1910 году была образована Международная психоаналитическая ассоциация, Юнг стал ее президентом по просьбе Фрейда.

Однако в 1912 году, во время лекционного турне по Америке, Юнг публично раскритиковал теорию Фрейда об Эдиповом комплексе и его упор на инфантильную сексуальность. В следующем году это привело к необратимому расколу между ними, и Юнг продолжил разработку своей собственной версии психоаналитической теории.

Большинство предположений Юнга о его аналитической психологии отражают его теоретические разногласия с Фрейдом. Например, хотя Юнг соглашался с Фрейдом в том, что прошлые и детские переживания человека определяют будущее поведение, он также считал, что наше будущее (стремления) также формирует нас.

Различия между Юнгом и Фрейдом

Содержание

Теория либидо

Юнг (1948) не согласился с Фрейдом относительно роли сексуальности. Он считал, что либидо — это не просто сексуальная энергия, а обобщенная психическая энергия.

Для Юнга целью психической энергии было мотивировать человека несколькими важными способами, в том числе духовно, интеллектуально и творчески. Она также была мотивационным источником человека для поиска удовольствия и уменьшения конфликта

Теория бессознательного

Как и Фрейд (и Эриксон), Юнг рассматривал психику как состоящую из ряда отдельных, но взаимодействующих систем. Тремя главными были эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Согласно Юнгу, эго представляет собой сознательный разум, поскольку оно включает в себя мысли, воспоминания и эмоции, о которых знает человек. Эго в значительной степени отвечает за чувство идентичности и преемственности.

Подобно Фрейду, Юнг (1921, 1933) подчеркивал важность бессознательного по отношению к личности. Однако он предположил, что бессознательное состоит из двух слоев.

Первый слой, называемый личным бессознательным, по сути такой же, как и версия бессознательного Фрейда. Личное бессознательное содержит временно забытую информацию, а также вытесненные воспоминания.

Юнг (1933) выделил важную черту личного бессознательного, названную комплексами. Комплекс — это совокупность мыслей, чувств, отношений и воспоминаний, сосредоточенных на одном понятии.

Чем больше элементов присоединяется к комплексу, тем больше его влияние на личность. Юнг также считал, что личное бессознательное гораздо ближе к поверхности, чем предполагал Фрейд, и что юнгианская терапия меньше связана с подавленными детскими переживаниями.

Это настоящее и будущее, которое, по его мнению, было ключом как к анализу невроза, так и к его лечению.

Коллективное бессознательное

Однако наиболее важное различие между Юнгом и Фрейдом заключается в представлении Юнга о коллективном (или надличностном) бессознательном. Это его самый оригинальный и противоречивый вклад в теорию личности.

Коллективное бессознательное представляет собой универсальную версию личного бессознательного, содержащую психические паттерны или следы памяти, общие с другими представителями человеческого вида (Юнг, 1928).

Эти воспоминания предков, которые Юнг называл архетипами, представлены универсальными темами в различных культурах, выраженными в литературе, искусстве и снах.

«Форма мира, в котором [человек] рождается, уже врождена в нем, как виртуальный образ» (Юнг, 1953, с. 188).

Согласно Юнгу, человеческий разум имеет врожденные характеристики, «отпечатанные» в нем в результате эволюции. Эти универсальные предрасположенности проистекают из прошлого наших предков.

Примерами могут служить боязнь темноты или змей и пауков, и интересно, что эта идея недавно возродилась в теории подготовленного обусловливания (Seligman, 19).71).

Однако более важными, чем отдельные тенденции, являются те аспекты коллективного бессознательного, которые развились в отдельные подсистемы личности. Юнг (1947) назвал эти воспоминания и образы предков архетипами.

Юнгианские архетипы

Юнгианские архетипы определяются как образы и темы, происходящие из коллективного бессознательного, как это было предложено Карлом Юнгом. Архетипы

имеют универсальное значение в разных культурах и могут проявляться в снах, литературе, искусстве или религии.

Юнг (1947) считает, что символы разных культур часто очень похожи, потому что они возникли из архетипов, общих для всего человечества, которые являются частью нашего коллективного бессознательного.

Для Юнга наше примитивное прошлое становится основой человеческой психики, направляя и влияя на настоящее поведение. Юнг утверждал, что идентифицировал большое количество архетипов, но уделял особое внимание четырем.

Юнг обозначил эти архетипы как Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус.

Персона

Персона (или маска) — это внешнее лицо, которое мы представляем миру. Он скрывает наше истинное «я», и Юнг описывает его как архетип «конформизма». Это публичное лицо или роль, которую человек представляет другим как нечто отличное от того, кем мы являемся на самом деле (например, актер).

Анима/Анимус

Еще один архетип — анима/анимус. «Анима/анимус» — это зеркальное отражение нашего биологического пола, то есть бессознательной женской стороны у мужчин и мужских тенденций у женщин.

Каждый пол отражает отношение и поведение другого пола благодаря многовековому совместному проживанию. Психика женщины содержит мужские аспекты (архетип анимуса), а психика мужчины содержит женские аспекты (архетип анимы).

Тень

Следующая тень. Это животная сторона нашей личности (как Ид у Фрейда). Это источник как нашей творческой, так и разрушительной энергии. В соответствии с эволюционной теорией архетипы Юнга могут отражать предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.

Самость

Наконец, есть Самость, которая дает ощущение единства опыта. Для Юнга конечной целью каждого человека является достижение состояния самости (аналогично самоактуализации), и в этом отношении Юнг (как и Эриксон) движется в направлении более гуманистической ориентации.

Это, безусловно, было убеждением Юнга, и в своей книге «Неоткрытое Я» он утверждал, что многие проблемы современной жизни вызваны «прогрессирующим отчуждением человека от своей инстинктивной основы». Одним из аспектов этого являются его взгляды на значение анимы и анимуса.

Юнг утверждает, что эти архетипы являются продуктом коллективного опыта мужчин и женщин, живущих вместе.

Однако в современной западной цивилизации мужчинам не рекомендуется жить своей женской стороной, а женщинам — выражать мужские тенденции. Для Юнга результатом было то, что полное психологическое развитие обоих полов было подорвано.

Вместе с господствующей патриархальной культурой западной цивилизации это привело к обесцениванию женских качеств вообще, а преобладание персоны (маски) возвысило неискренность до образа жизни, не подвергаемого сомнению миллионами в их повседневной жизни. .

Критическая оценка

Идеи Юнга (1947, 1948) не были так популярны, как идеи Фрейда. Это могло быть связано с тем, что он не писал для неспециалистов, и поэтому его идеи не были так широко распространены, как идеи Фрейда. Это может быть также потому, что его идеи были немного более мистическими и неясными, и менее ясно объясненными.

В целом современная психология недоброжелательно отнеслась к теории архетипов Юнга. Эрнест Джонс (биограф Фрейда) говорит, что Юнг «спустился в псевдофилософию, из которой он так и не вышел», и для многих его идеи больше похожи на мистические спекуляции Нью-Эйдж, чем на научный вклад в психологию.

Однако, хотя исследование Юнгом древних мифов и легенд, его интерес к астрологии и увлечение восточной религией можно рассматривать в этом свете, также стоит помнить, что образы, о которых он писал, имеют, как исторический факт, оказали неизгладимое влияние на человеческий разум.

Кроме того, сам Юнг утверждает, что постоянное повторение символов из мифологии в личной терапии и в фантазиях психотиков поддерживает идею врожденного коллективного культурного остатка. В соответствии с эволюционной теорией может случиться так, что архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.

Юнг предположил, что человеческие реакции на архетипы подобны инстинктивным реакциям животных. Одна из критических замечаний Юнга заключается в том, что нет никаких доказательств того, что архетипы имеют биологическую основу или сходны с животными инстинктами (Roesler, 2012).

Более поздние исследования показывают, что архетипы не рассматриваются как чисто биологические, а возникают непосредственно из нашего опыта и являются отражением языковых или культурных особенностей (Young-Eisendrath, 1995).

Однако работа Юнга также внесла свой вклад в господствующую психологию, по крайней мере, в одном важном аспекте. Он был первым, кто выделил две основные установки или ориентации личности — экстраверсию и интроверсию (Юнг, 19).23).

Он также определил четыре основные функции (мышление, чувство, восприятие и интуиция), которые в перекрестной классификации дают восемь чистых типов личности.

Психологи, такие как Ганс Айзенк и Раймонд Кеттелл, впоследствии опирались на это. Таким образом, Юнг не только был культурной иконой для поколений студентов-психологов, но и выдвигал идеи, которые были важны для развития современной теории личности.

Ссылки

Jung, C.G. (1921). Психологические типы. Собрание сочинений К. Г. Юнга, Vol. 6 Боллинген Серия ХХ.

Юнг, К.Г. (1923). Об отношении аналитической психологии к поэтическому искусству 1 . Британский журнал медицинской психологии, 3 (3), 213-231.

Юнг, К.Г. (1928). Вклад в аналитическую психологию . Нью-Йорк: Harcourt Brace

Jung, CG (1933). Современный человек в поисках своей души.

Юнг, К.Г. (1947). О природе психики . Лондон: Ковчег в мягкой обложке.

Юнг, К.Г. (1948). Феноменология духа в сказках. Архетипы и коллективное бессознательное , 9 (Часть 1), 207-254.

Юнг, К.Г. (1953). Собрание сочинений. Том. 12. Психология и алхимия.

Рослер, К. (2012). Передаются ли архетипы культурой больше, чем биологией? Вопросы, возникающие в связи с концептуализацией архетипа. Журнал аналитической психологии, 57(2) , 223-246.

Селигман, MEP (1971). Готовность и фобии. Поведенческая терапия, 2(3) , 307-20.

Янг-Эйзендрат, П. (1995). Борьба с Юнгом: ценность неопределенности. Психологические перспективы, 31(1) , 46-54.

подробнее

  • Прослушать радиопередачу BBC о Карле Юнге
  • Существуют ли архетипы?

Юнгианские архетипы: Я, Персона, Тень, Анима/Анимус

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг, он придумал такие термины, как экстраверсия и интроверсия, архетипы, анима и анимус, тень и коллектив без сознания, в том числе.

Он был практикующим психиатром и считается основателем аналитической психологии или юнгианского анализа. В ранние годы он познакомился с Зигмундом Фрейдом, основателем психоанализа. У них были близкие отношения, и они совместно работали над общим видением человеческой психологии. Однако их пути разошлись, поскольку личные исследования Юнга в области аналитической психологии и особенно после открытия коллективного бессознательного сделали для него невозможным следование психоанализу Фрейда, что привело к болезненному расколу после многих лет сотрудничества.

Фрейд и Юнг

Аналитическая психология Юнга, по сути, породила эмпирическую науку о психике , кульминацией которой стало его выдающееся произведение «Собрание сочинений», написанное в течение 60 лет при его жизни.

Юнг разделяет нашу психику на три разные сферы: сознание, личное бессознательное , и коллективное бессознательное.

Сознание состоит из нашего поля осознания, всех переживаний, которые мы осознаем, именно здесь мы формируем наше Эго. Однако, по Юнгу, оно ничтожно по сравнению с бессознательным.

Личное бессознательное индивидуально для каждого человека и состоит из частей, которые уникальны для нашей собственной жизни, мыслей, о которых мы не знаем, забыли или были подавлены из-за их беспокоящей природы.

С другой стороны, коллективное бессознательное — это самая глубокая часть нашего бессознательного, которая наследуется генетически и не формируется личным опытом. Здесь находятся архетипы. Архетипы представляют собой универсальные паттерны и образы, являющиеся частью коллективного бессознательного. Юнг считал, что мы наследуем эти архетипы точно так же, как мы наследуем инстинктивные модели поведения.

Юнг был также экспертом в изучении религиозной и мифологической символики, работа в обеих этих областях привела к открытию архетипов. Изучение этих мифов культур выявило сходные закономерности, он даже нашел те же символы в снах больных шизофренией, что подкрепило представление об архетипах и коллективном бессознательном.

Помимо своих путешествий по Соединенным Штатам и Англии, Юнг побывал в Восточной Африке, чтобы узнать о туземцах, которые никогда не были в контакте с европейской культурой, он также побывал в Индии, где почувствовал себя «находящимся под непосредственным влиянием иностранного культура» впервые. Индуизм сыграл важную роль в его понимании роли символизма и бессознательного.

Хотя Юнг предложил ряд архетипов, таких как: отец (авторитетная фигура), мать (заботливая), мудрый старик (мудрость, знание), герой (защитник, спаситель), обманщик (нарушитель спокойствия), среди другие. Мы сосредоточимся на том, что считается четырьмя основными юнгианскими архетипами: Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус

1. Самость

Самость

Чтобы понять Самость, нам нужно знать чем оно отличается от Эго, которое является частью царства сознания.

Юнг считает, что Атман выше по рангу, чем эго. Эго приобретается в течение жизни человека, и поэтому оно является сознательным фактором . Теоретически вы можете полностью описать эго, но это будет означать только сознательную личность, а не полную картину, которая должна включать в себя бессознательные части.

Эго состоит из соматических и психических факторов. Соматика — это физическое я, наше тело, а психическое относится к нашему внутреннему я , нашему разуму. И соматическое, и психическое имеют сознательные и бессознательные факторы.

Основной характеристикой Эго является наша индивидуальность , то есть часть нашего сознания; однако это одна часть личности, а не вся. Остальную часть составляет бессознательное.

Сумма сознательного и бессознательного есть то, что Юнг называет Самостью, которая составляет целостную личность индивидуума.

Чтобы достичь Самости, центральная концепция Юнга вращалась вокруг того, что он называл индивидуацией или самореализацией. Пожизненный процесс выделения себя из сознательных и бессознательных элементов каждого человека. Это он считал главной целью психологического развития человека.

Теперь мы углубимся в то, что Юнг считал самой важной частью нас самих, бессознательное.

Здесь мы сталкиваемся с Персоной, Тенью, Анимой/Анимусом, которые оказывают наиболее разрушительное влияние на Эго.

2. Персона

Персона

Персона известна как архетип соответствия, это элемент личности, который возникает по причинам адаптации или личного удобства. Если у вас есть определенные «маски», которые вы надеваете в различных ситуациях, — это персона. По сути, он скрывает наше истинное «я», представляя нас кем-то другим, чем мы есть на самом деле.

Когда мы радуем других людей своей персоной, оно оставляет наши негативные черты, противоречащие нашему истинному «я», образуя нашу Тень.

3. Тень

Тень

Юнг назвал тень неизвестной темной стороной личности. В то время как содержание личного бессознательного приобретается в течение жизни человека, содержание коллективного бессознательного неизменно представляет собой архетипы, которые присутствовали с самого начала.

Среди тени, анимы и анимуса наиболее доступной и легкой для восприятия является тень, поскольку ее можно извлечь из содержимого личного бессознательного.

Чтобы осознать тень, необходимо приложить значительные моральные усилия, чтобы признать темные аспекты своей личности реальными и присутствующими.

В то время как некоторые черты собственной тени можно распознать, некоторые оказывают большее сопротивление моральному контролю и практически не поддаются влиянию.

Индивидуум, который не распознает свою психологическую проекцию, защитный механизм, с помощью которого индивидуум защищается от бессознательных импульсов, отрицая их существование в себе и приписывая их другим, в конце концов создаст иллюзорную среду, посредством которой он превратит мир в копию собственное неизвестное лицо.

Психологическая проекция

Тень играет важную роль в уравновешивании общей психики. Слабая адаптация тени приводит к низкому уровню личности, при котором индивид ведет себя как пассивная жертва своей тени, крайне озабоченная мнением окружающих, ходячая Персона.

Люди, которые не смотрят прямо на свои тени, проецируют их на других — качества, которые мы часто не выносим в других, мы имеем в себе и не хотим видеть. Но чтобы по-настоящему вырасти как личность, нужно интегрировать свою тень и сбалансировать ее со своей Персоной.

Человек может распознать относительное зло своей природы, но он редко смотрит в лицо абсолютному злу.

Встреча с вашей тенью может появиться во сне, как правило, в образе человека того же пола, что и вы. Это зависит от жизненного опыта каждого человека, а не унаследовано в коллективном бессознательном.

Растворение личности и понимание собственной тени является центральной частью процесса индивидуации.

С точки зрения истории доктора Джекила и мистера Хайда, «это должен быть Джекил, сознательная личность, которая интегрирует тень, а не наоборот. В противном случае вы станете рабом своей автономной тени.

Интеграция тени знаменует собой первую стадию аналитического процесса, без нее распознавание анимы и анимуса невозможно. Однако осознание тени должно быть непрерывным процессом на протяжении всей жизни.

4. Анима и Анимус

Анима и Анимус

Внутри тени существуют две контрасексуальные фигуры: анима и анимус.

В психике каждого мужчины присутствует бессознательный женский аспект, называемый анима, который является олицетворением всех женских психологических тенденций, а в психике каждой женщины присутствует бессознательный мужской аспект, называемый анимусом.

В отличие от тени, представляющей личное бессознательное, через которое его содержание может быть осознано, анима и анимус гораздо дальше от сознания и редко осознаются.

Анима мужчины характеризуется женским Эросом. Он пассивен, как ребенок, ищущий защищающего и питающего заколдованного круга матери. Анимус женщины соответствует отцовскому Логосу, принципу рациональности.

Когда человек интегрирует аниму, она становится Эросом, уступая место более заботливой фигуре. Когда женщина интегрирует анимус, он становится Логосом, наделяя женщину способностью к самоутверждению и обдумыванию.

Анима появляется в снах, видениях и фантазиях, принимая персонифицированную форму. Она — спонтанный продукт бессознательного, а не замещающая фигура матери, присутствующая в каждом мужчине.

В нас живут мысли, чувства и аффекты, в существование которых мы никогда бы не поверили. Тому, кто еще не испытал этого на себе, это кажется полнейшей фантазией, ибо нормальный человек «знает, что думает».

Признание анимы порождает триаду: мужской субъект, женский субъект и трансцендентная анима. У женщины это порождает трансцендентный анимус.

Резюме Юнгианской аналитической психологии

Непрерывная интеграция содержимого коллективного бессознательного, превращение его в часть Самости посредством психотерапии, самоанализа и наличия моральной стойкости для изменения собственных убеждений может оказать значительное влияние на нас самих и дать нам гораздо более прочная основа в нашей психике, помогающая нам преодолевать наши ежедневные трудности и лучше осознавать, кто мы на самом деле, и что в нашей психике есть элементы, неподвластные нашему контролю.


📚 Рекомендации по книгам

Как сотрудник Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках без каких-либо дополнительных затрат для вас.


Четыре основных юнгианских архетипа: Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус.