Основные черты молодежной субкультуры – Характерные черты и типология молодёжных субкультур

Молодежные субкультуры — часть 2

Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения)»[4] . Как уже говорилось выше, по моему мнению, субкультура это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят это стать приверженцем какой-либо субкультуры.

«Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

• специфический стиль жизни и поведения;

• свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;

• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи»[5] .

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.

«Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры»[6] . На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко

Основные функции субкультур [7] :

1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.

2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.

3. Структурирование времени – организация собственного досуга.

2.2 Классификация субкультур

Базовая субкультура (БСК)

Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».

Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс – базовую субкультуру некрофетишистов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:

Табл.2. Базовые субкультуры[8]

Базовая субкультура — это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур.[9]

Уровни (стадии) развития субкультур

Данная система классификации наиболее близка к генетическому подходу. Для ее создания экспертным путем были выделены и описаны стадии, которые может проходить молодежная субкультура в своем развитии.

Здесь представлено условное развитие субкультуры, начиная с ее появления и заканчивая размытием субкультуры. Не обязательно субкультуры проходит по всем стадиям, они могут развиваться, начиная с третьей ступени или проскакивая одну из ступеней развития. Кстати, многие отрицают существование данной классификации, но для сравнения здесь она будет рассмотрена.

Стадии развития молодежных субкультур.

Табл.3. Стадии развития молодежных субкультур[10]

mirznanii.com

1.2. Характерные черты субкультуры и ее классификация

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

• специфический стиль жизни и поведения;

• свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;

• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи».

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.

«Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры». На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко.

Основные функции субкультур:

1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.

2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.

3. Структурирование времени – организация собственного досуга.[15]

В наше время существует довольно много различных субкультур. Для выявления их принципиальных различий и особенностей необходимо рассмотреть классификацию субкультур.

Базовая субкультура (БСК)

Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».

Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс – базовую субкультуру некрофетишистов.

В настоящее время в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:

Таблица 2. Базовые субкультуры

№п/п

Базовая субкультура

Состав

Базовый принцип объединения

1

Ролевое сообщество

Все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др.

Эскапизм

2

Хиппи-ориентированная

Оставшиеся группы хиппи, индеанисты, растаманы

Социально ориентированная деятельность

3

Панк-ориентированная

Панки (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат

Агрессивное поведение

4

WP (Националисты-ксенофобы – WP — сообщество)

помимо бонхедов (наци-скинов), включает ассимилированные движения скино-хулсов (наци-хулиганов), «правых» алисоманов, неоязычников, наци-реконструкторов.

Агрессивная деятельность

5

Некрофетишисты

Металлисты, сатанисты, готы

Эстетизация оккультизма

Базовая субкультура — это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур.

Данная система классификации наиболее близка к генетическому подходу. Для ее создания экспертным путем были выделены и описаны стадии, которые может проходить молодежная субкультура в своем развитии.

Здесь представлено условное развитие субкультуры, начиная с ее появления и заканчивая размытием субкультуры. Не обязательно субкультуры проходит по всем стадиям, они могут развиваться, начиная с третьей ступени или проскакивая одну из ступеней развития. Кстати, многие отрицают существование данной классификации, но для сравнения здесь она будет рассмотрена.

Субкультуры появляются не спонтанно, поэтому рассмотрим динамику возникновения субкультур.

Изначально субкультура появляется на основе уже имеющихся субкультур, возможно за счет раскола субкультуры, когда часть ее идет путем собственного развития. Вновь появившаяся перетягивает людей, атрибутику, возможно нормы поведения основной субкультуры.

Любая субкультура развивается, проходит несколько условно названных стадий развития, и в итоге может либо исчезнуть, либо сформировать альтернативную культуру.

Классификация молодежных субкультур по источникам возникновения.

Данная классификация вводится для удобства анализа субкультур с генетических позиций, для учета различной специфики развития привнесенных извне субкультур на местах и уже имеющихся на данной территории местных субкультур.

Адвентивная субкультура. Адвентивный (от лат. «adventus» — приход, пришествие). Термин обозначает «пришлые», «чужие», «привнесенные извне» элементы. Адвентивная субкультура – пришедшая, как правило, с Запада развитая субкультура. Представляет «кальку» с этой субкультуры.

Адаптивная субкультура – субкультура, возникшая в результате адаптации (натурализации) адвентивной субкультуры в конкретных местных условиях.

Оригинальная субкультура – субкультура, самостоятельно возникшая в конкретных местных условиях, либо появившаяся параллельно аналогичным западным субкультурам, без влияния со стороны последних.

Таким образом, каждая субкультура имеет свои отличительные особенности, среди них внешний вид, стиль жизни и поведения, мировосприятие. Также каждая субкультура имеет свои функции.

studfile.net

4.2 Особенности молодежной субкультуры

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе молодежную субкультуру следует рассматривать в нескольких плос­костях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации. Состояние молодежной культуры, как счи­тает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами: 1

  1. Системный кризис, затронувший социальную струк­туру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономи­ке, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. По­иск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность — все это обусловило специфический характер куль­турной самореализации молодого человека.

  2. Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного раз­вития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознает­ся органами управления. С другой — коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры так же не может не отразиться на системе установок, ориентациях и культурных идеалов молодого человека.

  3. Попытки реализации целостной программы гумани­тарной социализации в государственном масштабе не увен­чались успехом. Сегодня единая система гуманитарного вос­питания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь не­многочисленные группы молодежи крупных российских го­родов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дис­циплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным цен­ностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации.

  4. Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, не­устойчивости желаний, нетерпимости, дерзости. Именно эта спе­цифика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую тера­певтическую функцию — преодоления социального отчуж­дения. Естественно, в подобных группах складываются соб­ственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприяти­ем действительности и юношеским нонконформизмом.

Кроме того, говоря об особенностях молодежной субкультуры в России, необхо­димо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий, а так же усиливающееся ценностное и имущественное расслоение мо­лодежи.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

  1. Преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

  2. «Вестернизация» культурных образцов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

  3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

  4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

  5. Внеинституционалъная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

  6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.

studfile.net

Характерные черты молодежной субкультуры | Учеба-Легко.РФ

 

В процессе формирования молодежной субкультуры оформились следующие её характерные черты:

1.                     Мол. субкультура характеризуется выработкой специфического мировоззрения и образа жизни. В зависимости от специфики указанных параметров представители одних субкультур активно взаимодействуют с обществом, другие обходятся без активного взаимодействия. 

2.                     Мол. субкультура имеет экзотерический характер от взрослого общения. Для вхождения в тот или иной вид молодежной субкультуры в некоторых случаях достаточно быть просто молодым человеком, в некоторых случаях надо пройти обряд инициализации.

3.                     Мол. субкультура является феноменом крупных промышленных центров, т.к. именно молодежь данных городов вследствие продления соцмолодости выступает источником формирования молодежных субкультур.

4.                     Несмотря на то что мол. субкультура определяющим образом влияет на изменение ценностей традиционной культуры, далеко не все изменения принимаются обществом.

5.                     Мол. субкультура не является однородной. она диффренцирована по след. признакам: пол, возраст, соцстатус, род занятий, жизненные интересы.

6.                     Мол. субкультуры может принимать как формализованный, так и неформальный характер.

7.                     Мол. субкультуры – временный этап в жизни чела, т. к. взрослый чел решает более важные жизненные проблемы.

Российская субкультура в дополнении к указанным имеет следующие характерные черты:

1.                  Рос. мол. субкультуры (РМС) имеют заимствованный характер.

2.                  В большинстве случаев – развлекательный характер.

3.                  РМС характеризуются доминирующими ценностями потребительства.

4.                  Мол. россияне определяют своё отношение к субкультурам на основе массовых установок.

5.                  Развитие РМС как правило носит неформальный характер и не связано с деятельностью опред. социо-культурных институтов.

6.                  В РМС как правило отсутствует национально-культурная идентифицированность.

uclg.ru

Особенности молодежных субкультур в России

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити — самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики — жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы — еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты — фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры — вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то — альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи — отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей — перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы — «аригато» — «спасибо», «сайонара» — «до свидания», так и специфичные: «каваий»- «мило», «прелестно», или «ня» — выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный — это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века — рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки — анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В сере

avon-rossiya.ru

Особенности субкультуры

Специфика молодежной субкультуры

Культура общества выступает в качестве достаточно сложного и очень разностороннего явления. Как и в обществе, которое состоит из множества социальных слоев и классов, так и в культуре существуют разнообразные структурные элементы – культурные подвиды:

  • Взрослая и молодежная культуры;
  • Светская и религиозная культуры;
  • Сельская и городская культуры;
  • Традиционная и инновационная культуры;
  • Народная и профессиональная культуры.

Таким элементом является и субкультура, в частности молодежная субкультура. В целом культура выступает в качестве совокупности различных микрокультур, субкультур, а также ее составляющих, которые входят во всю структурную схему.

Замечание 1

Субкультура формируется на основе нескольких критериев: половозрастных, этнических, религиозных и социальных отличиях людей, которые являются их характерными признаками.

Что касается молодежной субкультуры, то в более узком смысле это – культура, которая создается самой молодежью для удовлетворения потребностей данной социальной группы. Сегодня молодежная культура вышла за рамки уже существующих традиций молодежной культуры, и охватывает собой также культуру, которая специально создается не только представителями молодежи, но и для молодежи, т. е. массовую культуру. Очень большая часть современной массовой индустрии направлена на то, чтобы удовлетворять запросы молодежи, соответствовать ее интересам и потребностям. Сюда относятся следующие сферы:

  1. Сфера досуговой деятельности;
  2. Сфера развлечений;
  3. Современная индустрия моды;
  4. Производство одежды, обуви, украшений и аксессуаров для молодых людей.

Замечание 2

Это может быть связано еще и с тем фактором, что молодежь составляет практически половину от всего населения современного общества. Именно по этой причине ее роль в общественной жизни нельзя недооценивать.

Возможно, по этой причине изменился и курс развития самих молодых людей: если ранее они стремились скорее повзрослеть, стать равными своим родителям, избавиться от их опеки, то сегодня появились встречные движения. Их представители отказываются взрослеть, стремятся сохранить молодость во внешнем виде, стиле одежды. Также они заимствуют у представителей молодежи сленг, моду, форму общения и поведения, а также стараются вести такой же активный образ жизни (спорт, развлечения, досуговая деятельность).

Сущность субкультуры и ее особенности

Как мы уже отметили, в каждом обществе имеется своя сложная структура. В ней имеются свои ценности и понятия, поддерживаются особые традиции и обычаи. Систему норм и ценностей, которые отличаются от общепринятых, называют субкультурой. Но это понятие достаточно многогранно и неоднозначно, поэтому исследователи до сих пор не могут выбрать одно определение из нижепредставленных:

  1. Субкультура – это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей, которая происходит от традиционной культуры, но при этом имеет свои диаметрально противоположные идеи;
  2. Субкультура – это особая форма организации людей, которые определяют стиль жизни, мировоззрение, поведение ее носителей. Субкультура также довольно сильно отличается своими обычаями и интересами от традиционной, привычной культуры;
  3. Субкультура – это совокупность некоторых норм и ценностей, которые отражают негативные черты традиционной культуры, почему и отрицаются ею.

Субкультура как социальное явление и феномен обладает своими специфическими, особыми чертами. Во-первых, это состояние свободы от обязанностей и от ответственности, которую могут нести те люди, кто придерживается традиционной культуры. Во-вторых, субкультура преимущественно – одно из эффективных и действенных средств, благодаря которым человек может выражать самого себя, или же проявлять солидарность с представителями своих интересов, единомышленникам. В-третьих, субкультура играет некоторую социализирующую роль. Она заключается в том, что в рамках субкультуры человек может полностью адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Это довольно проблематично, если индивид находится в постоянной изоляции от остального мира.

Также к особенностям субкультуры следует отнести внутреннее единообразие при внешнем протесте. Представители субкультуры всегда знают, что именно им нужно, какова цель их деятельности, и что будет, если вдруг они отклонятся от правил поведения в группе. При этом в отношении внешнего мира субкультуры могут быть противоположно настроены, и иногда это может доходить до состояния враждебности. Отсюда вытекает следующая особенность субкультуры – ее маргинальность.

Замечание 3

В обществе существует стереотип о том, что субкультура – это обязательно отрицательное явление, которое отражает интересы меньшинства. Иногда так и есть: сегодня существуют такие субкультуры, которые не соответствуют общепринятым нормам и правилам, и которые могут нанести вред некоторым категориям граждан.

В качестве базы, на которой формируется субкультура, выступает возрастная характеристика. Отсюда следует появление таких субкультур, как рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны. Все эти люди относятся к конкретному возрасту, а также испытывают интерес к одному и тому же явлению, личности (исполнителю, писателю, живописцу), музыкальному или кинематографическому жанрам.

К тому же, очень важную роль играет и то, в какое время возникли те или иные субкультуры, какие социальные и культурные события произошли в это время, и как субкультура стала ответом на них. Также на возникновение и последующее развитие субкультур оказывает влияние изменение образа жизни в обществе, уровня жизни населения, происходящие крупные события и потрясения.

Субкультуры могут активизироваться при улучшении состояния жизни, но могут также и наоборот – исчезнуть под влиянием негативных изменений. Таким образом, есть субкультуры – активаторы, а есть субкультуры «кризиса», каждая из которых отвечает на происходящие события и явления.

spravochnick.ru

Понятие молодежной субкультуры

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура — это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

Причины появления молодежных субкультур

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

. Недостатки системы образования.

. Различия между поколениями, проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.

. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

Присоединение к неформальной группе — нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации). Причины вступления в группы:

одиночество — 27%;

непонимание родителей — 24%.

Среди прочих были названы: стремление к защищенности;

обособленность;

подражание, группирование;

свобода;

эмоциональная насыщенность общения;

стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разные группы, движения. Эти условия и являются сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

studfile.net